Бугельный подшипник что такое
Классификация подшипников: виды и их названия
Классификация подшипников: виды подшипников и их названия
Конструкции узлов могут различаться в зависимости от особенностей, показателей, технических характеристик и назначения. Знать об этих различиях нужно не только производителю, но и пользователю. В статье мы расскажем о классификации подшипников – какие виды деталей бывают (качение, скольжение, роликовые, открытого и закрытого типа) и их назначение.
Основные разновидности и сравнительная таблица
Первое, что нужно различать, это две большие категории – качение и скольжение. Именно они разделяют все запчасти на две группы. Первые используются чаще, потому что у них меньше сопротивление и, соответственно, сила трения. Они необходимы при небольших частотах вращения.
Затем эти подвиды делятся на еще более мелкие ответвления, характеризующиеся качествами и отличиями по назначению.
Также они все отличаются по размерам внутреннего и внешнего кольца, по диаметру отверстия и внутренних шариков, по материалу изготовления. Представим картинку, на которой изображено, как классифицируются изделия:
Качения: рабочие характеристики, достоинства и недостатки
Более инновационные разработки, которые на данный момент используются повсеместно для поддержания и направления вращающегося вала. Они имеют невысокую степень износа, поэтому в машиностроении считается, что это один из самых прочных узлов при условии правильной эксплуатации – регулярном очищении и смазывании.
Обычная структура состоит из двух колец и тел вращения. Они могут быть различные – иглы, шарики ролики. От этого зависит классификация подшипников качения и их степень точности. Различают:
Для начала рассмотрим достоинства и недостатки указанного типа узлов.
Классификация подшипников качения по размерам, таблица
При выборе изделия используются номера, они все прописаны в соответствующих нормативных документах, но для удобства пользователей мы свели их в одну картинку:
Обозначение подшипника | Размеры | Обозначение подшипника | Размеры | ||||
Внутренний диаметр | Внешний диаметр | Ширина | Внутренний диаметр | Внешний диаметр | Ширина | ||
№4 | 4 | 16 | 5 | №207 | 35 | 72 | 17 |
№5 | 5 | 19 | 6 | №208 | 40 | 80 | 18 |
№6 | 6 | 19 | 6 | №209 | 45 | 85 | 19 |
№7 | 7 | 22 | 7 | №220 | 50 | 90 | 20 |
№8 | 8 | 22 | 7 | №211 | 55 | 100 | 21 |
№9 | 9 | 9 | 8 | №212 | 60 | 110 | 22 |
№13 | 3 | 19 | 3 | №214 | 70 | 125 | 24 |
№17 | 7 | 22 | 6 | №215 | 75 | 130 | 25 |
№18 | 8 | 10 | 7 | №220 | 100 | 180 | 34 |
№23 | 3 | 13 | 4 | №303 | 17 | 47 | 14 |
№24 | 4 | 16 | 5 | №305 | 20 | 52 | 15 |
№25 | 5 | 16 | 5 | №306 | 25 | 62 | 17 |
№34 | 4 | 16 | 5 | №307 | 30 | 72 | 19 |
№35 | 5 | 8 | 6 | №308 | 35 | 80 | 21 |
№45 | 4,5 | 7 | 2,5 | №309 | 40 | 90 | 23 |
№62 | 2 | 22 | 2,5 | №310 | 45 | 100 | 25 |
№66 | 6 | 22 | 6 | №312 | 50 | 110 | 27 |
№89 | 9 | 26 | 7 | №316 | 60 | 130 | 31 |
№100 | 10 | 28 | 8 | №403 | 80 | 170 | 39 |
№101 | 12 | 42 | 8 | №405 | 17 | 62 | 17 |
№104 | 20 | 47 | 12 | №406 | 25 | 80 | 21 |
№105 | 25 | 55 | 12 | №407 | 30 | 90 | 23 |
№106 | 30 | 30 | 13 | №700 | 35 | 100 | 25 |
№200 | 10 | 32 | 9 | №703 | 10 | 28 | 8 |
№201 | 12 | 35 | 10 | №705 | 17 | 47 | 12 |
№202 | 15 | 40 | 11 | №709 | 25 | 52 | 10 |
№203 | 17 | 47 | 12 | №710 | 45 | 75 | 11 |
№204 | 20 | 52 | 14 | №802 | 50 | 80 | 11 |
№205 | 25 | 62 | 15 | №906 | 15 | 42 | 11 |
Если вы не знаете порядкового обозначения, то вам понадобится измерить или узнать следующие показатели – диаметры внутреннего и внешнего колец, а также ширину детали.
Чаще случается обратная ситуация. В автосервисе или ином сервисном центре при ремонте вам говорят, что необходим узел с определенным названием. Чтобы узнать, что именно от вас хотят, можно свериться с приведенной таблицей.
Например, какой вид подшипника обозначается цифрой 6? Это тот, у которого внутренний диаметр равен 6 мм, а внешний – 19 мм. Стандартная ширина – 6 мм.
Рабочие характеристики и строение
Форма изделия полностью правильная, круглая. В центре – отверстие. Это место оси, туда может помещаться часть опоры. От правильного подбора зависит то, насколько плотно будет стоять узел.
Это и есть внутреннее кольцо. На ней есть дорожка качения, то есть бортики, благодаря которым остальные элементы не покинут определенного места и будут двигаться вдоль них.
Затем идут сепараторы. Это ячейки из металла, оправа для шариков или роликов. Они направляют их, а также удерживают на своих местах. Без них тела качения сместились бы в одну сторону, начали бы наезжать друг на друга, что увеличило бы трение и привело бы к неравномерному распределению нагрузки на опору. При изготовлении нужно особенное внимание уделить качеству сепараторов. Их разрушение приводит к полной поломке опорного подшипника любого вида. Обычно их изготавливают путем штамповки листового металла. Сталь предварительно обрабатывают от коррозии, а также проверяют на прочность.
Далее следует внешнее кольцо. На нем также внутри есть дорожки качения, то есть рифление, согласно которому происходит переход тел из одной ячейки в другую.
Посмотрим изображение этой разновидности узла:
Скольжение: рабочие характеристики, достоинства и недостатки
Их конструкция отличается от качения, потому что фактически две основные части (кольца) не катятся на роликах, а скользят друг по другу. Результат – увеличенная площадь трения, что, соответственно, делает эту силу намного больше. Это основной минус, который закреплен за изделием. Если будет недостаточное количество смазывающего вещества, то металл будет нагреваться, что может привести к поломке.
Рассмотрим достоинства и недостатки изделия.
Рабочие характеристики и строение
Внутренняя втулка, то есть кольцо меньшего диаметра, обычно создается из материала, обладающего антифрикционными свойствами. У них низкий коэффициент трения, что частично устраняет проблему всех механизмов скольжения. Корпус же создается из стали. Он плотно насаживается на втулку. Небольшой зазор между ними предназначен для того, чтобы туда поступала смазка. Система предполагает автоматическую подачу. Слой этой жидкости определяется в зависимости от показателей давления, температуры и фактического расхода.
По типу подшипников скольжения и их применению можно определить степень трения:
Первые наиболее подвержены скорому износу. Также следует учесть, что при ряде действий, например, при запуске или выключении, при медленном вращении, все изделия относятся ко второй разновидности, то есть находятся на предельных возможностях.
На долговечность узла влияют не только условия эксплуатации, но и характер используемого смазочного вещества. Его функции в следующем:
Еще одна классификация – на виды упорных подшипников скольжения по используемой смазки. Она может быть сухой, классической влажной, газовой или пластичной. Наиболее инновационная разработка – это использование пористого металла. Такой материал имеет поры. Он как-бы пропитан сухим веществом, которое меняет свое агрегатное состояние при нагреве. С первых движений при разогреве конструкции из небольших отверстий в металлическом корпусе ли во втулке начинает сочиться жидкость. После работы происходит остывание, вместе с этим смазка снова принимает порошкообразное состояние.
Посмотрим изображение изделия:
Но предложенная структура с порошком, меняющим свои свойства при нагреве, – скорее исключение из правил. Это трудное устройство, для которого необходимо применять дорогостоящие материалы. Классикой считаются два другие подвида. Виды подшипников скольжения и их назначение, применение, в зависимости от подачи смазывающего вещества:
И последняя классификация является определением конструктивных особенностей. Корпус может вращаться вокруг разных втулок. Подшипники могут быть:
Теперь рассмотрим менее общие классификации изделий.
Шариковые
Шарикоподшипники – самый древний, но до настоящего момента часто употребляемый подвид. Они состоят из двух колец – внешнего и внутреннего – и шариков из металла. Каждый из них находится в ячейке, сепараторе, который предопределяет их местонахождение и то, что они не будут соприкасаться.
Изготавливаются по ГОСТ 7872–89. Начинают работать при действии осевой нагрузки, то есть совсем не подходят для радиальных. Они имеют очень низкую скорость вращения. Используют однорядные и двухрядные, в зависимости от того, в какое направление будут вращаться элементы, если в двух, то лучше сделать второй вариант.
Минус один – ломается при больших оборотах.
Упорные роликовые
Еще один вид подшипников, их названия и параметры мы видим на картинке:
Предназначены для осевых нагрузок, как и все конструкции на роликах. Между двумя кольцами есть тела вращения, которые находятся в сепараторах. Есть две разновидности, в зависимости от формы этих элементов, рассмотрим подвиды.
Роликовые цилиндрические
Ролики имеют форму цилиндра. Они устойчивые и очень плотные, за счет того, что держатся устойчиво на своем месте и предлагают большую долю соприкасающейся поверхности, в отличие от шарикоподшипников, они работают с крупногабаритными деталями.
Аналог предыдущим, но имеет тела катания не цилиндры, а конусы. Это очень практичная конструкция, применяется пока редк. Ее преимущества:
Недостаток в основном в цене, потому что конструкция еще не очень обширно производится.
Двухрядные самоустанавливающиеся
Это неразъемная конструкция, которая состоит из прикрепленных ко внутренней втулке двух рядов шариков. Особенность в том, что при небольших перекосах и сдвигах, тела вращения восстанавливаются на свои места, так как по краям их ограничивают желобки.
Игольчатые
По сути это те же ролики, но очень узкие. Из-за своего малого диаметра они называются иглами. Основная структура такая же, только вместо сепараторов используется просто плотная пригонка тел катания и много смазки.
В статье мы рассказали, какие виды и размеры шариковых подшипников существуют, показали фото. Ориентируйтесь на цену и качество изделия при покупке.
Классификация подшипников скольжения: как устроен подшипник, применение, достоинства и недостатки
В статье поговорим о том, как устроены подшипники качения (шариковые) и скольжения для валов, а также о разнице, отличиях устройств, достоинствах и недостатках конструкций. Эти детали используются во всех сферах деятельности (машиностроении, транспорте, сельском хозяйстве, медицине, быту и промышленности), этим обусловлена актуальность темы.
Что такое представляет из себя деталь
Этот механизм снижает трение при вращении оси в проушине. Аналогичные устройства использовались человечеством со времен неолита, когда люди впервые употребили жир для смазывания осей. Примером этого может служить гончарный круг. Египтяне при строительстве и орошении земли широко применяли все виды блоков и смазывали маслом, водой все вращающиеся детали. Позднее стали использовать деготь, графит, воск для смазки осей колес.
Современные детали – это уже совсем другие высокотехнологичные изделия.
В статье вы можете найти общие сведения о подшипнике скольжения и увидеть фото, как выглядит механизм.
Классическое устройство – это две втулки, плотно подогнанные друг к другу с высокой степенью обработки поверхностей. Для скольжения между плоскостями добавляется смазочный материал, или один из элементов делают из скользкого вещества, например, графита или фторопласта.
Классификация и виды подшипников скольжения
На предприятиях изготавливают три типа узлов, исходя из материала изготовления; размеров втулок, колец; типов вкладышей; конструктивных особенностей:
Классификация по способу подачи смазки и ее вида
Изделия классифицируют по следующим параметрам:
Как работает гидростатический подшипник скольжения – принцип действия, особенности работы
Часто эту деталь еще называют гидравлической. Она служит для обеспечения многолетней работы изделия, широко используются во всех сферах производства из-за надежности и простоты строения.
Состоит из двух деталей: внешнего и внутреннего кольца. Пространство между осью и корпусом постоянно нагнетается смазывающей жидкостью. Часто в этом отверстии находятся вкладыши из более мягких материалов. Например, на таких опорах лежит коленвал автомобиля.
В маркировке основная цифра отражает диаметр вала в милимметрах. Остальные буквы и цифры – это обозначения особенностей конструкции и условия эксплуатации.
Все изделия этого типа обязаны соответствовать установленным стандартам, от этого зависит их номенклатура.
Подшипники скольжения, выходящие с конвейера, проходят проверку на качество, соответствующее ГОСТу.
Мы приведем таблицу основных стандартов:
Норматив | Какой ГОСТ регулирует |
Сокращения и условные обозначения | 7904-1 |
Параметры для расчета | 4378-4 |
Стандарты для втулок из медных сплавов | 4379-2006, 29201-91 |
Конструкттивные особенности и подшипниковые материалы | 4378-1 |
Размеры и типы колец | 28801-90 |
Размеры керамических втулок | 2795-2001 |
Размеры и виды втулок, типы спекаемых материалов | 24833-81 |
Определения и термины для подшипников механизмов и машин | 18282-88 |
Согласно этим нормативам, можно определить их правильную маркировку и особенности. Но несмотря на все различные варианты, все они обладают одинаковыми достоинствами.
Преимущества гидродинамического узла вращения:
Гидродинамические подшипники скольжения
Этот вид выгодно отличается от первого, потому что технологическая жидкость нагнетается в пространство внутри трущихся деталей за счет вращения вала.
Особенностью работы подшипника является то, что чем больше частота вращения вала, тем качественнее становится смазочный слой между вращающимися сферами. При этом, на малых оборотах резко возрастает трение. Как следствие – происходит износ детали.
К недостаткам можно отнести:
Газостатический тип подшипника скольжения
К недостаткам подшипников скольжения этого класса относятся:
Давайте рассмотрим строение подшипника скольжения, из чего он состоит (втулка, корпус), материалы, необходимые для изготовления на схеме:
На рисунке цифрами обозначены элементы строения механизма:
На схеме не обозначена цапфа, а вкладыш складывается из пористой вставки и втулки.
Через статичное кольцо с проходами подается газ под давлением, который проникает в промежуток между цапфой и корпусом. Необходимо выбрать целесообразную конфигурацию канавок с внутренней стороны окружности (вкладыша) и давление поступающего газа. Чтобы плоскости вкладыша и цапфы не соприкасались надо правильно выставить режим оборотов и нагрузки.
При повышении оборотов соприкосновение между этими материалами будет по времени сокращено до периода разгона, что приведет к меньшему износу. Подшипниковый узел возможно заставить работать тише, с меньшими вибрациями при больших оборотах. Задачей инженеров является добиться создания устойчивой воздушной подушки между быстро вращающимися плоскостями.
Газодинамические
Устройство, как и у всех остальных узлов состоит из:
Область использования такого подшипника весьма ограничена. Потому что эффективная работа узла возможна только при высоких скоростях. Нагрузка на оси также небольшая. В технике применяется еще один тип – радиальный подшипник скольжения.
Преимущества данной конструкции:
Где используется подшипник скольжения с твердой смазкой, для чего он нужен, область применения и назначение
Инженеры уже давно обратили внимание на свойства некоторых веществ, которые снижают трение. Такими скользкими материалами являются: графит, чугун, бронза и их совместные вариации. В случаях, когда требуются большие усилия на ось, при небольших интервалах нагрузки подшипниковый узел с твердой смазкой является самым удобным решением. Например, втулка в стартере.
Механический компонент состоит из:
Главным условием исправной работы является соприкосновение в узле двух материалов, имеющих минимальный коэффициент трения при соприкосновении. Например: сталь с графитом; чугун с бронзой; сталь с фторопластом. Элементом, обеспечивающим низкое трение, являются частицы от узлов, появившиеся в результате стирания. Чешуйчатая структура графита создает эффект множества прокладок, скользящих относительно друг друга.
Посадка подшипников скольжения без смазки требует определенных условий, достаточно простых допусков.
Смазка для сменных деталей подшипников скольжения
Для определенного вида изделия требуется своя смазочная жидкость, которая обеспечивает работу всего узла и отвечающая за надежность и безотказность всей опоры.
Материал подбирают по совместимости цветных металлов и их сплавов из которых сделаны вкладыши и втулки. Также очень важно учитывать параметры динамических и статистических нагрузок на опоры. Некорректно подобранная жидкость может просто изменить свою структуру (стать жидкой, что ведет к подтеканию узла) или ее может вытолкнуть с места при трении.
Смазка бывает нескольких видов:
Как выбрать смазку
Очень важно правильно подобрать смазочный материал. Ведь от этого зависит надежность и долговечность работы механизма. Он должен защитить металл от коррозии, от загрязнений и смягчить нагрузку при ударе. Тогда изделие сможет стабильно работать в критических нестандартных ситуациях.
Почти 35 процентов машин ломаются из-за неправильного подбора жидкости.
Необходимо точно следовать техническим характеристикам данного узла, произвести расчет по скорости, нагрузке, температурным колебаниям, размерам детали.
При выборе смазке необходимо учитывать такие требования:
Мы приводим таблицу, которая подскажет вам, чем смазать подшипник скольжения.
Код обозначения марки пластической смазки | Марка смазочного материала | Код обозначения пластической смазки | Марка смазочного материала |
---|---|---|---|
— | ЦИАТИМ-201 | С18 | ВНИИНП-233 |
С1 | ОКБ-122-7 | С20 | ВНИИНП-274 |
С2 | ЦИАТИМ-221 | С21 | ЭРА |
С3 | ВНИИНП-210 | С22 | СВЭМ |
С4 | ЦИАТИМ-221С | С23 | ШРУС-4 |
С5 | ЦИАТИМ-202 | С24 | СЭДА |
С6 | ПФМС-4С | С25 | ИНДА |
С7 | ВНИИНП-221 | С26 | ЛСД-3 |
С8 | ВНИИНП-235 | С27 | ФАНОЛ |
С9 | ЛЗ-31 | С28 | CHEVRON SRI-2 |
С10 | №158 | С29 | РОБОТЕМП |
С11 | СИОЛ | С30 | ЮНОЛА |
С12 | ВНИИНП-260 | С31 | ЛИТИН-2 |
С13 | ВНИИНП-281 | С32 | №158М |
С14 | ФИОЛ-2У | С33 | ФИОЛ-2МР |
С15 | ВНИИНП-207 | С34 | ШРУС-4М |
С16 | ВНИИНП-246 | С35 | BERUTOX FE 18 EP |
С17 | ЛИТОЛ-24 | С36 | ВН-14 |
Подшипники скольжения или качения: чем отличаются и что лучше
Изделия, которые подразумевают повороты, снабжаются деталями для качения или скольжения, в зависимости от того какая сила на них будет распространяться, и какой импульс будет подаваться.
Принцип устройства подшипника качения выглядит так. Он состоит из двух колец, между которыми сделана специальная выдолбленная дорожка. Она заполняется элементами, которые будут постоянно находиться в движении. Эти компоненты, в основном, состоят из металлических шариков разного диаметра. Альтернативным решением считаются другие формы, такие как иголки и цилиндр.
Подшипники скольжения и качения трудны в ремонте и восстановлении дефектов, так как в большинстве случаев они бывают несъемными, их расчет и сборка – дело рук профессиональных токарей, потому что зазор между втулкой и осью бывает минимальным. Чтобы вам не приходилось часто менять их на новые, держите детали в надлежащем виде, а именно следите за состоянием смазки, храните при положительных температурах в закрытом помещении.
Определить, какие подшипники лучше, невозможно. Так как сфера использования их различная. Одни лучше применять при больших оборотах и значительном напряжении, вторые более эффективно справляются с малой частотой вращения. При этом следует учитывать размеры втулок, внутреннего и внешнего кольца, диаметр вращающихся элементов (шариков, роликов, иголок, цилиндров). При выборе правильной модели инженеры всегда опираются на нормативные акты (СНИП, СанПиН и ГОСТ).
В нашей статье мы подробно рассказали какие бывают подшипники скольжения, критерии работоспособности и их хранение с помощью смазочных материалов. Рекомендуем вам заказывать опорные узлы в интернет-магазине «Подшипник Моби» – большой ассортимент и качественные детали.