Будущее уже не то что было раньше

Будущее уже не то что было раньше

Die schoenen Tage in Aranjuez
Sind nun zu Ende.

Friedrich Schiller. Don Carlos, Infant von Spanien. 1. Akt. 1. Auftritt. (Domingo)

Узловые свершения в России демонстрируют решительную беспринципность политиков по отношению к левому философскому наследию: В.И. Ленин поступил вопреки теории К. Маркса, И.В. Сталин — наперекор концепции В.И. Ленина… Политики сознательно отказывались на практике от следования общепринятым в левой среде философским постулатам. «Реальный политический процесс» в России оказался дисконтинуальным, организованным как серия сингулярностей, а историческая эволюция — полной разрывов и лакун.

Сразу оговорюсь: результаты любой современной политологической или социально-философской теории являются нефальсифицируемыми в смысле К. Поппера (т. е. не могут быть опровергнуты опытным путем и, следовательно, не могут быть подтверждены) и посему имеют эпистемологическую ценность, близкую к метафоре. Перефразируя Гераклита, можно сказать, что теории не открывают и не скрывают, они намекают. Философия в силах лишь нечто подсказать политику, концептуально оформить его дискурс.

Сегодня левая теория поражена parva anima: никто с уверенностью не может сказать, есть ли у нее место в том дивном новом мире, который зреет в недрах «постиндустриального общества» и который готовит нам политика глобализации. Так, в выступлении А. Цветкова, посвященном левой теории, напрочь отсутствует теория в собственном значении этого термина, т. е. система руководящих идей, концептуальная схема, дающая целостное представление о социальной действительности. Буквально на наших глазах левые теоретики в России превратились в разновидность «теоретического меньшинства»: к ним относятся, как к лицам с нетрадиционной ментальной ориентацией, т. е. вроде бы «политически корректно», но с опаской и брезгливостью.

Общепризнано, что догматический истмат принадлежит кунсткамере идей XIX — начала XX века, а то радикально новое, что превзойдет его, нам, левым XXI века, еще не дано. Иными словами, считается, что пути развития левой теории неведомы: ее тайна велика есть, и появление плодотворных идей невозможно без того, чтобы произошло нечто возвышенное — непредвиденная никакой рациональной калькуляцией и не имеющая аналогов самоорганизация. Вот сойдет огонь с небес, упадет звезда в источник вод, самосознание трудящихся конституирует революционное сознание, выйдут из лона пролетариата легендарные революционные витязи, излюбленные вожди народные… иными словами, мобилизуются все «труждающиеся и обременные» на базе осознания своих интересов — и все мы «дружной вереницей пойдем за Синей птицей» новой теории. А пока — ведь живем однова! — можно заняться повторением регидного марксизма и «рецепцией» все того, что можно без особого труда позаимствовать из копилки «современной мысли».

Однако рецепция идет туго. Ее плоды по большей части напоминают Гимн РФ: музыка про старое, слова — про новое, а как результат — отсутствие внятной идеи и, следовательно, побудительной силы и культурной притягательности.

Здесь за примером далеко ходить не надо — достаточно указать на нашего «статусного» левого мыслителя А. Бузгалина, создавшего причудливую смесь советского марксизма с западным неомарксизмом и институционализмом. Его концепция исходит из онтологической картины социального мира: наличное многообразие явлений может быть объяснено неизменными законами существования объективных структур — социальных классов и институтов, присущих капитализму. По сути, А. Бузгалин вливает «вина молодого в ветхие мехи», предъявляя в качестве теоретической новации многоукладное социалистическое хозяйство, совмещающее централизованное государственное планирование с кооперацией трудящихся, а также с предпринимательством. «Пазлы», из которых складывается новая теория, все те же, что и четверть века назад, только с учетом «недостатков советской централизованной системы управления» и «последних достижений» науки, которые символизирует аморфная платформа институционализма. В качестве образа желаемого «светлого будущего» А. Бузгалин предъявляет «темное прошлое», что-то вроде улучшенной версии СССР 1920-х годов. Всякая действительная теоретическая работа заменяется песнями о «постиндустриальном обществе» и «трансформационной экономике» под «баян» «эвристического потенциала политической экономии социализма»: «Недостоверна видимость натуры / В сравненье с данными литературы».

Проблематичность простого переноса старых концепций на современную ситуацию заключается в том, что невозможно найти в социальном мире некоторые вечные законы: в нем сбываются события, которые отменяют старые принципы восприятия и оценивания. События — не онтологические сущности, это сингулярные изменения состояния социального мира. Они активны и разворачиваются во времени. Однако само событие — в отличие от становления — не имеет собственного времени. Оно представляет собой, говоря словами Ж. Делёза, длящееся не-время: понятие «событие» служит для выражения того, что случается в точке времени, а «процесс» и «состояние» обозначает происходящее в интервале времени. Событие — всегда граница между двумя состояниями, т. е. оно — не настоящее, а то, что вот-вот сбудется или уже в прошлом.

Любая, даже самая революционная теория не стоит над социальной действительностью: она есть собственный момент этой действительности. То, что существенно в настоящий момент в политике, составляет внутреннее условие теории. Не определив эксплицитно трансцендентальный принцип для исторической ситуации в России, мы ни на йоту не продвинемся в понимании. Этот принцип — и то, что действительно важно в левой политике, и то, что делает возможным левую теорию. Напомню, что, согласно И. Канту, трансцендентальный принцип задает универсальное априорное условие, в свете которого социальные явления становятся объектами нашего познания. Иными словами, это принципиально внеопытное основание дискурса, смысловой горизонт, в котором только и может состояться познание.

Какое же имя сегодня можно дать трансцендентальному принципу, этой фундаментальной метафоре левой теории? Трансцендентальное положение, которое позволило бы эвристически выразить сущность текущего момента и начать конструировать связный левый дискурс, может быть названо событием с отсутствующим центром. Ниже я попытаюсь раскрыть этот тезис.

Концепт «событие» по-разному разрабатывался А. Бергсоном, А. Уайтхедом, Ж. Делёзом, и в особенности — М. Хайдеггером и А. Бадью. Для целей социальной теории достаточно указать, что референтом события служит различие как отношение к другому событию, модусом — радикальная перестройка социального мира.

На уровне социальной теории, событие представляет собой скачкообразное существенное изменение структур и практик, имеющее основание в себе самом. Событие отличает негарантированность и неоправданность происходящего ничем (или почти ничем), что находилось бы вне него. Оно бессвязно, поскольку представляет собой разрыв, прекращение непрерывной исторической эволюции.

События — редкие, проблематичные и проблематизирующие. Если Ж.-П. Сартр утверждал, что событие есть результирующая социальных действий, факт субъективности, то согласно Ж. Делёзу действия имеют своим условием событие. На самом деле, ни от одного из этих утверждений нельзя отказаться как от ложного: они взаимно дополняют друг друга, поскольку событие дано как становление и действий, и определяющих их условий — структур. Социологически интерпретируя М. Хайдеггера, можно сказать, что в событии практики и структуры взаимопроникают друг в друга. В событии следует различать, с одной стороны, относительные моменты, т. е. системную детерминацию со стороны структур, а с другой — абсолютные, интерпретируемые как спонтанные и далее необъяснимые.

Напомню, что социальная теория различает структуры и практики. Структуры — это динамическое множество инвариантов явлений, сравнительно устойчивый ансамбль социальных отношений, выступающих условиями и предпосылками любых практик. Структуры, конструируемые в ходе социологического исследования, призваны описывать самотождественность социального поля, а также объяснять практики. Практики, в свою очередь, суть фактически существующие явления (из которых во многом и складывается национальное социальное поле как предмет исследования): действия, коммуникации, представления, дискурсы и т. д.

Структуры и практики связаны между собой как условие и обусловленное. Однако прежде чем стать «действующей причиной» практик, условия должны быть усвоены и присвоены агентами, интериоризированы ими. Более того, чтобы существовать в историческом времени, структуры должны воспроизводиться практиками. Данное воспроизводство неизбежно подразумевает и производство, т. е. изменение структур в процессе практик. Иными словами, структуры, будучи условиями и предпосылками практик, сами обусловлены. Структуры зависят от того, каким образом они воспроизводятся/производятся практиками. Это тем более верно, что интериоризация структур во многом носит случайный характер, подвержена влиянию быстро сменяющих друг друга состояний социального поля, зависит от приобретаемых в биографическом опыте диспозиций и представлений агента, его положения в социальном пространстве в целом и его социальной траектории. Принципиально неустранимые флуктуации, имеющие место в ходе интериоризации агентами структур, а также влияние на национальное социальное поле внешних, случайных по отношению к нему социальных и политических факторов (иностранных государств, транснациональных корпораций и международных организаций вроде МВФ и Всемирного банка) не позволяют рассматривать это поле исключительно в качестве стабильной целостной структуры. Эта структура — динамическая, историческая и открытая. Реалистические представления о национальном социальном поле можно получить, лишь учитывая несистемные и внешние для него аспекты и измерения, включая его взаимодействия с другими государствами, ТНК и международными организациями. Особое место среди таких несистемных составляющих занимают флуктуации, стохастические колебания свойств явлений. В событии, связанном с критическими флуктуациями, не только воспроизводятся, но и трансформируются старые, а также возникают новые структуры. Без сомнений, любое событие обусловлено предпосланными ему структурами. Однако оно может и модифицировать старые, и порождать новые структуры.

Событие не может быть отождествлено с закрытостью, наделенной однозначным строением. Говоря о возможном событии, мы не можем его центрировать, представив его как целостную систему, организованную вокруг узла сети отношений. То, что у события нет центра, означает отсутствие трансцендентального означаемого, сигнализирующее о серьезных проблемах, которые возникают при формировании социально-политической субъективности. Отсутствие центра лишает событие определенного социально-политического смысла. Оно предстает как нескончаемое движение множественных смыслов по поверхности воронки, внутри которой — пустота. Плюрализм социально-политических смыслов события выражает затрудненность коллективных действий, дисперсию идентичностей, атомизацию политических субъектов.

Когда я называю трансцендентальный принцип текущей российской политики событием, это вовсе не означает, что мы стоим на пороге катастрофических изменений социального мира, разрыва с предшествующей традицией, инверсии вектора исторического движения. Следует подчеркнуть особо: событие — если оно вообще случится в России — произойдет в неопределенном пока будущем. «В каком году — угадывай, / В какой земле — рассчитывай…» Я лишь хочу выразить интуицию, что российское социальное пространство обладает неустойчивой структурой, и что его состояние находится в зоне притяжения события. Событие еще не сбывается, однако оно возможно. Кажется, что мы начинаем двигаться в его русле, и в силу этого отдельные его особенности уже актуальны. Оно есть то будущее, которое отчасти отбрасывает на нас тень.

Социальный процесс в теории обычно обосновывается посредством отсылки к той или иной бытийной структуре, служащей его референтом. Таким «трансцендентальным означаемым» для российских либеральных реформ, например, служит «капиталистическое производство». Оно выступает онтологическим гарантом определенности социально-политической семантики. Трансцендентальным означаемым «мирового революционного процесса» во время оно считался «пролетариат», понимаемый как объективный инвариант: «мировая революция» была фундаментально отнесена к этой бытийной структуре, служила ее выражением.

Однако детальное исследование показывает, что социальный класс не может быть уподоблен существующему объективно организму, обладающему «по праву рождения» единством сознания, воли и действия, а является продуктом политического конструирования. «Пролетариат» не возникает сам по себе, как следствие объективных законов, а производится его политическими представителями — партиями и профсоюзами, которые — если указанные «доверенные лица» действуют адекватно положению своих «доверителей» в социальном пространстве — могут из разрозненных единичных агентов конституировать мобилизованную группу, способную на коллективное действие.

Точно также и капиталистическое хозяйство не есть онтологическая вещь, существующая сама по себе, вне культуры и политики, но производится/воспроизводится, в том числе, политическими практиками. В этом плане не существует объективных экономических законов, которые могут реализовываться помимо практик агентов с их интересами и диспозициями.

Почему наше будущее притягивает событие? Потому, что наличная российская ситуация может быть охарактеризована как «единое без синтеза». — Я пишу об исторической ситуации как организуемой принципом «единое без синтеза» во многом от противного: в СССР господствовал принцип разделения, отрицания капиталистического единого с последующим снятием в более высоком единстве. — Дело в том, что на уровне «феноменов» социальные антагонизмы не преодолеваются, но воспроизводятся, а на уровне «теоретических представлений» господствующая в России политическая субъективность декларирует сохранение социальных противоречий. Власти предержащие отнюдь не добиваются разрешения кардинальных социальных несоответствий, а лишь пытается смягчить их посредством политических репрезентаций. Возьмите любой «национальный проект»: он вовсе не устраняет соответствующую проблему, всего лишь замещая ее некими политическими означающими.

Однако на уровне дискурса российская политика поглощает любую альтернативу себе, интегрирует любую оппозицию, аннигилирует любую здравую критику. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с символической продукцией, которую выдают на-гора «Единая Россия» вкупе с «Партией жизни» и новой «Родиной». Политический дискурс легитимации растворяет и переваривает все, или почти все. То же, что трансцендирует границы «единого без синтеза», отторгается практически (включая силовые методы).

Что же представляет собой российская социальная действительность, организованная как «единое без синтеза»? Укажу лишь на три аспекта.

Во-первых, в России социальные противоречия интституционализированы. Воспроизводство социального порядка напрямую зависит от воспроизводства этих противоречий. Существующие в России идеологии прямо признают наличие социальных конфликтов, тем самым легитимируя их. Эти идеологии ни в коей мере не претендуют на адекватное представление российской действительности (она, как в феноменологии Э. Гуссерля, «заключается в скобки»), на истинность, тем самым уходя от возможной критики. Современные российские идеологии антиреалистичны и пронизаны духом релятивизма.

Во-вторых, любая «реформа» — единственная легитимная сейчас политическая форма — никогда не затрагивает базовых социальных структур. Наоборот, все «реформы», «нацпроекты» нацелены на поддержание гомеостазиса. Господствующая ныне политическая субъективность озабочена лишь собственным расширенным самовоспроизводством. Любое явление, которое могло бы привнести историческую перспективу в горизонт российской действительности, устраняется в зародыше.

В-третьих, правила социальных игр в России включают в себя свои нарушения. Любой эксцесс, трансгрессия, перверсия «всегда уже» интегрированы в социальный порядок. Сейчас любая истина включает в себя свое отрицание. Закон исключенного третьего упразднен. Именно это обстоятельство, обычно квалифицируемое как «несистемность», придает особую жизнестойкость режиму.

Источник

БУДУЩЕЕ УЖЕ НЕ ТО, ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ


Фантастка в филателии

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2010

Сент-Винсент и Гренадины, 2002 год

2 декабря 2002 года появилась серия почтовых блоков карибского государства Сент-Винсент и Гренадины. Серия называется «Филателистический взгляд на научную фантастику». Два блока посвящены Г. Уэллсу и его книгам «Война миров» и «Машина Времени», а заключительный блок посвящён Ж. Верну и его книге «С Земли на Луну» (Michel block № 606). Вот об этом-то блоке и пойдёт речь.

В верхнем правом углу блока находится цитата «Будущее уже не то, что было раньше», а ниже название серии – «Филателистический взгляд на научную фантастику».

Высказывание «Будущее уже не то, что было раньше» приписывают разным людям. В первой половине 1940-х эти слова озвучил французский критик и поэт Поль Валери («L’avenir n’est plus ce qu’il était»), это же говорил и бейсбольный игрок Йоги Берра («The future ain’t what it used to be»). Эти слова были слоганом Американской ассоциации писателей-фантастов (SFWA), их цитировал Артур Кларк в книге «Профили будущего» (1962).

На блоке это высказывание проиллюстрировано фантастическим космическим поездом из книги Жюля Верна и реальной высадкой астронавтов на Луну в 1969 году.

Интересна пояснительная надпись на поле блока:

«Французский писатель Жюль Верн обладал необыкновенной способностью предвосхищать научные открытия двадцатого столетия. В своём романе «С Земли на Луну», написанном в 1865 году, едва вообразимое представление о людях, шагающих по лунной поверхности, стало действительностью 104 года спустя».

В этом утверждении несколько забавных неточностей. Я посмотрел текст книги «С Земли на Луну» на французском, несколько переводов на английском и русском языке. Жюль Верн не был первым, кто писал о людях на Луне. В книге «С Земли на Луну» он упоминает некоторых своих предшественников:

«– Позвольте мне, – продолжал Барбикен, – напомнить вам в немногих словах о тех фантазерах, которые пускались в воображаемые путешествия и утверждали, будто проникли в сокровенные тайны спутника Земли. В семнадцатом веке некто Давид Фабрициус хвалился тем, что видел собственными глазами жителей Луны. В тысяча шестьсот сорок девятом году один француз, Жан Бодуэн, выпустил книгу под заглавием: «Путешествие, совершенное на Луну Домиником Гонзалесом, испанским искателем приключений». Почти в то же время Сирано де Бержерак описал экспедицию на Луну в своей книге, которая имела во Франции громадный успех. Позже другой француз, – нужно признать, что французы очень интересуются Луною, – известный Фонтенель, написал «Множественность миров» – одну из самых блистательных книг своего века».

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Жюль Верн не назвал некоторых своих предшественников, а французского переводчика Жана Бодуэна перепутал с англичанином Фрэнсисом Годвином, автором книги «Человек на Луне или Необыкновенное путешествие, совершенное Домиником Гонсалесом, испанским искателем приключений, или Воздушный посол». Иллюстрацию к книге Годвина можно найти в правой нижней части рисунка марки Мали 1967 года (Michel № 143).

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Острова Кука, 1980 год

Что же касается Сирано де Бержерака и его книги «Иной свет или Государства и Империи Луны», то в статьях о «лунной» фантастике имя этого писателя часто встречается рядом с именем Жюля Верна. Случается, что путают героев Жюль Верна и Сирано де Бержерака. Например, в 1980 году на одной из марок островов Кука, посвящённых 75-летию со дня смерти Жюля Верна, ошибочно появилась иллюстрация из книги де Бержерака (Michel № 683). На показанной вверху сцепке на левой марке иллюстрация из книги Сирано де Бержерака, а на правой – из книги «С Земли на Луну» Жюля Верна.

Но вернёмся к блоку Сент-Винсента и Гренадин. В тексте на поле блока неточность: в книге «С Земли на Луну» герои готовятся к путешествию на Луну и отправляются к ней, но никак не расхаживают по лунной поверхности. Лунные прогулки это всего лишь рассуждения героев книги, никто из них на Луне так и не побывал. Нет путешествий по Луне и в продолжении книги, «Вокруг Луны»: при встрече с болидом вагон-снаряд путешественников отклонился с пути и не попал на Луну.

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

У Жюля Верна герои так и не попали на Селену. Но многим хорошо известен рисунок из книги «Вокруг Луны», на котором изображены участники этой экспедиции на лунной поверхности. Рисунок выполнил Эмиль-Антуан Байяр для первого иллюстрированного издания книги в 1872 году. Под иллюстрацией цитата: «Мне ясно представляется». На рисунке показаны размышления одного из офицеров корвета «Сускеганна» о судьбе команды лунного снаряда:

«Снаряд должен был достигнуть Луны в момент ее полнолуния, пятого числа, в полночь. Теперь у нас одиннадцатое декабря, прошло, стало быть, шесть суток. А за шесть суток можно вполне успеть устроиться со всеми удобствами на новом месте. Мне ясно представляется, как наши отважные земляки расположились где-нибудь в глубокой долине, на берегу лунного ручья, около снаряда, наполовину ушедшего при падении в вулканическую почву. Я вижу, как Николь, вооружившись нивелиром, измеряет рельеф местности, Барбикен приводит в порядок свои путевые заметки, а Мишель Ардан разгуливает по лунным полям, покуривая душистую сигарету».

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

(Michel block № 133 B)

Рисунки из первых изданий книг Жюля Верна много раз переиздавались, попали они и на почтовые марки. Так, размышление офицера «Сускеганны» можно увидеть на блоке Венгрии 1978 года (Michel block № 133), посвящённого 150-летию французского писателя.

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Гренада-Гренадины, 1979 год

На почтовых миниатюрах встречаются и переосмысления классических рисунков. Например, на поле блока Гренады-Гренадин 1979 года (Michel block № 43) показан фрагмент гравюры, на котором нет Николя с нивелиром.

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

На почтовом блоке Невиса 2009 года, посвящённом 40-летию первой посадки людей на Луну, изображены Нейл Армстронг – первый человек, ступивший на лунную поверхность, лунный посадочный модуль «Аполлон–11», Жюль Верн, герой книги «Вокруг Луны» Мишель Ардан и вагон-снаряд. Бернар и Александр Лоллини, которые создали рисунка блока, подчеркнули связь реального полёта на Луну с книгой XIX века. Чтобы усилить эту связь, Лоллини изменили оригинальную иллюстрацию Эмиля-Антуана Байяра: остался только один путешественник, вагон-снаряд перемещён вверх на то место, где была фигура Барбикена. К тому же гравюра раскрашена. И непонятно, почему Ардан перестал курить, пуская табачный дым.

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше
Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Мавритания, 1974 год

На марках Мавритании 1974 года (Michel № 479, 481) также показан фрагмент гравюры из книги «Вокруг Луны»: Барбикен работает над путевыми заметками.

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Глядя на рисунок марки, можно подумать, что Барбикен сидит не на лунном камне, а где-то на Земле – за его спиной хорошо различимы волны и «Наутилус».

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Мавритания, 1974 год

Марки изготовлены не совсем обычным способом: после того, как на бумагу нанесли золотую и серебряную фольгу, на марочных листах выполнили объёмное тиснение и перфорацию. Марка, посвящённая Жюлю Верну, печаталась в паре с почтовой миниатюрой, посвящённой американской орбитальной станции «Скайлэб». Чтобы стало понятно, как и где выполнено тиснение, я также показал обратные стороны марок.

Сент-Винсент и Гренадины, 2002 год

На марке блока Сент-Винсента и Гренадин изображён странный многосоставной космический корабль, мчащийся к Луне. В головной части корабля видна труба, из которой валит дым, из хвостовой части бьёт пламя. На марке надпись «С Земли на Луну» и год – 1865. Это название книги Жюля Верна и год её первой публикации.

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Рисунок марки блока выполнен по мотивам рисунка Генри де Монто из первого иллюстрированного издания книги 1868 года. Подпись под рисунком во французском издании книги: «Поезд вагонов-снарядов на Луну». На оригинальном рисунке из последнего вагона-снаряда не вырывается огненный столб, как на марке блока Сент-Винсента и Гренадин.

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Оригинальную гравюру из книги Жюля Верна можно увидеть, например, на блоке Гайаны 2005 года.

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Так же, как и рисунок людей на Луне из «Вокруг Луны», на этом рисунке изображено не того, что происходило с героями книги, а то, о чём они размышляют. Это иллюстрация к словам Мишеля Ардана, произнесённым на 300-тысячном митинге:

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Гренада-Гренадины, 1979 год

«Друзья мои, я полагаю, этот вопрос нужно теперь считать исчерпанным. Если я не всех еще убедил, то это потому, что, очевидно, был слишком робок в своих доказательствах, не привел еще самых сильных доводов, а этому виной – недостаточность моих теоретических познаний. Как бы то ни было, я повторяю: расстояние от Земли до Луны незначительно и не заслуживает особого внимания со стороны серьезного человека. Могу сказать, не боясь преувеличения, что в скором времени появятся целые поезда, составленные из вагонов-снарядов, в которых будет очень удобно путешествовать от Земли до Луны. Не будет ни толчков, ни стуков, ни крушений; поезда полетят стрелой к своей цели, «с быстротой пчел» – как выражаются ваши охотники. Не пройдет и двадцати лет, как половина жителей Земли перебывает на Луне!»

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Острова Кука, 1980 год

Художник утрировал высказывание Мишеля Ардена и изобразил самый настоящий поезд – с трубой и прицепными вагонами.

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Верхняя Вольта, 1978 год

Описание поезда вагонов-снарядов и связанными с ним путешествиями занимает в книге всего три предложения. Поэтому в некоторых сокращённых переводах нет упоминаний об этом космическом поезде.

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Забавный случай произошёл с одними из первых изданий книги «С Земли на Луну» на английском языке. В 1873 году в США появился сокращённый перевод Луи Мерсера и Элеоноры Е. Кинг. По сравнению с французским изданием, в этом переводе отсутствует примерно пятая часть текста. Помимо прочего, в нём нет упоминаний о поезде вагонов-снарядов, но на обложке книги напечатан рисунок космического поезда. Вверху показана обложка книги 1874 года (Verne J. From the Earth to the Moon Direct in Ninety-seven Hours and Twenty Minutes, and a Trip around it / Trans. from the French by Louis Mercier and Eleanor E. King. – New York: Scribner, Armstrong & Company, 1874).

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше
Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше
Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Центральноафриканская республика, 1979 год

(Michel block № 57 A)

Рисунок поезда, состоящего из вагонов-снарядов, много раз появлялся на почтовых миниатюрах. Вверху показан блок Франции 2005 года (Michel block № 46) и блок Центральноафриканской республики 1979 года (Michel block № 57). На центральноафриканском блоке объёмное тиснение, хорошо различимое на его обратной стороне.

На некоторых марках космические поезда существенно отличаются от французского оригинала. Например, на марке и блоке Того 1980 года (Michel № 1460, block № 161) у поезда к Луне на один вагон меньше.

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Неожиданную связь с космическим поездом Жюля Верна можно обнаружить на блоке Японии 1979 года, выпущенному к международному году детей. На поле блока изображены разные предметы, среди них красный паровоз с зелёной ракетой-носителем.

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше

Сент-Винсент и Гренадины, 2002 год

Блок, посвящённый Жюлю Верну – один из трёх блоков серии «Филателистический взгляд на научную фантастику», выпущенных Сент-Винсентом и Гренадинами. Кроме них, почтовые блоки «Филателистический взгляд на научную фантастику» появились в Доминике в 2002 году (Michel block № 467–472) и в Антигуа и Барбуде в 2003 году (Michel block № 557–559). Но это уже совсем другая история.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Будущее уже не то что было раньше. Смотреть фото Будущее уже не то что было раньше. Смотреть картинку Будущее уже не то что было раньше. Картинка про Будущее уже не то что было раньше. Фото Будущее уже не то что было раньше