Буддизм что можно есть

Буддийская кухня и здоровое питание

Буддизм что можно есть. Смотреть фото Буддизм что можно есть. Смотреть картинку Буддизм что можно есть. Картинка про Буддизм что можно есть. Фото Буддизм что можно есть

Многие из людей, попробовавших еду в буддийских храмах, удивляются, как можно приготовить такие вкусные блюда, соблюдая при этом весьма строгие ограничения. Так, например, в пищу нельзя употреблять чеснок и зеленый лук, поскольку они воспламеняют разум, нельзя есть убитых живых существ.

Для пробуждения сознания и тела буддийская кухня старается полностью раскрыть вкусовые качества тех ингредиентов, которые позволены к употреблению. С учетом широкого распространения в современном мире пищевой аллергии, все большего использования синтетических пищевых добавок, чрезмерного употребления мяса и нерегулярного питания буддийская кухня может стать прекрасной альтернативой. Корейская газета Chosun Ilbo предлагает следующую формулу успеха:

1. Натуральные специи.

Один из секретов простого и одновременно уникального вкуса буддийской еды кроется в натуральных специях. Для приготовления пищи используются более 30 видов натуральных специй от грибного порошка до морских водорослей, порошка бобовых, корицы и др.

2. Клетчатка.

3. Пониженное содержание соли.

4. Низкокалорийные продукты.

У буддистов низкокалорийная диета. Она включает в себя горячую овсяную кашу на завтрак, полноценный обед и рис на ужин. Энергетическая ценность такой диеты составляет в среднем 1600 ккал в день, или 82% от ежедневного потребления взрослого человека. Именно поэтому такая диета прекрасно подходит тем, кто стремится сбросить лишний вес.

5. Орехи и бобовые.

Поскольку мясо исключено из рациона в буддийской кухне его заменяют кедровыми орехами, арахисом и другими орехами, а также бобами, тофу и другими соевыми продуктами в качестве источников протеина. Исследования показали, что люди, которые регулярно едят орехи, на 35-50% менее подвержены риску сердечных заболеваний, а бобовые известны своим противораковым действием.

6. Ешьте небольшими порциями.

7. Еда как лекарство.

Источник

Буддисты — вегетарианцы или нет? Как питаются монахи разных школ

Буддизм что можно есть. Смотреть фото Буддизм что можно есть. Смотреть картинку Буддизм что можно есть. Картинка про Буддизм что можно есть. Фото Буддизм что можно есть

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Многих интересует вопрос о пищевых предпочтениях в буддизме. Сегодня мы постараемся разобраться: все ли буддисты — вегетарианцы или нет?

Что сказал об этом Будда

Так как основоположником данного учения является Будда Шакьямуни, обратимся сначала к древним источникам, которые зафиксировали его высказывания на тему вегетарианства. Она поднималась по разным поводам неоднократно, и почитать про это можно в:

Буддизм что можно есть. Смотреть фото Буддизм что можно есть. Смотреть картинку Буддизм что можно есть. Картинка про Буддизм что можно есть. Фото Буддизм что можно есть

Монахи до начала строительства монастырей вели странствующий образ жизни и питались людскими подаяниями. Они принимали с благодарностью любую еду, которую им жертвовали оседлые жители.

Будда не считал возможным указывать мирянам, чем им питаться, хотя и не одобрял профессию мясника. А для монахов был создан сборник правил, который назывался Виная-питака.

Однако и в нём не предписывалось питаться без мяса, так как буддизм рекомендует следовать срединным путём и избегать крайностей. Чтобы сгладить возникающее противоречие – питаться мясом и не причинить зла животному, Шакьямуни советовал монахам не включать в рацион блюда из мяса в трёх случаях:

Однажды один из послушников по имени Дэвадатта, предложил установить вегетарианство в монашеском сообществе, на что Будда ответил, что каждый свободен сделать свой выбор, и принуждать к этому не нужно.

Буддизм что можно есть. Смотреть фото Буддизм что можно есть. Смотреть картинку Буддизм что можно есть. Картинка про Буддизм что можно есть. Фото Буддизм что можно есть

Учитель образно пояснил, что в действительности человека делает нечистым то, что выходит изо рта, а не то, что туда кладут.

Будда говорил лишь о том, что адепты Дхармы не должны осознанно убивать живых существ, служить причиной их смерти или подталкивать других к совершению убийства.

Чтобы сохранить чувство собственного достоинства и в целях безопасности членам монашеского сообщества запрещалось есть плоть десяти видов:

Буддизм что можно есть. Смотреть фото Буддизм что можно есть. Смотреть картинку Буддизм что можно есть. Картинка про Буддизм что можно есть. Фото Буддизм что можно есть

Это также косвенно указывает, что на поедание мясных блюд не было строгого запрета — раз это мясо запрещено, значит, другое – можно.

Также правила ограничивали монахов и в земледельческих работах, так как, вскапывая землю, можно было нанести вред насекомым и мелким животным.

Растения в полной мере относятся к живым существам. Монахам нельзя было вырывать растительность с корнем или заставлять кого-то так поступать, или есть фрукт с косточками.

Будда рекомендовал послушникам в монастырях даже фильтровать воду, чтобы не уничтожать имеющиеся в ней микроорганизмы.

Вегетарианство и различные направления буддизма

Сравнивая питание представителей разных буддийских направлений, можно сделать вывод, что более или менее последовательными вегетарианцами являются махаянцы.

В частности, в махаянской сутре Ланкаватара, строго предписывается соблюдать вегетарианскую практику:

Буддизм что можно есть. Смотреть фото Буддизм что можно есть. Смотреть картинку Буддизм что можно есть. Картинка про Буддизм что можно есть. Фото Буддизм что можно есть

Однако существуют и нюансы пищевого поведения. Например, махаянским буддистам нельзя приобрести себе мясной продукт или выбрать на рынке живую рыбу или другого обитателя водоёмов и заказать, чтобы его сварили или пожарили, но им не запрещается съесть одно из вышеперечисленных блюд на обеде у друга.

С документальной точки зрения в тхераваде убийство животных запрещено. Но если состояние здоровья послушника требует употребления мясного продукта, то он сможет съесть мяса ненасильственно умершего существа с большим количеством куркумы. Послушнику предписывается съесть его с закрытыми глазами.

Если не жаждать мяса и не привязываться к его употреблению, но съедать его по показаниям, чтобы быть здоровым, и живое существо не было убито специально для монашеского обеда, то, по нравственным понятиям тхеравады, это не возбраняется.

Тхеравадинцы, отвергая кровопролитие и приветствуя практику вегетарианства, всё же мало соблюдают свои принципы. Они питаются тем, что подносят им местные жители. Однако в некоторых монастырях монахи едят лишь рис с овощами.

В ваджраянских школах, в том числе тибетских и японских, приветствуется вегетарианство, но оно не является непреложным условием практикования буддизма. Почему так произошло?

Потребление мяса и принесение живых существ в жертву в Стране Снегов настолько закоренелой добуддийской традицией, что ни призывы Падмасамбхавы и Шантаракшиты, проповедовавших тут в IX столетии, ни запрет на употребление монахами мяса, изданный тибетским правителем Трисонгом Деценом, не возымели действия.

Буддизм что можно есть. Смотреть фото Буддизм что можно есть. Смотреть картинку Буддизм что можно есть. Картинка про Буддизм что можно есть. Фото Буддизм что можно естьПравитель Трисонг Децен

Когда властитель Лангдарма свёл к нулю присутствие буддизма в этих местах, вместе с ним исчезло и сообщество послушников, и в течение восьмидесяти лет никто не укреплял вегетарианские буддийские традиции. А прибывший сюда в XII веке, после возрождения буддизма, Атиша советовал придерживаться вегетарианства нестрого, и к его советам мало кто прислушался.

В горах Тибета довольно сложно вырастить овощи. Поэтому тибетцам приходится балансировать на тонкой грани: если забить крупного яка, а не, скажем, курицу, то и еды будет достаточно для большого количества человек, и не придётся совершать множество убийств. Но с другой стороны, чем крупнее животное, тем, с точки зрения буддизма, нежелательнее его забой.

Современные реалии

Со времён Будды многое изменилось в нашей жизни. Условия жизни животных, содержащихся в клетках для дальнейшего забоя, очень жестоки. В буддийской практике принято проявлять доброжелательность ко всем живым существам, эгоистически не привязываясь к ним.

Буддизм что можно есть. Смотреть фото Буддизм что можно есть. Смотреть картинку Буддизм что можно есть. Картинка про Буддизм что можно есть. Фото Буддизм что можно есть

Особо сострадательные будддисты просто отказываются от мясной пищи, проявляя милость к невинным животным. Некоторые даже становятся веганами, то есть, исключают из рациона:

Истинные буддисты отказываются от приобретения определённых продуктов или вещей, производство которых замешано на страдании животных или людском горе, вследствие жесточайшей эксплуатации труда человека.

Однако современный буддийский лидер, Далай-лама XIV не является вегетарианцем. Он потребляет мясопродукты раз в семь дней по совету своего доктора, для поддержания здоровья.

Буддизм что можно есть. Смотреть фото Буддизм что можно есть. Смотреть картинку Буддизм что можно есть. Картинка про Буддизм что можно есть. Фото Буддизм что можно естьДалай Лама XIV

Другим последователям веры он даёт такой совет: нужно очень постараться, чтобы не принимать мясную пищу, но когда это почему-либо не получается, нужно просто есть её понемножку.

Ещё в шестнадцатилетнем возрасте, на официальном приёме, посвящённом его назначению на этот пост, где подали множество деликатесов из мяса, Далай-лама твёрдо решил убрать их из списка угощений на официальных мероприятиях.

Такое правило соблюдается и во время проведения буддийских учебных мероприятий. Далай-лама просит владельцев окрестных заведений общепита не включать мясные блюда в меню на это время, чтобы избежать массового убийства животных и наживы на их смерти.

Ещё одним буддийским способом уменьшить негативные последствия от поедания мяса является произнести перед едой сочувственную мантру «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ» или «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ШРИ», подуть на блюдо и пожелать существу лучшего перерождения в следующей жизни.

Если не истекло семь недель между забоем и трапезой, то связь между сознанием и плотью ещё не утеряна, и это может помочь.

Буддизм что можно есть. Смотреть фото Буддизм что можно есть. Смотреть картинку Буддизм что можно есть. Картинка про Буддизм что можно есть. Фото Буддизм что можно есть

Заключение

Люди принимают пищу, чтобы продолжать жить. Энергия, вырабатывающаяся в результате приёма пищи, позволяет человеку быть здоровым, трудиться, выполнять свои обязанности по отношению к ближнему.

Но многие люди с хорошим материальным уровнем едят для получения наслаждения. Тяга к мясной, да и любой другой пище или участие в убийстве для удовлетворения своих гурманских пристрастий считается неверной с буддийской точки зрения.

Правильным будет знать в еде меру, не жадничать, есть ровно столько, сколько необходимо для поддержания здоровья. Грех алчности в еде гораздо тяжелее греха мясоедства.

Друзья, всего доброго!

Если статья оказалась полезной для вас, поделитесь ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях!

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Источник

Здоровое питание. Часть 7. Золотая середина

Буддизм что можно есть. Смотреть фото Буддизм что можно есть. Смотреть картинку Буддизм что можно есть. Картинка про Буддизм что можно есть. Фото Буддизм что можно есть
Далай-лама XIV

Автор одной из современных «методик похудения», когда говорит о еде «до 12-и» и «после 6-и», делает отсылки. на буддийских монахов.Мол, они не едят после 12 дня, но у них нет проблем с пищеварением, сном, они «имеют отменное здоровье». Правда, продолжает она дальше, они занимаются духовными практиками, а на их здоровье влияют многие факторы. И резюмирует: «поэтому до крайности доходить не стоит». С последним выводом я согласна, но дело в том, что подобные «авторские рекомендации» попадают в поле зрения не только тех, кто собирается худеть. И точно так же, особенно с помощью интернета, начинают трансформироваться, вызывать много кривотолков и сталкивать лбами приверженцев разных теорий. И сейчас некоторые люди не только интересуются друг у друга, можно ли есть после 6 вечера, но ещё и спрашивают: «А правда ли, что нельзя есть после 12 дня?»

Думаю, что с общими принципами построения режима дня «по будильнику» мы уже разобрались (см.Ч.6). С вопросом, можно или нет принимать пищу после 18-и вечера, тоже сложностей нет (см. «Здоровое питание. Ч.5. Есть или не есть после 6 часов вечера»). Я согласна, что не корректно сравнивать тех, кто худеет, с теми, чья земная жизнь имеет совсем другие цели, но режим дня и питания буддистов тоже поможет нам кое-что прояснить.

Буддизм — древнейшая мировая религия, которая так же, как и Аюрведа, родилась в Индии. В наше время большинство буддийских монастырей находится в азиатских странах, где солнце тоже всходит и заходит в своё время (в Индии, на Шри-Ланке, Корее, Китае и т.д.).

Буддизм что можно есть. Смотреть фото Буддизм что можно есть. Смотреть картинку Буддизм что можно есть. Картинка про Буддизм что можно есть. Фото Буддизм что можно есть
Фото из Интернета

В одних буддийских монастырях существует трёхразовое питание (пробуждение в 3.30 или в 4 утра, завтрак в 6 утра, обед около 12 дня, ужин в 17-18 часов). В других обителях в вечернее время могут пить лишь овощные соки или травяные чаи, а кое-где монахи питаются и один раз в день. В последнем случае завтрак может приходиться на более позднее время после пробуждения: например, на 8-9 часов утра. В некоторых монастырях соответствующие напитки употребляют в перерывах между приёмами пищи или незадолго до отхода ко сну. Спать ложатся не позже 22.00.

Некоторые монахи могут есть один раз в день или пропускать вечернюю трапезу,чтобы она не отвлекала от медитации. Таким образом, получается кратковременное голодание, в результате которого тело имеет возможность определённым образом очиститься, восстановить некоторые свои функции и сохранить энергию, которое оно потратило бы на переваривание пищи.

Что касается хорошего здоровья, то оно является одним из обязательных условий для кандидатов в монахи, но если у них впоследствии появятся какие-то проблемы, то не только еда и голодание могут стать лекарством. В нужную минуту придёт на помощь традиционная медицина (в зависимости от региона, где проживают монахи). Я знаю не понаслышке, что если потребуется, то приверженцы различных духовных учений не отказываются и от помощи современной медицины, в т.ч. западной. Об этом также можно прочитать и в других интервью Далай-ламы. Кстати, ему скоро исполнится 81 год, а в начале 2016 года он обратился за помощью к американским врачам.

Буддизм проповедует ненасилие, поэтому не приветствует употребление мяса, но, как рассказывают очевидцы, если в тарелку монаха, который просит подаяние, вдруг упадёт кусок мяса, он ничего не скажет в ответ. Буддийская философия учит с благодарностью принимать то, что дают, и не искать удовольствия в еде. В этом учении есть понятие «Срединного пути» (он также называется «Восьмеричный путь» или «Благородный восьмеричный путь»).Это «золотая середина» между мирскими удовольствиями и аскетизмом. Следовать «срединному пути» могут как монахи, так и миряне.

Главный вывод из всего вышесказанного прост: до крайности действительно доходить не нужно, но и фанатизм в любом деле не нужен тоже.

Буддизм что можно есть. Смотреть фото Буддизм что можно есть. Смотреть картинку Буддизм что можно есть. Картинка про Буддизм что можно есть. Фото Буддизм что можно есть
М.В. Нестеров. Портрет академика Павлова

Любой человек может подобрать для себя комфортный режим дня и питания, который будет способствовать поддержанию здоровья. Если это не возможно сделать самостоятельно, то разумнее будет обратиться к соответствующим врачам и диетологам, чем следовать рекомендациям непонятных «диет и систем», которые не говорят даже об элементарных принципах процесса пищеварения, а уж тем более не дают никаких гарантий того, что в ближайшей перспективе здоровье не ухудшится.

Буддизм что можно есть. Смотреть фото Буддизм что можно есть. Смотреть картинку Буддизм что можно есть. Картинка про Буддизм что можно есть. Фото Буддизм что можно есть
Фото из Интернета

Существуют простые, но важные рекомендации, знакомые всем с детства, однако, повзрослев, мы почему-то о них забываем. Например, «когда я ем, я глух и нем». В идеале каждый приём пищи должен проходить в спокойной обстановке, еда должна тщательно пережёвываться. Не нужно отвлекаться, разговаривать и даже слушать музыку, а уж тем более смотреть телевизор или сидеть за монитором компьютера.

Полноценное выделение желудочного сока, а также последующая качественная обработка пищи происходят в том случае, если желудок растягивается и наполняется до определённых размеров. Не случайно ещё древние говорили, что количество еды в каждый приём не должно превышать двух сложенных ладоней. Во время еды желудок должен быть заполнен на 1/3 твёрдой пищей, на 1/3 жидкой и на 1/3 должен оставаться свободным.

«Слизистая оболочка пустого желудка собрана в складки, которые расправляются при наполнении его пищевой массой. Пища, поступившая в желудок, под воздействием желудочного сока впервые подвергается значительным химическим превращениям. В зависимости от качества пища находится в желудке в течение нескольких часов; здесь она тщательно перемешивается, пропитывается желудочным соком; её составные части подвергаются расщеплению, после чего желудочное содержимое постепенно эвакуируется через привратник в двенадцатиперстную кишку».

Буддизм что можно есть. Смотреть фото Буддизм что можно есть. Смотреть картинку Буддизм что можно есть. Картинка про Буддизм что можно есть. Фото Буддизм что можно есть
Фото из Интернета

Следующий приём пищи должен быть тогда, когда прошлая еда уже переварилась (если, опять же подчёркиваю, нет врачебных рекомендаций для конкретного человека). Загружая работой пищеварительную систему, мы не даём ей отдыхать. Это может привести не только к проблемам со здоровьем, но и к быстрому старению всего организма, который вынужден постоянно тратить свои силы.

Выделение пищеварительных соков, их сила, а также полноценное переваривание пищи, усвоение питательных веществ, зависят от многих причин, в том числе от вида и качества пищи, а также от индивидуальных особенностей конкретно взятого организма. Чтобы человек был здоров,он должен поддерживать в порядке свой желудочно-кишечный тракт, следовать режиму дня и питания, знать свойства тех продуктов, которыми питается, а также иметь представление о физиологии пищеварения.

То, что много столетий назад нашло отражение в трудах великих учёных древности, то, что у разных народов передавалось по цепи ученической, семейной и врачебной преемственности — всё это нашло, находит и продолжает находить подтверждение в современной науке.

Наше здоровье и здоровье наших близких в наших руках, и еда действительно может стать нашим лекарством, если мы серьёзно и грамотно подойдём к изучению вопросов питания. Иногда на это может уйти больше времени, чем мы предполагаем, но награда за наши труды будет бесценной!

Источник

Буддизм что можно есть. Смотреть фото Буддизм что можно есть. Смотреть картинку Буддизм что можно есть. Картинка про Буддизм что можно есть. Фото Буддизм что можно естьwladislavk

wladislavk

И меня, и многих других открытых буддистов часто спрашивают при походе в гости или в кафе, едим ли мы мясо. Причины вполне ясны: ведь буддизм же из Индии, а индусы, особенно религиозные, обычно вегетарианцы. Кроме того, многие не могут отличить буддизм от джайнизма и кришнаизма, а самые образованные вспомнят, что и в Китае монахи не едят мясо. Так или иначе, идея того, что все или по крайней мере многие буддисты увлекаются вегетарианством, у нас и на Западе вполне распространена. Более того, некоторые западные учёные и исследователи Канона, в том числе буддийские монахи, сами являясь вегетарианцами, приписывают вегетарианство по крайней мере самому Будде и его первым ученикам, которые стали такими же просветлёнными, как и он сам. Сейчас мы попробуем выяснить, как на самом деле классический буддизм относится к мясоедству.

Диспут про «сукара-маддаву»

Рано утром оделся Блаженный и, взяв чашу, отправился с монахами в жилище кузнеца Чунды. Придя туда, он сел на приготовленное для него место. И присевши, он обратился к кузнецу Чунде и сказал: «Ты приготовил сукара-маддаву – мне поднеси его, Чунда, а сладким рисом и печеньем угости монахов». – «Да будет так, Господин», – отвечал Чунда Блаженному. И поднес сукара-маддаву Блаженному, а сладкий рис и печенье монахам.

Так Канон описывает последнюю трапезу Будды. По одной из версий, именно отравление сукара-маддавой и стало причиной смерти. Мы специально приводим это слово без перевода, так как перевод оказался одной из самых сложных проблем, над которой буддисты ломают копья уже очень давно – настолько давно, что в образованных кругах считается дурным тоном даже как-то высказываться по этому вопросу, а слово просто оставляют без перевода.

«Сукара» – это свинья, а «маддава» – что-то мягкое или нежное. Суть спора в том, что одни буддисты (в том числе автор традиционного комментария Буддагхоса) переводят слово напрямую: «нежная свинина», тогда как поборники вегетарианства, считающие, что Будда вовсе не ел мясо, предпочитают переводить паллиативно – «что-то мягкое или нежное, что любят свиньи». Например, трюфеля.

Хотя в языке пали нет никаких прямых грамматических аргументов в пользу той или другой позиции, на вопрос о сукара-маддаве можно ответить вполне определённо в контексте других палийских сутр и винаи. Мысль о трюфелях была придумана людьми, слабо знакомыми с каноническими текстами. Многие просто не представляют, насколько много до нас дошло ясных высказываний Будды по поводу вегетарианства.

Отношение Будды к вегетарианству

Во времена Будды в Индии было гораздо меньше вегетарианцев, чем сейчас. Даже говядину ели более-менее свободно. «Нечистым» мясом считалось только собачье; также считалось неправильным есть таких редких и дорогих животных, как лошади и слоны. Но многочисленные отшельники обычно склонялись к вегетарианству, так как, согласно их философии, люди и животные взаимно переселяются друг в друга, и мясоедство не отличается от каннибализма. Более того, в древних земледельческих культурах мясо всегда было деликатесом, простые крестьяне ели его только по праздникам, и мясоедство считалось сортом роскоши. И при всём этом, в условиях прессинга со стороны нескольких вегетарианских сект, а также раскольников внутри собственного ордена, Будда так и не ввёл вегетарианство в качестве обязательной монашеской практики. Вместо этого он ограничился тремя правилами: монах не может есть мясо, если: 1) он сам видел, что животное режут для того, чтобы накормить монахов; 2) ему сказали, что это так; 3) у него почему-либо возникло подозрение в том, что это так. Есть ещё 10 правил, запрещающие потребление отдельных видов мяса, которые можно назвать экзотическими: человечину, конину, слонину, собачатину, мясо змей и хищных зверей.

Известно как минимум два случая недовольства отсутствием вегетарианства в буддийском ордене. В Чулавагге описано, как Девадатта, бывший ученик Будды, ушедший в раскол, установил новое правило – не есть мясо и рыбу. В ответ на предложение ввести аналогичное правило у себя Будда всего лишь повторил три уже известных вышеизложенных правила. Второй случай описан в Суттанипате, в тексте, известном как Амаганда-сутта.

— Убивать, избивать, резать, связывать, воровать, лгать, обманывать, заниматься шарлатанством и адюльтером – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
— Когда люди не ограничивают себя в чувственных удовольствиях, жадны в своих вкусах, совершают нечистые поступки, являются нигилистами или мракобесами – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
— Когда люди жёстки и грубы, огрызаются, предают, не чувствуют сострадания, невежливы и ничего никому не дают – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
— Гнев, гордость, соперничество, лицемерие, зависть, горделивость во мнениях, общение с людьми неправедными – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
— Когда люди аморальны, отказываются платить по долгам, обманывают в делах, притворяются, когда самые злобные из людей совершают самые мерзкие дела – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».

Впрочем, полностью Будда не отрицал вегетарианство. Кроме упомянутых трёх правил, он осуждал даже для мирян профессию мясника. Но и к растительной жизни Будда относился осторожно. Растения тоже живые, поэтому монахи не могут вырывать их с корнем, приказывать другим вырвать растение или есть живой фрукт, содержащий косточку. Всё это вполне ложится в стержневую для буддизма идею «срединного пути»: человек должен уничтожать живое для собственного пропитания, но следует по возможности сторониться самых грубых форм уничтожения.

Это для монахов. Что касается мирян, то в их отношении Будда вообще очень неохотно давал запреты. Миряне – источник ежедневной еды для монахов и самого Будды, их главная опора. Будда не считал для себя возможным командовать мирянами, как-то радикально менять их жизнь, а в поучениях руководствовался самыми базовыми принципами вроде «не убий (человека)» и «не укради».

По этой же причине – ради заботы о мирянах – не запрещается мясо. Тот, кто подаёт монаху мясо (деликатесный продукт), считает, что он оказывает большое благодеяние, и монах должен есть, что дают, не капризничая и не разочаровывая подателя. Если так получилось, что на ужин вчера было мясо, то податель не должен специально ради монаха напрягаться и готовить не мясное.

В Тхерагате сохранился замечательный стих Маха-Кассапы, одного из главных учеников Будды, который прославился своим аскетизмом.

Однажды я спустился с гор
И пошёл по улицам города собирать подаяние
Там я увидел, как прокажённый ест
И я остановился рядом с ним
Он своей больной прокажённой рукой
Положил кусок еды в мою чашу
И в это время его палец отвалился и упал в мою еду.
Поблизости у стены я съел свою долю
Ни разу не почувствовав отвращение…

Вот как должен себя вести настоящий буддийский аскет. А вы говорите – мясо.

Отношение к вегетарианству в современном буддизме

По мере усиления вегетарианства в Индии стала намечаться тенденция по отказу от мяса среди монахов. Более поздние сутры махаяны уже периодически запрещают мясо устами Будды. По иронии судьбы, прямой запрет на мясо содержится в Махапаринирвана-сутре – махаянской «напарнице» той самой палийской DN 16, где упомянута сукара-маддава. Как результат, китайские монахи, а также особо благочестивые миряне, не едят мясо. В Тибете мясо едят из-за недостатка в растительной пище, едят мясо и в Японии, где настоящее монашество вымерло.

В странах тхеравады более-менее сохраняется первоначальное отношение к мясу. Его едят все – и монахи, и миряне.

И только западные буддисты, которые пришли к вегетарианству раньше, чем к буддизму, продолжают настойчиво гнуть свою линию: сукара-маддава – это трюфеля, и сам Будда был вегетарианцем. Только почему-то стеснялся об этом сказать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *