Бцы на иконе что значит

Надписи на иконах

Сначала о форме надписи. Здесь мы видим так называемую «контрактуру», широко используемую в различных иконных надписях. Латинский термин contractura («стягивание») означает сокращённое написание слова с помощью начальной и конечной букв. Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения – титло.

Теперь о содержании. Полное написание этой греческой (обращаю на это внимание!) надписи прописными (заглавными) буквами таково: ΜΗΤΗΡ ΘΕΟΥ (Мэтер Тэу, Митир Фэу) – «Мать (не Мария. ) Бога», или «Матерь Божия». Слово ΘΕΟΥ – род. падеж от ΘΕΟΣ (Тэос, Фэос) – Бог. Сокращённое написание (слева и справа от лика, если смотреть от нас): ΜΡ ΘΥ. Оно составлено из букв:
1) «мю (ми)»,
2) «ро», и
3) «тэта (фита)»,
4) «и псилон (ипсилон)».
Такое греческое написание без перевода на славянский язык используется и в нашей иконописной традиции. (На всякий случай поясняю – это пригодится и в дальнейшем, – что название некоторых букв и их произношение отличаются в древнегреческом и современном греческом языке. В скобках я писал сначала древнее произношение (по Эразму), а потом современное. Ударения в русских транскрипциях обозначил жирным курсивом.) Греческий алфавит лёг в основу кириллицы, но названия букв церковнославянского языка иные. Это тоже надо учитывать, когда речь идёт о греческих надписях.

Хотя надпись предельно ясная, тем не менее, на русской почве с ней связана забавная мифологическая традиция. Отец Павел Флоренский (если не ошибаюсь) с юмором писал о встречающихся в древнерусских источниках совершенно фантастических «расшифровках» этой аббревиатуры, например: «Мария Родила Фомы Уверение», – то есть каждая греческая буква рассматривалась нашими грамотеями как начало русского слова. Кажется, он приводит и другие народные толкования (нет времени искать, пишу по памяти). Не только простые люди, но и многие иконописцы не имели представления о греческом языке. Поэтому не фантазируйте, а спрашивайте. О других надписях посмотрите, например, в статье «Надписи на иконах» (в Википедии), там и краткая библиография.

2. Что означают три буквы на нимбе Иисуса Христа: «О», а потом, как мне объяснили, «Омега» и «N»? Над омегой нарисованы грабельки остриями вниз. Кто-то мне сказал, что это сокращённое написание слова «Отец»?

Хорошо, что обратили внимание на этот ещё один поучительный иконографический «ляп» (в нашей традиции). Это – личное имя Бога, с которым Он открылся Моисею у горы Синай (евр. Яхве) (Исход 3:14). В греческой Библии оно пишется так: ὁ ὤν, хо Он, или о Он (в современном греческом нет густого придыхания ). Здесь использовано причастие настоящего времени от глагола «быть» с артиклем мужского рода, т. е. в значении существительного. Обычно переводится как «Сущий» («Существующий», слав. «Сый»), то есть имеющий в Самом Себе всю полноту бытия (литературы на эту тему пруд пруди, но не это важно в данном случае). Строго говоря, надо бы писать имя Божие с прописной омеги – ὁ Ων, но часто пишут (и на иконах тоже) со строчной (как я выше привёл), вероятно, потому. что заглавная омега выглядит «заковыристо», и диакритику приходится слева от неё размещать (над омегой стоит тонкое придыхание и острое ударение). Если написать всё заглавными буквами, то получится Ο ΩΝ (без диакритики).

Так вот, русские иконописцы, рассматривая греческие оригиналы (иконы) и не умея прочесть надпись на нимбе Иисуса Христа (ὁ ὤν), стали толковать омегу с двумя непонятными им закорючками как сокращённое написание слова «Отец» (будто бы под титлом). В голову не пришло, что греческое слово «отец» («патэр», «патир») начинается с буквы пи, а не с омеги! В результате, стали на своих иконах над омегой помещать надстрочную букву «т» («твердо»), изображая её, в соответствии с писцовой традицией, с тремя вертикальными короткими ножками, подпирающими длинную горизонтальную черту. Напоминает наше курсивное т, только без наклона, растянутое по горизонтали и с коротенькими ножками. Встречали, наверное? Обратите внимание.

Соответственно всю надпись из трех букв стали считать аббревиатурой фразы «Он Отец наш»! Нарочно не придумаешь! Я вижу такое бессмысленное написание омеги (надстрочная «твердо» вместо придыхания и ударения) на многих иконах, старых и совсем новых.
Прошу читателей обращать на этот казус внимание знакомых иконописцев и их учителей. Нельзя же тиражировать ошибку до бесконечности!

Источник

Евангельский сюжет

«Жизнь тогда имеет смысл, если продолжается в Вечности.»Ф.М. Достоевский

Бцы на иконе что значит. Смотреть фото Бцы на иконе что значит. Смотреть картинку Бцы на иконе что значит. Картинка про Бцы на иконе что значит. Фото Бцы на иконе что значит

Надписи на иконе – принятые в православной иконописной традиции

Надписи на иконе – принятые в православной иконописной традиции условные обозначения и сокращения.

Правила надписи к иконам сложились в течение многих веков. В обучении мастеров иконописный шрифт является отдельным предметом для изучения, наравне с рисунком. В иконописной артели надписи на иконе выполнял глава артели или лучший иконописец. Надпись – это венец всей работы.

Надписи могут быть выполнены на церковнославянском, на греческом и других языках.

Основным принципом иконных надписей является контрактура контрактура (лат. contractura — стягивание), что является сокращением слова, которое производится с помощью начальной и конечной букв. Хотя имя святого может быть прописано и полностью.

Рассмотрим основные сокращения на православных иконах:
Надписи на иконах Господа Иисуса Христа
IC XC, ΙΣ ΧΣ — сокращенное написание имени греч. Ιησους Χριστος

IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа

ΙΧΘΥΣ — дословно «рыба», греческий акроним греч. Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель.

ο ων (греч.) — сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх 3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа.

Црь слвы — Царь Славы
Надписи на иконах Божьей Матери
ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.

МН БЖН — Матерь Божья

П. Б. — Пресвятая Богородица
Надписи на иконах святых
ΑΓΙΟΣ, αγιος, АГИОС — греч. святой. Часто слово «агиос», как несущее сакральный смысл, сокращалось, причем нередко до иероглифического знака.

ΑΓΙΑ, αγια, АГИА — греч. святая

СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ — святой

ОКА, ОАК — праведник (греч.)

ПР — преподобный
Надписи на Распятии
I.Н. Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях «Распятий», знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (см. INRI)

МЛ РБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть»

ΤΚΠΓ (греч.) — сокращение от Τουτο (или Τουτο) Κρανιον Παραδεισος Γεγονε — аналог русской надписи МЛРБ

ГА — Голова Адама, надпись при черепе

К — копие — одно из орудий страстей

Т сокращение от «трость» — одно из орудий страстей

КТ — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия.

В Иконописной мастерской «Мерная икона» Вы можете купить икону, написанную в соответствии с многовековой традицией.

Основным принципом иконных надписей является контрактура контрактура (лат. contractura — стягивание), что является сокращением слова, которое производится с помощью начальной и конечной букв. Хотя имя святого может быть прописано и полностью.

Рассмотрим основные сокращения на православных иконах:
Надписи на иконах Господа Иисуса Христа
IC XC, ΙΣ ΧΣ — сокращенное написание имени греч. Ιησους Χριστος

IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа

ΙΧΘΥΣ — дословно «рыба», греческий акроним греч. Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель.

ο ων (греч.) — сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх 3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа.

Црь слвы — Царь Славы
Надписи на иконах Божьей Матери
ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.

МН БЖН — Матерь Божья

П. Б. — Пресвятая Богородица
Надписи на иконах святых
ΑΓΙΟΣ, αγιος, АГИОС — греч. святой. Часто слово «агиос», как несущее сакральный смысл, сокращалось, причем нередко до иероглифического знака.

ΑΓΙΑ, αγια, АГИА — греч. святая

СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ — святой

ОКА, ОАК — праведник (греч.)

ПР — преподобный
Надписи на Распятии
I.Н. Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях «Распятий», знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (см. INRI)

МЛ РБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть»

ΤΚΠΓ (греч.) — сокращение от Τουτο (или Τουτο) Κρανιον Παραδεισος Γεγονε — аналог русской надписи МЛРБ

ГА — Голова Адама, надпись при черепе

К — копие — одно из орудий страстей

Т сокращение от «трость» — одно из орудий страстей

КТ — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия.

В Иконописной мастерской «Мерная икона» Вы можете купить икону, написанную в соответствии с многовековой традицией.

Источник

Что означает надпись на иконе

Прочесть надписи на современных иконах Русской Православной Церкви не сложно. Часто они только стилизованы под церковно-славянский шрифт. Сложнее прочитать сокращения на средневековых и древних иконах.

Во-первых, многие образы надписаны по-гречески. Во-вторых, в иконописи широко использовались сложные сокращения. Обычно древние образы немногословны.

Основные обозначения. ΟΩΝ. ΜΡ ΘΥ. IC XC

В Ветхом завете Бог открывает Моисею одно из Своих имён.

«И сказал Моисей Богу, вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род»

Библия на греческом языке содержит написание ΟΩΝ. Это имя вписывается в нимб Иисуса Христа, Бога и Человека.

Надписи поясняют, кто изображен на иконе. Часто сокращают всё слово, кроме начальной и последней буквы. Этот пример называется «контрактура». Над такими обозначениями стоит знак «титло» ( ҃). Например, на иконе Казанской Божией Матери нанесены сокращенные надписи: Матерь Божия; Иисус Христос. Сущий.

Другие распространенные сокращения:

Спаситель Своей Крестной Жертвой вернул людям утерянный РайГГГора Голгофа. Место распятия Спасителя. На еврейском языке означает «череп»ГАГолова Адама. По преданию, здесь был погребен первый человек — Адам. Его череп и кости изображены внизу

Ихтис

Древние христиане Римской империи подвергались тяжелым гонениям за веру. Приходилось скрывать православное значение священных знаков. Это привело к появлению сложной символики. Один из древнейших примеров — рыба, по-гречески — «ΙΧΘΥΣ» (ихтис). Его составляют начальные буквы слов Иисус Христос Божий Сын Спаситель (Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ). Символ распространился в римских катакомбах — тайных храмах первых христиан.

Бцы на иконе что значит. Смотреть фото Бцы на иконе что значит. Смотреть картинку Бцы на иконе что значит. Картинка про Бцы на иконе что значит. Фото Бцы на иконе что значитСимволы Иисуса Христа — греческая аббревиатура «рыба» и хризма

Хризма

Другой древнейший символ христиан образован из двух начальных букв слова «Христос». В греческом написании слова (ΧΡΙΣΤΌΣ) это буквы «хи» и «ро».Скрещённых между собой, они стали монограммой Спасителя. После победы христианства в Римской империи, хризма венчала штандарты военных знамён.

Альфа и Омега

Α ω — первая и последняя буквы греческого алфавита. Упоминаются Христом в Апокалипсисе Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». Эти греческие буквы на иконе Спасителя часто встречаются на современных иконах.

Крест на Голгофе

Символ, хорошо известный в России даже людям, чуждым веры. Эти изображения священник оставляет на стенах после освящения квартиры. Изображения при Кресте относятся к событиям Распятия Христа. События описаны во всех Евангелиях. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса» (от Иоанна, 19 глава).

Бцы на иконе что значит. Смотреть фото Бцы на иконе что значит. Смотреть картинку Бцы на иконе что значит. Картинка про Бцы на иконе что значит. Фото Бцы на иконе что значитОрудия Страстей Христовых поясняются начальными буквами слов

Значение надписей — в таблице:

ΙΣ ΧΣ (греческий)Иисус ХристосΜΡ ΘΥ. Б.М. БЦА. П. Б.Матерь Божия. Сокращенное от греческого Μητερ Θεου. Богородица. Пресвятая БогородицаΘεος БгъБогΑΓΙΟΣ. αγιος. АГИOС. СВЯТЫЙ. СТЫ. СТН. СТИ. СТ. СВСвятойΑΓΙΑ. αγια. АГИА СТАЯСвятаяПРОПророкАПЛЪАпостолСТЛЬСвятительМЧ. МЧНКМученикПРПреподобный

Иисуса Христа распяли к северо-западу от Иерусалима, у сада. Под камнями Голгофы покоятся останки Адама, первого сотворенного человека. Искупительная Кровь Христа омыла его кости. Так в лице Адама все человечество очистилось и освятилось Кровью Спасителя.

Сокращения на образах святых говорят о чине святости

Очень многочисленны сокращения на образах подвижников. Кроме имени указывают чин святости:

апапостолсвтсвятитель
бессрбессребреникпрорпророк
блгвблаговерныйпросветпросветитель
блж

блаж

блаженныйпрмчпреподобномученик
вмц

влкмц

великомученицапрмцпреподобномученица
вмчвеликомученикпрппреподобный
исп

испов

исповедникпрп исппреподобноисповедник
кнкнязьравноаправноапостольный
кнгкнягинясвсвятой
митрмитрополитсщмчсвященномученик
мчмученикстрастстрастотерпец
мцмученицачудотвчудотворец
правправедныйюродюродивый

Икона без надписи расскажет о святом чертами образа. О чине святости говорят цвет одежды подвижника, предметы в его руках.

Святой Иоанн Дамаскин, рассуждая о почитании святых, писал:

Бцы на иконе что значит. Смотреть фото Бцы на иконе что значит. Смотреть картинку Бцы на иконе что значит. Картинка про Бцы на иконе что значит. Фото Бцы на иконе что значит

«Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга».

Православные почитают святых, как старших наставников, достигших высоты Любви к Богу и людям. Путь спасения узок и тернист. Внешним людям он может показаться полным одиночества. Но на деле христианин имеет немалые «связи» на Небесах.

Святые помогают в делах временной жизни и молятся Богу о ныне живущих христианах. Искренняя просьба к небесному покровителю не останется без ответа.

Источник

Хранитель Образа Тихвинской Пр-Бцы

«Дом есть не что иное, как малая церковь»,
так говорит нам Апостол Павел в своём Первом Послании…

«ХРАНИТЕЛЬ ОБРАЗА ТИХВИНСКОЙ ПР-БЦЫ»

Так вышло, что сын мой Сашка по стечению жизненных обстоятельств
и велению судеб стал хранителем одной старинной иконы, сделанной два
с лишним столетия тому назад с древнего списка основного образа
Тихвинской Пр-Бцы.

Ранее икона эта пребывала в Подмосковном посёлке Голицыно, так сказать,
«в родовом имение» тётки моей бывшей свекрови Веры Сергеевны. Потом,
когда богобоязненная тётка Анастасия Яковлевна померла, отойдя в мир иной,
икона эта досталась нам с мужем. Она была в ужасном состоянии, вся чёрная,
изрытая ссадинами, дырочками, закопченная, полуизъеденная жучками.

Мы реставрировали её и повесили на самое почётное место в новой квартире,
после чего свекровь моя увидела сон, в котором Богоматерь Сама лично сказала ей,
что отныне через этот Свой Святой образ Она будет защищать всю нашу семью
от мала до велика во все дни живота нашего. Аминь.

Так и случилось, не даром Присно Деву Марию называют Скорой Помощницей людей,
и впрямь Богоматерь своевременно и незамедлительно приходит на помощь
по сей день каждому из домочадцев, первой же она помогла моей свекрови,
когда с ней внезапно приключился инсульт.

Во время приступа Божия Матушка смягчила адские боли бедной женщины, которые
были попросту нестерпимыми. Болело так, словно череп сжали мощные железные тиски.
И тогда Пресвятая Пречистая Пресветлая Матерь Христова, возложила ей на голову
обе Своих ладони, полностью освободив от мучений. Было это в начале девяностых.

Вскоре совместные пути наши с первым моим мужем Храбрым Сергеем Николаевичем
по Воле Божьей разошлись. Я страстно жаждала природного уединения для создания
«Богородничного» цикла авторских песен, и ушла в прямом, не в переносном смысле,
в музыкально-писательский затвор, и как, оказалось, навсегда уехала в Верейский
Подмосковный лес за 150 км от Златоглавой и Первопристольной.

Мужа моего удачно подобрали, он вскоре успешно женился во второй раз
и стал жить в Орехово-Борисово, а святая икона Тихвинской Пр-Бцы осталась
в квартире, наш сын Сашка не отдал её ни мужу, ни мне, сказав: «берите,
родители, всё, что вам нужно – мебель, книги, картины, посуду, а икону
я вам не отдам, пусть она тут будет при мне «на таможенном досмотре»!
Юморист, однако, но не совсем, дело обстояло намного серьёзнее, а насколько,
время рассудит!

На старую лесную мамину дачку я забрала из квартиры кухонную мебель,
с той лишь целью, чтобы та не мешалась, когда сын будет со временем
делать ремонт, так же он с радостью отдал мне обеденный громоздкий стол
из зала, стулья и второй большой бордовый диван с двумя раздвижными креслами.

Себе же он оставил только миниатюрный раскладной диванчик, оставшись
практически в полупустой квартире, выглядевшей теперь скромно и весьма
прозаично. Тут всё располагало к умственной работе, необходимому отдыху
для восстановления жизненных сил и молитвенному покою.

Как ни старался сын, но он никак не смог привыкнуть спать на том большом,
широком бордовом диване, хотя сам имеет рост 1м 96 см. Оба кресла из того же
гарнитура его попросту раздражали, хотя он очень любит во время отдыха после
утомительного спортивного матча расположиться в кресле, я видела!

Возможно, что все эти лишние вещи, если бы они остались в вартире,
предположительно указывали бы на некое присутствие, каких-либо посторонних
людей в его жизни, а ему нужно было, по всей видимости, быть одному.

Но, вот, что поразило меня в самое сердце, ведь мать не проведёшь: Сашка мой
перетащил к иконе Тихвинской Пр-Бцы не просто изящный мой женский велюровый
диванчик, хотя это было так. Он перетащил ни какой-нибудь там красный, зелёный,
а обшитый ярко-голубым, небесного оттенка сочным велюром, как известно, такой
цвет издревле прочно зарекомендовал себя и является строго «Богородничным».

Так он стал хранителем нашего родового списка с досточтимого чудного образа
Тихвинской Пр-Бцы, и всё поступательно системно приготовлял к этому.

Не сразу он его обосновал, сравнительно долго, место под стеной в зале
оставалось полупустым. Сын не ставил там ни кресел, ни журнального столика.
Мы не вмешивались, а он ждал Воли Божьей и со временем под стену, где икона
висела изначально, поставил (теперь можно сказать и так) «свой» диван,
перетащив его в зал из детской комнаты, и спит теперь прямо под ней:
святая икона ровно находится у него в изголовье.

Да сохранит на многая лета Господь БОГ наш Иисус Христос и Пресвятая Пречистая
Матерь Его, сего молодого мужа-хранителя дивного образа Пр-Бцы «Тихвинская».
Аминь.

И, прочитав внимательно изложение Преподобного Льва Оптинского, которое я тут
аккуратно привожу для вас, что образ сей, в последствие называющийся Тихвинским,
ранее зарекомендовавший себя изначально олицетворением строгой скромности,
обличает все бытовые правонарушения в плане излишеств: обжорство, винопитие,
табакокурение и прочие зловредные привычки, вытесняя предвзятости, в том числе
любое необоснованное роскошествование, ленность, а также запустение, загрязнение
человеческого жилища.

Оттого Тихвинская икона и выбрала себе смотрителя, что сын мой Сашка с детства
приучен к еженедельной влажной уборке, он не курит, не пьёт, помногу читает,
никого не приводит в дом, не устраивает балаганы, время тратит с толком,
с чувством, с расстановкой, постоянно занимается самообразованием, детально,
с необходимо нужным анализом просматривает хорошие исторические фильмы,
покупает одежду и еду готовит себе сам, осеняя крестным знамением абсолютно
всю приготовленную им пищу, а новые вещи обрызгивает святой водой.

В особые православные предпраздничные дни он в обязательном порядке проводит
генеральную уборку: перед Рождеством Христовым традиционно выносит все ковры
и палацы на снег, к Светлому Христову Воскресению моет окна, люстры, натирает
полы, мебель, скребёт и чистит до блеска то, что осталось в его квартире.

Он не допустит ничего лишнего, не купит ничего неполезного себе в обиход,
не растранжирит и не возьмёт ничего непродуманного в магазине или на рынке.

Если внимательно почитать историю явления первообраза Тихвинской Пр-Бцы,
то можно уловить в нём некое сравнительное соответствие со скромной жизнью
моего сына Сашки, ведь изначально доподлинная икона, в прямом смысле убежала,
покинув свою прежнюю обитель, выбрав себе более подходящее и достойное место.

Так и этот список, что хранится в нашей квартире, имеет столь же сильные
детальные отличия, он сохранил свою природную умственную стать, задуманную ещё
самим Апостолом и Евангелистом Лукой при написании иконы во время Всеславной
Всезначимой Превеликой Жизни Спасителя. Аминь.

Всем доподлинно известно, что Богоматерь выбрала Россию домом Своим,
куда вложила сердце Своё, и мне приятно и тепло на душе от мысли,
что сын мой Сашка не уронил перед Ней лица своего.

«История явления Тихвинской иконы Божией Матери»

Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных
святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима была перенесена
в Константинополь, где для неё был построен Влахернский храм.

В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма
и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Рыбаки обомлели,
когда увидели пред собой необыкновенное сияние, исходящее сверху. Сияние
приблизилось, и перед ними предстала икона Богоматери, движущаяся над водою.

Икона и сияние скрылись на берегу, остановившись в тридцати верстах от озера.
Православные поставили для иконы часовню, но икона её покинула, не пожелала
оставаться на этом месте и выбрала другое – в 20 верстах от Тихвина.

И там построили часовню, а затем храм. Но икона снова переместилась,
на сей раз на гору, совсем рядом с городом. Она стояла над горою
как лёгкое облачко; люди, глядя не неё, истово молились.
И вот тогда икона спустилась им на руки.

Люди сразу же принялись за строительство храма в гористом лесу.
За день поставили три венца. Икону и венцы охраняла стража.
Но чудо продолжалось: утром народ не узрел ни иконы, ни венцов.
Кочующая икона объявилась лишь в двух верстах, за речкой Тихвинской.

На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы.
Позже усердием великого князя Василия Ивановича (1505 – 1533) вместо деревянного
храма – возведён каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного
при храме основали мужской монастырь.

Обретение иконы в Тихвине совпадает по времени с исчезновением из Царьграда
иконы Богоматери, которая ранее пребывала в Иерусалиме.
Для святыни в Царьграде поставили необыкновенной красоты Влахернский собор.

В Тихвин икона переместилась за 70 лет до падения Царьграда под натиском
иноверцев. Икона Влахернская и Тихвинская – не одна ли это святыня?
Есть все основания дать на это положительный ответ!

Новгородские купцы, видевшие икону в Тихвине, были в Царьграде на приеме
у патриарха. И тот посетовал об исчезновении иконы Богоматери, покидавшей,
оказывается, и прежде собор, но возвращавшейся.

Купцы описали словесно патриарху Тихвинскую икону, и рассказали о чудесном её
обретении. Патриарх понял то, что Владычица повелела оставить Своей иконе пышный
Влахернский собор за грехи и несправедливости, творящиеся на царьградской земле.

В 1613 – 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались
уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена.
Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать
из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть её с места.
Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту
Божией Матери.

Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного
превосходивших их сил противника. С хорошо обученными воинами справилась горстка
людей далеко не воинственного склада. Командующий шведской армией Делагарди был
этим унижен и приказал сравнять с землей монастырь и город. Всё население города
спряталось в монастырь. Люди давали врагу отпор и молились. А после обходили
монастырь с Тихвинской иконою Богоматери.

Вражеское войско внезапно обуял страх: наступающим шведам то представлялась
многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство,
и они обращались в бегство.

Через год после победы над шведами в монастырь прибыли царские послы.
Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово,
в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключён мир со шведами.

Главною порукою мира с русской стороны был принесённый список с чудотворной
иконы. Впоследствии этот список был принесён в Москву и поставлен в Успенском
соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами,
отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.

Во время Великой Отечественной войны Тихвин был занят немецкими войсками,
и, спасая чудотворный образ, настоятель храма отец Иоанн бежал в Ригу,
а 1949 году – в США. В городе Чикаго, где священник был избран архиепископом,
он поместил икону в Свято-Троицкий собор. Умирая, подвижник отдал реликвию
на хранение своему приёмному сыну Сергию Гарклавсу, завещая вернуть икону России,
если Тихвинский монастырь будет возрождён.

8 июля 2004 года произошло знаменательное событие в жизни нашего государства.
Из США в Россию, в свою обитель – Тихвинский Богородичный Успенский мужской
монастырь – возвратилась православная святыня, Тихвинская икона Божией Матери.

21 июня чудотворную икону крестным ходом и торжественной литургией встретили
более тысячи православных в столице Латвии Риге.

23 июня 2004 года Тихвинская икона вернулась в Россию,
а 8-го июля её торжественно перенесли в Тихвин.

Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери,
прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью 9 июля
в память Её чудесного явления и одоления врагов предстательством
Пресвятой Богородицы (Пр-Бцы) и Пристно Девы Марии. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *