родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе

Родительское собрание на тему «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной деятельности учащихся.

Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Эти сложнейшие навыки связаны с высшими психическими функциями – внимание, восприятие, память, мышление.

К сожалению, родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – “не способность”, “плохую подготовленность” или не желание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Конечно, есть дети функционально незрелые, не готовые к освоению этих сложных навыков. От того как относятся взрослые к возникающим у ребёнка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребёнку, зависит успех любой помощи.

Хотелось бы отметить, что более 90% детей, поступающих в первый класс, не имея негативного опыта предшкольного обучения, имеют очень высокую учебную мотивацию, хотят идти в школу, учиться в школе. Обращаю ваше внимание на то, что уже к декабрю более 60% первоклассников не хотят учиться, так как учёба – это новые условия жизни, новый вид деятельности, новые нагрузки и новые требования. Родители должны быть готовы к этим проблемам, должны уметь помочь своему ребёнку и главное – должны адекватно реагировать на проблемы.

Причины и проявления этих трудностей столь многообразны и комплексны, что порой не удаётся разделить их, выделить ведущие. Родители часто просто “не видят” проблем или не считают трудности серьёзными, а спохватываются во втором, а иногда в третьем и четвёртом классе.

В нашем классе есть дети, работающие левой рукой. Леворукость может быть разной по своим психологическим и физиологическим особенностям. Современная наука выделяет два основных вида леворукости – генетическую (наследственная) и компенсаторную (патологическую). Леворукость – это не патология и не недостаток развития. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребёнка, которую необходимо учитывать в процессе обучения.

Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени – чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

Поэтому в работе с леворукими детьми следует обращать внимание на особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

Ещё раз отмечу, что ни в письме, ни в чтении у леворуких детей нет каких-либо “особых” проблем, свойственных только им.

Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности, что сильно снижает шансы ребёнка на школьные успехи. Медлительные дети – это дети, у которых в два раза медленнее темп речи, ходьбы, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своём темпе может быть очень высоким. Обращаю ваше внимание на то, что медлительного ребёнка нельзя заставить писать и читать быстрее, торопить, подгонять такого ребёнка не только бесполезно, но и вредно. Медлительному от природы быстрым не стать никогда. Он может только приспособиться к окружающим. Эти особенности необходимо учитывать, когда дети выполняют задания дома.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

Чёткая организация – забота взрослых, учёт особенностей ребёнка поможет быстрее адаптироваться к школьной жизни.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

Любите своего ребёнка и вселяйте ежедневно в него уверенность. Не ругайте, а учите.

Источник

Родительское собрание на тему «Навыки письма и чтения— трудности обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Родительское собрание на тему «Навыки письма и чтения— трудности обучения»

показать необходимость развития навыков чтения и письма, ознакомить с причинами нарушения чтения и письма, недостатками графических навыков;

показать условия формирования навыков чтения и письма.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.
В.Н.Сухомлинский

1. Вступительное слово.

Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при чтении и письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму и чтению в начальной школе, чрезвычайно важно, так как чтение и письмо являются базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

2. Причины нарушения письма.

— Предлагаю вам, уважаемые родители, немного поработать. Напишите, какие затруднения могут испытывать ваши дети при письме.

— Озвучьте, пожалуйста, ваши записи.

— Итак, мы с Вами только что сформулировали некоторые недостатки, которые влияют на письмо учащихся в 1 классе.

нестабильность графических норм, т.е. искажение почерка;

неправильное написания букв;

пропуск, недописывание букв;

очень медленный темп письма;

тремор (дрожание руки) при письме, который проявляется в дополнительных штрихах.

Каковы же причины трудностей обучения письму. На обратной стороне листочков напишите, пожалуйста, из-за чего могут возникнуть у ребенка затруднения при письме.

— По данным НИИ физиологии детей и подростков трудности обучения письму в большинстве случаев отмечаются у следующих групп детей:

детей, имеющих задержку речевого развития и нарушения звукопроизношения;

детей с недостаточностью фонематического и периферического слуха, т.е. не различающие звуки;

леворуких детей при переучивании;

детей, имеющих различные виды задержки психического и моторного развития.

3. Трудности обучения чтению.

— А теперь перечислите, пожалуйста, затруднения, которые по-вашему мнению возникают у ребенка при обучении чтению.

— Давайте подведем итог всего выше Вами сказанного. Основными причинами обучения чтения являются:

недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия;

недостаточная сформированность зрительной памяти;

недостатки методики обучения (быстрый или медленный темп чтения);

трудности концентрации внимания.

4. Приемы формирования навыков письма и чтения.

Как же устранить эти недостатки и помочь ребенку освоить все необходимые навыки письма и чтения? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос, чтобы у вас и ваших детей таких проблем было как можно меньше.

Вспомните, какими упражнениями можно развивать мелкие кисти руки?

— Все эти упражнения можно делать и в домашних условиях

Развитие пространственных представлений.

Способность ориентироваться в пространстве нужна ребенку для того, чтобы он мог правильно разместить написанное на листе бумаги, планировать дальнейшее движение руки с учетом особенностей графического пространства. Для развития этой способности можно использовать упражнения типа:

— Размещение геометрических фигур.

Нарисуйте овал слева от треугольника, но справа от квадрата.

родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Смотреть фото родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Смотреть картинку родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Картинка про родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Фото родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе

— На нелинованной бумаге располагаются фигуры. Нужно соединить их не отрывая карандаша, или же по определенному принципу. Пример такого задания вы могли видеть на карточках, которые вы выполняете к каждому заданию.

-Графические диктанты. Ребенку дается листочек в клеточку, на котором предварительно поставлена точка. По инструкции ребенок должен нарисовать от этой точки определенную фигуру. Давайте и мы с вами попробуем выполнить это задание. У вас лежат листочки и ручки. Выполняйте задание четко по моим инструкциям.

3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вверх, 4 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 6 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 4 вверх, 2 влево, 4 вверх, 2 влево, 2 вверх.

— В брошюрках, которые мы для вас подготовили вы можете найти несколько таких заданий.

Развитие фонематического восприятия и звукопроизношения.

-Учить скороговорки и чистоговорки.

-Членить речь на отдельные слова и звуки.

Произнести слово по звукам, а ребенок должен назвать, какое слово вы произнесли М-А-К.

— Находить звук в слове.

Взрослый просит услышать в слове звук А и произносит слова, но очень четко и протяжно. Ребенок хлопает, когда услышит нужный звук.

Называть слова, которые начинаются со звука А.

Обратиться за консультацией к логопеду.

Скажите ребенку слово кот. Он повторяет слово. Вы добавляете слово ЛИСТ. Он повторяет КОТ, ЛИСТ и т.д.

Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещенной настольной лампой стене появится попугай. Если расправить ладонь, а затем загнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стенке появится собака.

Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

— Большое спасибо за работу.

родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Смотреть фото родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Смотреть картинку родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Картинка про родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Фото родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Смотреть фото родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Смотреть картинку родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Картинка про родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Фото родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Смотреть фото родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Смотреть картинку родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Картинка про родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Фото родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Смотреть фото родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Смотреть картинку родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Картинка про родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Фото родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе

Источник

Родительское собрание на тему «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МБОУ «Агвалинская гимназия имени Кади Абакарова»

Трудности обучения письму и чтению в начальной школе.

родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Смотреть фото родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Смотреть картинку родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Картинка про родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Фото родительское собрание трудности обучения письму и чтению в начальной школе

1. Причины трудностей обучения письму и чтению.

— У каждого из ваших детей за период обучения в школе возникли какие – либо трудности в школе: в письме или чтении, в счёте или в поведении, в общении со взрослыми или сверстниками. Мне бы хотелось сегодня поговорить о трудностях обучения письму и чтению.

Ведь не секрет, у многих учеников нашего класса выраженное нарушение письма (буквы неровные, разнонаклонные, нарушена конфигурация, соотношение элементов, отмечается зеркальное выполнение некоторых букв, причём домашние работы, как правило, выполнены лучше, чем классные, диктанты пишут с ошибками.) Читают слова, предложения также с ошибками, не умеют выделять главную мысль текста, не умеют пересказывать содержание.

При анализе причин трудностей обучения письму и чтению, как правило, выделяются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы. К внешним причинам относятся экологические (внешнесредовые) условия жизни, социокультурные (дефицит внимания к развитию ребёнка чаще всего приводит к нарушению или несформированности речи, отсутствию навыков координации движений, организации деятельности) и школьные факторы риска (стресс, интенсификация учебного процесса, неадекватность методик и требований). К внутренним (эндогенным) причинам возникновения школьных проблем относят функциональное развитие ребёнка, его психофизиологические особенности, нарушения в развитии определённых систем. Это генетические факторы, нарушения пре- и постнатального развития (патология беременности, родов, раннего развития). Нарушения нейросенсорного развития (дисфункции мозга; несформированность коры, регуляторных структур мозга). Возрастная несформированность познавательного развития. У детей с трудностями формирования навыков письма и чтения может быть низкая, неустойчивая работоспособность, повышенная истощаемость, неустойчивое внимание, низкая познавательная активность. Фактически обучение письму и чтению начинается, когда у значительной части детей (до 70 %) ещё недостаточно сформированы механизмы произвольной регуляции сложных видов деятельности (а письмо и чтение – это сложные виды произвольной деятельности), требующей концентрации внимания, программирования и текущего контроля деятельности. Чаще всего влияние и экзогенных, и эндогенных причин – совместное, комплексное. Важно уметь выделять и различать их, для того чтобы выбрать меры эффективной помощи ребёнку. Для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твёрдые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения. Так же можно описать и процесс чтения, при котором ребёнок хорошо должен воспринимать, различать и дифференцировать все буквенные знаки, уметь переводить их в звуки, складывать из них слова, понимать и знать смысл слов, правильно выделять грамматическую структуру письменной речи и понимать смысл читаемого текста. Важно подчеркнуть, что обучение тактике письма и технике чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней, не дают навыки именно письменной речи. К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловно, есть дети функционально незрелые, не готовые к освоению этих сложных навыков, и в этих случаях несоответствие методики и неадекватные требования дают ещё больший негативный эффект. От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребёнка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребёнку, зависит успех любой помощи. Следует разделять понятия «школьные трудности» и «неуспеваемость». Результатом невнимания к школьным трудностям является, как правило, нарушение состояния здоровья, особенно нервно – психической сферы школьников. Это связано с постоянным ощущением неудач, сопровождающихся эмоциональным и функциональным напряжением, повышенной тревожностью, страхами унижения, наказания… В практике школы неуспеваемость часто рассматривается не как результат комплексного действия школьных факторов риска, а как неспособность ребёнка к обучению при недостаточном старании, лени и т.п.

Учёба – это новые условия жизни, новый вид деятельности, новые нагрузки и новые требования. Школа, педагог, родители должны быть готовы к этим проблемам, должны уметь помочь детям и главное – должны адекватно реагировать на проблемы.

Многие считают, что необходима усиленная тренировка, упражнения – «может же, когда хочет». Психологи – необходимо повысить мотивацию, «чтобы старался». Но, оказывается, причины здесь совсем другие. Необходимо обратить внимание на характер нарушений. Зеркальное письмо, например, свидетельствует о явном нарушении зрительно- пространственного восприятия, требующее специальной коррекции. Учитывать нужно и индивидуальный темп деятельности ребёнка и общий темп работы на уроке. Ситуация иногда осложняется и такой незначительной на первой взгляд причиной – ребёнок неправильно держит ручку. Это сковывает движения, а в сочетании с трудностями зрительно – пространственного восприятия приводит к резкому ухудшению качества письма и быстрому утомлению.

2. Трудности обучения письму и чтению медлительных детей.

— Чем же можно помочь таким детям?

Выход вроде бы прост: позволить ребёнку работать в нужном ему темпе. Но программа для всех детей одинакова, и учитель не всегда находит возможность сократить объём работы для вашего ребёнка. Но при приготовлении домашних заданий не следует ограничивать ребёнка во времени, подгонять и, тем более,упрекать. Он и так всегда чувствует себя виноватым из – за постоянных неуспехов.

3. Работа по организации помощи при трудностях в обучении.

Основные принципы помощи детям, имеющим трудности обучения.

1) Любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное начальное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.

2) Коррекция комплексных трудностей – многоаспектная задача, следова­тельно, для ее успешного решения необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.

3) Помощь детям со школьными проблемами. Это помощь, при которой кор­ректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их.

4) Системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация кон­фликтных ситуаций в семье и школе и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций.

5) Организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.

В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи, включающая:

– наблюдение и анализ возникающих проблем, определение причин школьных трудностей;

– четкое определение целей и конкретных задач помощи;

– составление индивидуального плана организации работы комплексной помощи (с учетом инди­видуальных особенностей работоспособности и состояния здоровья);

– составление индивидуального плана обучения (для детей с прогнозом школьных трудностей);

– опору при обучении на сформированные функции и параллельное «подтягивание» несформированных функций (в системе специальных занятий);

– постепенность (пошаговость) освоения учебного материала;

– переход к новому этапу обучения лишь после полного освоения предыдущего (индивидуальный темп обучения);

– регулярное повторение пройденного материала;

– независимую оценку результатов работы и функционального состояния ребенка не реже двух раз в год.

Главным условием эффективности помощи при трудностях обучения является определение точки отсчета, с которой следует начинать коррекционную работу. А для этого нужно вернуться к элемен­там предварительной подготовки, выяснить, все ли освоил ребенок. Если нет, надо начинать с того, что вызывает затруднение, так как неправильная посадка, неправильное положение ручки, неумение дифференцировать строку и т.п. могут стать непреодолимым препятствием в процессе обучения. Необходим анализ процесса обучения. Например, ребенок плохо пишет. Нужно прежде всего про­верить, хорошо ли он освоил пройденные буквы. Если он пишет буквы легко и безошибочно, можно переходить к списыванию, письму под диктовку, но если написание букв вызывает затруднение, то нужно вернуться к этому этапу обучения и только освоив его переходить к следующему этапу. Не менее важным в процессе работы при трудностях обучения является регулярное повторение пройденного материала: через 1–2 дня первый цикл повторе­ния, через 10 дней – второй цикл повторения, через 4 недели – третий цикл. Это позволяет многократ­но возвращаться к тому, что вызывает затруднение, закреплять и восстанавливать в памяти. Помощь при школьных трудностях эффективна лишь в том случае, если школьные успехи не будут достигнуты ценой чрезмерного напряжения и ухудшения состояния здоровья, поэтому рекоменду­ется не реже двух раз в год проводить консультативное обследование ребенка у врача педиатра или психоневролога (особенно в тех случаях, когда отмечены неврозоподобные или невротические рас­стройства).

4. Рекомендации родителям учащихся.

Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних за­даний (что чаще всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимо­действовать с ребенком. Они должны соблюдать основные правила:

Работа родителей с ребенком, имеющим школьные проблемы, особенно эффективна в тех случаях, когда он вынужден какое-то время не ходить в школу (например, из-за болезни или после нее). Отсут­ствие психологических трудностей влияния большого коллектива, регламентированного режима, зна­чительных статических нагрузок, то есть всего комплекса школьных нагрузок, позволяет с большой пользой использовать довольно короткое время лишь для учебных занятий, а индивидуальная работа дает возможность учесть все особенности ребёнка

Источник

Родительское собрание «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Родительское собрание «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

Задачи: ознакомить родительский коллектив с трудностями обучения письму и чтению к первому году обучения в школе; предложить практические советы, как можно преодолеть возникшие трудности.

Форма проведения: круглый стол

Сегодня на собрании нам предстоит ответить на многие вопросы. С какими трудностями обучению письму и чтению столкнулись ваши дети в период школьной жизни? Как можно преодолеть возникшие трудности? Берем эту проблему, так как обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Мы проведем необычное собрание, разделимся на группы. Я раздам Вам цветные карточки, на столах стоят флажки, Вы сейчас объединитесь в группы и сядете за тот стол, где стоит флажок цвета вашей карточки. Деление на группы неслучайно. При обследовании детей были выявлены их характерные особенности, затрудняющие обучение чтению и письму. Я их Вам не назову сейчас, а Вы их выявите в процессе групповой работы.

1 группа – леворукие дети

2 группа – гиперактивные

3 группа – медлительные

4 группа – без ярко выраженных особенностей.

На парте лежит лист бумаги, фломастер цвета соответствующей группе. В каждой группе, родители в течение 10 – 15 мин. должны определить трудности своих детей, почему они испытывают трудности обучению чтения и письму. Все свои предположения записывают на листе. Через 15 минут листы прикрепляются к доске. Дается время, чтобы родители прочитали и проанализировали свои ответы.

Лист первой группы.

2.Пишет левой рукой.

3.Зеркальное изображение букв.

5. Не видит строчку.

6.Пропускает буквы, заменяет при письме и чтении.

7. При чтении путает похожие буквы.

Лист второй группы.

1. Легко отвлекается на любую помеху.

2. Самостоятельно работать не может.

4. С трудом удерживает внимание.

5. Дрыгает ногами, руками, крутится.

6. Очень разговорчив.

7. Отключается от выполнения задания.

8. Почерк неряшливый, много исправлений.

9. Не дописывает буквы.

10. При чтении теряет слова, строчку.

11. Хорошо работает 3 – 5 минут

Лист третьей группы.

1. Делает все очень медленно.

2. С трудом переходит от задания к заданию.

3. Пропускает буквы, слова при чтении и письме.

4. Пишет и читает очень медленно.

5. Небрежный почерк, буквы разной величины.

6. Может читать то медленно, то быстро.

Лист четвертой группы.

1. Пропускает буквы при чтении и письме.

2. Под диктовку пишет с ошибками.

3. Путает похожие по написанию буквы.

4. Почерк неустойчивый.

6. Задания хорошо выполняет, когда есть желание.

— Что вы можете сказать, познакомившись с ответами других групп?

(Родители отмечают и выделяют на листах одинаковые трудности)

— А какие особенности есть только в вашей группе или наиболее ярко выраженные?

(родители выделяют группы: леворукие, медлительные, очень активные дети)

— Наверное вы догадались, по какому признаку вы объединились в рабочие группы. Для каждой категории детей разработаны специальные рекомендации, учитывающие их характерные особенности.

2. При письме и рисовании свет должен падать справа.

3. При выполнении домашнего задания по письму необходимо определить вместе с ребенком траекторию движения руки. Это поможет ребенку определить, где начинать написание элемента буквы, куда вести и где закончить. Эту инструкцию ребенок должен еще самостоятельно повторить и только потом приступать к письму.

4. Полезно сделать для ребенка карточки с элементами написания каждой буквы и с самими буквами. Это позволит превратить обучение письму в увлекательную игру.

5. Важно помнить, что леворукие дети переживают адаптацию к школе гораздо тяжелее, чем их праворукие сверстники.

6.Леворукому ребенку надо предлагать больше заданий на развитие двигательной активности руки, для развития группы мелких мышц. Очень хорошее упражнение – вырезание букв крупного формата из газет. Ребенок быстрее запоминает буквы, видит их в зеркальном изображении, запоминает их контуры.

7.Еще одно упражнение – лепка букв и цифр. Это тоже помогает ребенку быстрее усвоить технику письма.

1.старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка..

2.Избегайте категоричных слов и выражений, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье.

4.Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

5. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения. В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

6. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

7. Не опускайте рук! Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что «норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту»

8. Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит.

ными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос, необходимо спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз без упреков и раздражения.

2. Главное – не торопить, не подгонять ребенка, не напоминать ему о его медлительности, неловкости.

3.По возможности разгрузите ребенка, снимите все дополнительные нагрузки.

4. Организуйте работу над домашними заданиями так, чтобы они выполнялись не вечером, а в период с трех до пяти дня. Не забывайте о перерывах, физкультминутках.

5.Проконтролируйте все элементы режима дня: сон, отдых на воздухе, питание, двигательную активность.

6. Помните, вашему ребенку нужно время на раскачку. Нужно облегчить ему выполнение всех повседневных дел, и помочь в этом может четко организованный режим дня.

— В каждой группе есть свои проблемы, но и еще есть общие. Для детей, которые испытывают общие трудности рекомендации, дает психолог.

Что могут родители, если все же появились школьные трудности?

К сожалению родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребенка научиться хорошо читать и писать. От того, как относятся взрослые к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи.

Первое — не рассматривайте их как личную траге­ дию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача — помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.

Второе — вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться).

Третье — ваша главная помощь: поддерживать уверенность ребенка в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать — это не помощь, а основа для новых конфликтов.

Интересоваться выполнением домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения. Работа с такими детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типич­ ны родительские жалобы: «Нет никаких сил. », «Все нервы вымотал. ». Обычно эти занятия кончаются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то, бывает, и тресну». Понимаете, в чем дело? Не может сдер­ жаться — взрослый, а виноват — ребенок! При этом все родители жалеют себя и никто — ребенка.

Почему-то издавна считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении — больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой ра­ боты! И поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувст вовал — вы с ним и для него. Оставьте интересный журнал, не смотрите даже «одним глазком» телеви­ зор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия для разговора по телефону или беготни на кухню.

Никогда не торопитесь заставлять ребенка выпол­ нять задание самостоятельно. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать.

Не менее важно решить вопрос, с кем лучше работать — с мамой или папой. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жестче, но спокой­ нее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из родителей, теряя терпение, вызывает на смену другого.

Ваше нетерпение, даже если вы не говорите при этом: «У меня больше нет никаких сил!» — уже укор для ребенка, подтверждение его ущербности. А именно этого мы договорились избегать!

Не считайте зазорным попросить учителя: спраши­ вать ребенка только когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неуда­ чи. Постарайтесь найти контакт с учителем; ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой даже самый маленький успех подчеркните.

Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. Очень важно, чтобы родители вознаграждали ребенка не по результатам работы, которые не могут быть хороши­ми, а по затраченному труду. Если этого не делать, ребенок будет приступать к работе с мыслью: «Нет смысла стараться! Я все равно не получу хорошую оценку и никто не заметит моих успехов!» Возна­ граждение для ребенка должно быть в конце каждой недели. Например, поход в кино, посещение зоопар­ка, совместная прогулка. Это приносит ему много радости и показывает: его труд тоже оценивается и вознаграждается.

Детям с трудностями в обучении необходим разме­ ренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а зна­ чит, соблюдать режим им совсем не просто.

Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз. Лучше по­ ставьте будильник на полчаса раньше.

Не начинайте день с нотаций, ссоры, а прощаясь перед школой, воздержитесь от предупреждений и предостережений типа: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались» и т. п. Встречаясь после школы, лучше сказать: «Как хорошо, что ты уже пришел, будем обедать», чем спросить традиционное: «Ну, какие у тебя сегодня отметки?»

Пожалуй, самое трудное время — вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить ребенка в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упре­ ками, а потом ребенок долго не может успокоиться

и уснуть. В таких случаях детям особенно важно расслабиться. Поэтому лучше, если папа или мама приласкает его «как маленького» и, укладывая спать, посидит рядом несколько минут, выслушает, рассеет его страхи. Можно предоставить ребенку некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Не менее важен и полный отдых в воскресенье, а особенно в каникулы.

Никогда не занимайтесь с ребенком школьными предметами во время каникул! Каникулы — для отдыха, а не для подгонки «задолженностей». Дети нуждаются в отдыхе и свободе, чтобы их неудачи забылись. Сходите все вместе в поход, отправьте ребенка к родственникам, еще что-то придумайте. Главное — сменить обстановку, чтобы ничто не напоминало детям о школе.

Итак, внимание и понимание — самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Не­ смотря на неудачи в учебе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость вашего присут­ ствия во время приготовления уроков. Лучше все объяснить, спланировать работу, а дальше — сам. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоя­ тельной работы! Не стойте над душой — этим вы только убеждаете ребенка в его беспомощности. Не делайте постоянно замечания («Не качайся на сту­ ле!», «Не грызи ручку», «Сядь правильно!») — они отвлекают, создают ощущение дискомфорта, неуве­ ренности. Не отрывайте от уроков вопросами и просьбами, не подгоняйте.

И еще одно, последнее напоминание: своевремен­ ность принятых мер увеличивает шансы на успех! Если есть возможность, проконсультируйте ребенка у специалистов и выполняйте все рекомендации.

Ваше искреннее желание помочь ребенку и со­ вместная работа обязательно принесут плоды!

3. Рекомендации логопеда.

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы дети владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков.

Практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели),сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова.

То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны

Наиболее типичны следующие ошибки:

трудности слияния звуков в слоги и слова;

взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)

побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)

искажение слоговой структуры слов;

слишком медленный темп чтения;

нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у детей относятся:

замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

пропуски согласных в их стечении;

слияние слов на письме;

раздельное написание частей одного слова;

пропуски, наращения или перестановки слогов;

В основе пропуска букв лежит нарушение звукового анализа Перестановки букв связана только с недостаточностью звукового анализа., слухоречевой памяти, внимания.

Причина вставок букв это. несформированность фонематического слуха и восприятия.

Ошибки, проявляющиеся в нарушении структуры предложения, выделения границ предложения объясняются не только бедностью словаря, ограниченностью понимания слов но и неумением переключить внимания. Аграмматизмы, выражающие нарушения согласования и управления, объясняются большей частью бедностью словаря, недостаточностью языковых общений, несформированностью морфологического анализа и синтаксиса.

Оптические ошибки при письме это несформированность оптико-пространственного восприятия зрительного анализа и синтеза. Учащиеся с нарушением письма допускают большое число ошибок на правила правописания.

Рекомендую вам регулярно выполнять с детьми несколько простых упражнений.

В письменных работах пропускает буквы

Слабая концентрация внимания

Ученику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

1)аммадама реберерге ассамаса

2) еналсстаде енадслат етальтаррс усокгата лиммодора клатимор

3) ретабрерта норасотанна дебаруга каллихарра филлитадерра

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

Для занятия используются таблицы с числами черного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется. Порядок же работы остается неизменным:

1 этап – рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12

2 этап – рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1

3 этап – необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1.

Это же задание можно модифицировать, заменив цифры буквами. Например, черные буквы нужно выписать в алфавитном порядке, а красные в обратном.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *