Бч2 на корабле что это
181 Рогатые рогачи БЧ-2 12 ноября 1972
Александр Сергеевич Суворов
О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».
2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.
181. Рогатые рогачи БЧ-2. Испытания. 12 ноября 1972 года.
Сводка погоды: ВМБ Балтийск воскресенье 12 ноября 1972 года, дневная температура: мин.: 3.3°C тепла, средняя: 4.3°C тепла, макс.: 6.6°C тепла, без осадков.
Ракета П-15, выпущенная из далёкого невидимого МПК, маленьким стремительным самолётиком, очень похожим на истребитель МиГ-15, мгновенно, с ужасным рёвом двигателя, пролетела над кормой БПК «Свирепый» (прямо надо мной – автор), но ни наши ракеты ЗРК «Оса-М», ни артустановка АК-726 так ни разу и не выстрелили… Эту крылатую ракету П-15 сбил БПК «Бодрый», который дежурил на краю морского района, где проходили наши стрельбы в рамках учения «Балтика-72» и сдачи курсовых задач. При этом БПК «Бодрый», как потом оказалось, сбил эти ракеты, практически не готовясь, а только тренируясь, как все корабли обеспечения. Сбил первой же своей зенитной ракетой 9М33 ЗРК «Оса-М»…
С этого неудачного для экипажа БПК «Свирепый» дня все разговоры, переговоры, команды и звонки по всем видам и средствам внутрикорабельной связи во время учебных, учебно-боевых и боевых тревог фиксировались на специальном стационарном магнитофоне с девятью дорожками, при этом все мы обязаны были при любых телефонных переговорах представляться по фамилии и званию.
Звонок телефона в румпельном отделении. Снимаю трубку.
— Матрос Суворов, румпельное отделение, слушаю!
— Командир отделения Телешев. Немедленно прибыть в ходовую рубку!
— Есть немедленно прибыть в ходовую рубку!
Зенитная ракета 9М33, после схода с направляющих ПУ (пусковой установки) ЗРК «Оса-М», находится в неуправляемом автоматическом режиме полёта, то есть стартует в направлении на цель (вернее, в точку их вероятной встречи – автор) и так летит до захвата цели станцией визирования ракет. Этот участок полёта ракеты 9М33 похож на «порхание бабочки», то есть вроде бы хаотичное, нервное. Далее наведение ракеты 9М33 на цель «осуществляется с использованием командного метода управления по одному из вариантов: «трёхточка», или «половинное спрямление» по воздушным целям, «трёхточка в режиме НЛЦ» по низколетящим целям и метод «фи» по надводным целям». При этом режиме полёта «при приближении ракеты к цели, подаётся команда для взведения радиовзрывателя и снятия последней ступени предохранителя», тут уже ракета летит практически, как стрела, то есть по прямой к цели.
(Все технические данные и описания поведения зенитной ракеты 9М33 и ЗРК «Оса-М» из соответствующих открытых источников – автор).
Кстати, после того, как мыЮ БПК «Свирепый», пропустили и не сбили ни ракетами, ни снарядами ту крылатую противокорабельную ракету-мишень П-15, выпущенную с МРК, у нас были «очень большие разборки на всех уровнях» и многие, очень многие, «получили по заслугам», потому что оказалось: ракета-мишень П-15 летела «на сверхмалой высоте» и наша ЗРК «Оса-М» её увидела, среагировала, но среагировала так, что не успела бы её сбить, так как ракета П-15 летела слишком низко и быстро. Поэтому следующая ЗРК – «Оса-МА» (80-е годы XX века – автор) – уже могла сбивать воздушные цели на высоте 25 метров от уровня воды (минимальный «потолок» ЗРК «Оса-М» был 60 м от уровня воды – автор).
На вооружении корабельной артиллерийской батареи ЗБ №3 БПК «Свирепый» был артиллерийский комплекс АК-726-МР-105, состоящий из двух 76,2-мм спаренных автоматизированных артустановок АК-726 и системы управления стрельбой МР-105 «Турель». Каждая артиллерийская установка АК-726 состояла из двух орудий калибра 76,2 мм, смонтированных на общем лафете. АК-726 имела систему автоматического уменьшения отдачи ствола. Стволы АК-726 нарезные, моноблочные, оснащённые прицеливателями. Подача боезапаса в приёмники орудий осуществлялась автоматически из подбашенного отделения элеваторами подачи отдельно для каждого орудия. В обоймах боезапаса – по два «патрона» (снаряда). «Патроны» АК-726 в подбашенное отделение на стеллажи подавались (грузились) вручную из корабельных артпогребов через окна в неподвижном барбете палубы (в перерывах между стрельбой). Оба ствола АК-726 производили выстрелы одновременно. В перерывах между стрельбами стволы охлаждались забортной водой с помощью автоматической системы охлаждения.
Максимальная длительность очереди из АК-726 – 40-45 выстрелов, по окончании которой производится охлаждение в течение трёх минут. Ресурс ствола АК-726 – 3000 выстрелов. Целеуказание АК-726 получал от артиллерийского радара МР-105 «Турель». Огонь АК-726 управлялся автоматически или полуавтоматически при помощи призматического прицела или вручную. Расчёт башни и систем комплекса состоял из 9 человек (в том числе 4 под башней). Масса башни АК-726 – 26 т. Башня имела лёгкую броню толщиной 5 мм, но практически наглухо была закрыта и не имела системы внутренней вентиляции. Ребята в башне были, как в танке, то есть в непосредственной близи от стреляющего орудия.
Первым старшиной команды ЗРБ №1 был мичман Лобанов Александр Петрович (период службы на БПК «Свирепый» август 1972 – сентябрь 1977). Первым старшиной команды ЗРБ №2 был мичман Курганов Фёдор Михайлович (период службы на БПК «Свирепый» февраль 1972 – май 1976). Старшиной команды артиллерийской зенитной батареи ЗБ №3 был мичман Добржинский Виталий Николаевич (период службы на БПК «Свирепый» сентябрь 1972 – февраль 1974). До него обязанности старшины успешно команды исполнял старшина срочной службы, «ДМБовский годок» призыва 1969 года.
Фотоиллюстрация: 1990 год. Северная Атлантика. СКР «Бдительный» (головной корабль пр.1135 типа «Буревестник») на якорной стоянке у мыса Скаген Северное море). На снимке хорошо видны спаренные (двухорудийные) автоматические артиллерийские установки (башни) АК-726. За верхней башней, под козырьком фальш-трубы, круглая крышка пусковой установки ПУ ЗИФ-122 зенитного ракетного комплекса ЗРК «Оса-М» с ракетами 9М33 для стрельбы по низколетящим противокорабельным ракетам, самолётам и иным надводным и береговым целям. Выше фальш-трубы за круглым локатором радиолокационной системы управления артиллерийской стрельбой типа «Турель» (РЛС МР-105) находится на возвышении антенный пост целеуказания для ЗРК «Оса-М». На переднем плане справа от прямоугольной крышки ангара БУГАС «Вега» на корме располагается вход-люк в румпельное отделение. Тут автор и стоял 12 ноября 1972 года, наблюдая за выпущенной с МРК (малый ракетный корабль) противокорабельной ракеты П-15, которая пролетела слева направо на высоте 25-30 метров прямо над флагштоком. Мне даже показалось, что ракета летела ниже уровня верхнего топа (клотика) фок-мачты БПК «Свирепый».
Во главе корабля стоит командир корабля. В помощь командиру корабля назначаются:
— старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира
— заместители и помощники, определяемые штатом корабля.
К боевым частям относятся:
К службам относятся:
Сл. Х – служба радиационной, химической и биологической защиты;
Сл. М – медицинская служба;
Сл. С – служба снабжения.
Таким образом, основное боевое назначение корабля – уничтожение или ослаб-ление сил и средств противника путем боевого воздействия.
Образцовая корабельная организация – одно из решающих условий успешного вы-полнения основного боевого назначения корабля.
Повседневная организация включает в себя командование, боевые части, службы, группы, команды, отделения.
Повседневная организация корабля обеспечит четкое управление экипажем корабля в повседневных условиях его жизни, подготовку к решению свойственных боевых задач и высокую боевую готовность
Что понимается под организацией корабля? Что должна обеспечивать современная организация корабля?
Это определённое организационное построение экипажа и четкое определение обязанностей для всех его членов при решении кораблём организационных задач.
Современная организация должна обеспечивать:
· непрерывное и бдительное наблюдение за окружающей обстановкой с целью предупреждения внезапных атак, а также для обеспечения безопасности плавания корабля;
· непрерывное и надёжное управление кораблём и его боевыми подразделениями в любых условиях обстановки;
· надёжную связь как внутри корабля, так и с другими кораблями, частями и командованием;
Штат –это перечень должностей, которые должны занимать офицеры, мичманы и личный состав срочной службы при выполнении своих служебных обязанностей.
Каждый офицер корабля должениметь двух заместителей. Это положение в равной степени относится к мичманам и старшинам, выполняющим особо ответственные обязанности.
Остальные мичманы, старшины и матросы должны иметь по одному заместителю.
Командира корабля в бою после старшего помощника замещают офицеры корабля. Порядок замещения командира корабля и офицерского состава определяется степенью подготовки офицеров и объявляется приказом командира корабля.
Для чего предназначен корабельный распорядок дня, кто разрабатывает типовой недельный распорядок дня, какие мероприятия в него входят, в чем заключается регламент служебного времени для военнослужащих, проходящих службу по контракту?
Распределение времени на корабле в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели осуществляется корабельным распорядком дня и регламентом служебного времени.
Корабельный распорядок дняопределяет по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, учебы и быта, а также продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Регламент служебного времени военнослужащих, проходящих службу по контракту, определяет по времени сроки и продолжительность выполнения этими военнослужащими основных мероприятий, вытекающих из обязанностей военной службы.
Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать продолжительности рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде.
Корабельный распорядок дня и регламент служебного времени на период обучения устанавливает командир корабля. Это делается в соответствии с мероприятиями, предусмотренными недельным распорядком дня, с учетом времени года, местных и климатических условий. Распорядок дня и регламент служебного времени могут уточняться командиром корабля на период выхода корабля в море или решения иных задач, стоящих перед кораблем.
Специальные и инспекторские смотры проводят лица, назначенные министром обороны Российской Федерации, главнокомандующим Военно-Морским Флотом и их заместителями при инспектировании (итоговой проверке).
Смотры могут назначаться заранее (плановые) или проводиться внезапно.
В первом случае заблаговременно указываются цель смотра и время, когда он должен состояться.
Во втором случае смотры проводятся без предварительного извещения, а цель их и порядок проведения объявляются непосредственно перед смотром.
Смотрыпо решению лиц, их проводящих, могут начинаться с объявления учебной тревоги или построения всего личного состава по большому сбору.
При встрече лица, проводящего смотр, командир корабля представляет ему суточную ведомость и сопровождает его.
При инспектировании (проверке) корабль может выходить в море для выполнения боевых упражнений.
Содержание смотра должно быть отражено в плане, заблаговременно разработанном лицом, производящим смотр. После смотра проводится разбор.
В случаях, когда смотр проводил старший начальник, командир корабля по истечении назначенного срока докладывает по команде лицу, проводившему смотр, об устранении отмеченных им недостатков.
Командир корабля может проводить осмотр всего корабля или отдельно по боевым частям и службам.
Осмотр всего корабля начинается после построения личного состава по сигналу
Во время осмотра передвижения личного состава по кораблю не допускаются, за исключением случаев, вызываемых требованием службы. Помещения в течение всего времени обхода корабля должны быть открыты.
18.Корабельные работы, организация проведения приборок, что производится при большой и малой приборке?
Для поддержания чистоты и порядка на корабле в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и для содержания корабля в должном воинском порядке проводятся большие и малые приборки.
Обязанности личного состава корабля при проведении приборок определяются Расписанием по приборкам. В это расписание должны быть включены все офицеры, мичманы, старшины и матросы.
Лица, назначенные согласно Расписанию по приборкам руководителями приборок (а при их отсутствии заместители), отвечают за своевременность проведения приборок и их качество.
Расписанием должна быть предусмотрена приборка всех помещений, палуб, трюмов, надстроек и бортов корабля
Большая приборка производится при стоянке в порту или на рейде. По решению командира корабля она может производиться и на ходу.
При большой приборке производятся:
— мытье всех корабельных помещений;
— мытье верхней палубы, бортов, трапов, надстроек, труб мачт, шлюпок и катеров;
— вентилирование и просушивание жилых и служебных помещений;
— вынос из помещений постельных принадлежностей, обмундирования и личных
вещей, осмотр их и проветривание;
— профилактическая дезинфекция мест общего пользования (гальюнов, умывальни-
ков), а при необходимости дезинсекция и дератизация всех корабельных
При малой приборке, как правило, удаляются вода (снег) с верхней палубы, пыль и влага с механизмов, приборов и устройств, вентилируются помещения, моются загрязненные места, подметаются помещения и палубы, выносится мусор, чистятся и смазываются неокрашенные металлические части оборудования корабля.
19.Корабельные правила. Что запрещается на корабле личному составу, что запрещается личному составу без предварительного разрешения?
21.В каких случаях корабли расцвечиваются поднимаются на НК. Организация подъема и спуска военно-морского флага. В каких случаях производится Торжественный подъем флага на корабле?
22.Какое назначение имеет служба корабельных нарядов, назвать виды нарядов и виды дежурств? Кто утверждает Табели дежурных и вахтенных постов НК, кто отвечает «за организацию и проведение дежурств и вахт.
23.Кто составляет расписание корабельного дежурства и вахты, кто стоит во главе деж^рно- вахтенной службы на НК на ходу, при стоянке на швартовах,
24.Что обязаны принять лица дежурно-вахтенной службы при заступлении’? Организация подготовки и развода дежурства и вахты.
25.Что такое ВАХТА, что входит в состав корабельной вахты, как организованы специальные вахты в боевых частях, организация несения вахт при стоянке НК на якоре, бочке и швартовах?
Условные обозначения в практические вопросы:
4. Расшифровать номер на НК 2-15-21
5. Расшифровать номер на НК 1-31-14
6. Какую боевую смену обозначают цифры: 1;5;7
7. Какую боевую смену обозначают цифры: 2;4;8
8. Какую боевую смену обозначают цифры: 3;6;9
9. Пожар в отсеке, показать назначение сигнала
10. Вода в отсеке, показать назначение сигнала
11. Покинуть отсек, показать назначение сигнала
12. Расшифровать:
13. Расшифровать:
14. Расшифровать:
Во главе корабля стоит командир корабля. В помощь командиру корабля назначаются:
— старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира
— заместители и помощники, определяемые штатом корабля.
К боевым частям относятся:
К службам относятся:
Сл. Х – служба радиационной, химической и биологической защиты;
Сл. М – медицинская служба;
Сл. С – служба снабжения.
Таким образом, основное боевое назначение корабля – уничтожение или ослаб-ление сил и средств противника путем боевого воздействия.
Образцовая корабельная организация – одно из решающих условий успешного вы-полнения основного боевого назначения корабля.
Повседневная организация включает в себя командование, боевые части, службы, группы, команды, отделения.
Повседневная организация корабля обеспечит четкое управление экипажем корабля в повседневных условиях его жизни, подготовку к решению свойственных боевых задач и высокую боевую готовность
Новое в блогах
БЧ-2! С ПРАЗДНИКОМ!
19 ноября-ДЕНЬ РАКЕТЧИКА-АРТИЛЛЕРИСТА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА.
Ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) — БЧ-2.
Подразделение экипажей кораблей на боевые части было введено в 1932 году Корабельным уставом Военно-морских сил РККА; уставами КУ-39, КУ-43, КУ-51, КУ-59, КУ-78 и КУ-2001 в корабельную организацию вносились отдельные коррективы.
Началом истории советской корабельной артиллерии можно считать 1930 год — именно тогда начались испытания новых образцов вооружения. Вплоть до начала ВОВ проектировались и создавались новые артиллерийские системы для кораблей и боеприпасы к ним калибром от 25 до 406 мм. С началом войны главной угрозой кораблей стал не главный калибр противника, а авиация, поэтому начинается массовое производство зенитных систем — как новых, так и существующих образцов. Работы по созданию новых корабельных орудий среднего и крупного калибра (до 305 мм) возобновлены только в 1944 году.Одним из самых значимых технических новшеств послевоенного периода стало применение в корабельной артиллерии радиолокации, что позволило повысить эффективность огня ночью и в плохую видимость. Кроме того, внедрялось искусственное охлаждение стволов (что повышало их живучесть), увеличивались темп и кучность стрельбы, проводилась унификация корабельной артиллерии с береговой.
К середине 60-х разрабатывается только зенитная артиллерия калибров 30 и 76,2 мм, прекращается проектирование и изготовление артиллерийских систем крупного калибра.
С 1954 года принимается решение о разработке автоматических систем калибра 76,2 мм, а с 1967 года начинаются работы по проектированию и изготовлению автоматических артсистем калибров 100 и 130 мм, а также продолжаются работы по проектированию автомата с вращающимся блоком стволов. В итоге в 60-х годах приняты на вооружение 30-мм двухствольная АК-230, а также первая полностью автоматическая 57-мм двухствольная артиллерийская установка АК-725 и одновременно с ней 76,2-мм АК-726. Производство их закончилось в конце 80-х. В 70-х годах приняты на вооружение одноствольная 76,2-мм АК-176 (на замену АК-726), 100-мм АК-100 и скорострельная 30-мм шестиствольная установка с вращающимся блоком стволов АК-630.Советская 30/54 артустановкаАК-630В 80-х годах после длительных испытаний принята двухствольная 130-мм артустановка АК-130. Эти образцы до сих пор состоят на вооружении кораблей Российского ВМФ.
Глава 1: Основы корабельной организации
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
8. Основным боевым назначением корабля является поражение сил и средств противника боевым воздействием.
Организация корабля строится в соответствии с его боевым предназначением на основе задач, решаемых данным классом (подклассом) кораблей. Организационно-штатная структура корабля устанавливается его штатом.
9. Во главе корабля стоит командир корабля. В помощь командиру корабля назначаются:
— старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира корабля,
— заместители и помощники, определяемые штатом корабля.
Весь личный состав корабля составляет его экипаж.
боевые части:
службы:
— ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) — БЧ-2,
— радиационной, химической и биологической защиты —
На отдельных кораблях, в зависимости от их специализации и особенностей конструкции, могут создаваться и другие службы.
11. Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля.
Во главе боевых частей, дивизионов (групп, батарей) стоят их командиры, а во главе служб — начальники.
12. На кораблях 2, 3 и 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более боевыми частями или службами.
13. Первичными штатными структурными подразделениями личного состава корабля являются отделения. Во главе их стоят командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.
14. Для обеспечения повседневной деятельности надводных кораблей 1, 2 и 3 ранга создаются подразделения, не входящие в состав боевых частей (служб).
секретная часть, оркестр
боцманская команда,
команда обслуживания авиационного оборудования
Функции боцманской команды на подводных лодках выполняет команда рулевых-сигнальщиков.
15. Для боя личный состав корабля распределяется по командным пунктам и боевым постам.
КОМАНДНЫЕ ПУНКТЫ И БОЕВЫЕ ПОСТЫ
Командный пункт командира корабля является главным командным пунктом корабля и именуется ГКП, а на кораблях 4 ранга, где имеется только один командный пункт — КП.
На случай выхода из строя ГКП создается запасной командный пункт (ЗКП), который оборудуется дублирующими средствами управления кораблем и средствами связи. Для этих же целей в боевых частях (службах) могут оборудоваться запасные пункты (ЗП).
На определенных проектах кораблей создается центральный командный пункт (ЦКП), предназначенный для сбора, обработки и анализа данных обстановки и возглавляемый старшим помощником командира корабля.
Боевой пост возглавляет командир боевого поста.
18. Все командные пункты и боевые посты на кораблях должны иметь наименования, обозначения и порядковые номера, которые определены приложением 1 к настоящему Уставу.
На надводных кораблях 4 ранга, где штатом боевые части и службы не предусмотрены, боевые посты нумеруются в общем порядке возрастания номеров по кораблю.
БОЕВОЙ НОМЕР
Боевой номер состоит из трех частей:
Боевым сменам присваиваются следующие цифры:
При наличии на боевом посту в каждой смене: | для обозначения боевых смен используются цифры: |
до 9 человек | 1, 2, 3 |
до 18 человек | 1,5; 2,4; 3, 6 |
до 27 человек | 1,5,7; 2,4,8; 3,6,9 |
Для старшин и матросов, не допущенных к исполнению обязанностей по занимаемой должности, а также для курсантов и стажеров, проходящих практику на корабле, перед первой цифрой (буквой), боевого номера проставляется цифра «0» (ноль).
На спецобмундировании всех офицеров и мичманов делается надпись с указанием краткого наименования должности.
Высота цифр и букв боевого номера (надписи) должна быть 30 миллиметров.
Книжки «Боевой номер» находятся на строгом учете. При увольнении на берег книжки сдаются лицам дежурной службы и возвращаются при сдаче увольнительной записки.
КОРАБЕЛЬНЫЕ РАСПИСАНИЯ
Корабельные расписания делятся на боевые и повседневные.
25. Каждый офицер корабля в бою должен иметь двух заместителей. Это положение в равной степени относится к мичманам и старшинам, выполняющим особо ответственные обязанности.
Командира корабля в бою после старшего помощника (помощника) командира замещают офицеры корабля в порядке, определенном приказом командира корабля.
27. Коррективы в корабельные расписания и боевые инструкции вносятся по мере отработки организации кораблей и накопления опыта, а также при конструктивных и штатных изменениях в объеме, определяемом для однотипных кораблей серии командиром соединения, а для несерийных — командиром корабля.
28. К боевым расписаниям относятся:
— расписание по боевой готовности № 2 со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой.
— расписание по приготовлению корабля к бою и походу (для подводных лодок — к бою, походу и погружению);
— расписание по приготовлению, вводу и выводу главной энергетической установки (для кораблей с ядерными энергетическими установками);
— расписание по борьбе за живучесть корабля;
— расписание по оставлению корабля при угрозе его гибели;
— расписание по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) по боевым готовностям № 1 и № 2 со схемой зрительного наблюдения вооруженными вахтенными по борьбе с ПДСС (и технического наблюдения на противодиверсионных ГАС — для надводных кораблей);
— расписание корабельной подрывной команды;
— расписание по специальной обработке корабля со схемами расположения участков специальной обработки и движения личного состава, в котором определяются обязанности личного состава по дезактивации, дегазации, дезинфекции корабля, дозиметрическому и химическому контролю и санитарной обработке экипажа, а также при введении на корабле карантина (обсервации).
Кроме указанных расписаний составляются:
а) на подводных лодках:
— расписание по использованию систем работы дизеля или пополнения воздуха под водой;
— расписание вахт при пребывании дизельной подводной лодки на грунте;
б) на надводных кораблях:
— расписание по оказанию помощи кораблю или летательному аппарату, терпящему бедствие, и свозу с корабля аварийно-спасательных групп;
— расписание по приготовлению корабля к приему корабельных летательных аппаратов, обеспечению полетов и управлению ими;
— расписание по постановке и подъему забортных гидроакустических устройств;
— расписание по постановке и выборке тралов и искателей;
— расписание по приготовлению и постановке мин со схемой расстановки личного состава;
— расписание по приему и высадке десанта и свозу корабельного десантного подразделения со схемой размещения личного состава и техники десанта.
На кораблях специального назначения и судах обеспечения, в зависимости от их специализации, могут составляться и другие расписания, перечень которых определяет командир соединения.
29. К повседневным расписаниям относятся:
— расписание по постановке на якорь (бочку, швартовы) и съемке с якоря (бочки, швартовов);
— расписание по буксировке со схемами буксировки;
— расписание по приему и передаче твердых, жидких и взрывоопасных грузов на ходу;
— расписание по каютам и кубрикам для жилья;
— расписание по приборкам.
Кроме указанных расписаний составляются:
а) на подводных лодках:
— расписание по заряду аккумуляторных батарей;
— расписание по работе личного состава на верхней палубе (надстройке, за бортом);
б) на надводных кораблях:
— расписание по затемнению корабля;
— расписание по спуску и подъему плавсредств.
Кроме того, в книгу должны быть внесены:
— схема повседневной организации корабля;
— нумерация пожарных рожков, огнетушителей, клапанов системы водяной защиты;
— перечень водогазонепроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий с их маркировкой.
Корабельные боевые инструкции сводятся в Сборник боевых инструкций личного состава корабля.
33. Для однотипных боевых кораблей серийной постройки Главный штаб Флота разрабатывает и издает указанные в ст.28 и ст.29 настоящего устава корабельные расписания и сборники боевых инструкций в качестве типовых.
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТРЕВОГ НА КОРАБЛЕ
34. На кораблях объявляются следующие виды тревог:
а) «Боевая тревога» :
б) «Учебная тревога»:
— при проведении корабельных боевых учений с практическим применением оружия;
— для проведения корабельных боевых учений и тренировок на боевых постах, в том числе по борьбе за живучесть, с участием всего личного состава корабля;
— при погрузке (выгрузке) боеприпасов;
— при выходе (входе) корабля из базы (в базу), проходе узкостей, плавании в сложных условиях;
— для экстренного приготовления корабля к бою и походу.
Звуковые сигналы для объявления тревоги приведены в приложении 2 к настоящему уставу.