В золотом ковше не мочил усов что значит
Как извлечь пользу из корпоративов?
Дорогие друзья!
На работу сил уходит мало. На отдых — много. Близится Новый год, корпоративы, поздравления родственников и т.д. Как не растерять во время всего этого силы, и желательно получить еще и выгоду?
Некто Сергей Васильев, увлекся идеей личностного роста, активно посещал наши семинары и понял, что время проведенное за праздниками, это время отнятое от его собственного развития! Он успешно избавился от лишних интересов, высвободил кучу времени, и за год достиг хороших показателей в работе. Начальство уже прочило ему повышение.
Пришло время праздновать Новый год в компании. Но Сергей, увлеченный своим развитием, с гневом отказался от предложения директора по персоналу и своего непосредственного начальника поучаствовать в корпоративе, сказав что ему некогда заниматься этой ерундой. А когда вернулся с новогодних каникул в офис, с удивлением обнаружил, что желанное повышение досталось иному.
В чем ошибка Сергея? Отказом участвовать в корпоративе и обозвав его ерундой, он неосознанно продемонстрировал руководству что те, по сравнению с ним, не понимают как надо правильно личностно расти. То есть продемонстрировал свое личностное превосходство. В итоге, руководство, так же неосознанно, нашло после этого официальные причины, почему показатели Сергея еще недостаточны для повышения.
Знаете ли вы подобные истории? Мы — достаточно. Давайте сначала разберем в деталях эту ошибку на примере поэмы Лермонтова
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В нем невротический опричник (а по-нашему начальник службы безопасности крупнейшего предприятия) допустил ошибку в поведении на празднестве Ивана Грозного, то есть на корпоративе, организованном гендиректором средневековой Руси. Отрывок я сначала зачитаю целиком, чтобы не перебивать анализом прекрасную форму, в которую облачил сюжет Михаил Юрьевич. А потом с целью обучения верному поведению на корпоративах, мы с вами разберем каждый из моментов.
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его все бояре да князья,
И пирует царь во славу божию,
В удовольствие свое и веселие.
Улыбаясь, царь повелел тогда
Вина сладкого заморского
Нацедить в свой золоченый ковш
И поднесть его опричникам.
— И все пили, царя славили.
Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
в золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи темные,
А в груди его была дума крепкая.
Вот нахмурил царь брови черные
И навел на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
Да не поднял глаз молодой боец.
Вот об землю царь стукнул палкою,
и дубовый пол на полчетверти
Да не вздрогнул и тут молодой боец.
И очнулся тогда добрый молодец.
«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,
Аль ты думу затаил нечестивую?
Али славе нашей завидуешь?
Али служба тебе честная прискучила?
Что светлей им гулять по поднЕбесью;
А которая в тучу прячется,
Та стремглав на на землю падает.
Неприлично же тебе, Кирибеевич,
А из роду ты ведь Скуратовых,
И семьею ты вскормлен Малютиной. «
Отвечает так Кирибеевич,
Царю грозному в пояс кланяясь:
«Государь ты наш, Иван Васильевич!
Не кори ты раба недостойного:
Сердца жаркого не залить вином,
Прикажи казнить, рубить голову,
Тяготит она плечи богатырские,
И сама к сырой земле она клонится».
И сказал ему Царь Иван Васильевич:
«Да об чем тебе, молодцу, кручиниться?
Не истерся ли твой парчевый кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазубрилась сабля закаленная?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?»
Отвечает так Кирибеевич,
Покачав головою кудрявою:
«Не родилась та рука заколдованная
Ни в боярском роду, ни в купеческом;
Аргамак мой степной ходит весело;
Как стекло горит сабля вострая;
А на праздничный день твоею милостью
Мы не хуже другого нарядимся.
Как я сяду поеду на лихом коне
За Моску-реку покатитися,
Кушачком подтянуся шелковым,
Заломлю на бочок шапку бархатную,
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешептываясь;
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается.
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются.
Во семье родилась она купеческой,
Прозывается Аленой Дмитревной.
Как увижу ее, я сам не свой,
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи буйные;
Скучно, грустно мне, православный царь,
Одному по свету маяться
Опостыли мне кони легкие,
Опостыли наряды парчовые,
И не надо мне золотой казны:
С кем казною своей поделюсь теперь?
Перед кем покажу удальство свое?
Перед кем я нарядом похвастаюсь?
Отпусти меня в степи приволжские,
На житье на вольное, на казацкое,
Уж сложу я там буйную головушку
И сложу на копье бусурманское;
И разделят по себе злы татаровья
Коня доброго саблю острую
И седельце бранное черкасское.
Мои очи слезные коршун выклюет,
Мои кости сирые дождик вымоет,
И без похорон горемычный прах
На четыре стороны развеется. «
«Ну, мой верный слуга! я твоей беде,
Твоему горю пособить постараюся.
Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное.
Прежде свахе смышленой покланяйся
И пошли дары драгоценные
Ты своей Алене Дмитревне:
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому.
Мы же давайте сейчас сосредоточимся на правилах поведения во время ритуалов и разберем пошагово сюжет.
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Улыбаясь, царь повелел тогда
Вина сладкого заморского
Нацедить в свой золоченый ковш
И поднесть его опричникам.
— И все пили, царя славили.
С кем сравнивает значимость царя и этого торжества Лермонтов? С солнцем красным на небе. Для простых смертных — это так и есть. А как неосознанно считают о своей значимости начальники любых компаний? Так же! Что они для подчиненных — солнце красное, и те, как тучки, должны любоваться и восхищаться любым их действием. Вокруг царя столпились подчиненные, и он, считая, что оказывает им великую милость, подносит золоченый ковш со сладким вином. Внимание начальника и тем более угощение — всегда считалось большей наградой, чем даже деньги. Мы не призываем вас ценить на самом деле чарки с вином и внимание более материальных благ! Внимание умного начальника — очень развивает, но вместо чарки с вином конечно лучше премия в кошелек. Мы призываем вам демонстрировать начальству, что вы эти действия цените.
Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
в золотом ковше не мочил усов;
Понравится ли печальное лицо подчиненного на бурном празднестве любому начальнику? Нет. И Иван Грозный сделал опричнику первое предупреждение.
Вот нахмурил царь брови черные
И навел на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
Да не поднял глаз молодой боец.
Иван Грозный делает тогда второе предупреждение, но и на него опричник не реагирует! В третий раз царь уже вслух на него наехал при всех, как на антилидера. Обратите внимание, у подчиненного просто плохое настроение из-за неудачи в любви. А о чем думает подозрительный начальник? О заговоре.
И очнулся тогда добрый молодец.
«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,
Аль ты думу затаил нечестивую?
Али славе нашей завидуешь?
Али служба тебе честная прискучила?
Неприлично же тебе, Кирибеевич,
Дорогие карьеристы-подчиненные, в роли которых когда-то бывают и гендиректора тоже, уберите свои хмурые рожи! Не смущайте невротическое руководство! Оно вам деньги платит и за восхищение собою тоже!
После уже прямого наезда царя опричник вспопашился и грамотно применил суперамортизацию, хотя книг Литвака не читал!
Отвечает так Кирибеевич,
Царю грозному в пояс кланяясь:
«Государь ты наш, Иван Васильевич!
Не кори ты раба недостойного:
сердца жаркого не залить вином,
Прикажи казнить, рубить голову,
Тяготит она плечи богатырские,
И сама к сырой земле она клонится».
Не зря опричник достиг при царе такой крутой должности. Многие психологические приемы он применял верно. Оправдывался ли он после наезда? Нет. Вспомнила ли про свои прошлые заслуги и свою крутизну? Нет. Он пожаловался и встал в роль жертвы, и царю тогда захотелось ему помочь.
А не оправдываетесь ли вы, когда на вас наезжает начальство? … А не вспоминаете ли про свои прошлые заслуги, когда в данный момент совершили ошибку? … Опасно. Лучше применить непосредственную амортизацию как опричник сейчас, после чего Иван Грозный начал искать способы помочь опричнику:
И сказал ему Царь Иван Васильевич:
«Да об чем тебе, молодцу, кручиниться?
Не истерся ли твой парчевый кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазубрилась сабля закаленная?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?»
Царь уже удостоверился что смута сейчас не грозит. Но как вы думаете, почему ему важны причины плохого настроения ключевого сотрудника? Потому что эффективно и творчески человек может выполнять только ту работу, которую выполнять хочет!
Я не стану углубляться в анализ личности Ивана Грозного, которая наверное больше интересна психиатрам. Но с точки зрения здорового человека, причина для страданий только когда вам нечего есть и негде жить. Остальные проблемы — невротические!
Дорогие наши карьеристы, не бывает ли у вас так, что вы страдаете по ерунде?
Отвечает так Кирибеевич,
Покачав головою кудрявою:
«Не родилась та рука заколдованная
Ни в боярском роду, ни в купеческом;
Аргамак мой степной ходит весело;
Как стекло горит сабля вострая;
А на праздничный день твоею милостью
Мы не хуже другого нарядимся.
И дальше опричник объясняет причины печали неудачной любовью. Это очень грамотное объяснение, которое поймет любой. И даже если у вас причины печали иные — лучше объяснять так.
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается..
Как увижу ее, я сам не свой,
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи буйные;
Скучно, грустно мне, православный царь,
Одному по свету маяться.
А дальше он просится уволить его, что уже очень невыгодно для царя, ведь пока найдешь замену, пока новый человек вникнет в суть работы — потеряешь время и деньги!
Причина страданий царю смешна! То, что кажется трагедией опричнику, для Ивана Грозного — комедия. Он видит, что может легко помочь решить вопрос, и не понести кадровых потерь.
«Ну, мой верный слуга! я твоей беде,
Твоему горю пособить постараюся.
Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное.
Прежде свахе смышленой покланяйся
И пошли дары драгоценные
Ты своей Алене Дмитревне:
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому.
Какие выводы, дорогие карьеристы, стоит сделать из этой истории?
1. Самому ценить ритуалы и традиции, конечно, не стоит. Все свое свободное время лучше посвящать своему профессиональному и личностному росту. Но и ритуалы тоже нужны каждому. Какие? Связанные с вашими деловыми достижениями.
2. В. Ленин говорил, что жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Эту мысль А.Маслоу донес иначе, что здоровый человек, чтобы не противоречить общественным нормам, должен одевать на себя «накидку конвенциональности». А М.Литвак рекомендует быть белой вороной по сути, но перекрашенной в черный цвет. Чтобы общество не боролось с вами и не мешало завоевывать вам мир своими достижениями! Поэтому, на корпоративы, нравится это вам или нет, ходить мы рекомендуем.
3. Если вам совсем там тошно, и нет сил на отработку навыка, посидите полчасика, и улизните. Почему вы не пьете можно объяснить приемом лекарств из-за язвы желудка или неудачно сделанного аборта. Ну или какой еще интимной болячки, про которую собеседнику неловко будет расспрашивать. Можете изобразить страдания от болезни. Уходить стоит только из соображений заботы об окружающих: «чтобы не портить своим кислым видом всем настроение».
4. Как говорит народная мудрость, если насилия избежать не удается, расслабься, и попытайся получить удовольствие. Мы отлично научились помогать нашим клиентам использовать корпоративы для продвижения в карьере, применяя рекомендациям Михаила Ефимовича Литвака. Первая польза: научиться разбираться в групповых процессах. Для этого перечитайте работы Берна, где он выделяет 6 форм структурирования времени: уход в себя, ритуалы, деятельность, развлечения, игры и близость. И его рекомендации как стоит вести себя в ритуалах.
Краткое содержание «Песня про купца Калашникова»
Всего получено оценок: 6000.
О произведении
Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова написана в 1837 году, опубликована год спустя в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». Произведение представляет завуалированные размышления поэта о верности, чести и справедливости в государственных масштабах.
При подготовке к уроку литературы предлагаем читать онлайн краткое содержание «Песни про купца Калашникова…» по главам. Это также пригодится и для читательского дневника.
Место и время действия
События поэмы происходят во второй половине XVI века в России, в Москве.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава 1
В царских палатах Кремля – пир горой. Царь Иван Васильевич трапезничает в окружении своих верных слуг. Среди общего веселья выделяется опричник Кирибеевич, который « в золотом ковше не мочил усов ».
Заметив, что один из его любимых слуг опечален, царь интересуется причинами его тоски. Он готов выполнить любую просьбу опричника, лишь бы тот повеселел. Кирибеевич объясняет, что страдает от неразделенной любви к красавице Алене Дмитриевне, которая « ходит плавно – будто лебедушка; смотрит сладко – как голубушка ».
Узнав о сердечных переживаниях опричника, Иван Васильевич дарит ему « перстенек яхонтовый » и « ожерелье жемчужное », чтобы тот смог посвататься к своей зазнобушке. Однако Кирибеевич умалчивает, что Алена Дмитриевна не может быть его суженой, поскольку « перевенчана с молодым купцом ».
Глава 2
В этот момент в дом входит Алена – « бледная, простоволосая, косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны ». Калашников начинает обвинять супругу в измене, однако она, дрожа и сбиваясь, рассказывает о домогательствах опричника Кирибеевича. Он готов был одарить женщину с ног до головы, лишь бы та полюбила его. Приставая к Алене Дмитриевне с поцелуями на глазах у соседей, он позорил ее честное имя.
Несчастная женщина со слезами на глазах умоляет мужа защитить ее поруганную честь, поскольку это больше некому сделать: Алена – круглая сирота, у которой из родных остался только младший брат – « дитя малое, неразумное».
Рассказ Алены глубоко задевает Степана Парамоновича, который решает во что бы то ни стало наказать обидчика. Он созывает младших братьев, чтобы те, в случае его поражения в кулачном бою, смогли защитить честь семьи Калашниковых. Молодые купцы обещают до конца идти вслед за старшим братом, которого почитают, как второго отца.
Глава 3
На праздничных кулачных боях, что проходят у Москвы-реки, при всем честном народе Степан Калашников вызывает на бой опричника Кирибеевича. Тот бахвалится своей богатырской силой и скорой победой, но, узнав, кто его противник, « побледнел в лице, как осенний снег ».
Царь дает обещание помочь семье Калашникова, а самого купца торжественно казнит на площади, несмотря на то, что обещал победителя поединка наградить.
Заключение
В своем произведении Лермонтов поднимает проблему деспотии действующей власти, поэт убеждён, что человек должен отстаивать собственные честь и достоинство даже ценой своей жизни.
После прочтения краткого пересказа «Песни про купца Калашникова» рекомендуем ознакомиться с полным вариантом исторической поэмы.
Тест по поэме
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Несколько слов о молодом опричнике
(давняя статья, написанная, скорее, для школьников, чем для взрослых)
С самого детства мы воспринимаем как сказку лермонтовскую «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Страшимся ястребиного взгляда царя, восхищаемся достоинством и честью купца Калашникова и – чего греха таить – любуемся молодым опричником. Да и сам он собою даёт полюбоваться вволю:
Аргамак мой степной ходит весело;
Как стекло горит сабля вострая;
А на праздничный день твоей милостью
Мы не хуже другого нарядимся.
Как я сяду поеду на лихом коне
За Москву-реку покататися,
Кушачком подтянуся шёлковым,
Заломлю набочок шапку бархатную,
Чёрным соболем отороченную, –
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешёптываясь…
Мы на минуту сами становимся этими девушками и не можем глаз отвести от Кирибеевича. И даже досадуем вместе с ним на то, что
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается…
Мы сочувствуем его грешной любви, забывая, что она грешная.
Как увижу её, я и сам не свой;
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи бойкие;
Скучно, грустно мне, православный царь,
Опостыли мне кони лёгкие,
Опостыли наряды парчовые,
И не надо мне золотой казны…
Отпусти меня в степи приволжские,
На житьё на вольное, на казацкое.
Уж сложу я там буйную головушку
И сложу на копьё бусурманское;
И разделят по себе злы татаровья
Коня доброго, саблю острую
И седельце браное черкасское.
Мои очи слёзные коршун выклюет,
Мои кости сирые дождик вымоет,
И без похорон горемычный прах
На четыре стороны развеется.
Мы немного серчаем на него за слишком откровенные попытки добиться любви Алёны Дмитревны, за её испуг и волнение Калашникова, но в итоге с Кирибеевичем нас примиряет картина его безвременной смерти:
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.
Мы совершенно не обращаем внимания на то, например, что даже грозному царю в первой части песни Кирибеевич не говорит «правды истинной», умалчивает о том, что Алёна Дмитревна
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому.
Умалчивает, то есть лжёт. Кроме того, говоря языком нашего времени, несомненно, бьёт на жалость, расписывая свои страдания от несчастной любви. Даже владеть собой, как должно настоящему мужчине, не умеет:
Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
В золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи тёмные,
Опустил головушку на широку грудь –
А в груди его была дума крепкая.
Нарушает он и закон христианский, добиваясь любви замужней женщины. (Век шестнадцатый – не двадцать первый. Чем это могло обернуться и обернулось?)
Любовь Алёны Дмитревны он пытается купить:
Хочешь золота али жемчугу?
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать…
Невысоко же он ставит любимую женщину, рассчитывая на её продажность. Судит по себе.
Хоть и говорит, что ему «опостыли наряды парчовые», но ведь помнит, что после его смерти «злы татаровья» поделят его добро.
Кроме того, думает только о себе:
Лишь не дай мне умереть смертью грешною…
Ей же предлагает жить грешною жизнью.
На поединок он выходит не для того, чтоб стоять за чью-либо честь, а чтобы потешить царя нашего батюшку.
Ни народу, ни святым церквам, ни Кремлю он не кланяется перед боем, – только царю. Подсмеивается и потешается над всеми, пока не узнаёт, кто его противник.
Лишь тогда Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло…
Испугался, когда понял, что с ним не шутят, что за всё нужно платить.
Словом, любоваться-то особенно было некем, места для романтизации образа слишком мало.
Реальнее оценивал своих опричников сам грозный царь, прекрасно владевший пером. Вот что он пишет в послании Василию Грязному, одному из опричников, попавших в плен во время войны с крымцами:
«Писал ты, что за грехи взяли тебя в плен; так надо было, Васюшка, без пути средь крымских улусов не разъезжать…ты думал, что в окольные места приехал с собаками за зайцами, а крымцы самого тебя к седлу и приторочили. Или ты думал, что и в Крыму можно так же шутить, как у меня, стоя за кушаньем? Крымцы так не спят, как вы, да вас, неженок, умеют ловить; они не говорят, дойдя до чужой земли: «Пора домой!» Если бы крымцы были такими бабами, как вы, то им бы и за рекой не бывать, не только что в Москве.
Ты объявил себя великим человеком… А вспомнил бы ты своё и отца своего величие… И мы не запираемся, что ты у нас в приближенье был. И ради приближенья твоего тысячи две рублей дадим, а до сих пор такие и по пятьдесят рублей бывали; а ста тысяч выкупа ни за кого, кроме государей, не берут и не дают…»
Все акценты расставлены. Знал цену ближним своим людям Иван Васильевич. Не простой, ох, не простой был человек!
Конечно, художественное произведение и реальность – вещи разные. И всё-таки есть над чем задуматься…