Что такое гуманитарная политика

Внешняя политика России

Данные инструменты тесно связаны и взаимодополняют друг друга. Сегодня Россия является активным игроком в области гуманитарной политики. Россия активно использует механизмы гуманитарной политики для решения внешнеполитических проблем. Однако при этом не всегда используется и учитывается богатейший опыт СССР в данной сфере.

Тот факт, что Россия до недавнего времени занимала второе место в мире после США по количеству мигрантов, в основном из бывших республик Советского Союза, говорит о привлекательности социально-экономической, гуманитарной модели для стран приоритетного региона. У России имеются огромные исторические наработки в области гуманитарной политики, которые важно изучать и систематизировать. Нам представляется необходимым проанализировать гуманитарную политику Советского Союза в сложные периоды истории нашей страны. Возможно, некоторые институты, успешно существовавшие в СССР, могли бы быть эффективными и в наши дни.

Становление советской гуманитарной политики

Советский Союз уделял огромное внимание гуманитарной политике. Ещё в 1921 г. в охваченной Гражданской войной стране был основан Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ) — учебное заведение Коминтерна (в 1928 г. китайская секция КУТВ и Университет им. Сунь Ятсена были объединены в Коммунистический университет трудящихся Китая). Занятия начались в 1921 г., когда по линии Шанхайской коммунистической группы (ещё до официального образования КПК) были отобраны 26 человек, перед которыми ставилась задача подготовки кадров для дальнейшего развития коммунистического движения в Китае. Как отмечает А. Л. Верченко, в 20−30-е годы в СССР обучалось около 3 тыс. китайских студентов. В 1939 г. Чжоу Эньлай привёз с собой детей известных революционеров, которые получили среднее образование в Интердоме, а затем поступили в высшие учебные заведения в Москве. Гуманитарная политика направлена на выполнение внешнеполитических задач государства.

Перед Советским Союзом в первые годы его существования стояли две проблемы: устранение голода и получение международного признания. Соответственно, и структуры, созданные в области гуманитарной политики, были сосредоточены на их выполнении. В 1923 г. была создана Комиссия заграничной помощи (далее — Комиссия). По её линии Максим Горький обратился к зарубежным общественным деятелям с призывом о помощи молодой стране. Огромную помощь Советскому Союзу тогда оказал выдающийся норвежец Фритьоф Нансен, способствовавший предоставлению Стране Советов кредита на Брюссельской конференции Лиги Наций. Комиссия заграничной помощи, желая пробить внешнеполитическую и культурную блокаду СССР, организовывала гастроли советских театров и ансамблей, выступления деятелей искусства.
Комиссия заграничной помощи привлекала в члены обществ дружбы с Советским Союзом выдающихся деятелей: Альберта Эйнштейна, Рабиндраната Тагора, Бернарда Шоу, Теодора Драйзера, Герберта Уэллса, Томаса Манна, Ромена Роллана, Анри Барбюса, Леона Фейхтвангера, Марию КюриСклодовскую, Джавахарлала Неру. Таким образом, Советский Союз с момента своего основания активно использовал ресурсы культурной дипломатии. Символом непостижимой мощи Советского Союза был ансамбль Александрова, который Черчилль на Ялтинской конференции назвал «поющим оружием»; в годы холодной войны члены коллектива гуляли по натовским столицам в советской военной форме. Культурную дипломатию активно использовали на европейском направлении.

Как вспоминал посол Ю. В. Дубинин, первым зарубежным театром, приглашённым в СССР за «железный занавес» в 1954 г., стал французский Комеди Франсез.
Советский Союз проводил имиджевые мероприятия международной направленности в области культурной дипломатии. Так, в 1935 г. прошёл Первый московский кинофестиваль под председательством С.М. Эйзенштейна (с 1959 г. проводится на регулярной основе, в разные годы его гостями были София Лорен, Элизабет Тейлор, Симона Синьоре, Жан Маре, Ив Монтан), а в 1958 г.- первый конкурс Чайковского с триумфом американца Ван Клиберна. В 1925 г. Комиссия заграничной помощи была преобразована во Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС). В 1927 г. для участия в праздновании 10-летия советской власти в СССР прибыли около 1,5 тыс. чел. почти со всех уголков земного шара: учёные, писатели и художники, которые видели в СССР отечество всех «униженных и оскорблённых». С 1928 г. началось активное развитие сети обществ дружбы с Советским Союзом. Во время Великой Отечественной войны они активно сотрудничали с общественными организациями и частными лицами, содействовавшими сопротивлению нацизму, советскими новостными агентствами. В годы Второй мировой войны в ТАСС существовала редакция дезинформации и пропаганды, возглавляемая Д.Е. Меламидом. Под руководством советского «лорда Ванситарта» запускались дезы о нацистской Германии, имеющие международный резонанс. По воспоминаниям сотрудницы этой редакции Л.Б. Чёрной, которую Геббельс назвал «кремлёвской ведьмой», данные дезы подхватывали телетайпы и радиостанции союзников и нейтральных стран, развивали на свой лад, а затем в видоизменённом виде СССР снова передавал их в эфир со ссылками на Лондон, Стокгольм, Анкару. Все страны антигитлеровской коалиции работали слаженно и успешно.

Важным средством антифашистской борьбы являлась пресса: только в Польше, Франции и Дании участники Сопротивления выпускали более 2500 изданий. Следует отметить, что даже в год окончания страшной войны (июнь 1945 г.) СССР, осознавая важность технологического восстановления страны, широко отмечал 220-летие Академии наук, пригласив при содействии ВОКС 150 видных зарубежных деятелей науки. Юбилей Академии наук СССР рассматривался как важное политическое событие — торжество науки победившей страны.

Гуманитарная политика Советского Союза в период холодной войны

С конца 40-х годов началась эпоха блокового противостояния, в том числе и идеологического. Национальный совет американо-советской дружбы вошёл в американский список «подрывных» организаций. Следует отметить, что после Второй мировой войны в США настолько сильны были симпатии к Советскому Союзу, свежи воспоминания о встрече на Эльбе, что все сотрудники Государственного департамента проходили проверку на патриотизм и антикоммунизм, особенно жёсткую — дипломаты, работающие по линии информационного сопровождения внешнеполитической деятельности. ВОКС работал в сложное время противостояния двух сверхдержав, американский сенатор Маккарти называл его советской «шпионско-пропагандистской структурой».
В 1954 г. он хотел обвинить американского «Константина Симонова», легендарного военного корреспондента Эдварда Марроу, в связях с Советским Союзом за контакт с ВОКС 20-летней давности по обсуждению совместной летней школы во время его работы в Американском институте международного образования (Institute of International Education) в 1935 г. В 1958 г. ВОКС переименовали в Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ССОД), который поддерживал контакты с 7500 организаций, общественными деятелями и представителями науки и культуры из 134 стран. Важной частью зарубежного культурного присутствия СССР являлось продвижение русского языка. В середине 80-х годов русский язык только по каналам ССОД изучали порядка 600 тыс. иностранцев более чем в 90 странах. Большую роль в данном вопросе играл Институт русского языка им. А.С. Пушкина, основанный профессором В. Г. Костомаровым.

У института было 17 зарубежных филиалов, в которых работали курсы русского языка, проводились обучающие семинары для преподавателей, тестирование по русскому языку.
Другая значимая структура в области советской гуманитарной политики, созданная в 1922 г., — Международная организация помощи борцам революции (МОПР), которая, имея отделения в десятках стран мира, оказывала материальную, юридическую помощь преследуемым, осуждённым революционерам, «узникам капитализма и белого террора», семьям погибших товарищей. МОПР учредила знаменитый Интердом — школу для детей преследуемых за рубежом революционеров. Среди его учеников были дочь Долорес Ибаррури, сын Георгия Димитрова, дети Мао Цзэдуна. Один из воспитанников Интердома — Тимур Тимофеев, являясь сыном генерального секретаря Компартии США Юджина Денниса, стал членкорреспондентом Академии наук СССР, основателем Института международного рабочего движения АН СССР, участником советско-американских переговоров по линии «второй дорожки» дипломатии. По географии стран воспитанников Интердома можно судить об истории XX в.- от антифашистов Германии, Греции, Австрии, Болгарии, Венгрии, Италии и «испанских детей» 30-х годов до детей африканских лидеров 80-х годов, для которых ивановский Интердом стал второй родиной. 54 воспитанника добровольно ушли на фронт во время Великой Отечественной войны, 17 из них не вернулись. За 80 лет образование в Интердоме получили 5 тыс. детей из 85 стран мира. Важную роль в битве за «умы и сердца» зарубежной аудитории сыграло освоение космоса. Посол доброй воли Юрий Гагарин посетил более 30 стран (Бразилию, Канаду, Целон, Германию, Египет, Финляндию, Италию, Японию), встречаясь как с простыми тружениками, так и с мировыми лидерами. Большое внимание Советским Союзом уделялось содействию международному развитию.

С первых лет своего существования Советский Союз, сам находящийся в тяжёлых финансовых условиях, начал оказывать гуманитарную помощь зарубежным странам. Так, в 20-х годах он строил промышленные объекты в Монголии, в 30-х годах — в Афганистане и Турции. До середины 50-х годов экономическое сотрудничество с зарубежными странами осуществлялось по линии Министерства внешней торговли.

В 1957 г. для комплексного решения всех задач, связанных с экономическим и техническим сотрудничеством, был создан Государственный комитет Совета Министров СССР по внешним экономическим связям (ГКЭС) и специализированные внешнеторговые объединения. С 1954 по 1989 г. Советский Союз потратил 144,3 млрд долл. на гуманитарную помощь, построив 3575 объектов за рубежом (школы, больницы, инфраструктурные объекты: Асуанскую плотина в Египте, дамбу Тери в Индии, тоннель Салонг в Афганистане, стадион Гелора Бунг Карно в Индонезии). Это была цена, которую ему приходилось платить за выбор другими странами социалистической ориентации. В обязанности ГКЭС входило «рассмотрение обращений правительств, а также организаций и фирм зарубежных стран по вопросам экономического и технического сотрудничества в строительстве и реконструкции предприятий и других объектов за границей, подготовка и представление в необходимых случаях в установленном порядке предложения по этим вопросам». С конца 60-х годов акцент оказания зарубежной помощи сместился с гуманитарной — экономической, в сторону военной — по линии военно-технического сотрудничества. Как отмечает Е. А. Примаков, это привело к тому, что солидаризация с СССР в мире стала постепенно размываться. Советский Союз считался одним из лидеров в области образования, на учёбу приезжали студенты со всего мира. Советское образование и наука играли существенную роль в битве двух идеологий. Так, в марте 1958 г. американский журнал Life выпустил резонансную статью о жизни советского и американского школьника, говоря о преимуществе советской образовательной системы над американской.
Советским Союзом были созданы специальные университеты с международной составляющей. В 1960 г. был основан Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Основной целью университета было оказание помощи в подготовке высококвалифицированных кадров для стран Азии, Африки и Латинской Америки и предоставление молодёжи этих стран (прежде всего из малообеспеченных семей) возможности получить образование. Стоит сказать о различиях целевой аудитории советской и американской систем: советская система образования приглашала тех, у кого не было возможности получить образование дома, американская же готовила прежде всего элиты.

Приём студентов осуществлялся через общественные организации и правительственные учреждения (в том числе и через ССОД), а затем — через посольства и консульства СССР. 100 тыс. выпускников университета работают в 170 странах. Известно о его 90 знаменитых выпускниках — президентах Намибии, Анголы, Шри-Ланки, ЮАР, Габона, Гайаны, Нигерии, премьер-министрах Бангладеш и Казахстана, генсеке ЮНЕСКО.

Если Университет дружбы народов был нацелен на воспитание национальных кадров для стран, недавно ставших независимыми, то существовал другой институт, направленный на работу в странах, где коммунистические идеи были под запретом, — Институт общественных наук при ЦК КПСС (на базе ИОН был создан РАКС-РАГС — РАНХиГС при Президенте РФ). По сути, он являлся научно-исследовательским центром международного отдела ЦК, занимающимся проблемами международного коммунистического движения. Как вспоминают А. А. Ахтамзян и В. А. Трофимов, ректор Ф.Д. Рыженко лично следил за формированием состава кафедр, требовал постоянного теоретического роста их членов, глубокого знания не только своего предмета, но и специфики той страны (истории, традиций ), со слушателями которой работал преподаватель. Советская научная дипломатия сыграла значительную роль в процессе разрядки, будь то выработка положений договора о Всеобъемлющем запрете ядерных испытаний 1968 г. или придание безъядерного статуса ЮАР. Советским Союзом был создан ряд профильных гуманитарных научных институтов АН СССР: Институт международного рабочего движения, ИМЭМО, Институт США и Канады, Институт Африки, Институт Латинской Америки, Институт славяноведения, Институт востоковедения. В научных учреждениях СССР работала четвёртая часть научных работников мира. Всесоюзное общество «Знание» поддерживало контакты с аналогичными обществами социалистических стран, с рабочими просветительными союзами и ассоциациями содействия развитию науки ряда капиталистических стран. В 50−70-х годах советские учёные успешно участвовали в решении проблем, имеющих глобальное значение, среди которых создание вакцины против полиомиелита, оспы, разработка основ радиобиологии, изучение лучевой болезни и методов её лечения, космической физиологии, открытие новой, вендской, системы в истории Земли, изучение глубинного строения недр.

Современный взгляд на советскую гуманитарную политику

Целевую аудиторию советской гуманитарной политики составляло «всё прогрессивное человечество», «люди доброй воли». Огромные средства тратились на битву двух идеологий, частично по этой причине экономика страны надорвалась. Возможно, приходит время взвешивать, оценивать лучшие практики и ошибки тех времён.
Догматизм, невозможность критического мышления в рамках существовавшей системы, закрытые границы не способствовали формированию благоприятного образа страны. В то же время, как отмечал нобелевский лауреат Ж.И. Алфёров, сама идея о том, что общественная собственность на средства производства и система образования, созданная на этой основе, позволяют формировать социально справедливое общество, была крайне привлекательной. Представляется важным изучать советские наработки в области гуманитарной политики, выявлять её просчёты и лучшие практики. Несмотря на роль международного отдела ЦК в формировании и проведении гуманитарной политики, она не сводилась к информационноразъяснительной работе, а предлагала соответствующие тому времени форматы. Если наша страна могла гордиться первой женщиной-послом — Александрой Михайловной Коллонтай ещё 100 лет назад, то в современном российском МИД практически не встречается женщин на столь высоких дипломатических должностях. А.М. Коллонтай отлично справлялась со своими обязанностями и в области осуществления советской гуманитарной политики — чего стоит поддержанный ею визит в Москву норвежского профессора Брока и его высокая оценка королём Хоконом VII.

В целях популяризации русского языка в 2007 г. в России был создан фонд «Русский мир» с 48 зарубежными центрами. И если упоминаемый выше Институт Пушкина являлся и является общепризнанным мировым брендом, наравне с Институтом Гёте, Институтом Сервантеса, Альянс Франсез, то «Русский мир» имеет не всегда положительную коннотацию в некоторых стратегически важных для России странах (можно представить, как бы в Мексике воспринималась деятельность фонда по продвижению английского языка Pax Americana). Таким образом, ограниченные финансовые ресурсы тратятся на создание и легитимизацию нового фонда в условиях эффективно действующего института с более чем полувековой историей. Примечательно, что выполнение обязательств СССР по экономическому и техническому сотрудничеству с зарубежными странами за счёт взносов СССР по линии Организации Объединённых Наций осуществлялось ГКЭСом. Сегодня у России нет подобной структуры. Распределение ежегодной российской экономической помощи зарубежным странам в размере около миллиарда долларов только по открытым статьям бюджета курируется Министерством финансов, а не Министерством иностранных дел. В то же время гуманитарная политика является актуальной темой. При поддержке органов государственной власти проводится множество исследований и мероприятий, посвящённых гуманитарной проблематике «Большой Евразии», перспективам общественного измерения сотрудничества ЕАЭС — ЕС, продвижению гуманитарной повестки в рамках ЕАЭС и БРИКС. Вместе с тем проблемы гуманитарного сотрудничества до сих пор не решены. Если 10−15 лет назад можно было говорить о недостаточном внимании гуманитарной политики к странам, заявленным первоочередным внешнеполитическим приоритетом, то события на Украине выявили всю ошибочность гуманитарной политики в целом: ставку на элиты и отсутствие долгосрочной стратегии работы с гражданским обществом. В то же время у современной России существуют «истории успеха» в области гуманитарной политики на постсоветском пространстве: в 2019 г. МГИМО открыл первый зарубежный филиал в Ташкенте. Однако всё ещё остро стоит вопрос совместных магистратур, финансирования полевых исследований молодых учёных, вовлечения иностранцев в системную проектную работу.

Гуманитарная политика является производной экономической, культурной, научной дипломатии, формой содействия международному развитию.

К сожалению, до сих пор наблюдается акцент на культурную дипломатию, а остальные компоненты порой стремятся к нулю. Авторитет институтов в данной сфере зарабатывается десятилетиями, поэтому любые преобразования здесь следует осуществлять крайне взвешенно. При этом структуры, работающие в области гуманитарной политики, должны быть достаточно гибкими, что не всегда удаётся ввиду финансирования со стороны государственных и окологосударственных организаций, неповоротливости работы бюрократической машины. Учёт советского опыта, ошибок и лучших практик в области гуманитарной политики XX в., мог бы быть благоприятным не только для формирования положительного образа нашей страны, но и для вклада России в гуманитарную повестку.

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества

В развитие положений Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 года, настоящим определяются содержание, принципы и основные направления деятельности России в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Международное культурно-гуманитарное сотрудничество включает связи в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма.

Нижеследующая система взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности России в сфере международного культурного сотрудничества является концепцией политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества.

I. Цели политики в сфере международного
культурно-гуманитарного сотрудничества

В реализации внешнеполитической стратегии России культуре принадлежит особая роль. Позиции и авторитет российского государства в мире определяются не только его военно-политическим весом и экономическими ресурсами, но и культурным достоянием народов Российской Федерации. Выражая духовную самобытность нации, российская культура одновременно олицетворяет универсальные ценности всего мирового сообщества и представляет собой часть глобального культурно-исторического наследия человечества. При этом накопленный веками богатейший духовно-культурный потенциал России предопределяет ее уникальное место в мировом культурном пространстве. В то же время в силу особенностей исторического развития российскую культуру отличает открытость и восприимчивость к культурам других стран и народов.

Политика в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества является неотъемлемой составной частью политики российского государства на международной арене. Взаимовыгодное международное культурно-гуманитарное сотрудничество способно вносить существенный вклад в достижение основополагающих целей и повышение эффективности внешней политики России.

Новые вызовы начала XXI века и масштабные задачи в сфере международных отношений в условиях глобализации придают культурно-гуманитарным связям России возрастающую значимость. Это, в первую очередь, связано с утверждением в мире многополярности. Все более очевидно, что глобальная конкуренция приобретает в том числе культурно-цивилизационное измерение. Между основными игроками на международной арене усиливается борьба за культурное влияние, причем в нее широко вовлекаются появляющиеся в мире новые центры сил. Глобализация влечет за собой не только взаимопроникновение и взаимообогащение национальных культур, но и нередко ставит под угрозу культурную самобытность стран и народов.

Перед лицом угрозы межцивилизационного разлома коллективные усилия по налаживанию межкультурного диалога приобретают особое значение. Возрастает потенциал культуры как эффективного инструмента сглаживания разногласий между государствами.

Данное направление внешнеполитической деятельности в современных условиях требует инновационных подходов. Политика в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества должна способствовать решению задачи модернизации страны.

В последнее время характер международного культурно-гуманитарного сотрудничества претерпел серьезные изменения. Культура все в большей степени становится своеобразным товаром, и многие государства стремятся сделать максимально возможное для его продвижения на мировой рынок, причем соперничество в данной сфере заметно обостряется.

Культура становится весомым фактором экономического развития страны. На решение соответствующих задач государство должно нацеливать значительные материальные и финансовые ресурсы, активно поддерживать конкурентоспособность отраслей отечественной культуры и бороться за рынки сбыта продукции культурной сферы.

В условиях глобализации и с учетом усиливающихся попыток расколоть мир по цивилизационному признаку всестороннее и эффективное задействование духовно-культурного потенциала Российской Федерации в состоянии способствовать формированию объективного и благоприятного образа нашей страны. Эффективные действия на данном направлении отвечают интересам увеличения числа друзей России, противодействия проведению новых разделительных линий, нейтрализации антироссийских настроений политико-идеологического происхождения.

На нынешнем переломном этапе мирового развития и, в особенности, в контексте усилий по активному противодействию пропагандистским кампаниям под лозунгом «сдерживания» России все большее значение приобретает культурная дипломатия. Используя специфические формы и методы воздействия на общественное мнение, культурная дипломатия как никакой другой инструмент «мягкой силы» способна работать на укрепление международного авторитета страны, служить убедительным свидетельством возрождения Российской Федерации в качестве свободного и демократического государства.

Основные усилия в области международного культурно-гуманитарного сотрудничества должны быть сосредоточены на поддержке и популяризации в иностранных государствах русского языка и культуры народов Российской Федерации, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций. Важно развивать, в том числе используя ресурсы, потенциал и инициативы институтов гражданского общества в сфере общественной дипломатии, международное культурно-гуманитарное сотрудничество как средство налаживания межцивилизационного диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами, уделяя особое внимание межрелигиозному диалогу.

Стержневая задача политики России на данном направлении состоит в формировании и укреплении отношений взаимопонимания и доверия с зарубежными странами, развитии равноправного и взаимовыгодного партнерства с ними, наращивании участия страны в системе международного культурного сотрудничества, интеграции России в мировое культурное пространство. Российское культурное присутствие в зарубежье, как и зарубежное культурное присутствие в России должны способствовать утверждению за нашей страной достойного, сообразного ее истории, геополитическому положению, совокупной мощи и ресурсам места на мировой сцене.

Политику в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества следует планировать и строить таким образом, чтобы за рубежом формировалось наиболее полное представление о России как о стране, где бережно сохраняются богатые исторические традиции отечественной культуры и одновременно развивается динамичная культурная жизнь в условиях многообразия и свободы творчества, плюрализма мнений, отсутствия цензурных ограничений. Культурные связи должны отражать федеративное устройство российского государства, в котором признается равное достоинство культур всех населяющих его народов. Проведение эффективной политики в этой области требует согласованности интересов центра и регионов при соблюдении суверенитета и государственной целостности Российской Федерации.

Культурные обмены призваны способствовать установлению и поддержанию устойчивых и долговременных связей между государствами, общественными организациями и людьми. Такие контакты должны вносить вклад в налаживание межгосударственного взаимодействия не только в сфере культуры, но и других областях, включая экономику.

Международное культурно-гуманитарное сотрудничество призвано способствовать реализации государственной культурной политики Российской Федерации в сфере культуры. Оно должно быть нацелено на укрепление духовности российского общества, наращивание его интеллектуального потенциала, сохранение культурно-нравственных ценностей и духовного единства народов России.

II. Приоритетные задачи в сфере международного
культурно-гуманитарного сотрудничества

Основу связей в области культуры составляют артистические и художественные обмены в их традиционных формах гастрольно-концертной деятельности. Богатые исторические традиции, высокий авторитет и уникальность отечественной исполнительской школы обеспечивают стабильный международный спрос на выступления российских мастеров. Следует стремиться к максимально широкой представленности за рубежом лучших достижений российской культуры — музыкального и театрального искусства всех видов и жанров, в том числе оперного, балетного и драматического театра, песенного и танцевального творчества народов России, цирка и эстрады. При этом речь идет как о классическом, так и современном искусстве, профессиональных и самодеятельных артистах, исполнителях и художественных коллективах с мировым именем и творческой молодежи, представителях всех российских регионов и национальностей.

Делом государственной значимости должна стать работа по увековечению памяти об исторических связях России с зарубежными странами, по выявлению, сохранению и популяризации находящихся за границей памятников культуры и других объектов культурного наследия, связанных с историческим прошлым России, жизнью и деятельностью за рубежом ее выдающихся представителей. Особого внимания требует организация мероприятий в связи с памятными датами отечественной истории, оказание содействия возвращению исторических реликвий в Российскую Федерацию. Важный аспект этой работы — усилия по благоустройству воинских и гражданских захоронений и поддержанию в достойном виде памятников погибшим на территории иностранных государств защитникам Отечества, обеспечение надлежащего ухода за ними и другими объектами, символизирующими военную славу России, принятие в контактах с компетентными властями других стран эффективных мер по их охране и противодействию совершению противоправных актов по отношению к ним.

В практическом плане задачи продвижения отечественной культуры за рубежом могут осуществляться в виде крупномасштабных, в том числе долговременных акций, а также отдельных мероприятий. Солидную основу в этом плане представляет практика обмена национальными годами Российской Федерации с иностранными государствами, культурная составляющая программ которых занимает значительное, а иногда и превалирующее место. Необходимо также поощрять проведение за рубежом Дней культуры России и других комплексных мероприятий, организацию взаимных поездок деятелей культуры для развития творческих контактов, обмена опытом, участия в конференциях, симпозиумах и других тематических мероприятиях.

Важной задачей является обеспечение достойного участия России в соответствующих международных акциях, таких как фестивали, выставки и конкурсы в области литературы и искусства, иных культурных, а также образовательных и научных мероприятиях многостороннего характера.

Обмены художественными выставками должны давать максимально полное представление о классическом культурном наследии России, а также о современном изобразительном искусстве. Следует всемерно способствовать экспонированию за рубежом изделий народных художественных промыслов. Необходимо расширять наше участие в книжных выставках и ярмарках за рубежом, поддерживать переводы российской литературы на иностранные языки отечественными и зарубежными издателями и переводчиками, а также способствовать ознакомлению российской публики с лучшими достижениями зарубежной культуры.

Следует поощрять сотрудничество в области сохранения, реставрации и охраны культурных ценностей, вырабатывать надежные гарантии возвращения в Российскую Федерацию музейных экспонатов, направляемых за рубеж для временного показа, принимать меры по предотвращению незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности России. В контактах с компетентными органами других государств необходимо добиваться восстановления права собственности на выявленные предметы государственного культурного достояния из числа нелегально вывезенных за пределы страны и их возвращения в Россию.

Необходимо целенаправленно осуществлять меры по защите авторских прав российских граждан на использование произведений литературы, искусства, науки, исполнительской деятельности артистов и творческих коллективов при осуществлении проектов в рамках международного культурного сотрудничества. Данному вопросу следует уделять особое внимание в контексте двустороннего взаимодействия с зарубежными странами и участия в работе ведущих международных организаций.

В контексте решения задачи модернизации страны особое значение приобретает международное сотрудничество Российской Федерации в области науки и образования. Эффективное взаимодействие с зарубежными партнерами на данном направлении должно способствовать притоку инвестиций, новейших технологий и передовых идей. Одним из приоритетов является создание условий для подготовки отечественных и привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в интересах инновационного развития российской экономики.

Следует добиваться более широкого включения России в международное образовательное пространство, всемерно способствовать экспорту российских образовательных услуг, расширению объемов подготовки иностранных специалистов в российских образовательных учреждениях посредством выделения государственных стипендий, а также на коммерческой основе, повышению привлекательности получения образования в Российской Федерации в целом. Важным элементом является системная работа с выпускниками российских вузов, значительная часть которых составляет политическую и интеллектуальную элиту государств и может способствовать формированию их дружественных отношений с Россией.

Необходимо оказывать содействие установлению и поддержанию взаимовыгодных связей между образовательными учреждениями Российской Федерации и зарубежных стран путем обменов специалистами, учеными, преподавателями, обучающимися, а также научной и методической литературой, информационными материалами. В этом контексте большое значение имеет совместное с иностранными государствами создание образовательных учреждений за пределами территории Российской Федерации, а также подготовительных структурных подразделений и филиалов российских образовательных учреждений.

Следует продолжать линию на подключение России к международной системе унификации норм и стандартов качества образования и, соответственно, научных дипломов и степеней с целью достижения признания российских документов об образовании в других странах.

Необходимо поощрять контакты ученых с целью совместной подготовки учебников и учебно-методических пособий в интересах объективного освещения истории отношений России с отдельными государствами. Особое внимание следует уделить целенаправленной работе по противодействию фальсификации истории, интерпретации исторических событий в угоду политической конъюнктуре и антироссийской пропаганде.

Одно из приоритетных мест занимает работа по сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства интеграции государств – участников СНГ, вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство, расширению его использования в международном общении, в том числе в сфере деятельности международных организаций. Необходимо всемерно способствовать изучению русского языка за рубежом, подготовке преподавателей-русистов. Русский язык должен оставаться важнейшим инструментом приобщения других народов к российской и мировой культуре, серьезным фактором формирования позитивного восприятия России в мировом сообществе. В рамках предоставляемых международным правом возможностей необходимо оказывать должное противодействие любым попыткам ущемления или дискриминации русского языка за рубежом.

Следует способствовать расширению контактов между музеями, архивами и библиотеками России и других стран в целях обмена специалистами, информационными материалами и копиями документов, а также использования в научных интересах музейных и библиотечных фондов путем обеспечения максимально возможного доступа к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации и международной практикой. Необходимо содействовать формированию позитивного образа России, используя исторические и историко-архивные материалы в выставочной, издательской и медийной деятельности.

Необходимо продвигать на зарубежный рынок лучшие отечественные кинофильмы, поощрять проведение за рубежом фестивалей российского кино, участие кинематографистов России в международных кинофестивалях. Следует способствовать совместному кинопроизводству и другим формам связей с целью расширения присутствия Российской Федерации на мировом киноэкране.

Широкие перспективы имеют обмены между радио- и телевещательными компаниями, информационными агентствами, а также связи в области печати и издательского дела. Необходимо способствовать созданию и распространению совместной продукции, добиваться взаимного обеспечения охраны авторских прав и интеллектуальной собственности. Большое значение имеет усиление государственной поддержки отечественных средств массовой информации, популяризирующих культуру России за рубежом и обеспечивающих информационное сопровождение различных российских культурных акций. Следует уделять должное внимание осуществлению на иностранных теле- и радиоканалах проектов российских теле- и радиокомпаний, способствующих продвижению российской культуры и русского языка, формированию позитивного имиджа России в зарубежных странах. В этих целях необходимо предусмотреть дополнительные меры в отношении СМИ и Интернета, в частности, по поддержке трансляции российских телеканалов за рубежом; создания и функционирования систем спутникового вещания на русском языке; распространения российской прессы за рубежом; создания и распространения печатных СМИ на русском языке, ориентированных, в том числе, на зарубежную аудиторию, включая соотечественников.

Культурное сотрудничество должно включать контакты в области архитектуры и градостроительства, а также способствовать сохранению архитектурного наследия, исторических и традиционных ансамблей, культурных и природных ландшафтов.

Важным средством укрепления взаимопонимания, выражения доброй воли и развития контактов между людьми призваны служить связи в сфере физической культуры и спорта. Спортивные связи должны рассматриваться в качестве неотъемлемой и полноценной части стратегии действий на международной арене, ибо они способны внести существенный вклад в укрепление межкультурного диалога, содействовать росту международного престижа России. В этом контексте представляется особенно важной поддержка международного олимпийского и паралимпийского движения, широкое участие представителей российского спорта в крупнейших международных соревнованиях. Дальнейшему укреплению сотрудничества с международными, региональными и национальными спортивными федерациями, организациями, клубами, обществами и государственными учреждениями должны способствовать регулярный обмен делегациями, спортсменами, командами, тренерами и специалистами в области спортивной подготовки, их участие в международных соревнованиях различного уровня и учебно-тренировочных сборах, проводимых как в России, так и за рубежом.

Важным элементом работы на спортивном направлении является взаимодействие в рамках ЮНЕСКО, Совета Европы, Всемирного антидопингового агентства, что не только придает импульс развитию физической культуры и спорта в нашей стране на основе применения передового зарубежного опыта, но и способствует укреплению ведущей роли России в международном спортивном сотрудничестве, принятию решений международных спортивных организаций и федераций по реализации в России резонансных международных спортивных проектов – Олимпийских и Паралимпийских игр, Универсиад, чемпионатов мира и Европы по отдельным видам спорта. Следует активнее продвигать в руководящие и рабочие органы этих организаций и федераций российских представителей.

Необходимо активизировать сотрудничество в сфере спорта высших достижений, массового спорта, спорта инвалидов, спортивной медицины и науки, государственной политики и законодательства в области спорта и физической культуры, строительства и эксплуатации спортивных объектов, организации спортивных соревнований, обмена тренерами и спортивными специалистами.

Следует содействовать расширению участия России в международных туристических обменах, играющих важную роль с точки зрения установления лучшего взаимопонимания между народами и формирования объективного представления об их жизни, традициях и обычаях, воспитания толерантности и уважения многообразия национально-культурных, религиозных и нравственных убеждений. При этом особое внимание следует уделять целенаправленной работе по привлечению иностранных туристов в Россию. Россия имеет все возможности стать ведущей туристской державой. Ландшафтно-климатическое разнообразие нашей страны позволяет развивать практически все виды туризма: культурно-познавательный, круизный, экологический, сельский, активный, пляжный, а также широкий спектр санаторно-курортного и оздоровительного видов отдыха. Одним из важнейших направлений работы в развитии сферы туризма должно стать продвижение отечественных туристических продуктов на международном рынке. Следует совершенствовать практику информирования потенциальных зарубежных клиентов о туристических возможностях России, организовывать участие российской экспозиции в крупнейших международных туристских выставках за рубежом, презентации России в качестве туристского направления.

Необходимо принимать меры по минимизации рисков для российских граждан, выезжающих в качестве туристов за рубеж. Следует добиваться обеспечения свободы передвижения россиян, недопущения их дискриминации вследствие действий иностранных граждан и органов власти других государств.

Эффективное культурное партнерство предполагает поддержание прямых связей между учреждениями культуры, объединениями творческих работников и отдельными известными деятелями. Заслуживает поддержки деятельность профильных общественных фондов, а также предпринимательских структур, спонсорство которых помогает реализовывать значимые проекты культурного сотрудничества. Значительная роль в деле популяризации российской культуры и поддержке русского языка за рубежом принадлежит фонду «Русский мир». В реализации двусторонних культурных обменов следует активно использовать инфраструктуру Русских центров, организуемых Фондом в партнерстве с ведущими учебно-просветительскими центрами за рубежом.

Важным направлением является развитие молодежных обменов. Особое внимание целесообразно уделять более активному участию в международном культурно-гуманитарном сотрудничестве российских молодежных организаций, их взаимодействию с зарубежными молодежными партнерами. Такое сотрудничество должно способствовать раскрытию творческого потенциала молодежи, ее приобщению к ценностям мировой культуры. Следует содействовать подключению российской молодежи к реализации международных культурно-гуманитарных программ и иностранной молодежи к реализации культурных, образовательных, спортивных и просветительских проектов на территории Российской Федерации, проведению международных юношеских форумов и иных мероприятий. Должное внимание необходимо уделять расширению контактов между соответствующими организациями и структурами, специалистами в области работы с молодежью и учреждениями по социальной поддержке молодежи.

Один из наиболее важных приоритетов политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества – оказание систематической и разносторонней поддержки российским соотечественникам, защита прав постоянно проживающих за рубежом российских граждан и помощь в реализации прав русскоязычного населения иностранных государств в культурной, языковой, образовательной и информационной сферах. Речь идет о необходимости сохранения в российских общинах и в целом в странах проживания соотечественников культурного и исторического наследия русского народа, его самобытности и традиций, прежде всего русского языка, равно как и национальных традиций других народов Российской Федерации, а также обеспечении тесных связей зарубежных диаспор с Россией и ее регионами в области культуры, образования, информации и иных сферах гуманитарного взаимодействия. Россия рассматривает многомиллионную русскую диаспору – Русский мир – в качестве партнера в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры.

В целях реализации этой задачи следует оказывать общественным объединениям российских соотечественников в странах их проживания содействие в распространении преподавания русского языка и обучения на русском языке, получении молодыми российскими соотечественниками качественного образования, позволяющего поступать в образовательные учреждения высшего профессионального образования, расположенные как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, пополнении книжного и аудиовизуального фондов библиотек, расширении присутствия российских средств массовой информации, а также русскоязычных книжных и периодических изданий, выпускающихся на территории проживания российских соотечественников. Следует обеспечивать доступ соотечественников к российским телевизионным и радиоканалам, организовывать выступления перед ними российских артистов и деятелей культуры, проводить творческие конкурсы и фестивали, а также предоставлять соотечественникам возможность участвовать в аналогичных мероприятиях на региональном и международном уровнях. Необходимо оказывать творческое содействие театрам и иным русскоязычным коллективам, в том числе посредством привлечения их работников к имеющимся в нашей стране процедурам повышения квалификации, углубления профессиональных знаний, совершенствования мастерства.

III. Региональные приоритеты

Важным направлением участия России в международном культурно-гуманитарном сотрудничестве являются двусторонние связи. Отличительная черта российской политики в этой области – ее сбалансированность и многовекторность. Россия исходит из готовности развивать культурные обмены со всеми государствами мира. Обстоятельства политического или экономического характера не должны налагать отпечаток на развитие отношений с каким-либо государством в сфере культуры.

Российская культура открыта для всего мира. В то же время объемы и формы культурных связей с разными странами зависят от исторических традиций, географических факторов, уровня отношений, состояния договорно-правовой базы, материально-финансовых возможностей и предметной заинтересованности участников культурных обменов.

Приоритетным направлением политики России в данной сфере является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества
с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.
В формате Содружества такое взаимодействие осуществляется на основе целей и задач, зафиксированных в соответствующих разделах Концепции дальнейшего развития СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации.

Основной задачей остается дальнейшее формирование единого культурного, информационного и образовательного пространства, сохранение многовековых духовных связей с народами этих стран, их всестороннее развитие на новых демократических началах, поиск более гибких и эффективных форм сотрудничества, закрепление исторически сложившихся позиций русского языка. Россия активно способствует взаимодействию государств-участников СНГ в культурно-гуманитарной сфере на базе сохранения и приумножения общего культурно-цивилизационного наследия, которое в условиях глобализации является важным ресурсом СНГ в целом и каждого государства-участника в отдельности.

Постоянного внимания требует упрочение роли России как главного образовательного центра Содружества, расширение практики предоставления государственных стипендий молодежи из стран СНГ для обучения в образовательных учреждениях Российской Федерации, оказание содействия деятельности российско-национальных (славянских) образовательных учреждений в странах Содружества.

Важным участком работы по усилению российского культурного присутствия в странах СНГ является взаимодействие с объединениями соотечественников. Реальное отношение к правам российских граждан и соотечественников со стороны государственных органов стран СНГ должно стать одним из основных критериев формирования политики России в отношении этих государств.

Культура должна оставаться важным компонентом российско-американских отношений, в том числе с учетом влияния США на мировые культурные процессы.

Одно из приоритетных направлений – участие России в системе европейского культурного взаимодействия. Важно обеспечить дальнейшее наращивание культурного сотрудничества с Германией, Францией, Великобританией, Италией, Испанией, другими западноевропейскими странами. Необходимо способствовать расширению российского культурного присутствия в центрально- и восточноевропейском регионе.

Особое внимание следует уделять сотрудничеству со славянскими странами, с которыми Россию связывают общие культурно-исторические традиции. Целесообразно всемерно поощрять взаимодействие по линии общественных организаций, в частности в рамках Форума славянских культур.

В развитии культурных связей с прибалтийскими государствами следует учитывать проблематику соблюдения прав русскоязычного населения.

П олитика России на культурно-гуманитарном направлении в отношении государств Азиатско-Тихоокеанского региона должна строиться с учетом их возрастающей роли в современных международных отношениях. Наличие солидной культурной инфраструктуры в этих странах открывает дополнительные возможности для широкого развертывания гуманитарного сотрудничества, в том числе по линии регионального партнерства. Особое значение имеет традиционное и приобретающее все более широкие масштабы сотрудничество в сфере культуры с Китаем, Индией и Японией. Требуются серьезные усилия по активизации культурных связей с Вьетнамом, Монголией, другими государствами, значительная часть творческой интеллигенции которых получила образование в нашей стране и продолжает ориентироваться на российские духовные ценности.

В отношении стран Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки необходимо стремиться к стабилизации и углублению достигнутого уровня сотрудничества и культурного присутствия России с учетом взаимных интересов и материально-финансовых возможностей. Важная роль в развитии связей с этой группой стран принадлежит культурным и образовательным обменам, расширению системы подготовки иностранных специалистов на российской образовательной базе. Особого внимания требует активизация связей с такими ближневосточными странами, как Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ирак, Ливан, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Сирия, а также Палестинской национальной автономией, Ираном, Афганистаном и латиноамериканскими государствами – Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Кубой, Мексикой, Никарагуа и Чили.

IV. Многостороннее сотрудничество

Важное место в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества занимают многосторонние культурные связи, включающие участие России в деятельности международных организаций, сотрудничество с международными и региональными интеграционными объединениями государств. Большое значение при этом имеют многосторонние культурные акции, в том числе такие, как международные фестивали, конференции, симпозиумы и т.п.

Необходимо вести линию на расширение международно-договорной базы участия России в многостороннем культурно-гуманитарном сотрудничестве, в том числе с учетом возможного присоединения к наиболее важным, отвечающим интересам страны договорам, конвенциям и соглашениям.

Одной из целей сотрудничества с международными организациями должно быть максимально эффективное использование их возможностей, в том числе материально-финансовых, для оказания содействия культурному строительству в нашей стране, активизации обменов на всех уровнях, включая российские регионы. В контексте участия Российской Федерации в многостороннем сотрудничестве в сферах культуры, образования, молодежи и спорта большое значение имеет продвижение российских позиций при выстраивании общих подходов к политике в этих сферах в многосторонних форматах, в том числе путем выработки общих норм; обмен передовой практикой организации деятельности по упомянутым направлениям; продвижение лучшего российского опыта за рубеж и использование передового зарубежного опыта для содействия процессам модернизации в этих сферах в России.

Российская Федерация как многонациональное и многоконфессиональное государство способствует диалогу и партнерству между культурами, религиями и цивилизациями, последовательно проводит эту линию в рамках ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совета Европы и других международных и региональных организаций, в контексте сотрудничества с Лигой арабских государств и Организацией Исламская конференция.

Особое место в этом контексте принадлежит Организации Объединенных Наций и ее специализированным учреждениям. ООН призвана играть фундаментальную роль в налаживании полноценного межцивилизационного диалога, направленного на достижение согласия между представителями различных религий, конфессий и культур.

Один из приоритетов политики России в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества – развитие эффективного взаимодействия с ЮНЕСКО как своеобразным интеллектуальным форумом в системе ООН, позволяющим в неконфронтационном, деполитизированном ключе вести поиски решений глобальных проблем в сфере культуры, науки и образования. Идеалы, принципы и ценности ЮНЕСКО, направленные на формирование многополюсного, демократического мироустройства, преодоление духовной разобщенности народов, равноправие государств, недопущение диктата какой-либо одной державы или группы стран, уважение целостности и многообразия культур, создание моделей взаимосвязанной, взаимозависимой и поликультурной архитектуры мира, всецело отвечают интересам России.

Следует добиваться совершенствования содержания, форм и географии присутствия ЮНЕСКО в Российской Федерации с целью поддержки отечественной культуры, науки и образования. Необходимо способствовать объединению широких кругов российской общественности на основе ценностей, отраженных в уставе ЮНЕСКО, более активно задействовать интеллектуальный потенциал России в интересах реализации задач этой организации.

Более полно следует использовать резервы сотрудничества с Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Детским фондом ООН, Программой ООН по окружающей среде, Международным советом по охране памятников и исторических мест, Международным центром по сохранению и реставрации культурных ценностей, Международным советом музеев, Международным советом архивов, Международным советом по музыке, Международным советом танца, Международным театральным институтом, Международной ассоциацией изобразительных искусств, Международной федерацией издателей, Всемирной организацией здравоохранения, а также другими организациями и структурами системы ООН, межправительственными, неправительственными и общественными объединениями и организациями, способствующими развитию международного культурного сотрудничества.

В контексте активизации туристических связей необходимо в полной мере задействовать возможности профильных организаций и проводимых под их эгидой мероприятий. При этом особое внимание следует уделять работе в рамках Всемирной туристской организации – специализированного учреждения ООН (ЮНВТО).

Одним из приоритетов должно оставаться взаимодействие России с другими государствами в вопросах культуры, образования, молодежи и спорта в рамках Совета Европы. Россия выступает за укрепление роли этой организации как ведущего общеевропейского формата для сотрудничества в этих сферах. Следует активнее задействовать потенциал участия России в конвенциях Совета Европы в области культуры, образования и спорта, отвечающих российским интересам. Необходимо вести линию на увеличение числа, расширение содержания и повышение эффективности осуществляемых Советом Европы в России программ и проектов, прежде всего в сфере образования, обществоведения и воспитания молодежи.

Необходимо развивать многостороннее сотрудничество в рамках других региональных организаций и объединений, в том числе по линии Шанхайской организации сотрудничества, Организации Черноморского экономического сотрудничества, диалогового партнерства Россия-АСЕАН, форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» и Международной организацией по совместному развитию тюркской культуры и искусства (Тюрксой).

П олитика в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, ориентированная на взаимообогащение культур и интеграцию России в мировое культурное пространство, активное и полновесное присутствие отечественной культуры за рубежом предполагает предоставление нашим партнерам на основе взаимности равных возможностей для демонстрирования их национальных культур в Российской Федерации. Этот встречный процесс имеет большое значение не только в плане ознакомления российской общественности с культурным наследием и культурными ценностями других стран и народов, но и для формирования в мире репутации России как демократического государства, открытого для других культур.

В данном контексте нельзя упускать из виду необходимость совершенствования как механизма культурных обменов, так и их структуры. Вполне очевидно, что акцент следует делать не столько на импорте зарубежной культуры, сколько на экспорте российской культуры, ее популяризации за рубежом.

Важно сохранять и приумножать роль России в качестве одного из мировых центров культуры, места проведения авторитетных международных выставок, фестивалей и конкурсов искусств, гастрольных турне лучших зарубежных коллективов и исполнителей, встреч представителей творческой интеллигенции, дней культуры других стран, научно-образовательных форумов, крупномасштабных спортивных мероприятий.

Следует обеспечивать равные условия доступа на российскую культурную сцену всех заинтересованных государств-партнеров. Большое значение имеет работа, проводимая учрежденными в соответствии с международными договорами Российской Федерации информационно-культурными центрами иностранных государств на территории России. Способствует культурным обменам и создание на территории нашей страны филиалов, отделений, бюро и других структур международных культурных организаций и фондов. Такие учреждения должны отвечать задачам развития культурного сотрудничества и действовать в строгом соответствии с российским законодательством.

Исходя из мирового опыта, необходимо выработать механизмы, которые позволяли бы защищать духовно-культурную самобытность российского общества и ограждать его от деструктивного информационного воздействия.

VI. Формирование и реализация
политики Российской Федерации в сфере международного
культурно-гуманитарного сотрудничества

Политика в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными целевыми программами в сфере культуры и образования.

Президент Российской Федерации определяет основные направления политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества и осуществляет руководство политикой в этой области в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации формирует законодательную базу политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества на основе Конституции Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации принимает меры по реализации политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, рассматривает наиболее важные вопросы культурно-гуманитарного сотрудничества с зарубежными странами.

Основными субъектами, осуществляющими практическую деятельность в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, являются профильные федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные и общественные организации, расположенные на территории Российской Федерации.

Министерство иностранных дел Российской Федерации разрабатывает общую стратегию политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, представляет соответствующие предложения Президенту Российской Федерации и ведет работу по реализации курса Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. МИД России осуществляет координацию деятельности в данной области заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. № 375
«О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». Практические вопросы координации политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества рассматриваются учрежденной под эгидой МИД России межведомственной рабочей группой по международному культурно-гуманитарному сотрудничеству.

К числу функций МИД России относится также выработка приоритетов политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества Российской Федерации, разработка во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами, исходя из их компетенции, проектов межправительственных договоренностей о культурно-гуманитарном сотрудничестве, участие в реализации действующих соглашений. МИД России осуществляет экспертизу проектов соглашений межведомственного и регионального характера, контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации,
за реализацией предполагаемых федеральных целевых программ в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. МИД России оказывает в рамках своих полномочий и возможностей консультативную и практическую помощь профильным государственным учреждениям в данной области.

Международно-правовую основу международного культурно-гуманитарного сотрудничества России составляют международные договоры Российской Федерации. Порядок их заключения, выполнения и прекращения определяется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации». Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы и подлежат выполнению всеми государственными и негосударственными участниками культурных обменов.

Важным инструментом проведения политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества и согласования межгосударственного взаимодействия в данной области являются смешанные комиссии, создаваемые на паритетной основе представителями государственных структур России и зарубежных стран в соответствии с международными договорами, касающимися вопросов международного культурно-гуманитарного сотрудничества. В функции смешанных комиссий входит подготовка обзоров выполнения действующих правовых документов, выработка новых договоренностей и рассмотрение хода реализации согласованных обменов в сфере культуры. Отдельные группы по взаимодействию в области международного культурно-гуманитарного сотрудничества создаются также в рамках межправительственных комиссий по сотрудничеству с зарубежными странами.

Особая роль в деле проведения политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества принадлежит загранучреждениям МИД России. Эффективность работы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации на данном направлении во многом определяет объем и формы культурного присутствия России в соответствующих государствах.

Значительная роль в деле практической реализации политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества принадлежит Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и его представительствам – российским центрам науки и культуры за рубежом. Следует вести линию на расширение сети таких центров, прежде всего в странах СНГ, совершенствование правовых и организационных условий их деятельности, повышение эффективности работы.

В процессе реализации политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества соответствующие федеральные органы исполнительной власти на постоянной основе взаимодействуют с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, политическими партиями, неправительственными организациями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Следует активнее использовать возможности сотрудничества с академическим сообществом, творческими союзами, деятелями культуры, науки, образования, спортивных кругов. Представители российской и зарубежной общественности, внесшие наиболее весомый вклад в популяризацию российской культуры и русского языка, должны активно поощряться.

Реализация политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества требует адекватного ресурсного обеспечения. Для решения соответствующих задач необходимо задействовать все имеющиеся в распоряжении государства финансово-экономические механизмы. При этом шире должны привлекаться внебюджетные средства в рамках государственно-частного партнерства на добровольной основе.

Настоящая концепция служит основой для разработки федеральных целевых программ, направленных на укрепление международного авторитета России, формирование объективного и благоприятного образа нашей страны, обеспечение ее долгосрочных интересов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *