В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем

В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем

В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем. Смотреть фото В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем. Смотреть картинку В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем. Картинка про В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем. Фото В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем

В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем. Смотреть фото В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем. Смотреть картинку В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем. Картинка про В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем. Фото В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем

ГРИБОЕДОВ. ГОРЕ ОТ УМА.АНАЛИЗ МОНОЛОГОВ ЧАЦКОГО.

В драматическом произве­дении философия жизни героя может быть раскрыта через его монологи. В драматическом произведении монолог ста­новится ведущей формой представления системы ценностей персонажа. Как раскрываются особенности мировоззрения главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) Александра Андреевича Чацкого? Конечно, через его речь, декларирующую основные жизненные принципы героя.Он выражает свое отношение ко всему, происходящему в обществе. В монологах раскрывается отношение Чацкого к основным проблемам современного ему общества. Его монологи несут и большую сюжетную нагрузку: они появляются в пьесе в переломные моменты развития конфликта. Проследим, чему посвящены ораторские высказывания это­го персонажа и какую роль они играют.

Первый монолог мы встречаем уже в экспозиции. Он начинается словами «Ну что ваш батюшка. », и в нем Чацкий дает характеристику московских нравов. Он с горечью замечает, что за время его отсутствия в Москве ничего существенно не изменилось. И здесь же впервые он заводит разговор о принятой в обществе системе воспитания. Детей русских дворян воспитывают иностранцы-гувернеры «числом поболее, ценою подешевле». Молодое поколение растет в уверенности, «что нам без немцев нет спасенья». Чацкий насмешливо и одновременно с горечью замечает, что для того, чтобы в Москве прослыть образованным, нужно говорить на «смешение языков французского с нижегородским».

Монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…» (д.2, явл.2) становится завязкой центрального конфликта пьесы, т.к. здесь обозначаются разногласия об­щественного порядка между «веком нынешним» и «веком минувшим»:
Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть как кружево плели.
Чацкий, представитель «века нынешнего», не прини­мает «добрых советов» Фамусова и горячо защищает те прогрессивные идеи, поборником которых он стал, побы­вав за границей. Свободомыслие и чувство собственного достоинства, взлелеянные европейской культурной тра­дицией, становятся ценностными и в мировоззрении А. А. Чацкого.

Монолог «А судьи кто?» (д. 2, явл. 5). Углубление конф­ликта происходите появлением полковника Скалозуба, рас­положение которого значимо для Павла Афанасьевича Фа­мусова. Пылкий монолог главного героя «А судьи кто? — За древностию лет…» (д. 2, явл. 5), вызванный негодованием Чацкого (Фамусов и «все также осуждают»), становится на­стоящим обличением крепостного права и «рассудка нище­ты», царящих в фамусовском обществе:
Или поп тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!

Монолог «В той комнате незначащая встреча…» обли­чает отсутствие чувства патриотизма и низкопоклонство перед всем иностранным (д. 3, явл. 22). Чацкий, только вернувшийся из-за границы, особенно остро ощущает не­соответствие между всеобщим обожанием чужеземных традиций и иностранного языка и реальной жизнью. Та­кое подражание вызывает только смех и глубокое сожа­ление:
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
Рассудку вопреки, наперекор стихиям;
Движенья связаны, и не краса лицу;
Смешные, бритые, седые подбородки!
Как платья, волосы, так и умы коротки.
На фоне пустых разговоров на балу гневная речь Чацкого выделяется глубиной и значимостью обсуждаемого вопроса:
Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать, как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой.
Показательна ремарка в окончании этого монолога («Ог­лядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам»): герой остается в одиночестве, его никто не хочет слышать. Здесь предопреде­ляется разрешение конфликта между Чацким и фамусовским обществом.

Монолог «Не образумлюсь… виноват…» (д. 4, явл. 14) финальный в комедии, и в нем Чацкий подводит итог своего пребывания в фамусовской Москве и выносит жестокий приговор высшему свету, в котором царят чинопочитание и низкопоклонство, карьеризм и глупость, а любое инакомыс­лие воспринимается как сумасшествие:
Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором…

В этом же монологе получает развязку и любовный конф­ликт Чацкого, пребывавшего до последнего момента в неве­дении относительно выбора Софьи.

Итак, Чацкий уехал из дома Фамусовых оскорбленным и разочарованным, И все же он не воспринимается как человек побежденный, проигравший, потому что сумел сохранить верность своим идеалам, остаться самим собой.

Монологи помогают нам разобраться не только в характере главного героя. Они рассказывают нам о существовавших в тогдашней России порядках, о надеждах и чаяниях прогрессивных людей того времени, Они имеют значение как в смысловом, так и структурном построении пьесы. Думающие читатели и зрители должны обязательно задуматься над главными проблемами русского общества времен Грибоедова, многие из которых актуальны и сейчас.

Источник

В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем

Как характеризует Чацкого его рассказ о госте из Бордо?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

Скажите, что вас так гневит?

В той комнате незначащая встреча:

Французик из Бордо, надсаживая грудь,

Собрал вокруг себя род веча,

И сказывал, как снаряжался в путь

В Россию, к варварам, со страхом и слезами;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция. Посмотришь, вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком;

Такой же толк у дам, такие же наряды.

Он рад, но мы не рады.

Умолк. И ту т со всех сторон

Тоска, и оханье, и стон:

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержён.

Куда деваться от княжон!

Я одаль воссылал желанья

Смиренные, однако вслух,

Чтобы истребил Господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою возжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Пускай меня объявят старовером,

Но хуже для меня наш Север во сто крат

С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад, —

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую —

По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, и не краса лицу;

Смешные, бритые, седые подбородки!

Как платья, волосы, так и умы коротки.

Ах! если рождены мы всё перенимать,

Хоть у китайцев бы нам несколько занять

Премудрого у них незнанья иноземцев;

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

«Как европейское поставить в параллель

Ну как перевести мадам и мадмуазель?

Вообразите, туту всех

На мой же счёт поднялся смех.

«Сударыня! Ха! ха! ха! ха! прекрасно!

Сударыня! Ха! ха! ха! ха! ужасно!!»

— Я, рассердясь и жизнь кляня,

Готовил им ответ громовый;

Но все оставили меня.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Укажите жанр, к которому относится пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума».

«Горе от ума» современным читателем с трудом воспринимается как комедия. Объясняется это, вероятно, тем, что главный герой ее — Чацкий — не является комическим персонажем, а причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие «век минувший», приглушают комедийное звучание пьесы. Тем не менее «Горе от ума» принято считать социально-политической реалистической комедией.

Какое художественное средство использует Чацкий, говоря о необходимости «нас удержать, как крепкою возжою, от жалкой тошноты по стороне чужой»?

Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнения состоит из двух частей, котрые соединяются чаще всего посредством союзов. «..нас удержать, как крепкою возжою», — сравнение.

Рассказ Чацкого о «французике из Бордо» завершается авторским замечанием: «Оглядывается, все кружатся в вальсе с величайшим усердием». Как называются подобные авторские замечания и пояснения в тексте пьесы?

Ремарка — авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые героями.

Как называется вопрос, не требующий обязательного ответа («Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»)?

Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, обращенный к читателю или слушателю, чтобы привлечь их внимание к изображаемому.

В каких произведениях русской литературы отображен конфликт героя и общества и в чём эти произведения созвучны грибоедовской пьесе?

Конфликт героя и общества показан во многих произведениях русской литературы. Тема «лишнего человека» ярко раскрыта романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин, как и Чацкий, отвергнут и не понят обществом. Он высказывает нестандартные мысли, которые зачастую недоступны для восприятия обывателям. Оба героя чувствуют мир иначе, постоянно анализируют, определяют для себя иные ценности, нежели большинство в их окружении. Потому и назревает конфликт между ними и обществом.

Но ведь Чацкий не был «лишним» человеком. Он не был разочарован в мире, был не одинок (внесценические персонажи). Чацкий- пример «нового» человека, а также романтического героя.

Чацкий − «лишний» человек в фамусовском обществе. Он один из плеяды «лишних людей»: Чацкий − Онегин − Печорин.

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» богата на ставшие крылатыми изречения — __________. По-прежнему актуально звучит ________________ вопрос, не требующий обязательного ответа: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» богата на ставшие крылатыми изречения — афоризмы. По-прежнему актуально звучит риторический вопрос, не требующий обязательного ответа: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»

Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором показан конфликт героя и общества. В чём схоже (или чем различается) изображение конфликта в этом произведении и грибоедовской пьесе?

Конфликт героя и общества показан во многих произведениях русской литературы. Тема «лишнего человека» ярко раскрыта романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин, как и Чацкий, отвергнут и не понят обществом. Он высказывает нестандартные мысли, которые зачастую недоступны для восприятия обывателям. Оба героя чувствуют мир иначе, постоянно анализируют, определяют для себя иные ценности, нежели большинство в их окружении. Потому и назревает конфликт между ними и обществом.

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Как характеризует Чацкого его рассказ о госте из Бордо?

5.2. М. А. Дмитриев писал: «Но мы видим в Чацком человека, который злословит и говорит все, что ни придет в голову; естественно, что такой человек наскучит во всяком обществе, и чем общество образованнее, тем он наскучит скорее!». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

5.1. Монолог о французике из Бордо — один из самых сильных выпадов героя против своих гонителей (он идет сразу после клеветы о сумасшествии). В данном монологе Чацкий клеймит «подлейшие черты» всего фамусовского мира. Герой предстает перед нами как истинный патриот, протестуя против засилья иностранщины, «пустого, рабского, слепого подражанья». Этот монолог обращен к читателю, зрителю.

5.2. В приведённом фрагменте комедии «Горе от ума» Чацкий вновь предстает перед нами как возмутитель спокойствия. Чацкому невдомек, что встреча с ним неприятна Софье, ведь она влюблена в Молчалина и опасается, что тот станет предметом насмешек для Чацкого. Нельзя забывать, что и сама Софья — представитель своей семьи и фамусофского общества, поэтому она опасается за свой привычный, всех устраивающий уклад жизни. Действительно, в данном фрагменте текста Чацкий опять распаляется о своих взглядах на засилье иностранного, говорит об утере патриотических настроений в обществе. Но распаляется перед кем? Кем он может быть понят в этом обществе? Общество отвечает ему неприязнью. Поэтому с утверждением М. А. Дмитриева трудно не согласиться.

Источник

Монолог Чацкого «В той комнате незначащая встреча. » из комедии «Горе от ума» (об отношении ко всему иностранному)

В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем. Смотреть фото В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем. Смотреть картинку В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем. Картинка про В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем. Фото В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем
Чацкий, Софья и Лиза.
Рисунок Йогансона, гравюра Михайлова

Монолог «В той комнате незначащая встреча. » является одним из ярких эпизодов в комедии «Горе от ума».

Ниже представлен текст монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча. » из комедии «Горе от ума» (эпизод, фрагмент, отрывок).

Монолог Чацкого «В той комнате незначащая встреча. «(текст эпизода, фрагмент, отрывок)

В той комнате незначащая встреча:
Французик из Бордо, надсаживая грудь,
Собрал вокруг себя род веча
И сказывал, как снаряжался в путь
В Россию, к варварам, со страхом и слезами;
Приехал – и нашел, что ласкам нет конца;
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;
Своя провинция. – Посмотришь, вечерком
Он чувствует себя здесь маленьким царьком;
Такой же толк у дам, такие же наряды…
Он рад, но мы не рады.
Умолк. И тут со всех сторон
Тоска, и оханье, и стон.
Ах! Франция! Нет в мире лучше края! –
Решили две княжны, сестрицы, повторяя
Урок, который им из детства натвержён.
Куда деваться от княжон! –
Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком‑нибудь с душой,
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать, как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой.
Пускай меня отъявят старовером,
Но хуже для меня наш Север во сто крат
С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад –
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой‑то чудный выем,
Рассудку вопреки, наперекор стихиям;
Движенья связаны, и не краса лицу;
Смешные, бритые, седые подбородки!
Как платья, волосы, так и умы коротки.
Ах! если рождены мы всё перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
«Как европейское поставить в параллель
С национальным? – странно что‑то!
Ну как перевести мадам и мадмуазель?
Ужли сударыня!!» – забормотал мне кто‑то…
Вообразите, тут у всех
На мой же счет поднялся смех.
«Сударыня! Ха! ха! ха! ха! прекрасно!
Сударыня! Ха! ха! ха! ха! ужасно!!» –
Я, рассердясь и жизнь кляня,
Готовил им ответ громовый;
Но все оставили меня. –
Вот случай вам со мною, он не новый;
Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье
Во всех княжон вселять участье;
И в Петербурге, и в Москве,
Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,
В чьей, по несчастью, голове
Пять, шесть найдется мыслей здравых,
И он осмелится их гласно объявлять, –
Глядь…

Источник

В той комнате незначащая встреча монолог чацкого о чем

Как характеризует Чацкого его рассказ о госте из Бордо?

Скажите, что вас так гневит?

В той комнате незначащая встреча:

Французик из Бордо, надсаживая грудь,

Собрал вокруг себя род веча,

И сказывал, как снаряжался в путь

В Россию, к варварам, со страхом и слезами;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция. Посмотришь, вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком;

Такой же толк у дам, такие же наряды.

Он рад, но мы не рады.

Умолк. И ту т со всех сторон

Тоска, и оханье, и стон:

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержён.

Куда деваться от княжон!

Я одаль воссылал желанья

Смиренные, однако вслух,

Чтобы истребил Господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою возжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Пускай меня объявят старовером,

Но хуже для меня наш Север во сто крат

С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад, —

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую —

По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, и не краса лицу;

Смешные, бритые, седые подбородки!

Как платья, волосы, так и умы коротки.

Ах! если рождены мы всё перенимать,

Хоть у китайцев бы нам несколько занять

Премудрого у них незнанья иноземцев;

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

«Как европейское поставить в параллель

Ну как перевести мадам и мадмуазель?

Вообразите, туту всех

На мой же счёт поднялся смех.

«Сударыня! Ха! ха! ха! ха! прекрасно!

Сударыня! Ха! ха! ха! ха! ужасно!!»

— Я, рассердясь и жизнь кляня,

Готовил им ответ громовый;

Но все оставили меня.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

Источник

Какую роль играет последний монолог чацкого. Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума

Комедия «Горе от ума» является самым известным произведением Александра Грибоедова. В ней он раскрыл много интересных и важных тем, дал оценку своим современникам. Себя самого автор ассоциирует с главным героем — Александром Чацким, именно в его репликах звучат мысли писателя. Главные идеи чаще всего звучат в монологах персонажа. Они играют очень большую роль в идейном смысле комедии. Во всем произведении представлено шесть монологов, и каждый из них с новой стороны характеризует героя и развивает сюжет.

Один на 25 глупцов

Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, насколько этот отрывок отличается от обычных речей героев. Высказывание главного персонажа выходит далеко за рамки ситуации, в которой он оказался, и предназначается оно не «фамусовскому» обществу, а читателю. Этот монолог является чуть ли не самым важным во всем произведении, потому что в нем выражается развитие общественного конфликта, и появляется идейный смысл всей комедии.

Писатель создал определенную в которой данный отрывок объясняется с психологической точки зрения как «контрудар». Но анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» говорит о том, что он по своей идейно-художественной роли намного «шире». Александр Андреевич мог ограничиться язвительными репликами и ими отбиваться от своих противников. Чацкий же пожелал произнести развернутую, обличительную речь. «А судьи кто?» — спрашивает главный герой у Скалозуба и Фамусова, но его реплика в основном касается не их, а все «фамусовское общество».

Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» была написана А. С. Грибоедовым после Отечественной войны 1812 года, то есть в тот период, когда в жизни России происходили глубокие социально-политические изменения.

Своим произведением Грибоедов откликнулся на самые острые вопросы современности, такие, как крепостное право, свобода личности и независимость в мыслях, состояние просвещения и образования, карьеризм и чинопочитание, преклонение перед иностранной культурой. Идейный смысл «Горя от ума» состоит в противопоставлении двух жизненных укладов и мировоззрений: старого, крепостнического («века минувшего») и нового, прогрессивного («века нынешнего»).

«Век нынешний» представляет в комедии Чацкий, который является идеологом новых взглядов, Он выражает свое отношение ко всему, происходящему в обществе. Именно поэтому такое важное место в пьесе занимают монологи главного героя. В них раскрывается отношение Чацкого к основным проблемам современного ему общества. Его монологи несут и большую сюжетную нагрузку: они появляются в пьесе в переломные моменты развития конфликта.

Первый монолог мы встречаем уже в экспозиции. Он начинается словами «Ну что ваш батюшка. », и в нем Чацкий дает характеристику московских нравов. Он с горечью замечает, что за время его отсутствия в Москве ничего существенно не изменилось. И здесь же впервые он заводит разговор о принятой в обществе системе воспитания. Детей русских дворян воспитывают иностранцы-гувернеры «числом поболее, ценою подешевле». Молодое поколение растет в уверенности, «что нам без немцев нет спасенья». Чацкий насмешливо и одновременно с горечью замечает, что для того, чтобы в Москве прослыть образованным, нужно говорить на «смешение языков французского с нижегородским».

Второй монолог («И точно, начал свет глупеть…») связан с завязкой конфликта, и он посвящен противопоставлению «века нынешнего» и «века минувшего». Этот монолог выдержан в спокойном, немного ироничном тоне, что психологически оправдано. Чацкий любит дочь Фамусова и не хочет раздражать ее отца. Но и поддакивать Фамусову, который оскорбляет его гордость, его взгляды свободно мыслящего человека, Чацкий не хочет. Тем более, что монолог этот вызван нравоучениями отца Софьи, его советами о том, как нужно делать карьеру, пользуясь опытом незабвенного дядюшки Максима Петровича.

Чацкий категорически с этим не согласен. Весь обличительный смысл слов главного героя заключается в том, что он пытается объяснить Фамусову разницу между двумя историческими периодами прошедшим и нынешним. Екатерининская эпоха, которая вызывает такое умиление у Фамусова, определена Чацким как «век покорности и страха». Чацкий считает, что теперь настали иные времена, когда нет желающих «смешить народ, отважно жертвовать затылком». Он искренне надеется, что приемы и методы вельмож екатерининской поры ушли в прошлое, а новый век ценит людей, по-настоящему честных и преданно служащих делу, а не лицам:

Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит и держит стыд в узде, Недаром жалуюи их мало государи.

Третий монолог «А судьи кто?» — самый известный и яркий монолог главного героя. Он приходится на момент развития конфликта в пьесе. Именно в этом монологе взгляды Чацкого получают наиболее полное освещение, Здесь герой отчетливо выражает свои антикрепостнические взгляды, что дало впоследствии критикам возможность сближать Чацкого с декабристами. Как не похож тон этого страстного монолога на миролюбивые строки предыдущего! Приводя конкретные примеры проявления чудовищного отношения дворян к крепостным крестьянам, Чацкий ужасается беззаконию, которое царит в России:

Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки.
Другой барин продает своих крепостных актеров:
Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!

«Где, укажите нам, отечества отцы, // Которых мы должны принять за образцы?» — горько вопрошает главный герой. В этом монологе слышится неподдельная боль человека, знающего цену «отцам отечества», которые «грабительством богаты» и защищены от суда всей существующей системой: связями, взятками, знакомствами, положением. Новый человек не может, по мнению героя, примириться с существующим рабским положением «умного бодрого народа». Да и как можно примириться с тем, что защитников страны, героев войны 1812 года, господа вправе выменять или продать. Чацкий ставит вопрос о том, должно ли существовать крепостное право в России.

Героя Грибоедова также возмущает то, что вот такие «строгие ценители и судьи» преследуют все вольнолюбивое, свободное и защищают лишь безобразное и беспринципное. В этом монологе героя слышится голос самого автора, высказывающего свои сокровенные мысли. И, послушав страстный монолог Чацкого, любой здравомыслящий человек должен неизбежно прийти к мысли, что такое положение дел не может существовать в цивилизованной стране.

Словами «В той комнате незначащая встреча…» начинается еще один монолог Чацкого. Он знаменует собой кульминацию и развязку конфликта. Отвечая на вопрос Софьи «Скажите, что вас так гневит?», Чацкий по обыкновению увлекается и не замечает, что никто не слушает его: все танцуют или играют в карты. Чацкий говорит в пустоту, но и в этом монологе он затрагивает важную проблему. Его возмущает «французик из Бордо» как пример преклонения русских дворян перед всем иностранным. Со страхом и слезами отправлялся он в Россию, а затем был обрадован и почувствовал себя важным человеком, не встретив там «ни звука руского, ни русского лица». Чацкого оскорбляет то, что русский язык, национальные обычаи и культура должны ставиться гораздо ниже чужеземного. Он с иронией предлагает занять у китайцев «премудрого… незнания иноземцев». И продолжает:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев,

Последний монолог приходится на развязку сюжета. Чацкий говорит здесь о том, что никогда он не сможет примириться с нравами и порядками фамусовской Москвы. Он не удивлен, что это общество людей, панически боящихся всего нового и передового, объявляет его безумным:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.

Итак, Чацкий уехал из дома Фамусовых оскорбленным и разочарованным, И все же он не воспринимается как человек побежденный, проигравший, потому что сумел сохранить верность своим идеалам, остаться самим собой.

Монологи помогают нам разобраться не только в характере главного героя. Они рассказывают нам о существовавших в тогдашней России порядках, о надеждах и чаяниях прогрессивных людей того времени, Они имеют значение как в смысловом, так и структурном построении пьесы. Думающие читатели и зрители должны обязательно задуматься над главными проблемами русского общества времен Грибоедова, многие из которых актуальны и сейчас.

«Смех сквозь слезы»

Единственным разумным человеком во всем произведении остается один Александр Андреевич, со всех сторон его окружают глупцы, и в этом заключается беда главного героя. Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, что Александр Андреевич не может найти общего языка не с отдельными личностями, а со всем консервативным обществом. Реплики главного героя не делают его смешным, комичную ситуацию, скорее, создает Скалозуб своей реакцией на ответ Чацкого. Читатель сочувствует Александру Андреевичу, в этом случае комедия уже переходит в драму.

Историческое развитие монолога

В классической греческой трагедии монологи служили для того, чтобы рассказать зрителям предысторию событий, которым посвящена пьеса.

Монолог произносился актёром и был адресован хору. Хор повторял особо значимые моменты этого обращения для того, чтобы акцентировать на них внимание слушателей. Порой монолог исполнялся как молитва к тому или иному божеству или воззвание к современникам.

Зародившись в недрах драматического искусства, монолог стал мощным способом сценического самовыражения.

С помощью монолога герой европейской драмы, предполагающей «двойное дно» сюжета, делился со зрителями тайными мыслями, плетением интриг, любовными мечтами.

В комедийном жанре монологичность часто демонстрировала глупость, наивность персонажа или, напротив, обнажала всю глубину его коварных замыслов. К.Марло, Ж.Б.Мольер, К.Гоцци по-разному использовали монолог не только как приём-характеристику, но и как сюжетообразующий элемент.

К началу ХIХ века драматическое искусство уступило в популярности лирике (это что?).

Интимный мир личных переживаний, выраженных посредством поэтического слова, обрёл идеальное выражение в форме монолога.

Из поэзии монолог перебрался в прозу. Если стихотворение могло быть целиком выполнено в данной форме и иметь обращение к одному или нескольким адресатам, то в рассказе, романе или повести монолог стал локальным элементом, описывающим внутренний мир героя, одной из его портретных характеристик.

Появился термин «внутренний монолог», означающий такой вид самовыражения, когда мысли не проговариваются вслух, а произносятся «про себя».

В культуре постмодерна монолог стал естественным способом лирического, эпического и драматического выражения, произносимого без расчёта на сиюминутную вербальную реакцию.

То есть, если вы услышите бардовскую песню под названием «Монолог современника» или прочитаете в сети стихотворение «Монолог шестисотого мерседеса», не обязательно отвечать их авторам словами. Достаточно услышать и понять главную мысль автора, его эмоциональный посыл.

Вариант 15

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

Укажите жанр, к которому относится пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Основную часть фрагмента занимает высказывание Чацкого. Как называется подобное развёрнутое высказывание?

Какое художественное средство использует Чацкий, говоря о необходимости «нас удержать, как крепкою возжою, от жалкой тошноты по стороне чужой»?

Установите соответствие между тремя персонажами «Горя от ума» и их репликами, касающимися Чацкого. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИРЕПЛИКИ
А) Фамусов1) «Не человек! змея!»
Б) Молчалин2) «Кто так чувствителен, и весел, и остёр. »
В) Софья3) «Ах! Боже мой! Он карбонари!»
4) «Вам не дались чины, по службе неуспех?»

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Рассказ Чацкого о «французике из Бордо» завершается авторским замечанием: «Оглядывается, все кружатся в вальсе с величайшим усердием». Как называются подобные авторские замечания и пояснения в тексте пьесы?

«Французик из Бордо» фигурирует в рассказе Чацкого, но на сцене не появляется. Каким термином обозначаются такие персонажи?

Как называется вопрос, не требующий обязательного ответа («Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»)?

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Назовите род литературы, к которому относится стихотворение И.А. Бунина.

Укажите название стилистического приема, основанного на повторении одинаковых гласных звуков в строке («День вечереет, небо опустело»).

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных И. А. Буниным в первой строфе стихотворения «Вечер» (номера укажите в порядке возрастания).

Определите размер, которым написано стихотворение И. А. Бунина «Вечер» (без указания количества стоп).

Задания с развернутым ответом

В 17 задании выберите только ОДНУ тему.

Как характеризует Чацкого его рассказ о госте из Бордо?

В каких произведениях русской литературы отображен конфликт героя и общества и в чём эти произведения созвучны грибоедовской пьесе?

Что дает основание отнести стихотворение И. А. Бунина «Вечер» к философским произведениям?

В каких произведениях русских поэтов звучит тема счастья и в чем эти произведения созвучны бунинскому «Вечеру»?

Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?

Каким предстаёт любовное чувство в лирике Ф.И. Тютчева?

Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?

— Примеры этих и других сочинений, проверенные экспертом ЕГЭ, смотрите в нашем банке работ

— Вы также можете отправить на проверку

свою работу. Проверим в течение суток по критериям, прокомментируем все ошибки и дадим рекомендации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *