В теории угасания предполагается что след в долговременной памяти угасает по причине

В теории угасания предполагается что след в долговременной памяти угасает по причине

106. В состоянии невесомости возникают значительные ошибки в:
визуальной оценке расстояния

108. В структурных теориях памяти выделяются несколько подструктур, отличных друг от друга по:
времени хранения информации
объему удерживаемой информации
способу кодирования информации

109. В структурных теориях памяти доказывается, что информация в кратковременной памяти хранится в ____________ форме.
акустической

110. В структурных теориях памяти доказывается, что при воспроизведении следов памяти в долговременной памяти чаще встречаются ____________ ошибки.
семантические

111. В структурных теориях памяти утверждается, что время хранения информации велико или неограниченно, емкость неизвестна, и форма хранения — семантический код, относятся к ____________ памяти.
долговременной

112. В структурных теориях памяти утверждается, что время хранения информации от 0,25 до 2 секунд и форма непосредственного отпечатка информации относятся к ____________ памяти.
ультракратковременной

113. В структурных теориях памяти утверждается, что время хранения информации от 20 до 30 секунд, объем 7 ± 2 элемента и акустическая форма хранения информации относятся к ____________ памяти.
кратковременной

115. В теории К. Левина притягательность предмета для субъекта называется:
валентностью

116. В теории когнитивного диссонанса количество принимаемых во внимание возможных отношений равно:
3

117. В теории комплексной оценки эмоций Лазаруса классические защитные механизмы относятся к эмоциональному ответу:
когнитивному

118. В теории комплексной оценки эмоций Лазаруса классические мимические выражения, являющиеся поведением, не преследующим определенной цели, относятся к эмоциональному ответу:
экспрессивному

119. В теории комплексной оценки эмоций Лазаруса классические целенаправленные (явные и латентные) сигнализирующие средства коммуникации, относятся к эмоциональному ответу:
инструментальному

Источник

В теории угасания предполагается что след в долговременной памяти угасает по причине

121. В теории электричества напряжением называют ненулевую разность потенциалов. Аналогичным образом Фрейд и Холт определяют:
желание

122. В теории эмоций Дала различающим восприятием именуется:
чувственный опыт

123. В целом стресс выполняет функцию:
мобилизации жизненных сил организма

124. В эволюционном развитии психики А.Н. Леонтьев выделяет стадии:
сенсорной элементарной психики
стадию интеллекта
стадию перцептивной психики

125. В эксперименте Дж. Сперлинга испытуемые видели, что метка-кружок:
замещает образ буквы
накладывается на образ буквы

127. Важнейший принцип социологической школы в изучении памяти заключается в:
первичности социального над индивидуальным

128. Важным условием обеспечения устойчивости внимания является:
разнообразие впечатлений и действий

129. Важными условиями обеспечения произвольного внимания являются:
значение выполняемой задачи
интерес личности

130. Введение дистрактора в эксперименте М. и Л. Петерсонов приводит к исчезновению на позиционной кривой эффекта:
недавности

131. Вербализация сознания — это:
процесс преобразования бессознательного психического, а также эмоционального, логически не оформленного содержания сознания в словесно-логические формы

132. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется:
максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение

Источник

Задание по клинической психофизиологии для РГСУ, пример оформления

Обязательное задание к модулю
«Психофизиология»
1. Дайте объяснение понятию «ориентировочная реакция». Опишите механизм ее возникновения и угашения. Перечислите факторы, провоцирующие ориентировочную реакцию.
Ответ:
животного на новый, внезапно появляющийся раздражитель. Она включала поворот головы и глаз в сторону раздражителя и обязательно сопровождалась торможением текущей условно-рефлекторной деятельности. Другая особенность ОР заключалась в угашении всех ее поведенческих проявлений при повторении стимула. Угасшая ОР, легко восстанавливалась при малейшем изменении обстановки.
Физиологические показатели ОР. Использование полиграфической регистрации показало, что ОР вызывает не только поведенческие проявления, но и целый спектр вегетативных изменений. Отражением этих генерализованных изменений являются различные компоненты ОР: двигательный (мышечный), сердечный, дыхательный, кожно-гальванический, сосудистый, зрачковый, сенсорный и электроэнцефалографический. Как правило, при предъявлении нового стимула повышается мышечный тонус, изменяется частота дыхания, пульса, возрастает электрическая активность кожи, расширяются зрачки, снижаются сенсорные пороги. В электроэнцефалограмме в начале ориентировочной реакции возникает генерализованная активация, которая проявляется в блокаде (подавлении) альфа-ритма и смене его высокочастотной активностью. Одновременно с этим возникает возможность объединения и синхронной работы нервных клеток не по принципу их пространственной близости, а по функциональному принципу. Благодаря всем этим изменениям возникает особое состояние мобилизационной готовности организма.
Чаще других в экспериментах, направленных на изучение ОР, используют показатели кожно-гальванической реакции (КГР). Она обладает особой чувствительностью к новизне стимула, модальна неспецифична, т.е. не зависит от того, какой именно стимул вызывает ОР. Кроме того, КГР быстро угасает, даже если ОР вызвана болевым раздражителем. Однако КГР тесно связана с эмоциональной сферой, поэтому использование КГР при изучении ОР требует четкого разделения собственно ориентировочного и эмоционального компонентов реагирования на новый стимул.

2. Дайте объяснение понятию «энграмма». Перечислите этапы фиксации информации. Перечислите и охарактеризуйте процессы памяти.
Ответ:
Энграмма — это физическая привычка или след памяти на протоплазме организма, оставленный повторным воздействием раздражителя. Буквально с греческого слово «энграмма» означает «внутренняя запись». Этим словом древние греки обозначали восковые таблички для записи значения различных знаков.
Этапы формирования энграмм
По современным представлениям, фиксация следа в памяти осуществляется в три этапа.
Вначале, в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след (зрительный, слуховой, тактильный и т. п.). Эти следы составляют содержание сенсорной памяти.
На втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации. Есть данные, что гиппокамп в совокупности с медиальной частью височной доли играет особую роль в процессе закрепления (консолидации) следов памяти. Речь идет о тех изменениях, которые происходят в нервной ткани при образовании энграмм. Гиппокамп, по-видимому, выполняет роль селективного входного фильтра. Он классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, способствуя оптимальной организации сенсорных следов в долговременной памяти. Он также участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. Роль височной области предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь, в коре больших полушарий. Другими словами, она отвечает за реорганизацию нервных сетей в процессе усвоения новых знаний; когда реорганизация закончена, височная область в дальнейшем процессе хранения участия не принимает. память психика личность энграмма
На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную по некоторым предположениям может происходить как во время бодрствования, так и во сне.

4. Перечислите основные виды двигательных функций; факторы, обусловливающие двигательный акт; основные принципы управления двигательными актами. Дайте определение понятию «рефлекторное кольцо».
Ответ:
Взаимодействие человека и животных с окружающей средой осуществляется через целенаправленную деятельность или пове¬дение. Двигательный акт как элемент поведения воспроизводит основные звенья его структуры. Ведущим системообразующим фак¬тором целенаправленного поведения, так же как и отдельного дви¬гательного акта, является полезный для жизнедеятельности орга¬низма приспособительный результат.
Следует различать такие понятия, как «двигательный акт» и «элементарное движение». Двигательный акт реализуется с помо¬щью моторной программы, а в простейшем случае через возбуж¬дение командного нейрона, управляющего согласованной рабо¬той группы мотонейронов и соответствующих мышечных единиц. Элементарное движение представлено сокращением/расслаблением мышечных единиц, вызываемых стимуляцией мотонейрона. Одна и та же двигательная программа может быть выполнена с помо¬щью разного набора элементарных движений мышц. Например, левой или правой рукой.
С позиции принципа системного квантования процессов жиз-недеятельности двигательный акт может быть соотнесен с отдель¬ным квантом поведения. Это наиболее очевидно при иерархичес¬ком квантовании, когда удовлетворение ведущей потребности зна¬чительно отставлено во времени и для достижения конечного результата необходимо выполнить ряд предварительных действий. Например, при конструировании человеком определенного изде¬лия, когда для создания конечного продукта необходимо решить ряд промежуточных задач со своими конкретными результатами.
Наиболее совершенная модель структуры поведения изложена в концепции функциональных систем П.К. Анохина. Определяя функциональную систему как динамическую, саморегулирующую-ся организацию, избирательно объединяющую структуры и про¬цессы на основе нервных и гуморальных механизмов регуляции для достижения полезных системе и организму в целом приспосо-бительных результатов, П.К. Анохин распространил содержание этого понятия на структуру любого целенаправленного поведения
Рефлекторное кольцо — временное образование внутри замкнутого круга рефлекторной деятельности при определённом возмущении, источником которого может быть как сама внешняя среда, так и «власть воли» индивидуума.
Рефлекторное кольцо включает в себя:
· Рефлекторная дуга
· обратную афферентацию от эффекторного органа в центральную нервную систему.
5. Дайте определение понятию «состояние» и приведите структуру психофизиологического состояния человека. Перечислите факторы, оказывающие влияние на восприятие человеком ситуации и оценки степени её трудности.
Ответ:
Психофизиология состояний человека
♦ Понятие состояния человека.
♦ Психическое состояние.
♦ Функциональный и психофизиологическое состояние.
♦ Негативные состояния.
Понятие состояния человека
Понятие «состояние» является общенаучным понятием. Оно относится к системе категорий философии и соотносится с такими категориями, как «качество» и «количество», «мера», «явление» и «сущность», «причина» и «следствие», «движение» и «покой», » связь «и» отношения «и многими другими (И. Петров).
Состояние человека представляет собой целостную системную реакцию (на уровне организма и часто — личности) на внешние и внутренние воздействия, направленную на сохранение целостности организма и обеспечения его жизнедеятельности в конкретных условиях существования.
Состояния характеризуются следующими свойствами:
♦ модальность — состояния качественно отличаются друг от друга и в первую очередь тем, переживания (эмоции и эмоциональный тон ощущений) их сопровождают;
♦ продолжительность (устойчивость) состояний;
♦ глубина состояний (интенсивность) — характеризуется степенью выраженности переживаний и сдвигов физиологических функций;
♦ качество состояний определяется спецификой фактора, влияющего на человека, исходным фоном, а также индивидуальными особенностями человека; по знаку переживаний (эмоций) состояния разделяют на положительные и отрицательные; в зависимости от значимости того или иного состояния для эффективности деятельности, общения и здоровья состояния разделяют на благоприятные и неблагоприятные.

Источник

В теории угасания предполагается что след в долговременной памяти угасает по причине

Для того чтобы приблизиться к ответу на этот вопрос, необходимо было, с одной стороны, от общих и слишком диффузных представлений о следовых процессах перейти к четким психологическим представлениям о реальной структуре мнестической деятельности. С другой стороны, нужно было перейти от исследований следовых процессов на клеточном и молекулярном уровнях к изучению реальной мозговой архитектоники процессов памяти, иначе говоря, к анализу того, что именно вносит каждая из зон мозга в организацию мнестических процессов человека.

Эти вопросы являются предметом постоянного внимания психологов, с одной стороны, и неврологов и нейропсихологов — с другой, и за последние двадцать лет наши представления о строении мнестических процессов обогатились благодаря целой серии оригинальных исследований.

Попытаемся резюмировать их в самом кратком виде, с тем чтобы затем перейти к основному содержанию этой главы — анализу того, какую роль в организации мнестических процессов играют те или другие аппараты головного мозга человека.

Классическая психология трактовала запоминание либо как процесс непосредственного запечатления («записи») следов в нашем сознании, либо как процесс запечатления тех однозначных ассоциативных связей, в которые вступают друг с другом отдельные впечатления. Это упрощенное представление о процессе запоминания оказалось несостоятельным.

Как показал ряд работ, опубликованных за последнее время (Норман, 1966, 1968, 1970; Викельгрен, 1970; Кинч, 1970; Куби, 1969; Познер, 1963, 1967, 1969; Шифрин, 1970; Рейтман, 1970), запоминание представляет собой сложный, развернутый во времени, процесс, который распадается на ряд последовательных этапов, характеризующихся неодинаковой психологической структурой, неодинаковым «объемом» доступных для фиксации следов и неодинаковой длительностью их хранения.

Ряд авторов (Сперлинг, 1960, 1963, 1970; Мортон, 1969, 1970) высказали предположение, что процесс запоминания начинается с запечатления различных сенсорных признаков (например, фонетических признаков услышанного слова). В момент запечатления выделяются только некоторые из этих признаков, т. е. производится определенный отбор (Норман и др., 1970; Викельгрен, 1970; Сперлинг, 1970; и др.). Некоторые авторы характеризуют эту стадию как ультракороткую память, так как этап запечатления узок по объему и очень короток по длительности запечатлеваемых следов (Бродбент, 1970).

Этот этап мнестического процесса многие понимают как перевод сигналов на уровень иконической памяти, при этом воспринятые раздражители превращаются в кратковременные образы (images). За этим этапом следует процесс образования кратковременной памяти, который предполагает выбор соответствующего образа из многих возможных и может быть интерпретирован как своеобразная переработка или кодирование полученных сигналов (Кинч, 1970; Шифрин, 1970; Рейтман, 1970; Познер, 1969).

Этот этап рассматривается, однако, большинством авторов лишь как промежуточный, уступающий место последнему этапу, заключающемуся в сложном кодировании следов, или включении их в некоторую систему категорий.

Тщательный анализ категориальных связей, в которые включается след каждого запечатлеваемого субъектом воздействия (или получаемой им информации), является центральным предметом большого числа исследований мнестических процессов, опубликованных за последнее время. Некоторые из них носят чисто психологический или логико-гипотетический характер (Норман и др., 1968, 1970; Викельгрен, 1970; Кинч, 1970; Познер, 1963, 1969), другие представляют собой попытки построить сложные модели памяти, исходящие из представлений о роли такого кодирования (Рейтман, 1970; Фейгенбаум, 1970), третьи исходят в своем анализе из психолингвистических концепций (Дж. Миллер, 1969; Мортон, 1969, 1970). Все они, однако, единодушно приходят к утверждению, что системы связей, в которые вводятся следы доходящей до субъекта информации, строятся на основе различных кодов и, следовательно, представляют собой многомерные системы, из которых субъект должен каждый раз производить выбор соответствующей системы. Такой подход к процессам памяти полностью отходит от понятий, согласно которым запоминание пред-

ставляет собой однозначный и пассивный процесс, и подчеркивает сложную и активную природу процессов запоминания. Этот подход обращает внимание на тот факт, что человек, запоминающий известный материал, обнаруживает известную стратегию запоминания, выбирая нужные средства, выделяя существенные и тормозя несущественные признаки, выделяя соответственно задаче то сенсорные, то смысловые компоненты запечатлеваемого материала и компонуя его в соответствующие системы (Кинч, 1970; Шифрин, 1970; Познер, 1963, 1969; Рейтман, 1970).

Не меньшее внимание, чем проблема запоминания, привлекла к себе и тесно связанная с нею проблема забывания. Какие причины лежат в основе трудностей актуализации нужных следов? Еще поколение назад ответ на этот вопрос казался относительно простым. Исследователи, начиная с Эббингауза (1885), молчаливо принимали тот факт, что со временем каждый след, оставленный тем или иным раздражителем, стирается; действительно, проверка, проведенная через несколько часов или дней после первоначального запечатления следа, дает возможность наблюдать естественное забывание его.

В последние десятилетия предположение, что забывание является естественным следствием постепенного угасания следов (trace decay), было высказано рядом авторов (Браун, 1958, 1964; Конрад, 1960). Эта гипотеза вызвала, однако, ряд возражений. Толчком к ним были следующие факты. Прежде всего, с течением времени можно наблюдать иногда не угасание, а, наоборот, повышенное воспроизведение следов, которое получило в психологии специальное название реминисценции. Далее, фактом, не согласующимся с теорией, предполагающей, что угасание следов является механизмом забывания, было наличие ряда ошибочных воспроизведений специфического характера, которые часто наблюдались у испытуемых по истечении некоторого периода времени. Наконец, фактом, который не согласуется с описанным пониманием забывания, было отрицательное влияние на процесс воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей момент запечатления от момента воспроизведения.

ствий. В настоящее время положение о том, что явления «проактивного» и «ретроактивного» торможения следует рассматривать как очень существенные факторы забывания, прочно вошло в литературу, и господствующей теорией мнестических процессов стала теория, согласно которой забывание является в значительной мере следствием влияния побочных, интерферирующих воздействий, тормозящих нормальное воспроизведение ранее запечатленных следов.

Источник

Подход к исследованию памяти с позиций теории уровней переработки информации.

Основные постулаты когнитивной психологии

1. Информация перерабатывается поэтапно. Анализ информации начинается с момента поступления стимула в одну из сенсорных систем. Время между стимулом и ответом на него разбивается на короткие интервалы, каждый из которых соответствует определенному уровню переработки информации. Кроме того, разным этапам соответствует разная форма, в которой представлена информация о стимуле, и различное время хранения информации. Следовательно, имеются два основных критерия, согласно которым и выделяются основные подсистемы памяти: 1) время хранения информации, 2) форма представления информации (вид кодирования).

На каждом этапе информация подвергается обработке под влиянием различных регуляторных процессов (процессы повторения, внимания и др.).

2. Емкость систем ограничена. Для каждого этапа существует предел способностей человека к переработке информации.

Структурные теории памяти

Самыми ранними теориями в когнитивной психологии являются структурные теории, которые больше внимания уделяют структуре памяти и практически не изучают ее как процесс. Структурные теории памяти утверждают, что память делится на несколько подструктур, которые отличаются по времени хранения информации, способу ее кодирования, объему удерживаемой информации. Информация может быть закодирована тремя разными способами:

1) зрительное кодирование – представление материала в виде зрительного изображения;

2) акустическое кодирование – представление материала в виде звуков;

3) семантическое кодирование – представление материала в виде слов.

Когнитивная психология, с ее компьютерной метафорой (человек как аналог компьютерной системы) вообще не знает разделения памяти на произвольную и непроизвольную (см. разделы 7 и 8). Общая для всех структурных теорий модель памяти представлена на рис. 8.

Сенсорный регистр или ультракратковременная память

Сенсорный регистр является первой подсистемой памяти, которая обеспечивает удержание в течение очень короткого времени продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. В подсистему входят: 1) иконическая память – вид УКП, в которой хранится зрительная информация, 2) эхоическая память – вид УКП, предназначенный для акустической (слуховой) информации.

В соответствии с вышеназванными критериями УКП можно охарактеризовать следующим образом:

1) время хранения информации: иконическая память – 0,25 – 0,5 секунды, эхоическая – 2 секунды.

2) форма хранения информации – “непосредственный отпечаток”: иконическая – зрительный, эхоическая – слуховой.

Необходимость вычленения УКП как отдельной подсистемы позволяет решить ряд проблем. Как объяснить тот факт, что даже в том случае, когда время воздействия стимула столь мало, что сенсорная система не успевает его опознать (скорость нервных процессов ограничена), человек все-таки может сообщить, что именно он видел? Почему, несмотря на то, что человеческий глаз находится в постоянном движении, видимый мир остается неподвижным? Основная функция СР состоит в том, чтобы обеспечить сенсорным системам время, необходимое для обработки сигналов, предоставлять им на это время полную “картину – копию” сигнала, стабилизировать внешний мир. Следовательно, чтобы обеспечить выбор нужного сигнала, СР должен предоставлять всю информацию в количестве большем, чем может быть обработано, сохранять все возможности для будущего выбора.

Эксперимент Дж. Сперлинга (методика частичного отчета). Существование СР как особого вида памяти было доказано в серии экспериментов Дж. Сперлинга. Отправным моментом для создания методики послужил следующий факт: испытуемым предъявлялись на короткое время (около 0,5 с.) несколько символов; чем больше символов предъявлялось, тем хуже была точность воспроизведения, однако испытуемые сообщали, что они видели гораздо больше, чем им удалось вспомнить. Сперлинг предположил, что люди видят больше информации, чем могут воспроизвести, поэтому не следует предлагать им вспомнить все символы (методика полного отчета), а только некоторые, на которые нужно неожиданно обратить внимание после экспозиции. Общая схема эксперимента такова.

Сначала на очень короткое время показывалась карточка с буквами (рис. 9 а), затем через определенное время предъявлялась пустая карточка с меткой в виде кружочка (рис. 9, б), которая должна указывать на место той буквы, которую необходимо вспомнить. Каждая буква воспроизводилась практически в 100% случаев, независимо от ее расположения. Поскольку испытуемый не знал заранее, какую букву ему нужно будет вспомнить, можно заключить, что все 9 букв были доступны для воспроизведения, следовательно они все сохранялись в СР. Таким образом, объем информации, сохраняемой в СР, практически неограничен.

С помощью этого эксперимента также были установлены другие характеристики СР – время хранения информации и тип забывания. Дж. Сперлинг произвольно варьировал временной интервал между подачей стимула и предъявлением метки. Приблизительно до 0,25 – 0,5 с воспроизведение было 100%-ным и испытуемые сообщали, что они “видят букву, помещенную в кружок”. При увеличении времени задержки, воспроизведение ухудшалось, а сигнал “метка” стирал образ буквы и замещал ее, т.е. испытуемые на месте буквы видели только метку – кружок. Это значит, что механизмом забывания в зрительном СР является стирание старых следов новыми, однако простое угасание следов памяти также не исключается.

Итак, в эксперименте Дж.Сперлинга, выполненном по методике частичного отчета, получены следующие результаты:

1) время хранения информации в иконической памяти – 0,25 – 0,5 секунд;

3) забывание происходит по типу стирания следов памяти, однако не исключается простое угасание следов.

Для исследования эхоической памяти также была разработана методика частичного отчета, и основные выводы оказались несколько отличными от тех, что приведены выше. Во-первых, время хранения информации в эхоическом регистре больше, чем в иконическом – 2 секунды, а механизм забывания – угасание следов памяти. Действительно, для того чтобы слышать связную речь, а не отдельные звуки, необходимо, чтобы звуки как бы накладывались один на другой (если бы имело место стирание одного звука другим, то мы никогда бы не поняли фразы: “тень, а не день”). В зрительном регистре наложение образов привело бы к тому, что мир предстал перед нами как изображение наложенных друг на друга фотографий, и превратился в беспорядочную массу впечатлений; чтобы этого не произошло, необходимо стирание предыдущего образа. Вероятно, большее время хранения звуков (по сравнению с образами) необходимо для того, чтобы мы могли воспринимать их слитно.

Следующим этапом переработки информации является кратковременная памятьподсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Ее основные характеристики:

1) время хранения информации при отсутствии повторения – от 20 до 30 секунд;

2) емкость КП – ограничена, объем КП не превышает 7  2 элемента;

3) форма хранения информации – акустический код (гипотеза, принимаемая большинством исследователей, альтернативная гипотеза предполагает наличие зрительных кодов в КП);

4) механизм забывания – замещение или вытеснение.

Существует ряд фактов, доказывающих правомерность выделения КП как отдельной подсистемы памяти. Одним из них является синдром Милнер – поражение определенной области головного мозга (гиппокампа), при котором давно прошедшие события вспоминаются легко, а недавние практически не сохраняются. В литературе описана история болезни музыкального продюсера К.В., который перенес редкую форму энцефалита. Его воспоминания о текущих событиях исчезали очень быстро – он не мог вспомнить, что он ел на завтрак, какую песню только что спел и т.д. Однако его музыкальные способности сохранились – он мог дирижировать хором, помнил наизусть множество музыкальных партий, выученных до болезни и т. д. Можно предположить, что кратковременная память в данном случае нарушена, а долговременная сохранна, т.е. существуют две различные подсистемы памяти.

Другим доказательством служат различные ошибки припоминания из КП и ДП. Этот же факт доказывает, что информация в КП хранится в акустической форме: при воспроизведении из КП обычно отмечаются акустические ошибки припоминания, т.е. воспроизведение слова, сходного по звучанию с искомым – например слово “брат” может быть воспроизведено как “брак”. При воспроизведении из ДП чаще встречаются семантические ошибки, т.е. воспроизведение слова, близкого по значению (труд – работа). Согласно представлениям об акустическом кодировании, когда мы читаем букву “А” мы удерживаем ее в КП путем кодирования в звук “А”.

Согласно Р. Клацки, КП хранит и обрабатывает информацию аналогично тому, как плотник работает на верстаке: имеющееся место он может использовать для работы или хранения, так что выделение места для одного означает сокращение места для другого. В КП может одновременно обрабатываться примерно 7  2 элемента (слова, буквы, более крупные единицы), т.е. имеется в среднем 7 ячеек (рабочих мест), и удаление прежних элементов (забывание) происходит при помощи вытеснения их новыми элементами, т.е. в результате замещения. Однако мы можем удерживать информацию в КП неограниченное время, если будем ее повторять (петля повторения, см. рис.8: например, если необходимо запомнить номер телефона, а записать его нет возможности, то приходится его повторять про себя или вслух. Обобщая сказанное, можно сформулировать три функции повторения: 1) удержание информации в КП в течение долгого времени, 2) перевод информации из КП в ДП (т.е. запоминается надолго), 3) упрочение следов памяти в ДП.

Эксперимент М. Познера. Существуют доказательства, что информация в КП кодируется не только акустически, но и зрительно. М. Познер и его коллеги провели эксперимент, основные результаты которого представлены на рис 10. Испытуемым предъявлялись две буквы, которые должны быть опознаны как одинаковые или разные; регистрировалось время реакции (ВР) – испытуемый давал ответ и нажимал на кнопку. Схема предъявления букв в эксперименте М. Познера дана в табл. 3. Интервал предъявления — 0,2 с.

Оказалось, что время реакции при предъявлении пары Аа по сравнению с парой АА было больше. Этого не могло произойти, если буквы определялись только по слуховым кодам, ведь они произносятся одинаково. Результаты можно объяснить следующим образом: одинаковые буквы сравнивались по их внешним, зрительным характеристикам, что потребовало меньше времени, тогда как разные по внешнему виду буквы необходимо еще дополнительно проверять по вербальным характеристикам, что увеличивает время реакции. Следовательно, эксперимент Познера доказывает существование зрительных кодов в КП.

Долговременная памятьподсистема памяти, обеспечивающая продолжительное удержание знаний, умений и навыков, характеризующаяся огромным объемом сохраняемой информации. Ее основные характеристики:

1. Время хранения в ДП – велико (месяцы, годы) или не ограничено;

2. Емкость ДП – неизвестна, есть гипотеза о неограниченной емкости ДП;

3. Форма хранения информации – семантический код (гипотеза, признанная большинством исследователей, альтернативная гипотеза предполагает наличие зрительных кодов и слуховых кодов в ДП). Информация в ДП организована по принципу ассоциации.

4. Забывание – определенного мнения на этот счет не существует. Либо забывание происходит в результате угасания следов памяти, либо в результате интерференции, либо забывание вообще отсутствует, а информация сохраняется, но по каким-либо причинам становится недоступной.

Результаты наводят на мысль, что ДП можно изобразить как “сеть”, образованную пучками информационных связей” ( с. 162). Таким образом, модели ДП строятся по принципу ассоциативных связей. Если память представлять себе как каталог информации (наподобие библиотечного), то для поиска нужного слова нам потребуются “ключи”, т.е. основные данные о месте хранения данного слова. Феномен “на кончике языка” показывает, что ключи могут быть “потеряны”, и тогда слово, которое действительно имеется в хранилище, оказывается недоступным.

Однако исследования ряда авторов (Шепард, Пайвио, Косслин) показывают, что в ДП также имеются зрительные коды, т.е. информация может храниться в виде зрительных образов. Основное предположение, лежащее в основе этих экспериментов, состоит в том, что эти образы обладают пространственными свойствами, их можно мысленно сканировать (просматривать), и время сканирования зависит от размеров данного образа или его других пространственных характеристик. Одним из наиболее впечатляющих является эксперимент Шепарда (“мысленное вращение”), который подтверждает наличие зрительных кодов в памяти (как в КП, так и в ДП). Испытуемым предлагался образец (например, буква R), а затем ряд стимулов, для каждого из которых нужно было определить, является ли он идентичным образцу. Буква R предъявлялась в различных ракурсах (угол вращения менялся от 0 до 180 градусов). Измерялось время реакции. Оказалось, что время опознания буквы находится в линейной зависимости от угла поворота, т.е. можно сделать вывод, что испытуемые мысленно поворачивали образ до тех пор, пока он не оказывался в том же положении, что и образец, т.е. работали именно со зрительным образом. Результаты исследования представлены на рис.11.

Обычно полагают, что ДП представляет собой единое целое, однако есть серьезные возражения против такого представления. Тульвинг различает две формы ДП – семантическую и эпизодическую. Семантическая памятьэто память на слова, понятия и абстрактные идеи; на основе семантической памяти происходит использование языка, она имеет четкую структуру. В отличие от нее, эпизодическая память хранит информацию о событиях, датированных во времени, о связях между этими событиями. Это воспоминания о конкретных переживаниях, которым не хватает формальной структуры, и она менее стабильна, воспоминания из нее часто теряются, в то время как семантическая память активируется реже и является более прочной.

Кроме предположения, что из ДП не забывается ничего, но информация может быть недоступной, существуют другие теории забывания. Теория угасания предполагает, что след памяти угасает точно так же, как исчезает тропинка, по которой долгое время никто не ходит. Неврологические исследования памяти показывают, что возрастные изменения имеют место, однако нет данных, на основании которых можно было бы с уверенностью сказать, что затухание следов есть основная причина забывания, которое гораздо больше связано с интерференцией, т.е. влиянием конкурирующей информации на запоминание. Существует два типа интерференции: ретроактивное торможение (РТ) и проактивное торможение (ПТ). В случае РТ на запоминание старого материала отрицательно влияет новый, а в случае ПТ предшествующий материал отрицательно влияет на запоминание нового. Основные схемы исследования РТ и ПТ приведены в табл. 4 и 5.

Таким образом, если изучается РТ, то контрольная группа заучивает список как обычно, а экспериментальная дополнительно заучивает второй список, затем результаты в обеих группах сравниваются и делаются выводы о том, как последующий материал (список В) влияет на запоминание предыдущего (список А). В случае ПТ изучается влияние предыдущего материала (список А) на запоминание последующего (список В). Эксперименты подтверждают основную гипотезу о том, что информация – старая или новая – влияет на воспроизведение другой информации, хранящейся в ДП, т.е. интерферирует с ней, затрудняет ее воспроизведение.

И, в заключение, нельзя не упомянуть об одной классической закономерности (“позиционные эффекты”), которая подтверждает структурную теорию памяти. Напомним об одной классической закономерности памяти, которая уже упоминалась в разделе 4. Когда человек заучивает ряд элементов и затем воспроизводит их, не пытаясь соблюдать их порядок, то проявляются так называемые “эффекты края”эффект первичности (“начала”) и недавности (“конца”)т.е. лучше всего воспроизводятся элементы из начала и конца ряда, а остальные, из середины, заметно хуже (рис.12). С точки зрения структурной теории памяти информация из СР быстро передается в КП и либо замещается другой информацией, либо удерживается при помощи повторения. Если объем информации превышает возможности КП (72 элемента), то она начинает выталкиваться новой информацией. Элементы, попавшие в КП последними, воспроизводятся легче всего и это очевидно, но как объяснить эффект первичности? Существует предположение, что элементы, первыми попавшие в КП, хранились дольше, получили больше повторения (которое может быть скрытым, т.е. неосознанным) и за счет этого попали в ДП. Таким образом, эффект начала на позиционной кривой соответствует воспроизведению из ДП, а эффект конца – воспроизведению из КП.

На основании данной закономерности М. и Л. Петерсоны провели эксперимент, в котором после заучивания ряда слов и перед их воспроизведением испытуемым предлагалось вести обратный счет вслух, например вычитать из 120 по три в обратном порядке. Обратный счет (дистрактор) должен был отрицательно повлиять на воспроизведение списка. Однако изменения позиционной кривой проявились только в области эффекта недавности (рис.13). Было сделано предположение, что обратный счет заместил в КП те элементы списка, которые были заучены последними и все еще оставались в КП; данный факт свидетельствует в пользу гипотезы о том, что забывание из КП происходит по типу замещения старой информации на новую.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Подход к исследованию памяти с позиций теории уровней переработки информации.

Подход к исследованию памяти с позиций теории уровней переработки информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *