В связи с чем возникла необходимость изучения экологии человека
В связи с чем возникла необходимость изучения экологии человека
Рис. 1 Подразделения современной экологии и их связи с другими
При этом надо учитывать, что экологию человека отличает от экологии животных ряд особенностей: панойкуменное (всемирное) распространение людей, многообразие условий обитания и жизнедеятельности, высокий полиморфизм, выражающийся в многовариантности адаптаций, наличие искусственных, технологических сре дств пр испособления к среде, т.е. наличие культуры, возможность передачи и унаследования приобретаемых знаний и навыков.
Таким образом, экология человека ( антропоэкология ) на сегодняшний день является вполне самостоятельной научной дисциплиной и занимает устоявшуюся позицию в системе экологических наук.
Экология человека занимает важное место в комплексе наук о человеке, являясь своеобразным связующим звеном между естественно-научными и гуманитарными дисциплинами.
Экология человека – наука комплексная, интегральная. Специалист по экологии человека ( антропоэкологии ) должен обладать знаниями о связях между различными элементами окружающей среды (природа, хозяйство, эколого-гигиеническая и социально-экономическая обстановка) и процессами жизнедеятельности населения; уметь вычленять факторы, которые влияют на качество здоровья населения и его демографическое поведение. Для этого антропоэколог должен быть знаком с теорией, с содержанием и методами многих дисциплин, пограничных с экологией человека, их которых она получает информацию и методы которых использует. Это, прежде всего, биологические науки: общая экология, генетика, антропология, физиология, биохимия, эмбриология.
С общей экологией экология человека тесно связана не только как ее составная часть, но и по общности теоретических подходов и по системной структуре. На экологию человека распространяются большинство системных постулатов и законов общей экологии, принципы эволюционной экологии, основы структуры популяций, популяционной динамики и генетики популяций, закономерности действия биотических и абиотических факторов, экологические механизмы адаптации.
С антропологией, физиологией, биохимией, эмбриологией экологию человека связывает комплекс данных о приспособлении человеческого организма к условиям окружающей среды, т.е. о биологической адаптации человеческих популяций и ее эволюционном значении в истории вида Homo sapiens как в далеком прошлом, так и на современном этапе. Человек является панойкуменным видом, заселившим всю планету Земля. Открыты все острова, исследованы все жаркие и ледяные пустыни, покорены все горные вершины. В результате этой беспрецендентной экспансии возникло множество различных адаптаций и являющихся предметом изучения этих наук.
Экология человека тесно связана с медициной, особенно с ее гигиеническим направлением. Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.
Также весьма тесно экология человека связана с такой гигиенической дисциплиной как социальная гигиена – наукой об общественном здоровье, которая должна не только наблюдать динамику здоровья населения, но и выявлять факторы, определяющие эту динамику, способствовать развитию положительно влияющих на здоровье факторов и устранению отрицательных.
Экология человека получила некоторые методологические положения, методические подходы и технические приемы исследования от эпидемиологии – медицинской науки, изучающей закономерности эпидемического процесса и разрабатывающая методы борьбы с инфекционными болезнями человека. Один из разделов эпидемиологии – эпидемиологическая география, которая изучает особенности эпидемического процесса в различных географических условиях.
Экология человека тесно связано с большинством общественных наук. Наиболее глубокие связи существуют между экологией человека и демографией – наукой о воспроизводстве населения в естественно-исторической обусловленности данного процесса. Такие ключевые для демографии понятия, как рождаемость, смертность, детская смертность, продолжительность жизни, средний возраст, одновременно очень важны и для экологии человека, так как дают представление об уровне здоровья и жизнеспособности населения того или иного региона. Практическим осуществлением идеи о тесном взаимодействии этих двух дисциплин стало создание в системе Российской Академии наук Центра демографии и экологии человека.
Экология любого вида организмов содержит элементы э волюционной истории , но экология человека исторична вдвойне, так как включает экологические аспекты не только биологической эволюции, но и социальной истории людей. Антропогенез, историческая последовательность и смена экологических ниш, история освоения ойкумены, экологическая история расогенеза и этногенеза представляют собой чрезвычайно важные и интересные разделы экологии человека.
Для экологии человека очень важны также научные результаты палеонтологии и археологии, с помощью которых уточняются временные и географические границы экологической ниши человека. Без них невозможно было бы реконструировать современную картину антропогенеза и становления человеческого общества в его связи с окружающей природной обстановкой. Исторические аспекты экологии человека дополняются также со стороны этнографии, так как процессы формирования рас и крупных этносов во многих случаях представляют собой примеры генетической адаптации к совокупности природных условий.
Безусловно, экология человека очень многими зависимостями связана с экономикой. Еще Э. Геккель, вводя в научный обиход название новой науки и понятие «экология», назвал ее суммой знаний, относящихся к экономике природы. В о времена Геккеля выражение «экономика природы» воспринималось как образное иносказание, но сейчас приобрело емкий и конкретный смысл, важный для понимания количественных сторон эколог ии и ее связи и с экологией и с экономикой человека. Сегодня мы знаем, что и в экономике природы, и в экономике человека речь идет в сущ ности об одном и том же: о круговороте и трансформации ценностей – производстве, обмене и использовании веществ и информации. Эти процессы не могут не подчиняться общим законам, имеющим системный количественный характер.
Наконец, экология человека не может обойтись без философского осмысления проблемы взаимодействия человека и окружающего мира. Также как и многие другие науки, философия пытается осмыслить сущность самого понятия «Человек», пробуя выработать при этом собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность «сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы. В отличие от ряда наук философия стремится к постижению целостности человека, прекрасно понимая при этом, что «человеческий индивид – это не просто сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности» (Спиркин, 1988).
Таким образом, учитывая многообразные связи экологии человека с другими науками можно констатировать, что основная ее роль заключается в способности анализировать состояние современной цивилизации и прогнозировать ее развитие в будущем. Именно экология человека может ближе всех других наук подойти к ответу на вопрос: quo vadis – камо грядеши – куда идешь, Человек?
Понятие об экологии человека. Объект, предмет, цели и задачи экологии человека. Становление экологии как науки
Впервые термин экология человека появился в 1921 г. в работе американских исследователей Р. Е. Парка и Э. B. Берджеса, которые использовали его в социологических исследованиях.
Экология человека — это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.
Не утратило актуальности и краткое, но емкое определение экологии человека, данное в первой половине века.
Исследование биосферы, ее временных и пространственных составляющих, влияние на нее антропогенных факторов не может изучаться в отрыве от человека, человеческих популяций, человечества в целом.
Экология человека изучает антропосистемы различного уровня — от глобального до локального и микролокального. Вся планета Земля с ее воздушной оболочкой и ближним космосом может быть единым объектом изучения экологии человека.
Глобальную антропоэкосистему можно рассматривать как антропоэкосферу, представляющую собой многомерное пространство, которое охватывает всю поверхность Земли и состоит из биосферы (в трактовке В. И. Вернадского), с включенными в нее всеми населяющими планету людьми (человеческим обществом), которые, используя природные ресурсы планеты с помощью технических средств, находятся с ней в сложных противоречивых отношениях.
Антропоэкосфера состоит из антропоэкосистем более низкого уровня, вплоть до элементарной, в качестве которой может выступать ограниченное пространство с находящейся в его пределах небольшой группой людей. Но наиболее частым объектом антропоэкологических исследований бывают территориальные комплексы различного масштаба.
В рамках экологии человека выделяются такие разделы, как экология города (урбоэкология), техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология и т. п.
Экологию человека рассматривают как аналог аутэкологии в пределах экологии животных (воздействие на организм и его реакции) и с позиций взаимодействия антропосистемы со средой жизни. Многоаспектно понимание социальной экологии. С точки зрения Н. Ф. Реймерса, разделение этих дисциплин проще всего произвести по дуалистическим качествам самого человека. Когда речь идет об индивиде, репродуктивной группе – это экология человека; когда рассматривается социальный ряд – личность, семья и т. д. — это социальная экология; объединение научных отраслей, изучающих связь личности, семьи и других социальных групп с природой и социальной средой – это есть синэкология человека.
Для объединения экологии человека и социальной экологии может служить термин «социально-экономическая экология человека», или «антропоэкология». Глобальная экология человека исследует взаимосвязь «природа — человеческое общество» в планетарном масштабе. К социальной экологии тесно примыкает экология культуры. Она исследует влияние начеловека культурной среды обитания, в которую включают материально-духовную среду жизни (от культурных ландшафтов и архитектуры до литературы). В последнее время возникло понятие «экология духа», включающее среду морали, воззрений, духовности человека. Здесь смыкается цикл естественно-научных и гуманитарных знаний на философском уровне.
Экологию человека на всех стадиях исторического развития интересует следующее:
— численность отдельных общностей людей и всего человечества;
— возрастная и половая структура общностей;
— уровень здоровья людей, который может быть выражен через среднюю продолжительность жизни, наиболее характерные болезни и распространенные причины смерти;
— специфика питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы ее приготовления;
— тип трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые в хозяйстве и быту;
— культурные и гигиенические навыки.
Анализ указанных выше характеристик позволяет получить знание некоторых важных величин, которые в количественной форме отражают взаимодействие человека со средой его обитания.
Среди многочисленных показателей, отражающих социально-экономическое состояние страны или региона, важная роль принадлежит показателям качества здоровья населения. Общественное здоровье формируется и поддерживается всей совокупностью условий повседневной жизни. Условия, обстоятельства, конкретные причины, более других ответственные за возникновение и развитие болезней, получили название «факторов риска».
На формирование популяционного здоровья влияют следующие факторы и их группы:
1) природные условия (климат, поверхностные и подземные воды, геологическое строение территории, почвенный покров, растительность и животный мир);
2) образ жизни и социально-экономические условия;
3) загрязнение и деградация окружающей среды;
4) производственные условия. Доля тех или иных факторов риска в формировании уровня здоровья представлена в табл.
Наука, техника, архитектура, транспортные средства, санитарная инфраструктура способствовали созданию «брони цивилизации», которая должна защитить человека от негативных воздействий природных условий. В наибольшей степени «броня цивилизации» развита в современных больших городах, но там наряду с «броней» широко распространены так называемые «болезни цивилизации» (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, диабет, бронхиальная астма, болезни обмена веществ, неврозы, психические расстройства и др.), которые связаны с гиподинамией, перееданием, эмоциональными стрессами, шумом и пр.
Здоровье населения в значительной мере зависит от техногенных факторов.
В числе отрицательных последствий их воздействия на население:
— снижение работоспособности и социальной активности условно здоровых людей;
— появление генетических нарушений, приводящих к возникновению наследственных болезней (генотоксический эффект) и угрожающих не только ныне живущему, но и будущим поколениям;
— возникновение онкологических заболеваний (их число во всем мире постоянно нарастает);
— ухудшение здоровья детей, живущих в загрязненных районах;
— увеличение числа острых и хронических заболеваний у трудоспособного населения и повышение в этой связи числа случаев невыхода на работу по болезни;
— сокращение продолжительности жизни людей на территориях с высоким уровнем загрязнения среды обитания.
Среди факторов риска – выбросы промышленности и автотранспорта в атмосферный воздух, технические стоки в поверхностные и подземные воды, бытовые и производственные свалки, ядовитый дым и ядовитые стоки которых также поступают в среду обитания человека. Здоровье людей, занятых в сельском хозяйстве, зависит от факторов риска, связанных с природными условиями места жительства и видом деятельности.
Экология человека. Курс лекций
Рассматриваются вопросы взаимодействия организма человека с окружающей средой и методы его адаптации в современных природных и социальных условиях. Для студентов биологических и экологических специальностей и преподавателями вузов с целью подготовки к лекционным, семинарским и практическим занятиям, а также как материал для самостоятельной работы при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Настоящий курс лекций составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ООП ВПО направления подготовки 022000 – Экология и природопользование (квалификация (степень) бакалавр).
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология человека. Курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ТЕМА: Предмет экологии человека. Цель, задачи и содержание дисциплины. Место в системе наук
1. Понятие экологии человека.
2. Предмет и объекты экологии человека.
3. Структура экологии человека.
4. Связь экологии человека с другими науками.
5. Методы, применяемые в экологии человека
1. Понятие экологии человека
Биосфера — это единственная система, обеспечивающая устойчивость среды обитания земных живых организмов, и в том числе человека, при любых возникающих возмущениях. Нет никаких оснований надеяться на возможность построения искусственных сообществ, обеспечивающих стабилизацию окружающей среды в той степени, что и естественные сообщества. Из этого следует, что биосфера является естественным и пока единственным местом обитания человечества в современном и прогнозируемом на ближайшее будущее состоянии человеческого сообщества.
Человек воздействует на естественную среду своего обитания не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. В силу этого человеческая деятельность оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека. За всю историю цивилизации было вырублено ⅔ лесов, уничтожено в результате человеческой деятельности более 200 видов животных, растений, на 10 миллиардов тонн уменьшились запасы кислорода, деградировано около 200 млн. га земель в результате неправильного, нерационального ведения сельского хозяйства. Двадцатый век как век научно-технического прогресса существенно усилил экономическое давление человека на природную среду. Ежедневно в результате нерациональной деятельности человека 44 гектара земель обращаются в пустыни, в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов, ежедневно исчезают по одному виду животных и растений, ежегодно умирают от голода свыше 40 тыс. детей. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах. Это — загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.
Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества, обеспокоенного состоянием среды своего обитания и качеством своего здоровья. При этом возникла необходимость исследовать внешнюю (окружающую среду), внутреннюю (организм человека и его здоровье) и специфику процессов жизнедеятельности населения.
Экология человека — это наука, изучающая закономерности взаимодействия человеческих общностей с окружающей их постоянно усложняющейся средой обитания, природными, социальными, производственными, эколого-гигиеническими факторами, включая культуру, обычаи, религию, с целью выяснить направленность и последствия эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а так же причины их возникновения.
Цель экологии человека — обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях и оценить их последствия для жизнедеятельности людей.
Практическая задача экологии человека — создание экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.
2. Предмет и объекты экологии человека
Объект экологии человека — сам человек и его окружение. Предметом экологии человека является антропоэкосистема — пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих проявлениях, обладающее сходством природных, социально-экономических, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и другое. Каждая антропоэкосистема характеризуется определенной внутренней однородностью (гомогенностью) и отличается заметной разнородностью (гетерогенностью) с соседними. Примером соседних анропоэкосистем является город и окружающая его сельская местность.
Экология человека изучает антропосистемы различного уровня — от глобального, до локального и даже микролокального. Вся планета Земля с ее воздушной оболочкой и ближним космосом может быть единым объектом изучения экологии человека.
Холистический подход предполагает рассмотрение таких вопросов экологии человека, как:
— численность отдельных общностей людей и всего человечества;
— возрастная и половая структура общностей;
— уровень здоровья людей, который может быть выражен через среднюю продолжительность жизни, наиболее характерные болезни и распространенные причины смерти;
— специфика питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы ее приготовления;
— тип трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые в хозяйстве и быту;
— культурные и гигиенические навыки;
— социально-экономическое благополучие и человеческое развитие;
— анализ состояния окружающей среды;
— управление сферой услуг и проблемы потребительского характера;
Эти же проблемы входят в круг задач, решаемых экологией человека.
3. Структура экологии человека
Экология человека, как наука имеет свою структуру, которая органично вписывается в общую структуру экологии, рис. 1.
Рисунок 1. — Место экологии человека в структуре экологии В рамках экологии человека выделяются такие разделы, как экология города, техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология и т. п.
4. Связь экологии человека с другими науками
Теоретически и практически экология человека использует методы и информацию многих наук, с которыми она взаимодействует.
Изучение взаимодействия человека и внешней среды невозможно без использования информации и методов ряда наук о Земле. В работах по экологии человека постоянно обсуждаются вопросы причинной связи процессов жизнедеятельности населения с климатом, природными водами, почвенным покровом, растительностью, опасными природными явлениями, биогеохимической ситуацией.
Экология человека самым тесным образом связана с биологией. Специалисты по экологии человека используют информацию из работ по популяционной генетике, экологической генетике, наследственным болезням и аномалиям у человека, экологической физиологии, иммунодефицитным состояниям, аллергологии, экологической токсикологии, наркологической токсикологии, радиоэкологии, биокибернетике.
Экология человека прочно связана и с медициной, особенно с ее гигиеническим направлением. Антропоэкологи широко используют материалы следующих разделов медицины: история медицины и здравоохранения, биологические основы медицины, клиническая медицина, эпидемиология инфекционных и неинфекционных болезней, общая гигиена, социальная гигиена, коммунальная гигиена и гигиена окружающей среды, гигиена питания, радиационная гигиена.
Экология человека заимствовала некоторые методологические положения, методические подходы и технические приемы исследования от эпидемиологии заразных болезней — науки, изучающей закономерности эпидемического процесса и разрабатывающей методы борьбы с инфекционными болезнями человека. Эпидемиология неинфекционных болезней трактуется как метод изучения закономерностей распространения неинфекционных болезней среди населения, основанный на применении статистических показателей.
Экология человека тесно связана с большинством общественных наук. Наиболее глубокие связи существуют между экологией человека и демографией, так как обе эти дисциплины изучают население в сходных аспектах.
Тесная взаимосвязь прослеживается между антропоэкологией и социологией, которая изучает взаимосвязь разных общественных явлений и закономерности социального поведения людей.
Логические связи экологии человека с экономическими науками достаточно наглядно прослеживаются в любом антропоэкологическом исследовании. Экология человека наиболее тесно связана с тематикой следующих направлений экономической науки: мировые природные ресурсы, мировое продовольственное положение, международное общественное разделение труда, размещение производительных сил, экономическое районирование, урбанизация и экономика городов, экономика здравоохранения, экономика охраны окружающей среды, рекреационная экономика.
Рассматривая связи между антропоэкологией и другими научными направлениями, целесообразно остановиться на такой важной дисциплине, как районная планировка и градостроительство. С интересами экологии человека совпадают следующие разделы исследований: теоретические и научные основы районной планировки и градостроительства, планировка и застройка районов и больших территорий, планировка и застройка городов и населенных мест, города и городские агломерации.
В исследованиях по экологии человека используется исторический метод, а также информация из работ археологов, этнографов и специалистов по этнической антропологии.
Логика антропоэкологических исследований указывает на необходимость тесного взаимодействия экологии человека и психологии.
5. Методы, применяемые в экологии человека
Системный подход пронизывает большинство антропоэкологических исследований, так как сам человек и определенная исследуемая общность являются частью системы в силу всеобщей связи элементов живой природы.
Методы регистрации и оценки состояния среды являются необходимой частью любого экологического исследования. К ним относятся метеорологические наблюдения; измерения температуры, прозрачности, солености и химического состава воды; определение характеристик почвенной среды, измерение освещенности, радиационного фона, напряженности физических полей, определение химической и бактериальной загрязненности среды и т. п. К этой же группе методов следует отнести мониторинг — периодическое или непрерывное слежение за состоянием экологических объектов и за качеством среды.
Большое практическое значение имеет регистрация состава и количества вредных примесей в воде, воздухе, почве, растениях в зонах антропогенного загрязнения, а также исследования переноса загрязнителей в разных средах. В настоящее время техника экологического мониторинга быстро развивается, используя новейшие методы физико-химического экспресс-анализа, дистанционного зондирования, телеметрии, компьютерной обработки данных.
Важным средством экологического мониторинга, позволяющим получать интегральную оценку качества среды, являются биоиндикация и иотестирование — использование для контроля состояния среды некоторых организмов, особо чувствительных к изменениям среды и к появлению в ней вредных примесей.
Исследования влияния факторов среды на жизнедеятельность человека включают в себя клинические методы — в процессе медицинских осмотров позволяют выявить в организме изменения в ответ на действие факторов окружающей среды, лабораторный эксперимент — искусственно воспроизводят различные условия и изучают сдвиги в реакциях организма. Для этого используют животных или людей добровольцев.
Методы статистической обработки данных позволяют получить представление о положительных или отрицательных сдвигах в здоровье населения под влиянием окружающей среды.
В соответствии с целью исследования применяют методы, используемые в гуманитарных науках (социальных науках, демографии, психологии и др.) и/или естественных науках (физиологии, психофизиологии, биохимиии и т. д.).
Становление и развитие антропоэкологических идей сопровождалось переработкой и совершенствованием методов исследования, которые экология человека получила от таких дисциплин, как физическая и социальная география, демография, социология, биология, медицина. Большое место отводится оценке природных, социально-бытовых, экономических, политических, эколого-гигиенических и иных факторов, составлению кадастров, содержащих их перечень, которые влияющих на жизнедеятельность населения.
Для решения научных и прикладных задач по экологии человека исследования проводятся на различных пространственных уровнях, которые можно разделить на три основных — локальный, региональный и глобальный. Каждому из них соответствует своя специфика исследования и свойственная только данному уровню широта и глубина вскрываемых процессов. Для каждого уровня характерен свой картографический масштаб, как используемых картографических источников, так и картографического оформления окончательных результатов исследования.
Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов и техники сбора информации, которые сложились в науках, послуживших базой формирования экологии человека.
Среди этих методов — оценивание, моделирование, картографирование, районирование и прогнозирование.
Оценивание среды обитания населения — это сопоставление неизвестного с известным. В антропоэкологии оценка всегда осуществляется для человеческих общностей. Но в разных ситуациях важно выяснить — для какой общности людей проводить оценку. Субъектами оценки могут быть: постоянное население, временное население (люди, работающие в вахтовом или экспедиционном режиме, группы людей, эпизодически посещающие территорию — туристы, изыскатели и т. д.).
Сложность интегрального оценивания антропоэкологической ситуации состоит в том, что почти отсутствуют компоненты природы и общественной жизни, которые воздействовали бы на жизнедеятельность населения и уровень его здоровья изолированно, обособленно. Последствия подобного воздействия могут зависеть от всей совокупности условий. Изменение даже одного, на первый взгляд незначительного, элемента может привести к совершенно иным (против ожидаемых) результатам.
Антропоэкологическое таксонирование (районирование). Для антропо-экологического изучения территории, анализа проблемных ситуаций, возникающих при воздействии факторов риска на население, и последующего упорядочивания полученной информации служит таксонирование, т. е. деление территории на более мелкие таксоны (на типологические или региональные пространственные системы). Антропоэкологическое таксонирование может способствовать решению многих актуальных научных и прикладных проблем в области повышения уровня общественного здоровья, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, осуществления социально ориентированной экономической политики, градостроительного проектирования и т. д.
Моделирование. В экологии человека широко используются методы моделирования, или построения различных моделей, имитирующих антропо-экологические процессы или явления.
Дистанционная информация в работах по экологии человека. При решении антропоэкологических проблем весьма продуктивно могут быть использованы дистанционные методы и приемы исследования (аэрофотосъемка, космофотосъемка, непосредственные визуальные наблюдения из космоса). Эти методы успешно используются в геологии, геодезии, географии, океанологии, метеорологии и т. д. С помощью дистанционной информации (в сочетании с наземными исследованиями) могут быть изучены природа, хозяйство, структура территориальной организации общества, природные очаги ряда опасных заболеваний, нарушения среды обитания человека и, что очень важно, динамические тенденции в развитии этих явлений и процессов.
1. В связи с чем возникла необходимость изучения экологии человека?
2. Сформулируйте определение экологии человека.
3. В чем состоит цель и каковы задачи экологии человека? Практическая значимость изучаемой дисциплины.
4. Что является объектом и предметом экологии человека?
5. Расскажите о связи экологии человека с другими науками.
6. Перечислите и опишите основные методы, используемые при проведении исследований по экологии человека.