В связи с чем появилась потребность в выработке научных теорий налогообложения

История развития научных представлений о налогах и налогообложении

Налоги – сложная и многофункциональная стоимостная экономическая категория, прошедшая длительный исторический путь становления как на практике, так и в теории. Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли вместе с государством. К. Маркс сумел очень точно выразить генетическую связь налогов с государством: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства». В свое время Пьер Жозеф Прудон (французский общественный деятель, основоположник анархизма) заметил, что «в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве». Следовательно, с одной стороны, государство не может существовать без взимания налогов; с другой, налоги – это органическая часть государства. Там, где есть государство, имеются и налоги, а их сущность обусловлена назначением и функциями первого.

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог – одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни. Поскольку реальный процесс налогообложения осуществляется государством, то и исследования природы налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве.

По мере своего развития учение о государстве открывало новые возможности для выяснения природы налога. Таким образом, трудности исследования налога заключались в том, что две науки – экономическая и правовая – занимались налогом каждая, не считая его «своим» предметом исследования. Выделение финансовой науки в самостоятельную отрасль знания позволило ей в последней четверти XIX – в начале XX в., используя идеи неоклассической школы и учение о правовом государстве, обосновать необходимость взимания налогов, сформулировать определение налога – одним словом, выяснить экономическую природу налога.

Учитывая вышеизложенное, проанализируем эволюцию представлений о природе налога под влиянием развития учения о государстве и на основании анализа исследований по данному вопросу работ А. Смита, Д. Рикардо, Н. Н. Тургенева, а также работ В. М. Пушкаревой, Д. Г. Черника, Т. Ф. Юткиной, А. В. Брызгалина, М. В. Романовского и др., в которых можно найти сведения о генезисе категории «налог».

По мнению В. М. Пушкаревой, в развитии взглядов на роль государства можно выделить два направления, которые четко прослеживаются.

Первое направление – тезис А. Смита о непроизводительном характере государственных услуг, который не только отделял финансовое хозяйство государства от народного (совокупность и взаимодействие частных), но и противопоставлял их. Налог в этой концепции не связан с удовлетворением экономических потребностей общества, так как обслуживает непроизводительные расходы государства.

Второе направление связано с выработкой взглядов на хозяйственную деятельность государства как составную часть народнохозяйственной, как потребность экономического и социального развития, как его фактор. Во взглядах на налог происходит поворот к пониманию его как осознанной необходимости.

В истории развития научных представлений о налогообложении существовали общие и частные теории налогов. Среди общих теорий выделяют: теорию обмена, атомистическую теорию, теорию наслаждения, теорию налога как страховой премии, классическую теорию, кейнсианскую, монетаристскую, теорию экономики предложения. К частным теориям относят: теорию соотношения прямого и косвенного налогообложения; теорию единого налога; теорию пропорционального и прогрессивного налогообложения; теорию переложения налогов.

Общие теории налогов

Практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила общественное мнение относительно справедливости взимания налогов. Правительства столкнулись с непринятием налогов населением, уклонением от их уплаты. Поэтому финансовая наука, отвечая нуждам государства, взялась за теоретическое обоснование налогов.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Теоретические разработки каждой эпохи, как правило, являлись отражением существующих отношений.

Рожденная в Средние века теория обмена заключалась в том, что через налог граждане приобретали услуги государства по охране правопорядка, нападений извне и пр., т. е. предполагала возмездный характер отношений между государством и подданными. За пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита. Известный философ Фома Аквинский (1226–1274) определил налоги как «дозволенную форму грабежа».

Однако интенсивное развитие науки происходило много позже, в Европе в середине XVIII в., и было вызвано потребностями формирующегося буржуазного общества и становлением административного государства.

Родоначальником классической теории налогов принято считать шотландского экономиста и философа Адама Смита, который в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) раскрыл понятие налога, определил его место в хозяйственной жизни и сформулировал основные принципы взимания. По утверждению А. Смита, налог – это бремя, накладываемое государством в форме закона, регулирующего размер и порядок уплаты. Классической теорией налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, призванных покрывать затраты на содержание правительства. Правительство должно обеспечивать охрану права собственности и развитие рыночной экономики за счет средств, полученных от сбора налогов. Финансирование же иных расходов (строительство дорог, содержание судебных учреждений и т. д.) должно осуществляться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами. «При этом считалось, что поскольку налоги носят безвозмездный характер, то пошлины и сборы не должны рассматриваться в качестве налогов».

А. Смит опроверг точку зрения Ф. Аквинского, сказав, что налоги – это признак свободы, а не рабства. А. Смитом были разработаны основные принципы налогообложения, которые актуальны и в настоящее время.

Принципы А. Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих и которые стали аксиомами налоговой политики.

Д. Рикардо, являясь разработчиком той же классической теории, высказал следующую точку зрения: «Нет таких налогов, которые не тормозили бы накопление, т. к. нет ни одного налога, который не мешал бы производству». Важнейшие положения и принципы налогообложения, разработанные буржуазной наукой под названием «Общая теория налогов», получили законодательное и конституционное закрепление во многих странах Западной Европы.

Чуть раньше, в эпоху Просвещения (ХVII–ХVIII вв.), во Франции возникла атомистическая теория. Ее основоположниками были Шарль Луи Монтескье (1748) и Себастьян Ле Петр де Вобан (1707). Также эту школу поддерживали Томас Гоббс, Вольтер и Оноре Мирабо. Налог в свете данной теории рассматривается как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности и другие услуги. «Хотя эта сделка далеко не всегда является добровольной и еще реже справедливой, но все же это обмен выгодный, ибо самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы каждый из них защищал себя самостоятельно и независимо от других». Налог считался результатом договора между гражданами и государством, согласно которому подданные оплачивали услуги последнего. Никто не может отказаться от уплаты налогов, равно как и от пользования услугами государства – подчеркивали разработчики теории. Вольтер отмечал, что уплачивать налог означает отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное.

Американская школа в лице Э. Селигмена и Р. Струма в своем определении налога указывает на отсутствие выгоды плательщика при его уплате: «Налог есть принудительный сбор, взимаемый государством с отдельного лица для покрытия расходов, вызванных общегосударственными нуждами, без всякого отношения к специальной выгоде плательщика».

В первой половине XIX в. возникли следующие теории:

1) теория наслаждения, родоначальником которой считается Жан Симонд де Сисмонди, признающая налоги в качестве цены, уплачиваемой гражданами за получаемые наслаждения от общества в виде общественного порядка. Налог есть жертва, но в то же время и благо, если услуги государства приносят нам больше наслаждений, чем отнимает у нас жертва, ценой которой мы их получаем, – утверждал основоположник теории;

3) кейнсианская теория, названная по имени основоположника Дж. Кейнса, возникла в первой половине XX в. В этой теории делается упор на то, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики.

Теория строится на общей теории занятости, процента и денег. Экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Поскольку полную занятость обеспечить невозможно, сбережения превращаются в пассивный источник доходов, сдерживающий развитие производства. Для обеспечения перемещения средств из сбережений в производство необходимо изымать эти средства с помощью налогов, которые являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития;

4) монетаристская теория, разработанная на основе количественной теории денег в 50-е гг. XX в. М. Фридманом. Регулирование экономики осуществляется через денежное обращение, влияние на которое оказывается посредством определенных механизмов. В качестве одного из них Фридман выделял налоги. С помощью налогов производится изъятие излишнего количества денег.

Немецкий экономист А. Вагнер тоже внес свой вклад в теорию налогообложения, сформулировав девять основных правил (принципов) налогообложения (табл. 1 на с. 32). Практическое значение принципов, определенных А. Вагнером, подчеркнуто русским и советским экономистом Г. И. Болдыревым: «Со времен А. Смита финансовая наука, как и финансовая практика, сильно продвинулась вперед. Согласно современным воззрениям, правильно построенная налоговая система должна отвечать требованиям, сформулированным известным немецким экономистом Адольфом Вагнером».

Выше было рассмотрено несколько точек зрения зарубежных экономистов на сущность налогов. В России теорией налогообложения в ХVIII в. занимались многие ученые, в том числе Н. Тургенев. Он как бы подтверждает несколько из вышеприведенных принципов: «Налоги должны быть распределены между всеми гражданами в одинаковой соразмерности, пожертвования каждого на общую пользу должны соответствовать его доходу».

Существует еще один вопрос, не менее важный, касающийся ставок налогообложения. К. Каутский отмечал: «Известно, что чем выше налог, тем сильнее у плательщиков искушение уклониться от платежа его посредством всяких обходов закона».

Решение вопроса о размере налогообложения было найдено американскими экспертами во главе с профессором А. Лаффером в середине 70-х гг. XX в. Теория получила название теории экономики предложения. Практика налогообложения в большинстве развитых стран показывает, что существует два ведущих вида налогов:

А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от налоговых ставок при подоходном налогообложении. В своей теории американские эксперты доказывают, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями. Это наглядно изображено на рис. 1.

В связи с чем появилась потребность в выработке научных теорий налогообложения. Смотреть фото В связи с чем появилась потребность в выработке научных теорий налогообложения. Смотреть картинку В связи с чем появилась потребность в выработке научных теорий налогообложения. Картинка про В связи с чем появилась потребность в выработке научных теорий налогообложения. Фото В связи с чем появилась потребность в выработке научных теорий налогообложения

Согласно кривой Лаффера до точки А большее значение налоговой ставки будет обеспечивать большую величину налоговых поступлений. Однако дальнейшее ее увеличение приведет к снижению стимулов производства, в результате чего величина национального дохода, облагаемого налогом, сократится до такого уровня, когда величина налоговых поступлений снизится.

На практике весьма трудно ответить на вопрос, при какой фактической ставке налога начнется снижение налоговых поступлений. Необходимо также учитывать такие факторы, как национальный, психологический, политический, культурный, присущие каждой отдельной финансовой системе, а также уровень развития экономической системы.

Частные теории налогов

Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения

Данная теория обсуждалась такими учеными, как Джон Локк, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Жан Жак Руссо, Жан Батист Сей, П. Леруа-Болье. Классификация налогов предусматривает их разделение на прогрессивные и пропорциональные. Пропорциональное налогообложение всегда поддерживалось имущими классами и обосновывалось принципами равенства и справедливости. В соответствии с прогрессивным налогообложением налоговые ставки должны увеличиваться по мере роста дохода налогоплательщика. Сторонниками прогрессивного налогообложения выступали идеалисты социалистического переустройства общества.

Идея пропорционального налогообложения твердо упрочилась в науке со времен А. Смита, который отмечал, что подданные каждого государства должны содействовать поддержанию правительства пропорционально своему доходу, которым каждый из них пользуется под защитой государства.

Р. Струм выдвигает следующий принцип налоговой политики: «У кого нет ничего – с тех ничего, у кого мало – с того брать мало, у кого много – с того следует и брать много». Ж. Б. Сэй, доказав числовыми примерами, что пропорциональное обложение не ведет к уравнительности, утверждал, что справедлив только прогрессивный налог.

В объяснение справедливости прогрессивного налогообложения приведем сформулированный известным немецким статистиком Э. Энгелем (1821–1896) экономический закон, который содержит следующие основные принципы:

Итак, у богатых остатки значительно больше, а у бедных ничего не остается на удовлетворение культурных потребностей, не говоря о неполном удовлетворении элементарных потребностей. На основании закона Энгеля можно сделать вывод, что где больше издержки, там и следует брать.

Но не все ученые были сторонниками прогрессивного налогообложения, имелись и его противники. Французская финансовая школа в лице П. Леруа-Болье не столько отстаивала идеи пропорционального налогообложения, сколько критиковала прогрессивный принцип. Этим ученым был сделан основной акцент на следующих негативных моментах:

Теория соотношения прямых и косвенных налогов

В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого и косвенного налогообложения зависело от политического развития общества.

Первая позиция – косвенные налоги являются вредными, поскольку они ухудшают положение народа.

Вторая позиция, появившаяся в конце Средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного налогообложения.

В конце XIX в. все споры привели к правильности поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением. И. Х. Озеров в своей работе утверждает, что «…прямые налоги, являясь оценочными, дают доход по общему правилу, более верный и определенный, чем косвенные».

С другой стороны, без косвенных налогов на современном этапе развития не обходится ни одна страна. Конечно, желательнее преобладание прямых налогов, но полностью отказаться от косвенных налогов невозможно, поэтому необходимо выбрать разумное соотношение между ними.

Теория единого налога

Данная теория возникла в Англии в XVIII в. Она в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые. Различные сторонники этой теории представляли единый налог в качестве панацеи от всех бед. Утверждалось, что после установления данного налога бедность будет ликвидирована, повысится заработная плата, перепроизводство станет невозможным, во всех отраслях промышленности произойдет рост производства и реализуются прочие позитивные моменты.

Источник

Теория и история налогообложения.

Теория и история налогообложения.

Сущность и функции налогов

Необходимость налогов и предпосылки их возникновения

Появление налогов связывают с возникновением государства. Потребность в сборе налогов возникла с появлением в структуре общества особого органа, который не участвовал в материальном производстве, в функции которого входила функция защиты интересов самого общества (А1.с5).

Выделение в структуре общества такого особого органа, явилось объективной необходимостью. В связи с тем, что этот орган не занимался материальным производством, и, следовательно, не имел источника для собственного содержания, то общество, в интересах которого он и был создан, должно было найти средства и источники для его содержания.

В различные времена эти источники зависели от деятельности самого общества, от исторических процессов, происходящих в нем. В мирное время этот особый орган содержался за счет остального общества путем эксплуатации неимущей части населения и изъятия части материальных ресурсов, присваиваемых имущей частью населения в виде налогов, для эффективной деятельности этого органа – государства. В периоды военных действий и по их завершению основным источником становилось награбленное имущество побежденного народа. Кроме того, сам народ превращался в рабов, эксплуатация которых обеспечивала победителям большие доходы.

В качестве основных предпосылок возникновения налогообложения выделяют две основных :

во-первых, под влиянием развития частной собственности происходит расслоение общества на собственников и неимущих;

во-вторых, централизация власти, продиктованная желанием собственников сохранить накопленное богатство и усилить власть над неимущей частью населения.

Функции налогов

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Известные различные подходы к определению функций налогов, в частности выделяют следующие функции налогов:

Фискальная функция рассматривается как проведение изъятия средств налогоплательщиков в централизованные фонды государства. Именно через фискальную функцию налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения государством своих функций.

Социальная (распределительная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим. Для российской действительности характерна высокая степень денежного дохода, что пагубно для экономики, поскольку ведет к сокращению совокупного спроса. Применение механизма прогрессивного налогообложения, состоящего в возрастании налоговых ставок по мере роста доходов плательщика, а также акцизов, устанавливаемых на отдельные виды товаров, позволяет ослабить дифференциацию населения по доходам, обеспечивая в конечном счете гарантию социальной стабильности общества.

Регулирующая функция налогов направлена на достижение определенных целей налоговой политики с помощью налогового механизма. В налоговом регулировании выделяют три подфункции:

— подфункцию воспроизводственного назначения.

Стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов. Ее реализации осуществляется путем предоставления разнообразных льгот по налогам, которые уменьшают объект обложения, освобождают от уплаты отдельные категории плательщиков, понижают налоговые ставки, изменяют сроки уплаты и т.д.

Дестимулирующая подфункция направлена на ограничение развития определенных социально-экономических процессов, путем сознательного увеличения налогового бремени, например, установление повышенных ставок налогов в сферах деятельности, развитие которых является нежелательным, а так же особых видов таможенных пошлин, направленных на защиту отечественных производителей.

Подфункция воспроизводственного назначения реализуется через платежи за пользование природными ресурсами, которые имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

В связи с чем появилась потребность в выработке научных теорий налогообложения. Смотреть фото В связи с чем появилась потребность в выработке научных теорий налогообложения. Смотреть картинку В связи с чем появилась потребность в выработке научных теорий налогообложения. Картинка про В связи с чем появилась потребность в выработке научных теорий налогообложения. Фото В связи с чем появилась потребность в выработке научных теорий налогообложения

Контрольная функция налогообложения означает, что

государство с помощью налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль над источниками доходов и направлениями расходования средств. Благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Поощрительная функция налогообложения предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом (участники войн, Герои СССР и России и др.). Эта функция налогов имеет четкую социальную направленность.

Функции налогов взаимосвязаны, то есть рост налоговых поступлений за счет

эффективной реализации фискальной функции создает условия для осуществления их стимулирующей подфункции.

Под налоговой теорией понимают систему научных знаний и представлений о сущности и назначении налогов, их роли в финансовой деятельности государства, месте в системе экономических отношений и влиянии на социально-политическую жизнь общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения.

Налоговые теории могут касаться различных аспектов налогообложения. Обобщающие исследования о сущности налогов и их природе принято относить к общим теориям налогов. Помимо таких обобщенных разработок (общие теории налогов), существуют исследования по отдельным вопросам налогообложения, которые принято относить к частным теориям налогов.

Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом. К общим теориям относят следующие теории:

теория налога как страховой премии

теория коллективных потребностей

теория экономики предложения.

Теория обмена, появившаяся в средние века, являлась одной из первых общих теорий, и была основана на возмездном характере налогообложения. Суть теории в том, что через налоги граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. Однако эта теория применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупались военная и юридическая защита, так как будто между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений. В соответствии с этой теорией налоговые отношения являются некоторой разновидностью товарно-денежных отношений, где за плату в виде налогов общество получает товар в виде комплекса государственных услуг.

Атомистическая теория налогов характерна для эпохи просвещения (Шарль Луи Монтескье, Вольтер, О.Мирабо, Томас Гоббс) и является разновидностью теории обмена. Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги, Никто не может отказаться от налогов так же, как от пользования услугами, предоставляемыми государством. Вместе с тем, в конечном счете, этот обмен взаимовыгоден, поскольку самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем, если бы каждый из них защищал себя самостоятельно, т.е. налог выступал ценой общества за выгоды и мир граждан.

Теория наслаждения была разработана в первой половине 19 века известным экономистом Жан Симонд де Сисмонди. Сформулированная в работе «Новые начала политэкономии» 1819г. теория налога представлена как теория наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от государства наслаждения в виде общественного порядка, правосудия, обеспечения защиты личности и сохранности собственности. Наслаждение доставляют также общественные работы, благодаря которым, можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение у детей и религиозные чувства у взрослых доставляет наслаждение. Положительным моментом в теории налога как «наслаждений» является придание налогу статуса цены, более соответствующей эквивалентным отношениям обмена как состояния рыночного равновесия величины налогов и полученных от государства благ(выгод).

Теория налога как страховой премии была развита во второй половине 19века Адольфом Тьером(1797-1877). В соответствии с этой теорией налог – это страховой платеж, вносимый гражданами в качестве платы за страхование, осуществляемого государством от таких страховых рисков как война, нарушение общественного порядка, преступления и т.д. В отличие от обычного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму страхового возмещения, а чтобы профинансировать затраты государства по обеспечению обороны страны от внешней угрозы, охране внутреннего правопорядка и т.д. В несколько иной трактовке эта теория обозначает, что налогоплательщик выступает как член общества взаимного страхования и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.

Критикуя эту теорию, Соболев писал, что нет никакого сходства между налогом и страхованием. Если бы действительно страховал себя, то получил возмещение от грабежа, воровства, телесного повреждения.

Согласно этой теории, которая в основном посвящена технике налогового дела, а в более общем смысле – теории рыночной экономике, эта экономика функционирует в саморегулируемщемся режиме. Налогам отводится единственная функция – быть источником доходов государства. При этом самому государству отводится роль «ночного сторожа», где оно призвано поддерживать общий порядок в стране и не вмешиваться в экономические и социальные области. Следовательно, налог должен быть сконструирован так, что бы давая государству доходы, не влиять на экономику и социальную сферу. Отсюда и название – теория налогового нейтралитета.

Согласно теории жертвы появившейся в 18 веке, представителями которой являлись Н.Канар, Д.Милль, налог рассматривался как жертва, приносимая индивидуумом в интересах государства. Сторонники этой теории обычно отказывались признавать получение гражданами каких бы то ни было выгод от государства в порядке заключения между ними договора.

Полезной в этой теории была разработка принципа равенства жертв, что было связано со справедливым распределением налогового бремени.

Характерно, что данная теория рассматривала налог в качестве принудительного платежа. Это правильно отображало сущность налогообложения, особенно тогда, когда господствовала точка зрения на налог как добровольный взнос. В то же время признак принудительности выражает противоречие с самим понятием «пожертвование», которое выражает добровольность платежа- обязательных пожертвований быть не может, обязательный платеж – это уже не пожертвование.

Теория удовлетворения коллективных потребностей была разработана в конце 19- начале 20 веков в условиях изменившейся роли государства и признания принудительной, законодательно-правовой формы налоговых отношений. Сущность этой теории состоит во взгляде на государство как субъект, признанный способствовать реализации общих

Кейнсианская теория возникла в первой половине 20 века как ответная реакция науки на Великую депрессию 20века. Джон Кейнс (1883-1946) сформулировал теорию государственного регулирования экономики, в которой государственным расходам и налогам была отведена основная роль. Смыслом теории является то положение, что в современных условиях внутренние возможности экономики по саморегулированию очень ограничены. Обострение проблемы реализации товаров, рост безработицы, нарастание избытка капитала происходит вследствие колебаний в «эффективном спросе» населения. Недостаток потребительского спроса вызывается действием «основного психологического закона», в соответствии с которым, люди склонны к сбережениям. Это ведет к падению спроса на производимые товары, что в свою очередь ведет к сокращению их производства. Для ликвидации этих негативных последствий государство должно активно регулировать экономические процессы в первую очередь посредством увеличения или уменьшения ставок налогов и предоставления налоговых льгот, что приведет к возрастанию платежеспособного спроса населения и устранению тем самым дисбаланса между этим спросом и объемом производства.

Теория монетаризма, основы которой были разработаны в 20 веке а. Фридменом, исходит из необходимости сокращения вмешательства государства в дела экономики, которой присуще внутреннее автоматическое саморегулирование, обусловленное действием рыночных механизмов конкуренции и стихийного ценообразования. Налоговая составляющая теории, ориентирует государство на сокращение налогов с производителей с целью увеличения их инвестиционных возможностей, перенос налогового бремени на потребителей посредством увеличения доли косвенных налогов, изъятие лишних денег из обращения посредством налогов и займов, экономию бюджетных средств, в т.ч. сокращением социальных программ, достижение бездефицитности бюджета, обеспечение стабильности денежной системы.

Теория монетаризма применяется в модели рыночной экономики, которая именуется «либеральная модель».

Согласно теории экономики предложения (А. Лаффер, М. Бернс), высокий уровень налогообложения отрицательно сказывается на развитии производства, подавляя предпринимательскую деятельность. Рост государственных доходов происходит до определенного предела, переступив этот предел, налоги начинают душить экономику, что приводит к уменьшению налоговой базы и соответственно сокращению налоговых поступлений в бюджет. Сторонники этой теории, ориентированной на предложение, рекомендуют строить налоговую концепцию на учете зависимости фактических поступлений в бюджет от величины налоговой ставки.

Концептуальный смысл этой теории « Мало налогов – много экономики».

Частные теории налогов в основном представлены:

— теорией соотношения прямого и косвенного налогообложения

— теорией единого налога

— теорией пропорционального и прогрессивного налогообложения

— теорией переложения налогов.

Основы построения налога

Основные элементы налога

налогоплательщик (субъект налогообложения) – лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств и при этом обязательно сократить свои доходы;

Правовой статус субъекта налога зависит от того, кем он является:

а) юр.лицом или физ.лицом

б) резидентом или нерезидентом.

При решении вопроса о признании лица субъектом налога используются различные принципы: 1. личного закона; 2. территориального закона (принцип территориальности); 3. принцип резидентства.

(1)-устаревший принцип. В соответствии с ним к уплате налога привлекаются лишь национальные юр. лица и граждане данной страны. Иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в стране, иностранные юр.лица, осуществляющие деятельность на территории страны налогообложения к уплате налогов не привлекаются, т.е. испоьзуется так на. «налоговый иммунитет»

Согласно (2) определяющим для налога выступают не столько свойства лица, сколько объект налога – к его уплате привлекаются все лица, имеющие объект, облагаемый налогом в соответствии с законодательством страны налогообложения. При этом гражданство, нац. Принадлежность или место пребывания налогоплат. Не имеют существенного значения.

Обычно принцип территориального закона дополняется принципом резидентства(3). В соответствии с ним налогоплат-ки подразделяются на резидентов, т.е. лиц имеющих постоянное или сравнительно длительное местопребывание в стране налогообложения, и нерезидентов, чье пребывание в стране налогообложения носит кратковременный или разовый характер, либо вообще не находящихся в стране налогообложения, но имеющих на территории данной страны объект, подлежащий налогообложению.

1) права имущественные и неимущественные;

2) действия (деятельность) субъекта;

3) результаты хозяйственной деятельности;

1) прямой способ – основан на реально и документально подтвержденных показателях;

2) косвенный способ (расчет по аналогии) – основан на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. То есть, при отсутствии сведений о доходах и расходах, расчет налогооблагаемого дохода ведется по аналогии;

3) условный способ (презумптивный) – основан на определении налогооблагаемой базы с помощью вторичных признаков условной суммы дохода;

1) он определяет промежуток времени, в котором у налогоплательщика возникает объект налогообложения, поэтому является неотъемлемым элементом процедуры исчисления налога;

2) он необходим на стадии уплаты налога, поскольку с истечением налогового периода связывается срок уплаты налога;

3) он нейтрализует проблему многократного налогообложения, так как многим объектам (получение дохода, реализация товаров) свойственна повторяемость, протяженность во времени;

4) является базой для определения круга соответствующих обязанностей у налогоплательщика;

5) служит базой для определения по временному фактору налогового резидентства;

6) является необходимым элементом в отношениях по налоговому контролю и привлечению к ответственности;

1. В зависимости от способа определения суммы налога:

а) твердые ставки – на единицу налогообложения определен зафиксированный размер налога;

б) процентные ставки – на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный процент налога;

в) комбинированные (смешанные) ставки – на единицу налогообложения одновременно определен как зафиксированный размер налога, так и зафиксированный процент налога.

2. В зависимости от степени изменяемости ставок налога:

3. В зависимости от содержания:

а) маргинальные – непосредственно даны в нормативном акте о налоге;

б) фактические – определяются как соотношение уплаченного налога к налоговой базе;

в) экономические – определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу;

1) направление платежа (бюджет/внебюджетный фонд);

2) средства уплаты налога;

3) механизм платежа (наличие или отсутствие авансовых взносов по налогу);

4) особенности контроля за уплатой налога;

Принципы налогообложения

Теория и история налогообложения.

Сущность и функции налогов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *