В современной философии и науке господствует мнение что философия появилась раньше медицины
Медицинские интернет-конференции
Языки
Союз философии и медицины
Косицына Т.В., Медведева Е.Н.
Философия является одной из фундаментальных наук, которая, на наш взгляд, необходима в подготовки специалиста любого профиля. Она оказала влияние на развитие медицины на самых ранних этапах истории. Философия исследует общие законы бытия и мышления, проблемы познания и общества. Ее интерес обращен к человеку, который также является предметом изучения медицины. Знание философии способствует формированию медицинского мировоззрения, позволяет осуществлять комплексный подход к пациенту в процессе лечения и профилактики заболевания.
В современном мире с каждым годом растет количество заболеваний, связанных с природой психики, поэтому важным моментом становится вопрос изучения сознательного и бессознательного. Не смотря на разные пути поиска истины, в философии – теоретический путь, в медицине – практическое действие, они решают одну проблему – проблему самоопределения человека в культуре и природе, выживание в современном мире.
В результате этого союза рождается философию медицины, которая обобщает теоретические и практические знания о человеке, как о культурном, так и о биологическом существе и определяет способы адаптации человека к сложным условиям современного мира.
Основными проблемами современной философии медицины являются: здоровье личности и нации, здоровый образ жизни, влияние окружающей среды на изменения организма человека, проблемы физического и психического здоровья, взаимоотношения врача и пациента, «болезни века».
Целый ряд ученых философов и медиков, таких как З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Швейцер, Ф. Углов и др., на протяжении многих лет стремились объединить достижения философии и медицины с целью решения важнейших проблем человечества.
Связь между философией и медициной прослеживается с самого начала возникновения медицины. Греческий философ Эпикур утверждал, что медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая душу. Средневековый персидский ученый, философ и врач, Ибн Сина, которому принадлежит множество высказываний о тесной взаимосвязи этих двух наук, писал: «Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва».
Мыслитель эпохи Нового времени Ф. Бэкон писал, что «медицина, не основанная на философии, не может быть надежной». Размышляя над высказываниями великих мыслителей и столпов медицины, можно прийти к выводу, что эти две науки существуют бок о бок на протяжении всего всей своей истории.
В заключении стоит отметить, что синтез философского и медицинского знания через интерпретацию медицинского материала и призму философского знания образуют фундамент современной медицины.
В современной философии и науке господствует мнение что философия появилась раньше медицины
§1. История взаимоотношений философии и медицины
Еще Гиппократ указывал на необходимость связи философии и медицины. Врачами и философами были великие мудрецы древности: Пифагор, Эмпедокл и друг Гиппократа Демокрит, что писал: «. врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия высвобождает душу от страстей».
До наших дней дошли данные, что врачом был святой евангелист Лука.
В этот период философия и медицина были единые, неделимые в теоретическом отношении. И если естественно-научные представления древних вызывают сейчас только исторический интерес, то их этические взгляды вполне актуальны. Представление Эпикура о счастье, стоиков о достоинство, киников о свободе не потеряли своего значения так же, как и этические принципы медицинской деятельности, сформулированы в Клятве Гиппократа.
Таким образом, прежде всего, этическая, деонтологічна проблематика объединяла философию и медицину в давности.
Древнейшие тексты Ассирии и Вавилонии донесли до нас представление об источнике болезней, что вполне соответствовали существующим взглядам на мир. За этими взглядами, есть три основные причины болезней: проникновения в тело злых духов, влияние небесных светил и состояние человеческой крови. Соответственно, лечение заключалось в изгнании злых духов, молитвах богам и в разнообразных процедурах (массажи, окуривании травой и утиранні ней, хирургических операциях). Что же касается представлений о болезни и здоровье, то они строились не на основе медицинских, или, шире,
В античные времена философия возвышалась над медициной, поскольку она, по мнению Платона, Аристотеля, Демокрита, Гиппократа, изучала глубинные, умопостигаемые сущности жизни, здоровья и болезни как вечные и абсолютные истины. Сама же медицина может получить только отдельное и относительное знание, истинное только в той мере, в какой оно соответствует философии.
У Парацельса вся природа населена злыми духами, которые располагаются у больного человека в желудке, и для излечения необходимо помочь верховному жизненном духа (целебной силе).
Сторонниками медицинской натурфилософии были не только Гиппократ и Аристотель, а и Ибн-Сина, Ибн-Рушд, Гуфеланд, Вирхов и др.
Освобождение науки от натурфилософии происходит постепенно и поэтапно: сначала получает самостоятельность эмпирическая основа естественных наук, а теоретические построения сохраняют влияние натурфилософии. Неслучайно названия трудов выдающихся ученых включают в себя слово «философия» («Философия зоологии» Ж. Ламарка «Философия ботаники» К. Линнея, «Математические начала натуральной философии» И. Ньютона).
Что же касается медицины, то такой процесс происходил на других принципах. Эмпирический базис медицины начал формироваться еще в древности, однако освобождение от умозрительных концепций в теории происходило позже, чем в естествознании, медленнее и в более мягких формах, что было вызвано указанным выше близостью медицины и философии, родством их объекта и своего рода взаимодополняемостью.
Этот процесс нельзя считать завершенным, поскольку формирование теории медицины как еще продолжается. С другой стороны, в основных чертах теория медицины, несомненно, существует. Более того, стремление к теоретизации, как и существование конкурирующих теорий, является характерной особенностью современной медицины.
Медицина, аналогично науке, имеет три стороны:
♦ как профессиональная медицина деятельность;
♦ медицина как социальная организация;
♦ медицина как система знаний.
К вышеперечисленному можно добавить, что, в отличие от науки, которая начала формироваться как система знаний и лишь совсем недавно стала массовой профессией, медицина сначала и до сих пор существует как одна из важных, а возможно, и самая важная и самая почитаемая профессия, деятельность в которой часто бывает не алгоритмізованою и является высоким искусством.
Что касается социальной организации медицины, то она существует в трех основных вариантах (государственная, страховая и частная) и в различных комбинациях этих вариантов.
В целом во взаимоотношениях философии и медицины молений выделить три этапа.
♦ Синкретический: слитость философского и медицинского знания при практической направленности деятельности медика на человека, который разбирается в магическом или натурфілософському духе (то есть, очень упрощенно и без эмпирических оснований).
♦ Позитивистский: отделения медицины от философии и специализация медицинской деятельности на лечении заболеваний. Роль философии при этом начинает играть общая патология.
♦ Новый синтез, в связи с теоретизацією медицины и возникновением целого спектра биоэтических проблем.
Последний этап предполагает многогранный подход с использованием всего многообразия гуманитарного и естественно-научного знания и вызывает необходимость специального философского анализа медицины на основе их сотрудничества и взаимообогащения.
Интерес философов к медицине возрастает в связи с выявленными трудностями теоретизацїї медицины и новыми проблемами этического характера.
На этом этапе философия выступает уже не как инстанция, приказывает и запрещает (т.е. в роли интеллектуального полицейского), она стремится осмыслить специфику медицины как вида деятельности и системы знания с помощью арсенала наработанных средств и путем сравнения медицины с другими областями деятельности и знаний. Этим самым философия совместно с медиками участвует в становлении самосознания медицины, помогает осуществиться ее саморефлексии.
Философия и медицина
В истории человеческой культуры философия и медицина развивались в тесной взаимосвязи как отрасли знания и духовной деятельности, непосредственно затрагивающие человека. Взаимосвязь философии и медицины проявляется в ряде аспектов.
1) Объектом и философского, и медицинского познания выступает человек. Философия рассматривает объект познания теоретически, а медицина носит прикладной, эмпирический характер. Дополняя друг друга, они дают целостное представление о человеческой жизни.
2) Философия по отношению к медицине, как и к любой другой частной науке, выполняет роль мировоззренческой и методологической базы. Господствующие философские системы в каждый исторический период определяют характер и направленность любой науки, в том числе медицины. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого организма, но при этом использует общие философские принципы, категории, законы. В свою очередь, медицина позволяет философии сформировать научную картину мира, дает научно обоснованные представления о природе человека (*философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии – учения Сеченова, Павлова).
3)Наиболее очевидной связь философии и медицины выглядит в тех случаях, когда обе они становятся полем деятельности одной и той же личности. Речь идет о врачах-философах – людях, которые оставили заметный след в истории и медицины, и философии. Такие ученые были во все исторические эпохи. Они не только были профессионалами в своем деле, но и пытались объяснить такие философские проблемы, как закономерности в развитии организма, связь организма с окружающей средой, проблему причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом и т.д.
В современном мире медицина становится одной из лидирующих областей научно-практической деятельности. Современные медико-биологические открытия требуют глубокого философского осмысления, включения в структуру медицинского знания вопросов этики и эстетики. Сформировался новый раздел философского знания – философия медицины, который изучает методологические и мировоззренческие аспекты феномена медицины, выявляет сущность медицинской деятельности, определяет ее место в культуре. Ее важным разделом является медицинская этика, предметом которой являются требования к профессиональному поведению и нравственным качествам врача. Корни медицинской этики уходят в глубокую древность (труды Гиппократа). В 70-х гг. ХХ в. сформировалась новая дисциплина – биоэтика («этика живого»), определяющая меру ответственности за применение в медицинской практике новых научных знаний и технологий, за выбор решения о методе лечения.
Взаимосвязь философии и медицины
Вы будете перенаправлены на Автор24
Связь философии и медицины
Медицина, наряду с философией, включает в себя сложный мир жизни человека, управляющего своим здоровьем. В то же время она сама становится предметом особого философского познания. В античной философии общие контуры медицины обрисовал великий Гиппократ. Представление о медицине как самостоятельной области естествознания и гуманитарной сферы относится к Новому времени, когда она стала органично соотноситься с философскими концепциями жизни:
Медицина должна укреплять связи с философией как бодрящей средой для духовной жизни и дальнейшего развития концептуального мышления субъекта. Л. Фейербах называл медицину «колыбелью материалистической философии».
Отношения между медициной и философией начались очень давно, когда в медицинской практике появились первые явные признаки абстрактного мышления, и продолжаются по сей день.
В практических медицинских знаниях о существовании жизни объективное мышление сформировалось спонтанно. Оно зародилось задолго до формирования философско-научного (концептуального) стиля мышления первых целителей. Эмпирические медицинские знания издавна существовали как феномен, подчиненный религиозно-мифологическому мировоззрению и тесно связанный с мистицизмом и суевериями. Следовательно, научные и эмпирические знания, полученные в древности, изначально не были связаны в органической целостности. Они не были философски значимыми, теоретически обоснованными, их нельзя было назвать общетеоретическими или медицинскими позициями.
Готовые работы на аналогичную тему
Медицинские научные знания (теоретические) исторически возникли из философских учений древних греков. С пробуждением интереса врачей к философскому пониманию первопричин мира, места и роли в нем человека, медицина начала активно наполнять себя философским смыслом. Чуть позже у врачей сформировалась устойчивая потребность в целостном (объемном) видении системной телесно-духовной сущности человека. В конечном счете, возникла диалектическая связь между философским пониманием природы, роли и цели человека и возникающей медицинской мыслью, которая пытается объяснить иногда парадоксальные явления, которые естественным образом возникают в жизни человека.
Все это сказалось на формировании нового концептуально-предметного мышления врачей. Это явление вполне объяснимо, потому что философские системы и научная медицина не могли бы развиваться совместно и в то же время быть независимыми, если бы они не отражали и не выражали по-своему общую заинтересованность в сохранении и укреплении здоровья человека.
Философия активно помогает врачам по-другому взглянуть на многие известные им вещи, увидеть невидимое, то есть понять более глубокий смысл предметов и явлений. видеть то, что видят все, но думать так, как никто не думает.
Этой способностью медицина обязана философии, которая наделила ее особым (предметно-концептуальным) методом клинической мысли. Они могли развиваться только вместе. У них есть объект познания (человек) и одинаковый практический интерес – здоровый образ жизни, возникающий в результате действия множества субъективных и объективных факторов. Без философских и медицинских знаний сегодня такие социальные сферы жизни, как экономика, политика, образование и спорт, культура не могут нормально функционировать и развиваться.
Медицинские знания являются непреходящей общечеловеческой ценностью. Принимая во внимание, что только медицинские знания и опыт исцеления имеют непосредственное влияние на процессы, которые способствуют сохранению здоровья людей, фактор медицины приобретает еще более ценное особое гуманитарное значение.
Философия и медицина в России
История взаимоотношений философии и медицины в России относительно непродолжительная. Сама философия не входила прочно в русскую духовную культуру до XIX века. Но как средство духовного господства над миром до начала ХХ века существовали две мощные альтернативы – теология и художественная литература, что также значительно сокращало поле возможного взаимодействия между философией и медициной. Есть два направления пересечения философии и медицины в России:
Теория Сеченова заключается в невозможности отделения психических процессов от связанных с ними нервных процессов. И. Мечников в основном занимался этическими проблемами. Центральное понятие мировоззрения Мечникова – «ортобиоз», научное регулирование жизни. Мечников считал, что человек должен «дожить до долгой, активной и энергичной старости, ведущей в заключительный период к развитию чувства сытости жизнью и стремления к смерти».
Связь медицины и философии прослеживается и в творчестве И.П. Павлова, посвященной изучению высшей нервной деятельности.
В советское время взаимодействие философии и медицины ограничивалось устранением естественного плюрализма философии, переводом ее на доктринальные рельсы марксистско-ленинской теории. С 1965 года в Киеве ежегодно издавался академический сборник «Философские проблемы медицины и биологии». В работе советского патологоанатома И.В. Давыдовского идея о необходимости философского осмысления основных проблем общей патологии является одной из ключевых. Идеи Давыдовского сегодня рассматриваются как отправная точка и основа диалога между философией и медициной.
История взаимоотношений философии и медицины
Медицина и философия, как отдельные науки, нуждались во взаимосвязи, сформулированной еще Гиппократом: «Врач-философ подобен Богу» и его коллегой мудрецом Демокритом, писавшим: «…врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия освобождает душу от страстей». Французский мыслитель эпохи возрождения Мишель де Монтень писал: «Душа, которая вместила в себя философию, не способна не заразить своим здоровьем и тело».
В далеком прошлом медицина выделялась как высокопрофессиональный обособленный труд. Не являясь пока теорией в науке, была философской в миропонимании врачей, где выбор полагался на этику. В силу этого идеологическое воззрение неделимо взаимодействует с этическим и ценностным смыслами врачебной науки, врач и философ совмещались в едином лице. Так считал Цельс – врач Древнего Рима: «Сначала медицинская наука считалась частью философии». Исламские университеты Андалузии в средние века имели объединенные курсы мудрости (химка), сочетающие в себе философию и врачевание.
Единство философии и медицины на этом этапе находилось в теоретическом отношении. Эпикур представлял счастье, стоики – достоинство, киники – свободу, не потеряв собственного значения, как и этических принципов врачебной деятельности, сформулированных в Клятве Гиппократа. Естественнонаучные воззрения античности в наше время обусловлены историческим интересом, но этические соображения все еще актуальны.
Связь науки о разуме с лекарской практикой обнаруживается в положениях о том, что:
Античные писания Ассирии и Вавилонии внесли в наш мир соображения о происхождении болезней, соответствовавшие существующему мировоззрению, в основу которых вошли 3 мотива для возникновения болезней:
Согласно чему, врачевание состояло из:
Мнения о болезнях в целом, базировались на существующем общем мировоззрении, под влиянием которого, формировался образец возникновения болезней. Магико-анимистическая модель возникла наряду с мировоззрением о мифологии, зафиксированная в первых письменных источниках, дошедших до нас. Именно в этот момент времени появляется отображение и символ врачевания – Нингишзида – Бог медицины в облике змеи, опутывающей жезл и внимательно следящей за действиями врача. Данный жезл являлся подобием удостоверения, подтверждающим мастерство лечащего врача, носившего жезл с собой, при посещении больных.
Узкопрактический базис медицины создавался с древних времен, но освобождение от умозрительных концепций в теории появилось позднее, чем в естествознании. Появление было медленнее и в мягких конфигурациях, что было вызвано близостью врачевания и философии, родством их объекта и своего рода взаимодополняемостью. Данный процесс не завершен, так как теория продолжает формироваться. Медицина, аналогично науке, имеет три аспекта:
Медицинская философия как наука
Взаимосвязанность наблюдалась в медицинской философии, как в единичной научной работе. Изолированная наука в сфере медицины, изучающая законы бытия, морали и знания, сознательную сторону, ее функции в общественном развитии и сфере социума. Медицинская философия объединяет в порядок принципы о значении деятельности индивида, как отдельной личности, так и целых народов, о занимаемом лечении, в жизни общества, месте.
Основным моментом в изучении данной науки являлись этические и моральные отношения врача, и пациента, а также разумность действий врача в виду религиозных и исторических миропониманий различных культур. В античности медицина уступала философии, поскольку вторая, как считали Демокрит, Аристотель, Платон и Гиппократ, овладевала глубокими и мыслимыми первоосновами существования, состоянием здоровья и болезнями, вековыми и абсолютными истинами. Медицина, тем временем, способна получить лишь условное понимание. Точное лишь в том значении, в котором оно отвечает философии.
Теория или практика
Ученые-медики всегда возвращаются к истокам античности, где лечение мыслью неразрывно связывалось с практикой. Воздействие мыслей на физиологическое состояние и ход развития заболеваний, под действием измененных взглядов и жизненных принципов, являются главными темами в исследовательских работах трудов о здоровье и болезнях. Психологическое состояние имеет основополагающее значение в здоровье индивида, чем влияние экологии и образа жизни. Жизненная философия индивида отражается в его медицинской симптоматике. Абсолютно любому лекарю необходимо быть психологом, так как невозможно полноценно излечить телесную оболочку индивида без положительного влияния на душу.
Взаимосвязь с народной медициной
Индивид прибывает в этот мир, без какого-либо багажа – босым и голым, но с особенным богатством в виде собственного мира, талантов и индивидуальным даром, наградившим его Космосом. Но под влиянием внешних условий, норм общества, верования и семейных традиций начинает формироваться персональная философия индивида. Народная медицина анализирует каждую личность не как шаблонную комбинацию набора органов и скелета, а в качестве индивидуального и единичного экземпляра. Благодаря чему, целительское лечение имеет разный подход для похожих симптомов. Народная медицина изменяет сознание больного пациента. Потому, философия античного врачевания, объединения духовности с плотью, нашла отражение в изысканиях Гиппократа, Авиценны, Аристотеля и Бебеля.
Восточная медицина
Восточная философия и медицина, в отличие от многих других культур, близко взаимосвязаны друг с другом и обладают полноценными знаниями о мире, индивиде и его гармонии с природой. В древние времена Европа последовала по пути научного подхода к медицинской области, в то время как Восток связал в собственные лекарские и фармацевтические направления: философские, мистические и медицинские начала. В конечном счете, лекари Востока основывались и полагаются до сих пор на интуицию, и древние обычаи, помимо современных знаний о медицине. Болезни отдельных органов, вызывающие слабосилие, не рассматривались без причин духовности.
Медицинская этика
Роль философии в науке о здоровье человека и его физиологии для европейских лекарей предопределена теоретическим уровнем. Доклады осознаются важным, но не первостепенным дополнением к основным знаниям о медицине. Подход к врачебной практике связан с философией врачевания наиболее тесно при помощи медицинской этики. Уровень доверия к лечащему врачу определяется сроками выздоровления, с чем не берутся спорить неисправимые скептики. Вопросы о прекращении сроков лечения, этической стороны эвтаназии и врачебной тайны всегда будут обсуждаться медиками и философами. Главнейшая цель работы врача сводится к одной древней заповеди: «Не навреди!».