В результате чего старцев становится обывателем думающим только о себе о наживе
В результате чего Старцев становится обывателем, думающим только о себе, о наживе, забывающим о своих пациентах? по рассказу Ионыч (Чехов А. П.)
Должен сказать, что на данный момент А. П. Чехов для меня является одним из самых противоречивых писателей из всех тех, произведения которых мне доводилось читать. И от этой противоречивости он мне пока не совсем понятен. Хотя, конечно, вряд ли хоть один человек на Земле будет понят другим до конца; во всех нас навсегда остаётся загадка, разгадать которую, мне кажется, попросту невозможно.
Но вот что касается Чехова, он, с одной стороны, очень веселый писатель, а с другой — мрачный и депрессивный. Апогеем мрачности Чехова, с моей точки зрения, является повесть «Палата №6». Также Антон Павлович ещё и большой циник с очень хорошим чувством юмора. Например, когда его брат попросил выписать ему лекарство (а Чехов имел медицинское образование), наш писатель ответил следующим образом: «Тяжёлое заболевание лечить нет смысла, а лёгкое само пройдёт!». И вот как такая палитра чувств и черт характера умещаются в одном человеке — большая загадка.
А почему так произошло? Кто-то скажет, что это всё неудачная любовь, другой возразит и ответит, что это всё окружающая среда так влияет на человека. А мне думается, что в первую очередь виновен сам человек. Ионыч мог поменять что-то в своей жизни, у него были возможности, он перспективный и способный врач, но он сам оказался слабым духом. В нём не хватило сил оказать сопротивление окружающему душному и скучному обществу. А неудачная любовь стала катализатором, ускорившим этот отвратительный мне процесс.
Истоки духовной деградации по Чехову: причины трансформации доктора Старцева в Ионыча (4 фото)
Рассказ Чехова «Ионыч» – это литературное произведение, сжато демонстрирующее изменения, происходящие с человеком, и их истинные причины. Почему доктор Старцев превратился в Ионыча, и какие черты личности повлияли на эти изменения?
Жизнь доктора Старцева
Дмитрий Старцев – это активный увлеченный человек, полный планов, стремлений и надежд, который постепенно превращается в серого скучного обывателя. В молодости он не просто так выбрал профессию доктора, поскольку это открывало новые горизонты для развития, совершенствования, профессия помогала ему думать, развиваться, помогать людям.
Однажды герою предлагают посетить самый «талантливый» дом в городе. Так он сводит знакомство с Иваном Петровичем, его супругой Верой Иосифовной и дочерью Екатериной Ивановной, которую в семье называют Котик. Сперва его увлекают шутки хозяина дома, произведения его жены и игра на рояле дочки. Тогда он еще не знает, что это единственные увлечения этих людей, и в каждый визит будет повторяться одно и то же, по кругу.
Но сердце молодого доктора пронзает стрела Амура: Дмитрий Старцев влюбляется в Катю, считает ее самой лучшей девушкой на свете и не может представить без Котика ни дня своей жизни. Герой регулярно наносит визиты семейству Туркиных и с удивлением осознает, что в доме совершенно ничего не меняется: все то же чтение романов Веры Иосифовны, анекдоты Ивана Петровича и музицирование Котика. И к Дмитрию приходит понимание, что если эта семья – самая талантливая в городе, то что тогда говорить о других? Получается, что жизнь остальных жителей сводится к еде, сну, картам, выпивке и беспросветной скуке.
Несмотря на это, Старцев делает Котику предложение руки и сердца. Девушка отвечает отказом. И чувства Дмитрия как-то моментально улетучиваются. Возможно, они были по большей части надуманы, а возможно, что он радуется отсутствию необходимости проявления каких-то активных действий. Теперь ничто не нарушит мерного хода жизни, никакие потрясения.
Быстрый путь от доктора Старцева к Ионычу
Постепенно все мечты, стремления и желания Старцева сходят на нет. Его более не интересуют гости, чувства, споры, сама жизнь. Он словно освобождается от тяжкого ненужного груза, стирая все мечты и стремления. Старцев погружается в работу, но не по причине увлечения ею, а из-за банального желания побольше заработать, поскольку становится более жадным. Он становится одним из членов скучной компании обывателей, быстро стареет, набирает лишний вес, теряет жизненные ориентиры.
Собственно, он вполне мог отдаться новым чувствам, переехать из города, найти новое увлечение, но не сделал этого. Он добровольно отказался от борьбы за счастье и принял участь унылого скучного обывателя.
Что хотел продемонстрировать автор
Жители города стали называть доктора не Дмитрием Ионычем, а просто Ионычем, по отчеству. Такой подход демонстрирует некую обезличенность и тот факт, что герой стал своим, таким же, как все жители городка. Близким и понятным Ионычем, и никому не надо лишний раз напрягаться, чтобы вспомнить его имя. Душа доктора зачерствела, покрылась коркой равнодушия, он растерял идеалы юности и таланты, а единственной целью стал заработок. Практически произошла моральная деградация, то есть трансформация таланта если не в бездарность, то в обычную посредственность.
Чаще всего обращение по отчеству используют в отношении пожилых людей. А Старцев, несмотря на физический возраст, состарился духовно и стал Ионычем. Именно духовную деградацию хотел продемонстрировать читателю автор, превращение увлеченного интеллигента и труженика в стяжателя, который, подобно Кощею, проводит время, пересчитывая заработанные за день деньги.
Стремлением Чехова также было развенчание благородства труда при условии, если такой труд не является одухотворенным, а превращается в обыденную каждодневную рутину. Автор не проявляет в отношении персонажа жалости, а наоборот выступает в качестве судьи человека, обладавшего впечатляющим потенциалом, но легко покорившегося обстоятельствам, потерявшего свою духовность, интеллигентность, тонкость, чуткость и продемонстрировавшего полную духовную и душевную несостоятельность.
А как вы считаете, кто виноват, что Старцев стал Ионычем?
Конспект открытого занятия по предмету «литература»
Что говорит Екатерина Ивановна Ионычу? Как это ее характеризует?
Ответ: Екатерина Ивановна возражает Ионычу, его горьким жалобам на жизнь: «Но у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить о своей больнице». Перед нами как будто бы уже совсем другой человек, многое понявший, прозревший. У нее хватило трезвости и силы понять, что она не пианистка, как мама не писательница. Но она не в силах освободиться от слепой наивности, думая об Ионыче. Ведь эти со слова об идеальном служении, помощи «страдальцам» — почти цитата из того же маминого романа, где молодая графиня устраивала у себя в деревне «школы, больницы, библиотеки». Прозревшая Екатерина Ивановна все равно осталась милым, бедным Котиком, дочкой своих родителей, порождением своей среды. Она гордилась своим избранником и с увлечением рисовала eгo идеальный портрет: «Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным. »
Уч-ль: Почему пылкие речи Екатерины Ивановны о «счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу» н е могут утешить Старцева и возродить его к жизни?
Ответ: С Екатериной Ивановной говорит человек, остановившийся в духовном развитии, утративший любовь, мечты, надежды, чувство врачебного долга, способность к глубоким чувствам. Лишь на миг «в его душе затеплился огонек», стало жаль любви, утраченного счастья, и, словно при свете этого огонька, вдруг раскрылась пошлость его бессмысленной жизни. «Старимся, полнеем, опускаемся…» Старцев слушал и ужасался. В свете яркого прошлого он увидел своё темное настоящее и измерил всю глубину своего падения. И что самое страшное, он понял, что уже не найдет в себе сил подняться и выйти на новый жизненный путь, и почувствовал, что бездна поглотит его. Он готов был уже поверить, что не всё так плохо в этом мире, что есть иные чувства, чем нажива, карточная игра, но на него снова повеяло атмосферой дома Туркиных. И едва лишь прозвучали слова Екатерины Ивановны о «помощи страдальцам, службе народу», как тут же «Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас», — и он знал, что навсегда. Так закончилось единоборство «огонька» и «холодного тяжелого кусочка», который теперь, как злокачественная опухоль, разрастается в душе героя. Ему уже не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. Поиски счастья, искреннее нежное чувство к Котику вытравляются из души Ионыча и заменяются безразличием и холодностью, пошлостью, высокомерием, самоудовлетворенностью.
Уч-ль: Потрясенный, Старцев замолчал — сказать было нечего, «он встал, чтобы идти к дому». Екатерина Ивановна не видела его смятения. «Она взяла его под руку» и продолжала: «Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни. » А он уже не слушал, он спешил скорее туда, в дом, где свет и люди, — он не мог больше обманывать ни её, ни себя.
Почему Старцев отвергает любовь Екатерины Ивановны?
Ответ: Старцев не мог больше оставаться с Екатериной Ивановной наедине: её слова тревожили его совесть, побуждали к какому-то действию и хуже всяких упрёков разоблачали бессилие его воли, его душевное опустошение, его моральное падение… И когда Старцев «увидел при вечернем освещении её лицо и грустные, благодарные глаза», он опять ничего не мог сказать, он только подумал: « А хорошо, что я тогда не женился». Его охватило беспокойство, он смутно понимал, что перед ним голос его совести, его судья, который призывает его к решительному ответу. Он не мог выдержать этого испытания и «стал прощаться» — прощаться навсегда. Его беспокойство перешло в раздражение на всех и на все, и даже прощальный взгляд на «тёмный сад и дом, которые были ему так милы и дороги когда-то», не смягчил его горечи и не успокоил его.
Старцев оскорбляет чувство Екатерины Ивановны своим невниманием: не отвечает на записку, передает небрежно через лакея: «Приеду, скажи, так дня через три». И не выполняет своего обещания. Он перестает бывать у Туркиных, несмотря на настойчивые приглашения бывшей возлюбленной: они теперь только раздражают его.
Уч-ль: «И больше уж он никогда не бывал у Туркиных». Так закончил автор последнюю страницу романа Старцева с Котиком и четвёртую главу новеллы. В ней подведены все итоги, но в ней же поставлены и все вопросы. Но почему развязка романа не привела к желанному концу? Почему Старцев разлюбил свое дело? Что было причиной оскудения мысли у чувств Старцева? На все эти вопросы автор ответил в пятой главе — эпилоге новеллы.
Уч-ль: Каким изображен Ионыч в V главе?
Ответ: Пятая глава, как и предыдущая, начинается с указания срока: «Прошло ещё несколько лет», и дальше автор подводит итог жизни Ионыча — это «глухая тоска небытия», медленное умирание. Примерно к 35—36 годам герой превратился из Дмитрия Старцева в Ионыча — ожирел, потерял совесть и стал похож не на человека, а на языческого бога.
Жизнь Ионыча окончательно опустошена и обеднена, лишена событий. Он разбогател, располнел и обрюзг. «Старцев ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит. вытирает пот со лба. ходит, откинув назад голову… вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким, резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжёлым, раздражительным». Свои способности и энергию он направляет на бессмысленное накопление денег и приобретение домов, которые ему совершенно не нужны («уже есть имение и два дома в городе, он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее»). Увлечение в молодости любимым делом, желание приносить общественную пользу вырождается в эгоистические хлопоты, интерес к людям — в полную нечувствительность.
Важность, жадность и грубость развились в нем до уродливых размеров. «У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там». Бесцеремонно, не обращая внимания на людей, входит он в квартиры покупаемых домов, раздраженно кричит на своих пациентов. Поэзия почти совершенно исчезает из его жизни, единственной радостью в которой за все это время была ставшая воспоминанием любовь к Екатерине Ивановне. «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует». «По вечерам он играет в клубе в винт и потом сидит один за большим столом и ужинает». То, что Ионыч — «один за большим столом» — это воплощение его жадности, одиночества, мизантропии. «И возвращается домой поздно ночью». Таков уклад его жизни.
Старцев приобрёл для себя богатство, но потерял в себе человека, а вместе с этим утратил и своё имя: «В Дялиже и в гoродe eгo зовут просто «Ионычем». Какая бездна падения человека! С каждой главой становится всё яснее и яснее, что жизнь героя должна будет завершиться неизбежным роковым финалом. Чем выше поднимался он вверх — к обогащению кармана, тем ниже опускался вниз к обнищанию духа
Рассказ завершается картиной полного падения Ионыча. Раньше его пугала и коробила грубость окружающей жизни. Теперь он сам олицетворение этой грубости. Характерная деталь: мы помним, как после поцелуя в коляске раздался «отвратительный голос» городового, кричавшего на кучера Пантелеймона. Теперь сам Пантелеймон, как Ионыч, пухлый, красный, грубо кричит встречным: «Прррава держи!» Постепенно Ионыч потерял человеческий облик: когда он, «пухлый, красный», едет на своей тройке, «кажется, что едет не человек, а языческий бог».
Старцев всю жизнь работает («У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть»). Но деятельность, лишенная высокой цели, оказывается пагубной и для труженика-интеллигента. Он гибнет, сохраняя понимание происходящего. И как опытный врач, наверное, мог бы поставить себе диагноз: разрушение личности в результате утраты светлых жизненных целей, смысла, высокой цели жизни.
Ионыч гибнет, опускается, но он сам знает о своей трагедии. И как бы подводя окончательный итог его жизни, Чехов пишет: «Вот и всё, что можно сказать про него».
Уч-ль: Вспоминает ли Ионыч о своей любви к Котику?
Ответ: «За все время, пока он живёт в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней». Но и она не смогла оставить в его душе светлого, отрадного следа, он не смог уберечь в памяти неприкосновенным даже этого «единственного» и неповторимого в жизни чувства — он опошлил и его: «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепианах?» Не то у него и память, как горло, заплыла жиром и не сохранила самую драгоценную страницу жизни, не то он хочет злобно высмеять эту страницу, унизить и само это воспоминание, и героиню своего молодого романа.
Уч-ль: Так автор замыкает круг жизни своего героя. Она прошла среди утомительной работы и мелких дел, среди скуки и пошлой повседневной суеты. Город встретил Дмитрия Ионыча молодым, полным сил, опутал его тиной мелочей, из которой нет возврата, превратил просто в Ионыча.
Навсегда прощаясь со своим героем, Чехов заканчивает рассказ упоминанием о Туркиных: «А Туркины?» Эта грустная и добрая интонация нам уже знакома: «А Котик?» И тут и там она — преддверие иного отношения, переоценки.
«Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым. Провожая их на вокзале, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слезы и кричит:
— Прощайте, пожалуйста! И машет платком».
Каким изображен Иван Петрович в конце рассказа? Как Чехов относится к Туркиным в этом эпизоде?
Ответ: Даже в Иване Петровиче с его привычно-обкатанной речью, однообразно смеющимися глазами, надоедливыми словечками есть какой-то человеческий просвет. Он любит своих родных; провожая жену и дочь на вокзале, «когда трогается поезд, утирает слезы и кричит: — Прощайте, пожалуйста! И машет платком». Конечно, это в чем-то по-прежнему смешно, но еще более — страшно: жизнь разбита — а из груди все рвется гаерское «Прощайте, пожалуйста!», приросшее, как маска к лицу в страшном рассказе, и только слезы вдруг смывают «грим» и обнаруживают живое, страдающее человеческое лицо, лицо жизни, искаженное болью, а не скованное мертвым покоем или машинальной звериною алчностью. В этих последних словах повести не только насмешка, но даже какая-то тень авторского сочувствия, соболезнования персонажу, который мог бы быть человеком, если бы не тусклая, однообразная обывательская жизнь.
Уч-ль: Можно ли сказать, что Ионыч опустился до туркинской среды?
Ответ: Нет, он хуже Туркиных. Иван Петрович Туркин каким был, таким и остался. Он, если можно так сказать, равен самому себе. А Ионыч отрекся от своей культурности, интеллигентности, от своего дела и от своей любви.
Уч-ль: Как менялось отношение Чехова к Ионычу на протяжении рассказа?
Ответ: В рассказе среда наступала на героя, и, чем больше он мирился с ней, тем больше отступался от него автор, тем резче судил его. Чехов беспощаден к Ионычу — уже не человеку, а распухшему существу с горлом, заплывшим жиром, уже не помнящему ни о чем, кроме денег. По отзывам современников, Чехов как врач чутко и внимательно относился к больным. Поэтому он так сурово осуждает грубость Старцева по отношению к пациентам.
Уч-ль. Пользуясь словами Чернышевского, «влияния общественных и житейских столкновений на характеры» прежде всего и больше всего занимает Чехова, ставшего своеобразным исследователем души современного ему героя. Отсюда центральная в его творчестве тема человеческого равнодушия, настойчивое желание пробудить героя от духовной спячки, «сонной одури». Автор как бы спрашивает его: кто ты — человек, способный к сопротивлению, или раб обстоятельств? У тебя открылись глаза на окружающее, тебя раздражают обыватели? Но что же дальше? Что ты намерен делать? Да и в состоянии ли ты сделать что-нибудь? Эти вопросы Чехов решает не в сфере общественной деятельности, а в семейно-бытовом и любовном плане. «Ионыч» не просто рассказ о герое, но своеобразная история его души, ее гибели. Рассказ не столько о том, что он сделал, что произошло, сколько о том, чего он не сделал, что не произошло. И в этом одна из важных особенностей творчества Чехова. Писатель как бы проверяет своего героя, устраивает ему испытание чувством и действием, и герой оказывается несостоятельным. Писатель в предельно сконцентрированном тексте раскрал причины столь быстрого угасания личности Старцева. Действительно, как мог Ионыч «дня за три» проститься со своей мечтой? А за четыре года превратиться в толстое животноподобное существо? Обычно говорят: под влиянием окружающей пошлости. Это не ответ. Вовсе не каждый герой Чехова в сходной обстановке теряет себя. Писатель объясняет печальное нисхождение Старцева его близостью к окружению.
В чем проявляется сближение Старцева с пошлым окружением?
Ответ: Старцев сначала не замечает тусклого окружения, затем отстраняется от него. А внутренне он имеет несомненные связи с бытующими в провинции взглядами, моралью. Быстрое перерождение героя рассказа подготовлено более чем скромным «багажом» его личности. Духовная пища мало интересует Старцева. Он согласен на скромную ее замену. Очарованный, слушает, как Котик пересказывает прочитанные книги. По своему развитию Старцев вполне соответствует уездной «культуре», хотя и чуждается ее откровенных и жалких претензий на интеллектуальность.
Ни высокий труд, ни философские, политические, научные проблемы давно уже не интересуют самого Старцева, равно как и обывателей, к которым он относится с таким осуждением и презрением. Старцев недалек. Он изрекает смешные или избитые фразы — о человечестве, которое «идет вперед», «будет обходиться без паспортов и без смертной казни», или о том, «что нужно трудиться, что без труда жить нельзя».
Уч-ль. Проследите с помощью таблицы, как в речи Старцева проявляется его сближение с обывателями.
Ответ: Уже при первом посещении семьи Туркиных Старцев впадает в общий тон неумеренных похвал: «Прекрасно, — сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению». Глядя на мальчика-лакея, он думает: «Занятно», а вернувшись домой, смеется, вспоминая словечко хозяина «недурственно». Спустя 2 года, во время любви к Котику, опасливая, чуть ли не беликовская оглядка, а позже и неожиданно-расчетливые мысли заметно перебивают лирическое настроение героя: «И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости, над которыми смеются теперь даже гимназисты? К чему поведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают? Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач. » Еще через 4 года в кругу обывателей он изрекает смешные или избитые истины: «Когда Старцев пробовал заговорить о том, что человечество, слава богу, идет вперед и что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни, то обыватель глядел на него искоса и недоверчиво и спрашивал: «Значит, тогда всякий может резать на улице кого угодно?» А когда Старцев говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек и начинал сердиться и назойливо спорить». Это все хорошие, добрые, но чрезмерно общие мысли. А еще через несколько лет Ионыч говорит лишь отрывистые, бездушные фразы раздраженным повелительным или презрительно небрежным голосом: «А? Кого?» Бесцеремонно, не обращая внимания на людей, входит он в квартиры покупаемых домов, тычет во все двери палкой и говорит: «Это кабинет? Это спальня? А тут что?» Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о6 пол и кричит своим неприятным голосом: «Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!» «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?»
Уч-ль. В чем заключается духовная деградация доктора Старцева?
Ответ: Постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потеря активности, живой человеческой реакции.
Уч-ль. Почему это происходит с Ионычем?
Ответ: В результате утраты человеколюбия. Желтые и зеленые бумажки, а не облегчение человеческих страданий стали целью его деятельности. Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне.
Уч-ль. Каковы внешние признаки омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания?
Ответ: Жадность, грубость, раздражительность, бесцеремонность, ожирение, собственные дома, тонкий и резкий голос, тупая речь.
Уч-ль. В результате чего Старцев становится обывателем, думающим только о себе, о наживе, забывающим о своих пациентах?
Ответ: Его губит среда, в которой нет места живым интересам. Но виноват и сам герой, заменивший гуманные идеалы стяжательскими, не сумевший противостоять обывательскому окружению, не нашел в себе сил противостоять застою, косности, мещанству, стремлению к благополучию, сытости и покою, подавляющее все надежды, порывы и замыслы, более высокие стремления, нравственные идеалы.
Уч-ль. Чем усугубляется вина Старцева?
Ответ: Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, потому что сам живет по законам этого болота. По мысли автора, его вина усугубляется тем, что он все прекрасно понимает, но ничего не пытается сделать.
Уч-ль. Какой вывод о взаимоотношениях человека и среды можно сделать на основе анализа рассказа Чехова «Ионыч»?
Ответ: На примере жизни Старцева Чехов показал, как отсутствие общественных интересов и пассивное подчинение пошлой среде приводят к моральному опустошению человека. Показывая эволюцию Старцева от молодого врача-общественника, живого и эмоционального человека, до ожиревшего, пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенчиками кажется не человеком, а языческим богом, Чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на Старцева тлетворное воздействие, и его самого. Старцев — это образ обывателя, вредного и пошлого, тормозящего развитие разумной жизни. Рассказ «Ионыч» — не грустная история о том, как «среда заела», но беспощадно суровый рассказ о человеке, который перестал сопротивляться окружающей обывательской среде и перестал быть человеком.
Учитель подводит итоги занятия:
В рассказе «Ионыч» Чехов как будто обращается к читателям с призывом не поддаваться губительному влиянию обывательской среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлые идеалы молодости и любовь, беречь в себе человека, бояться жажды накопительства.
Чехов горячо любил жизнь и хотел, чтобы жизнь всех людей была полнокровной, одухотворенной, свободной и счастливой, чтобы у каждого человека были высокие нравственные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал культуру. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», — говорил он. Сам Антон Павлович был замечательным человеком. Все, кто знал его, восхищались его спокойным, необыкновенно отзывчивым и честным характером, умением хорошо повеселиться и плодотворно поработать, желанием как можно больше сделать в жизни. Высшим злом Чехов считал ложь. Он писал брату: «Не лгать в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего». И самое важное условие для того, чтобы не прожить обывателем скучную мещанскую жизнь, не погрязнуть в пошлости, — честный творческий труд. «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни», — учил этот великий гуманист.
До конца своей короткой жизни, зная, что смертельно болен, Антон Павлович Чехов учил доброму, чистому, вечному, учил быть человеком и в хорошем, и в плохом — в любой ситуации. Он был непримиримым врагом умственной лени, пошлости, мещанства, нетерпимо относился к уродствам социальной жизни, всегда хотел видеть людей простыми, красивыми, гармоничными. Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал от того, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Захаркин А. Ф. «Нужны новые формы, новые формы…» (А. П. Чехов «Ионыч», «Вишневый сад») //Русская литература. Советская литература: Справочные материалы. Сост. Л. А. Смирнова. – М., 1989. – С. 194-208.
2. Качурин М. Г., Мотольская Д. К. Изучение русской литературы в IХ классе. – М, 1983. – С. 242-250.
3. Качурин М. Г., Мотольская Д. К. Русская литература Учебник для 9 класса. – М., 1986. – С. 308-314.
4. Качурин М. Г., Шнеерсон М. А. Планирование уроков литературы //Анализ литературного произведения в 9 классе. – М., 1978. – С. 44-47.
5. Лебедев Ю. В. Кузнецова М. Б. Литература: 10 класс: Методические советы. Пособие для учителя. – М., 2000. – С. 153-154.
6. Лебедев Ю. В. Литература Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы. В 2 частях. Ч. 2. – М., 1992. – С. 196-197.
7. Озерова А. А. Изучение творчества А. П. Чехова в IX классе. М., 1954.
8. Паперный З. С. Испытание героя (О повести А. П. Чехова «Ионыч») //Русская классическая литература. Разборы и анализы. Сост. Д. Устюжанин. – М., 1969. – С. 390-405.
9. Савина Л. Н. Уроки литературы в 10-м классе. Поурочные планы. – Волгоград, 1999. – С. 47-48.
10. Северикова Н. М. Литература: Учебное пособие. – М., 1981. – С. 301-305.
11. Семанова М. Л. Чехов в школе. — М., 1954. — С. 151-181.
12. Семанова М. Л. Чехов-художник. – М. 1976. – С. 170-180.
13. Сосницкая М. Д. «Ионыч» и «Вишневый сад» А. П. Чехова. – М., 1955. – С. 3-27.
14. Турков А. М. Чехов и его время // Русская литература ХIХ века: Хрестоматия литературоведческих материалов. Сост. В. Н. Азбукин, В. Н. Коновалов. – М., 1984. – С. 353-357.
15. Шелепин В. А. Изучение новеллы Чехова «Ионыч» //Анализ литературного произведения в 9 классе. – М., 1978. – С. 194-205.
16. Штильман С. История болезни. Ионыч //Литература в школе. – 1999. – № 1. – С. 34-41.