В рамках образовательной области познавательное развитие согласно стандарту необходимо развивать что
Практический семинар для воспитателей: ФГОС в ДОУ
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).
Задачи:
1. изучить с педагогами ФГОС ДО;
2. активизировать деятельность воспитателей и специалистов в рамках внедрения ФГОС ДО;
3. содействовать развитию их педагогического кругозора по данной тематике.
Какие же нормативно-правовые документы стали отправной точкой перемен в нашей системе?
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (ДОО) (СанПиН 2.4.1.3049-13) № 26 от 15.05.2013
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования № 1014 от 30.08.2013;
• Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования (от 17.10.2013 №1155) Все эти документы требуют от педагогов ДОУ высокого профессионализма. Современному воспитателю необходимо научиться адекватно, реагировать на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников – всех участников образовательного процесса, грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, самому осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его на возрастную группу своих детей, сверяя с требованиями ФГОС ДО.
1. Какие нормативно-правовые документы заложили основные принципы ФГОС дошкольного образования? (раздел I., пункт 1.2)
1 Концепция дошкольного воспитания;
2 Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»;
3 Конституция Российской Федерации; +
4 Приоритетный национальный проект «Образование»;
5 Конвенция о правах ребенка; +
6 Устав дошкольной образовательной организации.
2. К основным принципам дошкольного образования относятся: (раздел I., пункт 1.4):
1 Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; +
2 Обеспечение равных стартовых возможностей для подготовки детей к школе;
3 Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования); +
4 Взаимодействие Организации с социумом;
5 Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
+
6 Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; +
7 Сотрудничество организации с семьей; +
8 Формирование навыков самостоятельности дисциплинированности;
9 Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
+
10 Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
+
11 Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
+
12 Развивающий характер обучения;
13 Учет этнокультурной ситуации развития детей.
+
3. Стандарт устанавливает требования: (раздел I., пункт 1.8)
1 К структуре Программы и ее объему; +
2 К разработке нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
3 К формированию учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
4 К объективной оценке соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
5 К условиям реализации Программы; +
6 К подготовке, профессиональной переподготовке, повышению квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала Организаций и индивидуальных предпринимателей, помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
7 К результатам освоения Программы.
+
4. Какие направления развития и образования детей обеспечивают развитие личности ребенка, согласно Стандарта? (раздел II., пункт 2.6)
1 Социально-личностное;
2 Социально-коммуникативное; +
3 Познавательно-речевое;
4 Познавательное; +
5 Речевое; +
6 Художественно-эстетическое; +
7 Физическое; +
8 Коммуникативное.
5. О какой образовательной области идёт речь?
— Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
— Становление эстетического отношения к окружающему миру;
— Формирование элементарных представлений о видах искусства;
— Формирование основ оценочной компетентности в области искусства;
— Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
— Овладение навыками различных видов декоративно-прикладного искусства (вышивка, вязание и др.)
Ответ: ________________________________________________________________
6. В рамках образовательной области «познавательное развитие», согласно Стандарту, необходимо развивать… (раздел II., пункт 2.6)
1 Навыки чтения и письма;
2 Познавательную мотивацию, познавательные действия; +
3 Связную диалогическую и монологическую речь, речевое творчество.
7. Конкретное содержание образовательных областей, указанных в Стандарте, зависит от … (раздел II., пункт 2.7)
1 Компетентности воспитателя;
2 Наполняемости группы;
3 Возрастных и индивидуальных особенностей детей. +
8. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: (раздел II., пункт 2.11.2)
1 Воспитание ребенка;
2 Содержание ребенка;
3 Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания им квалифицированной помощи в освоении Программы; +
4 Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
+
9. Наполняемость Группы определяется с учетом (раздел III., пункт 3.2.4)
1 Возможностей дошкольной организации;
2 Возраста детей; +
3 Состояния здоровья; +
4 Пожеланий родителей;
5 Специфики Программы. +
10. Участие ребенка в психологической диагностике допускается: (раздел III., пункт 3.2.3)
1 Только с согласия его родителей (законных представителей); +
2 С согласия ребенка;
3 По просьбе воспитателя
11. Календарный вид планирования:
1 Подробно описывает ожидаемую динамику педагогического воздействия.
2 Определяет основные параметры диагностики развития ребенка.
3 Определяет порядок работы с детьми в течение дня. +
4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
-ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
-использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
-владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
-стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
-проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
-проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
-у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Тест на выявление знаний ФГОС ДО
на выявление знаний ФГОС ДО
ФИО, должность ____________________________________
I ответь на вопросы:
На основании требований какого документа разработан ФГОС:
б) Закона «Об образовании в Российской Федерации»
в) приказа Министерства образования и науки РФ
г) Указа Президента РФ
Требования к условиям реализации ООПДО не включают в себя требования к:
а) материально-техническим условиям;
б) психолого-педагогическим условиям;
в) педагогическим условиям;
г) финансовым условиям.
Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, к моменту окончания дошкольного образования дети должны:
а) знать способы профилактики развития наиболее опасных форм аллергии;
б) обладать умениями по части оказания помощи в случае термических ожогов и локальных обморожений;
в) владеть знаниями по спасению утопающих;
г) соблюдать правила безопасного поведения.
Какой принцип не заложен в основу ФГОС:
а) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
б) единство воспитательных действий взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации);
в) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;
г) уважение личности ребенка.
. Стандарт не устанавливает требования:
а) к структуре Программы и ее объёму;
б) к условиям реализации Программы;
в) к разработке нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
г) к результатам освоения Программы.
Соотношение обязательной части ООПДО и части, формируемой участниками образовательных отношений рекомендуется:
а) не менее 70% и не более 30%;
б) не менее 40% и не более 60%;
в) не менее 60% и не более 40%;
г) не менее 80% и не более 20%.
ООПДО не должна иметь раздел:
Формирование основ безопасного поведения ребенка в быту, социуме, природе относится к сфере его:
б) познавательного развития;
в) художественно-эстетического развития;
г) физического развития.
«Инклюзивное образование» это:
а) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
б) образование, с использованием дистанционных технологий;
в) образование на дому;
г) семейное образование.
В рамках образовательной области «познавательное развитие», согласно Стандарту, необходимо развивать:
а) навыки чтения и письма;
б) познавательную мотивацию, познавательные действия;
в) связную диалогическую и монологическую речь, речевое творчество;
г) развитие социального и эмоционального интеллекта.
Речевое развитие дошкольников по ФГОС предполагает:
а) развитие интересов детей и любознательности
б) развитие звуковой и интонационной культуры речи
в) формирование позитивных установок к различным видам деятельности
г) становление ценностей ЗОЖ
Физическое развитие не включает в себя:
а) развитие равновесия и координации движения
б) развитие крупной и мелкой моторики обеих рук
в) формирование представлений о видах искусства
г) формирование представлений о подвижных играх
1 Стандарт включает в себя следующие требования к Программе ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 Разные группы могут реализовывать ____________ Программы?
3 В стандарте определена ______________________________ диагностика.
Ключ к тесту на знание ФГОС ДО
ТЕСТ
на знаниепедагогами ДОУ ФГОС ДО
2. Выберите правильный ответ. ФГОС ДО разработан на основе:
· А) Конституции Российской Федерации;
· Б) Концепция дошкольного воспитания;
· В) Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»;
· Г) Приоритетный национальный проект «Образование»;
· Д) Устав дошкольной образовательной организации.
· Е) Семейного кодекса РФ;
· Ж) Конвенции ООН о правах ребенка;
· З) Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.
3. Выберите правильный ответ. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования учитываются:
· А) Климатические условия;
· Б) Тип/вид дошкольного учреждения;
· В) Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации;
· Г) Уровень вовлеченности родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
4. Выберите правильный ответ. Какие основные принципы дошкольного образования утверждает Стандарт?
· Поддержка разнообразия детства;
· Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
· Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства (младенческого, раннего и дошкольного), амплификации (обогащения) детского развития;
· Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
· Уважение личности ребенка;
· Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
· Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
· Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
· Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
· Учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
5. Выберите правильный ответ. Стандарт направлен на достижение следующих целей:
· Повышение социального статуса дошкольного образования;
· Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
· Повышение материальных затрат на содержание и обучение детей в ДОУ;
· Обеспечения государственных гарантий качества дошкольного образования на основе реализации программ;
· Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
6. Выберите правильный ответ. Стандарт направлен на решение следующих задач:
· Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
· Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
· Обеспечение ребенку такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону;
· Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
· Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
· Создание условий для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми;
· Развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
7. Выберите правильный ответ. Стандарт является основой для:
· разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования;
· разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
· повышения имиджа ДОУ;
· объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
· оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
· формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
· формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.
8. Вставьте пропущенные слова. ФГОС включает в себя требования к:
· ………………………. Программы и ее объему;
9. Выберите правильный ответ. Могут ли разные группы реализовывать разные Программы?
10. Выберите правильный ответ. Сколько образовательных областей определяет ФГОС ДО?
11. Выберите правильный ответ. Какие направления развития и образования детей обеспечивают развитие личности ребенка, согласно Стандарта?
· Социально – коммуникативное развитие;
· Социально – личностное развитие;
· Художественно – эстетическое развитие;
· Познавательно- речевое развитие;
12. Выберите правильный ответ. Художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает:
· Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
· Становление эстетического отношения к окружающему миру;
· Формирование элементарных представлений о видах искусства;
· Формирование основ оценочной компетентности в области искусства;
· Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
· Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
· Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
· Овладение навыками различных видов декоративно-прикладного искусства (вышивка, вязание и др.)
13. Выберите правильный ответ. В рамках образовательной области «Познавательное развитие», согласно Стандарту, необходимо развивать…
· Навыки чтения и письма;
· Познавательную мотивацию, познавательные действия;
· Связную диалогическую и монологическую речь, речевое творчество.
14. Выберите правильный ответ. Конкретное содержание образовательных областей, указанных в Стандарте, зависит от …
· Возрастных и индивидуальных особенностей детей.
16. Выберите правильный ответ. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
· Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания им квалифицированной помощи в освоении Программы;
· Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
17. Выберите правильный ответ. Наполняемость группы определяется с учетом
· Возможностей дошкольной организации;
18. Выберите правильный ответ. Из какого количества частей должна состоять Образовательная программа ДОУ? Назови их?
19. Выберите правильный ответ. Какое из перечисленных соотношений верно?
20. Добавьте ответ. Какие аспекты образовательной среды для развития ребёнка отражает ФГОС ДО?
— предметно – пространственная развивающая образовательная среда;
— характер взаимодействия со взрослыми;
— характер взаимодействия с другими детьми;
· система условий социализации и индивидуализации детей;
· социальная ситуация развития ребенка;
· система специально организованных занятий с детьми.
22. Выберите правильный ответ. Как определяется среда, которая обеспечивает реализацию различных образовательных программ?
· Развивающая предметно- пространственная.
23. Выберите правильный ответ. Какие требования (принципы) к РППС необходимо учитывать при реализации Программы?
24. Выберите правильный ответ: Какие виды диагностики определены в Стандарте для оценки индивидуального развития детей?
25. Дополните фразу. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только ________________________________________________
26. Выберите правильный ответ: Результаты педагогической диагностики
используются для решения следующих задач:
· для оценки деятельности д/с;
· для оценки педагогической деятельности педагога ДОУ;
· оптимизации работы с группой.
27.Выберите правильный ответ. В виде чего представлены требования Стандарта к результатам освоения Программы?
· сформированности интегративных качеств;
· знаний и умений по образовательным областям;
28. Выберите правильный ответ. Целевые ориентиры – это:
· основа объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
· социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня ДО;
· показатель качества профессиональной деятельности педагогов ДО.
29. Выберите правильный ответ. Одним из основных целевых ориентиров
дошкольного детства является:
· объем знаний, умений и навыков,
30. Выберите правильный ответ. Сопровождается ли освоение Программы проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников?
Общее количество вопросов: 30
Количество верных ответов: ___/___%/
Уровни выполнения тестового задания:
ниже среднего – 36-50% правильных ответов (недостаточное знание содержания материала);
Ключ к тесту на знание ФГОС ДО
1. 1января 2014года
8. К структуре Программы и её объекту, к условиям реализации Программы, к результатам освоения Программы
18. 2 : обязательная и часть, формируемая участниками образовательных отношений
20. Система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому
25. С согласия родителей (законных представителей)
ФГОС до по познавательному развитию
Мордонова София Ивановна
ФГОС до по познавательному развитию
Что же представляет из себя познавательное развитие, с этим мы ознакомимся ниже
Познавательное развитие
— предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,
— о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
— о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:— интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, доказательства;
— эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
— регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
— творческие — воображение, создание новых моделей, образов.
Для формирования и развития познавательного интереса следует:
— развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
— укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
— развивать у детей чувство собственного достоинства.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста.
ФГОС ДО, в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Этот акт позиционирует познавательное формирование равно как просветительную сфера, суть каковой показывает последующим способом: формирование любознательности также познавательной мотивировки; развитие познавательных операций, формирование рассудки;
формирование воображения также созидательной деятельный; развитие основных взглядов об для себя, иных людах, предметах находящегося вокруг общества, их свойствах также взаимоотношениях (фигуре, расцветке,
объеме, использованном материале, звучании, темпе, темпе, числе, количестве, доли также полном, месте также периода, перемещении также спокойствие, обстоятельствах также следствиях также др., об земле Территория равно как совокупном жилье людишек, о спецификах ее натуры, разнообразии государств также люди общества. В свой мнение, подобное представление познавательного формирования дошкольников подразумевает анализировать его равно как процедура градационного перехода с одной периода формирования познавательной работы ко иной.
К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Методы, стимулирующие процесс познания:
• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка) ;
• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
• метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
• метод «преднамеренных ошибок» (Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
Дидактические игры по познавательному развитию для детей второй младшей группы с описанием в соответствии с ФГОС до Игра на магнитах «Веселый фермерский паровозик» Образовательная область:познавательное развитие. Игра предназначена для детей 3-4.
Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит.
Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО) 1.«Возрастная линия» Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Ход игры Педагог предлагает.