В процессе чего учащегося формируется система совместных действий

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий.

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

В широком смысле слова универсальные учебные действия означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы части учащихся, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась действующая система образования. Соответственно возникли определенные проблемы в обучении и развитии нынешнего молодого поколения. Вот некоторых из них:

— Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.

-Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.

— Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

— Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

— Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.

— Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все больше число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.

Ведущую роль в развитии и формировании УУД у учеников играют педагоги школы. При этом очевидно, что с изменением требований к результатам образования меняются требования и к педагогам.

Развитие личностных действий позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Развитие регулятивных действий обеспечивает возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Развитие познавательных действий включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Развитие коммуникативных действий обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

— успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

— умение контролировать свои действия на уроке.

Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения мне приходится проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.

Развитию вышеназванных качеств, способствуют уроки литературного чтения. Литературное чтение – осмысленная, творческая, духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Поэтому на уроках поэзии я использую два вида искусства- стихи и музыка. Учитывая, что каждый ребенок увидит и почувствует читаемое по-своему, стараюсь раскрыть его индивидуальность. Это могут быть мини-сочинения.

Сравнение произведений об одном времени года. Много времени отвожу самостоятельному чтению. Такое чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями с соседом по парте. Особое место отвожу экскурсиям. Даже в школьном сквере можно рассмотреть «Хрустальный день осени», «березу в бахроме», деревья под шапками зимы, а не по картинкам проектора. Вскоре учащиеся сами начинают наблюдать изменения в природе и с утра в классе звучит: «А вы видели…», «А я любовался…». Уроки провожу в форме диалога, начиная со слов «Мне кажется…», «Я думаю…»

Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает развитие самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Для обеспечения плодотворной работы в группе недостаточно лишь грамотно сформулировать учебное задание или призвать учащихся быть терпеливым к собеседнику. Нужно определить четкий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество. Развиваются базовые ценности: терпение, добро, формирование интереса к учению, участие в диалоге (коммуникативные УУД), отвечали на простые вопросы учителя (познавательные УУД), работа по инструкции, которую сами выработали (регулятивные УУД ).

При актуализации знаний перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения, после чего они должны ответить на вопросы. После предположений учащихся начинается совместное открытие нового. Каждый из ребят думает по-разному, но опыт или практические действия помогают выбрать правильный ответ.

Таким образом, ребята самостоятельно делают вывод и сравнивают его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:

-личностные (формирование интереса)

— регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

— познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)

— коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

Или, урок окружающего мира по теме «Жизнь животных» проводится в форме пресс – конференции.

— У нас в гостях волк (ученик). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам).

— Чем ты питаешься? и т.д.

Формирование у младших школьников учебных умений осуществляется на каждом уроке любого учебного предмета. Учебные умения не зависят от содержания конкретного курса и с этой точки зрения являются общеучебными.

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны развивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Важным элементом развития является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникационных технологиях и формирование способности их грамотно применять. Опыт сегодняшнего первоклассника позволяет ему начать использовать ИКТ уже на начальной стадии обучения в школе.

Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более привлекательной.

Какие же действия учителя позволяют развивать и формировать универсальные учебные действия?

1. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

2. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

3. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

5. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

6. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

7. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

8. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

Таким образом, развитие учащихся в процессе формирования УУД, может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.

Источник

Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативных компетенций

Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения.

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно компетентной личности.
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется.

В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть картинку В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Картинка про В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий

Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Для формирования коммуникативных навыков необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в общении. Учиться общению, общаясь, – вот основная характеристика коммуникативности. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса. Для этого в современной практике преподавания эффективно применяются различные варианты обучения, которые способствуют привлечению учащихся в интерактивную совместную деятельность на уроках.
Совместная деятельность в обучении присуща обучению по определению.

В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть картинку В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Картинка про В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий

В определениях подчёркивается наличие совместной деятельности учителя и учащихся, абсолютно необходимой в силу двустороннего характера процесса обучения. Но в этих определениях никак не обозначается необходимость совместной деятельности учащихся друг с другом.
Совместная деятельность – деятельность, которая осуществляется несколькими людьми “вместе”.

В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть картинку В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Картинка про В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий

Структура совместной деятельности складывается, функционирует и развивается через взаимодействие между отдельными её участниками. Без взаимодействия нет и совместной деятельности. Оптимальным типом взаимодействия в совместной деятельности является сотрудничество.

В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть картинку В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Картинка про В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий

Слово “сотрудничество” содержит приставку “со”, которая “подчеркивает наличие обобщения при взаимодействии того, к чему она “приставлена”. Значит сотрудничество – это, буквально, взаимодействие труда действующих вместе людей, то есть их совместная деятельность.
Главная идея обучения в сотрудничестве – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы. В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.
Сотрудничество позволяет добиваться наилучших результатов в совместной деятельности учащихся. Поэтому, говоря о совместной деятельности или взаимодействии, я имею в виду именно сотрудничество младших школьников.

В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть картинку В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Картинка про В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий

Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разных задач обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактической роли каждого из них позволяет добиваться действительно высоких результатов.
Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Здесь важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Дети учатся вместе работать, учиться, творить, быть готовыми придти друг другу на помощь.
Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Он предусматривает совокупность некоторых приемов, объединенных общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, которая позволяет реализовать основополагающие принципы данного метода.

В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть картинку В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Картинка про В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий

В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть картинку В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Картинка про В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий

Существует несколько вариантов обучения в сотрудничестве.

В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть картинку В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Картинка про В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий

1. Student Team Learning (STL, обучениевкоманде). STL уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой / проблемой / вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.
Вкратце STL сводится к трем основным принципам:

В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть картинку В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Картинка про В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий

Разработано четыре варианта STL (работы в команде).

В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть картинку В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Картинка про В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий

Два из них могут использоваться применительно к любому школьному предмету и любой ступени обучения:

    совместная деятельность в малых группах (предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

    деятельность в командах на основе игры, турнира. Разновидностью такой организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Учитель объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами.

    Другие два варианта в большей мере предназначены для конкретного предмета и конкретного возраста учащихся:

    индивидуализация обучения в командах. Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя свою работу

    обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению. Предназначено для начальной школы. Работа может быть организована по-разному. В группе из четырех человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу; составляют план пересказа, излагают прочитанное и т.д.

    Другой подход в организации совместной деятельности условно называется «Пила» (название Jigsaw ввел Э.Аронсон в 1978 году).

    В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть картинку В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Картинка про В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий

    На этапе творческого применения языкового материала учащиеся подразделяются на “Home Groups” (первоначальные группы). Количество учащихся в таких группах зависит от количества предлагаемых текстов. Каждый из учеников выбирает один из предложенных текстов и выполняет задания, относящиеся к нему. Цель работы на данном этапе – самостоятельное ознакомление с текстом с целью общего охвата содержания, полного понимания или извлечения конкретной информации (цель может варьироваться в разных текстах) и выполнение заданий, связанных с проверкой понимания прочитанного.
    Второй этап работы проходит в “Expert Groups” (экспертных группах). Все учащиеся, которые работали над первым текстом, собираются в одну группу, учащиеся, которые работали над вторым текстом – в другую группу, учащиеся, которые работали над третьим текстом – в третью группу.

    Третий этап работы – возвращение учащихся в свои первоначальные группы (Ноme Groups), где они но очереди пересказывают свои тексты. Цепь работы на данном этапе – каждый учащийся должен не только познакомить других членов группы с содержанием своего текста, но и помочь им осознать его.
    После того, как выскажутся все ученики, они должны обсудить и суммировать всю полученную информацию. В конечном результате этой интерактивной деятельности учащихся на уроке, учитель может задать любому ученику и группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается.

    Обучение в сотрудничестве под девизом «Учимся вместе» (Learning Together) как один из вариантов обучения в сотрудничестве был разработан в университете Минессота в 1987 г.

    В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть картинку В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Картинка про В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий

    Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы по 3–5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате интерактивной деятельности учащихся происходит усвоение материала в полном объеме. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания: отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. (Приложение. Тема «Природные зоны нашей Родины»)

    В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Смотреть картинку В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Картинка про В процессе чего учащегося формируется система совместных действий. Фото В процессе чего учащегося формируется система совместных действий

    Таким образом, учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу.

    Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам, общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Совместная деятельность наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным. Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки

    Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, следует структурировать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия. Чтобы работа учащихся в группе была эффективной и действительно совместной, необходимо обеспечить условия, которые помогли бы реально создать эту взаимозависимость учащихся друг от друга. Далее необходимо предусмотреть разнообразные и достаточно действенные способы стимулирования совместной деятельности, достижения значимых для всей группы результатов.

    Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно, и должно стать одной из стратегических целей учителя.

    Именно соблюдение этих требований приближает учащихся к самостоятельным формам учения, овладение которыми может характеризовать школьника как субъекта учебной деятельности.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *