В постановочном номере обязательно наличие чего

Кое-что о режиссуре театральных и театрализованных представлений

В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чегоЕсть такая специальность как «режиссура театральных (театрализованных) представлений». Считается, что она – не очень серьезная. Это же не драматический театр, наконец. Это такое сценическое шоу, очень близкое к понятию «режиссура праздников». Недаром в некоторых вузах специальность так и называется: «режиссура театрализованных представлений и праздников». И в массовом сознании эти две области – сходятся воедино, образуя этакий маскультовый сценический винегрет. И отношение к подобной режиссуре не у всех серьезное.

Хотя, надо сказать, что ничего особенно легкого или искрометного в режиссуре театральных (театрализованных) представлений – нет. Это такое же ремесло, в некоторых случаях гораздо более сложное, чем режиссура театра и кино. Почему? Давайте разберемся.

В идеале, конечно, каждый режиссер театральных (театрализованных) представлений должен создавать постановочный номер (или номера), исходя из собственного ощущения жизни. В этом, кстати говоря, еще одна сложность, ибо у режиссера театральных спектаклей – богаче палитра жанровых и выразительных средств. Он может взять и такую красочку, и такую. А театрализованные представления – жанр по определению – легкий. То есть, грустно там быть не должно. Может, но только очень местами. И немного так…

Как же сделать так, чтобы было легко и одновременно – глубоко по мысли? Тут нет четких рецептов. Хотя – есть один. Некий универсальный залог качественного результата. И он зовется…

Потому что постановка театрализованных представлений обычно осуществляется в сжатые сроки, и попросту «нет времени на раскачку». Композитор должен заранее понимать, какую музыку использовать, хореограф должен понимать, какой пластический рисунок нужно создавать. Художник (сценограф) – должен знать, какое будет оформление сцены. Помощник режиссера (а таковой непременно должен быть) – должен понимать, где и как достать определенные предметы декорации и реквизита, как организовать отдельные моменты постановочного процесса, чтобы объединить необходимых участников. В идеале, конечно, в команде режиссера театрализованных представлений должен быть звукорежиссер и мастер по свету, однако, во многих случаях этого не происходит. А жаль. Ибо в сценической постановке не бывает мелочей. Каждый – на вес золота.

Важно, чтобы команда режиссера театрализованных представлений могла работать с разными жанрами, порой, и с экспериментальными. Это расширяет спектр возможностей и создает вариативность (гибкость) подходов.

Но главное – чтобы команда режиссера театрализованных представлений говорила на одном творческом языке. Это самое важное. Чтобы каждый участник команды мог практически без слов понять, что нужно делать. Ведь команда – это не тогда, когда люди работают вместе. Это наличие универсального коллективного взаимопонимания. Команда есть, когда каждый понимает другого, когда не надо объяснять. Это, кстати, относится к любым творческим акциям, требующим коллективного исполнения.

Помните, что Вы знаете и понимаете не все в этом мире. Да, у Вас внутри есть какая-то картинка. Но это общая картинка. Вам нужно уметь доверять Вашим единомышленникам. Я помню, как я однажды делал театральный спектакль. И я не знал, какую музыку использовать на «основную» тему. Мой композитор Андрей Чанцев – предложил одну мелодию. Мне она не понравилась, я считал, что она не слишком выразительна.

Шло время, спектакль близился к завершению. А музыкальная тема все не находилась и не находилась. Я облазил весь Интернет, прослушал свои старые записи (а я коллекционирую разную музыку). Все было тщетно. Никакой подходящей музыки я не находил. И когда почти все было готово, и наступил момент снова обратиться к музыкальному озвучиванию – я опять вернулся к музыке, предложенной ранее композитором. И – о чудо! – она оказалась именно тем, что было нужно. «Налезла» на мой спектакль, как костюм на фигуру.

Бывает и наоборот. Музыка становится побуждающим стимулом, смыслом создания театрального (театрализованного) номера, спектакля, шоу.

У меня такое тоже было. Как-то раз мне нужно было сделать небольшой номер для отчетного концерта Дворца молодежи Подольска. Я стал думать над концепцией номера, но в голову ничего не приходило. Как-то раз вечером я сел и послушал свою любимую музыку, записанную на компьютер. Мое внимание привлекла композиция, которая мне всегда очень нравилась. Но я ее как-то забыл. И услышал, когда слушал многие треки – в тот момент вечером. Я вдруг понял, что хочу сделать что-то сценическое под этот музыкальный орнамент.

И я стал слушать эту музыку все больше и больше – и стал представлять. Важно помнить, что есть три структурных составляющих любой музыки, «диктующих» образ любого сценического (постановочного) номера:

В тот момент мне «сделали номер» все эти три компонента. Номер прошел «на ура». Но в его основе «лежала» музыка.

Надеюсь, что этот небольшой рассказ, так или иначе, был Вам полезен.

Источник

декорации и элементы декораций;

различные виды растений;

мебель; электроприборы;

– разрабатывает и организует подготовку СПС художественно- постановочная группа под руководством художника – постановщика и художника – декоратора.

реквизит: личный, игровой, обстановочный, исходящий;

игровой транспорт: гужевой, вело-мото, автомобильный, железнодорожный,

водный и воздушный;

муляжи;

Формы приобретения СПС: покупка, аренда, изготовление.

Выбор формы приобретения зависит от наличия и стоимости. Осуществляется назначенными ответственными организаторами и исполнителями за наличный или безналичный расчеты на основании утвержденной сметы с обязательным учетом, контролем и устройством мест для хранения.

утвержденный киносценарий;

производственный анализ – список персонажей, список объектов, список сцен; режиссёрский сценарий;

производственно-техническая разработка сцен;

постановочный проект;

художественное решение режиссёра-постановщика;

художественное решение художника по костюмам;

художественное решение художника-гримера;

предложение ассистента по реквизиту;

согласованный и утвержденный список реквизита;

продюсерское решение;

календарный план съёмочного периода;

лимит затрат;

утвержденные сметы департаментов;

календарный план работ в подготовительном периоде;

календарно – постановочный план; генеральная смета.

Организационные и управленческие мероприятия при подготовке СПС:

разработка исполнителями сценарного материала и согласование решений с режиссером – постановщиком и исполнительным продюсером;

оптимизация и уточнение целесообразности предлагаемых решений;

организация вспомогательных помещений для хранения СПС – костюмерной, реквизиторской и др.;

выбор и утверждение форм приобретения;

взаимодействие со студиями и агентствами по предоставлению в аренду различных видов реквизита, игрового транспорта и животных;

своевременное выделение финансовых средств для приобретения СПС;

учет и контроль приобретенных СПС;

подготовка и подписание контрактов аренды или изготовления СПС;

ТЕМА 38. Календарно-постановочный план. Значение КПП в организации и управлении производственным процессом и организации взаимодействия между департаментами съёмочной группы.

Исполнители: второй режиссер при участии руководителей съёмочной группы и департаментов.

Календарно-постановочный план – главный организационно-управленческий директивный документ, содержащий в себе производственную стратегию и тактику съёмочного периода с указанием сроков и способов реализации. КПП является основой для расчета генеральной сметы проекта и оперативного планирования в съёмочном периоде.

Информационная и нормативная основа планирования:

киносценарий, производственный анализ, календарный план съёмочного периода;

режиссерский сценарий, графическая раскадровка сценария, производственно-техническая разработка сцен, утвержденные объекты, актёрский график внешней занятости, постановочный проект, установленный формат фильма, выраженный полезным метражом; утвержденный или расчетный норматив выработки полезного метража в съёмочную смену;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Создание драматургии номера и постановочная работа часто представляют собой единый и неразрывный процесс.

Стр.98

Это положение еще раз подчеркивает некоторые особенности, которые для режиссера эстрады являются определяющими, обяза­тельными в творческом процессе, а для других режиссерских специа­лизаций (например, для режиссера драмы) — второстепенными, не главными, а только сопутствующими.

Как известно, принцип разделенности работы автора и режис­сера в театре — закономерность: драматург написал пьесу, а режис­сер осуществляет постановку. Такой же принцип существует отча­сти и в речевых жанрах эстрады. Но как показывает практика, в ог­ромном большинстве жанров режиссер эстрадных номеров почти всегда совмещает работу и автора сценария, и режиссера номера.

Важным профессиональным качеством режиссера эстрады является «чувство сценарности», то есть умение инсценировать не только раз­личные жанры литературы и музыки, но и жизненные явления, факты и события и придавать им лаконичную драматургическую форму в кратких временных рамках эстрадного номера.

1. Штокбант И. Эстрадный номер // Актуальные проблемы воспитания актерских и ре­жиссерских кадров эстрады в пузе. Л., 1987. С. 70.

4. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. М., 1985. С. 7-8.

5. Серова С. Анна Редель и Михаил Хрусталев. М., 1981. С. 63.

6. Деммеии Е. Петрушки на эстраде // Призвание — кукольник. Л., 1986. С. 73. 7. 7. 7. Шереметьевская Я. Танец на эстраде. С. 8.

8. Виноградский И. Магический кристалл. С.

9. Штокбант И. Эстрадный номер. С. 69.

теоретических дисциплин на кафедре эстрадного искусства ЛГИТМиК // Актуальные

проблемы воспитания актерских и режиссерских кадров эстрады в вузе. Л., 1987.

11. Шереметьевская Н. Эйфман Б. // Эстрада России. XX век. С. 757.

12. Макаров С. Клоунада мирового цирка. История и репертуар. М., 2001. С. 256-258.

13. Каштелян С. Новизна и оригинальность прежде всего // Советская эстрада и цирк.

Стр. 99

ГЛАВА 6

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДРАМАТУРГИИ ЭСТРАДНОГО НОМЕРА

Специфику драматургии номера в театре миниатюр, где пред­ставлены самые разные эстрадные жанры, точно определил Аркадий Райкин: «Материал должен быть актуальным, лаконичным, образ­ным, смешным и в то же время облагораживать душу и сознание зрителя. Как мы представляли себе, сумма этих качеств в те или иные

годы — величина переменная.

содержание номера, выраженное в сценарии, вся жизнь персонажей в номере не есть прямое отражение явлений, происходящих в жизни, а особая, вымышленная драматургом «эстрадная» жизнь в жанре вы­ступления определенного артиста.

Стр.100

Структура драматургического построения эстрадного номера, вне зависимости от его жанра, имеет ряд общих специфических осо­бенностей, которые и будут рассмотрены в данной главе.

Практика показывает: построение любого типа эстрадного пред­ставления основывается на его главном содержании — номере, со­став из которых определяет, в конечном итоге, качество концерта. Можно с уверенностью определить: искусство эстрады — это искус­ство номера.

Художественная структура эстрадного номера сложна и разнообразна. Специфика драматургии эстрадного номера, с одной стороны, обуслов­ливается особенностями его художественной структуры, с другой, — яв­ляется элементом, во многом эту структуру формирующую.

Рассмотрим подробнее эти особенности художественной струк­туры номера, которые принято классифицировать как его признаки, то есть безусловные, неоспоримые принципы эстрадного искусства, которые во многом определяют закономерности структурного пост­роения драматургии номера.

В признаках понятия «номер» на первом месте стоят ограничен­ные временные рамки выступления артиста (артистов).

Эмпирически сложилось правило, что номер обычно укладывает­ся в 10 минут. Это верхний предел, а оптимальное время — 6 минут.

Стр. 101

Драматургия номера требует максимальной концентрации содержания и соответствующего предложения выразительных средств, через кото­рые это содержание раскрывается.

Кратковременность номера, высокая мера условности требуют уже в процессе создания замысла, написания сценария — пропускать, отсекать (по сравнению с некоторыми драматическими спектакля­ми) излишние психологические оправдания и мотивировки, ненуж­ные правдоподобия, натуралистические подробности и приметы быта. Деформируется в номере и понятие «время».

Публика, пришедшая на концерт, изначально настроена на посто­янную смену впечатлений, сюжетов, артистов, ритмов, выразительных средств, то есть — на постоянную смену номеров. Выдающиеся арти­сты прекрасно знают этот закон своего искусства и практически ни­когда не идут на затягивание номера. Даже в таких разновидностях жанров речевого рода, как монолог и фельетон, которые более других

Стр.102

жанров «склонны» к затяжкам, артисты и режиссеры стараются со­кратить не в меру длинные произведения эстрадных авторов.

Специфика построения драматургии эстрадного танца и вообще любого эстрадного номера, заключается в мгновенном эмоциональном воздей­ствии на зрителя. Она должна дать возможность исполнителю осуще­ствить эту мощную и моментальную эмоциональную атаку

Это высказывание мастера эстрады подчеркивает не только фор­мальную сторону признака кратковременности, но заостряет внима­ние на том, что в непродолжительные минуты эстрадник как бы прес­сует содержательные и эмоциональные элементы своего выступле­ния, что подводит к пониманию одного из существенных принципов драматургической структуры номера.

В истории эстрады есть примеры номеров длительностью и ме­нее 3-х минут. Эти случаи обусловлены двумя факторами: жанро­вым своеобразием и выдающимся талантом артистов, которые мо­гут средствами своего искусства за очень короткое время создать емкий, эмоциональный, сильный образ.

Одним из самых ярких примеров такого рода является панто­мимический номер Марселя Марсо «Юность, Зрелость, Старость, Смерть», созданный великим французским артистом в 1946 году.

Еще раз подчеркнем: эта миниатюра глубокого философского со­держания длилась 1 минуту 40 секунд.

Стр.103

Таким образом, один из основных принципов драматургии номера: уло­жить замысел в ограниченный отрезок времени, спрессовать смысло­вое содержание и эмоциональную выразительность.

Второй важный принцип: создание самостоятельного и закончен­ного произведения.

Если предложен некий сценарий, который в своем воплощении может идти только в каком-то конкретном спектакле, в специальной программе, на особой площадке; если его содержание понятно зри­телю только в общем контексте программы или спектакля, — то та­кой сценарий не отвечает требованиям эстрадного искусства.

Организация художественной структуры эстрадного номера та­кова, что он, как самостоятельное и законченное произведение ис­кусства, может играться на любой площадке, практически в любых условиях (подобно тому, как произведение живописи может быть выставлено в разных залах, представлено в контексте разных вер­нисажей). Кроме того, принцип самостоятельности и законченности обусловлен обстоятельствами окружения, в котором играется но­мер, — ярмарка, праздник, пиршество, и т. д.

Эти факторы обосновывают еще один признак номера — мобиль­ность, который учитывается уже на этапе создания сценария. Из него вытекает следующий принцип построения драматургической струк­туры: номер всегда мобилен, то есть обладает способностью к неза­труднительному перемещению с одной площадки на другую. Поэто­му в сценарий не закладывается использование декораций, только иногда их элементов; то же самое относится к громоздкой аппарату­ре и реквизиту. Но мобильность номера не только в этом. В художе­ственной структуре номера термин «мобильность» несет в себе еще и важный сущностный смысл.

Дело в том, что эстрадный номер, как правило, может несколько видоизменяться, в определенных пределах трансформироваться в за­висимости от размера, состояния и типа эстрадной площадки, соста­ва и численности публики, перед которой выступает артист. Таким образом, речь идет о внутренней, содержательной мобильности номе­ра. Это обстоятельство должно учитываться в сценарии.

Драматургическая структура номера должна иметь определенный про­стор, «воздух», который давал бы артисту возможность импровизиро­вать в рамках сценария.

Иногда эстраду называют искусством малых форм. Под этим термином чаще всего подразумевают внешний признак, временные

Стр.104

рамки номера. Но можно ли назвать «малой» содержательную часть этой формы? С одной стороны, «В Греческом зале» М. Жванецкого в исполнении А. Райкина — малая форма, вернее короткая. С дру­гой стороны, за этим блицем виден потрясающей силы образ спив­шегося народа, встает трагедия нации! Такой силы образ не всегда встретишь и в большом произведении.

Этот пример дает понять, что речь идет не о «малости», а о со­знательном сужении темы, об ограничении ее, то есть — о концент­рированное™, спрессованности, или, как принято говорить в отно­шении эстрады, — о локализации.

Принцип лаконизма объединяет большинство признаков эстрад­ного номера, которые перечислены выше: краткость, самостоятель­ность, законченность.

В музыке — в сонатной форме — существует главная и побоч­ная тема. В литературе — основная и побочная сюжетные линии. По­добное построение драматургической структуры номера невозмож­но — оно лаконично по своей природе. Поэтому, думается, правиль­нее было бы называть эстраду искусством лаконичных форм, ибо такая формулировка точнее определяет как формальные, так и со­держательные признаки.

Лаконичность проявляется и в подаче темы, и в отборе вырази­тельных средств. Именно поэтому на эстраде огромное значение имеет яркая красноречивая деталь.

Осознанная лаконичность в отборе выразительных средств, специаль­ное сужение темы, концентрация внимания на детали — определяющие принципы драматургической структуры эстрадного номера.

Лаконичность проявляется даже в таком формальном признаке, как количество исполнителей — не более четырех человек*. Однако бывают зрелища, формально обладающие признаками эстрадного номера, но занято в них гораздо больше четырех исполнителей.

* Такое условие содержалось практически во всех положениях о всесоюзных и все­российских конкурсах артистов эстрады.

Стр.105

Эстрада ли это? Безусловно. Но это уже не эстрадный номер в стро­гом понимании, а аттракцион или развернутая интермедия.

И. Шароев чрезвычайно точно назвал одну из своих книг «Мно­голикая эстрада». У эстрады действительно очень много граней, форм, разновидностей. Иногда кажется, что в ней нет никаких пра­вил, а лишь одни исключения — настолько различны ее проявления.

Например, в большом праздничном концерте играет симфони­ческий оркестр, но исполняет не симфонию, а небольшое произве­дение. В подобном концерте могут сменять друг друга солисты-ин­струменталисты, оперные певцы, артисты классического балета, филармонические чтецы. И все они исполняют короткие произве­дения, фрагменты крупных форм — арию из оперы, сцену из балета, отрывок из поэмы, драматические артисты могут сыграть инсцени­рованный рассказ А. Чехова или сцену из спектакля.

Эстрадный концерт может состоять не только из собственно эст­радных номеров. Терминологическая неопределенность здесь возни­кает от слова «эстрадный»: если к существительному концерт добав­ляется прилагательное эстрадный, то, следуя этой формальной ло­гике, и номера в нем определяются как эстрадные.

Эстрадный номер может существовать самостоятельно или в эст­радном концерте, но эстрадный концерт не обязательно состоит из

Стр.106

одних только эстрадных номеров. В него могут входить номера и фи­лармонических жанров — художественное чтение, сцена из драма­тического спектакля, исполнение классических музыкальных про­изведений (вокальное и инструментальное).

Короткие выступления в эстрадном концерте, не обладающие комплек­сом внутренних и внешних признаков эстрадного номера, правильнее называть концертными номерами.

Можно, к примеру, исполнить «Чардаш» на кларнете. Но если во время исполнения кларнет разбирается до тех пор, пока не оста­ется только один мундштук, — это уже эстрадный номер в жанре му­зыкальной эксцентрики. То же самое относится к исполнению этого произведения, например, на пиле.

В качестве примера, объясняющего разницу между концертным и эстрадным исполнительством, можно привести даже дирижерское искусство: «Издавна сложился классический образ дирижера сим­фонического оркестра: он весь в музыке, он священнодействует.

Эстрадный музыкант-инструменталист не просто исполняет про­изведение — он соответствующим образом преподносит его зритель­ному залу, духовно проживает его вместе с инструментом, ведет сво­его рода музыкальный рассказ для публики, вступая с ней в общение.

Стр. 107

Так, к примеру, исполнял свой знаменитый номер «Жаворонок» на концертино известный в 60-70-х годах прошлого века артист ленин­градской эстрады А. Осипов.

Источник

II. МОНТАЖ АТТРАКЦИОНОВ

В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чего В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чего В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чего В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чего

В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чего

В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чего

Употребляется впервые. Нуждается в пояснении.

Чувственный и психологический, конечно, в том понимании непосредственной действительности, как ими орудует, напр[имер], театр Гиньоль 12 : выкалывание глаз или отрезывание рук и ног на сцене, или соучастие действующего на сцене по телефону в кошмарном происшествии за десятки верст, или положение пьяного, чувствующего приближение гибели, и просьбы о защите которого принимаются за бред, а не в плане развертывания психологических проблем, где аттракционом является уже самая тема как таковая, существующая и действующая и вне данного

20 Монтаж аттракционов

действия при условии достаточной злободневности. (Ошибка, в которую впадает большинство агиттеатров, довольствуясь аттракционностью только такого порядка в своих постановках.)

Путь, совершенно высвобождающий театр из-под гнета до сих пор решающей, неизбежной и единственно возможной «иллюзорной изобразительности» и «представляемости», через переход на монтаж «реальных деланностей», в то же время допуская вплетание в монтаж целых «изобразительных кусков» и связно сюжетную интригу, но уже не как самодовлеющее и всеопределяющее, а как сознательно выбранный для данной целевой установки сильнодействующий аттракцион, поскольку не

В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чего

1. Экспозитивный монолог героя.
2. Кусок детективной фильмы:

22 Монтаж аттракционов

Источник

в постановочном номере обязательно наличие

Кое-что о режиссуре театральных и театрализованных представлений

В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чегоЕсть такая специальность как «режиссура театральных (театрализованных) представлений». Считается, что она – не очень серьезная. Это же не драматический театр, наконец. Это такое сценическое шоу, очень близкое к понятию «режиссура праздников». Недаром в некоторых вузах специальность так и называется: «режиссура театрализованных представлений и праздников». И в массовом сознании эти две области – сходятся воедино, образуя этакий маскультовый сценический винегрет. И отношение к подобной режиссуре не у всех серьезное.

Хотя, надо сказать, что ничего особенно легкого или искрометного в режиссуре театральных (театрализованных) представлений – нет. Это такое же ремесло, в некоторых случаях гораздо более сложное, чем режиссура театра и кино. Почему? Давайте разберемся.

В идеале, конечно, каждый режиссер театральных (театрализованных) представлений должен создавать постановочный номер (или номера), исходя из собственного ощущения жизни. В этом, кстати говоря, еще одна сложность, ибо у режиссера театральных спектаклей – богаче палитра жанровых и выразительных средств. Он может взять и такую красочку, и такую. А театрализованные представления – жанр по определению – легкий. То есть, грустно там быть не должно. Может, но только очень местами. И немного так…

Как же сделать так, чтобы было легко и одновременно – глубоко по мысли? Тут нет четких рецептов. Хотя – есть один. Некий универсальный залог качественного результата. И он зовется…

Потому что постановка театрализованных представлений обычно осуществляется в сжатые сроки, и попросту «нет времени на раскачку». Композитор должен заранее понимать, какую музыку использовать, хореограф должен понимать, какой пластический рисунок нужно создавать. Художник (сценограф) – должен знать, какое будет оформление сцены. Помощник режиссера (а таковой непременно должен быть) – должен понимать, где и как достать определенные предметы декорации и реквизита, как организовать отдельные моменты постановочного процесса, чтобы объединить необходимых участников. В идеале, конечно, в команде режиссера театрализованных представлений должен быть звукорежиссер и мастер по свету, однако, во многих случаях этого не происходит. А жаль. Ибо в сценической постановке не бывает мелочей. Каждый – на вес золота.

Важно, чтобы команда режиссера театрализованных представлений могла работать с разными жанрами, порой, и с экспериментальными. Это расширяет спектр возможностей и создает вариативность (гибкость) подходов.

Но главное – чтобы команда режиссера театрализованных представлений говорила на одном творческом языке. Это самое важное. Чтобы каждый участник команды мог практически без слов понять, что нужно делать. Ведь команда – это не тогда, когда люди работают вместе. Это наличие универсального коллективного взаимопонимания. Команда есть, когда каждый понимает другого, когда не надо объяснять. Это, кстати, относится к любым творческим акциям, требующим коллективного исполнения.

Помните, что Вы знаете и понимаете не все в этом мире. Да, у Вас внутри есть какая-то картинка. Но это общая картинка. Вам нужно уметь доверять Вашим единомышленникам. Я помню, как я однажды делал театральный спектакль. И я не знал, какую музыку использовать на «основную» тему. Мой композитор Андрей Чанцев – предложил одну мелодию. Мне она не понравилась, я считал, что она не слишком выразительна.

Шло время, спектакль близился к завершению. А музыкальная тема все не находилась и не находилась. Я облазил весь Интернет, прослушал свои старые записи (а я коллекционирую разную музыку). Все было тщетно. Никакой подходящей музыки я не находил. И когда почти все было готово, и наступил момент снова обратиться к музыкальному озвучиванию – я опять вернулся к музыке, предложенной ранее композитором. И – о чудо! – она оказалась именно тем, что было нужно. «Налезла» на мой спектакль, как костюм на фигуру.

Бывает и наоборот. Музыка становится побуждающим стимулом, смыслом создания театрального (театрализованного) номера, спектакля, шоу.

У меня такое тоже было. Как-то раз мне нужно было сделать небольшой номер для отчетного концерта Дворца молодежи Подольска. Я стал думать над концепцией номера, но в голову ничего не приходило. Как-то раз вечером я сел и послушал свою любимую музыку, записанную на компьютер. Мое внимание привлекла композиция, которая мне всегда очень нравилась. Но я ее как-то забыл. И услышал, когда слушал многие треки – в тот момент вечером. Я вдруг понял, что хочу сделать что-то сценическое под этот музыкальный орнамент.

И я стал слушать эту музыку все больше и больше – и стал представлять. Важно помнить, что есть три структурных составляющих любой музыки, «диктующих» образ любого сценического (постановочного) номера:

В тот момент мне «сделали номер» все эти три компонента. Номер прошел «на ура». Но в его основе «лежала» музыка.

Надеюсь, что этот небольшой рассказ, так или иначе, был Вам полезен.

II. МОНТАЖ АТТРАКЦИОНОВ

В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чего В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чего В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чегоВ постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чего

В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чего

В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чего

Употребляется впервые. Нуждается в пояснении.

Чувственный и психологический, конечно, в том понимании непосредственной действительности, как ими орудует, напр[имер], театр Гиньоль 12 : выкалывание глаз или отрезывание рук и ног на сцене, или соучастие действующего на сцене по телефону в кошмарном происшествии за десятки верст, или положение пьяного, чувствующего приближение гибели, и просьбы о защите которого принимаются за бред, а не в плане развертывания психологических проблем, где аттракционом является уже самая тема как таковая, существующая и действующая и вне данного

20 Монтаж аттракционов

действия при условии достаточной злободневности. (Ошибка, в которую впадает большинство агиттеатров, довольствуясь аттракционностью только такого порядка в своих постановках.)

Путь, совершенно высвобождающий театр из-под гнета до сих пор решающей, неизбежной и единственно возможной «иллюзорной изобразительности» и «представляемости», через переход на монтаж «реальных деланностей», в то же время допуская вплетание в монтаж целых «изобразительных кусков» и связно сюжетную интригу, но уже не как самодовлеющее и всеопределяющее, а как сознательно выбранный для данной целевой установки сильнодействующий аттракцион, поскольку не

В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чего

1. Экспозитивный монолог героя.
2. Кусок детективной фильмы:

22 Монтаж аттракционов

С чего начать постановку номера?

С чего начать: движения, музыка или костюм?

В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чего

В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чего

Первое, что вы делаете при выборе музыки, опираетесь на собственные ощущения. Я рекомендую выбрать не менее 20-25 музыкальных композиций, которые вам нравятся. Дальше композиции нужно будет расставлять в определенном порядке и сводить. Здесь вы можете обратиться к специалисту, либо попробовать сделать это самим. Сейчас в интернете есть огромное количество программ, вы сможете достаточно просто самому свести музыку.

Ориентируйтесь на то, чтобы мелодия переходила одна в другую. У меня обычно каждая композиция длится 1,5-2 минуты. Это не просто три песни по 5 минут, которые мы соединили в одну. Если у нас будет по 1-2 минуте, то как раз 20-25 композиций за номер и проиграется. На интерактив можно оставлять какую-то одну длительную композицию.

В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чего

Понятно, что пузыри непредсказуемы. Какой-то пузырь начнете надувать, а он раз и лопнул, придется переделывать, потратить еще какое то время. Поэтому мы не говорим так: под этот 20-секундный кусок музыки я должен дуть только вот такие пузыри. импровизация приветствуется.

Просто имейте в виду, что за временные рамки блока выходить не стоит. Особенно это касается новичков. Потому что им тяжело считать, сколько времени они уже отработали, сколько времени им еще надо работать. Чем больше будет подблоков, тем будет проще.

Можете, например, разбить блоки так: работа ракеткой 10 см, работа ракеткой 20 см (Реквизит, ракетка 20 см). И абсолютно не надо бояться того, что в какой-то момент вы не успели показать тот или иной элемент, например, не надули гусеницу или не сделали бусы. Заканчивается музыкальная композиция по этому блоку, переходите к следующему. Постепенно к этой музыке вы привыкнете и будете четко знать, когда что делать.

Создание драматургии номера и постановочная работа часто представляют собой единый и неразрывный процесс.

Стр.98

Это положение еще раз подчеркивает некоторые особенности, которые для режиссера эстрады являются определяющими, обяза­тельными в творческом процессе, а для других режиссерских специа­лизаций (например, для режиссера драмы) — второстепенными, не главными, а только сопутствующими.

Как известно, принцип разделенности работы автора и режис­сера в театре — закономерность: драматург написал пьесу, а режис­сер осуществляет постановку. Такой же принцип существует отча­сти и в речевых жанрах эстрады. Но как показывает практика, в ог­ромном большинстве жанров режиссер эстрадных номеров почти всегда совмещает работу и автора сценария, и режиссера номера.

Важным профессиональным качеством режиссера эстрады является «чувство сценарности», то есть умение инсценировать не только раз­личные жанры литературы и музыки, но и жизненные явления, факты и события и придавать им лаконичную драматургическую форму в кратких временных рамках эстрадного номера.

1. Штокбант И. Эстрадный номер // Актуальные проблемы воспитания актерских и ре­жиссерских кадров эстрады в пузе. Л., 1987. С. 70.

4. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. М., 1985. С. 7-8.

5. Серова С. Анна Редель и Михаил Хрусталев. М., 1981. С. 63.

6. Деммеии Е. Петрушки на эстраде // Призвание — кукольник. Л., 1986. С. 73. 7. 7. 7. Шереметьевская Я. Танец на эстраде. С. 8.

8. Виноградский И. Магический кристалл. С.

9. Штокбант И. Эстрадный номер. С. 69.

теоретических дисциплин на кафедре эстрадного искусства ЛГИТМиК // Актуальные

проблемы воспитания актерских и режиссерских кадров эстрады в вузе. Л., 1987.

11. Шереметьевская Н. Эйфман Б. // Эстрада России. XX век. С. 757.

12. Макаров С. Клоунада мирового цирка. История и репертуар. М., 2001. С. 256-258.

13. Каштелян С. Новизна и оригинальность прежде всего // Советская эстрада и цирк.

Стр. 99

ГЛАВА 6

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДРАМАТУРГИИ ЭСТРАДНОГО НОМЕРА

Специфику драматургии номера в театре миниатюр, где пред­ставлены самые разные эстрадные жанры, точно определил Аркадий Райкин: «Материал должен быть актуальным, лаконичным, образ­ным, смешным и в то же время облагораживать душу и сознание зрителя. Как мы представляли себе, сумма этих качеств в те или иные

годы — величина переменная.

содержание номера, выраженное в сценарии, вся жизнь персонажей в номере не есть прямое отражение явлений, происходящих в жизни, а особая, вымышленная драматургом «эстрадная» жизнь в жанре вы­ступления определенного артиста.

Стр.100

Структура драматургического построения эстрадного номера, вне зависимости от его жанра, имеет ряд общих специфических осо­бенностей, которые и будут рассмотрены в данной главе.

Практика показывает: построение любого типа эстрадного пред­ставления основывается на его главном содержании — номере, со­став из которых определяет, в конечном итоге, качество концерта. Можно с уверенностью определить: искусство эстрады — это искус­ство номера.

Художественная структура эстрадного номера сложна и разнообразна. Специфика драматургии эстрадного номера, с одной стороны, обуслов­ливается особенностями его художественной структуры, с другой, — яв­ляется элементом, во многом эту структуру формирующую.

Рассмотрим подробнее эти особенности художественной струк­туры номера, которые принято классифицировать как его признаки, то есть безусловные, неоспоримые принципы эстрадного искусства, которые во многом определяют закономерности структурного пост­роения драматургии номера.

В признаках понятия «номер» на первом месте стоят ограничен­ные временные рамки выступления артиста (артистов).

Эмпирически сложилось правило, что номер обычно укладывает­ся в 10 минут. Это верхний предел, а оптимальное время — 6 минут.

Стр. 101

Драматургия номера требует максимальной концентрации содержания и соответствующего предложения выразительных средств, через кото­рые это содержание раскрывается.

Кратковременность номера, высокая мера условности требуют уже в процессе создания замысла, написания сценария — пропускать, отсекать (по сравнению с некоторыми драматическими спектакля­ми) излишние психологические оправдания и мотивировки, ненуж­ные правдоподобия, натуралистические подробности и приметы быта. Деформируется в номере и понятие «время».

Публика, пришедшая на концерт, изначально настроена на посто­янную смену впечатлений, сюжетов, артистов, ритмов, выразительных средств, то есть — на постоянную смену номеров. Выдающиеся арти­сты прекрасно знают этот закон своего искусства и практически ни­когда не идут на затягивание номера. Даже в таких разновидностях жанров речевого рода, как монолог и фельетон, которые более других

Стр.102

жанров «склонны» к затяжкам, артисты и режиссеры стараются со­кратить не в меру длинные произведения эстрадных авторов.

Специфика построения драматургии эстрадного танца и вообще любого эстрадного номера, заключается в мгновенном эмоциональном воздей­ствии на зрителя. Она должна дать возможность исполнителю осуще­ствить эту мощную и моментальную эмоциональную атаку

Это высказывание мастера эстрады подчеркивает не только фор­мальную сторону признака кратковременности, но заостряет внима­ние на том, что в непродолжительные минуты эстрадник как бы прес­сует содержательные и эмоциональные элементы своего выступле­ния, что подводит к пониманию одного из существенных принципов драматургической структуры номера.

В истории эстрады есть примеры номеров длительностью и ме­нее 3-х минут. Эти случаи обусловлены двумя факторами: жанро­вым своеобразием и выдающимся талантом артистов, которые мо­гут средствами своего искусства за очень короткое время создать емкий, эмоциональный, сильный образ.

Одним из самых ярких примеров такого рода является панто­мимический номер Марселя Марсо «Юность, Зрелость, Старость, Смерть», созданный великим французским артистом в 1946 году.

Еще раз подчеркнем: эта миниатюра глубокого философского со­держания длилась 1 минуту 40 секунд.

Стр.103

Таким образом, один из основных принципов драматургии номера: уло­жить замысел в ограниченный отрезок времени, спрессовать смысло­вое содержание и эмоциональную выразительность.

Второй важный принцип: создание самостоятельного и закончен­ного произведения.

Если предложен некий сценарий, который в своем воплощении может идти только в каком-то конкретном спектакле, в специальной программе, на особой площадке; если его содержание понятно зри­телю только в общем контексте программы или спектакля, — то та­кой сценарий не отвечает требованиям эстрадного искусства.

Организация художественной структуры эстрадного номера та­кова, что он, как самостоятельное и законченное произведение ис­кусства, может играться на любой площадке, практически в любых условиях (подобно тому, как произведение живописи может быть выставлено в разных залах, представлено в контексте разных вер­нисажей). Кроме того, принцип самостоятельности и законченности обусловлен обстоятельствами окружения, в котором играется но­мер, — ярмарка, праздник, пиршество, и т. д.

Эти факторы обосновывают еще один признак номера — мобиль­ность, который учитывается уже на этапе создания сценария. Из него вытекает следующий принцип построения драматургической струк­туры: номер всегда мобилен, то есть обладает способностью к неза­труднительному перемещению с одной площадки на другую. Поэто­му в сценарий не закладывается использование декораций, только иногда их элементов; то же самое относится к громоздкой аппарату­ре и реквизиту. Но мобильность номера не только в этом. В художе­ственной структуре номера термин «мобильность» несет в себе еще и важный сущностный смысл.

Дело в том, что эстрадный номер, как правило, может несколько видоизменяться, в определенных пределах трансформироваться в за­висимости от размера, состояния и типа эстрадной площадки, соста­ва и численности публики, перед которой выступает артист. Таким образом, речь идет о внутренней, содержательной мобильности номе­ра. Это обстоятельство должно учитываться в сценарии.

Драматургическая структура номера должна иметь определенный про­стор, «воздух», который давал бы артисту возможность импровизиро­вать в рамках сценария.

Иногда эстраду называют искусством малых форм. Под этим термином чаще всего подразумевают внешний признак, временные

Стр.104

рамки номера. Но можно ли назвать «малой» содержательную часть этой формы? С одной стороны, «В Греческом зале» М. Жванецкого в исполнении А. Райкина — малая форма, вернее короткая. С дру­гой стороны, за этим блицем виден потрясающей силы образ спив­шегося народа, встает трагедия нации! Такой силы образ не всегда встретишь и в большом произведении.

Этот пример дает понять, что речь идет не о «малости», а о со­знательном сужении темы, об ограничении ее, то есть — о концент­рированное™, спрессованности, или, как принято говорить в отно­шении эстрады, — о локализации.

Принцип лаконизма объединяет большинство признаков эстрад­ного номера, которые перечислены выше: краткость, самостоятель­ность, законченность.

В музыке — в сонатной форме — существует главная и побоч­ная тема. В литературе — основная и побочная сюжетные линии. По­добное построение драматургической структуры номера невозмож­но — оно лаконично по своей природе. Поэтому, думается, правиль­нее было бы называть эстраду искусством лаконичных форм, ибо такая формулировка точнее определяет как формальные, так и со­держательные признаки.

Лаконичность проявляется и в подаче темы, и в отборе вырази­тельных средств. Именно поэтому на эстраде огромное значение имеет яркая красноречивая деталь.

Осознанная лаконичность в отборе выразительных средств, специаль­ное сужение темы, концентрация внимания на детали — определяющие принципы драматургической структуры эстрадного номера.

Лаконичность проявляется даже в таком формальном признаке, как количество исполнителей — не более четырех человек*. Однако бывают зрелища, формально обладающие признаками эстрадного номера, но занято в них гораздо больше четырех исполнителей.

* Такое условие содержалось практически во всех положениях о всесоюзных и все­российских конкурсах артистов эстрады.

Стр.105

Эстрада ли это? Безусловно. Но это уже не эстрадный номер в стро­гом понимании, а аттракцион или развернутая интермедия.

И. Шароев чрезвычайно точно назвал одну из своих книг «Мно­голикая эстрада». У эстрады действительно очень много граней, форм, разновидностей. Иногда кажется, что в ней нет никаких пра­вил, а лишь одни исключения — настолько различны ее проявления.

Например, в большом праздничном концерте играет симфони­ческий оркестр, но исполняет не симфонию, а небольшое произве­дение. В подобном концерте могут сменять друг друга солисты-ин­струменталисты, оперные певцы, артисты классического балета, филармонические чтецы. И все они исполняют короткие произве­дения, фрагменты крупных форм — арию из оперы, сцену из балета, отрывок из поэмы, драматические артисты могут сыграть инсцени­рованный рассказ А. Чехова или сцену из спектакля.

Эстрадный концерт может состоять не только из собственно эст­радных номеров. Терминологическая неопределенность здесь возни­кает от слова «эстрадный»: если к существительному концерт добав­ляется прилагательное эстрадный, то, следуя этой формальной ло­гике, и номера в нем определяются как эстрадные.

Эстрадный номер может существовать самостоятельно или в эст­радном концерте, но эстрадный концерт не обязательно состоит из

Стр.106

одних только эстрадных номеров. В него могут входить номера и фи­лармонических жанров — художественное чтение, сцена из драма­тического спектакля, исполнение классических музыкальных про­изведений (вокальное и инструментальное).

Короткие выступления в эстрадном концерте, не обладающие комплек­сом внутренних и внешних признаков эстрадного номера, правильнее называть концертными номерами.

Можно, к примеру, исполнить «Чардаш» на кларнете. Но если во время исполнения кларнет разбирается до тех пор, пока не оста­ется только один мундштук, — это уже эстрадный номер в жанре му­зыкальной эксцентрики. То же самое относится к исполнению этого произведения, например, на пиле.

В качестве примера, объясняющего разницу между концертным и эстрадным исполнительством, можно привести даже дирижерское искусство: «Издавна сложился классический образ дирижера сим­фонического оркестра: он весь в музыке, он священнодействует.

Эстрадный музыкант-инструменталист не просто исполняет про­изведение — он соответствующим образом преподносит его зритель­ному залу, духовно проживает его вместе с инструментом, ведет сво­его рода музыкальный рассказ для публики, вступая с ней в общение.

Стр. 107

Так, к примеру, исполнял свой знаменитый номер «Жаворонок» на концертино известный в 60-70-х годах прошлого века артист ленин­градской эстрады А. Осипов.

В Татарстане ввели обязательную вакцинацию некоторых категорий граждан

В Татарстане введена обязательная вакцинация от коронавируса для ряда категорий граждан. Постановление об этом подписала глава Управления Роспотребнадзора по РТ Марина Патяшина. Решение принято из-за роста заболеваемости COVID-19 в регионе.

В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чего

В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть фото В постановочном номере обязательно наличие чего. Смотреть картинку В постановочном номере обязательно наличие чего. Картинка про В постановочном номере обязательно наличие чего. Фото В постановочном номере обязательно наличие чего

В соответствии с документом, введение вакцины становится обязательным для граждан от 60 лет и старше, работников медицинских, образовательных и социальных учреждений, сотрудников транспортных организаций, промышленных, строительных, энергетических предприятий, работников АПК, правоохранительных органов, государственных и муниципальных служащих. Новые правила также касаются работающих в сфере услуг, включая торговлю, общественное питание, такси, организации ЖКХ.

Также под обязательную иммунизацию попадают работники музеев, кино, концертных и выставочных залов, библиотек, досуговых и развлекательных центров, детских лагерей, сферы туризма, сотрудники СМИ, аптек, ветеринарных клиник, гостиниц, автосервисов, служб доставки, студенты, проходящие производственную практику за пределами вузов и ссузов.

Вакцинация работников вторым компонентом должна быть обеспечена до 6 декабря. Сотрудники, не прошедшие первый этап до 9 ноября, должны быть отстранены от работы, пояснили в ведомстве. При этом постановление не затрагивает жителей, у которых документально подтверждены противопоказания к прививке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *