В постановочном номере обязательно наличие чего трюка и аттракциона
II. МОНТАЖ АТТРАКЦИОНОВ
Употребляется впервые. Нуждается в пояснении.
Чувственный и психологический, конечно, в том понимании непосредственной действительности, как ими орудует, напр[имер], театр Гиньоль 12 : выкалывание глаз или отрезывание рук и ног на сцене, или соучастие действующего на сцене по телефону в кошмарном происшествии за десятки верст, или положение пьяного, чувствующего приближение гибели, и просьбы о защите которого принимаются за бред, а не в плане развертывания психологических проблем, где аттракционом является уже самая тема как таковая, существующая и действующая и вне данного
20 Монтаж аттракционов
действия при условии достаточной злободневности. (Ошибка, в которую впадает большинство агиттеатров, довольствуясь аттракционностью только такого порядка в своих постановках.)
Путь, совершенно высвобождающий театр из-под гнета до сих пор решающей, неизбежной и единственно возможной «иллюзорной изобразительности» и «представляемости», через переход на монтаж «реальных деланностей», в то же время допуская вплетание в монтаж целых «изобразительных кусков» и связно сюжетную интригу, но уже не как самодовлеющее и всеопределяющее, а как сознательно выбранный для данной целевой установки сильнодействующий аттракцион, поскольку не
1. Экспозитивный монолог героя.
2. Кусок детективной фильмы:
22 Монтаж аттракционов
Аттракцион – это не трюк
По мнению Зары Абдуллаевой, два важных спектакля «для людей», номинированных на главную национальную премию страны «Золотая маска», – «Чук и Гек» Михаила Патласова (Александринский театр, Санкт-Петербург) и «Магазин» Эдуарда Шахова (Татарский драматический театр, Альметьевск) – рассчитаны на аудиторию, которая редко ходит в театр.
«Чук и Гек», спектакль Михаила Патласова на малой сцене Александринки, должен показываться в школах и реальных училищах (колледжах) в обязательной программе патриотического воспитания. Но его привезли в Москву на «Маску». Ввиду того, что патриотическим камланием в зомби-жанрах заняты другие наши современники (точнее, одновременники), этот важный для общества телезрителей спектакль обращен не совсем к той публике, которой он необходим. Даже если она об этом не подозревает или не согласна с его антисталинским посылом. Не зря после спектакля вспоминается реплика дяди Вани про то, что «умным известно, а глупым неинтересно». Но и не случайно рейтинг Сталина в опросах «умных и глупых» не убывает, а фильм «Смерть Сталина» был лишен прокатного удостоверения.
Казалось бы, такой спектакль, где сказочный сюжет классического рассказа Аркадия Гайдара смонтирован с дневниками писателя, с документальными свидетельствами жертв сталинских репрессий и лагерной вохры, должен был появиться в 90-е годы или в начале нулевых. Но поскольку десталинизацию, денацификацию прошляпили, приходится догонять пропущенные уроки. Домашнее задание этих уроков выполняет театр, а не общество и не наше кино. Театр, вспомнивший о своей давней миссии, вроде исчерпанной в нашем пространстве с течением временем.
«Чук и Гек» выполняет задание по профилактике, по социальной гигиене. Этот мейнстримный, доходчивый спектакль работает с историческим материалом, встраиваясь в раму политического театра, укорененного не в современном искусстве, а в традиции. Это театр для людей. Театр воздействия, то есть максимально активизирующий мозг, чувства зрителя через максимальную зрелищность, как завещал Эйзенштейн.
«Чук и Гек»
Но не так все просто в этом насущном для публики, которая его вряд ли увидит, агитспектакле. Михаил Патласов вместе драматургами Андреем Совлачковым и Алиной Шклярской, собравшими цитаты из документов сталинской и постсталинской эпох, осваивает пограничную территорию. На ней работают авторы, монтирующие вымысел с документом, игровое с неигровым, справедливо полагая, что самое конфликтное, сложное (в осмыслении жизни и судьбы) находится в пространстве промежутка. А так называемый третий смысл монтируется в сознании зрителей, чья критическая позиция формируется в столкновении фиктивного и реального опыта и персонажей, и публики.
В этом зрелище использован, с одной стороны, старый прием монтажа аттракционов и более-менее соблюден ритм расслабления зрителей и эмоционального удара по ним. Игра в простодушный детский театр чередуется с агрессивно эмоциональным текстом документов и его подачей. С другой стороны, режиссер вводит на сцену образ Гайдара, лишенный одиозности и обвинений в капитуляции режиму. Это частность, но именно она, а не монтаж советской вымышленной идиллии с кровоточащими признаниями советских людей усложняет замысел спектакля.
Воссоединяя гротескную инсценировку «рождественского» рассказа 1939 года с документальными воспоминаниями, Патласов дает актерам роли реальных людей и гайдаровских героев, сыновей советского геолога и его жены, отправившихся в далекое путешествие в тайгу. Преодолев сказочные препятствия, они встречают Новый год с вернувшимся из геологической партии отцом в избушке у черта на куличках. Традиционный театральный прием в данном случае может читаться и как внесценический комментарий к ролевому – «пластичному» – поведению человека, не только артиста.
На сцене есть и рассказчик – Гайдар (Петр Семак) в красном галстуке, в шапке бойца гражданской войны, в современном костюме, которому режиссер тоже вменяет «монтажный» конфликт. Сценический текст героя Семака строится на цитатах из «Чука и Гека», но и на дневниковых, совсем не духоподъемных, записях писателя, уже не рассказчика. То есть режиссер демонстрирует разрыв между сюжетом о мальчиках с мамой, оказавшихся в морозной глухомани, где бродят медведи в театральной шкуре, а мальчиков играют взрослые дяди, и цитатами дневниковых записей репрессированных современников сказочных героев. С другой стороны, он не то чтобы реабилитирует Гайдара, но, во всяком случае, актеру в его роли дает отчаянную реплику из дневника писателя. Патласов исключает свой голос из хора интернетовских хулителей Гайдара, не показывает «сдачу и гибель советского интеллигента».
«Чук и Гек»
В финале, выстроившись в шеренгу, актеры «от себя» и как бы от себя (пограничную территорию и тут режиссер соблюдает) рассказывают случаи из сегодняшней жизни, из своей биографии и обращаются в зал с вопросом, хочет ли кто-то сказать что-то. Это антре – рифма к избранным фрагментам мемуаров жены энкэвэдешника, других «врагов народа», не случайно, что и актеров – Жженова, Дворжецкого, Окуневской.
Отечественная (трансисторическая) двойственность, присущая всему-всему, смешивает в этом спектакле, не взбалтывая, не только фикшн с нонфикшн или противоположные роли артистов. Патласов буквализирует и метафору «мира-театра». Недаром он одевает актерам (в одном эпизоде) маски. Их глумливый гиньольный «показ» собрания/суда над невинными людьми с документальными репликами обобщает частные реальные показания в театральной стихии (форме). О чем, собственно, писал Эйзенштейн. В этом смысле можно говорить о старых приемах в новой функции. Некоторый парадокс заключается в том, что разговор о различении старых и новых приемов в наших пенатах строгим не получается. Ведь даже оптика взгляда на старую и новейшую историю страны постоянно сбивается реваншистскими приемами самого жизнеустройства.
Иной театральный образ социального высказывания представил татарский гостеатр из города Альметьевска. Спектакль Эдуарда Шахова «Магазин», поставленный по пьесе, основанной на реальных событиях и свидетельствах, казахского автора Олжаса Жанайдарова, получил массу региональных театральных премий. Две смелые, тренированные, одаренные актрисы – дебютантка Диляра Ибатуллина и звезда Мадина Гайнуллина предстают в ролях рассказчиц и персонажей.
«Магазин», режиссер Эдуард Шахов
Общественную пользу, именно так, «Магазина» и «Чука и Гека» оспорить невозможно. Эти спектакли для малой сцены – театрализованная акция протеста против большой постановки жизни, в которой все мы, так или иначе, участвуем. Мне неизвестно, пройдет ли цензуру в Казахстане «Магазин» – пьеса о рабстве, которое практикует садистка-казашка в московском магазине, истязая, доводя до самоубийства своих соплеменниц, продавая их детей на органы? Театру города Альметьевска такая «история» с реальным шлейфом прототипов была разрешена. Но это не документальный театр. Хотя текст – вполне натуралистический.
«Магазин»
Ледяные горки, прощай: сооружение горок — даже маленьких, без сертификатов и тонны документов Ростехнадзор покарает штрафом до 300 тыс. руб.
В преддверии праздников по всей России может исчезнуть одно из любимых новогодних развлечений – ледяные горки. Виной тому вновь всплывшие регламенты Гостехнадзора.
Несмотря на то, что до Нового года осталось меньше двух недель, главы муниципалитетов, предприятий, управляющих компаний и ТСЖ напуганы активностью Гостехнадзора, пишет Октагон.Медиа. Уже с начала октября чиновники стали получать письма с правилами и разъяснениями, как правильно устанавливать и эксплуатировать ледяные горки.
Теперь, чтобы поставить обычную ледяную горку, будь то городская площадь или двор дома, нужно пройти все круги бюрократического ада – соблюсти несколько сотен требований к материалам и технике безопасности, провести обязательную регистрацию и сертификацию каждого объекта, а также заплатить госпошлину.
Памятка строителям ледяных горок
После того, как вы собрали все необходимые документы, вы должны пройти сертификацию ледяной горки для подтверждения соответствия аттракциона требованиям техрегламента ЕЭС (именно из-за регламентов Евразийского экономического союза и возникли все проблемы) и ГОСТу.
При этом некоторые положения последнего выглядят довольно забавно – ледяную горку необходимо заливать исключительно питьевой водой, сама горка должна быть только прямой и не иметь изгибов.
После того, как прошли сертификацию, вам необходимо собрать еще ряд документов и обратиться в Гостехнадзор. На осмотр и регистрацию у чиновников есть целых две недели. Но даже получив все разрешительные документы, вам придется заплатить госпошлину – от 1,5 до 15 тысяч рублей в зависимости от размеров и конфигурации ледяной горки.
И все это бы звучало весело и забавно, если бы не одно но – штрафы. При нарушении, мягко говоря, непростого регламента, обычные граждане, решившие порадовать своих соседей зимним развлечением, будут оштрафованы на 1-2 тысячи рублей. Должностные лица будут обязаны выплатить 10-20 тысяч, а предприниматели, не зарегистрированные в качестве юрлиц – 20-30 тысяч рублей. Как всегда, самое суровое наказание предусмотрено для действующих юридических лиц, они могут лишиться от 100 до 300 тысяч рублей.
Кроме того, если по вине ледяной горки будет причинен вред жизни и здоровью граждан, нанесен ущерб собственности (как государственной, так и частной), а также окружающей среде (куда включили, в том числе, животных) сумма штрафа автоматически увеличивается в 2 раза.
Как так вышло
Как обычно все получилось не случайно, к данному решению привели сразу несколько принятых регламентов и документов, начиная с 2016 года – тогда летом Минпромторг распространил указ — правда, для добровольного применения, об утверждении ГОСТа «Безопасность устройств для развлечений. Горки зимние». Осенью же этого года Совет Евразийской экономической комиссии принял технический регламент Евразийского экономического союза (ЕЭС) «О безопасности аттракционов», в котором были прописаны многочисленные регламенты и правила установки аттракционов, но без единого упоминания о ледяных горках.
Но уже в 2018 году эти два документа – ГОСТ и техрегламент ЕЭС – связал новый талмуд. Коллегия ЕЭС выпустила перечень стандартов, «в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований техрегламента «О безопасности аттракционов»». В их число вошёл и ГОСТ «Горки зимние». Таким образом, ледяные горки впервые, хоть и номинально, были причислены к аттракционам. Тем не менее, в документе указывалась добровольность применения стандартов.
Однако в декабре 2019 года вышло постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил государственной регистрации аттракционов». В нём указано, что правила распространяются на аттракционы, виды и типы которых прописаны в техрегламенте ЕЭС. Таким образом, пусть и не напрямую, но зимние горки из категории объектов с добровольным соблюдением требований эксплуатации попали в категорию регулируемых государством.
Право заниматься государственной регистрацией аттракционов отдали управлениям Гостехнадзора – как и контроль за ними. И именно они в этом году массово рассылают напоминания о необходимости госрегистрации зимних горок.
Композиция циркового номера
При всей своей специфике искусство цирка, бесспорно, подчинено основным эстетическим положениям социалистического реализма.
Высокая идейность и народностьоблечены в нем в точную и ясную форму, насыщенную героикой и романтикой. Мысль Белинского о том, что «нет прекрасных форм без прекрасного содержания» выявляется в искусстве цирка с наибольшей наглядностью. Идейно-художественный замысел циркового номера зримо и эмоционально раскрывает совершенно определенное содержание. Цирк, как известно, утверждает силу, ловкость, отвагу, красоту гармонически развитого человека. Но все дело в том, что эти общие понятия включают в себя конкретные особенности и детали, которые придают неповторимый характер образу исполнителя и всему номеру или аттракциону. Характерные приметы образа идут от личности самого артиста.
Исключительно действенная сущность циркового искусства зиждется на действенной драматургии, лежащей в основе каждого номера. Несколько минут находится артист на манеже, и в это время он вступает в борьбу с препятствиями, преодолевает их и раскрывается как исключительный характер, совершающий подвиг на глазах у зрителей. Человек зримо властвует над пространством, над хищными животными, пренебрегает опасностью.
В большинстве случаев сценаристом номера, конструктором аппаратуры является артист. Он отлично знает, что главным выразительным средством произведения будет он сам. Драматургию номера и свой трюковой репертуар исполнитель строит таким образом, чтобы полнее донести до зрителя свой замысел, продемонстрировать свои возможности. Нередко при создании номера неудачи постигают артистов не потому, что они плохо владеют профессиональным мастерством, а потому, что не положили в основу номера ясную мысль, не определили четко его идейно-художественный замысел. В таких случаях вопросы композиции решаются формально, один трюк механически подгоняется к другому. При этом в построении номера наверняка окажется много случайного.
А самое главное — будет отсутствовать живая мысль, то, что Белинский называл прекрасным содержанием, организующим все элементы формы. Построенный таким образом номер не затронет сердца зрителя, не оставит следа в его душе даже при демонстрации небывалых трюков. Другими словами, без четкого замысла номера не может быть ясной и точной композиции произведения, не может быть определен образ исполнителя и характер его действования на манеже. Вспомним историю создания Вальтером Запашным аттракциона с хищниками. Дрессировщик репетировал со львами, тиграми, пантерами такие трюки, которые ранее не исполнялись. Артист и режиссер должны были найти совершенно определенное композиционное решение аттракциона: очередность трюков и комбинаций, характер музыкального сопровождения, принципы художественного оформления.
Вальтер Запашный, выросший в цирке и отлично знающий его специфику, создал в свое время оригинальный номер «Акробаты-вольтижеры». И в новом для него жанре он пошел новаторским путем. В процессе работы вполне определилось своеобразное решение аттракциона: на манеже не укрощение свирепых хищников, а игра артиста с животными, которые становятся его друзьями. Одновременно определился и образ исполнителя —дрессировщик-гимнаст, он не только выступает с хищниками, но и демонстрирует мастерство акробата. Это помогло наметить композицию и характер самих трюков: дрессировщик в ренском колесе, которое катит тигр; дрессировщик на свободной проволоке над «живым ковром»; переднее сальто через группу животных, стоящих в пирамиде; фордер-шпрунг через лежащего льва и другие. Так удачно найденный замысел аттракциона помог решить многие творческие вопросы.
Ярким, своеобразным замыслом отличается выступление воздушной гимнастки Валентины Сурковой, работающей на вертикальном канате. Образ, созданный артисткой, определил характер исполнения трюков и подсказал композицию всего номера. Образ девушкн-лилии, просыпающейся и умывающейся свежей утренней росой, придал особую окраску, казалось бы, обычным трюкам пластического этюда, который исполняет молодая артистка Наталья Голубцова. Авторский замысел циркового номера, аттракциона вовсе не обязательно переводить на язык литературы, придавать ему конкретный сюжет. У циркового искусства есть свой язык и свои выразительные средства. В номере «Акробаты-прыгуны» под руководством Владимира Довейко нет сюжета, но в нем есть точный замысел, определен художественный образ: исполнители, как мячики, свободно взлетают в воздух, прыжок — их стихия. Замысел подсказал и композицию номера, характер поведения артистов на манеже.
Известно, что композицию циркового номера определяют не только различные трюки, но и паузы, элементы других жанров, обязательное музыкальное и художественное оформление. Словарь по эстетике так определяет слово «композиция»: «Построение произведения искусства; расположение основных его элементов и частей в определенной системе и последовательности, способы соединения образов и совокупность всех средств их раскрытия». Композиционно интересно построить номер помогают артисту и режиссеру знание цирка и его жанров, умелое использование приемов и средств смежных искусств, которые в той или иной мере включаются в произведение цирка. Создавая номера, необходимо прежде всего определить количество трюков. Если их мало, номер будет куцым, не сможет полно выразить замысел исполнителя; а если трюков чересчур много — номер станет затянутым, что снизит эмоциональное воздействие на зрителя. Практика показывает, что 4—8 комбинаций часто бывает вполне достаточно для номеров многих жанров (в каждую комбинацию может войти 2—4 трюка, а иногда и один трюк аттракционного характера).
Возникает вопрос о распределении комбинаций и трюков: идти ли от простых к сложным или, сделав один-два трудных трюка, перейти затем к более легким, постепенно и последовательно наращивая их сложность. Этот вопрос можно верно решить, если руководствоваться общим замыслом номера или аттракциона. Например, в номере «Акробаты-прыгуны» под руководством Юрия Быковского вначале исполняется двойное сальто с трамплина. Это сразу же привлекает внимание зрителей. Но подобное эффектное начало не обязательно. Иное положение, например, в воздушных номерах. В них, как правило, сначала идет разминка вольтижеров, примерка к аппаратуре. Это важно, кстати, не только для артистов. Такое вступление нужно и для того, чтобы привлечь внимание зрителей к особенностям данного жанра, дать им почувствовать высоту, пространство и т. д.
Учитывать восприятие номера зрителями надо всегда. Иногда на них большее впечатление производит не самый сложный трюк, а самый эффектный. В отличном номере Надежды и Вардо Беньяминовых, работающих с першами, есть такой момент: нижний держит лобовой перш в полной темноте, а наверху партнерша исполняет стойку на руках. Лампочка от карманного фонарика, вмонтированного в аппарат, освещает ее лицо и грудь. Казалось бы, сложнейший трюк. Но реакция зрителей показала, что эмоциональнее принимается не этот трудный и оригинальный трюк, а менее сложный — перенос партнерши на длинном перше через неустойчивую лестницу. Определение композиции — всегда большой и сложный поиск. При выпуске номера Г. Петринской «Гимнастка на вертикальном канате» было точно установлено его построение. Но у артистки оказался в запасе трюк: кульбиты на канате. Она решила исполнить их в финале, при сходе вниз, после крутки в петле. В итоге финал получился затянутым, вялым, и артистка вынуждена была отказаться от исполнения кульбитов.
В интересном номере «Жонглеры на мачтах» артисты Грачевы по чьему-то совету стали вдруг повторять в конце выходную комбинацию: групповая перекидка булав в движении по манежу. Эта комбинация следовала за более сложной и эффектной. И случилось то, что должно было случиться: неудачный эксперимент «погасил» номер, нарушил его композиционную стройность и динамику. В цирке ни один номер, ни один аттракцион не может быть завершен без проверки или, как мы говорим, без доводки на зрителе. Зритель — наш самый чуткий и безошибочный режиссер. И очень часто именно он подсказывает верное решение, помогает освободиться от лишнего и случайного.
Некоторые артисты, увлекаясь темпом, не делают нужных пауз после комбинаций. Такие выступления трудно воспринимать, как трудно понимать смысл текста, если читают его, не соблюдая знаков препинания. Отделить комбинацию от комбинации можно и изменением мизансцены, и комплементов, и просто паузой. Но и пауза бывает порой случайной, чужеродной, подчас она даже мешает целостному восприятию выступления. Например, в номере Пет-лицких «Гимнасты на переходной лестнице» необходима пауза. Но характер ее не найден исполнителями. В паузе действует коверный, изображая ухаживания за девушкой, на месте которой оказывается затем мужчина. Эта, в общем-то вполне допустимая сценка, в данном случае нарушает общую атмосферу выступления гимнастов, является чужеродным элементом. А вот в номере артистов Р. Касеева и Р. Манасаряна пауза решена удачно. Талантливые силовые гимнасты сами, без привлечения коверного, убедительно обыгрывают и оправдывают нужную им для отдыха паузу, заполняют ее столь умело, что она не выпадает из образного строя номера. Напротив, пауза как бы привносит новые краски, служит более полному раскрытию замысла артистов.
Искусство цирка у нас развивается бурно. Сейчас, когда создается много новых номеров, особенно важно, чтоб все они несли определенную мысль, художественный образ, отличались стройной композицией. Надо помнить: искусство цирка, стремительное в действии, предельно точное и ясное по форме, требует и соответствующего композиционного решения.
Е. ТИМОШЕНКО, главный режиссер Ивановского цирка
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Какие ледовые горки приравняли к аттракционам и что нужно, чтобы построить их во дворе
Горка на площади Сахарова в 2017 году / Фото: Екатерина Смолихина, amic.ru
Жители Алтайского края в социальных сетях пугают друг друга сообщениями, что снежные горки запретили строить везде, даже во дворах. Мол, в стране ввели очень строгие требования, за несоответствие которым грозят огромные штрафы. А потому дети будут лишены одной из главных зимних забав. «Скоро и снеговиков заставят строить по ГОСТам», возмущаются люди. На самом деле это не так, успокаивают в региональной инспекции Гостехнадзора и объясняют, что горка горке рознь. Новые нормативы ввели ещё два года назад, созданы они для безопасности детей и выполнить их можно – было бы желание. Подробнее об этом, а также о том, можно ли всё-таки строить снежную горку в своём дворе, не зная стандартов, рассказывает amic.ru.
Как горки вдруг стали аттракционами
Кроме того, аттракционами считаются горки, которые не используются в коммерческих целях, но их высота превышает три метра.
И первые, и вторые подлежат обязательной сертификации и госрегистрации, как, например, карусель в парке. Следить за безопасностью катающихся должен специально обученный оператор. А сами горки должны быть построены по строгим стандартам.
В частности, как следует из ГОСТа 56987–2016 «Горки зимние. Требования безопасности при эксплуатации», аттракционы должны быть изготовлены из сертифицированных дерева, льда или сочетания этих материалов. И даже качество воды, которой заливают горку, должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям – проще говоря, она может быть исключительно питьевой.
Виражи – под запретом, скаты и выкаты должны быть только прямые и плавные. За каждой горкой закрепляется ответственный – ИП или юридическое лицо, который должен ежедневно проверять аттракцион и следить за отсутствием выбоин, сколов и прочих неровностей.
Перед входом на аттракцион обязательно следует разместить правила для посетителей, телефоны экстренных служб и обслуживающей организации.
«Всё это сделано для того, чтобы избежать трагических случаев. В парк развлечений мы идём исключительно за положительными эмоциями, а не за переломами», – пояснил amic.ru необходимость новых требований начальник отдела по надзору за аттракционами инспекции Гостехнадзора по Алтайскому краю Василий Вебер.
Власти Барнаула, узнав о новых требованиях к возведению ледовых горок, предпочли вовсе их не строить, даже на главной площади города. Объясняют это тем, что им не хватило времени подготовиться к нововведениям.
«В октябре мы получили документы от ведомства. Согласно требованиям Таможенного союза, ледовые горки теперь относятся к аттракционам. Они должны иметь сертификаты безопасности. На каждой горке должен быть оператор, чтобы не допускать людей на неё в произвольном порядке. Мы в короткие сроки все предписания Гостехнадзора выполнить не могли, поэтому решили отказаться от ледяных горок на территории Барнаула. Тем более это решение наложилось на серьёзную ситуацию с пандемией», – пояснил 6 декабря заместитель председателя комитета по дорожно-благоустроительному комплексу Иван Гармат.
От снежных горок на главных площадях отказались не только в Барнауле. Не будет таких аттракционов также в Перми, Иркутске, Шарыпове.
Было бы желание, а построить можно
В алтайском Гостехнадзоре с чиновниками не вполне согласны и сообщили amic.ru, что новые рекомендации по строительству горок рассылают муниципалитетам уже второй год подряд. В ведомстве считают, что новые стандарты не должны вызвать слишком большие сложности, документы оформляются просто, при этом инспекция готова оказать помощь всем заинтересованным лицам.
Впрочем, некоторые предприниматели считают, что проще не строить самому, а приобрести готовую, уже сертифицированную горку, которая полностью построена по ГОСТу: ступени, перила, а также высота, ширина и наклон ската – все, как прописано в стандартах. Так поступил барнаульский предприниматель Ленор Филимонов. Этой зимой он собирается установить горку-аттракцион в парке культуры и отдыха «Центральный».
«Горку стало зарегистрировать сложнее. Возможно, так кажется потому, что мы сталкиваемся с этим впервые. Когда процесс встанет на рельсы, будет проще. Мы купили сертифицированную трёхметровую горку сразу с установкой, поэтому большая часть документов у нас уже есть. Нам требуется залить её, сформировать скат, сделать ограждения и пройти процедуру регистрации в Гостехнадзоре. К следующей зиме горка должна будет пройти обследование. На новый аттракцион акт технического освидетельствования не нужен. А вообще акт техосвидетельствования выдают только специальные аккредитованные организации. Ближайшая от Барнаула такая компания находится в Новосибирске», – рассказывает Филимонов.
Горка Филимонова будет платной. Уже скоро её зальют, и начнёт работать прокат тюбингов. Точные цены предприниматель пока не готов назвать. Предварительно 30 минут катания на ватрушке обойдутся в 100 рублей.
Но пока инспекция Гостехнадзора ещё проводит проверку документации аттракциона.
Во дворах горки строить можно
Впрочем, не все горки подлежат регистрации и сертификации. Если горка в высоту не превышает трёх метров, а кататься на ней можно абсолютно бесплатно и сколько угодно, то она относится не к аттракциону, а к детскому игровому оборудованию. Соответственно, никакой сложной процедуры оформления документации здесь не предстоит.
И оператор для их обслуживания тоже не нужен, объясняет Василий Вебер.
Справка: На такие горки в России распространяется технический регламент ЕАЭС 042-2017 «О безопасности оборудования для детских игровых площадок». Согласно этому документу, небольшие горки могут относиться к детскому оборудованию, если их высота не превышает трёх метров. Они рассчитаны для детей до 14 лет, при этом дети могут играть индивидуально либо группами по своему усмотрению и правилам.
И такие горки, к радости ребятни, в Барнауле всё-таки будут – на улице Мало-Тобольской, в сквере имени Германа Титова, а также в парке «Центральный» — кататься можно абсолютно бесплатно.
И еще одно «ура»: горки во дворах многоквартирных домов (и частных тоже) строить можно. Главное, чтобы они были безопасны для детей. То есть, ребенок не должен выкатываться на проезжую часть или в стену, ступени должны быть удобные, а площадка на вершине — устойчивая. Но и за этими горками должно быть закреплено ответственное лицо, которое будет следить за их исправностью и безопасностью. Как правило, эта обязанность ложится на управляющие компании или ТСЖ. Но «подхватить» ответственность могут и инициативные жители дома.
Никакой дополнительной регистрации таких горок не требуется. Они вообще не подлежат контролю Гостехнадзора. Однако в ведомстве подчеркнули: если горка, построенная жителями окрестных домов, представляет опасность, к примеру, окажется «бесхозной» (не будет ответственного), либо дети могут выкатиться под колеса автомобиля или врезаться в столб, её могут ликвидировать.
И ещё один важный нюанс: если на такой дворовой горке вдруг произойдёт несчастный случай, с большой вероятностью ответственность будет нести тот, кто её построил, сообщила amic.ru помощник прокурора Алтайского края Мария Антошкина.
С другой стороны, эксперты отмечают, что если не соблюдать правила безопасности, то даже на самой правильной горке может случиться беда. Чтобы этого не допустить, ребёнок должен чётко знать: нельзя начинать движение вниз, если предыдущий человек только скатился и не успел отойти, нельзя кататься с горки на ногах и взбираться на неё в обход лестницы, нельзя толкаться на вершине и ступенях. А маленькие дети должны играть на площадке только в присутствии взрослых. Ведь в первую очередь ответственность за жизнь и здоровье ребенка лежит на его родителях.