В плечевом поясе лошади нельзя обнаружить что
Плечелопаточное сочленение лошади и его роль в движении
Как стало понятно из бурных обсуждений прошлого материала в сетях, вопрос плечелопаточного сочленения и его роли в движении лошади остался не раскрыт.
Попробую остановиться на этом чуть подробнее.
Итак, то, что в просторечии у лошади называется «плечо», на самом деле выглядит вот так:
…И состоит из лопатки (в английском языке Shoulder, Shoulder Blade, а на латыни Scapula), плечевой кости (Humerus), плечевого сустава и все вместе они образуют плечелопаточное сочленение. Каждый из этих элементов играет свою важную роль в механике движения лошади и пренебрегать этими элементами, называя все вместе одним словом «плечо», совершенно не верно, так как будет не до конца ясно, что именно имеется ввиду, под, например, «прямым плечом»! Так как «прямой» может быть как лопатка, так и плечевая кость. А от этого зависит то, как именно будет двигаться лошадь.
У опытного коннозаводчика глаз намётан, и ему нет никакой необходимости измерять длины костей лошади или углы сочленений этих костей. Все наглядно и предельно ясно. Но если опыта в таком деле мало, то на помощь придет одна из методик оценки строения лошади. Например, оценка угла сочленения лопатки и плеча.
Для того чтобы понять о чем идет речь, необходимо мысленно провести линии через середину лопатки и середину плечевой кости и соединить их в центре плечевого сустава.
Угол плечелопаточного сочленения может колебаться от 80 до 115 градусов, однако опыт европейских коннозаводчиков показал, что оптимальным считается угол сочленения, равный приблизительно 90 градусам или чуть меньше.
Именно такой угол, в комбинации с другими анатомическими составляющими (с такими как наклон пясти, выход шеи, баланс, форма и наклон крупа, скакательные суставы и т.п.), обеспечивает максимальную подъемно-толкающую силу передней конечности.
Угол менее 90 градусов, т.е. более острый, тоже допустим.
А вот тупой угол (т.е. больше 90 градусов) уже нежелателен для полукровных спортивных лошадей — он уменьшает двигательный потенциал лошади.
ЭТО ЗАКРЫТАЯ СТАТЬЯ
Вы можете прочесть статью полностью,
если зарегистрируетесь по ссылке
«Клуб Постоянных Читателей»
kofestudio
kofestudio
Как стало понятно из бурных обсуждений прошлого материала в сетях, вопрос плече-лопаточного сочлененения и его роли в движении лошади, остался не раскрыт.
Попробую остановиться на этом чуть подробнее.
Итак, то что в простонародье у лошади называется «плечо», на самом деле выглядит вот так:
И состоит из лопатки (в английском языке Shoulder, Shoulder Blade. На латыни Scapula), плечевой кости (Humerus), плечевого сустава и все вместе образует плече-лопаточное сочленение. Каждый из этих элементов играет свою важную роль в механике движения лошади и пренебрегать этими элементами, называя все вместе одним словом плечо, совершенно не верно, так как будет не до конца ясно, что именно имеется ввиду, под, например, «прямым плечом»! Так как «прямой» может быть как лопатка так и плечевая кость. А от этого зависит то, как именно будет двигаться лошадь.
Для того чтобы понять, какой этот угол, необходимо мысленно провести линии через середину лопатки и середину плечевой кости и соединить их в центре плечевого сустава.
Угол плече-лопаточного сочленения может колебаться от 80 до 115 градусов, однако опыт европейских коннозаводчиков показал, что оптимальным считается угол сочленения равный приблизительно 90 градусам или чуть меньше. Именно такой угол, в комбинации с другими анатомическими составляющими (с такими как наклон пясти, выход шеи, баланс, форма и наклон крупа, скакательные суставы и т.п.), обеспечивает максимальную подъемно-толкающую силу передней конечности.
Угол менее 90 градусов, т.е. более острый, так же допустим.
А вот тупой угол т.е. больше 90 градусов уже не желателен для полукровных спортивных лошадей. Так как уменьшает двигательный потенциал лошади.
Один и тот же угол сочленения может быть повёрнут по оси. И мы можем получить прекрасную наклонную или косую лопатку, но при этом плечевая кость сместится вперед. Передние конечности также выдвинутся вперед.
Такое строение можно увидеть у многих современных спортивных лошадей:
De Niro
Есть даже такое понятие как: лопатка хорошо прикреплена и оттянута назад.
В качестве утрированного варианта могут быть представлены лошади породы Хакне.
Некоторые лошади Фризской породы.
А иногда бывает даже ТАК
При подобном строении, весовой баланс распределяется между передними и задними конечностями таким образом, что на задние ноги приходится больший вес, а нагрузка на передние меньше. Это позволяет лошади при соответствующем строении других важных рычагов, двигаться передом более просторно и продуктивно.
Но угол сочленения, при сохранении самого угла в 90 градусов, может быть развернут и в другую сторону:
Теперь мы имеем более прямую лопатку и наклонную плечевую кость, которая уводит конечности под корпус лошади. Теперь центр тяжести смещается вперед, изменяется баланс и загружаются передние конечности.
Такое строение характерно для Чистокровной верховой лошади
для полукровных лошадей отечественной селекции
и т.п.
Такое строение предусматривает как возможность лошади развивать большую скорость, так и продолжительно двигаться за счет меньшей амплитудности работы передних конечностей.
Помимо этого, угол наклона лопатки оказывает влияние и на ее длину. Чем больше угол наклона, тем длиннее может быть лопатка. Что в свою очередь, благотворно сказывается на движениях лошади.
Давайте посмотрим, как положение лопатки влияет на ширину вымаха лошади на рыси.
В предыдущем материале я писала, что положение лопатки указывает на то, на сколько большим захватом пространства обладает лошадь. Для этого мы мысленно проводим линию, но уже не через середину лопатки (красная линия), а по ее наружному краю, который очерчен мышцей. (Синяя линия).
Посмотрим как это работает.
Согласно исследованиям, лопатка при движении может поворачиваться только на 15 градусов. А плечевая кость, благодаря строению плечевого сустава, может разгибаться, образовывая угол 145 градусов. Движение плечевой кости ограничено сочленение головки плечевой кости (1 и 2) и большого бугра с суставной впадиной лопатки (13)
Плечевая кость лошади:
Подробно о мышцах и сухожилиях, приводящих в движение передние конечности лошади можно подробно прочесть в следующих источниках:
«Аппарат движения и опоры лошади» В.Г. Касьяненко 1947г.
«Топографическая анатомия лошади» П. Гуди 2006 г.
«Бег млекопитающих» П.П.Гамбарян 1972 г.
Таки образом, применим это на практике. Повернем лопатку на 15 градусов и раскроем плече-лопаточное сочленение до угла 145 градусов:
Если еще раз посмотреть на синюю линию, которая идет по наружнему краю «статичной» лопатки, то мы видим, что передняя нога лошади, при разгибании, встанет именно на то место, куда указывает проведенная прямая.
Смотрим на угол наклона лопатки по наружнему краю и сравниваем с тем положением, в котором находится нога лошади перед преземлением.
Несмотря на то, что сейчас передняя нога лошади поднята высоко, опустится она именно в том положении, на которое указывает наклон лопатки
Теперь мы опять развернем угол сочленения таким образом, чтобы наклон лопатки стал более прямым.
Такой угол наклона лопатки, даже при сохраненном желательном угле плече-лопаточного сочленения в 90 градусов, существенно сократит вымах лошади на рыси. Рысь перестанет быть просторной. Захват пространства будет маленьким.
Попробуем посмотреть почему. Опять наклоняем лопатку на 15 градусов и разгибаем плечевую кость до угла 145 градусов и вот что мы видим:
Захват пространства на рыси стал очень маленьким в сравнении с тем, что было при более наклонном расположении лопатки.
Теперь посмотрим на то, какое влияние оказывает положение плечевой кости на механику движения лошади.
Если вы ознакомились с работой В. Г. Касьяненко, то уже знаете, что ведущими суставами, устанавливающими углы суставов всей конечности, являются проксимальные суставы: Плечевой и локтевой! Примером тесной зависимости работы всех суставов друг от друга может служить локтевой сустав, разгибание и сгибание которого немедленно вызывает сгибание или разгибание на точно такое же количество градусов всех ниже расположеных суставов!
Проксимальным (приводящим в движение) механизмом, включающим в работу сухожильно-связочный аппарат передней конечности лошади и разгибающим все суставы конечности, является действие тяжести тела, переданное через зубчатую фасцию (грудная часть вентральной зубчатой мышцы) на задний угол лопатки. «Давлению» на лопатку противодействует сухожильный тяж, включенный в состав двуглавой мышцы плеча, который в биомеханике движения работает коротким плечом рычага (если лопатку считать длинным рычагом).
Фа́сция ( fascia — повязка, полоса) — соединительнотканная оболочка, покрывающая органы, сосуды, нервы и образующая футляры для мышц у позвоночных животных и человека; выполняет опорную и трофическую функции.
Одной из функций мышечных фасций является передача движения от мышц к костям.
Грудная часть вентральной зубчатой мышцы
Натяжение сухожильного тяжа двуглавой мышцы плеча, под влиянием тяжести тела, переданного на задний угол лопатки зубчатой фасцией, распространяется на три сустава передней конечности: плечевой, локтевой и запястный!
Итак, задний край лопатки смещается назад, сокращение двуглавой мышцы одновременно сгибает локтевой и разгибает плечевой суставы, а сокращение длинной головки трёхглавой мышцы, наоборот, разгибает локтевой и сгибает плечевой суставы. При этом, от силы сокращения длинной головки трехглавой мышцы зависят скоростные качества лошади.
Как мы уже обсуждали выше, плечевой, локтевой, и запястный сустав сгибаются одновременно и под равными углами. А значит передняя нога лошади, при слишком косом расположении плечевой кости оказывается вот в таком положении, что, при дальнейшем разгибании приводит к «настильным» движениям по низу. Такой стиль движения менее «трудозатратен» и лошадь гораздо меньше устает.
А если все тоже самое применить на примере более вертикального расположения плеча, то мы, сохранив все углы сгибания суставов, получим вот такую картину. Т.е. нога лошади будет при сгибании подниматься значительно выше и будет двигаться «через верх». Такой стиль движения требует большей нагрузки на мышцы и лошадь двигается медленнее.
Посмотрев на этот материал стоит понимать, что каждая лошадь, в зависимости от того, в каком виде спорта или работы она задействована, должна иметь анатомическое строение максимально соответсвующее своему назначению!
Для выездки одно строение, для конкура другое, для скачек третье, для пробегов четверное и т.п. И каждую лошадь надо оценивать в совокупности всех анатомических факторов, так как идеальных и универсальных лошадей не бывает! К идеалу нужно стремиться, следуя современным тенденциям, но в каждом виде спорта он будет свой.
Военно-историческая
МИНИАТЮРА СВОИМИ РУКАМИ.
Последние обсуждения на форуме:
Лошадь. ЧАСТЬ 1
Скелет
1. Затылочная кость. 2. Теменная кость. 3. Лобная кость. 4 Скуловой отросток. височной кости. 5. Глазная орбита. 6. Скуловая кость. 7. Носовая кость. 8. Верхнечелюстная кость. 9. Межчелюстная или резцовая, кость, 10. Нижняя челюсть. 10’. Угол нижней челюсти. 11. I шейный позвонок (атлант). 12. VII последний шейный позвонок. 13. I грудной позвонок. 14. XVII грудной позвонок. 15. I поясничный позвонок. 16. VI поясничный (последний) позвонок, 17. I крестцовый позвонок. 18. V крестцовый позвонок. 19. I хвостовой позвонок. 20. XVI хвостовой позвонок. 21. I ребро. 22. VI ребро. 23. XVIII ребро. 24 и 24′. Лопатка и хрящ лопатки. 25. Лопаточный гребень. 26. Плечевая кость. 27. Большой бугор плечевой кости. 27′. Передний бугор плечевой кости. 28. Лучевая кость (подплечье). 29. Локтевая кость. 30. Локтевой отросток. 31. Кости запястья. 31′. Добавочная (сесамовидная) кость запястья. 32. Пястная кость. 33. Наружная (грифельная) кость. 34. Сесамовидная кость. 35. I фаланга (путовая кость). 36. II фаланга (венечная кость). 37. III фаланга (копытная кость). 38. Подвздошная кость. 39. Бугор тазовой кости (моклок). 39′. Крестцовый бугор тазовой кости. 40. Бугор седалищной кости. 41 и 42 Бедренные кости. 43. Третий вертел. 44. Большой вертел. 45. Коленная чашка. 46. Большая берцовая кость. 46′. Коленный сустав. 47. Малая берцовая кость голени. 48. Кости заплюсны (скакательный сустав). 49. Отросток ниточной кости. 50. Плюсневая кость. 51. Грифельная кость (наружная). 52. Сесамовидная кость. 53. Путовая кость (первая фаланга). 54. Венечная кость (вторая фаланга). 55. Копытная кость.
Поверхностная мускулатура тела лошади
1. Лицевые мускулы. 2. Подниматель верхней губы. 2′. Большой жевательный мускул. 3. Шейная часть и грудная часть трапециевидного мускула. 4. Ромбовидный мускул. 5. Пластырный (ременный) мускул. 6. Грудная часть и 6′. Шейная часть зубчатого мускула (соответствует переднему зубчатому мускулу человека). 7 и 7’. Плече-головной мускул. 8. Грудино-головной мускул. 9. Кожный шейный мускул. 10. Плечевая часть поверхностного грудного мускула (соответствует большому грудному мускулу человека). 11. Предлопаточная часть глубокого грудного мускула (соответствует малому грудному мускулу человека). 11′. Плечевая часть. 12. Надостный мускул. 13 и 13′. Дельтовидный мускул. 14. Длинная головка и 14′. Наружная головка трехглавого мускула. 15. Плечевой мускул. 16 и 16′. Широкий мускул спины. 17. Спинной зубчатый мускул. 18. Наружный косой мускул живота. 18′ Апоневроз наружного косого мускула живота. 19. Наружные межреберные мускулы. 20. Ягодичная фасция. 21. Мускул, напрягающий широкую фасцию бедра. 21’. Широкая фасция бедра. 22. Поверхностный ягодичный мускул. 23, 23′, 23″. Двуглавый мускул бедра. 24. Полусухожильный мускул. 25. Спинной и 25′. Боковой крестцово-копчиковый мускул. 26. Копчиковый мускул. 27. Лучевой разгибатель запястья. 28. Общий пальцевой разгибатель. 28′. Сухожилие общего пальцевого разгибателя. 29. Локтевая головка глубокого пальцевого разгибателя. 30 и 30′. Локтевой разгибатель запястья. 31. Косой разгибатель запястья. 32. Икроножный мускул (наружная головка). 32′. Сухожилие икроножного мускула. 33. Глубокий пальцевой сгибатель. 33′. Сухожилие глубокого пальцевого сгибателя. 34 и 34′. Сухожилье поверхностного пальцевого сгибателя. 35. Длинный пальцевой разгибатель. 35′. Сухожилье длинного пальцевого разгибателя. 36. Боковой пальцевой разгибатель. 36′. Сухожилье бокового пальцевого разгибателя. 37. Связка.
Экстерьер лошади
Коневоды издавна пытались разрешить вопрос, можно ли по внешнему виду лошади судить о ее внутренних качествах. Вот что об этом пишет известный русский зоотехник профессор М. И. Придорогин: «Учение о наружных формах сельскохозяйственных животных, или об экстерьере их, основывается на том положении, как аксиоме, что существует определенная связь между внешним строением животного и той или иной производительностью последнего, ради которой оно культивируется человеком. Учение об экстерьере стремится выяснить эту связь…» В практике коневодства установилось представление о некоторой закономерности в телосложении лошади. Небезинтересно заметить, что так называемая «красота» в телосложении лошади не есть отвлеченное понятие, отражающее рафинированный вкус знатоков и любителей лошади. Гармония пропорции и красота форм лошади часто соответствует высоким рабочим качествам, хотя это соответствие отнюдь не является постоянным явлением.
Для художника, приступающего к рисованию лошади, знание и представление об этом общем гармоническом целом являются необходимым началом, без чего подробное изучение лошади будет затруднено.
Однако знание общей гармонии и пропорции тела лошади еще далеко не достаточно, поскольку каждый тип лошади, каждая порода имеет свои характерные особенности, а каждая отдельная особь имеет свою индивидуальность, хотя бы и не всегда ярко выраженную. Чтобы разбираться в этих особенностях, понимать их и подмечать в натуре, художник должен иметь некоторый минимум зоотехнических знаний.
Стати лошади
тдельные части тела лошади в экстерьере называются статями. При изучении экстерьера лошади стати для художника приобретают особое значение. Тут уже встает вопрос портретной характеристики лошади, а также об улавливании индивидуальных черт внешности. Каждая одноименная стать имеет у различных лошадей свои особенности. Разнообразие внешнего вида статей определяется в первую очередь типом и породой лошади. Но и внутри каждой породы в своих статях лошади могут сильно уклоняться от средней нормы.
1-2 Лоб. 1’. Надглазные ямки. 3. Челка. 4. Затылок. 5. Уши. 6. Висок. 7. Надбровная дуга. 8. Глаз. 9. Нос (храп). 10. Ноздря. 11. Рот. 12. Верхняя губа. 13. Нижняя губа. 14. Подбородок. 15. Ганаш. 16, 17. Шея. 18. Горло. 19. Гребень шеи. 20. Холка. 21. Грудь (соколок). 22. Лопатка. 23. Плечо. 24. Локоть. 25. Яремный желоб. 26. Подплечье. 27. Каштан. 28. Запястье (в общежитии неправильно называется коленом). 29. Пясть. 30. Путовый сустав. 31. Бабка. 32. Венчик. 33. Копыто. 33′. Зацеп копыта. 34. Пятка. 35. Спина. 36. Поясница (почка). 37. Крестец. 37′. Круп. 37″. Репица хвоста. 38. Хвост. 39. Ребра. 40. Живот (брюхо). 41. Пах. 42. Моклок. 43. Ягодица. 43′. Седалищный бугор. 44. Бедро. 45. Голень. 46. Колено. 47. Скакательный сустав. 48. Крайняя плоть. 49. Плюсна. 50. Щетки.
Лебединая – красивая, характерная для орловских рысаков (теперь редко встречающаяся) (В).
Короткая – так называемая ветчинная шея. Обычно бывает у тяжеловозов (Б).
Холка, спина, круп, живот и хвост
Холка имеет большое значение для рабочих качеств лошади. У верховой лошади ценится высокая и длинная холка (рис.А).
Круп хороший, бывает длинным, широким и слегка опущенным к хвосту (а). Чем длиннее круп, тем свободнее движения лошади; чем он шире, тем лошадь сильнее. Свислый круп показан на рис. д. Раздвоенный широкий круп показан на рис. е, прямой круп показан на рис. г.
Живот бывает округленным и ровным (рис г.) Поджарый живот считается недостатком (рис.а). Обвислый живот, так называемое «сенное брюхо», признак обильного кормления объемистым кормом (рис в.) – тоже недостаток.
Хвост. Лошади южных пород имеют небольшой хвост, высоко приставленный, с красивым отделом (рис.справа). Лошади северные имеют хвост низкоприставленный с толстым густым волосом.
Грудь
Для рысистых и скаковых лошадей предпочтительна глубокая и длинная грудь; широкая – для тяжеловозов и рабочих лошадей. Форма груди бывает: широкая (рис.д) и узкая ( рис.г). Впалая и узкая грудь считается пороком.
Передние конечности
Вполне понятно, что эта стать для лошади имеет большое значение. На передней ноге различают: лопатку, плечо, подплечье с локтем, запястьем, пясть, бабку, венчик и копыто.
Лопатка бывает длинная, косопоставленная, полная и мускулистая. При такой лопатке лошадь имеет длинный шаг и свободные движения (рис.а). Наоборот, прямая и короткая лопатка для верховых лошадей считается недостатком, а для лошадей шаговых (б) – обычным явлением.
Плече-лопаточный сустав должен находиться ниже места соединения груди с шеей. В рисунке передней части лошади (плечевого пояса) он особенно заметен и является постоянным опорным местом для глаза художника.
Плечо. Его основой является плечевая кость. В движения лошади этот рычаг имеет большое значение. Чисто внешне, под покровом сильной мускулатуры, плечевая кость мало заметна. Поэтому художник внимательно должен проследить ее направление и пропорции по отношению к лопатке.
Локоть внешне мало заметен. Художники делают часто ошибку, изображая его неправильно или вовсе забывая показать. Он по расположению находится немного выше линии груди.
Подплечье. Для лошадей быстрых лучше, когда подплечье примерно на 1/3 больше длины пясти.
Запястье (в разговорной речи часто называется коленом), кроме нормального, бывает выдающимся вперед – козинец (рис 8в) или вогнутое телячье – (рис б), то и другое порочно.
Пясть – наиболее тонкая часть передней ноги. Художнику важно установить отношение толщины пясти к толщине подплечья.
Бабка. В отношении бабки (путовой кости) различают нормальный наклон ( рис.а), прямую бабку (рис.б) и косую, или мягкую (рис.в). Сильно провисшая бабка на задней ноге дает «медвежью лапу».
Постановка ног бывает следующая: нормальная или ноги, подтянутые под брюхо (рис.а); ноги, выставленные вперед (рис.б). При осмотре спереди постановка ног бывает: нормальная (рис.слева), сближенная, с копытами, расставленными наружу (рис.г) (размет); широкая с копытами, повернутыми вовнутрь (косолапость) (рис.д); ноги, сближенные внизу (рис.е).
Задние конечности
Эта часть двигательного аппарата лошади дает толчок всему корпусу. Тут кости в своем соединении образуют наиболее острые углы. Это способствует упругости всей конечности. Мышцы задних конечностей, дающие главную двигательную силу, рельефны и сильно развиты. В экстерьере лошади это одна из самых выразительных статей для художника.
На рис. в показана так называемая саблистость ног. На рис. а дана отставленная постановка ног, на рис.б – подставленная постановка, на рис. е – коровий постав (сближенность в скакательных суставах).
Нормальной постановкой ног считается прямая
Некоторые пороки лошадей
Как лепить не нужно.
Изучение пороков лошадей в коневодстве имеет большое значение. В данном случае ставится задача показать только самые заметные на глаз пороки лошадей.
К таким наиболее существенным и заметным порокам относятся преимущественно пороки конечностей, например козинец и саблистость. При большой выраженности они являются пороками, бракующими лошадь.
Рассмотрим следующие пороки ног:
Брокдаун— разрыв и воспаление сухожилий и появление опухолей поверхностного пальцевого сгибателя. При профильном положение ноги эта опухоль очень заметна на задней поверхности пясти.
Пипгак – порок задней конечности. Эта опухоль находится на бугре пяточной кости и бывает очень заметна в профильном положении ноги (рис.б).
Курба – появляется после воспаления заплюсневой связки и от других причин. При курбе прямая линия, идущая вниз от бугра пяточной кости, нарушается и дает некоторую выпуклость. (рис.г)
Шпат – тяжелый порок скакательного сустава. Это хроническое воспаление и костное разращение сустава с его внутренней стороны. Легко усматривается сзади (рис. а)
Масти
Окраска волоса и кожи у лошадей
У жеребят при рождении часто бывает не та окраска волос, какую они приобретают с возрастом. Родившийся с черной шерстью жеребенок часто затем становится серым, а далее делается совершенно белым. Под старость лошади седеют, т.е. среди темного в основном волоса появляются белые. У серых (белых) лошадей к старости появляются рыжие волосы, так называемая «серая в гречу».
Игра света и блики на шерсти лошади, особенно имеющей хороший уход, в летний период для рисунка и для живописи представляют большой интерес. Этот блеск подчеркивает шелковистость шерсти и лепку рельефа форм. Вспомните картину В. Серова «Купание коня» или А. Пластова «Купание лошадей».
Игра блеска шерсти может быть чрезвычайно разнообразна не только основным цветом волос. Но и сочетанием цвета волос гривы, хвоста, а иногда и примесью волос цвета, а также размещением окраски на теле лошади.
Масти лошадей имеют в основе пять цветов: белый, черный, желтый, красный и коричневый. Масти могут быть одноцветными и смешанными. Каждая масть имеет оттенки: так, например, рыжая может быть и темнее и светлее. Белой масти не бывает. Жеребята, как правило, не встречаются белого цвета. Белую лошадь принято называть светлосерой. Для задач художника лошадь белого цвета зачастую просто необходима в силу соответствующих живописных требований. Черную лошадь называют вороной. При некоторых мастях кроющий волос бывает не одноцветным, а например, белым и черным. Такая масть называется смешанной.
Смешанные масти разнообразны. Чисто живописные градиции цвета лошади не могут быть охвачены зоотехническими классификациями мастей, хотя в иппологии имеются различные системы классификаций. Отметинами называются белые пятна (белый волос), встречающиеся главным образом на голове (звезда, проточина, лысина) и на ногах, ниже запястья и скакательного сустава. Следует обратить внимание на то, что у многих лошадей некоторых мастей все конечности бывают светлее или темнее корпуса, а также и волосы хвоста и гривы.
У лошадей местных пород встречается полосатость, или «зеброидность», окраски на ногах и темный волос на плечах, так называемый плечевой рисунок.
На местах повреждений от упряжки и седла обычно вырастает белый волос, что не считается приметой лошади. Цвет кожи обычно темносерый, свицовый, но бывает иногда и розовый. Розовая кожа часто бывает на губах лошади, так называемое «тельное пятно».
Классификаций мастей много. Все они более или менее полно охватывают существующие окраски лошадей. В них довольно подробно описываются все отмастки и оттенки цвета.
ТАБЛИЦА МАСТЕЙ
Масти | Оттенки мастей | Описание |
---|---|---|
Рыжая | Темно- светло- | Рыжая одинаковая окраска корпуса и ног, грива и хвост того же цвета или несколько светлее, в желтизну. |
Бурая | Окраска от грязно-рыжей до каштановой. Хвост и грива часто темнее корпуса с некоторым количеством черных волос. | |
Игреневая | Темно- | Шоколадная, часто в яблоках. Хвост и грива белые или дымчатые (белые с черными волосами, но не желтые). |
Светло- | Окраска приближается к светло-коричневой. Хвост и грива белые или дымчатые, но не желтые. | |
Вороная | Черная окраска корпуса, гривы, хвоста и ног. При выгорании на солнце концы волос делаются светлее, отчего корпус становится грязно-бурой окраски при темной голове и конечностях (вороная в загаре) | |
Караковая | Черная окраска всего корпуса, головы и ног. Подпалины на морде и в пахах. | |
Гнедая | Темно- светло- | Коричневая различных оттенков окраска корпуса и головы. Ноги ниже запястья и скакательных суставов черные, грива и хвост также черные |
Соловая | Темно- | Те же оттенки буланой масти, но со светлыми (или белыми) гривой, хвостом. Голова и ноги одинаковой с туловищем окраски. |
Светло- | Молочной, желтовато-белой окраски (от рождения). Лошади такой масти иногда бывают белоглазые (белозорые, с сорочьим глазом) | |
Буланая | Темно- светло- | Желтовато-золотистая или песчано-землистая, с различными оттенками, окраска всего корпуса и головы (от близкого к светло-гнедому до почти белого, молочного). Грива, хвост и низ ног черные. Ремень по спине не является обязательным признаком буланой масти. |
Мышастая | Пепельная окраска корпуса, голова часто черная, грива, хвост и низ ног тоже черные. Ремень — обязательный признак мышастой масти. На лопатках и на ногах, выше запястья и скакательного сустава, часто темные поперечные полосы — «зеброидность». | |
Саврасая | Корпус желтовато-золотистый до песчаного. Челка, грива и хвост темно-бурые; по синие и крупу темный ремень; конечности темные, часто «зеброидность» | |
Каурая | Цвет корпуса рыжеватого опенка. Челка, грива, хвост красно-рыжие; такого же цвета и ремень. | |
Серая | Темно-светло- | Для лошадей в молодом возрасте желательно указать: темно-серая, вороно-серая, красно-серая. С возрастом белеют: серая в яблоках, светло-серая (белая), серая в гречу |
Чалая | Рыже- гнедо-вороно- | В волосах основной масти (рыжей, гнедой, вороной н др.) по всему корпусу равномерная примесь белых волос; на голове и ногах их меньше. |
Пегая | Рыже-гнедо- вороно- и др. | По основной окраске туловища размещены крупные белые пятна. Ноги, как правило, частично или совсем белые |
Чубарая | По белому корпусу — мелкие темные (черные или рыжие) пятна или же по темному корпусу — мелкие белые пятна. |
Измерение лошади
В учении об экстерьере лошади большое место уделяется измерениям различных частей тела и соотношению получаемых промеров. Промеры помогают зоотехнику получить правильное представление о типе, породе, развитии лошади и ее индивидуальных особенностях. Художник, изучающий приемы рисования лошади, в первоначальной стадии работы подходит к измерениям частей ее тела, ставя перед собой иные задачи. Измерения частей тела лошади интересуют его, поскольку дают общее представление о пропорциях тела лошади, и воспринимаются им как нечто среднее, характеризующее гармоничность телосложения лошади вообще.
Подобная задача существует и при изучении художником пропорций человеческого тела. Классические каноны измерения пропорций человеческого тела, идущие еще от греческой классики, не устарели до сего времени, и основанное на них представление об общем типе идеального телосложения помогает художнику понять соразмерность пропорций тела вообще с тем, чтобы прейти в дальнейшем к индивидуальному изображению человека с натуры.
Итак, нижеприведенные измерения лошади, полученные иппологами в результате большого числа измерений лошадей, преимущественно верховых, примем лишь как вспомогательные. То, что в этих измерениях берется за единицу сравнения длина головы, удобно для учебной практики рисования. Принимаемое здесь равенство высоты лошади в холке ее косой длине тела (от плече-лопаточного сочленения до седалищного бугра) тоже является удобным для зрительной проверки пропорций лошади. Пусть далеко не все лошади верхового и тем более упряжного типа могут быть вписаны в квадрат. Это художник всегда должен иметь в виду, чтобы внести нужную поправку. Пользоваться данными измерениями нужно только в начальном периоде изучения рисования лошади.
Измерение тела лошади
Длина головы АВ (рис. 12) почти точно равняется расстояниям:
1. От спины и до нижней брюшной стенки ДЕ (глубина тела).
2. От высшей точки холки до плечевого бугра ВГ (лопатка).
3. От верхнего конца коленной складки до пяточного бугра ПЖ.
4. От пяточного бугра до земли ЖЗ.
Две с половиной длины головы почти равны.
1. Высоте холки над землей ВК.
2. Высоте высшей точки крупа над землей ЛМ.
3. Очень часто длине туловища от плечевого бугра до седалищного бугра ГИ (косая длина тела).
Длина крупа РИ (измеряемая от переднего выступа моклока до седалищного бугра) примерно равна расстояниям:
1. От вершины ягодицы до нижнего конца коленной складки ИП.
2. От места соединения шеи с грудью до начала холки ОН (ширина шеи у нижнего конца ее).
Измерения головы
Голова в профиль (рис. а). При длине головы — АБ, измеряемой расстоянием от затылочного гребня до конца губ:
1. Глубина ВГ от передней поверхности (головы) до угла нижней челюсти равняется половине АБ.
2. Ширина шеи в самой узкой ее части также половине АБ.
3. Расстояние ЖЗ равняется половине АБ.
4. Расстояние от затылка до внутреннего угла глаза АЖ равняется глубине головы ИК, взятой перпендикулярно к профилю.
Голова при, осмотре спереди (рис. б). Наибольшая ширина головы АБ (между двумя крайними пунктами бровных дуг) примерно равняется:
1. Расстоянию АВ от бровной дуги до затылочного гребня,v
2. Расстоянию АГ от бровной дуги до середины спинки носа.
3. ГД — от середины спинки носа до конца губ.
4. Расстояние между скуловыми гребнями ЕЖ равняется расстоянию ЗИ между внутренними углами глаз.
Применяя в своей практике измерения лошади, художник ни в коем случае не должен забывать, что ими можно пользоваться лишь как некоторой помощью, в особых случаях. Надо стараться пропорции лошади изучить и усвоить чисто зрительно, на глаз, путем длительной практики рисования с натуры.
А. Лаптев «Как рисовать лошадь». Москва, 1953 год. Государственное издательство «Искусство».