В отчете об оценке бизнеса принято приводить обзор макроэкономики чего
В отчете об оценке бизнеса принято приводить обзор макроэкономики чего
СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО
1. ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ВЫВОДЫ
2. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ
3. ЗАДАНИЕ НА ОЦЕНКУ
4. СВЕДЕНИЯ О ЗАКАЗЧИКЕ ОЦЕНКИ И ОБ ОЦЕНЩИКЕ
4.1 Cведения о заказчике
4.2 Cведения об оценщиках, работающих по трудовому договору в оценочной организации
4.3 Cведения о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор
4.4 Cведения о привлекаемых к проведению оценки и подготовке отчёта об оценке организациях и специалистах
5. ДОПУЩЕНИЯ И ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ОЦЕНЩИКОМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОЦЕНКИ (В ТОМ ЧИСЛЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ)
6. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ ДАННЫХ С УКАЗАНИЕМ ИСТОЧНИКОВ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ
6.1 Перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных, полученных от заказчика
6.2 Перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных полученных из открытых источников
6.2.1 Источники данных для анализа экономической ситуации
6.2.2 Источники данных для анализа рынка объектов оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на их стоимость
7. ПРИМЕНЯЕМЫЕ СТАНДАРТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБОСНОВАНИЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
8. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ
8.1 Общие сведения о компании
8.2 История создания и описание деятельности компании
8.3 Сведения о структуре и компетенции органов управления компании
8.4 Сведения о филиалах и представительствах компании
8.5 Основная деятельность компании
8.6 Основные потребители и поставщики
8.7 Конкурентные преимущества компании
8.8 Риски
8.9 Сведения о размере уставного капитала и акционерах предприятия
8.10 Права акционеров общества
8.11 Выплата дивидендов
8.12 Рыночная капитализация компании
8.13 Дочерние общества, долгосрочные финансовые вложения
8.14 Сведения о численности работников и фонде оплаты труда
8.15 Планы развития компании
8.16 Краткая характеристика имущественного комплекса компании
8.16.1 Объекты недвижимого имущества
8.16.2 Нематериальные активы
8.16.3 Долгосрочные финансовые вложения
9. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОМПАНИИ
10. НОРМАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОМПАНИИ В ЦЕЛЯХ ОЦЕНКИ
11. АНАЛИЗ РЫНКА
11.1 Обзор макроэкономики
11.1.1 Основные показатели социально-экономического развития РФ
11.1.2 Прогноз социально-экономического развития РФ
11.2 Анализ состояния и перспектив развития отрасли
12. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ
13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОХОДНОГО ПОДХОДА
13.1 Общие положения. Выбор метода
13.1.1 Метод капитализации доходов
13.1.2 Метод дисконтированных денежных потоков
13.1.3 Выбор метода
13.2 Основные этапы расчетов
13.2.1 Выбор типа денежного потока
13.2.2 Определение длительности прогнозного периода
13.2.3 Общая методология расчетов
13.2.4 Прогноз показателей
13.3 Определение ставки дисконтирования
13.3.1 Общие положения. Выбор расчетной модели
13.3.2 Построение ставки дисконта с применением выбранной модели
13.3.3 Определение безрисковой ставки
13.3.4 Определение среднерыночной премии
13.3.5 Определение коэффициента бета
13.3.6 Определение странового риска
13.3.7 Определение премии за малую капитализацию
13.3.8 Определение премии за несистематические риски
13.3.9 Расчет ставки дисконтирования
13.4 Определение долгосрочных темпов роста
13.5 Расчет стоимости предприятия без учета корректировок
13.6 Расчет стоимости компании в постпрогнозный период
13.7 Расчет стоимости предприятия без учета корректировок
13.8 Согласование результатов
13.9 Внесение заключительных поправок и итоговый расчет
13.9.1 Корректировка на избыточные (нефункционирующие) активы
13.9.2 Корректировка на избыток (недостаток) собственного оборотного капитала
13.10 Итоговый расчет собственного капитала компании
14. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА
14.1 Методология сравнительного подхода
14.1.1 Определения и понятия
14.1.2 Алгоритм оценки
14.2 Расчет стоимости компании сравнительным подходом
14.2.1 Метод предыдущих сделок с объектом оценки
14.2.2 Метод рынка капитала по данным российских компаний
14.2.3 Метод отраслевых коэффициентов по данным зарубежных компаний
14.3 Согласование результатов методов
15. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАТРАТНОГО ПОДХОДА
15.1 Методология затратного подхода
15.2 Расчет балансовой стоимости чистых активов
15.3 Оценка стоимости нематериальных активов
15.4 Оценка стоимости основных средств и активов в лизинге
15.5 Оценка стоимости объектов, незавершенных строительством
15.6 Оценка стоимости долгосрочных финансовых вложений
15.6.1 Расчет рыночной стоимости вложений в дочерние общества
15.6.2 Расчет рыночной стоимости вложений в независимые общества
15.7 Оценка стоимости прочих внеоборотных активов
15.8 Оценка стоимости активов в составе запасов
15.9 Оценка строки баланса «налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
15.10 Оценка стоимости дебиторской задолженности
15.11 Оценка стоимости краткосрочных финансовых вложений
15.12 Оценка стоимости прочих оборотных активов
15.13 Оценка стоимости долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов
15.14 Оценка стоимости кредиторской задолженности
15.15 Оценка стоимости прочих долгосрочных и краткосрочных обязательств
15.16 Расчет скорректированной стоимости чистых активов компании
16. СОГЛАСОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. ИТОГОВЫЙ РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА
16.1 Согласование результатов подходов
16.2 Итоговый расчет стоимости акционерного капитала
16.3 Определение коэффициента контроля
16.4 Определение коэффициента ликвидности
16.5 Итоговый расчет стоимости объекта оценки
17. ГЛОССАРИЙ
18. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
18.1 Справочная и методическая литература
18.2 Нормативные и правовые акты
18.3 Материалы в периодической печати и сети интернет
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ДОКУМЕНТЫ ОЦЕНЩИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КОПИИ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОЦЕНЩИКОМ И УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ
В отчете об оценке бизнеса принято приводить обзор макроэкономики чего
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. № 299 “Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)»
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2006, № 31, ст. 3456; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 43; № 29, ст. 4291; 2014, № 30, ст. 4226) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)».
2. Настоящий приказ вступает в силу после вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 254 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» (зарегистрирован в Минюсте России 22 августа 2007 г., регистрационный № 10009).
Министр | А.В. Улюкаев |
Федеральный стандарт оценки
«Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)»
(утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. № 299)
I. Общие положения
1. Настоящий Федеральный стандарт оценки устанавливает требования к составлению и содержанию отчета об оценке, информации, используемой в отчете об оценке, а также к описанию в отчете об оценке применяемой методологии и расчетам. Отчет об оценке составляется по итогам проведения оценки.
2. Настоящий Федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.
II. Требования к составлению отчета об оценке
3. Отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2002, № 4, ст. 251; № 12, ст. 1093; № 46, ст. 4537; 2003, № 2, ст. 167; № 9, ст. 805; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 2, ст. 172; № 31, ст. 3456; 2007, № 7, ст. 834; № 29, ст. 3482; ст. 4016; 2008, № 27, ст. 3126; 2009, № 19, ст. 2281; № 29, ст. 3582, ст. 3618; № 52, ст. 6419, 6450; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 43; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7024, ст. 7061; 2012, № 31, ст. 4333; 2013, № 23, ст. 2871; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4082; 2014, № 11, ст. 1098; № 23, ст. 2928; № 30, ст. 4226; 2015, № 1, ст. 52; № 10, ст. 1418), признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
4. Отчет об оценке выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений.
5. При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:
в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки;
информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена;
содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
6. Отчет об оценке составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2036; № 27, ст. 2880; 2012, № 29, ст. 3988; 2013, № 14, ст. 1668; № 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, № 11, ст. 1098; № 26, ст. 3390), настоящим Федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший и подписавший отчет.
Отчет на бумажном носителе должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть пронумерован постранично, подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
7. Требования к составлению отчета об оценке, проводимой для специальных целей и отдельных видов объектов оценки, могут устанавливаться соответствующими федеральными стандартами оценки, которые могут предусматривать отступления от требований настоящего Федерального стандарта оценки.
III. Требования к содержанию отчета об оценке
8. В отчете об оценке должны быть указаны дата составления отчета и его номер. Вне зависимости от вида объекта оценки в отчете об оценке должны содержаться следующие сведения:
а) задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки;
б) применяемые стандарты оценки;
в) принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;
г) сведения о заказчике оценки и об оценщике (оценщиках), подписавшем (подписавших) отчет об оценке (в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков), а также о юридическом лице, с которым оценщик (оценщики) заключил (заключили) трудовой договор;
д) информация обо всех привлеченных к проведению оценки и подготовке отчета об оценке организациях и специалистах с указанием их квалификации и степени их участия в проведении оценки объекта оценки;
е) основные факты и выводы. В разделе основных фактов и выводов должны содержаться:
основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;
общая информация, идентифицирующая объект оценки;
результаты оценки, полученные при применении различных подходов к оценке;
итоговая величина стоимости объекта оценки;
ограничения и пределы применения полученной итоговой стоимости;
з) анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость;
и) описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке. В отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты. При этом такое описание должно позволять пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки;
к) описание процедуры согласования результатов оценки и выводы, полученные на основании проведенных расчетов по различным подходам, а также при использовании разных методов в рамках применения каждого подхода, с целью определения итоговой величины стоимости, либо признание в качестве итоговой величины стоимости результата одного из подходов.
9. В отчет об оценке могут включаться расчетные величины и выводы по результатам дополнительных исследований, предусмотренные заданием на оценку, которые не рассматриваются как результат оценки в соответствии с Федеральным стандартом «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
10. В приложении к отчету об оценке должны содержаться копии документов, используемые оценщиком и устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки, в том числе правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, а также документы технической инвентаризации, заключения экспертиз, а также другие документы по объекту оценки (при их наличии).
IV. Требования к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки
11. В тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки. В случае, если информация при опубликовании на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обеспечена свободным доступом на дату проведения оценки или после даты проведения оценки либо в будущем возможно изменение этой информации или адреса страницы, на которой она опубликована, либо используется информация, опубликованная не в общедоступном печатном издании, то к отчету об оценке должны быть приложены копии соответствующих материалов.
12. Документы, предоставленные заказчиком (в том числе справки, таблицы, бухгалтерские балансы), должны быть подписаны уполномоченным на то лицом и заверены в установленном порядке, и к отчету прикладываются их копии.
13. В случае, если в качестве информации, существенной для величины определяемой стоимости объекта оценки, используется значение, определяемое экспертным мнением, в отчете об оценке должен быть проведен анализ данного значения на соответствие рыночным данным (при наличии рыночной информации).
14. Итоговая величина стоимости может быть представлена в виде конкретного числа с округлением по математическим правилам округления либо в виде интервала значений, если такое представление предусмотрено законодательством Российской Федерации или заданием на оценку.
Обзор документа
Заново утвержден Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)». Речь идет о требованиях к составлению и содержанию отчета, информации, используемой в нем, а также к описанию в отчете применяемой методологии и расчетам.
Отчет представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, актами федерального органа, регулирующего такую деятельность, а также стандартами и правилами соответствующей СРО оценщиков.
Он выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством, или в судебном порядке не установлено иное.
В отчет могут включаться расчетные величины и выводы по результатам дополнительных исследований, предусмотренные заданием на оценку, которые не рассматриваются как результат оценки в соответствии с Федеральным стандартом «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)», а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов оценки, отраженных в отчете.
Новый стандарт применяется с момента признания утратившим силу приказа об утверждении прежнего.
Оценка стоимости бизнеса — методы и способы
Бизнес — это не только купля/продажа товаров и услуг. Чтобы получать прибыль нужно ориентироваться на рынке, инвестировать, отслеживать прибыльность, а если дела идут плохо — важно вовремя продать компанию, пока она не обросла неподъемными долгами.
Неважно, какие перемены ждут компанию, — в большинстве случаев тебе понадобится оценить реальную стоимость бизнеса для принятия верного решения.
Сейчас объясним что к чему.
Виды стоимости и их примеры
При оценке бизнеса применяют около десяти видов стоимости. Но есть четыре базовых, которые рассчитывают в самых типичных ситуациях:
Их и рассмотрим подробно: что это за цифры и когда они нужны.
Рыночная
Это сумма, за которую компанию можно продать в день оценки. Учитывают все имущество, включая доход, акции и долговые обязательства.
Отражает реальную обстановку на рынке и не зависит от желаний сторон сделки.
Применяется, например, когда:
Инвестиционная
Это сумма, которую готов заплатить конкретный инвестор за конкретное имущество или актив компании, исходя из инвестиционных целей.
Не равна рыночной стоимости. Зависит от инвестиционных требований вкладчика: ожидаемого дохода, периода окупаемости, рисков и т.д.
Рассчитывается, когда нужно принять инвестиционное решение. Еще учитывается при:
Восстановительная (стоимость воспроизводства)
Это сумма, в которую «выльется» создание и функционирование идентичного бизнеса на день оценки: с теми же активами, оборудованием, недвижимостью и т.д.
Считают, когда нужно:
Ликвидационная
Это цифра, за которую компанию можно продать как можно быстрее, минус затраты на продажу (например, рекламу, хранение, доставку и т.д.). Всегда ниже рыночной стоимости.
Рассчитывается, когда нужно быстро закрыть бизнес, например:
Как правильно подходить к оценке стоимости
Любой актив компании можно оценить тремя способами. Эксперт-оценщик применяет их все и только тогда делает совокупные выводы. А если от какого-то подхода отказался, то должен обосновать причину.
Конечно, попытаться рассчитать стоимость бизнеса можно и самому. Но, скорее всего, конечные цифры будут далеки от реальности.
Доходный подход
Здесь за основу берется прогнозируемый доход от деятельности компании. То есть: чем больше денег приносит и будет приносить компания, тем выше ее цена.
Доходный подход в оценке обоснован, когда нужно продать компанию или привлечь инвестиции.
Есть два доходных метода оценки:
Где: V — стоимость компании;
N — чистый годовой доход компании;
R — коэффициент капитализации.
То есть здесь для расчета нужно знать, какой доход принесет бизнес за определенный отрезок времени в будущем.
Метод подходит для компаний со стабильным и предсказуемым ростом.
Где: V — стоимость компании;
CFn – суммарные денежные потоки за каждый прогнозный период с первого по последний;
r – ставка дисконтирования;
n – номер соответствующего периода;
TV – терминальная стоимость бизнеса (раcсчитывается по формуле Гордона, если бизнес продолжит работу).
Проще говоря: расчеты основаны на том, что активы, которые есть у бизнеса сейчас, стоят выше, чем они будут стоить в будущем.
Этот метод подходит крупным компаниям, доход которых нестабилен и зависит, например, от сезонного спроса.
Сравнительный (рыночный) подход
Здесь компанию сравнивают с близкими конкурентами. Суть: чем дороже можно продать фирмы-аналоги, тем выше стоимость и нашего бизнеса.
Сравнительный подход обоснован только когда на рынке есть компании, схожие с нашей по техническим, материальным, экономическим и другим параметрам.
Есть три сравнительных метода оценки:
Затратный (имущественный) подход
Из-за инфляции, конъюнктуры рынка и других факторов стоимость активов на балансе не совпадает с их реальной рыночной ценой. Поэтому, чтобы увидеть реальные цифры, нужно скорректировать стоимость активов на балансе. А потом от суммы этих активов отнять сумму всех обязательств компании.
Есть два затратных метода оценки:
Другие методы оценки стоимости компаний
Есть и более специфические методы оценки стоимости компании. Их применяют редко — когда ни один из базовых подходов не отражает в полной мере специфику бизнеса и на рынке ситуацию.
Метод эмпирических правил
Метод обнажает слабые места бизнеса. Здесь рассчитывается валовый доход в процентах (объема реализации, суммы оплаченных счетов за год, годовой величины валового дохода, годового размера полученных гонораров). Но результаты этого метода не самодостаточны и должны быть результатами других методов.
Метод дисконтирования денежных потоков
Применяется, когда нужно оценить стоимость бизнеса на прогнозируемый период.
Рассчитывается по формуле:
P = CFt/(1 + I)^t,
Где: P — стоимость;
I — ставка дисконтирования;
CFt — денежный поток;
t — номер отрезка времени, на котором происходит оценка.
Пошаговая инструкция
Процедура оценки стоимости бизнеса состоит из 5 этапов. Конечно, это не эталон, потому что в каждом сегменте рынка будут свои нюансы.
Определение цели
От того, зачем нам нужно знать цену бизнеса зависит, какой вид стоимости будем рассчитывать и каким методом.
Выбор оценочной компании
От профессионализма оценщика напрямую зависит конечный результат. При выборе эксперта обращайте внимание на:
Сбор документов
Чем достовернее базовая информация о фирме, тем точнее результат. Оценщик запросит следующие документы:
Важно предоставить полные и достоверные данные, иначе стоимость бизнеса может оказаться некорректной.
Выбор модели оценки
Эксперт выберет базовый подход в оценке стоимости — тот, что больше остальных соответствует цели оценки и более полно учитывает конкретную ситуацию.
Остальные методы оценки тоже будут применяться, но их результаты будут скорее дополнять базовую цифру.
Интерпретация результатов
В теории результаты разных методов оценки должны совпадать. Но на самом деле так не бывает. Три подхода к оценке дают три разные стоимости бизнеса.
Оценщик выносит совокупное решение, опираясь на формулу:
Итоговая стоимость = Доходный × К1 + Сравнительный × К2 + Затратный × К3
Где: К1, К2, К3 — весовые коэффициенты, которые отражают значимость конкретного вида стоимости в итоговой оценке. В сумме все коэффициенты составляют единицу.
Подытожим: не стоит воспринимать оценку стоимости бизнеса как лишние и необоснованные затраты. Мол, можно и без экспертов обойтись — бухгалтер же есть. Но нет. Любая, даже незначительная, ошибка на любом этапе оценки приведет к некорректному представлению о собственном бизнесе. А от этого зависит будущее твоей компании.
Хочешь получать еще больше полезных материалов, информацию о бесплатных вебинарах, скидках и новых курсах Like Центра?
Оставь свой email 😉
Like Centre — это не просто компания, занимающаяся созданием образовательных курсов, это настоящее сообщество предпринимателей, которые нацелены на развитие и готовы внедрять новые подходы ведения бизнеса.
Блог Лайк Центра помогает молодым стартаперам и опытным владельцам бизнеса черпать свежие идеи, первыми узнавать об эффективных инструментах и способах масштабирования своего дела. Это платформа для смелых, инициативных предпринимателей, которые не боятся рисковать, но риск этот должен быть оправданным и обоснованным.
В блоге в свободном доступе находится информация, которая помогает:
Мир меняется очень быстро, завладеть вниманием потребителя становится не так просто как раньше. Поэтому Лайк Центр делится актуальной информацией, которая помогает держать руку на пульсе и всегда оставаться в курсе изменений на рынке. При этом не забывает и об основных постулатах — нетленном своде правил, который помогает становлению и развитию бизнеса.
Новые технологии, маркетинговые приемы, дополненная реальность, соцсети с молниеносно изменяющимися алгоритмами — все это способно поставить в тупик. Поэтому Like Centre взял на себя обязательство пролить свет на все важные аспекты построения успешной компании, которая уверенно занимает высокие позиции на современных рынках, быстро подстраивается под нестабильную обстановку и неизменно выходит на новый уровень даже в кризисное время.
Безусловно, поддержка бизнеса не строится только на статьях из блога. «Лайк Центр» предлагает и обучающие курсы ведения бизнеса, которые содержат не только полезную информацию, но и реальные кейсы по выведению компании из кризиса, максимизации ее прибыли и решению других глобальных проблем.
Обучение ведения бизнеса подойдет тем, кто готов последовательно прилагать усилия, хочет всегда оставаться в курсе последних новостей и не бояться внедрять тенденции в работу.
Like Centre blog — это база знаний, позволяющая рассмотреть проблемы комплексно, оперативно их выявить и решить. А для тех, кто готов продвинуться дальше, Лайк Центр готов оказать помощь в ведении бизнеса в Москве и любом другом регионе России.
В блоге мы много рассказываем об этом, но лучше один раз попробовать самостоятельно. За 3 дня мы дадим все инструменты, чтобы начать. Четко, структурировано. Ничего лишнего.