В коридорах что то ковано гремело и стучало упражнение 451
Помогите записать, расставляя нужные знаки препинания. Русский язык. 11 класс. Пар.№83. Упр.№451. Учебник Греков В.Ф. ГДЗ.
Здравствуйте! Помогите записать, расставляя нужные знаки препинания. В каждом предложении указать грамматическую основу.
I. 1) В коридорах что-то ковано гремело и стучало и
слышались офицерские выкрики. (Булг.) 2) С востока на-
двигались тёмные дождевые тучи и оттуда потягивало вла-
гой. (Ч.) 3) На берегу на промысле горели два костра и в
море никого не было. (М. Г.) 4) Княжна Марья. молча
смотрела на брата и в прекрасных глазах её были и любовь
и грусть. (Л. Т.) 5) Старцев всё собирался к Туркиным но в
больнице было очень много работы и он никак не мог вы-
брать свободного времени. (Ч.) 6) Кричали дрозды и по со-
седству в болотах что-то живое жалобно гудело точно дуло
в пустую бутылку. (Ч.) 7) Лопахин наверное ещё попусто-
словил бы с поваром но снова послышался приближающий-
ся гул самолётов и он поспешно направился к своему око-
пу. (Шол.) 8) Жизнь даётся один раз и хочется прожить её
бодро, осмысленно, красиво. (Ч.)
II. 1) Пугачёв дал знак и меня тотчас отпустили и оста-
вили. (П.) 2) Приятели его советовали ему жаловаться но
смотритель подумал махнул рукой и решился отступиться.
(П.) 3) Стол и кровать стояли на прежних местах но на ок-
нах уже не было цветов и всё кругом показывало ветхость и
небрежение. (П.) 4) Порой опять гармонией упьюсь над
вымыслом слезами обольюсь и может быть на мой закат пе-
чальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (П.) 5) Ос-
тап уже занялся своим делом и давно отошёл от куреня Ан-
дрий же сам не зная отчего чувствовал какую-то духоту на
сердце. (Г.) 6) Дорога то уходила в овраг то вилась по отко-
су горы и у края земли лежали новые огромные груды об-
лаков. (А. Н. Т.) 7) То скрипнет дверь то тихо отворится
калитка то сгорбленная фигура плетётся от дома по огоро-
дам. (Кор.) 8) В саду было тихо только птица иногда воро-
чалась и опять засыпала в липовых ветвях да нежно и пе-
чально охали древесные лягушки да плескалась рыба в
пруду. (А. Н. Т.) 9) Я хотел было спросить его насчёт соба-
ки да он видно не в духе был. (Т.)
В коридорах что то ковано гремело и стучало упражнение 451
© Замостьянов А. А., авт. – состав., 2019
© Вострышев М.И., пред., коммент., 2019
© ООО «Издательство Родина», 2019
Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве. Его крестили 18 мая в Киево-Подольской церкви Воздвижения Креста Господня (существует и ныне). Родители – родом из Орловской губернии.
Отец Афанасий Иванович Булгаков (1859–1907). Родился в многодетной семье провинциального священника. Доцент Киевской духовной академии, специалист по западным вероисповеданиям, под конец жизни получивший звание профессора. Жалование доцента в академии было невелико, и Афанасий Иванович подрабатывал в киевском цензурном комитете просмотром книг на французском, немецком и английском языках, писал для журналов богословские статьи и переводил тексты с древних языков на русский. Дома любил играть на скрипке и петь.
Мать Варвара Михайловна Булгакова, урожденная Покровская (1869–1922). Дочь соборного протоиерея, до замужества – учительница женской прогимназии в городе Карачев Орловской губернии. Позже всецело посвятила себя воспитанию детей. «Светлой королевой» часто называл мать Михаил. Уже овдовев, она весело и умело управляла своим маленьким королевством. По вечерам играла на рояле.
Михаил – первенец. В 1892 г. родилась сестра Вера, в замужестве Давыдова († 1972), в 1893 г. – Надежда, в замужестве Земская († 1971), в 1895 г. – Варвара, в замужестве Карим († 1956), в 1898 г. – брат Николай († 1966), в 1900 г. – брат Иван († 1969), в 1902 г. – сестра Елена, в замужестве Светлаева († 1954). Оба младших брата эмигрировали в 1920 г., сестры остались в России.
Благодаря дружным милым родителям Михаил провел детские годы в безмятежном и беспечальном мире, в радости семейного счастья, что в судьбах писателей случается довольно редко. Книги, музыка и театр в доме Булгаковых играли исключительную роль. Надежда Земская вспоминала: «У нас в семье очень много спорили о религии, о науке, о Дарвине… Спорили о политике, о женском вопросе и женском образовании, об английских суфражистках, об украинском вопросе, о Балканах; о науке и религии, о философии, непротивлении злу и сверхчеловеке; читали Ницше».
С августа 1900 г. Михаил учится в подготовительном классе Второй Киевской гимназии, с августа 1901 г. – в Первой Киевской гимназии – образцовом учебном заведение, открытом в 1809 г. по указу императора Александра I и в 1911 г. переименованной в Александровскую гимназию.
Николай Полетик, учившийся в этой же гимназии в 1905–1914 гг., вспоминал: «Во главе нашей гимназии, как и других казенных гимназий, стояли, как правило, монархисты (директор, инспектор), часть учителей тоже была монархически настроена. Но образование и, главное, воспитание в нашей гимназии, при соблюдении монархической внешности и форм, было либерально-оппозиционным, прогрессивным и свободомыслящим. Нас старались воспитывать людьми».
Булгаков был примерным в учебе, но озорным воспитанником. Его одноклассник Евгений Букреев вспоминал: «Кишата – так называли гимназистов младших классов. Мы однажды избили двух восьмиклассников-братьев. Нас было человек восемьдесят… Все равно, когда один из братьев двинул как следует, мы с него так и посыпались. На драку эту нас Михаил подбил».
Константин Паустовский, учившийся в той же гимназии, отмечает бесшабашный характер своего будущего собрата по перу: «Булгаков был старше меня, но я хорошо помню стремительную его живость, беспощадный язык, которого боялись все, и ощущение определенности и силы – оно чувствовалось в каждом его, даже незначительном слове… Почти всегда в первых рядах победителей был гимназист с задорным вздернутым носом – будущий писатель Михаил Булгаков. Он врезался в бой в самые опасные места. Победа носилась следом за ним и венчала его золотым венков из его собственных растрепанных волос».
Осенью 1906 г. семья Булгаковых сняла квартиру в доме № 13 на Андреевском спуске, которая на много лет стал их родным кровом и прообразом квартиры Турбиных в «Белой гвардии». На следующий год на семью обрушилось большое горе – от болезни почек, не дожив до 48 лет, скончался глава семьи – Афанасий Иванович. Варваре Михайловне предстояло одной поставить на ноги семерых детей. Шестнадцатилетний старший сын Михаил стал опорой матери. В доме, несмотря на многочисленные заботы, часто звучал рояль, раздавались веселые голоса и задорные песни. Но реже стала звучать молитва, чтение Евангелия заменили светскими романами.
В июне 1909 г. Михаил окончил гимназию и два месяца спустя поступил на медицинский факультет Киевского университета. Выбор профессии был связан с тем, что оба брата его матери стали профессиональными врачами и хорошо зарабатывали, один практикуясь в Москве, другой – в Варшаве. Учебы давалась Михаилу легко, и он не жалел о выборе профессии, хотя и особого призвания к ней не чувствовал.
Первая жена – Татьяна Николаевна Лаппа. Михаил познакомился с ней, когда шестнадцатилетняя саратовская гимназистка Татьяна приехала летом на каникулы в Киев к бабушке. После ее отъезда домой Михаил вступает с ней в переписку. Осенью 1912 г. они начали совместную жизнь и обвенчались 26 апреля 1913 г.
Еще не окончив учебы,18 мая 1915 г. Михаил поступил на работу в киевский госпиталь в Печерске. Лето 1916 г. провел в прифронтовых госпиталях. По окончании университета осенью 1916 г. был призван на военную службу и направлен врачом в Смоленскую губернию на замену ушедшим на фронт более опытным врачам. Служил как военнообязанный с сентября 1916 г. земским врачом в селе Никольском Сычевского уезда. Остался любопытный документ о его оперативной деятельности в течение года в здешней больнице: «Ампутация бедра – 1, отнятие пальцев на ногах – 3, выскабливание матки – 18, обрезание крайней плоти – 4, акушерские щипцы – 2, поворот на ножку – 3, ручное удаление последа – 1, удаление атеромы и липомы – 2 и трахеотомии – 1. Кроме того, производилось: зашивание ран, вскрытие абсцессов и нагноившихся атером, проколы живота (2), вправление вывихов, один раз производилось под хлороформенным наркозом удаление осколков раздробленных ребер после огнестрельного ранения».
Переведен 20 сентября 1917 г. в Вяземскую городскую земскую больницу заведующим инфекционным и венерическим отделениями. Врачебная практика в русской провинции, где Булгаков принимал по несколько десятков пациентов в день, послужила ему основой для семи блестящих рассказов из цикла «Записки юного врача» (впервые опубликованы в 1925–1926 гг. в журналах «Медицинский работник» и «Красная панорама»).
По болезни 19 февраля 1918 г. Булгаков был освобожден от военной службы, с 22 февраля несколько дней прожил в Москве. Вместе с женой 1 марта 1918 г. Михаил Афанасьевич выехал из новой советской столицы, в которой им негде было жить, вернулся в родной город Киев, и они поселились в своей прежней квартире.
В апреле 1918 г. на дверях дома № 13 на Андреевском спуске появилась табличка: «Доктор М.А. Булгаков. Венерические болезни». Его небольшая комната на втором этаже с балконом на улицу превратилась во врачебный кабинет. Здесь он осматривал больных, вводил им сальварсан. К нему обращались преимущественно солдаты.
– Татьяна Николаевна, пожалуйста, воду, спирт, инструменты, – просил Михаил Афанасьевич жену, когда приходил очередной посетитель.
Пациенты могли появиться в любое время дня, а иногда и ночью. Публика была, в основном, малообеспеченной, так как в городе, в более удобных районах, практиковали десятки именитых врачей.
Булгаков стал свидетелем драматических событий в Киеве, которые позже описал в «Белой гвардии». По его словам: «По счету киевлян, у них было восемнадцать переворотов… Я точно могу сообщать, что их было четырнадцать, причем десять из них я лично пережил».
Как военного врача его 2 февраля 1919 г. призвали в армию Украинской Народной Республики. В ночь на 3 февраля он дезертировал. О бегстве и возвращении домой мобилизованного мужа вспоминала Т.Н. Лаппа: «Почему-то он сильно бежал, дрожал весь, и состояние было ужасное – нервное такое. Его уложили в постель, и он после этого пролежал целую неделю, больной был. Он потом рассказал, что как-то немного поотстал, потом еще немножко, за столб, за другой, и бросился в переулок бежать. Так бежал, так сердце колотилось, думал, инфаркт будет. Эту сцену, как убивают человека у моста, он видел, вспоминал».
ГДЗ Русский язык 11 класс Греков В. Ф. §83 Вопрос 451 Спишите расставляя нужные знаки препинания
Привет. По русскому никому подобное не попадалось, может кто помнит как отвечать?)))
Спишите расставляя нужные знаки препинания. В каждом
предложении укажите грамматическую основу.
I. 1) В коридорах что-то ковано гремело и стучало и
слышались офицерские выкрики. (Булг.) 2) С востока на-
двигались тёмные дождевые тучи и оттуда потягивало вла-
гой. (Ч.) 3) На берегу на промысле горели два костра и в
море никого не было. (М. Г.) 4) Княжна Марья. молча
смотрела на брата и в прекрасных глазах её были и любовь
и грусть. (Л. Т.) 5) Старцев всё собирался к Туркиным но в
больнице было очень много работы и он никак не мог вы-
брать свободного времени. (Ч.) 6) Кричали дрозды и по со-
седству в болотах что-то живое жалобно гудело точно дуло
в пустую бутылку. (Ч.) 7) Лопахин наверное ещё попусто-
словил бы с поваром но снова послышался приближающий-
ся гул самолётов и он поспешно направился к своему око-
пу. (Шол.) 8) Жизнь даётся один раз и хочется прожить её
бодро, осмысленно, красиво. (Ч.)
II. 1) Пугачёв дал знак и меня тотчас отпустили и оста-
вили. (П.) 2) Приятели его советовали ему жаловаться но
смотритель подумал махнул рукой и решился отступиться.
(П.) 3) Стол и кровать стояли на прежних местах но на ок-
нах уже не было цветов и всё кругом показывало ветхость и
небрежение. (П.) 4) Порой опять гармонией упьюсь над
вымыслом слезами обольюсь и может быть на мой закат пе-
чальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (П.) 5) Ос-
тап уже занялся своим делом и давно отошёл от куреня Андрий же сам не зная отчего чувствовал какую-то духоту на
сердце. (Г.) 6) Дорога то уходила в овраг то вилась по отко-
су горы и у края земли лежали новые огромные груды об-
лаков. (А. Н. Т.) 7) То скрипнет дверь то тихо отворится
калитка то сгорбленная фигура плетётся от дома по огоро-
дам. (Кор.) 8) В саду было тихо только птица иногда воро-
чалась и опять засыпала в липовых ветвях да нежно и пе-
чально охали древесные лягушки да плескалась рыба в
пруду. (А. Н. Т.) 9) Я хотел было спросить его насчёт соба-
ки да он видно не в духе был. (Т.)
§ 83. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
11 — В. Ф. Греков 305 вся природа оживляется.
Запятая не ставится перед соединительными и разде-лительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение, например: 1) Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. (Г.); 2) Звёзды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском. (Т.)
Когда второе предложение неожиданно присоединя-ется к первому или резко противопоставляется ему, то ме-жду предложениями ставится тире, например: 1) Он знак подаст — и все хохочут. (П.); 2) Стрела выходит из колчана, взвилась — и падает казак с окровавленного кургана. (П.)
Если соединяемые предложения являются значи-тельно распространёнными, уже имеют внутри себя запя-тые или менее тесно связаны между собой по смыслу, то между ними ставится точка с запятой, например: 1) Почти каждый вечер, попозже, они уезжали куда-ни-будь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удава-лась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы. (Ч.); 2) Татьяна, по совету няни сбираясь но-чью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть; но стало страшно вдруг Татьяне. (П.)
450. Прочитайте и укажите, где имеются сложносочинённые предложения и где — предложения с однородными сказуемыми. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамматиче-скую основу каждого предложения.
1) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. (Ч.) 2) Вот присел я у забора и стал прислушиваться. (JI.) 3) Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью. (А. Н. Т.) 4) Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения.
горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь. (Пришв.) 8) Кучер тронул вожжами и тройка унеслась в степь. (А. Н. Т.) 9) Начинало темнеть и на небе зажигались звёзды. (Ч.) 10) Этот разговор продолжался ещё около часа и по-видимому произвёл на Андрея Ефимыча глубо-кое впечатление. (Ч.) 11) Скворцы вывелись и улетели и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. (Пришв.) 12) Восходил месяц и красным столбом отражался на другой стороне пруда. (Ч.) 13) С высокой скалы над нашей фанзой я заметил пароход и мне захотелось посмотреть на людей. (Пришв.) 14) Раз гуляя по лесу я чуть-чуть не заблудился но к счастью набрёл на тропу и она привела меня к морю. (М.-Мак.)
451. Спишите» расставляя нужные знаки препинания. В каждом предложении укажите грамматическую основу.
1) В коридорах что-то ковано гремело и стучало и слышались офицерские выкрики. (Булг.) 2) С востока на-двигались тёмные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. (Ч.) 3) На берегу на промысле горели два костра и в море никого не было. (М. Г.) 4) Княжна Марья. молча смотрела на брата и в прекрасных глазах её были и любовь и грусть. (JI. Т.) 5) Старцев всё собирался к Туркиным но в больнице было очень много работы и он никак не мог вы-брать свободного времени. (Ч.) 6) Кричали дрозды и по со-седству в болотах что-то живое жалобно гудело точно дуло в пустую бутылку. (Ч.) 7) Лопахин наверное ещё попусто- словил бы с поваром но снова послышался приближающий-ся гул самолётов и он поспешно направился к своему окопу. (Шол.) 8) Жизнь даётся один раз и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. (Ч.)
3071) Пугачёв дал знак и меня тотчас отпустили и оставили. (П.) 2) Приятели его советовали ему жаловаться но смотритель подумал махнул рукой и решился отступиться.
дрий же сам не зная отчего чувствовал какую-то духоту на сердце. (Г.) 6) Дорога то уходила в овраг то вилась по откосу горы и у края земли лежали новые огромные груды облаков. (А. Н. Т.) 7) То скрипнет дверь то тихо отворится калитка то сгорбленная фигура плетётся от дома по огородам. (Кор.) 8) В саду было тихо только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях да нежно и печально охали древесные лягушки да плескалась рыба в пруду. (А. Н. Т.) 9) Я хотел было спросить его насчёт собаки да он видно не в духе был. (Т.)
Прочитайте и укажите предложения, где имеется общий второстепенный член предложения или общее придаточное предложение. Спишите, расставляя знаки препинания.
1) В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. (Ч.) 2) В это время послышался звонок и она встала. (Ч.) 3) Печорин не сводил с неё [Бэлы] глаз и она частенько исподлобья на него посматривала. (JI.) 4) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. (Ч.) 5) Вдруг в нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (Ч.) 6) Душно стало в сакле и я вышел на воздух освежиться. (JI.) 7) Ночь уже ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (JI.) 8) Справа беспрерывно вспыхивали зарницы и доносился гул канонады. (Степ.) 9) В косых лучах заходящего солнца ярко белеют камен-ные здания портового города золотятся прибрежные пески и уходя в бесконечную даль горит тихая равнина моря. (Нов.-Пр.) 10) В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. (Пауст.) 11) Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков.
Из простого распространённого предложения образуйте сложносочинённое предложение.
Образец. Несмотря на позднее время, в лесу ещё можно было слышать пение птиц. — Время было позднее, но в лесу ещё можно было слышать пение птиц.
1) Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2) Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3) По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4) После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите грамматическую основу каждого предложения.
1) Направляясь вперёд мы скоро пересекли Певчую д..лину в северо-зап..дном направлении вдруг перед нами открылась древняя речная терраса нисходящая в другую д..лину покрытую другой растительностью. (Пришв.) 2) Воздух чуть-чуть морозный был совершенно прозрачен и море совсем голубое охватывало туманную гору а горный камыш в белых кружевах от мороза на голубом всё хорошел и хорошел. (Пришв.) 3) Гремел гром и шёл дождь сквозь дождь лучило солнце и раскидывалась широкая радуга от края до края. В это время распускалась черёмуха и кусты дикой смородины над самой водой позеленели. (Пришв.) 4) Заря разгоралась за окнами и в свете её стоял сад засыпанный цветами мокрого снега. (Пауст.) 5) Грачи закричали за рекой в ветвях и повсюду в кустах и траве запели зачирикали птицы. (А. Н. Т.) 6) Снег истоптан смешан с грязью и только на огородах и на полях залитый сиянием холодного осеннего солнца он сверкает снежной белизной. (Нов.-Пр.) 7) За горами занималась уже вероятно заря но сюда в глубокую теснину свет чуть-чуть пр..ломился и темнота становилась молочной. (Кор.)
1) Со скамейки (н..)было видно берега и (от)того ощущение бесконечности и величия морского простора ещё больше увеличивалось.
Объясните постановку знаков препинания перед повторяющимся союзом и, определите роль многосоюзия.
1) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык. 2) И сердце бьётся в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь. 3) Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей.
Спишите текст, составленный на основе воспоминаний современника А. С. Грибоедова — впоследствии известного актёра П. Каратыгина. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Подготовьтесь к пересказу текста. Найдите в тексте фразеологический оборот, подберите к нему синонимы, в том числе фразеологические. Подберите синонимы к выделенному слову, расположив их в порядке возрастания признака. Как на-зывается такое средство выразительности языка?
В 1824 году по..вилась в рукопис.. бе..мертная комедия Грибоедова. Мы предложили Александру Сергеевичу раз..грать «Горе от ума» на нашем школьном театре и он был в восх..щени..
Итак поэту (не)сужде..о было увидеть на сцене (даже и в таком горемычном исполнени. как наше) своей бе..мерт- ной комедии.
В коридорах что то ковано гремело и стучало упражнение 451
– Капитан, – заговорил он неприятным голосом, – я вам в ведомости прикажу выписать жалованье не как старшему офицеру, а как лектору, читающему командирам дивизионов, и это мне будет неприятно, потому что я полагал, что в вашем лице я буду иметь именно опытного старшего офицера, а не штатского профессора. Ну-с, так вот: лекции мне не нужны. Па-а-прошу вас советов мне не давать! Слушать, запоминать. А запомнив – исполнять!
И тут оба выпятились друг на друга.
Самоварная краска полезла по шее и щекам Студзинского, и губы его дрогнули. Как-то скрипнув горлом, он произнес:
– Слушаю, господин полковник.
Луч понимания мелькнул в глазах Студзинского, а обида в них погасла.
– Слушаю, господин полковник.
Господин полковник тут резко изменился.
– Александр Брониславович, я вас знаю не первый день как опытного и боевого офицера. Но ведь и вы меня знаете? Стало быть, обиды нет? Обиды в такой час неуместны. Я неприятно сказал – забудьте, ведь вы тоже…
Студзинский залился густейшей краской.
– Точно так, господин полковник, я виноват.
Мрачнейшие тени легли на Студзинского. Он напряженно слушал.
– Господин полковник, разрешите спросить?
– Знаю-с, что вы хотите спросить. Можете не спрашивать. Я сам вам отвечу – погано-с. Бывает хуже, но редко. Теперь понятно?
– Ну, так вот-с. А об остальном вечером. Все успеем. Валите к дивизиону.
– Смир-р-р-но. Га-сааа офицеры! – прокричал Студзинский.
Студзинский из-за спины Малышева, как беспокойный режиссер, взмахнул рукой, и серая колючая стена рявкнула так, что дрогнули стекла.
Малышев весело оглядел ряды, отнял руку от козырька и заговорил:
– Бесподобно… Артиллеристы! Слов тратить не буду, говорить не умею, потому что на митингах не выступал, и потому скажу коротко. Будем мы бить Петлюру, сукина сына, и, будьте покойны, побьем. Среди вас владимировцы, константиновцы, алексеевцы, орлы их ни разу еще не видали от них сраму. А многие из вас воспитанники этой знаменитой гимназии. Старые ее стены смотрят на вас. И я надеюсь, что вы не заставите краснеть за вас. Артиллеристы мортирного дивизиона! Отстоим Город великий в часы осады бандитом. Если мы обкатим этого милого президента шестью дюймами, небо ему покажется не более, чем его собственные подштанники, мать его душу через семь гробов.
– Га-а-а… Га-а… – ответила колючая гуща, подавленная бойкостью выражений господина полковника.
Студзинский опять, как режиссер из-за кулис, испуганно взмахнул рукой, и опять громада обрушила пласты пыли своим воплем, повторенным громовым эхом:
– Ррр… Ррррр… Стра… Рррррр.
Через десять минут в актовом зале, как на Бородинском поле, стали сотни ружей в козлах. Двое часовых зачернели на концах поросшей штыками паркетной пыльной равнины. Где-то в отдалении, внизу, стучали и перекатывались шаги торопливо расходившихся, согласно приказу, новоявленных артиллеристов. В коридорах что-то ковано гремело и стучало, и слышались офицерские выкрики – Студзинский сам разводил караулы. Затем неожиданно в коридорах запела труба. В ее рваных, застоявшихся звуках, летящих по всей гимназии, грозность была надломлена, а слышна явственная тревога и фальшь. В коридоре над пролетом, окаймленным двумя рамками лестницы в вестибюль, стоял юнкер и раздувал щеки. Георгиевские потертые ленты свешивались с тусклой медной трубы. Мышлаевский, растопырив ноги циркулем, стоял перед трубачом и учил, и пробовал его.