В колледже проще учиться чем в школе

9 причин, чтобы сменить школу на колледж

Одиннадцать классов образования — величайшее благо и достижение цивилизации. Однако иногда это благо нашему ребёнку не нужно: многие юноши и девушки не остаются в школе до победного ЕГЭ и уходят в колледж получать образование профессиональное. И делают это далеко не всегда потому, что школу им «не потянуть». В чём преимущества колледжа и почему иногда именно этот путь лучше для ребёнка — в материале Ксении Букши.

1. Тяга к профессии

Решила твёрдо: буду акушеркой, парикмахером или хочу шить театральные костюмы. Решила давно и переубеждаться не хочет. Так чего тянуть? Вперёд. Если уже сейчас хочется заниматься конкретным делом, лучше не тратить годы на «гимназическую» теорию. А Наташу Ростову пока проходят и в колледжах. Да и самой можно освоить.

В колледже проще учиться чем в школе. Смотреть фото В колледже проще учиться чем в школе. Смотреть картинку В колледже проще учиться чем в школе. Картинка про В колледже проще учиться чем в школе. Фото В колледже проще учиться чем в школе

2. Деньги в дом

Обучение в колледже позволяет начать зарабатывать раньше, чем в случае дополнительных двух лет в школе. Если для ребёнка или для семьи эти вещи существенны — выбираем колледж. Там студенты настроены не на безделье, а на конкретное дело, приносящее доход. А значит — на более раннюю и солидную самостоятельность, чем подработки в общепите.

3. Надёжность

Существуют колледжи, в которых заключается договор на трудоустройство с конкретным предприятием. В этом случае студент, поступая в колледж, может смело рассчитывать на грядущую зарплату. А иногда он начинает работать уже на третьем курсе. Или предприятие платит своим будущим работникам солидную стипендию. Всё это — отличная мотивация обойтись без 10-11 класса.

4. Приоритет — творчество

Колледжи бывают разные. И некоторые из них предлагают обучение творческим профессиям. В том числе и прикладным.

Если подросток давно понял, что его стезя не науки, а творчество, такой колледж может быть отличной альтернативой «гран-жанру» академических творческих вузов (конкурс туда — огромный, а польза в плане последующего трудоустройства, да кое-где и в плане образования может быть сомнительной). Ну и, в конце концов, никто не мешает пытаться поступить в такой вуз после колледжа.

В колледже проще учиться чем в школе. Смотреть фото В колледже проще учиться чем в школе. Смотреть картинку В колледже проще учиться чем в школе. Картинка про В колледже проще учиться чем в школе. Фото В колледже проще учиться чем в школе

5. Свобода

В шестнадцать лет многим хочется уехать в другой город или просто сменить обстановку. Рвануть за приключениями. Побыть без родителей. Попробовать (относительно) самостоятельной жизни. Если родители готовы отпустить ребёнка учиться, колледж — отличный предлог. На самом деле многие слишком серьёзно относятся к «поискам профессии» (и школа эту ненужную серьёзность поддерживает). Шестнадцать, да и двадцать лет — самое время пробовать.

6. Начать с низов — разведать обстановку

Например, поступить в колледж, поработать медсестрой, а потом, если действительно понравится лечить, пойти учиться на врача. Более плавный и лёгкий способ приобрести уверенность в выбранном пути, меньше теряешь время, если профессия окажется не твоя. Правда, многие от этого способа отговаривают: на врача учиться долго, поступать трудно, а дополнительные три года «в низах» — потеря времени. Но есть и такие, кто, наоборот, ратует именно за этот вход в профессию.

7. ЕГЭ-горячка

Во многих школах последние два класса целиком посвящают подготовке к ЕГЭ. В этих условиях многие подростки и их родители видят, что смысл ходить в школу резко теряется. Там становится скучно, неинтересно, и вместо преподавания каких бы то ни было систематических знаний учителя полностью переходят на ЕГЭ-натаскивание.

Два моих знакомых подростка пошли в колледж именно потому, что в школе перестали учить чему бы то ни было, и это казалось совсем уж полной тратой времени. Если нет сил и желания поступать в крутую «школу городского набора», колледж может оказаться отличной альтернативой. Кстати, школьным предметам на 1-2 курсе колледжа тоже учат. В хорошем колледже — лучше, чем в плохой школе.

В колледже проще учиться чем в школе. Смотреть фото В колледже проще учиться чем в школе. Смотреть картинку В колледже проще учиться чем в школе. Картинка про В колледже проще учиться чем в школе. Фото В колледже проще учиться чем в школе

8. Колледж за рубежом

Если хочется поступать в иностранный вуз или просто поучиться и поработать в другой стране — имеет смысл получить среднее специальное образование за границей. И это необязательно должна быть Германия или Франция. Колледж в Прибалтике — куда более бюджетный вариант. А возможности при этом могут открываться очень интересные.

9. Школа надоела

Да-да, он лентяй и двоечник, тот самый «пэтэушник». И он «ничего не хочет» и «школу не тянет». Вопрос в том, почему. Вообще-то, двоечников не бывает. Бывают ученики в депрессии или ученики, с которых требуют не по способностям. Или просто ученики с напрочь убитой мотивацией. Которые не понимают, зачем им это всё. И современная школа никакого ответа на вопрос «зачем» подчас не предлагает. Так, действительно, зачем? Может быть, найти колледж, где имеются хоть какие-то, более практические ответы. Всё лучше, чем «изучать» тесты и пролёживать бока с гаджетом в руках. Если не знаешь, куда пойти, просто пойти куда-нибудь — новые люди, новые встречи, практики. И, может быть, что-то станет яснее.

Источник

Выбираем колледж: взгляд изнутри

Приблизительное время чтения: 10 мин.

Многие подростки и их родители на пороге девятого класса задумываются о дальнейшей траектории образования: оставаться в 10-11 классе в своей школе, переходить в другую или же поступить в колледж? Колледж выбирают многие. Но для того, чтобы принять ответственное решение, нужно понимать преимущества и риски такого шага. Рассказывает Мария Джановна Корешкова, преподаватель в Московском Колледже Автомобильного Транспорта (ГБПОУ КАТ№9), педагог с 18-летним стажем.

Задаем себе вопрос

Надо честно ответить, в первую очередь себе: мы хотим уйти в колледж ОТ чего и ДЛЯ чего. Это во многом влияет на выбор и определяет риски. Рациональное «для получения» специальности» не всегда является главным. «Из школы» уходят как те дети, которые не смогут учиться в 10 и 11 классах, так и те, которые смогут, но не хотят. Часто подростки к старшим классам теряют мотивацию к учебе. Мальчишки, особенно «технари от Бога» со школой могут «не совпадать». Для многих, особенно в регионах, колледж в большом городе — способ вообще получить приличное бюджетное образование; для многих, даже в столицах — ступенька к получению высшего образования без ЕГЭ. Уходят и из слабой школы в сильный колледж. Поэтому конкурсы в колледжи растут, на популярные специальности проходные баллы доходят до 4,5 и выше.

В колледжи поступают и выпускники 11 класса, тем более, что отсрочку от службы в армии получают теперь все, без ограничения возраста.

Наиболее ответственное решение — выбор будущей профессию девятиклассником. В 15 лет кругозор у подростка невелик, представление о разных профессиях часто поверхностное. Помощь родителей необходима, но принимать решение за него чревато. Если студент передумал даже накануне диплома, то он останется только с аттестатом за 9 классов. Если решил поменять специальность СПО (СПО — среднее профессиональное образование. — Прим. ред.) — то можно перевестись в другой колледж на 2-й курс (на СПО 1-й курс — программа средней школы). Если профессию НПО (НПО — начальное профессиональное образование. — Прим. ред.) — то только поступать заново, ибо там профессиональные и общеобразовательные дисциплины начинаются сразу с 1 курса.

Выбираем уровень обучения

Теперь все выпускники получают дипломы, в которых указано, что они имеют среднее профессиональное образование по определенной специальности или профессии.

ПТУ, как учебное заведение, дискредитировавшее свое название, закрыли. Но разные уровни обучения остались: НПО и СПО. Такая система профессионального образования сформирована реальными требованиями к квалификации и возможностями обучаемых, отработана десятилетиями. Как правило, несколько старых профессиональных учебных заведений разного уровня административно объединены в одно образовательное учреждение «Колледж», или же в одном учебном заведении существуют группы НПО и СПО, обычной и углубленной подготовки.

И тот, и другой уровень может готовить работников одного профиля. Чем же они отличаются?

НПО призвано дать человеку рабочую профессию — раз, и социализировать, стать «социальным лифтом» для подростков с проблемами — два. Поэтому методика обучения рассчитана на более слабых в общеобразовательном плане, менее мотивированных к учебе подростков. Она оптимальна для ребят, которые хотят получить профессию и работать, а школа им, мягко говоря, надоела. Соответственно, исходя из уровня основной массы подбирают достижимые требования и методы обучения.

Следовательно, теоретическая подготовка по специальности есть, но упор делается, в первую очередь, на практическое обучение, и его много: практика чередуется с уроками уже с первого курса. Для детей со слабыми учебными навыками и опытом школьных неудач такая методика оптимальна. Поскольку профессии учат с самого начала, изучение общеобразовательных дисциплин растягивается на два года, параллельно с общепрофессиональными и специальными. И отношение к школьным предметам не приоритетное.

Важно! После окончания и сдачи госэкзаменов и (или) защиты диплома выпускник получает диплом СПО, в котором указывается, что он обучился «профессии» такой-то.

СПО (среднее профессиональное образование) теоретически должно готовить специалистов среднего звена или рабочих с высоким уровнем базовых знаний. Поэтому доля теоретической подготовки не в пример больше и ее уровень выше. Выпускник СПО приобретает «специальность». Соответственно, уровень студентов должен быть другой. Больше и время обучения: к примеру, если для овладения профессией «23.01.03 Автомеханик» нужно потратить 2 года 10 месяцев, то для получения специальности «23.02.03 (190631) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» — 3 года и 10 месяцев. А на углубленный уровень обучения — еще год.

Соответственно, система во многом сходна с вузовской, да и стиль обучения занимает промежуточное положение между школой и ВУЗом. Выдает даже язык. Не уроки, а пары, не учащиеся, а студенты (хоть в документах ФГОС все именуются «обучающимися»), не учителя, а преподаватели. Зачеты и экзамены каждый семестр, лабораторные и практические работы, курсовые проекты. Но студенческой вольницы нет! Если в НПО «мастера», то в СПО классный руководитель может по-студенчески называться «куратором».

Студенты СПО программу 10 и 11 классов изучают на первом курсе. Разумеется, в полном объеме за год это сделать нереально. Часть предметов сокращена, к тому же не тратится время на целевую подготовку к ЕГЭ. Дисциплины, наиболее существенные для будущего специалиста, изучаются более серьезно (у нас, например, это физика и математика), остальные — чуть более расслабленно. Уровень изучения? По признаниям ребят и их родителей, он, конечно, значительно ниже, чем в хорошей профильной школе (сравниваем с физматом), но заметно выше, чем в школе «средней и ниже среднего».

Начиная со второго курса и те, кто поступил после девятого, и те, кто пришел после одиннадцатого класса, учатся одинаково: общепрофессиональные и специальные дисциплины, периодически практики, сессии … и так до диплома.

Нельзя однозначно сказать, какая форма обучения лучше и какая — хуже. Если есть возможность, ее надо выбирать, исходя из особенностей конкретного ребенка, его умения учиться и мотивации. Учиться по программам СПО подростку, у которого не было никаких перспектив нормально закончить 10-11 класс, явно не стоит.

Качественный специалист хорошего колледжа уровня СПО по уровню теоретических и научных знаний существенно отстает от выпускника бакалавриата с аналогичной специальностью, но часто превосходит его по уровню профессиональных знаний и практических умений. Правда, качество обучения и уровень требований в разных колледжах очень отличается, как и уровень знаний разных выпускников.

Как выбрать колледж

Есть явная информация, ее легко найти в Интернете: адрес, профессии, сроки обучения. И есть неявная: фактический уровень, принятый стиль общения. Сходите с сыном или дочкой на День открытых дверей, задайте вопросы. Учтите, что один колледж может включать несколько зданий с совершенно разными традициями: в одном часть занятий ведут преподаватели профильного ВУЗа, в другом все совсем по-другому.

Предложите ребенку немного побыть среди студентов. Родителям стоит и самим, без ребенка, съездить к выбранному колледжу, посмотреть на ребят, постоять и послушать разговоры в курилке. Легко или трудно учиться? За что ругают преподавателей и за что хвалят?

Особенности обучения в колледже (СПО)

Вчерашние школьники с энтузиазмом начинают учебу с чистого листа. С чем они сталкиваются?

Дневников у студентов нет. Но родителей периодически извещают о текущей успеваемости в течении семестра. Родителей первокурсников — часто, на старших курсах — реже.

Регулярно бывают родительские собрания, на которых вы можете пообщаться со всеми преподавателями. И, разумеется, дважды в год — сессия, зачеты и экзамены.

Помимо классного руководителя или куратора группы есть заведующий отделением (или куратор курса). Это — самый главный человек, который хорошо знает всех своих студентов и преподавателей, в курсе всех проблем и решает административные и воспитательные задачи. При любых вопросах, конфликтах, недоразумениях обращаемся к нему.

Сложно ли учиться в колледже?

В принципе — не слишком. Но, в отличие от школы, жесткого соответствие «программа-учебник» нет. Как правило, весь новый материал преподаватель объясняет и надиктовывает конспект. Даже если есть хороший учебник, а такие бывают, особенно по спецдисциплинам, далеко не всегда он заменит преподавателя. Без конспекта изучить все самостоятельно, по учебнику или с помощью Интернета, для большинства студентов — задача малореальная.

Задания и даже курсовые проекты дают с таким расчетом, чтобы большая часть выполнялась в аудитории, с помощью преподавателя. Есть регулярные консультации, дополнительные занятия. Но … от сессии до сессии живут студенты весело. За неделю же до сессии ни один преподаватель объяснить каждому пропущенный материал всего семестра и помочь каждому выполнить его индивидуальное задание не сможет.

Можно ли подрабатывать без ущерба для учебы? Обычно это получается у способных, достаточно взрослых и ответственных ребят. И то периодически бывают цейтноты. Большинство же, взявшись за работу и получив первые деньги, учебу запускают.

Могут ли отчислить?

Да, разумеется. За не ликвидированные вовремя задолженности, за прогулы.

Но до того, как это случится, дадут сто и одну возможность отработать и исправить, помогут, неоднократно обратятся к родителям. Даже в случае взрослых, женатых и замужних «детей».

Трудоустройство

Возможности трудоустройства очень зависят от самого выпускника, профессии, ситуации на рынке труда.

Колледж обязательно устраивает на практику на предприятия. Если студент может найти работу сам — пожалуйста, но контролировать его будут все равно. Колледжи часто заключают договоры с работодателями, которые берут на практику студентов, а тех, кто хорошо себя зарекомендовал приглашают на работу.

Но со студентом, не желающим работать на практике, рабочие возиться не будут — лишь бы не мешал. В результате конкурентоспособны на рынке труда оказываются те, кто во время учебы работали по специальности и помимо учебной программы многому научились. Но немало ребят выбирают быстрый заработок — курьером, продавцом.

Колледж приглашает работодателей к сотрудничеству, устраивает встречи с выпускниками, информирует их о вакансиях. Но… По нашей специальности мальчиков с дипломами слишком много. Даже на вакансии, присланные работодателем в колледж, часто берут только с опытом работы от трех лет или с большими испытательными сроками без оформления и с символической оплатой.

Что еще мешает трудоустройству? Высокие зарплатные ожидания молодежи наталкиваются на скептическое отношение работодателей. Студентам-вечерникам приходится отказываться от режима работы, не позволяющего посещать занятия.

После колледжа — в ВУЗ

Даже в СПО аттестат, подобный школьному, по окончанию первого курса студент не получает: считаться человеком с законченным средним образованием он сможет только после защиты диплома. Сдачу ЕГЭ в колледже могут не организовывать (если нет соответствующей аккредитации), а могут организовывать для желающих и сдачу, и подготовку к ЕГЭ. Но это обычно делают на втором курсе, тем более, что к тому времени ребята уже определились со своим отношением к выбранной специальности.

Если колледж подписал договор с определенным ВУЗом, который согласен принимать его студентов по внутреннему экзамену, то ребята, как правило, идут по такому пути: на последнем или последних двух курсах занимаются на подготовительных курсах в этот ВУЗ (платно). На курсах их не только готовят к экзамену, но и изучают то, что позволит ликвидировать разницу в программах колледжа и первого курса этого ВУЗа. И тогда после сдачи экзаменов они поступают сразу на второй, а при определенных успехах — на третий курс. В МГТУ МАДИ даже создают специальные группы из выпускников профильных колледжей, обучающихся по сокращенной программе.

Выпускники уровня НПО на второй курс обычно не поступают (слишком велика разница в программах и уровне), но поступать внутреннему экзамену или по ЕГЭ они могут точно так же.

Источник

Может ли колледж быть круче вуза?

В колледже проще учиться чем в школе. Смотреть фото В колледже проще учиться чем в школе. Смотреть картинку В колледже проще учиться чем в школе. Картинка про В колледже проще учиться чем в школе. Фото В колледже проще учиться чем в школе

Специалист по профориентации Алла Экслер в своё время успешно окончила школу, но вместо престижного вуза выбрала колледж. Ей хорошо знакомы трудности, с которыми сталкиваются старшеклассники при выборе профессии.

— Родители, учителя, знакомые ожидают, что у выпускника есть хотя бы приблизительный план на дальнейшее обучение. Тем временем вчерашний школьник может с беспокойством перебирать варианты, порой не до конца понимая, чем именно занимается человек той или иной специальности и в чём разница между учебными программами.

Наш эксперт рекомендует собрать как можно больше информации о том, где, как и чему можно учиться в области, которая хотя бы немного интересует выпускника.

Профи для любой задачи

По сведениям Минпросвещения, около 60% выпускников школ выбирают для дальнейшего обучения колледж, а не вуз. Это много, учитывая, что в начале 2000-х получить среднее профессиональное образование хотели лишь 30% выпускников.

Мы нашли как минимум пять причин учиться в колледже.

Причина № 1: большой выбор профессий

При выборе профессии «хочу» значит гораздо больше, чем «надо». Но в 14–18 лет совершенно нормально не знать и не понимать, кем хочется работать. И как раз колледж помогает сделать выбор: здесь вы быстро попробуете профессию на практике и не потратите несколько лет на теорию.

Получить «корочки» некоторых профессий можно только в колледже: автомеханик, парикмахер, повар-кондитер, сварщик, метролог, визажист, флорист.

Дарья Викторовна Зотова специалист по профориентации

В колледже молодые люди раньше, чем ученики десятых-одиннадцатых классов, понимают, чем на самом деле хотят заниматься. А если к концу первого года обучения окажется, что выпускник ошибся с профессией, всегда можно сменить направление. И конечно, после колледжа никто не запрещает учиться в вузе. Тем более что при многих вузах есть свои колледжи.

А ещё во многих колледжах есть программы дополнительного образования, кружки. Можно подтянуть английский, научиться петь и танцевать, освоить фотографию или программирование, достичь успехов в спорте.

Причина № 2: доступное обучение и льготы

Колледжи принимают учеников 9 и 11-х классов. ОГЭ и ЕГЭ не нужны — просто принесите справку об окончании школы. Если претендуете на бюджетное место, учтите, что на многих специальностях есть проходной балл. В среднем — 4,5.

Если хотите получить дизайнерское или инженерное образование, колледж может попросить пройти внутренний экзамен по рисунку, черчению, живописи и композиции. Вступительные экзамены требуются студентам специальностей «физическая культура» (ОФП), «стоматология» (рисунок), творческих, медицинских и маркетинговых направлений (собеседование).

В колледж проще поступить на бюджетное место — около 80% всех студентов учатся бесплатно. Обычно образовательные учреждения сообщают о количестве бюджетных мест на разные специальности 1 июня, а уже в 20-х числах начинается приём на первый курс. С 2021 года подать заявление можно дистанционно через сайт или почту колледжа.

Однако в некоторых колледжах конкурс выше, чем в вузах. Сложнее всего поступить на «бухгалтерию» и «экономику». Дело в том, что большинство бюджетных мест досталось колледжам при финансовых вузах. Проще всего пройти на технические и технологические специальности.

В 2020 году стоимость обучения по программам среднего профессионального образования выросла, хотя и осталась существенно ниже вузовского образования. Самой дорогой, по сведениям МИА «Россия сегодня», стала специальность «изобразительное и прикладные виды искусств» в Якутском художественном колледже — 203 тысячи рублей в год.

В колледже проще учиться чем в школе. Смотреть фото В колледже проще учиться чем в школе. Смотреть картинку В колледже проще учиться чем в школе. Картинка про В колледже проще учиться чем в школе. Фото В колледже проще учиться чем в школе

Причина № 3: проще найти работу

Программа колледжей больше, чем вузовская, ориентирована на практику — на неё отводится до 50% учебного времени. Это значит, что у вас будет возможность поработать в разных местах, присмотреться к работодателю и показать себя.

Выпускникам колледжа проще найти работу — их ждут по месту практики. Многие студенты находят подработку уже во время учёбы и могут содержать себя самостоятельно.

Алла Борисовна Экслер специалист по профориентации

В настоящее время в приоритете мультимодальность, работа на стыке профессий, и на рынке труда востребованы специалисты, компетентные в нескольких смежных областях, поэтому среднее профессиональное образование на бюджетной основе экономически выгодно: это ещё один диплом о государственной подготовке в дополнение к последующим «вышкам» бакалавриата и магистратуры, которые могут быть по совершенно другим специальностям.

Причина № 4: короче срок обучения

Поступить в колледж можно после 9-го класса. И пока бывшие одноклассники будут только готовиться к ЕГЭ, у вас за плечами уже будет много практики. Кстати, ЕГЭ можно сдать после первого курса колледжа и даже позже.

За 3 года 10 месяцев можно получить образование автомеханика, сварщика, маляра, флориста, электрика. После 11-го класса срок обучения сокращается на год. На некоторые профессии, например на реставратора, учатся дольше, до трёх с половиной лет.

Можно совмещать обучение и работу — большое количество практики позволяет получить опыт и рекомендательные письма без «корочек». Таким образом, к 20 годам вы уже сможете найти место на рынке труда.

«Более короткие сроки обучения позволяют раньше получить социальный опыт в трудоустройстве и профессиональной реализации. И помочь семье, если доходы родителей не слишком велики», — замечает Алла Экслер.

А ещё в колледж можно поступить во взрослом возрасте. В рамках программы «50+» получить новую профессию могут все, кто потерял работу из-за коронавируса. Совмещать труд и учёбу можно благодаря заочному отделению, которое есть в каждом колледже.

Причина № 5: можно продолжить образование в вузе

Само по себе среднее образование уже полноценное, с ним можно найти работу. Но диплом колледжа можно рассматривать как первую ступень бакалавриата, поступить в вуз без ЕГЭ, а по внутреннему экзамену, и часто даже сразу на второй или третий курс.

По словам психотерапевта, специалиста по профориентации Аллы Экслер, учебный материал колледжа порой актуальнее вузовских лекций и имеет большее прикладное значение, поскольку теоретическая наука не всегда успевает за практикой.

А ещё у обучения в колледже есть психологические преимущества. Преподаватели намного мягче, чем в вузе, относятся к студентам и помогают определиться со специализацией.

Источник

Страшнее колледжа зверя нет?

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Уже скоро девятиклассникам сдавать ОГЭ. А что потом? Идти в десятый класс — или в колледж? Что такое система среднего профессионального образования, чем это отличается от школы? В каких случаях это разумное решение? Как к этому подготовиться? Каких ошибок следует избегать? Попробуем разобраться вместе с Риммой Исаковной Зандман, заслуженным учителем России, преподавателем русского языка и литературы в московской гимназии № 1512.

В колледже проще учиться чем в школе. Смотреть фото В колледже проще учиться чем в школе. Смотреть картинку В колледже проще учиться чем в школе. Картинка про В колледже проще учиться чем в школе. Фото В колледже проще учиться чем в школе

О чем речь?

Что такое вообще система среднего профессионального образования? Представление о ней многие родители (а уж тем более бабушки и дедушки) черпают из воспоминаний о советской эпохе — когда эта система была развита и состояла из двух ступеней, ПТУ (профессионально-технических училищ) и техникумов.

На данный момент профтехучилищ и техникумов в России нет. А что есть? Есть система довузовского профессионального образования, и эти учебные заведения все называются колледжами.

Колледжи бывают разные — и по специализации, и по качеству обучения, и по дальнейшим перспективам устроиться по специальности. Лучше всего дело обстоит с колледжами, специализирующимися на сфере обслуживания, туристическом бизнесе, кулинарии. Есть очень неплохие колледжи, дающие специальности в сфере высоких технологий — например, где учат всему, что связано с мобильными телефонами: от их продаж до настройки и ремонта. Кстати сказать, в такие колледжи иногда идут ребята и после одиннадцатого класса.

Но вот с рабочими специальностями сейчас дело обстоит хуже. Эти специальности по-прежнему востребованы (например, в сфере ЖКХ), а те старые советские ПТУ, которые этому учили, во множестве позакрывались. Далеко не всем из них удалось выжить и переименоваться в колледжи. То же касается и строительных колледжей — их сейчас осталось очень мало, а когда-то они были, и их выпускники нередко поступали в МИСИ (Московский инженерно-строительный институт).

Путь в лузеры?

Есть еще одна серьезная проблема — бытующий с советских времен и по сей день социальный миф о том, что не пойти в десятый класс, а поступить в профтехучилище — это позор, это жизненная катастрофа, это путь, как сейчас выражаются, в лузеры.

Миф этот имеет под собой определенные основания. Действительно, в советское время в ПТУ шли, как правило, дети, которые плохо учились в школе, едва-едва на троечку. И бОльшая часть ПТУ тогда выпускала специалистов невысокого уровня. Все это отложилось в памяти родителей, а в особенности бабушек, которые и транслируют такие представления своим детям.

Миф этот опасен тем, что может искалечить жизнь ребенку. Скажем честно: не каждый выпускник девятого класса способен учиться в десятом и одиннадцатом. Причин тому может быть много: и серьезная запущенность учебы, чуть ли не с начальных классов, и состояние здоровья, и отсутствие мотивации. И вот вместо того, чтобы учиться в посильном и интересном ему колледже, приобрести нужную профессию, подросток вынужден просиживать штаны в старших классах школы, а потом идти в вуз, куда его пристроят родители — только потому, что перспектива среднего профессионального образования повергает маму с папой в ужас.

В чем разница со школой?

Надо сразу предупредить: преподавание общеобразовательных предметов в колледжах дается значительно слабее, чем в старших классах школы. Причина тому совершенно очевидна: в колледжах изучается множество специальных предметов, а общее количество учебных часов ограничено нормами СанПина и не может превышать такого-то числа часов в неделю. Для студентов колледжей это количество часов точно такое же, как и для их сверстников-старшеклассников. Значит, на ту же математику, или химию, или литературу отводится меньше часов в неделю, чем в массовой школе.

Это означает, что программа там сокращена, какие-то темы опускаются. При этом, замечу, преподавание общеобразовательных предметов там, в отличие от школы, не заточено на сдачу ЕГЭ. Однако сокращение программы вовсе не влечет за собой невозможность сдать ЕГЭ, потому что задания ЕГЭ охватывают далеко не всю школьную программу.

А что там с ЕГЭ?

Есть колледжи, которые организовывают своим выпускникам сдачу ЕГЭ, а есть те, где выпускники должны заниматься этим самостоятельно — если оно вообще им надо. Колледж выдает выпускнику диплом о получении среднего профессионального образования (причем выпускники сдают по этим специальным дисциплинам госэкзамены, защищают дипломную работу). А если выпускник хочет поступить в вуз, то он должен сдать ЕГЭ по русскому языку и математике. Сдает он ЕГЭ на общих основаниях, так же, как и одиннадцатиклассники, никакой разницы тут нет. Сдав ЕГЭ, выпускник получает сертификат и аттестат о среднем образовании. Замечу, что без сертификата аттестат не выдадут.

То есть сдавать ЕГЭ или не сдавать, решает сам выпускник, колледж его к этому не принуждает. Если хочет идти в вуз, то сдает, если не хочет — не сдает. Для приемной комиссии вуза нет никакой разницы, что абитуриент окончил — среднюю школу или колледж. Имеет значение только результат ЕГЭ.

Какие плюсы в том, чтобы пойти в колледж?

Если речь о конъюнктурных соображениях — то плюсов никаких. То есть колледж не дает никаких преимуществ для поступления в вузы, даже в профильные. В советское время было иначе: тогда после ПТУ можно было поступить в техникум (а также в техникум можно было поступить и после десятого класса), а выпускник техникума мог поступить в профильный вуз на льготных основаниях, причем сразу на второй курс (а после некоторых техникумов даже сразу на третий). Сейчас ничего этого нет.

Что касается отсрочки от армии на период обучения — то ее дают очень немногие колледжи. Раньше такую отсрочку давали ПТУ и техникумы, готовившие рабочих и техников для оборонной промышленности и авиации. Вопрос об отсрочке нужно выяснять в каждом конкретном случае, причем задолго до поступления.

А если говорить о педагогических и общечеловеческих соображениях, то основной плюс колледжа — он позволяет получить профессию тем детям, которые просто не потянут школьную программу 10-11 классов. И для их социализации, и для психологического здоровья колледж будет полезнее.

Впрочем, тут надо сказать честно: окончание даже очень хорошего колледжа еще не гарантирует трудоустройство. Особенно это касается рабочих специальностей (в сфере обслуживания, в банковском деле — проще).

Да, есть группа детей, которым колледж был бы предпочтительнее школы. Но такому решению препятствует, с одной стороны, миф о социальном лузерстве, а с другой — экономическая нестабильность.

В колледже могут испортить ребенка?

К сожалению, некоторые родители считают, что в колледже их ребенка могут испортить однокурсники — научить пить, курить и так далее. На самом деле это глупость. Социализация в колледже не представляет собой большей опасности, чем социализация в любом другом месте — будь то школа, вуз, военное училище. Не существует никакой корреляции между видом учебного заведения и особенностями отношений со сверстниками. Если ребенок не социализирован, то неприятности с ним могут случиться где угодно, хоть просто на улице. Если же он дома не одинок, если у него нормальная семья, если у него есть тыл, есть доверительные отношения с родными и близкими, то с ним не случится нигде и ничего.

Есть ли в колледже дисциплина?

По сравнению со школой тут нет никакой разницы. В колледжах, как и в школе, существует электронный журнал, с помощью которого родители вовремя оповещаются о всех проблемах их ребенка. В колледже, как и в школе, есть классный руководитель, только там он называется мастер. Он ежедневно проверяет посещаемость, контролирует дисциплину на уроках, если что-то случилось (например, ребенок не явился на занятия), тут же связывается с родителями. В колледже есть завуч по воспитательной работе, как и в любой школе. То есть не надо думать, будто раз учащиеся колледжа называются студентами, то там такая же вольница, как в вузе.

Если подросток решил идти в колледж, как действовать родителям?

Прежде всего, не истерить. Надо спокойно и рассудительно сказать: «Хорошо. Давай с тобой поездим по разным колледжам и выберем то, что тебе больше понравится». А дальше надо вместе с ребенком ездить в эти колледжи (информацию о них можно легко найти в интернете). При этом лучше, чтобы ребенок заявил о своем нежелании идти в десятый класс как можно раньше (а для этого родители должны регулярно общаться с ребенком и уметь задавать наводящие вопросы).

Возможно, поездив с родителями и посмотрев колледжи, ребенок скажет: «Нет, не хочу, пойду в десятый класс». А возможно, в процессе таких поездок действительно найдется хороший колледж, устраивающий и его, и родителей. Ведь хорошие колледжи есть, и их немало.

Если подросток хочет идти в десятый класс, а родители считают, что не потянет, что лучше в колледж — как ему это объяснить?

Главная ошибка — это когда не объясняют, а ставят перед фактом, да еще и начинают ругать: ты лентяй, тупица, бездарь. Естественно, будет протестная реакция, будут скандалы.

Если родители видят, что ребенку лучше пойти в колледж — его заранее нужно к этому готовить психологически. Лучше всего — с конца восьмого класса. Раньше не стоит. Но и сильно затягивать тоже не следует — после Нового года в девятом классе уже поздно будет начинать процесс убеждения и подбирать хороший колледж.

С ребенком нужно спокойно разговаривать, показывать ему разные варианты, ездить вместе с ним на день открытых дверей туда, сюда (а дни открытых дверей, кстати, обычно бывают либо в конце, либо в начале учебного года), обсуждать впечатления — тогда все пройдет нормально.

Какие вопросы родители должны задать самим себе, если хотят отдать ребенка в колледж?

1. Какова сфера интересов нашего ребенка? Интересуется ли он чем-либо вообще? Какие у него склонности? Что ему дается лучше, что хуже? Очень плохо, когда родители этого не знают. Но и в этом случае не все потеряно: в крупных городах существуют Центры занятости молодежи, нужно обратиться в такой центр. Там есть толковые консультанты, там есть социальные психологи, которые умеют говорить с подростком, умеют выявить сферу его интересов. После посещения такого центра нужно снова поговорить с ребенком.

2. В разговоре с ребенком нужно будет приводить доводы практического плана. То есть зачем идти учиться именно туда? Что даст это обучение? Где и кем потом работать? Как найти работу и какие плюсы и минусы есть у этой профессии? У ребенка 14-15 лет еще нет ответа на эти вопросы, ему не хватает жизненного опыта, тут именно родители должны объяснить. Но чтобы объяснить, они сперва сами должны найти ответы. Им придется как минимум прошерстить интернет в поисках нужной информации, а лучше — поездить по разным учреждениям и фирмам, пообщаться с людьми, работающими в этой сфере. И только после этого говорить с детьми, обсуждать с ними их перспективы уже после окончания колледжа. На этом этапе какие-то варианты, возможно, придется отбросить — например, если выяснится, что по избранной специальности почти невозможно найти работу.

3. Насколько наш ребенок самостоятелен? Насколько он социализирован? От ответов на эти вопросы может зависеть выбор профессии. Допустим, ребенок не слишком-то социализирован — тогда, если он пойдет, например, в кулинарию, то особых проблем не возникнет, но совсем другое дело, если пойдет в строительную индустрию. Разный контингент учащихся, разный формат производственных отношений, разные профессиональные риски.

Решено! Идем в колледж. Как это сделать?

Все просто: нужно подать заявление в выбранный колледж. Просто прийти в учебную часть и подать заявление. Если ребенок более или менее социализирован, он может и самостоятельно туда съездить, без родителей. Это можно сделать и после того, как он сдаст ОГЭ, и до того — в последнем случае придется туда еще раз съездить, привезти аттестат о неполном среднем образовании. На этом все заканчивается, сейчас в колледжах даже собеседования нет.

Подготовил Виталий Каплан

Читайте также:

И другие материалы «Фомы» о подростках:

Дырки в ушах и дыры в сердце

5 романов воспитания: книги про взросление, написанные для подростков

Уважаемые родители выпускников колледжей! Согласна с теми авторами, которые советуют поступать в колледж, а потом идти в вуз, сдавая экзамены в самом университете. Я зав. кафедрой «Менеджмент и маркетинг» в ПГУПС, всегда курирую поступающих к нам (как правило на заочную форму обучения) ребят, окончивших колледж: провожу с ними предварительные собеседования, довожу до них основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при подготовке к вступит. экзаменам. Ребята имеют возможность работать (в Санкт-Петербурге самая низкая безработица по стране) и получать высшее образование. Военной кафедры нет, поэтому ряд абитуриентов поступает на очную форму; хотя совмещать работу и учебу при очной форме обучения становится возможным только с 3-го курса. Обучение платное (166 тыс руб в уч. год), но большинство наших даже студентов-дневников подрабатывают.

Почему в статье варианты поступления рассматриваются только с позиции «ребёнок не может учиться. Ребёнок тупой. Ребёнок не хочет в 10 класс.». Много людей поступают, потому что они определились с профессией. И они не просто могут сдать ЕГЭ, но и получить аттестат за 11 классов. В таком случае получается, что в колледже студенты избегают двухгодовой подготовки к ЕГЭ, обучаются профессии, а в итоге выходят и с аттестатом за 11 классов и с дипломом. Также, непонятно, почему не указаны колледжи культуры и искусств. Статья основана на устаревших понятиях человека, который ничего не знает о СПО.

Спасибо, читателям за комментарии! А то было поверил дезинформации в статье.

В тексте есть существенные ошибки.

ИМХО, авторы не очень в теме

Выпускники колледжа поступают в ВУЗ по внутренним экзаменам конкретного ВУЗа, а не по результатам егэ. В колледжах есть руководители групп или кураторы, а мастер это наследие ПТУ

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *