В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные

Игровые технологии на музыкальных занятиях

В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Смотреть фото В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Смотреть картинку В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Картинка про В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Фото В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные Анна Чалова
Игровые технологии на музыкальных занятиях

Игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ

Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазий, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли, и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие способности.

Наиболее полезны для ребенка старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие, познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.

Развитие ребенка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и в семье. Задача педагогов, музыкальных руководителей и родителей – всячески способствовать полноценному развитию детей, и в этом неоценимую роль играют педагогические технологии.

Что такое педагогическая (образовательная) технология?

Под образовательной технологией понимается упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей. Таким образом, технология отражает последовательность педагогической деятельности, её логику и поэтому всегда представлена этапами деятельности, каждый из которых имеет свою цель. Лишь после достижения поставленной цели одного этапа происходит переход к следующему этапу деятельности.

При этом первый этап любой технологии — диагностический, и в этом отличительная особенность технологии от традиционной методики обучения. Для реализации технологического подхода нужна детальная информация об исходном состоянии каждого ребёнка. Исходным же объектом методики обучения является «усреднённый» дошкольник (воспитанник, начальное состояние которого для построения методической системы не имеет значения.

Виды педагогических технологий

«Здоровьесберегающая» технология

Технология «ТРИЗ»

Технология «Проблемного обучения»

Технология «Марии Монтессори».

«Игровая» технология и др.

• отбору, разработке, подготовке игр;

• включению детей в игровую деятельность;

• осуществлению самой игры;

• подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Педагогическая технология музыкального воспитания – это инструмент, позволяющий музыкальному руководителю ДОУ эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности.

В отличие от методов, способов и приёмов педагогическая технология позволяет музыкальномуруководителю не только утверждать: «Знаю как», но и ответить на вопрос «Почему я так делаю». Кроме того, применение педагогических технологий делает процесс решения задач последовательным, упорядоченным, продуманным и осознанным, позволяя педагогу достичь запланированного результата. Это очень важный момент, так как технологичность – одна из характеристик деятельности педагога 21 века.

Игровые технологии на музыкальных занятиях:

технологии Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.

Данная технология включает в себя ритмические игры с различными предметами (игра с палочками, игра на ложках, игра с ведерками, со стаканчиками, с воздушными шарами, с мячами, бумажный оркестр и т. д.)

Игроритмика – является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.Цель: развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.

Игрогимнастика – служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков,необходимых при разучивании танцевальных движений: на укрепление осанки, на расслабление мышц, ритмические упражнения (игромассаж, пальчиковые игры)

Технология практического освоения музыкальной информации основана на применении полученных знаний, на активизации слухового восприятия и образного музыкального мышления. На начальном этапе обучения практическая деятельность ребенка проявляется в различных действиях с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом.Для организации такой деятельности необходимы наглядные пособия: карточки, лото, картинки, таблицы. Оперирование вспомогательными предметами закрепляет полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Проявление самостоятельности ученика ведет к развитию творческих способностей. К данной технологии относятся: слушание музыки, размышление о музыке, пение хором,игры: «угадай мелодию», «на чем играю», «На что похожа музыка», «Музыкальная викторина и т. д.

театрально-игровая технология.

Театрально – игровой технологии отведено особое место в работе музыкального руководителя. Основной задачей работы в этом направлении является развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности.

В работе с детьми в ДОУ музыкальные инсценировки и музыкально-ритмические игры имеют большое значение. Развитие чувства ритма, речевого, певческого дыхания, координация движений, чувств ориентации в пространстве, расширение певческого и речевого диапазона.

Классификация песен для инсценировки:

Фольклорные песни – хороводы

Детская эстрадная песня

Песенки – инсценировки, такие, как «Два весёлых гуся», «Маленький ёжик», «Антошка» и другие, позволяют на музыкальных занятиях развивать в детях творческие способности, коммуникативные качества, эмоции ребенка,помогают снять комплексы: зажатость, стеснительность.

• танцевально – игровая технология.

Игротанец включает в себя: танцевальные игровые песенки, массовые танцы, танцы по показу (зеркальный танец, ритмические игры, анимационные танцы. Каждый игротанец направлен на развитие чувства ритма, на создание особой атмосферы, на умение быстро менять роли.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Игры с музыкальным сопровождением нравятся всем детям. Музыка помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность. Через музыкальную игру способности детей развиваются естественно и гармонично.

Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников на музыкальных занятиях Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений,.

Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Евгения Валерьевна Иванова, я музыкальный руководитель и хочу представить вам свой опыт работы.

Игровая деятельность на музыкальных занятиях Музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников. В программах по дошкольному воспитанию музыкальные игры.

Презентация «Игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ Дошкольный возраст очень важен для развития музыкальных способностей ребенка.

Консультация «Логоритмика на музыкальных занятиях» В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным.

Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях План по самообразованию музыкального руководителя Петровой Л. В. Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».

Роль воспитателя на музыкальных занятиях РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной.

Роль воспитателя на музыкальных занятиях Сообщение на районный семинар музыкальных руководителей. ТЕМА: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях». Подготовил музыкальный.

Внешний вид детей на музыкальных занятиях Внешний вид детей на музыкальных занятиях. Музыка – самое яркое, а потому и самое эффективное средство воздействия на детей. Музыкальная.

Консультация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей.

Источник

Методическая разработка на тему «Игровые приёмы на уроках музыки»

В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Смотреть фото В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Смотреть картинку В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Картинка про В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Фото В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные

В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Смотреть фото В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Смотреть картинку В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Картинка про В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Фото В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные

Описание разработки

Игра, способствует выполнению важных психологических и методических задач: развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к музыкальному искусству; умение размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание; умение применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к музыке звучащей вокруг. Через игру у детей воспитывается художественный вкус.

Итак, рассмотрим некоторые возможные на уроке искусства игры и проанализируем их с точки зрения дидактического смысла.

Ролевая «Ассоциации».

Узнавание песни по ритму.

Цветное моделирование музыки.

Словесное рисование. Сочинение литературных портретов к изучаемым произведениям. (Художественное прочтение стихов и текста песни). Узнавание песни по ритму.

«Музыкальные ребусы».

Ребусы можно писать на доске или заготовлены такие ребусы на листочках. Ребята сами с удовольствием дома делают ребусы и на уроке загадывают ребятам. Например: на карточке, на нотном стане нарисована нота ля, за нотным станом недописанное слово (лька). Получается, что зашифрованное слово (лялька) или на карточке нарисована нота до, за нотным станом недописанное слово (рога). Получается, что зашифрованное слово (дорога)

«Знатоки песни».

Ребята поют хорошо известную им песню. Когда песня закончится, учитель подходит к одному из учащихся и говорит какое-либо слово или строку из песни. Тот, к кому учитель обращается, должен сейчас же сказать следующее слово или строку песни. Кто из ребят ошибается- встает. Победители те, кто после окончания игры, остался сидеть на местах.

Чудесный план (подсказка).

Перед занятием познакомить ребят с планом урока. Но не просто перечисляю задания. На доске рисую план с помощью условных знаков. Эти обозначения ребята легко запоминают. Они сразу знают, какую работу надо сделать на уроке. Более занимательные, интересные задания предлагаю в конце урока. Поэтому у ребят есть стимул работать более организованно, активно, чтобы успеть поработать над интересными заданиями. И учителю удобно. Не надо постоянно заглядывать в тетрадь, боясь что-либо упусти

«Инсценировка».

Многие знают, что ребята очень любят выступать в роли артистов. А почему бы им не предоставить эту возможность на уроках музыки?

Прекрасные примеры для инсценировки- песни «Почему медведь спит зимой», «Любитель-рыболов». Сильно усложнять игру не следует. Надо просто разъяснить некоторые моменты, а уж дальше, можете не сомневаться, ребята прекрасно сыграют свою роль.

«Играем в оркестр».

Методика и техника игры. При прохождении темы «Оркестр и его виды» учащиеся изучают составы симфонического, камерного, духового и народного оркестра. Игра-драматизация даст возможность им войти в роль музыкантов-исполнителей каждого вида оркестра.

Знакомя школьников с различными видами оркестра, учитель вводит ряд новых понятий: партитура, оркестровая партия. Концертмейстер, камертон, маэстро (так в знак уважения называют заслуженных композиторов, дирижеров).

Учитель рассаживает класс в том порядке, в котором располагаются музыканты оркестра.

В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Смотреть фото В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Смотреть картинку В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Картинка про В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Фото В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные

Учитель выступает в роли «дирижера симфонического оркестра» и показывает вступление каждой оркестровой партии.

Для игры-драматизации важна самостоятельность в определении своего вступления каждым учеником и его умение координировать свои действия под музыку.

«Видимо-невидимо».

Учащиеся работают по группам (командам). Каждая группа (5-6 чел.) садится вокруг одного или трех плотно сдвинутых в компактный прямоугольник столов. Перед ними лист бумаги (один на группу), ручки (карандаши).

К примеру, у учителя стоит задача дать детям сведения о жизненном и творческом пути композитора (или об истории создания какого-либо произведения).

Он заготавливает плакат, на котором разными цветами, в разных направлениях, вдоль и поперек листа, разными шрифтами написаны основные сведения, которые он мог бы изложить в своем рассказе (см. приложение №1). После краткого вступительного слова («Сегодня мы постараемся узнать о композиторе, почему он считается великим мастером. Для этого мы сделаем вот что. », но только не «Сегодня мы будем играть в дидактическую игру») на доску вешается этот плакат. Детям предлагается некоторое время для его изучения.

Кто желает, может для этого подойти к доске к плакату. Время заранее объявляется и может отслеживаться по часам (с будильником), по секундомеру, по звону колокольчика, или по счету учителя (пять. четыре. три. два. один. Закончили!)

Затем плакат снимается, и команды должны на своем (одном!) общем листе записать то, что они запомнили (об этом их следует предупредить перед вывешиванием плаката). Под записями подводится черта. Команды обмениваются листами, сверяют чужие записи со своими, дописывают под чертой свои дополнения (другим цветом).

Группы-команды изготавливают такие плакаты сами (например, анализ выразительных средств произведения; ассоциативные образы) во время урока. После этого меняются местами, запоминают, что написано в «чужом» листе, возвращаются и дописывают. Затем обмениваются листами, проверяют и оценивают.

Обмен листами, местами есть ни что иное, как диалог между группами в увлекательной для учеников форме переписки.

«Партитура чувств» («Волшебная палочка»)

После прослушивания музыки происходит ее «анализ» следующим образом: один ученик, беря в руки «волшебную палочку», преображается, выражая эмоциональное состояние, которое было в музыке начале, затем передает палочку, глядя ему в глаза, другому ученику, который, принимая палочку, «принимает» эмоциональное состояние. Затем он поворачивается или подходит к следующему (по собственному выбору) ученику, которому «передает» следующее состояние, которое он слышал в музыке и т.д. В результате получаете «партитура чувств», лежащая в основе содержания прозвучавшей музыки, выраженная учениками. Если ученик, которому передают палочку, не согласен с тем, что чувство именно такое, какое выражает «волшебник», он возвращает ему палочку. И наоборот, «волшебник» может забрать палочку назад, если видит, что ученик, получающий палочку, не «слышит» чувство, которое ему передает «волшебник».

Источник

Обзор музыкальных методик

В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Смотреть фото В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Смотреть картинку В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Картинка про В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Фото В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные

Одним из направлений для разностороннего и гармоничного развития личности является музыкальное развитие. Сегодня представляю Вашему вниманию обзор методик раннего музыкального развития детей, некоторые из которых помогут заниматься самостоятельно. Читать полностью о методе Судзуки, Карла Орфа, Железновых и методике «Сонатал» М. Л. Лазарева.

В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Смотреть фото В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Смотреть картинку В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Картинка про В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Фото В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные

1. Метод Судзуки.

Автор метода считал, что музыкальные способности присутствуют в каждом из нас с рождения, точно также как и способности к овладению развития речи.

Синьити Судзуки одним из первых доказал, что дети в 3 года могут играть на скрипке и получать от этого удовольствие. При этом раннее развитие музыкальных способностей отражается и других сферах: дети обладают прекрасными математическими способностями и впечатляют интеллектуальными показателями.

Как и многие учителя-самоучки, Судзуки разработал свою теорию воспитания детей раннего возраста, исходя из личного опыта, а не на основе научных исследованиий или контролируемых экспериментов.

У этой методики, как и любой другой есть свои особенности:

основное внимание должно уделяться правильному положению за инструментом и извлечению красивого звука. Именно поэтому родитель должен обладать соответствующими знаниями и навыками, как ребенок должен сидеть за инструментом или как должен держать его.

Кроме того, метод подразумевает коллективное музицирование. А для этого нужно создавать среду.

В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Смотреть фото В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Смотреть картинку В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Картинка про В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Фото В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные

2. Метод Карла Орфа

Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”.

Слово “Schulwerk» было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познавать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

Рожденный в семье музыкантов, Карл Орф создал собственный метод, создающий тандем из музыки и движения. Во главу ставится импровизация, а не традиционная тренировка и зазубривание нотной грамоты. Музыкальные инструменты так же предпочтительны не сложные, требующие многолетней практики, а доступные: такие как ксилофон, колокольчики, треугольники, маракасы. Ребенок должен “играть в музыку”. Российская адаптация метода Орфа представлена Львом Вячеславовичем Виноградовым, которому я имела честь ассистировать несколько лет. На сегодняшний день этот метод завоевывает все большую популярность и у нас есть много центров, занимающихся по этой системе.

В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Смотреть фото В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Смотреть картинку В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Картинка про В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Фото В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные

3. Методика Железновых.

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков.

Характерной особенностью методики «Музыка с мамой» является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру. Песенки, потешки, танцы, музыкальные сказки и пальчиковые игры позволяют погрузиться в музыкальную среду.

В репертуаре Железновых есть диски с музыкальными сказками, аэробикой для малышей, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучению алфавиту, обучению счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др.

Родители и педагоги даже без музыкального образования могут организовать игровой досуг для своих детей по методике Железновых. Родительское участие в процессе признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.

В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Смотреть фото В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Смотреть картинку В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Картинка про В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные. Фото В какой методике учебный материал подается в игровой форме что превращает музыкальные

4. М.Л.Лазарев и методика «Сонатал»

Это методика для беременных женщин по дородовому (пренатальному) развитию и дальнейшему воспитанию ребёнка с помощью музыки.

В нём используются три фактора воздействия музыки на организм человека:

психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образы);

физиологический (функциональный трениг единого организма «мать-плод»);

вибрационный (воздействие на процессы тканевого обмена в организме плода и матери, с целью активизации в них различных биохимических процессов).

Основой музыкального воздествия в методе является голос (пение) будущей мамы. Сюда включаются и другие виды музыкальной деятельности: рисование и движение под музыку (танец, ритмическая гимнастика), игра на музыкальных инструментах, активное слушание музыки.

Метод направлен на обучение беременной женщины навыкам общения с ребенком еще до его рождения, на стимуляцию двигательной активности, раннее психоэмоциональное созревание плода, а также на улучшение самочувствия самой беременной женщины, подготовку ее к родам и воспитанию здорового ребенка.

В основе метода «Сонатал» лежит идея о том, что во время беременности очень важно слушать музыку и петь. Даже если у вас нет голоса. Песня оказывает воздействие на левое (смысл) и правое (образ) полушария, вызывает определенное эмоциальное состояние, влияет на функцию внешнего дыхания ребенка.

Метод поющего дыхания влияет на показатели здоровья и развития ребенка после рождения. Считается, что у беременных женщин улучшается психоэмоциональное состояние, снижается уровень тревожности, улучшается состояние здоровья, лучше протекают роды, улучшается лактация. А мамы, прошедшие метод «Сонатал», глубже и лучше понимают своего ребенка.

Источник

Педагогический опыт «Применение игровых технологий на уроках музыки в начальной школе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Крепостной

имени дважды Героя Советского Союза Маршала авиации

Савицкого Евгения Яковлевича.

Муниципального образования Северский район.

Применение игровых технологий на уроках музыки в начальной школе

Гудкова Лариса Александровна

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике………………………………5 стр.

1.2.История изучения темы педагогического опыта в ОУ…………………………….5 стр.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта……………….6 стр.

2. Психолого-педагогический портрет учащихся, являющийся базой для формирования представленного педагогического опыта………………………. 7 стр.

3.2 Актуальность педагогического опыта………………………………………………10 стр.

3.3 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта. 13 стр.

3.3.2.Музыкально-дидактические игры………………………………………………….14 стр.

33.4.Инструментальное музицирование……………………………………………….. 19 стр.

5. Рейтинг успешности участников творческих конкурсов, как подтверждение сформированности музыкальных способностей учащихся………………………..21 стр.

6. Распространение педагогического опыта………………………………………….21 стр.

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

огонек пытливости и любознательности. «

Новая образовательная политика, приоритетом которой является повышение качества образования, привела к пониманию того, что крайне необходимы новые подходы к музыкальному образованию и развитию детей младшего школьного возраста. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка.

Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

Данные труды антологического характера содержат фактический материал, благодаря которому педагоги-воспитатели умело, организовывали учебно-воспитательную работу в детских учреждениях. Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.КБлехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.

В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.).

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Г.К.Селевко определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998. С. 50..

Вывод: большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

2. коммуникативную: освоение диалектики общения;

3. по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

4. терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

5. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

6. коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

7. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;

8. социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

1.2.История изучения темы педагогического опыта в ОУ.

Проблема развития музыкальных способностей детей, приобщение к музыкальному искусству не нова и по-прежнему актуальна. Воздействие игры на детей младшего школьного возраста общепризнанно. В результате освоения игровой деятельности у ребенка формируется стремление к общественно оцениваемой деятельности, которая является основной предпосылкой деятельности учебной.

В начальной школе закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально-эстетические идеалы, вкусы и потребности младших школьников. Большое значение приобретают занятия предметами эстетического цикла, среди которых музыка занимает особое положение. Именно на уроках музыки каждый ребенок приобщается к сокровищам классической и народной музыки, у него формируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства. При этом обнаруживается, что у школьников разный уровень развития музыкальных и художественных способностей. Наиболее синтетической формой художественной деятельности, на наш взгляд, является игра-драматизация. Именно в игре-драматизации активно развиваются не только музыкальные, но и актерские, режиссерские, литературные способности. Так как уровень детей разный, созрела необходимость применения различных моделей для ознакомления детей со средствами музыкальной выразительности. И только кропотливым трудом учителя, путем экспериментальных действий, с использованием упражнений и музыкально-дидактических игр, достигались положительные результаты в музыкальном развитии младших учащихся нашей школы.

Опыт работы обсуждался на ШМО гуманитарного цикла нашей школы, затем был представлен на районном МО: « Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки», « Нравственное образование в предметной области художественно-эстетических дисциплин».Убеждаемся в том, что непосредственно выражать творческую природу музыкального искусства могут лишь методы, приемы и формы, опирающиеся на специфику музыкального языка. Ведь именно они позволяют ребятам активно использовать накопленный интонационный опыт для собственного музыкального творчества.

В качестве действенного средства для этого могут выступать различные ассоциативные игры. Такие игры- определенная форма обучения и творческого развития, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и игровое. Использование подобных игр в работе с детьми младшего школьного возраста способствует пробуждению их внутренней активности, умению анализировать результаты коллективно выполненной работы.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Игра- одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Музыкально-слуховые представления –это способность, проявляющаяся в воспроизведении мелодии по слуху / голосом или на музыкальных инструментах/.

2. Психолого-педагогический портрет учащихся, являющийся базой для формирования представленного педагогического опыта

Наблюдение за музыкальным развитием учащихся младших классов проводилаось с детьми 7-10 лет. Дети пришли с разными возможностями, наклонностями и интересами. Встал ряд общих задач: вызвать у детей интерес к музыке через игру, обогатить их чувства, развить музыкальные способности, обучить детей умениям и навыкам игровой деятельности. Использование различных игровых технологий эффективно способствовало решению этих задач. Дети стали более способными удерживать внимание на действиях, запоминание происходило быстрее, качественнее, материал вызвал у детей неподдельный интерес. У учащихся начальной школы на выходе произошла активизация внутренних ресурсов учащихся, в первую очередь, их творческое воображение, фантазия, которые необходимы как для активного восприятия музыки, так и в повседневной жизни. Используя различные игровые приемы и подходы в музыкальном образовании, позволило учащимся овладеть и успешно применять целый комплекс умений и навыков: находить ассоциации к исходному слову, цвету, звуку; уметь аргументировать свои оценки, моделировать дельнейшее развитие сюжетной линии музыкального произведения; управлять своим творческим самочувствием.

Эмоционально-практический опыт общения детей с музыкой через игру, сформированный в младшем школьном возрасте, выступает естественной основой музыкального развития в старшем школьном возрасте.

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте.

« Конечно, обдумай « что»,

но еще больше обдумай « как». ( И.В. Гете).

Методы и приемы – это группа средств, которые позволяют достичь проектируемого результата на уроке, то есть реализовать его содержание, организовать деятельность учителя и учащихся. Каждый из методов организует определенным образом деятельность учителя и учащихся. В конструировании современного урока музыки метод необходимо рассматривать как способ взаимодействия учителя и учащихся, предназначенный для достижения намеченной цели и задач.

На уроках используются методы, которые широко известны учителям музыки.

Так, метод «наблюдения за музыкой » ( Б.А. Асафьев), « размышления о музыке», « сопереживания» (Н. А. Ветлугина) это действия, которые осуществляют учащиеся по от ношению к объекту своей деятельности, они имеют односторонний характер, поэтому их нужно рассматривать как приемы.

Методы « моделирования» ( Л.В. Школяр), « сочинение сочиненного» ( В. О. Усачева), « интонационно- стилевого постижения» ( Е.Д. Критская) опираются на закономерности процессов мышления в восприятии музыки.

Используются различные методы и приемы развития музыкально-творческих способностей детей:

-Мимическое и пантомимическое обыгрывание текста в различном тембровом и фактурном оформлении;

-Использование двигательной реакции детей в педагогических целях в освоении музыкального языка, в развитии звуковысотного, ритмического, ладового слуха, творческого использования любого музыкального инструмента.

-Импровизации с именами детей, представление их по-новому в жесте, мимике, интонации под звучащую музыку.

Чтобы реализовать поставленные задачи, были использованы методический и дидактический материал авторов: Н.А. Ветлугиной, Л.Н. Комиссаровой, элементы музыкальной педагогики К. Орфа. Основа методики работы основывается на использовании игры, которая является ведущей деятельностью детей. Игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность. Игра помогает донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста. Работа с детьми проводится как непосредственно в образовательной деятельности, так и во внеурочной. В игровых технологиях дискуссия, практические действия и обучение других выходят на первый план, т.е. в них задействованы самые эффективные методы работы.

В работе опираемся на психолого-педагогические особенности проведения игр:

— создание в классе атмосферы доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей.

— любая игра должна быть хорошо продумана.

— не приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр, необходим последовательных переход, где игра является поощрением за работу на уроке. Даже слаборазвитые дети охотно включаются в подобные игры.

-обучение нельзя превращать в сплошную игру, так как в дальнейшее, когда дети станут старше, поймут, что учение-это не игра, а труд, и труд серьезный.

Используемые методики в работе:

Оригинальные игры и задания методики Е.И.Юдиной «Азбука музыкально-творческого саморазвития» способствуют всестороннему развитию личности ребенка, раскрывают его творческие способности, дают ему возможность попробовать себя в качестве композитора, музыканта-исполнителя, режиссера, актера, танцора, писателя. Через игровую форму деятельности раскрывается синтез речи, движения и музыки. Несмотря на обилие игровых форм и творческих заданий, в основе « Азбуки…» лежат серьезные образовательные задачи, умно и оригинально решаемые педагогом в соответствии с самыми современными требованиями к музыкальному образованию.

Все это определяет универсальность и максимальную пользу широкого применения комплексно-тематического подхода к музыкальному воспитанию младших школьников. Приобретенные знания учащиеся охотно используют в самостоятельной музыкально-игровой деятельности.

3.2 Актуальность педагогического опыта.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Воздействие игры на детей младшего школьного возраста общепризнанно. В результате освоения игровой деятельности у ребенка формируется стремление к общественно оцениваемой деятельности, которая является основной предпосылкой деятельности учебной. Многолетний опыт работы с детьми младшего школьного возраста показывает, что педагогически грамотное использование игровых технологий помогает учащимся развить индивидуальные способности. Применение игровых технологий в развитии музыкальных способностей особенно актуально еще и потому, что позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового и чувственного. А так же задействовать все виды памяти: зрительную, образную, ассоциативную.

Основная идея опыта заключается в гармоничном соединении традиционных средств музыкального развития детей с игровыми технологиями.

Учитывая возрастные особенности детей, их уровень психического и физического развития, работа организована так, чтобы занятия были эмоционально разнообразным и основывались на игровом характере. Дети очень много двигаются, но движения эти не спонтанны, они связаны с характером музыки, с импровизацией.

Организуя работу по развитию музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, были поставлены следующие образовательные и воспитательные задачи:

Помочь детям через эстетическую игру войти в мир музыки.

Создать предпосылки к формированию творческого мышления.

Способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

Воспитание потребности в музицировании.

Развитие метроритмического, тембрового, интонационно – речевого слуха.

Развитие навыков элементарного импровизационного движения.

Развитие рече – двигательной координации.

Формирование качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы, мышления, индивидуального восприятия.

Развитие социально – коммуникативных качеств: общения, соучастия, контактности, доброжелательности, взаимоуважения, выдержки.

3.3. Результативность педагогического опыта.

-выделяются результаты музыкального развития, а так же проявляются интересы и способности каждого в отдельности; создается радостная атмосфера общения в процессе игры.

-создается развивающая среда, способствующая музыкальному и творческому развитию.

-игры с пением развивают дикцию, звукообразование и дыхание, тем самым укрепляя здоровье.

— вокальные упражнения в игровой форме формируют у учащихся правильное дыхание, звукообразование, расширение диапазона голосовых возможностей. Это способствует развитию легких и дыхательной системы в целом.

— Разнообразие игровых методов на уроке в сочетании со звучанием различных музыкальных отрывков и демонстрацией Multimedia материалов создает у учащихся повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся. Эти упражнения нужны не только для укрепления здоровья ребенка в текущий момент, но и для его умения организовать свой активный отдых в будущем.

Результативность реализации практического материала моего опыта работы показывает позитивную динамику развития музыкально-творческих способностей младших школьников, сформирован стойкий интерес к музыке, пластическому искусству, играм.

Использование данных инновационных технологий и методических форм позволило добиться следующих результатов:

-удалось создать на уроках музыки атмосферу радостного общения и приподнятого настроения. Гармоничного самоощущения.

-не приходится прибегать к принуждению участвовать в игровой деятельности.

— учащиеся усваивают элементарные музыкальные знания, развивают свои творческие способности, раскрепощаются и познают себя и окружающий мир в процессе игры.

-учитель находится в постоянном творческом поиске.

И спользование в учебно-воспитательном процессе игровых моментов и создан ие игровой ситуации повысило эмоциональную составляющую учебно-воспитатель ного процесса, помогло учащимся эффективно усвоить знания. Увлечённые дети , к тому же, никогда не утомляются . Ведь одним из главнейших секретов хорошего самочувствия учащихся и высокой активности в учебно- воспитательном процессе явилось применение игровых технологий. Учащиеся стали внимательными, сосредоточенными, возрастает чувство ответственности в коллективе. Дополнительным эффектом стало то, что дети стали более дружелюбными, возросло чувство взаимовыручки. Все это способствует развитию гармонически развитой личности. Многие учащиеся продолжают свое музыкальное образование в музыкальной школе, танцевальных и вокальных кружках.

3.3 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

В работе над дидактическими, музыкальными играми, танцевальными и музыкально-ритмическими движениями наблюдается у детей положительный эмоциональный настрой, что помогает учитывать личный опыт каждого. Педагогическая ценность опыта заключается в том, что работа над игровым музыкальным материалом позволяет создать условия для творческого взаимодействия учителя и детей.

С целью эффективного методического сопровождения форм развивающей игровой деятельности учащихся используются учебно-методические пособия по некоторым видам музыкальной деятельности детей:

Музыкально-дидактические игры : для развития музыкально-сенсорных способностей, в ходе которых учащиеся получают возможность упражняться в различении свойств музыкальных звуков, воспроизведение их доступными ему способами. Игровые задания преследуют разные цели: расширение и закрепление представлений об окружающем мире, развитие мелодического слуха, способность различать характер и настроение музыки.

— Музыкально-ритмические движения, танцы и хороводы: использую схемы, с помощью которых учащиеся могут выполнять различные перестроения, разучивать элементы танцев, просматриваем записи в исполнении детских хореографических коллективов.

— Игра на детских музыкальных и шумовых инструментах : знакомлю школьников с музыкальными инструментами и их звукоизвлечением. По схемам разучиваем партии в оркестре.

При составлении музыкального сопровождения к играм и танцам, музыкально-ритмическим движениям использую мелодии народных песен, музыку современных детских композиторов.

При создании опыта работы ставились следующие цели и задачи:

Цель опыта : создание условий для развития музыкальных способностей каждого учащегося через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс игровых технологий.

Основные задачи опыта:

— расширение использования игровых технологий в воспитательно-образовательный процессе.

— создание банка дидактических и методических материалов по использованию игровых технологий в развитии музыкальных способностей детей младшего школьно

-Моделирование музыки движениями рук активизирует сознание детьми характера мелодии, звуковедение, направление мелодии.

-Двигательно-танцевальная импровизация помогает выразить свои переживания, общий эмоциональный настрой.

-Метод полихудожественного уподобления ( термин О.П. Радыновой) характеру музыки, что позволяет ребенку осознать выразительные средства разных искусств: балета, пантомимы, театра.

В решении задач развития музыкальных восприятий в музыке стараюсь создать ситуации, побуждающие детей к самостоятельной, поисковой и исследовательской деятельности, когда учащийся не получает готовых ответов на поставленный вопрос, а ищет его самостоятельно. И если в ходе собственного исследования каждый учащийся сам действенным способом находит ответ на поставленный вопрос, то эти знания становятся его общекультурным достоянием.

ИГРА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На любом уроке игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности.

При проведении игры важно сохранить все структурные элементы, т.к. с их помощью решаются дидактические задачи.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

В этом возрастном периоде определяю т ся большие потенциальные возможности разностороннего раз вития ребенка.

Игра в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Игры становятся новыми, большой интерес представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют музыкально- дидактические игры.

Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;

имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;

недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Как писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца: « Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью». Я постаралась воплотить эти слова ученого в своем опыте. Музыкально-дидактические игры организовываю с применением ИКТ, аудио приложениями и музыкальными играми на закрепление задач, поставленных в дидактической игре. Это помогает учащимся различать и сравнивать свойства музыки и потом действовать с ними. Проворено на практике, что в процессе игр дети не только приобретают специальные знания и способности, но и накапливают опыт восприятия музыки. Так же у них формируются такие черты личности, как товарищество, чувство ответственности; формируются психологические качества: память, внимание, сообразительность.

Музыкально-дидактические игры используются перед разучиванием новой песни или распевания для сравнения контрастных и менее контрастных по характеру звучания произведений.

Например, для развития звуковысотного слуха подходят дидактические игры: « Мышка и кошка», « Солнышко», « Кошка и мышка» и другие. Например, игра « Кукушка»: дети на экране видят кукушку, которая летит, спускается затем на ветку, прыгает на веточке. Весь видеоряд сопровождается звуками, затем учащиеся на слух определяют, куда полетела кукушка: вверх, вниз или повторяется мелодия на одном звуке. Вначале это задание детям не всегда удается правильно определить направления движения кукушки, особенно прыжки, но увлекательность и игровой характер помогают преодолеть эти трудности. Таким образом, познавательный материал, сочетаясь с занимательностью, способствует лучшему усвоению поставленных задач в музыкально-дидактической игре.

Для развития чувства ритма предлагаю игру « Три медведя»: дети вспоминают сказку и имена медведей. Учитель выстукивает ритмический рисунок, а дети называют, кто пришел: мама, папа или медвежонок. Затем дети сами прохлопывают ритм, кто из медведей как идет. Все дети активно участвуют в этой игре и это действие способствует развитию чувства ритма. Так же интересны учащимся для выполнения игры « Прохлопай ритм», « Веселые матрешки», « Часики». Учащиеся прохлопывают ритм, показанный учителем или изображенный на экране, и если правильно выполнили, то появляется отгадка в виде иллюстраций.

Очень нравятся детям игры на различение характера мелодии, определение различных жанров, закрепление программного материала, такие, как « Лошадка», « Что делает наша кукла?», «В гостях у Феи музыки» и другие.

Практически все музыкально-дидактические игры являются мощным средством развития музыкальной памяти детей. Они помогают научить концентрировать внимание на объекте. В связи с этим происходит работа по тренировке долговременной памяти, которая начинается с умения сравнивать запоминаемые звуки и образы, находить в них черты сходства и отличия. Музыкально-дидактические игры, представленные в опыте, помогают учащимся научиться логически упорядочивать запоминаемую информацию. Этот опыт позволил судить о динамике музыкального развития каждого учащегося.

В результате работы выявилось:

— слуховое внимание стало более организованным.

— появилась быстрая реакция на высокие и низкие звуки.

-ритм, передаваемый детьми, стал более точным в хлопках.

— разнообразились эмоции в восприятии музыкального материала.

-помогли справиться с переживаниями, препятствующие их нормальному самочувствию и общению в коллективе.

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии утвердился взгляд на игру как на ведущую и не исчезающую деятельность в младшем школьном возрасте.

Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта и музыкального слуха и памяти необходимо детей знакомить с музыкальными играми. Такую ситуацию несложно воссоздать. Музыка, сопровождающая игры, должна иметь зажигательный, веселый ритм, благодаря которому быстро поднимается настроение и повышается двигательная активность. Музыкальное сопровождение игр приносит только положительные результаты и входит в основу гармонического развития и укрепления здоровья детей. Используя музыкальные игры можно иметь прекрасную возможность выявить и развить у детей музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма и танцевальные способности. Применяя музыкальные игры на уроках музыки в начальной школе, в дальнейшем можно избежать таких случаев, когда ребенок может прочесть стихотворение в большой компании, спеть или станцевать. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, раскрепощения и избавлению от комплексов.

Музыкальная игра«Эхо » развивает слух.
Учитель громко, отчетливо поет отдельные ноты и соединения. А ученики тихо повторяют данные звуки, как отголосок эха.
Можно игру проводить несколько иначе. Учитель поёт звук громко. Ученики 1-го ряда повторяют этот же звук не очень громко. За ними ребята 2-го ряда повторяют этот звук не очень тихо. А ученики с 3-го ряда повторяют очень тихо. Таким образом, ребята одновременно знакомятся с оттенками, знакомятся с их условными обозначениями.

Прекрасно развивают ассоциативное мышление, творческое воображение детей ассоциативные игры на уроках музыки
Основные задачи ассоциативных игр : — развить умение передавать эмоции, чувства, образы посредством звуков, мимики, движений красок;
— учить детей распознавать и анализировать звуки окружающего мира;
— дать представление о различных характеристиках однотипного звукового явления;
— учить детей самостоятельному созданию звуковых произведений на заданную тему.

Интерес вызывает у детей игра «Представь и услышишь ». Перед игрой можно обратиться к ученикам со следующими словами: «Ты не раз слышал, как хлопает и скрипит дверь, звенит колокольчик, плачет ребенок, гремит гром. А вот можешь ли ты услышать, как говорит облако? Может быть; оно поет или вздыхает? Представь, и ты услышишь необыкновенные звуки или придумаешь свои, никому пока неизвестные».
Детям предлагается:
а) описать или нарисовать свои любимые звуки;
б) представить, как звучит мягкое пушистое облако. Описать и нарисовать звучание облака;
в) представить и нарисовать звук кислого огурца, красного яблока и т.д.;
г) представить, как звучит большая лужа после дождя. Описать и нарисовать звучание большой и маленькой лужи.
«Найди свой звук». Для игры необходимы разнообразные мелкие предметы (ключи, гвозди, банки-склянки, бумага, чашки, ложки и прочие «музыкальные инструменты»), из которых можно извлечь звуки. Детям предлагается, манипулируя этими предметами и извлекая из них разнообразные звуки (стуча, скребя, гладя, шурша, звеня и т.п.), найти понравившийся тембр, звук, сочетание. После того как звуки будут определены, каждый воспроизводит свою находку и пытается объяснить, почему он выбрал именно этот звук или сочетание, какой образ, цвет возникает при восприятии этого звука.

«Эмоции ». Для проведения игры используются карточки с написанными на них эмоциональными характеристиками (радость, печаль, ярость, нежность и т.д.). Карточки раздаются участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию. Группа пытается определить услышанное.

Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицировали связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением.

Использование музыкальных игр помогает воодушевить каждого ребёнка в процессе занятий, дает возможность детям найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности. А это в полной мере отвечает необходимым стандартам современного образования, а также является одним из главных факторов достижения важных задач, которые ставит перед собой музыкальное воспитание.

Урок музыки- это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Система творческих заданий на уроке музыке существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Она только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Это путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего.
Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Проводимая практическая работа по внедрению опыта способствовала развитию музыкальных способностей у всех учащихся. Предлагаемые музыкальные и дидактические игры помогали раскрывать творческий потенциал детей. Музыкальные задания, выполненные с помощью музыкально-дидактических игр и пособий, вызывают интерес, активность у детей, развивают самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер. Значительно повысилась мотивация младших школьников к изучению музыки. Повысилось качество знаний по каждому разделу образовательной программы. Игровые методы способствовали прочному усвоению учащимися учебного материала, расширили их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка.
Данный опыт будет интересен как учителям музыки, так и музыкальным руководителям в детских садах, кружках и студиях эстетического развития. Эффективное использование данного опыта может быть достигнуто при условии стремления педагога к профессиональному самосовершенствованию, желанию овладеть инновационными методиками музыкального воспитания. Наличие фонотеки и необходимого музыкального материала опыт обеспечивает полностью.

5. Рейтинг успешности участников творческих конкурсов, как подтверждение сформированности музыкальных способностей учащихся:

Результаты участия в конкурсах:

2014 год- призеры ( 3 место) в районном конкурсе инсценированной песни « Песня в солдатской шинели» в номинации « Литературно-музыкальная композиция».

6. Распространение педагогического опыта.

2011г.- « Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки».

2012г.-« Нравственное образование в предметной области художественно-эстетических дисциплин».

Данный инновационный педагогический опыт распространен в интернет сообществах. Материалы опыта опубликованы на сайтах:

Цель, поставленная в опыте работы, достигнута. Выявлен уровень развития познавательных интересов младших школьников, проведен анализ практической деятельности, раскрыта сущность использования игровых технологий на уроках музыки в младших классах.

Практическая значимость опыта:

-повышение качества образовательного процесса за счет внедрения здоровьесберегающих технологий( игровые).

— создание методической копилки по данной проблеме.

— овладение учителем знаниями и проявление индивидуальности через организацию творческой деятельности с детьми младшего школьного возраста.

8. Библиографический список:

2.Осеннева М.С. Л.А. Безбородова. Методика музыкального воспитания младших школьников. АКАДЕМА., М., 2001.

4.Колпакова А. Драматизация учебного материала на уроках МХК // Музыка в школе. 1999г.

Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007

7. Горбунова И.Б., Привалова С.Ю . Музыкальный инструмент для каждого ребенка. Учебно-методическое пособие. – СПб: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2009.

8. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007.

9. Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб: Речь, 2006.

10. Т. Н. Образцова « Музыкальные игры для детей» М., лада 2010г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *