В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей

Основные части публичной речи

В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Смотреть фото В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Смотреть картинку В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Картинка про В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Фото В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Смотреть фото В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Смотреть картинку В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Картинка про В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Фото В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Смотреть фото В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Смотреть картинку В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Картинка про В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Фото В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Смотреть фото В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Смотреть картинку В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Картинка про В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Фото В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей

В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Смотреть фото В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Смотреть картинку В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Картинка про В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Фото В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей

В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Смотреть фото В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Смотреть картинку В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Картинка про В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Фото В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей

овладеть вниманием аудитории;

установить взаимопонимание и доверие;

подготовить аудиторию к восприятию речи.

Вступление, небольшое по объему, обычно составляет 1/8 от всего времени выступления.

Формы вступления могут быть различны. Приведем несколько примеров:

1. Оратор сообщает, какие вопросы он намерен раскрыть в речи.

2. Во вступлении подчеркивается, в чем состоит важность темы для слушателей.

3. Оживляет речь пример из художественной литературы, проведение аналогии между предметом речи и примером из литературы.

4. Используется цитата из официальных источников, документов, авторитетных авторов.

5. Задается риторический вопрос (т.е. вопрос, не требующий ответа). В риторике известен, например, классический риторический вопрос римского оратора императора Цицерона, который он провозгласил перед сенаторами: “Доколе же, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды?”.

6. Во вступлении используются риторические восклицания. Например, известно такое восклицание Цицерона: “О времена! О нравы!”.

7. Приводится пример из местной жизни, из жизни слушателей и устанавливается аналогия с предметом речи.

8. Опытный оратор может привести пример из собственной жизни или анекдот, если они связаны с темой выступления и уместны в данной аудитории.

9. Иногда для привлечения внимания используют “шоковую” технику, т.е. начинают речь с фигуры парадокса (парадоксального утверждения) и раскрытия темы “от противного”.

Приведенные формы вступлений могут использоваться и в судебной речи.

Основная ошибка начинающих ораторов – вместо продуманного вступления извиняться за неопытность. Итак, нельзя извиняться за то, что Вы неопытный оратор, что вряд ли Вы сможете сказать о чем-то новом или интересном.

Большую роль в любой речи играет заключение (конец речи).

суммировать сказанное, сделать выводы;

усилить интерес к предмету речи;

закрепить впечатление от речи.

Заключение не должно содержать дополнительных новых сведений, мыслей. Оно (заключение) должно дать возможность слушателям припомнить содержание речи (на слух не все хорошо запоминается), должно “закруглить” речь. Главное требование к заключению: последняя “нота” должна быть высокой и жизнеутверждающей, должна активизировать слушателей, если даже речь шла о трудных вопросах, поэтому заключение может содержать призыв к какому-то действию. В заключении можно выразить благодарность слушателям за внимание.

Основная часть речи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений, доказательства.

Целевые установки основной части:

обосновать свою точку зрения;

побудить слушателей к конкретным действиям.

Самые частые ошибки, допускаемые в основной части: 1) выход за пределы рассматриваемого вопроса (“вокруг да около”, но не по делу); 2) усложнение отдельных положений речи, когда они включают сразу несколько вопросов; 3) перескакивание с одного вопроса на другой; 4) большой круг рассматриваемых вопросов (в речи не должно быть более пяти основных положений, иначе внимание слушателей рассеивается).

Способ раскрытия темы (в риторике это обозначается термином изобретение) должен содержать в себе следующие признаки: правильность, новизну, уместность, иначе говоря, изобретение (мысли) ограничивается конкретной аудиторией (уместность речи) и правильным соотношением в речи данного (известного) и нового. Неверно думать, что нужно сообщать только новые сведения. Если на аудиторию “обрушиваются” только новые факты, идеи, слушатели могут отключиться, устав, поэтому важно, чтобы новое перемежалось со старым, трудное с легким.

Все высказанные мысли должны быть логически связаны и вытекать одна из другой.

Способ раскрытия темы в основной части зависит от типа речи. Выделяются следующие типы речи:

Информирующая речь. Перед оратором возникает серьезная психологическая и методическая проблема: как обеспечить информативность сообщения. Могут быть намечены три подхода к ее решению. И первый из них – сообщение для данной аудитории действительно новой информации, новых для нее сведений. Такой материал, естественно, удовлетворяет познавательные потребности слушателей. Но, как известно, оратор часто не может сообщить собравшимся что-то абсолютно новое. Значит, нужно искать другие средства повышения информативности сообщения. Одним из таких источников информативности – и это второй подход к решению задачи – является изложение уже известного аудитории под новым углом зрения. В таком случае присутствующие невольно задают себе вопрос, могли бы они подойти к проблеме именно с таких позиций? Может быть, и смогли бы, если бы специально над этим думали, но они ранее не рассматривали данный вопрос таким образом. Значит, то, что сказал лектор, является для слушателей информативным. Отсюда следует, что всякое освещение уже известного материала под новым углом зрения, получение неожиданного вывода является одним из средств повышения информативности сообщения. Третьим его условием служит выявление оратором своего отношения к рассматриваемому вопросу. В каждом сообщении он должен быть личностью, которая имеет и высказывает свое мнение по той или иной проблеме. Профессор Г.З. Апресян подчеркивает, что, конечно, не в каждом выступлении откроешь истину. Это всегда трудно и дается не каждому. Но всегда можно и следует высказывать свое отношение к предмету. Слушатель думает так, но ему интересно, а как думает оратор. Ему важно сопоставить свое мнение с мнением лектора.

В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Смотреть фото В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Смотреть картинку В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Картинка про В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Фото В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей

Эпидейктическая речь – это так называемая “речь на случай”, торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу. Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории. Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности. К разновидностям эпидейктической речи относятся хвала лицу по случаю юбилея, похвала какому-то историческому, общественному явлению и хула (порицание) какого-то события, явления.

Эпидейктическая речь – это призыв к чувствам людей через обращение к вечным этическим законам и нормам, добру и злу.

Величайшие из добродетелей:

— кротость и др. [Аристотель. Риторика, кн. 1] Все противоположные качества – основа для порицания (хулы).

2) Хвалят за то, что достойно славы предков, то есть все памятное.

1. Учитывается “фактор адресата”. Аристотель советует хвалить то, что больше всего ценится в данной аудитории.

2. В похвальной речи древние стремились случайно совершенный добродетельный поступок представить как закономерно совершенное, осуществленное по определенному намерению.

3. Законы эпидейктической речи требует усиления и преувеличения. Например, говорят о человеке, что он действовал один или первый, несмотря на то, что обстоятельства не благоприятствовали ему. Таковы законы этого жанра.

4. Оратор должен использовать прием сравнения. Человек, которому посвящена речь, его деяния сравниваются с деяниями, например, известных исторических личностей. Если же трудно, то человек сравнивается с деяниями обычных людей, на фоне которых особо выделяются заслуги того, о ком говорят. Примером эпидейктической речи является “Слово о погибели Русской земли” (1237 г.): “О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, славишься крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!….

И в те дни – от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия князя владимирского, – обрушилась беда на христиан”. [Красноречие Древней Руси, с. 13-14]

Аргументирующая речь (от слова аргумент – довод, служащий для доказательства, необходимый для убеждения). Убеждать можно в правоте какого-то мнения (убеждающая речь) или в необходимости какого-либо действия (агитирующая речь).

Общая цель аргументирующей речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказать правоту говорящего. Для этого четко должен быть сформулирован тезис говорящего – “ответ на спорный вопрос”, “способ решения проблемы”. При этом оратор должен предполагать, как его тезис будет воспринят аудиторией. От этого зависит способ доказательств в речи (типы аргументов см. далее).

Уже во вступлении надо:

а) заинтересовать слушателей вопросом;

б) расположить слушателей к себе.

Для этого существует несколько приемов.

1. Возможна похвала в адрес аудитории, но не слишком явная.

2. Нужно показать, что оратор не намерен “давить” на аудиторию, влиять на нее. Оратору следует показать свою объективность в решении вопроса, заинтересованность в общем согласии. Поэтому необходимо избегать такие слова: Вы должны, Вам придется, я заставлю Вас и т.п. Лучше употреблять слова и выражения, смягчающие категоричность речи: вероятно, по-видимому, возможно и под., риторические вопросы: Можно ли предположить, что…?, Не лучше ли признать, что….? и т.д.

Разновидностью аргументирующей речи является судебная речь. Основная функция судебной речи (адвоката или прокурора) – воздействие. Судебная речь способствует установлению истины по делу, содействует убеждению судей, оказывает воспитательное воздействие на присутствующих в зале суда. Важная цель судебной речи – убеждение. Судебный оратор убеждает, доказывая правоту своей позиции, анализируя аргументы процессуального противника, раскрывая их несостоятельность. В судебной речи не только сообщаются факты, но и высказывается отношение к ним. Речи прокурора и адвоката готовят слушателей к правильному восприятию приговора. Судебная речь пропагандирует нормы права, выполняя тем самым воспитательную функцию.

Судебная речь строится по общим правилам публичной речи. Однако отметим некоторые ее особенности. Она ограничена сферой употребления: это узкопрофессиональная речь, которая отличается большей конкретностью, чем любая другая публичная речь, поскольку ее тематика ограничивается материалами рассматриваемого дела. И речь адвоката, и речь прокурора – это полемическая, убеждающая речь. В качестве аргументов выступают только объективные факты. Любой судебной речи присущ оценочно-правовой характер. Ее отличие от других видов аргументирующей речи – наличие четырех адресатов: судьи, процессуальный противник оратора, присутствующие в зале и сам подсудимый.

К языковым особенностям судебной речи относятся: употребление юридических формул и терминов, сочетание стандартных и эмоциональных средств выражения, например: “Уважаемые судьи (или: “Господа присяжные заседатели”), разрешите мне обратиться к присутствующим здесь гражданам. ”.

Источник

Композиция публичного выступления. Композиция (= построение, структура) публичного выступления включает: вступление, основную часть, заключение

Композиция (= построение, структура) публичного выступления включает: вступление, основную часть, заключение. Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

1. Вступление – одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркиваются актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

— пробудить интерес к теме;

— подготовить слушателей к восприятию выступления;

— обосновать постановку вопроса.

Основные функции вступления:

— контактоустанавливающая (установление контакта со слушателями);

— проспективная (создание представления о теме и направлении речи, перечисление и краткое описание проблем, которые будут рассмотрены в основной части).

Вступление вводит слушателей в сущность основного вопроса и психологически подготавливает их к восприятию речи, поэтому рекомендуется начинать выступление:

— с интересного примера;

— с пословицы или поговорки;

— с крылатого выражения;

— с юмористического замечания;

— с известной цитаты, которая заставит слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение;

— с символа, аллегории;

— с комплимента слушателям;

— с вопроса к аудитории;

— с увлекательной истории, случая из жизни;

— с рассказа о каком-то значительном событии, имеющем отношение к данной аудитории.

Недопустимо во вступлении: извиняться и говорить, что недостаточно подготовлен, шутить и рассказывать анекдоты, тем более, если аудитория оратору не знакома.

2. Основная часть – главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы.

Задачи основной части:

— последовательно разъяснить выдвинутые положения;

— доказать их правильность;

— подвести слушателей к необходимым выводам.

В главной части реализуется логическая последовательность (см.: законы логики) и стройность изложения материала. Законы логикиотражают закономерные процессы и явления объективного мира. В них зафиксирован многовековой опыт общественно-производственной деятельности людей.

Закон тождества – всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна (неизменна) самой себе, то есть иметь устойчивое основание.

Закон непротиворечия – два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, истинно только одно из них.

Закон достаточного основания – всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание, то есть должна быть достаточно обоснованной.

Закон исключенного третьего – утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными.

Задача оратора – умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов.

Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи:

принцип экономии (простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств);

принцип усиления (значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения).

3. Заключение– важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности.

— повысить интерес к предмету речи;

— подчеркнуть значение сказанного;

— призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи).

В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе.

Недопустимо в конце выступления:

— извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного;

— обрывать речь без заключения и уходить;

— заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности. Варианты допустимых концовок:

— благодарность за внимание.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 47 ; Нарушение авторских прав

Источник

Композиция публичного выступления

Композиция (= построение, структура) публичного выступления включает: вступление, основную часть, заключение. Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

1. Вступление – одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркиваются актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

— пробудить интерес к теме;

— подготовить слушателей к восприятию выступления;

— обосновать постановку вопроса.

Основные функции вступления:

— контактоустанавливающая (установление контакта со слушателями);

— проспективная (создание представления о теме и направлении речи, перечисление и краткое описание проблем, которые будут рассмотрены в основной части).

Вступление вводит слушателей в сущность основного вопроса и психологически подготавливает их к восприятию речи, поэтому рекомендуется начинать выступление:

— с интересного примера;

— с пословицы или поговорки;

— с крылатого выражения;

— с юмористического замечания;

— с известной цитаты, которая заставит слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение;

— с символа, аллегории;

— с комплимента слушателям;

— с вопроса к аудитории;

— с увлекательной истории, случая из жизни;

— с рассказа о каком-то значительном событии, имеющем отношение к данной аудитории.

Недопустимо во вступлении: извиняться и говорить, что недостаточно подготовлен, шутить и рассказывать анекдоты, тем более, если аудитория оратору не знакома.

2. Основная часть – главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы.

Задачи основной части:

— последовательно разъяснить выдвинутые положения;

— доказать их правильность;

— подвести слушателей к необходимым выводам.

В главной части реализуется логическая последовательность (см.: законы логики) и стройность изложения материала. Законы логикиотражают закономерные процессы и явления объективного мира. В них зафиксирован многовековой опыт общественно-производственной деятельности людей.

Закон тождества – всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна (неизменна) самой себе, то есть иметь устойчивое основание.

Закон непротиворечия – два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, истинно только одно из них.

Закон достаточного основания – всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание, то есть должна быть достаточно обоснованной.

Закон исключенного третьего – утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными.

Задача оратора – умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов.

Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи:

принцип экономии (простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств);

принцип усиления (значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения).

3. Заключение– важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности.

— повысить интерес к предмету речи;

— подчеркнуть значение сказанного;

— призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи).

В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе.

Недопустимо в конце выступления:

— извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного;

— обрывать речь без заключения и уходить;

— заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности. Варианты допустимых концовок:

Источник

Публичная речь

В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Смотреть фото В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Смотреть картинку В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Картинка про В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей. Фото В какой части речи необходимо подчеркнуть в чем важность темы для слушателей

«Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других»,- говорит в книге «Частная риторика».

Оратория есть «особое изящное искусство,- пишет далее автор,-которое не довольствуется изобретением, расположением и выражением мыслей, как все роды прозы, но требует еще произношения – языка действий…Оратор действует на разум красноречием ума, силою доказательств, убеждений – движет страсти красноречием сердца, жаром чувств, стремлением души».

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят до сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

Важнейшими условиями ораторского искусства являются знание основ публичной речи и умение пользоваться ими.

&1. Основные особенности и роды публичной речи

На трибунах конференции, совещания, съезда, митинга на площади, на кафедрах в актовом зале, в зале заседаний, в парламенте звучит монолог – проблемный и убеждающий, призывающий к действию и вдохновляющий, приветственный, прощальный, открывающий и закрывающий дискуссию, собрание. Звучит публичная речь. Каковы ее основные особенности?

1. Публичная речь рассчитана на публику, на группу лиц однородных и неоднородных по таким параметрам, как образование, культура слушания, подготовленность к восприятию, эмоциональный настрой, внутренние установки и т. д.

2. В ораторских выступлениях ставятся и раскрываются вопросы, имеющие гражданское звучание, социальную значимость. При этом ставятся задачи воздействия на ум, чувства, действия людей, т. е. задачи убедить их в чем-то; вызвать определенные чувства, подъем духа, воодушевить; повлиять на поведение, поступки людей. Эти задачи ораторских выступлений берут свое начало от традиций Древней Греции, где риторика складывалась и развивалась прежде всего как ораторское искусство.

3. Публичная речь отличается своей особой, нередко приподнятой эмоциональностью, подъемом, пафосом. Аристотель писал, что слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с чувством, даже если он не говорит ничего основательного.

В зависимости от места произнесения выделяют следующие роды публичных речей:

Задача: убеждать, т. е. «склонять» к чему-либо или «отклонять» слушателей от правомерности (неправомерности) выдвигаемых положений или решений.

Содержание: польза и вред (война и мир, защита страны, финансы, ввоз и вывоз, законодательство)

Хвалебные, похвальные (эпидейктические, по терминологии древних риторов)

Задача: хвалить что-то или кого-то:

— вызывать добрые возвышенные чувства

— создавать хороший эмоциональный настрой

Обвинительные, защитительные и т. д.

Задача: защищать, оправдывать, обвинять кого-то.

Содержание: справедливое и несправедливое

&2. Принципы выбора и расположение материала.

Рассмотрим способы организации содержания публичной речи и основные ее структурные части в связи с назначением каждой из них.

Общие принципы выбора и расположения материала:

1. Продолжительность речи. В многовековой риторической практике установлено, что трудно удерживать внимание слушателей дольше, чем на три четверти часа, даже при использовании специальных риторических средств. Называют еще одну временную единицу – 5-10 минут – естественный период, в течение которого человек может слушать не отвлекаясь. Именно поэтому ровно 45 минут продолжается так называемый «академический час».

2. Если ваше время ограничено по сравнению с обилием проблем, которые вы хотели бы рассмотреть, и если в вашу задачу не входит именно перечисление (как можно полное) этих проблем, то практически гораздо выгоднее не стараться втиснуть в выступление все многообразие вопросов, а выбрать один из них, но зато уж его проанализировать глубоко и всесторонне, а другие только назвать, связав с избранным

3. Все части лучше подчинить одной конкретной цели. Конкретную цель речи оратор должен определить для себя с самого начала подготовки к выступлению.

4. Структура речи ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Очевиден должен быть порядок частей, их отдельность и их взаимосвязанность.

Выбор ведущего принципа организации содержания отнюдь небезразличен для тактики речи и определяется речевой ситуацией. Образец дедуктивный, так называемый «аристотелевский», хорош при положительном отношении аудитории к оратору (или к его тезису). Если же аудитория настроена недоброжелательно, то тогда рекомендуют прибегать к индуктивному, «сократовскому», пути рассуждений. При информировании и спокойном рассуждении перед доброжелательной аудиторией употребителен «аристотелевский» образец.

&3. Части речи, их функции и задачи оратора.

При построении публичной речи по дедуктивному образцу в начале речи формулируется ее тезис, который затем на всем протяжении речи и доказывается. В соответствии с оправданной веками античной традицией речь состоит из четырех или пяти главных частей. Аристотелевский образец четырехчастен – предисловие, изложение, доказательство, заключение. Пятичленная речь (Квинтилиан, Цицерон) включает еще возражения, которые рассматриваются перед заключением.

Три важнейшие части речи – вступление, основная часть, заключение. Функции каждой из частей и задачи говорящего на каждом этапе:

1. Вступление (введение, начало, или, по Сократу и Платону, «голова» речи).

Основные задачи оратора на этом этапе:

А) установить контакт со слушателями, вызвать их расположение и доверие

Б) привлечь их внимание к своей теме, заинтересовать аудиторию не только интеллектуально, но и эмоционально, показать, что предмет речи актуален для всех присутствующих и лично для каждого.

Относительный объем введения не может при этом быть большим – не более 1/8 всей речи. Все, что говорится, должно быть прямо связано с темой.

Введение при подготовке речи надо обдумать в последнюю очередь, когда оратор уже хорошо представляет себе все свое выступление.

2. Основная часть (середина, «тело») речи не должна включать более пяти основных положений (иначе внимание слушателей и память самого оратора не смогут выдержать).

Позиции речи должны быть связаны логически и вытекать одна из другой.

Должны быть соблюдены общие принципы доказательности речи и способы доказательства: обосновывая свое мнение, рассмотрите возможные возражения сами, не дожидаясь, пока вам их выскажут – сравнивайте вашу точку зрения с другими, покажите, чем именно она выгодно отличается от других; тактика расположения доказательств определяется ситуацией речи.

3. Заключение (или, по Сократу, «ноги» речи).

Цель этой последней части речи – «генеральный штурм» аудитории.

1. Дать возможность слушателям припомнить, о чем и что вы говорили (поэтому здесь нужно повторить самое главное, причем с усилением).

2. «Закруглить речь, активизировать аудиторию. В подавляющем большинстве случаев уместно не просто оборвать речь, а закончить чем-то вроде призыва к слушателям, конечно, не всегда прямым. Косвенный итог выступления можно подвести, воспользовавшись цитатой или образом, отражающим главную идею всего, что было сказано. Заключение должно заканчиваться бодро, внушать слушателям надежду и оптимизм, даже если речь посвящена трудным вопросам.

&4. Основные виды публичных речей.

В зависимости от целей произнесения выделяют следующие виды публичных речей:

Поэтому главная функция и общая цель эпидейктической речи – воодушевление и сплочение аудитории. Ее задача – хвала всему тому, что делает данную общность коллективом или хула всему тому, что противостоит интересам данной общности или ценностям, принятым ею.

Разновидности эпидейктической речи:

1. Похвала лицу по особому случаю. Нередко похвала выполняется как похвала деяниям (делам) этого лица. В античности эта разновидность называлась «энкомий».

2. Похвала деятельности всего коллектива как целого, его достижениям, чаще всего с выражением надежды на дальнейшие успехи.

3. Похвала явлению (обычно науке, области знания или другому общему делу, которое связывает, объединяет собравшихся «по случаю» людей). Цель этой речи: воодушевить аудиторию для дальнейшей деятельности, заинтересовать предметом речи.

4. Хула (осуждение, порицание) «противостоящей» общности людей, или ее представителя, или ее ценностей. Нередко похвала «своим» в одной речи сочетается с хулой «чужим».

Итак, эпидейктическая речь – это прежде всего призыв к чувствам, апелляция к эмоциональной сфере слушателя. Она должна затрагивать глубоко личные струны человеческой души. путь к ним лежит через обращение к вечным ценностям: к этическим законам и нормам, к добру и злу, к памятным событиям истории народа, к основам его веры, его традиций. Это и есть подлинные темы эпидейктической речи.

v Аргументирующая речь. И убеждающая, и агитирующая речь имеет много общего, так что их можно объединить под общим названием «аргументирующая» речь.

Общая цель оратора в аргументирующей публичной речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказав ей свою правоту.

v Информирующая речь – речь, основной целью которой является сообщение сведений, информирование аудитории.

Принципы информирующей речи:

1. Сделать речь интересной для слушателя.

2. Сделать передачу информации как можно более эффективной (полной и структурированной – расчлененной в смысловом отношении, систематизированной).

3. речь должна быть ясной.

&5. Основные признаки публицистического стиля – стиля публичной речи.

Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т. д., который определяется содержанием текстов и основными целями – воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщить информацию и т. п.

Жанры: передовая статья, очерк, интервью, памфлет, хроника, фельетон, репортаж, устное публицистическое выступление, заметка, рецензия, аннотация, дискуссия, диспут.

Основные стилевые черты:

— лаконичность изложения при информативной насыщенности

— эмоциональность, обобщенность, а часто непринужденность высказывания

Характерные особенности публицистического стиля:

— общественно-политическая лексика и фразеология

— использование речевых штампов, клише, их легкая воспроизводимость

— употребление коротких предложений – рубленая проза.

— эллиптические предложения (безглагольные фразы)

— совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей

— использование изобразительно-выразительных средств языка (риторические вопросы, повторы, инверсия и т. д.).

Для лексики публицистического стиля речи характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

Устная публицистическая речь должна быть грамотной. Недопустимо нарушение литературных норм произношения, ударения.

Таким образом, публичная речь – это речь, рассчитанная на публику, в которой ставятся и раскрываются вопросы, имеющие гражданское звучание, социальную значимость.

Главная задача публичной речи – общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.

Поэтому публичное выступление требует от оратора живости, эмоциональности, увлеченности тем, что говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой.

Важно для успешного выступления знать особенности публичной речи, ее структурные части, принципы выбора и расположения материала. Этапы речи – вступление, основная часть, заключение – имеют свои определенные функции, в зависимости от которых меняются задачи говорящего.

Публичная речь в зависимости от места и целей произнесения имеет следующие роды:

Знание родов и видов публичной речи избавит говорящего от досадных ошибок.

Для публицистического стиля – стиля публичной речи – характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *