В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях

Сущность и явление

В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Смотреть фото В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Смотреть картинку В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Картинка про В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Фото В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Смотреть фото В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Смотреть картинку В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Картинка про В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Фото В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Смотреть фото В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Смотреть картинку В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Картинка про В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Фото В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Смотреть фото В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Смотреть картинку В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Картинка про В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Фото В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях

В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Смотреть фото В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Смотреть картинку В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Картинка про В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Фото В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях

В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Смотреть фото В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Смотреть картинку В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Картинка про В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Фото В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях

Наука и практика показывают, что все объекты обладают как внешней стороной, доступной восприятию, так и внутренней, скрытой от непосредственного наблюдения. Или, иными словами, мы различаем в объектах главное, определяющее – сущность и производное, зависимое от неё – явления. Сущность – это совокупность причин и законов, определяющих существование и развитие объектов. Постичь сущность объекта – значит, понять причины его возникновения и законы его существования и развития. Явления – конкретные свойства, события, процессы, представляющие собой форму обнаружения сущности. Например, сущностью болезни служит этиология и патогенез – причины и внутренние механизмы развития заболевания, а явлениями – симптомы (повышенная температура, кашель, изменение цвета кожных покровов и др.).

Согласно диалектике, связь сущности и явления может быть выражена двумя положениями: 1) сущность является, 2) явление существенно. Нет такой сущности, которая бы так или иначе не была представлены в явлениях. Это положение направлено против агностицизма, утверждающего, что сущность не выражается в явлениях и поэтому непознаваема. Согласно второму положению, любое явление содержит в себе момент, частицу какой-либо сущности. Однако явление и сущность не совпадают. Взаимодействуя с множеством других объектов, данный объект в каждом взаимодействии обнаруживает лишь одну из сторон своей сущности. Поэтому сущность объекта одна, а явлений много. Явление может быть более существенным и менее существенным. Далее, явление может быть существенным в одном отношении и несущественным в другом, т.е. выражать одну сущность и не выражать другую.

Могут ли разные сущности иметь одинаковые проявления? Да, но не все, а лишь некоторые. Например, разные болезни могут иметь некоторые одинаковые симптомы. Однако полностью симптоматика одной болезни не совпадает с симптоматикой другой. В противном случае это была бы одна и та же болезнь. Различия в симптомах служат объективной основой для дифференцирования болезней.

В одних условиях явление адекватно представляет сущность, в других – нет. Неадекватное явление называется видимостью, или кажимостью. В этом случае сущность резко не совпадает с формой своего проявления, кажется чем-то другим. Например, видимое людьми движение Солнца вокруг Земли – это кажимость: Земля вращается вокруг своей оси, но кажется, что Солнце движется вокруг Земли. Объективно кажимость не существует, но имеет объективные основания в условиях наблюдения. Так, если наблюдать движение Солнца и Земли из-за пределов Солнечной системы, то указанной иллюзии не будет. Надо отметить, что и в кажимости содержится момент сущности, в нашем примере это движение Солнца и Земли друг относительно друга.

Задача науки заключается в раскрытии сущности объектов. Однако сущность непосредственно органами чувств не постигается, поскольку относится к внутренней структуре объекта. Сначала в процессе чувственного отражения познаются явления, а затем на основе их знания с помощью мышления постигается сущность. Движение от знания явлений к знанию сущности хорошо видно на примере медицинской диагностики: вначале врач фиксирует симптомы, затем на основе их анализа делает умозаключения о сущности, т.е. ставит диагноз. В силу неисчерпаемости любого объекта сущность имеет многоуровневый характер, и познание идёт от менее глубокой к более глубокой сущности. Так, например, сначала наблюдали явления наследственности (от кошек рождаются котята, от собак – щенята и т.д.), затем установили, что носитель наследственности – хромосомы (сущность первого порядка), потом обнаружили, что генетический код воплощён в структуре ДНК, составляющей хромосомы (сущность второго порядка). Познание движется не только от явления к сущности, но и от сущности к явлению. На этом основывается предсказующая функция науки. Классическим примером подобного рода служит предсказание Д.И.Менделеевым существования ряда ранее неизвестных науке химических элементов. Ещё пример движения от знания сущности к знанию явлений – предсказание врачом новых симптомов после постановки диагноза болезни.

В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Смотреть фото В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Смотреть картинку В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Картинка про В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Фото В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях

Принцип взаимосвязи сущности и явлений имеет большое эвристическое значение для решения многих теоретических проблем. Например, когда возникла проблема «искусственного интеллекта», то встал вопрос: на основании какого критерия можно судить о том, что компьютер приобрёл сознание и стал личностью? Английский учёный А.Тьюринг предложил следующий тест: если в результате неограниченно долгого (но не визуального) общения с компьютером и обсуждения любых тем у человека возникло впечатление, что он общался с человеком (не обязательно умным), то следует признать, что искусственная система приобрела сознание и стала личностью. Правомерен ли этот тест? Здесь сознание – сущность личности, а речь – явления. Если две системы явлений полностью совпадают, то и их сущности одинаковы. Следовательно, тест правомерен. В противоположном случае мы должны признать, что явления (речь) могут быть без сущности (сознания), а это противоречит принципу единства сущности и явления. Заметим, что здесь не решается вопрос о возможности создания искусственного интеллекта, такая возможность допускается условно.

Источник

Сущность и явление

В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Смотреть фото В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Смотреть картинку В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Картинка про В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Фото В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях

Сущность и явление — философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

Приведу всем известный пример. Когда у пациента болит горло, поднялась температура, его беспокоит слабость и снижение аппетита, то нужно выяснить причину болезни — это может быть микроб, который поселился на миндалине. Тогда достаточно назначить один антибиотик, к которому чувствителен данный микроб, и не нужно назначать жаропонижающих, стимулирующих аппетит и пр. Микробы будут убиты, и остальные симптомы пройдут сами по себе.

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны и изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но, будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется.

Как говорил Гегель, сущность является, а явление существенно. К сожалению, люди без философского образования часто не обращают внимание на явления и не видят за, может быть, красивыми явлениями уродливой сущности. Отсюда часто возникают недоразумения, неприятности, драмы и трагедии.

В медицине существует правило. Никогда нельзя избавляться от явлений до тех пор, пока тебе непонятна их сущность. Боли в животе (явление) могут быть признаком легкого гастрита или душевных переживаний, но могут быть и признаком острого аппендицита. И до тех пор, пока не установлена сущность болезни, нельзя давать пациенту обезболивающих средств. А вот когда станет ясной сущность болезни, тогда и можно назначать обезболивающие. К сожалению, многие люди при, казалось бы, мелких явлениях начинают принимать обезболивающие средства, которые снимают симптоматику (явление), никак не воздействуя на сущность, которая продолжает развиваться. К сожалению, лекарства помогают, к счастью, ненадолго, и приходится искать сущность, воздействуя на нее.

К большинству детективов я отношусь не очень хорошо, но есть великолепные. Мне нравятся рассказы о Шерлоке Холмсе. Фактически это учебное пособие по извлечению сути из, казалось бы, мелких явлений.

Приведу один отрывок из его рассказа «Голубой карбункул». Содержание рассказа вам известно. Из цитаты убираю не имеющие отношение к делу подробности:

Шерлок Холмс протянул шляпу доктору Ватсону и сказал следующее: «Владелец шляпы неизвестен. Я прошу вас рассматривать эту шляпу не как старую рухлядь, а как предмет, таящий в себе серьезную задачу. Она появилась в первый день Рождества вместе с отличным жирным гусем. Произошло это так. На рождество в 4 часа утра посыльный Питерсон возвращался с пирушки домой. При свете фонаря он заметил, что перед ним, пошатываясь, идет какой-то высокий субъект и несет на плече белоснежного гуся. К нему пристали хулиганы. Один из них сбил с него шляпу. Тот, защищаясь от хулиганов, размахивал палкой и разбил витрину одного из магазинов. Хулиганы разбежались. Питерсон кинулся его защитить, а он, увидев бегущего к нему человека в форме, убежал тоже. И посыльный остался один на поле битвы, оказался обладателем этой помятой шляпы и превосходного рождественского гуся, на лапке которого было написано «Для миссис Генри Бейкер». Питерсон, зная, что меня интересует решение даже самых ничтожных загадок, принес мне гуся и шляпу. Гуся я ему отдал, а шляпа осталась у меня».

Далее Холмс продолжал:

— Вот лупа. Попробуйте применить мой метод. Что вы можете сказать о человеке, которому принадлежала эта шляпа?

Я взял рваную шляпу и уныло повертел ее в руках. Самая обыкновенная черная круглая шляпа, жесткая, сильно поношенная. Шелковая подкладка, некогда красная, теперь выцвела. Фабричную марку мне обнаружить не удалось, но, как и сказал Холмс, внутри сбоку виднелись инициалы «Г. Б.». На полях я заметил петельку для придерживавшей шляпу резинки, но самой резинки не оказалось. Вообще шляпа была мятая, грязная, покрытая пятнами. Впрочем, заметны были попытки замазать эти пятна чернилами.

— Я ничего в ней не вижу, — сказал я, возвращая шляпу Шерлоку Холмсу.

— Нет, Ватсон, видите, но не даете себе труда поразмыслить над тем, что видите. Вы слишком робки в своих логических выводах. (Дорогие мои читатели, не хотите слушать меня — послушайте Холмса. Может быть, тогда не будете попадать в неприятные и даже трагические ситуации, или будете быстро из них выходить. — М.Л.)

— Тогда, пожалуйста, скажите, какие же выводы делаете вы?

Холмс взял шляпу в руки и стал пристально разглядывать ее проницательным взглядом, свойственным ему одному.

— Конечно, не все достаточно ясно, — заметил он, — но кое-что можно установить наверняка, а кое-что предположить с разумной долей вероятия. Совершенно очевидно, например, что владелец ее — человек большого ума и что три года назад у него были изрядные деньги, а теперь настали черные дни. Он всегда был предусмотрителен и заботился о завтрашнем дне, но мало-помалу опустился, благосостояние его упало, и мы вправе предположить, что он пристрастился к какому-нибудь пороку, — быть может, к пьянству. По-видимому, из-за этого и жена его разлюбила…

— Но в какой-то степени он еще сохранил свое достоинство, — продолжал Холмс, не обращая внимания на мое восклицание. — Он ведет сидячий образ жизни, редко выходит из дому, совершенно не занимается спортом. Этот человек средних лет, у него седые волосы, он мажет их помадой и недавно подстригся. Вдобавок я почти уверен, что в доме у него нет газового освещения.

— Вы, конечно, шутите, Холмс.

— Ничуть. Неужели даже теперь, когда я все рассказал, вы не понимаете, как я узнал об этом?

— Считайте меня идиотом, но должен признаться, что я не в состоянии уследить за ходом ваших мыслей. Например, откуда вы взяли, что он умен?

Вместо ответа Холмс нахлобучил шляпу себе на голову. Шляпа закрыла его лоб и уперлась в переносицу.

— Видите, какой размер! — сказал он. — Не может же быть совершенно пустым такой большой череп.

— Ну, а откуда вы взяли, что он обеднел?

— Этой шляпе три года. Тогда были модными плоские поля, загнутые по краям. Шляпа лучшего качества. Взгляните-ка на эту шелковую ленту, на превосходную подкладку. Если три года назад человек был в состоянии купить столь дорогую шляпу и с тех пор не покупал ни одной, значит, дела у него пошатнулись.

— Ну ладно, в этом, пожалуй, вы правы. Но откуда вы могли узнать, что он человек предусмотрительный, а в настоящее время переживает душевный упадок?

— Предусмотрительность — вот она, — сказал он, показывая на петельку от шляпной резинки. — Резинки не продают вместе со шляпой, их нужно покупать отдельно. Раз этот человек купил резинку и велел прикрепить к шляпе, значит, он заботился о том, чтобы уберечь ее от ветра. Но когда резинка оторвалась, а он не стал прилаживать новую, это значит, что он перестал следить за своей наружностью, опустился. Однако, с другой стороны, он пытался замазать чернилами пятна на шляпе, то есть не окончательно потерял чувство собственного достоинства.

— Все это очень похоже на правду.

— Что он человек средних лет, что у него седина, что он недавно стригся, что он помадит волосы — все станет ясным, если внимательно посмотреть на нижнюю часть подкладки в шляпе. В лупу видны приставшие к подкладке волосы, аккуратно срезанные ножницами парикмахера и пахнущие помадой. Заметьте, что пыль на шляпе не уличная — серая и жесткая, а домашняя — бурая, пушистая. Значит, шляпа большей частью висела дома. А следы влажности на внутренней ее стороне говорят о том, как быстро потеет ее владелец, потому что не привык много двигаться.

— А как вы узнали, что его разлюбила жена?

— Шляпа не чищена несколько недель. Мой дорогой Ватсон, если бы я увидел, что ваша шляпа не чищена хотя бы неделю и вам позволяют выходить в таком виде, у меня появилось бы опасение, что вы имели несчастье утратить расположение вашей супруги.

— А может быть, он холостяк?

— Нет, он нес гуся именно для того, чтобы задобрить жену. Вспомните карточку, привязанную к лапке птицы.

— У вас на все готов ответ. Но откуда вы знаете, что у него в доме нет газа?

— Одно-два сальных пятна на шляпе — случайность. Но когда я вижу их не меньше пяти, я не сомневаюсь, что человеку часто приходится пользоваться сальной свечой, может быть, он поднимается ночью по лестнице, держа в одной руке шляпу, а в другой оплывшую свечу. Во всяком случае, от газа не бывает сальных пятен… Вы согласны со мною?

Кто читал рассказ, тот знает, что все высказывания относительно сущности тех мелких явлений оказались верными. Кстати, все рассказы о Шерлоке Холмсе — блестящий учебник по обучению проникать в суть явлений. Кто этому научился, тот сможет это сделать и при решении своих личных задач. В общем, становитесь философами!

А теперь вернусь к практике своего консультирования. Неумение проникнуть в сущность из-за недоучета явлений приводит к разочарованиям. Это видно во всех общественных явлениях, но особенно часто это наблюдается при устройстве личной жизни. Чаще с этими проблемами обращаются ко мне женщины. Это не потому, что женщины чаще являются страдалицами в личной жизни, а только потому, что женщинам не возбраняется плакать на эту тему. Ей сочувствуют и женщины, и мужчины. Когда же эту тему поднимает мужчина, то над ним смеются и женщины, и мужчины. Вот вам повод подумать — здесь и причина, и следствие, а также сущность и явление.

Женщины! Послушайте объяснения в любви мужчины (явление).

1. Такой красивой, как ты, я никогда не видел.

2. Я без тебя не могу обойтись. Ты мне нужна.

З. Я никогда не буду тебя обижать.

4. Давай вместе пойдем по жизни, деля ее радости и тяготы.

Вам, конечно, понятно, что первый мужчина — бабник, второй — алкоголик или ипохондрик, третий — садист. И лишь объяснение четвертого заслуживает внимания. К сожалению, когда мы проводили социологическое исследование, четвертый вариант не выбрал никто. Хотя это и есть объяснение в любви. А ведь все наши вечеринки — это собрание лжецов, которые пытаются изобразить тех, кем на самом деле не являются. Создается видимость, кажимость.

Мы провели исследование и опросили 400 женщин, какое из вышеназванных объяснений любви им больше всего нравится. Больше всего (75%) выбрали второй вариант. И никто не выбрал четвертый, хотя именно он ближе всего к объяснению в любви. Еще раз его повторю: «Давай вместе пойдем по жизни, деля ее радости и тяготы». Неужели, милые женщины, вы не слышите в нем то, что говорят о вас, что вы надежный человек, что в радости с вами будет весело, а в трудностях вы поможете. Разве нельзя понять по этому объяснению в любви, что этот мужчина смотрит на жизнь реально, что он тоже может и радоваться, и переносить трудности.

В общем, овладевайте философским образом мысли, и во всех случаях вас это будет выручать.

И еще немного о сущности и явлении. Рассмотрим их на примере медицины. Болезнь (сущность) в организме появляется раньше, чем симптомы (явление). Даже инфекционные болезни проявляются раньше, чем возникло заражение. Это инкубационный период. Вот бы в это время и начать лечение. Опухоли и туберкулез тоже не проявляются рано и очень часто протекают бессимптомно, т.е. без явлений, хотя суть уже очень хорошо развита и эту суть можно выявить при помощи инструментального обследования. Поэтому я вам настоятельного рекомендую обращаться в лечебное учреждение для обследования хотя бы раз в год, чтобы раньше выявить ненужную сущность и от нее избавиться.

В общем, будьте внимательны к мелочам, особенно когда устраиваете свою личную жизнь. Если вам что-то не нравится в избраннике (или избраннице), то лучше отказаться от него. Это на солнце могут быть пятна, но не на любимом человеке. Так называемая мелочь может вам испортить всю жизнь.

Заведите привычку вести дневник, куда вы будете записывать все явления. И даже если вы сделаете неправильный выбор, то хотя бы потом сможете докопаться до сущности и не сделаете ошибки во второй раз. Это касается не только личной жизни, но и производства. А еще лучше написать биографию.

Пример. Марина М. 32 лет, жаловалась на жестокость своего мужа, который в период ухаживаний был добрым и заботливым. Когда я спросил ее, как завязывалось их знакомство, она ничего не могла вспомнить. Все было очень хорошо. На второй день (мы проводили многодневный семинар) она вспомнила, что предложение он делал ей в состоянии алкогольного опьянения, когда протрезвел, то забыл об этом. Но она напомнила ему об этом, поэтому свадьба состоялась. На следующий день она вспомнила еще одну деталь. Во время свадьбы, когда было предложено произнести пожелания теперь уже жене, он ее поздравил с тем, что у нее появился защитник, который все заботы о ней возьмет на себя. Но она в этих явлениях не сообразила того, что выходит замуж за алкоголика с садистическими тенденциями. Промучилась она несколько лет.

А если бы думала и знала философию, то вообще бы не вышла за него замуж. Но хватит трагических примеров.

Приведу в пример мою ученицу Галины М., которая проанализировала свое прошлое и не только продвинулась по службе, но и устроила свою личную жизнь. Пришла она удрученная после развода с мужем-алкоголиком, с которым прожила, как в аду, двенадцать лет. Рьяно начала изучать философию и психологию общения. Зарплата у нее увеличилась в 10 раз, приобрела она машину, квартиру в Москве и дачу в Хорватии, и стала задумываться об устройстве личной жизни. Встретила она как будто бы подходящего мужчину, который за ней ухаживал дня четыре, возя на своей машине и угощая в дорогих ресторанах. Ухаживал очень красиво, что, к сожалению, ее обрадовало, хотя нужно было насторожиться.

Уже было явление, по которому можно было определить его порочную сущность. Профессионал не умеет красиво ухаживать, да и некогда ему. Многие, наверное, видели фильм «Жуков». Так он там не очень долго ухаживал за своей любимой, а сразу вручил ей ордер на двухкомнатную квартиру в центре Москвы. Но вернемся к Галине.

На четвертый день он пригласил ее к себе домой. Там выяснилось, что, несмотря на свои 38 лет, он до сих проживает у мамы и перебивается случайными заработками. За время их двухчасового свидания мама 18 раз по разному поводу заходила в его комнату. В последний раз она потребовала ключи от машины, так как по его милости машину эвакуировали на штрафстоянку, ибо он водил ее в состоянии опьянения. И только тут ее осенило, что пора брать «ноги в руки». Все обошлось в 4 дня, а раньше на это у нее ушло 12 лет.

В бизнесе наблюдается та же картина. Не оценивают бизнесмены некоторых явлений, по которым можно было бы определить сущность. Короткий пример. Две женщины познакомились на родительском собрании. Знакомство привело к тому, что они решили начать общий бизнес. Потом та, которую кинули, жаловалась на свою партнершу. Когда мы стали выявлять детали, жертва вспомнила, как ее партнерша рассказала ей о том, как она «кинула» своего бизнес-партнёра. С моей подопечной она поступила точно так же. Поэтому надо было не только слушать, но и слышать.

От многих неприятностей, как в бизнесе, так и в личной жизни, мы могли бы избавиться, если бы внимательно относились к непонятным мелким явлениям, стараясь при помощи этих явлений проникнуть в сущность и уже с ней иметь дело.

В общем, сущность является, явление существенно. Будьте внимательны к «мелочам». За ними кроется сущность.

Читайте также:

Книги и аудиозаписи по теме:

Источник

В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Смотреть фото В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Смотреть картинку В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Картинка про В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях. Фото В каком учении считается что сущность не выражается в явлениях

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ – категории философского дискурса, которые характеризуют устойчивое, инвариантное в отличие от изменчивого, вариативного.

Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление – то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования. В мышлении эти категории выражают переход от многообразия изменчивых форм предмета к его внутреннему содержанию и единству – к понятию. Постижение сущности предмета и содержание понятия о нем составляют задачи науки.

В античной философии сущность мыслилась как «начало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление – как видимый, изменчивый образ вещей или как то, что существует лишь «по мнению». Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. По Платону, сущность («идея») несводима к телесно-чувственному бытию; она имеет сверхчувственный нематериальный характер, вечна и бесконечна. Аристотель понимает под сущностью вечный принцип бытия вещей (Метафизика, VII, 1043а 21). Сущность постигается в понятии (Мет., VII 4, 1030ab). У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность («форма вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей. В средневековой схоластике проводится различие между сущностью (essentia) и существованием (existentia). Каждая вещь – это существо сущности и существования. Сущность характеризует quidditas (что есть) самой вещи. Так, согласно Фоме Аквинскому, сущность – то, что выражается в дефиниции, которая объемлет родовые основания (Summa theol., I, q.29). Сущность вещи состоит из общей формы и материи в соответствии с родовыми основаниями. Вместе с тем аристотелевское различение формы и материи приобретает у него иной смысл, поскольку сущность определяется через ипостась и через лицо, т.е. наполняется теологическо-креационистским содержанием.

В новой философии сущность связывается с акциденциями, которые дают телу определенное имя (Гоббс Т. Избр. произв., т. 1. М., 1964, с. 148). Б.Спиноза рассматривал сущность как «то, без чего вещь и, наоборот, что без вещи не может ни существовать, ни быть представлено» (Этика, II, определение 2). Д.Локк называет сущностью реальное строение вещей, внутреннюю структуру, от которой зависят познавательные свойства, проводит различие между номинальной и реальной сущностью. Лейбниц называет сущностью возможность того, что полагают и выражают в дефиниции (Новые опыты, III, 3 § 15). Для X.Вольфа сущность – то, что вечно, необходимо и неизменно, то, что составляет основу вещи. В философии Нового времени противопоставление сущности и явления приобретает гносеологический характер и находит свое выражение в концепции первичных и вторичных качеств. Кант, признавая объективность сущности, считал, что сущность характеризует устойчивые необходимые признаки вещи; явление, согласно Канту, вызванное сущностью субъективное представление. Преодолевая противопоставление сущности и явления, Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности, рассматривая их как рефлексивные определения, как заключающее понятие, как абсолютное, выразимое в существовании.

Неопозитивизм отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, «чувственно данные»; феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся бытие, а сущность – как чисто идеальное образование; в экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существования. В марксистской философии сущность и явление – универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Они неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлениях. Однако их единство не означает их тождества: «. если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня. » (К.Маркс, см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. 2. с. 384).

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется. Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его функционирования и развития. Характеризуя развитие человеческого познания, В.И.Ленин писал: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 227).

1. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К.Маркса. М, 1960;

2. Богданов Ю.А. Сущность и явление. К., 1962;

3. История марксистской диалектики. М., 1971, разд. 2, гл. 9.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *