В каком направлении шла эволюция человека что усложнялось 8 класс
Биология.. Помогите, пожалуйста) По каким направлениям шла эволюция человека (антропогенез).
Биологический прогресс является основным, магистральным направлениям эволюции. Биологический прогресс характеризует отдельные группы организмов на определенных этапах развития органического мира. Критериями биологического прогресса служат следующие показатели (критерии) :
1. Увеличение числа особей рассматриваемой группы.
2. Расширение ареала.
3. Интенсивное формо- и видообразование.
В итоге наблюдается выход в новую адаптивную зону с последующей адаптивной радиацией, то есть распространение в различных условиях обитания.
В настоящее время, в состоянии биологического прогресса, безусловно, находятся покрытосеменные растения, насекомые, птицы и млекопитающие.
Существует три основных способа достижения биологического прогресса: арогенез, аллогенез и катагенез, которые закономерно сменяют друг друга. Названные способы достижения биологического прогресса буду рассмотрены ниже.
Неограниченный прогресс. Наиболее общая форма биологического прогресса называется неограниченным прогрессом. Его содержание составляет осуществленное в условиях Земли развитие от простейших живых существ до человеческого общества как социальной формы движения материи. Выделяют следующие критерии неограниченного прогресса:
1. Увеличение относительной независимости от прежних условий существования.
2. Освоение более разнообразных условий обитания.
3. Повышение выживаемости особей.
4. Совершенствование информационных связей.
5. Автономизация онтогенеза.
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему: «Происхождение и эволюция человека. Антропогенез»
Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.
Цели урока : сформировать представления об основных этапах эволюции человека; раскрыть роль социальных и биологических факторов на разных этапах развития человека.
Тип урока : изучение нового материала.
Методы обучения : информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности : индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения : учебник, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР, интерактив.
Предметные результаты обучения :
описывать основные этапы эволюции человека;
характеризовать роль биологических и социальных факторов на разных этапах развития человека.
Метапредметные результаты обучения:
познавательные — строить логическую цепочку рассуждений и устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции человека; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительных источников информации;
регулятивные — самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера;
коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в дискуссию.
Личностный результат обучения :
осознание роли социальных и биологических факторов в эволюции человека.
I. Проверка домашнего задания
1. Расскажите об особенностях систематики человека.
2. Назовите черты сходства человека и животных.
3. Назовите черты различия человека и животных.
5. Расскажите о внешних особенностях человеческих рас (европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды).
Беседа учителя с учащимися о происхождении человека:
1) Что такое эволюция органического мира?
2) Что вам известно о происхождении человека?
Далее учащиеся выполняют самостоятельное задание:
Прочитайте текст в учебнике на стр. 14 и запишите определения:
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.
Антропогенез – процесс формирования анатомического типа человека, развития его трудовой деятельности, речи и общественных отношений.
Далее учитель рассказывает об первом этапе эволюции человека. Учащиеся фиксируют информацию в виде схемы:
Затем учитель рассказывает о стадиях антропогенеза. Учащиеся заполняют таблицу:
Постоянное передвижение на двух ногах, использование предметов и огня, изготовление орудий труда.
1 млн. – 300 тыс. лет назад
Увеличение и усложнение головного мозга, членораздельная речь, высокая технология обработки камней и изготовление орудий
300 – 50 тыс. лет назад
Изготовление одежды из шкур, поддержание огня (жили в пещерах в ледниковый период), более совершенные орудия труда
60 тыс. лет назад – наст. время
Кроманьонцы, человек разумный
Более развит головной мозг, хуже мышечное развитие, социальная эволюция
Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?
§ 3, учить записи в тетради.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1217701
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Естествознание.ру
Эволюция человека: этапы развития. Происхождение от первых предков
Человек — единственное животное, для которого собственное существование — загадка, требующая разрешения.
ПРОБЛЕМЫ ПРЯМОХОДЯЩИХ: ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Избитая фраза о том, что человек произошел от обезьяны, верна. Однако это произошло не так быстро, как нам хотелось бы. Процесс трансформации первобытного примата в Homo Sapiens занял миллионы лет. Так каким же он был, первый представитель человеческого рода и существовал ли он вообще?
ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЧЕЛОВЕКУ. ПРИМАТЫ
Благодаря естественному отбору мы развили в себе способность к сопротивлению; мы не уступаем ни одной бактерии без упорной борьбы
Вымирание динозавров положило начало кайнозойской эре. Мелкие насекомоядные существа за короткий срок породили множество новых видов. Так появились прародители приматов, пращуров человека разумного. Считается, что они произошли от отряда плезиадаписовых. Эти звери больше походили на грызунов, чем на обезьян, но были приспособлены к жизни на деревьях.
Первым из настоящих приматов был архицебус, живший около 55 миллионов лет назад. Эта маленькая обезьянка размером 7 сантиметров весила всего 20-30 граммов. Архицебус питался насекомыми. Длинный хвост и хватательные конечности делали его хорошо приспособленным к жизни на деревьях. Этот древесный зверек породил две ветви приматов. Одна привела к долгопятам — маленьким ночным насекомоядным обезьянкам, другая — к обезьянообразным, к которым относится большинство современных обезьян и человек.
Первая из обезьянообразных — эосимия, жившая около 45 миллионов лет назад. Ее размер не превышал размера человеческой ладони.
Около 30 миллионов лет назад на Земле произошло похолодание, сопровождавшееся очередным массовым вымиранием. Приматам удалось выжить лишь в областях с жарким климатом. В это же время часть обезьян мигрировала в Южную Америку и разделилась на широконосых и узконосых. Ученым удалось обнаружить нескольких предков современных обезьян (саадания, проконсул и дриопитек) и человека.
Примерно 10 миллионов лет назад на Земле вновь похолодало, а климат стал суше. Площадь лесов сократилась, а обширные пространства заняли саванны. Дриопитекам, населявшим эти места, поневоле пришлось слезть с деревьев и перейти к жизни на открытых пространствах. Около 6-7 миллионов лет назад появился сахелантроп — первое прямоходящее существо, жившее в Африке.
Примерно 4,4 миллиона лет назад возникли ардипитеки. Они были прямоходящими существами, жили по большей мере в лесу и были всеядными. Средний рост ардипитека достигал 120 сантиметров, а вес — 50 килограммов.
Следующим звеном эволюции, ведущим к человеку, стали австралопитеки. Они имели рост от одного до полутора метров и вес до 55 килограммов. Около 3 миллионов лет назад австралопитеки разделились на несколько ветвей, одна из которых привела к людям, а другая впоследствии вымерла.
Сходство между ДНК обезьяны и человека составляет около 90%.
ЭТАПЫ И ЗВЕНЬЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
В пещерные времена люди не знали дипломатии и говорили то, что думали. Позже они научатся ловко прятать свои мысли и побуждения, хотя желания и цели у них останутся те же.
Дмитрий Емец. Звездолет из каменного века
И все-таки, откуда на планете Земля взялся человек? При всем разнообразии точек зрения на антропогенез, подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории. Она, в отличие от остальных, подтверждается рядом археологических и биологических данных. Рассмотрим этапы эволюции человека с этой точки зрения:
Бросание предметов было важнейшей частью существования наших далеких предков. Наши плечи и торс «заточены» под броски камней и копий, они умеют вовремя накапливать и освобождать энергию. Без умения метать камни и копья первобытные люди могли не выжить.
Конспект урока биологии «Эволюция человека» (8 класс)
Тема урока: ЭВОЛЮЦИЯ человека
Цел и: углубление знаний учащихся о происхождении человека; этапах его эволюции. Формировать умения: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции; работать с дополнительной литературой.
Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитающего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.
I. Организационный момент.
II. Введение в тему. Вступительное слово учителя.
Всякая мудрость ставит своей целью разрешение загадки человека, последнего предела планетарной эволюции. На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пытались ответить на вопрос о происхождении человека…
История возникновения человека сложна и противоречива, много в ней «белых пятен» и неразрешенных вопросов…
Всего 15 тысяч лет назад человечество состояло из бродячих «дикарей» – собирателей и охотников вроде тех индейцев, что все еще ведут исконный образ жизни в дебрях Южной Америки. Первоначально наши далекие предки были представлены формами, мало чем отличными от непоседливых шимпанзе, которые никогда не достигают большой численности, скитаясь стаями по десять-двенадцать особей. Спустя несколько тысячелетий число представителей Homo sapiens превратилось в устрашающую и непрестанно растущую величину: в 1000 году население планеты Земля составляло 275 млн человек, в 1900 – 16,6 млрд, в начале 1988 – 5 млрд человек…
Ни один вид животного мира не способен генетически перестроиться за столь короткий срок, какой понадобился человеку, чтобы совершенно изменить свой образ жизни.
Эволюция приматов началась примерно 60 млн лет назад. (СЛАЙД 3,4 ) Группа высших обезьян – дриопитеков – дала начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам.( СЛАЙД 5) Потомки понгид – гориллы и шимпанзе – живут и сегодня, к гоминидам в наше время относится один-единственный вид – Человек разумный. Опираясь на факты, которые изложены в учебнике, попытаемся воспроизвести этапы эволюции этого удивительного, уникального вида.
1) ознакомимся с материалом учебника на с. 12–16;
2) распределим информацию по колонкам таблицы «Этапы эволюции человека».
III. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы «Этапы эволюции человека».
строение ротового аппарата
объем
головного мозга
Искали; срывали; выкапывали; совершали множество движений передними конечностями; наклонялись; разгибали и выпрямляли спину
Коренные зубы были широкими и плоскими; между резцами и коренными зубами появились клыки
Растительная; животная (наличие клыков)
Искал; срывал; выкапывал
Имел резцы, клыки и коренные зубы
Не изготавливали орудий труда
Искал; срывал; выкапывал; возможно, охотился
Свободно ходил на двух ногах; мог держать в руках каменные орудия и использовать их в работе; мог изготавливать примитивные инструменты
4. Человек прямоходящий
Охотились; срывали; выкапывали
Массивная и тяжелая нижняя челюсть
Жили группами; изготавливали примитивные орудия; строили жилища; могли пользоваться огнем; владели абстрактным мышлением и речью
Охотились; собирали; выкапывали; срывали
Добывали и поддерживали огонь; шили примитивную одежду из шкур; жили группами; существовало разделение труда; изготавливали из камня различные инструменты
Охотились; собирали; выкапывали; срывали
Изготавливали орудия из камня, рога, кости; делали рисунки, украшения
На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста,
мы не слышали пока»
(плечи поднять)
IV. Проверка и обсуждение самостоятельной работы учащихся.
Ископаемых людей современного типа называют кроманьенцами ( в честь местности Кроманьон, Франция, где впервые были найдены остатки людей современного типа в Европе). (СЛАЙД 16,17,18,19,20)
Дополнительная информация для обсуждения.
1) Почти все сохранившиеся до нашего времени первобытные племена – жители леса; исключение составляют некоторые африканские обитатели саванн и живущие в пустынях бушмены Калахари, а также аборигены Австралии. Лес, несомненно, исконная среда первозданного представителя семейства Людей. Индейцы в обширном бассейне Амазонки, даяки в некогда дремучей чаще дождевого леса Калимантана, коренные жители Филиппин, бóльшая часть племен Африки – лесные люди.
2) Ряд исследований позволяет заключить, что многие открытые пространства, саванны и совсем безлесные области – плод разрушительного обращения древнего человека с огнем.
3) Из всех лесных обитателей индейцы акурио, живущие на охотничье-собирательской стадии, несомненно, ближе всего к первобытности.
Взрослый акурио никому не подчинен, им никто не управляет, понятие «вождь» отсутствует у южноамериканских охотничье-собирательских племен.
Можно кого-то увлечь за собой на охоту или рыбную ловлю, но приказать нельзя.
Каждый мужчина делает то, что считает нужным. Женщина, пожалуй, не так свободна в своих действиях, но сама выбирает себе партнера и отца своих детей.
Суровые условия жизни акурио давали о себе знать: мужчины редко достигали пятидесятилетнего возраста, женщины доживали в лучшем случае до сорока.
Все племя акурио насчитывало семь десятков человек. Племя было разбито на группы по 15–20 человек, включавшие мужчин, женщин и детей. Каждая группа располагала для охоты очень большим ареалом.
Охота требует великого искусства и основательного знания повадок каждого вида, на изучение которых уходит вся жизнь индейца.
Для акурио само собой разумеется, что его добыча идет в общий котел. Да иначе и не может быть, когда кому-то удается подстрелить тапира весом 200 кг. Столько не съесть ни самому охотнику, ни его семье. Мясо делится между всеми поровну. В следующий раз поделится другой удачливый член группы.
Орудие охотника и рыболова – лук со стрелами. Чтобы срубить дерево, используют каменный топор.
Женщина должна готовить пищу и поддерживать огонь в очаге, рожать и вскармливать детей, искать вместе с детьми растительную пищу.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 12–16; выполнить задания 6, 7 в рабочей тетради на с. 7–8.
Конспект по биологии «Эволюция человека» 8 класс
Тема: «Происхождение человека»
Цель урока: сформировать знания об основных этапах эволюции человека, развивать представления о единстве происхождения всего живого;
образовательная: показать многообразие родства человека с животными, рассмотреть основные стадии эволюции приматов, стадии эволюции человека; формировать навыки проведения презентаций.
развивающая: продолжить формировать умение самостоятельной работы с литературой, опорным конспектом, выявлять основное содержание текста и формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки; развивать навыки невербального общения;
воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий; умение работать в коллективе; формировать умение активного слушания.
Тип урока: Комбинированный урок
По положению в теме:
Словесные: беседа, объяснение
Наглядные: демонстрация муляжей человека, торса человека, рисунков
Практические: Работа с учебником, тетрадью
орг. момент – 1-2 минуты
изучение нового материала – 25 минут
подведение итогов, выводы
закрепление – 15 минут
домашнее задание – 2-3 минуты
Оборудование: таблицы и муляжи, показывающие развитие отдельных представителей рода Человек; иллюстрации из дополнительной литературы.
1. Хорда на ранних стадиях развития человека формируется:
A. Под нервной трубкой
B. На брюшной стороне тела
2. Количество шейных позвонков человека, как и у всех млекопитающих, составляет:
3. Основным признаком человека как представителя млекопитающих является:
A. Дифференцированные зубы
Б. Четырехкамерное сердце
B. Выкармливание детенышей молоком
4. К рудиментам человека относятся:
A. Хвостовые позвонки
5. Многососковость у человека – это пример:
B. Врожденной генетической патологии
6. Основной отличительной чертой человека как биологического вида является:
A. Мышление, сознание и речь
Б. Точная координация движений
7. Преимуществом прямохождения является:
A. Разнообразие способов передвижения
B. Освобождение руки для орудийной деятельности
8. Биологической расплатой за прямохождение у человека можно считать появление:
Б. Варикозного расширения вен нижних конечностей
Ответы: 1 – А; 2 – А; 3 – В; 4 – А; 5 – Б; 6 – А; 7 – В; 8 – Б.
3. Изучение нового материала
На предыдущем уроке был сделан вывод, что наибольшее сходство человек проявляет с приматами. Следовательно, можно задуматься о том, что у приматов и человека были общие предки, что и доказывается современными антропологическими находками, несмотря на споры вокруг некоторых из них. Если принять эту гипотезу, то что человек мог унаследовать от своих предков за долгие миллионы лет эволюции? Учитель предлагает вспомнить учащимся известные сведения о строении, физиологии и образе жизни приматов.
1. Хорошее зрение (глазомер, бинокулярное объемное зрение, глазницы направлены вперед, цветовое зрение).
2. Передние конечности хватательного типа (хорошо дифференцированная мускулатура, большой палец противопоставлен остальным, на ладонях множество рецепторов).
3. Всеядность (важно то, что предки человека употребляли и мясную пищу, она более калорийная, быстро и надолго наступает насыщение, на поиски пищи не надо тратить большую часть суток, возникают предпосылки для развития любознательности, разума).
4. Стадность (четкая иерархия в семейных отношениях, забота о младших и старейших членах группы, защита перед хищниками).
5. Небольшое число детенышей (из-за трудностей вынашивания и выкармливания при постоянном передвижении по деревьям, зато о каждом детеныше мать заботится, у него длинное детство, что создает предпосылки для обучения и передачи опыта).
4. Изучение нового материала.
По выбору учителя на предыдущем уроке учащимся было предложено подготовить сообщения о древнейших, древних и современных людях. Подготовка докладов активизирует познавательную активность учащихся, и урок пройдет более плодотворно и интересно.
Учитель вместе с классом слушает сообщения, комментирует и корректирует выступления, а результаты обсуждения фиксируются в тетради в письменном виде.
План подготовки сообщения:
1. Место и время находок.
2. В какой период и где жили предки человека. Климатические условия существования.
3. Анатомо-физиологические особенности предков человека.
4. Трудовая деятельность. Изготовление орудий труда. Сложность орудий. Материал и техника изготовления орудий.
5. Образ жизни. Чем питались, как охотились. Умение использовать и добывать огонь.
7. Отношение к умершим. Появление захоронений.
8. Какие особенности появились впервые для каждой группы предков человека?
Обсуждение проблемной темы.
Ученые научили шимпанзе по имени Уошо разговаривать на языке жестов, который используют глухонемые люди. Значит ли это, что шимпанзе Уошо стала человеком
Объявление цели: целью нашего сегодняшнего урока будет изучить особенности эволюции вида человек разумный, а так же познакомиться с признаками различных человеческих рас
Все новые сведения об основных этапах антропогенеза можно записать в тетради в виде таблицы.
Все современное человечество принадлежит к одному виду, а расы являются его географическими подвидами. Несмотря на морфологические отличия, общий уровень физического и умственного развития у всех людей ‘одинаков.