В историко культурном стандарте сформулированы что

Новости

Историко-культурный стандарт: что изменилось в 2020 году

В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть фото В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть картинку В историко культурном стандарте сформулированы что. Картинка про В историко культурном стандарте сформулированы что. Фото В историко культурном стандарте сформулированы что

Следующим важным шагом в определении содержания школьного предмета «История» стала разработка примерных основных образовательных программ (ПООП), создание которых предусматривалось ещё законом об образовании 2012 г. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (5–9 классы) была принята в 2015 г., для старшей школы (10–11 классы) – в 2016 г. Все они размещены на специальном министерском сайте: http://fgosreestr.ru. В программе для старшей школы отмечено: «Предмет «История» на углублённом уровне включает в себя расширенное содержание «Истории» на базовом уровне, а также повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года», направленный на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы». Кроме того, в данную программу было включено содержание курса «Россия в мире» как обязательного курса на базовом уровне.

Программа по истории России содержит дифференциацию результатов на уровни «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». Согласно этим уровням распределены и дидактические единицы – привязанные ко второму уровню «выпускник получит возможность научиться» выделены курсивом. Программа для основного общего образования по предметной области «История» включает раздел по истории России с древнейших времен до 1914 г. (6–9 классы), программа для среднего общего образования – историю России с 1914 по 2014 г.

В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть фото В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть картинку В историко культурном стандарте сформулированы что. Картинка про В историко культурном стандарте сформулированы что. Фото В историко культурном стандарте сформулированы что

18 сентября 2020 г. Рабочая группа представила усовершенствованный вариант Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. С точки зрения содержания и методологических подходов к изучению истории России новый проект несёт в себе две важные новации (цитируется по публикации на сайте РИО):

«Распространение линейного принципа преподавания истории (применяемого согласно Концепции УМК 2014 года в 6–10 классах) на всю старшую школу. Распределение сложного и объёмного материала по истории XX века на 10–11 классы позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной.

Авторы документа считают необходимым исключить из обязательной части учебных планов 10–11 классов курс «Россия в мире» и рекомендовать его в качестве курса по выбору образовательных организаций при углублённом изучении гуманитарных и общественно-научных предметов».

Помимо этого, в сам текст Историко-культурного стандарта были внесены отдельные уточнения, корректирующие некоторые нюансы и аспекты содержания школьного предмета «История России» . В частности, были уточнены исторические названия (государство «Русь», «Великая российская революция» и др.), внесены дополнения, более конкретно отражающие содержание генерального плана «Ост», суть гитлеровского оккупационного режима на советских землях, характер нацистской пропаганды, преступления фашистов против советского населения, массовое уничтожение советских военнопленных и т.д.

23 октября коллегия Министерства просвещения утвердила дополненную концепцию. В заключении министерства было отмечено, что «по многочисленным просьбам учителей и методистов материалы Историко-культурного стандарта, определяющие события, персоны и источники, выведены в специальный раздел «Рекомендации», что существенно снижает давление количества дидактических единиц при формировании учителями рабочих программ учебного курса «История России»». Полный текст решения коллегии см. по ссылке.

Что касается корректировки содержания примерных основных образовательных программ в связи с принятием обновлённой концепции, то следует ожидать соответствующих шагов и разъяснений Министерства просвещения.

Методисты и специалисты Центра историко-обществоведческих дисциплин издательства «Русское слово» готовы оказать учителям необходимую методическую и научную помощь, связанную с адаптацией в учебном процессе требований обновлённой Концепции УМК по отечественной истории.

Автор Кирилл Александрович Кочегаров,

кандидат исторических наук,

руководитель Центра историко-обществоведческих дисциплин

Источник

Историко-культурный стандарт

В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть фото В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть картинку В историко культурном стандарте сформулированы что. Картинка про В историко культурном стандарте сформулированы что. Фото В историко культурном стандарте сформулированы что

Рабочая группа
по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ

Необходимость создания нового учебника истории России диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.

Представленный историко-культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений.

Перечень «трудных вопросов истории» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события.

Задачи учебно-методического комплекса:

создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;
сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;
показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.
Авторы исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.
Предполагается использование Стандарта при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:
обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;
применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;
исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;
обеспечить доступность изложения, образность языка.

Соответствующие приоритеты предполагается иметь в виду и при доработке Стандарта по результатам профессиональной экспертизы и общественного обсуждения.

Источник

Особенности применения историко-культурного стандарта как научной основы содержания школьного исторического образования

. Автор Олегова Нина Александровна

Особенности применения и сторико-культурн ого стандарт а как научн ой основы содержания школьного исторического образования

Олегова Нина Александровна

Учитель истории и обществознания

В начале 2013 года Президентом РФ н а заседании Совета по межнациональным отношениям в очередной раз коснулись темы образования.

Историко-культурный стандарт играет роль научного ядра содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и профильному уровню изучения истории.

Итак, мы видим, что разделы представленного стандарта, отражают, основные значительные эпохи истории России, о которых на наш взгляд, должен имеет представления каждый. И, мы согласны с авторами стандарта, которые исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие периоды.

Задачи историко-культурного стандарта:

создать условия для получения выпускниками пр

очных знаний по истории России;

сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;

показать историю России как неотъемлемую часть м

ирового исторического процесса;

раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян

В виде схемы кратко представим концептуальные основы историко-культурного стандарта, рис.2.

Рис.2. Компоненты историко-культурного стандарта

Исходя из указанных подходов, сформулирова ны следующие рекомендации, которые могут быть положены в основу концепции нового школьного учебника по курсу «История России»:

Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности.

Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения, и успехи, но также и ошибки и просчеты.

С подобным подходом имманентно связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. При этом следует проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.

При формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Желательно акцентировать внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг. Важно подчеркнуть подвиг народа как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества.

Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия – крупнейшая страна в мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания – мы граждане великой страны с великим прошлым. Этот тезис должен стать опорным пунктом учебника, что позволит логично и непротиворечиво рассмотреть вопросы межнациональных взаимоотношений

В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в во сприятии отечественной истории, т рагедии, р азумеется, нельзя замалчивать – это достигается за счет того, что необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.

В соответствии с ФЗ «Об образовании» и новыми ФГОС, в условиях так называемой «концентрической» системы преподавания истории, следует кардинально пересмотреть содержание курса истории в старшей школе.

Знакомство с отечественной историей происходит в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир», и мы согласны, что материал данного курса, необходимо, насытить историческим материалом, чтобы в дальнейшем заинтересовать малышей в изучении истории.

На I уровне школьного исторического образования – это 5–9 классы, усвоение программного материала должно осуществляться в хронологической последовательности в соответствии с возрастными возможностями учащихся.

Усвоение материала об основных событиях и личностях отечественной истории необходимо строить на основе широкого привлечения текстов исторических источников и их комментарием. Главная задача на этом уровне – привить школьникам интерес к истории (прежде всего, отечественной). Вместе с тем, работа с текстами источников должна заложить основы грамотной работы с ретроспективной информацией, ее анализом – и научить ребят самостоятельно делать выводы на основе проанализированной информации.

На II уровне школьного исторического образования – это 10–11 классы, знания, которые учащиеся получили в основной школе, должны служить основой для аналитического разбора исторического процесса – с общими характеристиками и оценками, включая элементы компаративного анализа в курсе «Россия в мире».

Итак, мы проанализировали историко-культурный стандарт как научную основу содержания школьного исторического образования, и нами было выявлено, что при знакомстве с отечественной историей, необходимо четко следова ть представленным компонентам. На наш взгляд, самое главное – это давать учащимся самим разбираться и анализировать помимо учебников, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы, привлекать их к работе с информационными технологиями, поскольку кто владеет информацией, владеет миром. И в дальнейшем их полученные знания и умения пригодятся не только в обучении, но и в жизни.

Вяземский, Е.Е. Историко-культурный стандарт, единый учебник истории и школьное историческое образование / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. – 2013. – № 9. – С. 3–10 с.

Целеполагание в преподавании истории и обществоз

Преподавание истории в школе: научно-теоретический и методический журнал.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечествен

ной истории// Вестник образования. – 2014. – №13.

Личман, Б.В. Толерантность идеологического многообразия в государственном учебнике по истории России / Б.В. Личман // Преподавание истории в школе. – 2014. – № 4. – С. 33–37.

Источник

Историко-культурный стандарт

Просмотр содержимого документа
«Историко-культурный стандарт»

В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть фото В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть картинку В историко культурном стандарте сформулированы что. Картинка про В историко культурном стандарте сформулированы что. Фото В историко культурном стандарте сформулированы что

В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть фото В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть картинку В историко культурном стандарте сформулированы что. Картинка про В историко культурном стандарте сформулированы что. Фото В историко культурном стандарте сформулированы что

Историко-культурный стандарт разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. №Пр.-1334. 30 октября 2013 г. на расширенном заседании Совета Российского исторического общества была утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, основанная на историко-культурном стандарте (ИКС).

В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть фото В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть картинку В историко культурном стандарте сформулированы что. Картинка про В историко культурном стандарте сформулированы что. Фото В историко культурном стандарте сформулированы что

Принятие Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (далее – Концепция) и обновление структуры школьного исторического образования определяются возросшими требованиями общества к качеству исторического образования, общественным интересом к событиям отечественной истории, развитием исторической науки, накоплением новых исторических знаний.

В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть фото В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть картинку В историко культурном стандарте сформулированы что. Картинка про В историко культурном стандарте сформулированы что. Фото В историко культурном стандарте сформулированы что

историко-культурный стандарт включает в себя

Методологическая основа преподавания курса истории в школе основывается на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

• принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

• многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

• многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

• исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

• антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

• историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть фото В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть картинку В историко культурном стандарте сформулированы что. Картинка про В историко культурном стандарте сформулированы что. Фото В историко культурном стандарте сформулированы что

Методической основой изучения курса истории в школе согласно Концепции является

Новый учебно-методический комплекс по отечественной истории должен включать в себя:

1) учебник (в т.ч. электронный);

2) хрестоматию или сборник документов;

3) исторические карты;

4) рабочую тетрадь и сборник заданий;

5) книгу для чтения

В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть фото В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть картинку В историко культурном стандарте сформулированы что. Картинка про В историко культурном стандарте сформулированы что. Фото В историко культурном стандарте сформулированы что

Комплект методических материалов и пособий

для учителя должен включать в себя:

1) нормативные документы и программно-методические материалы, включая историко-культурный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт;

2) примерную учебную программу по истории;

3) рабочая программа по предмету;

4) предметные и курсовые методические пособия.

В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть фото В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть картинку В историко культурном стандарте сформулированы что. Картинка про В историко культурном стандарте сформулированы что. Фото В историко культурном стандарте сформулированы что

структура курса истории

Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству

Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к

Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.

Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914- 1922 гг.

Раздел VI. Советское общество в 1920-е-1930-е гг.

Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.

Раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг.

История России в мировом контексте

(базовый и профильный уровни)

В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть фото В историко культурном стандарте сформулированы что. Смотреть картинку В историко культурном стандарте сформулированы что. Картинка про В историко культурном стандарте сформулированы что. Фото В историко культурном стандарте сформулированы что

Особенности структуры учебника

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Источник

Концептуальные основы историко-культурного стандарта

Характеристика учебников истории с точки зрения историко-культурного стандарта. Основные моменты концептуальных основ историко-культурного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Концептуальные основы историко-культурного стандарта»

Характеристика учебников истории с точки зрения историко-культурного стандарта.

Историко-культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений.

Российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.

Предполагается использование Стандарта при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:

обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;
применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;
исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов Россиии.

Концептуальные основы историко-культурного стандарта

Культурно-антропологический подход. В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.

Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.

Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов [1]. В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.

Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе. Современные методы преподавания истории подразумевают гораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Поэтому школьный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим в себя, помимо учебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы. Работа ученика может быть полноценной и минимально трудоемкой только при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий.

Учебник как навигатор. В условиях развития средств коммуникации, наличия в подавляющем большинстве школ высокоскоростного доступа к сети Интернет (обеспечено за счет реализации Приоритетного национального проекта «Образование»), роль учебника как «хранилища знаний» приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций. Немаловажно включить в текст самого учебника исторические источники, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Представляется целесообразным инициировать подготовку тематических модулей для учеников (с соответствующими методическими пособиями для учителей), посвященных различным дискуссионным вопросам истории России.

Исходя из указанных подходов, можно сформулировать следующие рекомендации, которые могут быть положены в основу концепции нового школьного учебника по курсу «История России»:

Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. При этом изложение исторического материала не следует «мельчить», перегружать школьников обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями.

Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать в новом учебнике акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти.

С подобным подходом имманентно связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Следует уделить внимание (особенно для старшеклассников) историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т.д.). При этом следует проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.

При формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Желательно акцентировать внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг. Важно подчеркнуть подвиг народа как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Вместе с тем, поскольку не только военные победы должны создавать позитивный пафос исторического сознания, самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского социума на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения.

Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия – крупнейшая страна в мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания – мы граждане великой страны с великим прошлым. Этот тезис должен стать опорным пунктом учебника, что позволит логично и непротиворечиво рассмотреть вопросы межнациональных взаимоотношений. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Речь должна идти об истории межнациональных отношений на всех этапах отечественной истории. Следует подчеркнуть, что пребывание в составе Российской империи имело положительное значение для ее народов: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др. В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Трагедии, разумеется, нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.

Необходимо увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. Сейчас культура, как и в прежние времена, снова оказалась на периферии школьного курса отечественной истории. Школьники непременно должны знать и понимать достижения русской культуры Средневековья, Нового времени и советской эпохи, великие произведения художественной литературы, музыкальной культуры, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д. Важно отметить неразрывную связь русской и мировой культуры.

История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории.

Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические, либо внутриполитические или внешнеполитические факторы. Следует создать отчетливое представление у школьников, что революции и гражданские войны являются не результатом внешнего или внутреннего заговора, но следствием объективно существующих противоречий внутри страны.

В соответствии с ФЗ «Об образовании» и новыми ФГОС, в условиях т.н. «концентрической» системы преподавания истории, следует кардинально пересмотреть содержание курса истории в старшей школе. Знакомство с отечественной историей происходит в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир», который должен быть более насыщен историческим материалом. На первом уровне школьного исторического образования (5–9 классы) изучение программного материала осуществляется в хронологической последовательности в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Изучение материала об основных событиях и личностях отечественной истории необходимо строить на основе широкого привлечения текстов исторических источников и их комментарием. Главная задача на этом уровне — привить школьникам интерес к истории (прежде всего, отечественной). Вместе с тем, работа с текстами источников должна заложить основы грамотной работы с ретроспективной информацией, ее анализом — и научить ребят самостоятельно делать выводы на основе проанализированной информации. На втором уровне школьного исторического образования (10–11 классы) знания, которые учащиеся получили в основной школе, должны служить основой для аналитического разбора исторического процесса — с общими характеристиками и оценками, включая элементы компаративного анализа в курсе «Россия в мире».

Для преподавания истории в школе исключительно велика роль историко- антропологического подхода. Именно человеческое измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. В российском образовании существуют соответствующие традиции, которые следует продолжать и развивать. Так, воспитанию патриотизма и гражданственности у школьников при изучении отечественной истории способствует обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян. Величие побед и тяжесть поражений убедительно раскрываются через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи. Поэтому особенно важно, чтобы в учебниках было отражено присутствие человека в конкретных событиях. Следует показать интересы и устремления, ценностные ориентиры и мотивы поведения людей. Такой подход способствует выработке у молодого человека чувства сопричастности с историей страны. При этом речь идет как о выдающихся личностях, лидерах, которым посвящаются отдельные биографические справки, так и об обычных, «рядовых» людях. Наряду с событийной историей, в стандарте предполагается расширение материала о повседневной жизни людей в различные исторические эпохи. История должна предстать как увлекательный рассказ о прошлом, о людях и их характерах, о повседневной жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *