В философии марксизма утверждается что бытие

Философская концепция марксизма

Марксистская философия была создана Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в.

Можно выделить несколько этапов в развитии марксизма. Первый этап – этап формирование и развитие марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом во второй половине XIX в. Это этап классического марксизма.

Второй этап развития марксизма охватывает примерно последнее десятилетие XIX в. – первую половину XX столетия и связан, прежде всего, с именем В.И.Ленина. На Западе в это время марксизм также развивался. Важное место занимает в этом процессе Роза Люксембург (1871 – январь 1919), с которой спорил по ряду проблем В. И. Ленин. Большой вклад в развитие марксистской мысли внес Антонио Грамши (1891–1937), венгерский ученый Дьёрдь Лукач (I885–I971) и многие другие.

Третий этап, охватывающий вторую половину XX в. и характеризуется борьбой ортодоксального и творческого марксизма, возвращением к творческому развитию марксистской теории в единстве с новой реальной практикой. Это этап усиления поисков новых толкований и видений марксизма в виде “западного марксизма”. Его представители обращались к отдельным положениям марксизма, при этом проводя их ревизию, нестандартно трактуя положения марксизма. К леворадикальным течениям относится так называемая франкфуртская школа, представители которой выражали протест против современного капитализма. Наиболее видными представителями являются Герберт Маркузе и Эрих Фромм.

Философия марксизма – диалектический материализм. Противоположностью ему является материализм метафизический, который предшествовал материализму диалектическому.

Предшествовавшие марксизму философские учения, носили механистический характер. Философы материалисты пытались объяснить мир на основе законов механики. Материализм этого периода был метафизическим. Метафизичность связана с пониманием движения и развития. Хотя материалисты признавали наличие движения, но трактовали его упрощенно, как количественный рост. Предшествовавший марксизму материализм носил созерцательный характер. Это означает, что познающий субъект наблюдает за миром, осмысливает результаты наблюдения и таким образом познает мир.

Диалектический материализм в отличие от метафизического, не сводит все многообразие законов только к механическим. С помощью законов механики объясняется только механическая форма движения материи. Все остальные формы определяются своими собственными законами: физическими, химическими, биологическими, социальными.

Мир рассматривается как процесс, который имеет историю своего существования. Мир находится в постоянном движении (развитии). Источником этого движения является наличие противоположностей в объектах и их борьба.

В марксизме был преодолен созерцательный подход к процессу познания. Познание осуществляется только в процессе активной человеческой деятельности. Не преобразуя предмет невозможно его познать. Изменился и взгляд на истину. У Гегеля истина носила абсолютный характер, т.е. все познано. Марксизм рассматривает истину как процесс наращивания истинных знаний. Этот процесс не завершен. В каждый момент времени человечество имеет относительную истину, открытую для критики, изменения, развития.

Онтология марксизма начинается с ответа на вопрос о соотношении бытия и мышления. Марксизм исходит из приоритета бытия над мышлением, т.е. занимает материалистическую позицию во взгляде на мир. Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя, т.е. сознание является отражением бытия и функцией высокоорганизованной материи – человеческого мозга.

Ответив на основной вопрос философии, что лежит в основе мира, дух или материя, марксизм по новому подходит к пониманию материи. Энгельс впервые поставил вопрос о материи как философской категории, выражающей понятие единства мира. Но новое определение материи дал В.И.Ульянов (Ленин). «Материя,- писал он,- есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[1]. Материя не существует без движения. Это ее неотъемлемое свойство, которое называется «атрибут». Под движением Энгельс понимал «изменение вообще». Материя движется в пространстве и во времени. Пространство и время формы бытия материи и без нее не существуют. Ф. Энгельс писал: «…обе эти формы существования материи без материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове»[2].

Гносеология марксизма. «…Вопрос о соотношении мышления и бытия,- пишет Ф. Энгельс,- имеет еще и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познать реальный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?»[3]. Марксизм утвердительно отвечает на это вопрос. Наше сознание в состоянии правильно отразить внешний мир.

В философии марксизма утверждается что бытие. Смотреть фото В философии марксизма утверждается что бытие. Смотреть картинку В философии марксизма утверждается что бытие. Картинка про В философии марксизма утверждается что бытие. Фото В философии марксизма утверждается что бытие

Познание невозможно без преобразующей деятельности человека, т.е. практики. В марксизме практика выступает основой человеческого познания. С развитием практических способностей человека формируется стремление к познанию.

Практика является целью познания, потому что знания нужны для практической деятельности. Практика выступает критерием истинности полученного знания, т.к. только практика способна ответить на вопрос о том, соответствует ли наше знание реальной действительности.

Познание, по мнению В. И. Ленина, движется: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»[4].

По новому ставится вопрос об истине. Ощущения, представления, понятия есть субъективные образы объективного мира. Эти образы не являются ни абсолютно тождественными с предметами, которые в них отражаются, ни абсолютно отличными от них. В каждый момент времени человечество владеет относительной истиной, которая в основном, верно отражает явления реального мира. По мере развития науки эти знания уточняются. Часть знаний не изменяется и представляет собой частичку абсолютной истины. Другая часть меняется. Поэтому абсолютная истина складывается из суммы относительных истин, из той части в них, которая со временем не изменяется.

Социальные взгляды. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторической материализм). До появления исторического материализма ход истории, по мнению философов и материалистов, и идеалистов определялся выдающимися личностями, т.е. зависел от их сознания. К. Маркс и Ф. Энгельс положили в основу модели развития общества объективные (материальные) факторы, объективные законы, которые реализуются через деятельность людей, но не зависят от их мнений и желаний.

Вместо «размытого» по содержанию понятия «общество» они предложили использовать понятие «общественно-экономическая формация» (ОЭФ). ОЭФ означает общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. Эта ступень определяется способом производства, каким люди этой эпохи создают необходимые для жизни условия. Сам способ производства определяется уровнем развития производительных сил общества. Производительные силы общества это, прежде всего люди, участвующие в производстве материальных благ, соединенные со средствами производства. Средствами производства может выступать земля, используемая в сельском хозяйстве и системы механизмов, применяемые на производстве. Средства производства при наличии частной собственности принадлежат определенным людям, а не всем членам общества. Чтобы с ними могли соединиться владельцы рабочей силы необходимо установить отношения между владельцами средств производства и владельцами рабочей силы. Так возникают производственные или экономические отношения. Поскольку экономические отношения носят антагонистический (непримиримый) характер, возникает потребность в соответствующей организации, которая бы стояла над способом производства и гарантировала воспроизводство, неприкосновенность сложившихся на тот или иной момент отношений в обществе. Такую функцию выполняет надстройка над базисом (экономическими отношениями), главным элементом которой является государство.

ОЭФ развивается по своим объективным законам. В основе её развития лежит непрерывное самосовершенствование производительных сил. Изменяется человек, изменяются средства производства. В определенный момент времени уровень развития производительных сил входит в противоречие с существующими производственными отношениями. Они становятся препятствием дальнейшего развития производительных сил. Это противоречие разрешается революционным путем. Поскольку гарантом существующих отношений выступает надстройка, то в результате революции изменяется в первую очередь она, а затем возникают новые производственные отношения, соответствующие уровню развития производительных сил.

Рассмотрев развитие ОЭФ, посмотрим, как в марксизме трактуется история развития общества. История общества рассматривается как естественно исторический процесс, т. е. как любой процесс в природе. С точки зрения закона отрицания отрицания объект в своем развитии проходит три стадии: тезис – антитезис – синтез. В переводе на язык социальной философии это означает: первобытное (доклассовое) общество – классовое общество – бесклассовое общество. Выделяются ОЭФ, соответственно существовавшим способам производства. Первобытно общинная ОЭФ, где нет частной собственности и все члены сообщества в социальном плане равны друг другу. Рабовладельческая ОЭФ (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства – особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном труде свободных людей, управляемом государством (земледельческие сообщества в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай)); феодальная ОЭФ (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капиталистическая ОЭФ (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); коммунистическая ОЭФ с переходной ступенью – социализмом – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства.

В марксизме советского периода исторический процесс был представлен как процесс последовательной смены ОЭФ. Первобытная ОЭФ была заменена рабовладельческой, рабовладельческая феодальной, а феодальная капиталистической. Наконец, после свершения социалистической революции, возникает социалистическая ОЭФ, на смену которой придет коммунистическая. Однако в истории развития человеческого общества подтверждения этой логике развития не существует. Не нашлось места в этой цепи изменений азиатскому способу производства. Рабовладение не имело повсеместного применения как ведущего способа производства. Это было характерно только для Древней Греции и Древнего Рима.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 12 ; Нарушение авторских прав

Источник

Бытие, материя, сознание как категории философии

1.Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.

2.Формирование научно-философского понятия материи.

3.Проблема сознания в философии.

1 вопрос. Категория БЫТИЯ, ее смысл, место в системе философских категорий.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.

Каково же содержание философской проблемы «БЫТИЕ»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием «субстанции».
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:
1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.

Категория «МАТЕРИЯ» введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ «МАТЕРИЯ», каждый из которых имеет несколько уровней, являются:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
3. Социум (общество).

Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:
1. Наличие движения. ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
а) Механическое движение.
б) Физическое движение.
в) Химическое движение.
г) Биологическое движение.
д) Социальное движение.

2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.

3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.
ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний ) данных объектов в процессе из развития.
ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
а) Физическим.
б) Химическим.
в) Механическим.

3 вопрос. Проблема СОЗНАНИЯ в философии.

Высшим уровнем (видом) отражения является СОЗНАНИЕ. Согласно материалистической концепции СОЗНАНИЕ – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях

Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

Философия изучает две основные ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:

Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

В целом в философии существует НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм и умеренный материализм.

3. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания».
4. УМЕРЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

— Понятие «бытие» – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.

Источник

Философия марксизма

В философии марксизма утверждается что бытие. Смотреть фото В философии марксизма утверждается что бытие. Смотреть картинку В философии марксизма утверждается что бытие. Картинка про В философии марксизма утверждается что бытие. Фото В философии марксизма утверждается что бытие В философии марксизма утверждается что бытие. Смотреть фото В философии марксизма утверждается что бытие. Смотреть картинку В философии марксизма утверждается что бытие. Картинка про В философии марксизма утверждается что бытие. Фото В философии марксизма утверждается что бытие В философии марксизма утверждается что бытие. Смотреть фото В философии марксизма утверждается что бытие. Смотреть картинку В философии марксизма утверждается что бытие. Картинка про В философии марксизма утверждается что бытие. Фото В философии марксизма утверждается что бытие В философии марксизма утверждается что бытие. Смотреть фото В философии марксизма утверждается что бытие. Смотреть картинку В философии марксизма утверждается что бытие. Картинка про В философии марксизма утверждается что бытие. Фото В философии марксизма утверждается что бытие

В философии марксизма утверждается что бытие. Смотреть фото В философии марксизма утверждается что бытие. Смотреть картинку В философии марксизма утверждается что бытие. Картинка про В философии марксизма утверждается что бытие. Фото В философии марксизма утверждается что бытие

В философии марксизма утверждается что бытие. Смотреть фото В философии марксизма утверждается что бытие. Смотреть картинку В философии марксизма утверждается что бытие. Картинка про В философии марксизма утверждается что бытие. Фото В философии марксизма утверждается что бытие

Одной из наиболее влиятельных философских систем XX века был марксизм. В Советском Союзе, странах восточной Европы, Азии, Америки философия марксизма была официальной философской доктриной, определяя мировоззрение огромного количества людей. В социалистических странах она выполняла функцию государственной идеологии.

Анализ философии марксизма следует начать с того, что марксизм и философия марксизма не совпадают по объему. Марксизм как идеологическая доктрина состоит их трех составных частей: социально-политическая часть (научный социализм, коммунизм), экономическая часть (политэкономия) и собственно философия. Теоретики марксизма четко определяли теоретических предшественников каждой составляющей марксизма. Теоретическими предшественниками социально-политической доктрины определялись представителем французского утопического социализма в лице Сен-Симона (1760-1825 гг.) и Фурье (1772 – 1837гг.).

В заслугу им ставилась идея перехода от капиталистического общества к обществу без частной собственности. Теоретическими предшественниками экономической теории марксизма считались английские экономисты А. Смит и Д. Риккардо, создавшие трудовую теорию. И, наконец, теоретическими источниками философии марксизма была немецкая классическая философия в лице Г. Гегеля (диалектика) и Л. Фейербаха (материализм).

Основные идеи философии марксизма следующие:

1. Философия марксизма есть диалектический материализм, т.е. единение диалектики и материализма.

2. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, функцию человеческого мозга.

3. Она называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие как результат действующих в ней самой внутренних противоречий.

4. Сущностью революционного переворота, совершенного К. Марксом и Ф. Энгельсом в философии считается распространение материализма на понимание истории общества, в обосновании роли общественной практики. Сторонники марксизма считают, что любой материализм до К. Маркса не мог дать материалистического объяснения общественной жизни, то есть был идеализмом в понимании общества;

5. Философы-марксисты считают, что как бы не были многообразны философские учения, все они явно или неявно, имеют в качестве своего основного теоретического пункта вопрос об отношении сознания к материи (основной вопрос философии).

6. Материя – это основная категория философии. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы ее существования, как движение, пространство и время. Движение – это универсальный способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.

7. Практика – основа формирования и источник знания, основной стимул и цель познания, критерий истинности результатов процесса познания. В противоположность агностицизму диалектический материализм исходит из того, что мир познаваем, человеческое познание все более глубоко проникает в законы бытия.

8. В мире действуют всеобщие законы бытия, то есть законы диалектики. Таковыми считаются: а) Закон перехода количественных изменений в качественные; б) Закон единства и борьбы противоположностей; в) Закон отрицания отрицания.

9. Составной частью философии марксизма является исторический материализм как философская концепция исторического процесса. Исторический материализм является конкретизацией принципов диалектического материализма. Мировая история представляется как смена эпох под влиянием противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Определенная фаза единства производительных сил и производственных отношений получила название «способ производства». Прогресс общества понимается как переход от одного способа производства к другому, более совершенному и экономически более эффективному. Общество, взятое в своем единстве (способ производства плюс политическая надстройка) получило в марксизме название «Общественно-экономическая формация».

В философии марксизма утверждается что бытие. Смотреть фото В философии марксизма утверждается что бытие. Смотреть картинку В философии марксизма утверждается что бытие. Картинка про В философии марксизма утверждается что бытие. Фото В философии марксизма утверждается что бытие

Философия К. Маркса, как и все его социально-политическое учение, оценивается по-разному. Например, К. Поппер, автор работы «Открытое общество и его враги» дает следующий комментарий: «Чтобы справедливо судить о марксизме, следует признать его искренность. Широта кругозора, чувство фактов, недоверие к пустой и особенно морализирующей болтовне сделали Маркса одним из наиболее влиятельных в мире борцов против лицемерия и фарисейства». Но далее продолжает: «Несмотря на все его несомненные достоинства, я считаю Маркса ложным пророком. Он был пророком, указывающим направление движения истории, и его пророчества не сбылись».

Первой самостоятельной философской работой можно считать «Экономическо-философские рукописи 1844 года», написанные К. Марксом в 26-летнем возрасте. Анализируя положение рабочего в системе капиталистического производства, он вводит понятие «отчужденный труд», как наиболее точную характеристику положения рабочего в условиях тогдашнего капитализма. К. Маркс пишет: «Конечно, труд производит чудесные вещи для богачей, но он же производит отрицание рабочего. Он создает дворцы, но также и трущобы для рабочих.

В теории К. Маркса рабочий класс (пролетариат) становится не только главной жертвой капиталистических общественных отношении, но и главным действующим субъектом при освобождении общества от капиталистического гнета. Его борьба должна завершиться установлением диктатуры пролетариата, которая уничтожит частную собственность и капиталистическую эксплуатацию.

В конце XIX – начале XX вв. марксизм проникает в Россию, где становится идеологией большевизма. Первым распространителем марксизма в России был Г.В. Плеханов, однако «монополией» на него в конечном итоге овладела партия большевиков во главе с В.И. Лениным (1870 – 1924 г.г.). Сами большевики определяли ленинизм как марксизм XX в., эпохи крушения империализма.

Философская составляющая советского марксизма представлена, прежде всего, главной философской работой В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», написанной в годы эмиграции после поражения первой русской революции 1905 – 1907 г.г. Внешней причиной написания работы стало развитие физики микромира. В.И. Ленин не был физиком, но в результате развития естествознания обострились мировоззренческие, философские проблемы. Выявленные в результате физических исследований новые свойства природы, повлекли, по мнению В.И. Ленина, неверные философские выводы. Так среди физиков появился лозунг «Материя исчезла», что вызвало негативную реакцию материалиста В.И. Ленина. Он настаивает на том, что не «материя исчезла», а исчез тот предел, до которого мы материю знали.

Ленин обращает внимание на те идеалистические выводы, которые делаются буржуазными учеными из новейших открытий в области естествознания. Для успешной борьбы с ними необходимо совместно с естествоиспытателями внимательно следить за вопросами, которые выдвигает новейшая революция в естествознании. Борьба В. Ленина против своих философских оппонентов завершилась в России в 1923 г. высылкой из страны ведущих ученых, которые не придерживались ленинских взглядов на философию на знаменитом «философском пароходе».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *