В древнем египте себек бог чего
Себек – бог воды Древнего Египта
Поклонение крокодилу
Крокодилы считались аватаром бога Себека. Для этого египтяне массово вылавливали крокодилов, выбирали лучшего, признавали его воплощением божества и украшали лапы рептилии браслетами, а уши серьгами. Для этого выбирались серебряные и золотые украшения и драгоценности. Бывали случаи, когда выбирали сразу несколько крокодилов для поклонения. Однако чаще всего египтяне ожидали естественной смерти одного крокодила, чтобы вновь выбрать аватар бога среди молодых рептилий. Умершего крокодила тщательно мумифицировали.
Рядом с Киман-Фарисом (Крокодилополем) обнаружено более 2-х тысяч мумий этих священных рептилий. Если подсчитать математически, взяв за основу срок жизни обычного крокодила (который часто был больше срока жизни человека), то можно предположить, что традиция выбирать и поклоняться крокодилам-Себекам насчитывает около 20 тысяч лет. Это всё может свидетельствовать о высоком почитании этого божества в египетском обществе.
В древнеегипетской мифологии есть сведения о почитании крокодила Петсухоса как реального воплощения бога Себека. Египтяне верили, что он обитал в озере, которое примыкало к главному святилищу божества. Из этого озера они пили воду для обретения магического покровительства и защиты от Себека, а также кормили крокодила Петсухоса разными деликатесами.
Доброе божество
Несмотря на пугающую аватару крокодила, сам Себек в представлениях египтян не был злым или даже жестоким. Об этом можно судить хотя бы на основании того, что он:
К Себеку обращались в своих молитвах рыбаки, а также охотники, которые охотились в камышах. Его просили о содействии в перевозке умерших душ к чертогам бога Осириса.
Есть отдельные свидетельства, что к Себеку обращались даже как к предсказателю. И в отличие от других древнеегипетских богов он получает титул внимательного и прислушивающегося к молитвам бога.
Версии происхождения
Среди египтологов и других учёных нет единого мнения относительно происхождения Себека. По одной версии его (как и иных первичных богов) родил бог Ра. По второй версии его (как и самого бога Ра) породили Геб и Нут. Также есть ещё версия, что он является сыном Нейт, которая почиталась как великая мать прочих богов, повелительница войны и охоты, водной и морской стихии, матери ужасающего змея Апопа. При этом ничего не известно о жене Себека. Это может свидетельствовать о скрытности и хитрости Себека в представлениях древних египтян.
Изобретатель сетей для рыбной ловли
Согласно одной сохранившейся легенде, египетский бог Ра как-то пытался найти двоих сыновей бога Гора – Амсета и Хапи. Они прятались от Ра в Ниле. Сам бог Ра не смог найти этих двух сыновей Гора, и поэтому он поручил отыскать собственных пра-пра-правнуков Себеку. Тот стал через свои пальцы рук просеивать ил Нила. Так он отыскал Амсета и Хапи. И таким образом возникла идея рыболовных сетей.
Есть и другие эпизоды, когда Ра поручал Себеку найти что-то в Ниле. Так, однажды Себек отправился на поиск отрубленных рук бога Гора, которые были выброшены в Нил. Руки жили сами по себе и их было очень трудно поймать. Но Себеку удалось после преследования их как рыбаку выудить и вернуть Ра. Бог Ра сделал вторую пару, которая как реликвия долго находилась на хранении в городе Нехене.
Себек и его почитание
О популярности Себека у египтян служит не только мумификация крокодилов. Об этом свидетельствуют некоторые факты:
Себек и водная стихия
Себека называли тем, кто вынуждает зелень произрастать на водных берегах. Основные сельскохозяйственные ресурсы находились на берегах Нила. И неудивительно, что ему, как повелителю вод, поклонялись и строили многочисленные святилища. Так возник город Крокодилополь (что дословно переводиться как город крокодила). Также существует множество вариаций имён бога Себека: Пнеферос (прекрасноликий), Сокнебтунис (повелитель Тебтуниса); Сокнопайос (владыка острова) и др. Известны также и множество водных религиозных обрядов, связанных с богом Себеком. Так, в начале июля древнеегипетские жрецы бросали в реку восковые фигурки крокодилов. Люди, верили, что благодаря магии фигурки оживали и выползали на берег в виде живых рептилий, что предвещало удачу и плодородие.
Ненасытность Себека
Существует также мифологическая версия об укрытии злого бога Сета в теле Себека для избегания возмездия за убийство бога Осириса.
Храм Ком-Омбо
Храм Ком-Омбо – это одно из самых главных свидетельств почитания бога Себека в Древнем Египте. Он расположен около Асуана и посвящён сразу двум богам: Гору и Себеку. Он очень оригинален с точки зрения архитектуры, т.к. ставилась цель угодить сразу двум великим богам, при этом сохранив типичные архитектурные каноны (святилище, двор, пилон, зал подношений). В храме все части удваивались, но сохранялось ощущение единства за счёт наружной стены храма. Также параллельно располагались два святилища обоим богам: на севере – Гору, на юге – Себеку. Кстати, это ещё один факт в подтверждении значимости Себека – юг у египтян был важнее севера. Себек изображался на стенах храма в окружении своей семьи.
Убийство священного крокодила во имя любви
В особых случаях мужчины стремились доказать свою любовь возлюбленным через убийство самого опасного и сильного крокодила. Это считалось подвигом. Но при этом допускалось такое убийство священного животного только во имя любви.
Целебные статуи бога Гора, стоящего на крокодилах
Древние египтяне часто обращались за помощью к особым статуям, на которых бог Гор стоял на крокодилах и держал в руках змей. Египтяне верили, что высеченные на камне заклинания способны обеспечить человека магической силой от укусов змей и скорпионов. Для такой защиты нужно просто полить водой эту статую, потом собрать эту воду и выпить. Считалось, что магическая сила от текста переходит к воде через камень. По этой причине египтяне повсеместно делали каменные амулеты миниатюрных размеров, чтобы обеспечить себе магическую защиту.
Бог-крокодил Себек
Перед вами бронзовая статуэтка Себека — древнеегипетского бога воды и разлива Нила, ассоциировавшегося с крокодилом. Себек изображался целиком в виде крокодила, или в виде крокодила с человеческой головой, или с телом человека и головой крокодила. Статуэтка была изготовлена около 2600 лет назад, во времена XXVI династии (см. Поздний период). Мастер тщательно вырезал чешую и складки на теле животного, а также инкрустировал глаза золотыми камнями. На голове Себека вы видите атеф — вытянутую корону, по бокам украшенную страусиными перьями и фигурами кобр.
Рельеф на храме в Ком-Омбо с антропоморфным изображением бога Себека (второй слева). Фото с сайта en.wikipedia.org
Расцвет культа Себека пришелся на период XII династии фараонов, правивших в Древнем Египте в 1991–1802 гг. до н. э., во времена Среднего Царства. Ему посвящали храмы, статуэтки, амулеты и. мумии крокодилов. Особенно Себека почитали в Файюмском оазисе в городе Крокодилополе (так по-гречески назывался древнеегипетский город Шедит). В большом храме жрецы держали земное воплощение Себека — священного крокодила, убранного золотом и алмазами. После смерти священных крокодилов мумифицировали, подобно жрецам и фараонам.
Мумия крокодила длиной 1,8 метра в Египетском музее в Турине, Италия. 722–332 гг. до н. э. Фото Юлии Михневич, октябрь 2018 года
Мумификация животных была огромной частью древнеегипетской культуры. Египтяне мумифицировали кошек, змей, птиц и даже жуков. По мнению египтологов, некоторые мумии были обычными домашними животными, похороненными вместе со своими хозяевами, других мумифицировали в качестве продовольственных запасов, чтобы у фараонов была пища в загробном мире. Но были и мумии священных животных, которым поклонялись при жизни.
В Египте найдено несколько сот мумий крокодилов. Самые большие кладбища с бальзамированными крокодилами найдены там, где, по свидетельству древних текстов, Себека особенно почитали. Рядом с храмом в Ком-Омбо на берегу мухафазы Асуан есть музей, посвященный исключительно крокодилам. В музее выставлены 22 мумифицированных крокодила, а всего в этой местности найдено около 300 крокодиловых мумий.
Мумии крокодилов в музее при храме в Ком-Омбо. Фото с сайта en.wikipedia.org
Интерес к мумиям возрос после появления современных технологий трехмерной реконструкции. Например, рентгеновская компьютерная микротомография позволяет воссоздать внутреннее устройство мумии, не разрушая ее целостность. Так, в 2016 году голландские ученые из Лейденского музея провели 3D-сканирование мумии, в которой должны были находиться два крокодила, мумифицированные более 2500 лет назад. Рентгеновская томография показала, что вместе со взрослыми особями там покоятся еще 47 детенышей! По одной из версий, захороненные вместе крокодилы разных возрастов могли символизировать то, как свирепый на первый взгляд Себек по-отцовски защищает свой народ. Крокодилы — одни из немногих рептилий, которые заботятся о своем потомстве: перевозят детенышей на спинах и тщательно охраняют яйца и молодых особей от хищников.
Рентгеновский снимок мумии крокодила, на котором видны две взрослые особи (белые), а также останки 47 детенышей крокодилов (синие). Фото с сайта news.artnet.com
Исследования мумий нередко преподносят сюрпризы ученым. Во время раскопок в египетской деревне Телль-Умм-эль-Барагат, проводившихся еще в XIX веке, археологи обнаружили мумии крокодилов, набитые папирусами. Некоторые из этих папирусов — литературные произведения, но есть и обычные документы, письма и завещания, которые помогут ученым лучше понять жизнь древних египтян.
Древние египтяне посвящали Себеку и храмы. Самый известный — храм в Ком-Омбо, расположенный на побережье Нила. Это единственный храм в Древнем Египте, который имеет два входа и два центральных святилища, расположенных на двух параллельных осях. Дело в том, что храм посвящен одновременно двум богам — Себеку и Гору — богу-соколу, покровителю неба и солнца. Богу с головой крокодила отведена южная часть святилищ храма. Такая двойственность храма не говорит о вражде богов, а, скорее, показывает их мирное сосуществование: изображение Себека есть в части здания, посвященной Гору, и наоборот.
Храм в Ком-Омбо. Фото с сайта en.wikipedia.org
На территории храма в Ком-Омбо археологи обнаружили несколько колодцев и бассейнов, в которых, вероятно, выращивали и содержали крокодилов. К северо-западу от главного храма расположена часовня, посвященная Себеку. Возможно, там могла находиться священная камера с живым крокодилом — олицетворением Себека. Считалось, что Себек оберегал других богов, в своем хищном обличии крокодила отпугивая силы зла, также он был добрым и благодетельным по отношению к людям. Себек был настолько популярен, что многие правители носили похожие имена: например, Сехемра-Хуитауи Себекхотеп или Нефрусебек.
Город гадов Крокодилополь: Как египтяне поклонялись богу с головой рептилии и зачем им тысячи мумий крокодилов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Себек – бог-крокодил, властитель Нила
Роль Нила в развитии культуры Древнего Египта невозможно переоценить – эта река определяла само существование народов, селившихся по ее берегам. Протянувшийся почти на семь тысяч километров с юга на север, Нил кормил египтян, разливы реки обеспечивали хорошие урожаи на полях, прилегающих к реке, а отсутствие разливов обрекало людей на голод. Со времен фараонов существовали специальные сооружения – ниломеры, чье назначение состояло в определении уровня реки для прогнозирования ближайшего урожая.
Неудивительно поэтому стремление заслужить расположение столь могущественных сил, придав особый ритуальный характер взаимодействию с постоянным жителем Нила и в некоторой степени его хозяином – крокодилом. По поведению и передвижению этих животных египтяне, помимо прочего, определяли приход наводнений.
Бог Себек (или Собек), которого изображали как человека с головой крокодила – один из древнейших и основных богов египетского пантеона. Он признавался не только властителем Нила и повелителем его разливов, дарующим плодородие и изобилие, но и божеством, олицетворяющим время, вечность. Изображался Себек с головой крокодила и в пышной короне.
Город Гадов
Особенно ярко культ Себека проявился в Крокодилополе, или Городе Гадов, находившемся к юго-западу от древней столицы Египта Мемфиса. Название «Крокодилополь» дали поселению греки, пришедшие на эти земли в 4 веке до нашей эры с Александром Македонским. Сами египтяне называли этот город Шедит (Шедет).
Расположенный в оазисе Файюм, широкой долине, славившейся своим плодородием по всему Древнему Египту, у озера Мерида, Шедит стал местом почитания бога Себека и его живых воплощений – крокодилов.
Служение крокодилу
Дошедшие до нашего времени сведения о культе крокодилов в Шедите крайне скудны и основываются, как правило, на записках побывавших здесь греков. Античный ученый Страбон, посетивший Египет в первом веке до нашей эры, оставил такие воспоминания:
« Наш хозяин, один из должностных лиц, который посвящал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу ».
При Птолемее II Крокодилополь был переименован в Арсиною – в честь супруги правителя.
Эль-Файюм является одним из наименее изученных археологами районов Египта, поэтому вполне возможно, что в обозримом будущем будут получены дополнительные аргументы, подтверждающие или опровергающие легенды о Лабиринте Крокодилополя.
Тем не менее, культ бога-крокодила Себека можно проследить и в других областях Древнего Египта – в частности, в Ком-Омбо, городе, который носил раньше название Нубет, находится храм, посвященный Себеку, где с 2012 года в нем открыта демонстрация мумий крокодилов из расположенных неподалеку погребений.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Себек – каким был зубастый бог Древнего Египта?
Жизнь древних египтян была неразрывно связана с природными процессами, главное место среди которых занимали разливы Нила. Было бы странно, если бы народ с подобной культурой не создал покровителя этого явления, каким и является бог Себек.
Его облик может показаться пугающим, ведь у Себека немало общего с его священным животным – крокодилом. Тем не менее, в Древнем Египте чтили этих созданий, ведь их бог дарил людям нильский ил, без которого заниматься земледелием было бы невозможно. Какие мифы рассказывают нам о Себеке? Что за ритуалы посвящались крокодилам? И почему эти животные занимали особое место в верованиях египтян?
Зубастый покровитель Нила
Для древних египтян крокодилы были не просто зубастыми хищниками Нила, а их бога Себека, что оказался в мире людей. В честь него вылавливали самого крупного и сильного крокодила, которого украшали серьгами, амулетами, кольцами из золота и серебра.
Неподалёку от Киман-Фариса, который археологи часто называют Крокодилополем, было обнаружено несколько тысяч мумий крокодилов. Процесс их бальзамирования был настолько тщательным, что едва ли уступал процессу работы над телами знатных людей или даже фараона.
Себек – и страшный, и добрый бог
Изображения Себека встречаются самые разные. Чаще всего он напоминает человека с крокодильей головой, однако встречаются и обратные варианты, а порой бог показан обыкновенным крокодилом, что не умаляло его могущества. Нередко Себек восседает на троне, что создаёт некоторое сходство с Анубисом, который в собачьем обличье занимает царское место.
На первый взгляд, облик Себека может показаться угрожающим и страшным. Но, как я уже сказала, египтяне не видели ничего злого в крокодильем обличье бога. Себек творил лишь добро, помогая священной реке совершать ежегодные разливы. Этого события жители долины Нила жали как великого праздника.
Оставленный водой ил помогал вырастить злаки, что в Египте ценились не меньше золота. Себек, как и Нил, был кормильцем людей, их добрым покровителем. Из-за этой связи с рекой бог-крокодил считался властителем над стихией воды, плодородия, он мог одарить щедрым урожаем, давал жизнь всем речным существам.
Себек – покровитель Нила
Бог Себек и люди
Рыбаки и охотники, что жили за счёт своего занятия, обращались к Себеку за помощью. Вспоминали о боге люди не только при жизни, н и перед смертью. Себек считался царём реки, по которой душа отправится в мир, где правит Осирис. По пути её будут ожидать страшные испытания, а потому Себека просили поддержать душу умершего, защитить её от нападения злых существ и демонических животных.
Знакомясь с культом Себека, я поневоле задалась вопросом: но как же в Египте относились к кровожадным пристрастиям крокодилом? Несомненно, немало рыбаков гибло в пасти этих хищников. Как выясняется, египтяне верили, что жизнь, отнятая крокодилом, становилась своего рода благословением для человека.
В таких случаях жертву редко находили, но рыбак мог не бояться, что в потустороннем мире его тело останется неузнанным. Сам бог Себек с помощью священного животного переправлял его в иное царство, где гарантировал все почести и вечную жизнь.
Великий изобретатель и крокодил
Многие мифы о Себеке открывают этого бога как великого изобретателя, что поделился своими знаниями с людьми. Одно из преданий гласит, что однажды Ра хотел отыскать своих праправнуков Амсета и Хапи. Вероятно, юные божества решили подшутить над могущественным богом, поскольку спрятались в нильские воды.
Даже всевидящий Ра не мог отыскать их там. Тогда он обратился к Себеку. Властитель реки стал просеивать через свои пальцы всё, что находилось в Ниле. В результате боги были найдены, а сам Себек изобрёл сеть для ловли рыбы. Это искусство он передал людям, научив их тратить меньше сил, но получать больше улова.
Подобная легенда рассказывает и о поисках рук бога Гора, которые были отрублены во время сражения. Выброшенные в Нил, они долго оставались ненайденными, и лишь Себеку удалось вернуть их Гору. К тому моменту Ра сотворил дополнительную пару рук, которая долгое время хранилась в храме Гора.
Ещё один миф открывает нам крокодилью натуру божества. Во время расправы коварного Сета с Осирисом несколько частей тела бога упали в воду. Себек, находившийся в Ниле, не сразу понял, что это – не добыча или дары, а плоть и кровь светлого правителя мира.
Забыв обо всём, крокодилий бог бросился вперёд, чтобы проглотить части тела. Другие боги, заметив это, пришли в ярость и наказали Себеке. С тех пор крокодилы лишены языка, что является свидетельством роковой ошибки их главного покровителя.
Одно из самых знаменитых святилищ, посвящённых Себеку – храм Ком-Омбо, что расположен в Асуане. Он имеет любопытную конструкцию, ведь восхваляет сразу двух богов, причём совершенно не похожих друг на друга – Себека и Гора.
И если в ранних мифах ничего не говорится о семье бога-крокодила, то на стенах храма мы можем увидеть Себека рядом со своей супругой, богиней красоты Хатхор (иногда её называют женой Гора), а также сыном Хонсу, что был известен как юный бог луны.
Несмотря на жуткий вид, Себек считался добрым божеством
Да, облик Себека может вызвать страх, но здесь мы сталкиваемся с примером обманчивой внешности. Бог священного Нила и его разливов нёс людям благо и процветание. Возможно, величие Древнего Египта его народ приписывал деяниям своих богов, в том числе и Себека.
Бог Египта Себек
Один из старейших богов Древнего Египта, чаще всего изображался в виде человека с головой крокодила.
Себек – бог Нила и полодородия
Историки считают, что культ этого бога зародился в низовьях Нила, где многочисленные рукава дельты давали приют огромному количеству крокодилов. Хронисты всех времен и наций изображали этих рептилий, как неотъемлемый признак Египта, наравне с ибисами и змеями.
Однако исходить из того, что лишь количество этих рептилий послужило причиной их обожествления, сразу не стоит. Количество крыс и воробьев, во все времена обитавших рядом с человеком просто не поддается исчислению, но ведь никто не делал из этих представителей животного мира божеств. Хотя, надо сказать, что те же крысы причинили человечеству гораздо больше неприятностей, чем крокодилы.
Если принять во внимание тот факт, что далеко не все мумии сохранились до наших дней и предположить, что египтяне не стали бы забивать Себека каждый год, а дожидались если и не естественной смерти, то, хотя бы, пока он не постареет, получается цепочка Себеков длиной более 20 тысяч лет. Но, может быть, египтяне мумифицировали всех подвернувшихся под руку крокодилов, кто знает?
Все указанное выше свидетельствует о почете, окружавшем Себека. Несмотря на такую, прямо сказать, неприятную аватару, он отнюдь не являлся божеством злым. Он даже не был жесток. Себек считался «подателем жизни, из ног которого течет Нил» (цитата из книги мертвых). Он являлся богом плодородия наряду с Осирисом, хозяином пресной воды и Нила, в частности, а также всех существ, в реках проживающих.
Ему молились и рыбаки, и охотники, ведущие свой промысел в камышовых зарослях. Его просили посодействовать душам мертвых на их пути к чертогам Осириса. Сохранились записи, в которых к Себеку, как к оракулу, обращается некий мужчина и просит сообщить, будет ли принадлежать ему какая-то женщина. Очевидно, Себек, по мнению древних египтян, имел влияние на очень многие стороны человеческой жизни. Причем в одном из восхваляющих гимнов он удостаивается титула «прислушивающегося к молитвам», чего не замечено ни за одним из прочих богов Древнего Египта.
Себек – изобретатель
Родословная
Происхождение Себека туманно. Существует две основных версии (по количеству известных источников). Первая: Себека создал или родил Ра, как и прочих богов первого поколения. Вторая: Себека, как и Ра, и всех остальных, породил первичный океан Нун. Существуют также исторические свидетельства, называющие его сыном Нейт, но таких источников очень мало. И совсем ничего не известно о том, была ли у него жена. Вот такой вот загадочный бог, напоминающий своими повадками хитрого контрразведчика на службе у Ра, но пользующийся симпатиями со стороны смертных, о чем говорит и повсеместное распространение миниатюрных амулетов.
Себек и люди
Фараон 12-й династии Аменемхет III возвел в Файюме величественный храм в честь Себека и рядом соорудил лабиринт. Как считают историки, в этом лабиринте проводились религиозные обряды, посвященные крокодилоголовому богу. Система напоминает храм Осириса в Абидосе – там тоже храм с расположенным рядом поземным лабиринтом. В Файюмском лабиринте как раз и обнаружили многочисленные мумии крокодилов.
Храмы Себека существовали не только в районе дельты Нила, известен довольно хорошо сохранившийся храм в Ком-Омбо (Омбосе), расположенный ближе к верховьям реки.
Любителям технологических теорий в сфере древней мифологии будет интересно узнать, что археологами был найден папирус аж с 12 гимнами, посвященными всего одному предмету – короне Себека. Главным ее достоинством было то, что она «сверкая как солнце, уничтожает всех его врагов». Чем-то напоминает легенду об Эхнатоне, в одиночку разогнавшему сорокатысячное войско своих неприятелей лучами, испускаемыми его короной.
Любопытен также тот факт, что при окончательном воскрешении Осириса куда-то пропал его детородный орган, который был съеден неким крокодилом. Не принимал ли участие Себек и в этой истории? Тем более, что известны статуи, изображающие Себека, везущего на своей спине мумию Осириса.
Его изображения
Себек увенчан короной, что говорит о его высоком положении в иерархии богов. Чаще всего египетские художники изображали его в солнечном венце, состоящем из двух перьев, солнечного диска, покоящегося на двух горизонтальных рогах, и двух стражей-уреев. Эту необычную корону носили два бога: Себек и Татенен. Также Себек мог изображаться в короне атеф; этот атрибут считался почетным, ведь он принадлежал самому Осирису.
Мифы о Себеке
Несмотря на устрашающее обличье, Себек предпочитал держаться в стороне от событий. О нем редко упоминали, он являлся лишь в исключительных случаях. Однако Себек с честью выходил из самых сложных ситуаций, если, конечно, ненасытный аппетит не заставлял его забыть обо всем на свете!
Разумеется, пресмыкающиеся отличаются выдающимся аппетитом, даже божественные, но Себек был не просто богом-крокодилом, в некоторых случаях он становился одним из воплощений солнечного бога Ра. Вам это кажется удивительным? Напрасно!
Семья Себека
Если верить мифам, которые дошли до нас благодаря древним письменным источникам, Себек родился от союза Нейт, саисской богини, и Сенуи, малоизвестного бога египетского пантеона. Однако в Древнем Египте все непостоянно! Так, в Поздний период матерью бога-крокодила считалась уже не Нейт, а божественная корова Мехетурет.
В официальной мифологии у Себека не было ни супруги, ни детей. Однако в Поздний период, опять же, египтяне дали этому богу семью, без которой его оставили великие династии фараонов. Она получила название триады Ком-Омбо, в честь знаменитого храма в Верхнем Египте, где были найдены ее изображения. Как можно догадаться, в эту триаду, помимо самого Себека, входили его супруга и сын: богиня Хатор и Хонсу (лунный бог, позднее отождествленный с Тотом). Тем не менее Себека никак нельзя назвать примерным семьянином: у него было немало божественных подруг, в частности, Рененутет, «змея-кормилица», которую связывали с богом-крокодилом в области Файюм, а также Нехбет в Эль-Кабе и Раттауи в Гебель-Силсиле.
Мы помним и о другой тенденции в древнеегипетской религии: отождествлении и синкретизме образа богов. Образ Себека не избежал этой традиции и весьма выиграл от нее.
Ему была дана неслыханная привилегия: бог-крокодил сблизился с самим Ра в образе двуединого божества, особенно почитавшегося в эпоху Нового царства: Себека-Ра! По-видимому, это отождествление произошло в самые давние времена и было обусловлено древним, «первородным», как говорят тексты, происхождением крокодила. Кстати, любовь Себека к водной стихии объясняется тем, что он был первым существом, вышедшим из Нун, первичного океана, из которого родился весь мир. Именно из этих животворных вод возник Себек-Ра, который вскоре в глазах египтян стал своего рода демиургом! Вот откуда взялись многочисленные эпитеты Себека: «царь богов», «старший из богов» и даже «владыка вечности». Отождествление с богом солнца объясняет и происхождение удивительного солнечного венца, которым коронован Себек. Уважение к крокодилу со временем лишь усиливалось, так что в конце концов жрецы даже провозгласили его «богом вселенной».
Аппетит богов
Бог-рыболов
Несмотря на то, что в древнеегипетском пантеоне Себек был далеко не из последних, в делах других богов бог-крокодил почти не принимал участия. Тем не менее, Себека регулярно посылали на землю, поручая ему отыскать в водах Нила то, что туда бросили другие боги. Лучше всего известны два эпизода.
Рыболов, но ненасытный!
Культ Себека
Через весь Египет с юга на север несет свои животворные воды великий Нил. Народное поверье, согласно которому Себек был богом плодородия, гласило, что чем больше на берегах крокодилов, тем сильнее будет разлив реки, и тем обильнее урожай. Вот почему места культа, посвященные Себеку, чаще всего располагались там, где было много воды: в первую очередь, вдоль Нила, а также в заболоченной дельте реки (на севере) и в области оазиса Файюм, который питали воды Меридова озера (на северо-западе Египта).
Себек и вода
В Саисе, родном городе богини Нейт, считавшейся матерью Себека, его называли тем, кто «заставляет расти зелень на берегах». Эту роль нельзя недооценивать, ведь мы помним, что основная часть сельскохозяйственных ресурсов Древнего Египта была сосредоточена именно на берегах Нила.
Стоит отметить, что этот бог плодородия участвовал во многих религиозных обрядах. Так, например, незадолго до разлива Нила, в самом начале месяца ахет (июль), жрецы бросали в воды реки вылепленные из воска фигурки крокодилов. Благодаря магическим ритуалам, производившим сильнейшее впечатление на простой народ, они оживали и выползали на берег, предвещая животворное наводнение.
Примечательно, что Себек почитался также и из-за отождествления с богом Ра в образе Себека-Ра.
Поклонение Себеку-Ра
Жрецы в святилищах Файюмского оазиса часто приветствовали Себека такими словами: «Привет тебе, о Себек, владыка Крокодилополя, Ра и Гор, всемогущий бог! Приветствуем тебя, поднявшийся из изначальных вод, о Гор, владыка Египта, бык быков, воплощение мужественности, владыка плавучих островов!»
Кроме того, культ приписывал Себеку некоторые черты солнечного божества. Самой значимой и самой примечательной из них, несомненно, можно назвать его удивительный венец. Символом связи Себека с Ра был солнечный диск, украшающий самый центр этого венца и покоящийся на бараньих рогах, которые охраняют две кобры. Над всей конструкцией склоняются два длинных страусовых пера. Бесспорно, это одна из красивейших корон, которые только носили древнеегипетские боги.
Как ловили священных крокодилов
Священные крокодилы
Храм Ком-Омбо
Себек жил здесь со своей божественной супругой Хатор и сыном Хонсу: их называли триадой Ком-Омбо. Эта триада была одной из самых знаменитых в стране. На великолепных барельефах Себек изображен в окружении близких. Но в других святилищах, в отличие от Ком-Омбо, где бог-крокодил мирно сосуществовал с Гором, все было иначе.
Нежеланный гость
На одном из барельефов храма Хатор сокол Гор изображен рядом с Исидой (его матерью) и Нефтидой (его теткой), а у их ног лежат крокодилы, пронзенные стрелами. И наконец, археологи нашли многочисленные стелы, получившие название «Надгробий Гора», или «Гор на крокодилах». На этих базальтовых или диоритовых скульптурах изображен юный бог Гор, побеждающий змей и скорпионов и попирающий ногами крокодилов. Подобным памятникам приписывались целительные свойства.
В Эдфу во время знаменитых праздников, устраивавшихся в честь Гора и Хатор, жрецы изготавливали фигурки крокодилов, которые публично уничтожались.
Крокодил и подвиги во имя любви
Не путайте Себека с Сетом!
Целительные статуи «гора на крокодилах»