В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Смотреть фото В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Смотреть картинку В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Картинка про В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Фото В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного

Зачетный Опарыш

1 В чём выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного строя до 17 века 2 Назовите особенности развития физической культуры в России в XVIII XIX век 3 когда был создан российский олимпийский комитет и Какая организация представляет сегодня Россию в МОК​

Лучший ответ:

В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Смотреть фото В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Смотреть картинку В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Картинка про В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Фото В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного

Зачетный Опарыш

Раздел II. Средние века, новое время

15. Какое место занимала физическая культура в средние века?

а) существовал культ атлетизма, олимпийские игры продолжались;

б) палестры и гимнасии были центрами физического воспитания; в) существовал культ аскетизма, олимпийские игры были преданы забвению.

16. Какие наиболее популярные виды физических упражнений существовали в средние века?

а) рыцарские турниры, разнообразные игры крестьян и горожан;

б) гладиаторские бои, скачки колесниц; в) спортивные соревнования по

программе античных олимпийских игр.

17. Ян Амос Коменский – это:

а) чешский педагог, сделавший физическое воспитание частью школьной программы обучения; б) немецкий рыцарь, слывший непобедимы

Источник

Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси

ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Кафедра ТиМФК и педагогики

История ФК и С

Лекция №5

«ФКиС в России с древнейших времён до второй половины 19 века»

1. Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси.

2. Физическая подготовка в княжеских и боярских дружинах.

3. Создание основ военно-физической подготовки в русской армии и военно-морском флоте (Петр 1, Румянцев П.А., А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков).

4. Вопросы ФВ в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма (Авиценна).

5. Введение ФВ в учебные заведения.

Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси

Древние славяне. Физическое воспитание у древних славян отличалось своеобразием. В своем развитии восточные славяне, жив­шие на территории европейской части нашей страны, прошли при­сущий всем другим народам путь от первобытного состояния до раз­ложения родового строя и разделения его на классы. Однако рабов­ладельческие отношения у восточных славян не получили полного развития, как это было в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI—VII вв. восточные славяне еще жили родовым строем. Они за­нимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой, борт­ничеством. Жили в городищах, укрепленных поселках.

Говоря о физическом и нравственном характере древних славян, Н.М.Карамзин в «Историй государства российского» писал: «Думая без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движениях, славяне мало пеклися о своей наруж­ности». И далее: «Мать, воспитывая детей, готовила их быть воина­ми и непримиримыми врагами тех людей, которые оскорбили ее ближ­них, ибо славяне, подобно другим народам языческим, стыдились забывать обиду». «Народные игры и потехи, доныне единообразные в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски, — остались также памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и силы».

Восточные славяне были искусными пловцами и гребцами. На своих лодках-однодеревках они пускались в плавание по Днепру в Черное море. В VII в. славянский флот доходил до Крита и южных берегов Италии, осаждал Царьград.

Очень популярными у славян были отряды легко вооруженной молодежи, которые умело наступали на врага врассыпную из засад, вооруженные легкими копьями и луками с острыми стрелами. Со­временники высоко оценивали военное искусство, физическую под­готовку славян. Византийский император Маврикий (VI в.) так оценивал воинское умение славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недоста­ток в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, по­росших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью, и днем и ночью изоб­ретая много разнообразных способов. Опытны они также и в пере­праве через реки, превосходя в этом всех людей».

В связи с разложением родового общества у древних славян со­здались необходимые предпосылки к возникновению древнерусской государственности. В 862 г., как сообщает летопись «Повести вре­менных лет», и образовалось древнерусское государство, что опреде­лило дальнейшее развитие русской культуры и ее составной части — культуры физической.

Самобытная народная система физического воспитания на Руси. На русских землях народ бережно сохранял и продолжал развивать само­бытные формы физического воспитания, которые служили ему сред­ством подготовки сильных, выносливых воинов — чудо-богатырей.

Народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин. Эти упражнения часто сопровожда­лись состязаниями в силе, ловкости, в воинском умении. В древнерусской литературе («Слово о полку Игореве»), в летописях и были­нах отражены многие подвиги воинов-богатырей. Ипатьевская лето­пись упоминает, что в 962 г. из осажденного печенегами Киева вы­шел русский воин, переплыл Днепр и призвал на помощь дружины князя Святослава, стоявшие на другом берегу. Летопись «Повести временных лет» сообщает, что в 992 г. русский богатырь победил в борьбе печенежского, чем и решил исход сражения в пользу дружи­ны князя Владимира.

Среди народов Руси популярностью пользовались борьба, вер­ховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней и мно­гочисленные игры, связанные с трудовой и военной деятельностью. Повсеместное распространение получили кулачные бои — группо­вые (стенка на стенку) и одиночные (один на один). В групповых кулачных боях сходились улица на улицу, слобода на слободу, дерев­ня на деревню с соблюдением возрастного деления участников. Бои устраивались обычно по праздникам — летом на площадках, а зимой на льду замерзших прудов, озер, рек. Во время боя участники долж­ны были придерживаться неписанных, но выработанных народом правил: лежачего не бить, заначку в рукавицу не класть, биться лицом к лицу, грудь с грудью, подножек не ставить и др. Одиночные бои нередко применялись как способ решения спорных вопросов, конф­ликтов. Классический пример такого боя описан М.Ю.Лермонто­вым в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

К другим видам упражнений, распространенным среди нашего народа, относятся плавание, гребля, передвижение на лыжах. На­роды, жившие по берегам водоемов, использовали плавание как сред­ство личной гигиены. Гребля, как способ передвижения по воде, широко применялась в военной и трудовой жизни многих народов России. Так, в войске Степана Разина хорошо была поставлена пред­варительная подготовка гребцов. Об этом пишет С.Злобин в своем историческом романе «Степан Разин». Разинцев «учили грести вес­лами, когда судно идет «снаветру» — на откос и «сподветру» — в кручу волны. В каждом струге разделяли гребцов на загребных, ря­довых и крючных, учили владеть кормовым веслом, травить и вытас­кивать якоря, латать паруса и накидывать свальные крючья, цепля­ясь в бою за края вражеских кораблей». Сам Степан Разин неплохо плавал саженками.

Народы Сибири, Урала, Средней России с давних времен при­меняли лыжи. В процессе труда (охоты) использовались охотничьи лыжи, подбитые мехом. Они хо­рошо скользили и при подъеме не откатывались назад. В бытовой жизни применялись лыжи, по сво­ей конструкции близкие к совре­менным гоночным лыжам. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода, при которых были обнаружены экземп­ляры таких лыж. С середины XV в. лыжи начали применять в военном деле. Никоновская летопись сооб­щает, что в 1444 г. лыжная рать русских воинов была направлена против татар под Рязань. Лыжные рати сражались и в отрядах Ермака. В начале XVII в. русский полко­водец М.В.Скопин-Шуйский ус­пешно применял лыжные отряды в войне против поляков.

2. Физическая подготовка в княжеских и боярских дружинах

Начиная с X в. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были, главным образом, вы­ходцы из народа, владеющие воспитательным мастерством. Воспи­тывая и обучая детей, они использовали народные формы физичес­кого воспитания. В юном и зрелом возрасте молодежь совершен­ствовала свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшой боярской дружине, а также и в быту, на охоте, конных ристаниях (турнирах, состязаниях), военных играх и потехах (раз­влечениях).

Тяжелая конница, которую составляли князья и наиболее подго­товленная часть их дружины, как правило, была одета в полирован­ные доспехи, латы, поножи, или кольчужные панталоны, наручи. На голове — шлем с флажком — принадлежность к княжеству. На плечи всадника спускалась металлическая бармица, лицо предохра­няла металлическая маска. Всадник был вооружен палицей — бое­вым молотом, пользоваться которым можно было лишь обладая не­дюжинной физической силой.

В быту значительное место занимали игры с мячом, катание на качелях и с гор на санях, игры в шахматы и в шашки. Нередко в целях развлечения царей, князей, бояр и дворян устраивались поте­хи, на которых выступали скоморохи, борцы с медведями, акроба­ты, кулачные бойцы, фехтовальщики.

Источник

Презентация по физической культуре «Физическая культура и олимпийское движение в России»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Смотреть фото В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Смотреть картинку В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Картинка про В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Фото В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного

Описание презентации по отдельным слайдам:

Физическая культура и олимпийское движение в России Выполнил учитель физической культуры МБОУ «ООШ с.Дубовка» Голоднов Алексей Владимирович

Возникновение физических упражнений и игр у народов России относится к первобытному строю. Они отражали бытовую и военную деятельность древнего человека. Самобытная народная система физического воспитания сложилась на Руси в IX –XVII вв. Среди народов Руси популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, кулачный бой.

Реформы в России в XVII – XVIII вв. способствовала значительному улучшению физического воспитания. Оно было введено в качестве обязательного предмета во многие учебные заведения.. Была создана система военно-физической подготовки русской армии, в развитие которой большой вклад внесли Пётр I, А.В.Суворов, М.И.Кутузов, П.И.Багратион.

После А.В. Суворова его направление военно-физической подготовки войск развивали М.И. Кутузов, П.И. Багратион и другие прогрессивные офицеры, и генералы, прославившиеся в Отечественной войне 1812г. Однако с окончанием этой войны и созданием «Священного союза» (1815) в русской армии снова наступает полоса реакции. Суворовские методы военно-физического воспитания солдат и офицеров предаются забвению. Царское правительство насаждает в армии муштру, шагистику, изучение бессмысленных артикулов (приемов), палочную дисциплину. Все это ослабляло боеспособность армии.

В 1894 г. В Париже на первом Международном атлетическом конгрессе генерал А.Д.Бутовский был избран первым членом МОК для России. В 1908 г. Первая группа русских спортсменов участвовала в Олимпийских играх, хотя на тот период в России ещё не было Олимпийского комитета. Первым олимпийским чемпионом среди россиян стал Н.Панин-Коломенкин в фигурном катании на коньках. В 1911 г. был создан Российский олимпийский комитет. Первое официальное участие России состоялось в Олимпийских играх 1912 г. в Стокгольме. Абсолютно все спортсмены были мужского пола, большое количество были уроженцами прибалтийских губерний: Эстляндской и Лифляндской, а также Санкт-Петербурга.Выступление сборной нельзя назвать успешным, так как было выиграно только 5 наград и среди них ни одной золотой. Во многом такой результат был связан со слабой подготовкой российских спортсменов. Но вместе с тем за сборную выступал прославленный фигурист, чемпион Олимпиады 1908 по фигурному катанию Николай (в стрельбе), лучший российский теннисист начала XX века Сумароков-Эльсон, борец Мартин (проведший почти 12-часовую схватку с фином Альфредом Асикайненом, великий князь Дмитрий Павлович и другие выдающиеся спортсмены.

В 1913г. производится учет всех спортивных организаций России, ведь их было около 360 и об их деятельности систематизированных и четких сведений не было. Практическим шагом к более успешной подготовке к участию в международных соревнованиях было принятие решения о проведении до 1916г. двух крупных комплексных соревнований по типу Олимпийских игр — Российских олимпиад. Итак, I Российская олимпиада состоялась в 1913 г. в Киеве, а II — в 1914 г. в Риге. Планировалось провести и III Олимпиаду — в Петербурге, и IV — в Москве. Однако начавшаяся Первая мировая война не позволила осуществить эти намерения.

Источник

Самобытная народная система физического воспитания

Многие виды народных физических упражнений и игр, возникнув в условиях первобытнообщинного строя, претерпевают существенные изменения в рабовладельческих государствах Закавказья, Средней Азии, у сарматских и скифских племен.

У древних народов Армении и Грузии (И—I вв. до н. э.) были распространены такие виды физических упражнений, как бег, мета­ние копья, игры, отражающие процессы трудовой деятельности. Ши­рокой популярностью у армян пользовалась борьба «кох». У грузин­ского народа были распространены игра с мячом «лело», борьба «чидаоба», конные скачки, джигитовка, конное поло, фехтование на палках, кулачные бои. Обычно игры проводились по праздникам. Например, в Древней Армении наиболее значительными праздника­ми были «Навасард» и «Вардавар». Они посвящались языческим обрядам, а после принятия христианства (IV в.)—христианским цер­ковным праздникам. Праздники сопровождались национальной борь­бой, играми, прыжками через костер, танцами,’ скачками на ло­шадях. 1 ^

т ‘Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних сла­вян. В своем развитии восточные слав.яне, жившие на территории европейской части СССР, прошли присущий всем другим народам путь от первобытного состояния до разложения родового строя и разделения его на классы. Однако рабовладельческие отношения у восточных славян не получили полного развития, как это было в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI—VIII вв. восточные сла­вяне жили еще родовым строем. Они занимались скотоводством, ре­меслами, земледелием, охотой.

Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. Маль­чиков и юношей воспитывали мужчины, а девочек и девушек —жен­щины. По некоторым данным, у славян, как и у других народов, су­ществовали «дома молодежи», проводились инициации, в которых основное внимание уделялось физической подготовке молодых лю­дей. По мере распада родовой общины воспитательные функции все больше переходят к семье. Родители, воспитывая и обучая своих де­тей, передавали им навыки и умения в охоте, верховой езде, стрель-

В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Смотреть фото В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Смотреть картинку В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Картинка про В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Фото В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного
В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Смотреть фото В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Смотреть картинку В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Картинка про В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Фото В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного
В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Смотреть фото В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Смотреть картинку В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Картинка про В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Фото В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного

бе из лука, метании корья, плавании. Дети обычно наследовали за­нятия своих родителей. %-

Славянам часто приходилось вести войны, отражать набеги коче­вых племен (аваров, хазаров и др.). Это заставляло уделять много времени военному воспитанию молодежи и взрослых. По свидетель­ству современников, славяне отличались смелостью и храбростью, си­лой и выносливостью. Византийский император Маврикий (VI в.) так оценивал воинское умение славян: «Племена славян многочис­ленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недо­статок в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью и днем и ночью, изо­бретая много разнообразных способов. Опытны они также и в пе­реправе через реки, превосходя в этом всех людей».

В связи с разложением рабовладельческих отношений в Средней Азии, Закавказье и в Крыму и родового строя в древнеславярском обществе создались необходимые предпосылки для возникновения феодальной общественно-экономической формации.

В Киевском государстве (VIII—XI вв.) в период феодальной раздробленности на Руси (XI-I—XIV вв.) и в эпоху рус­ского централизованного государства (XV—XVIIвв.) народы бережно сохраняли и развивали самобытную систему физи­ческого воспитания, которая служила им средством подготовки сильных, выносливых воинов — чудо-богатырей, отстаивавших в тя­желых боях с чужеземными захватчиками свободу и независимость своей Родины. Только за XIII, XIV и первую половину XV в. русский народ вь!держал более 160 войн с татарами и монголами, литовцами и немецкими рыцарями, шведами, поляками и др. В этих сражениях русский народ показал стойкость и мужество, глубокий патриотизм, высокие физические и моральные качества. Самобытные народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин. В «Слове о полку Игореве», в былинах об Илье Муромце, Добрыне Никитиче говорится о любимых упражнениях и играх народа: боях с палицами и копьями, борьбе, разных потехах, рубке саблями, стрельбе из лука. Эти упражнения часто сопровож­дались состязаниями в силе, ловкости, воинском умении. В летопи­сях и былинах отражены многие подвиги воинов-богатырей. Так, Ипатьевская летопись упоминает, как в 972 г. из осажденного пе­ченегами Киева вышел русский воин, переплыл Днепр, сообщив князю Святославу об опасности, грозящей Киеву.

Лыжи на Руси (XVI в.)

В эпоху феодализма среди на­родных масс широкой популяр­ностью пользовались многочис­ленные физические упражнения и игры, связанные с трудовой и во­енной деятельностью. Повсемест­ное распространение получили кулачные бои: групповые (стенка на стенку) и одиночные (один на один). Эта народная забава от­ражена в древних пословицах: «Кулачный боец — добрый моло­дец», «Без борца да бойца нет венца». Групповые кулачные бои проводились улица на улицу, де­ревня на деревню, слобода на слободу с соблюдением возраст­ного деления участников. Бои устраивались обычно по праздни­кам, летом — на площадях, а зи­мой — на замерзших прудах, озе­рах, реках. С утра бой начинали подростки, затем выходили юно­ши и заканчивали бой зрелые, наиболее искусные в этом виде бойцы. Во время такого боя уча­стники должны были придерживаться неписанных, но выработанных народом правил: «лежачего не бьют», «заначку в рукавицу не класть», «биться лицом к лицу, грудь с грудью», «подножек не ставить» и других.

Одиночные бои применялись как способ решения спорных вопро­сов, конфликтов. При Иване IV Грозном они принимают форму су­дебных поединков. Классический пример такого боя описан М. Ю. Лермонтовым в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Широко распространены были та«же плавание, гребля, ходьба на лыжах. Народы, жившие по берегам водоемов, использовали пла­вание как гигиеническое средство. Гребля как способ передвижения по воде широко применялась в военной и трудовой жизни многих народов России. Так, в войске Степана Разина хорошо была постав­лена предварительная подготовка гребцов. Об этом пишет Степан Злобин в своем историческом романе «Степан Разин». Разинцев «учили грести веслами, когда судно идет «снаветру» —на откос и «споветру» — в кручу волны. В каждом случае разделяли гребцов на загребных, рядовых и крючных, учили владеть кормовым веслом, править и вытаскивать якоря, латать паруса и накидывать. крючья, цепляясь в бою за края вражеских кораблей». Сам Степан Разин был неплохим пловцом «саженками».

Значительную роль играли народные виды упражнений в системе военно-физической подготовки украинского казачества в Запорож-

Народы Сибири, Урала, средней полосы России с давних времен применяли лыжи. В процессе труда (охоты) использовались охот­ничьи лыжи, подбитые мехом. Они хорошо скользили и не давали отдачи. В быту применяли лыжи, по своей конструкции близкие к современным гоночным лыжам. Об этом свидетельствуют археологи­ческие раскопки в древнем Новгороде. С середины XV в. лыжи начи­нают применяться в военном деле. Никоновская летопись сообщает, что в 1444 г. лыжная рать русских воинов была отправлена против татар под Рязань. Лыжные рати сражались в отрядах Ермака. В на­чале XVII в. русский полководец М. В. Скопин-Шуйский успешно применял лыжные отряды в войне против поляков.

Продолжали развиваться и совершенствоваться самобытные фор­мы физического воспитания в период феодализма у народов Закав­казья. Так, в сельской общине у армян существовала групповая форма обучения и воспитания молодежи. В некоторых местах соз­давались «общества холостых» или «дома молодежи». Основное вни­мание в них уделялось военно-физическому воспитанию, средствами которого являлись военные, трудовые, атлетические упражнения, иг­ры и танцы. По праздникам устраивались соревнования по многим видам спорта (бег, поднятие тяжестей, борьба «кох», преодоление ирепятетвий и др.).

Свои самобытные физические упражнения и игры имели народы Урала, Поволжья, Кубани, Прибалтики. В Белоруссии широкое рас­пространение получил «игрышчы» «купальские» и «калядные», сос­тавными елементами которых были бег наперегонки, борьба, кулач­ные бои, прыжки, танцы, песни, хороводы. Они способствовали раз­витию ловкости и силы, мужества и выносливости.

В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Смотреть фото В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Смотреть картинку В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Картинка про В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Фото В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного

Таким образом, каждый народ нашей страны в далеком прошлом имел свои самобытные формы фи­зического воспитания, обусловлен­ные особенностями экономического и культурного развития, географи­ческими условиями, традициями и бытом.

Процессу развития народных фи- ■ зических упражнений и игр, особен­но в условиях феодального общест­ва, во многом препятствовала рели­гия. Русская православная церковь выступала против народных игрищ и других физических упражнений. Христианская религия, борясь с языческими традициями, объявляла греховным участие в «еллинских беснованиях». Свод церковных по­ложений «Стоглав» (1551 г.) и кни­га житейских и моральных правил «Домострой» (1580 г.) были на­правлены против народных игр, за­бав и развлечений. Большим тормо- Юноша играющий в свайку (на-зом в развитии физического воспи-тания среди народов Средней Азии выступал ислам. Мусульманская религия, являясь орудием угнете­ния народных масс, проповедовала аскетизм, призывала к смирению, отказу от всех забав, объявляла игры и физические упражнения гре­ховным делом.

Против народных форм физического воспитания вела борьбу не только церковная, но и светская власть. В 1648 г. царь Алексей Ми­хайлович при содействии духовенства издал указ о запрещении на­родных игр и забав. В указе говорилось, что тех людей, которые бу­дут играть в «богомерзкие игры», «надлежит «бить батогами», а «ослушников. велено ссылать в украйные города в опалу». Но ни царские указы, ни церковные запреты не в силах были остановить объективные процессы развития физических упражнений и игр в народном быту. В народе продолжали сохраняться и передаваться из поколения в поколение наиболее прогрессивные формы физичес­кого воспитания.

В играх и забавах русского народа, по словам В. Г. Белинского, со всей силой проявляются простодушная суровость его нравов, бо­гатырская сила и широкий размах его чувств.

В XVIII и первой половине XIX в. игры и физические упражне­ния народов нашей страны по-прежнему отражали производственную деятельность людей (охоту, земледелие, скотоводство, рыболовство), военный и семейный быт народа. Особой популярностью в народе стали пользоваться физические упражнения и игры, имевшие спор­тивную, направленность. К ним относились игры и упражнения без

В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Смотреть фото В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Смотреть картинку В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Картинка про В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Фото В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного
В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Смотреть фото В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Смотреть картинку В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Картинка про В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного. Фото В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного

предметов (борьба, бег наперегон­ки, прыжки, «горелки», «гуси-лебе­ди» и др.) и с предметами (город­ки, бабки, чижик, лапта, свайка, игры с мячом, шаром, жгутом). Весь этот комплекс игр и упраж­нений составлял самобытную на­родную систему физического воспи­тания, дополнявшуюся народными средствами закаливания: горячей баней и купанием в холодной воде, обтиранием снегом.

Парень, играющий в бабки (на­чало XIX в.)

В процессе игр и физических уп­ражнений воспитывались сила и ловкость, быстрота и выносливость, меткость и сообразительность, до­гадливость, мужество и храбрость. Высокие моральна-волевые и физи­ческие качества народные массы показывали в борьбе за социальную справедливость в отрядах Болотни­кова и Пугачева, в борьбе за неза­висимость нашей Родины в Отечественной войне 1812 г.

Многие народные физические упражнения и игры нашли свое от­ражение в художественной литературе, поэзии, скульптуре, изобра­зительном искусстве. А. С. Пушкин посвятил поэтические строки скульптуре «Парень, играющий в свайку» русского ваятеля А. В.Ла-гоновского (1836 г.):

Юноша, полный красы, напряжений и усилия чуждый, Строен, легок и могуч —тешится быстрой игрой, Вот и товарищ тебе, дискобол, он достоин, клянуся, Дружно обнявшись с тобой, после игры отдохнуть.

Великий русский поэт написал стихотворение, посвященное и другой скульптуре — «Парень, играющий в бабки» Н. С. Пименова (1836 г.):

Скульптура А. А. Иванова «Юноша, играющий в городки» (1834 г.) посвящена одной из самых любимых игр русского народа.

Писатель С. Т. Аксаков, наблюдая в 1806 г. кулачные бои, так описал их в «Рассказе из студенческой жизни»: «Тогда ‘ в Казани происходили по зимам, на льду большого озера Кабана, знаменитые кулачные бои между татарскими слободами и русскими суконными слободами, состоявшими из крепостных крестьян помещика Осоки-на. Бои эти доходили иногда до ожесточения и, конечно, к обыкно­венной горячности бойцов примешивалось чувство национальности». Писатель подчеркивает характерную сторону царской политики —

натравливание одной нации на другую даже при проведении народ­ных забав.

С развитием капиталистических отношений в стране усиливается эксплуатация народных масс, их обнищание. Рост промышленного производства и торговли требовали притока рабочей силы. Происхо­дит сильная миграция сельского населения в город на заработки. В этих условиях, с одной стороны, самобытная система физического воспитания народа постепенно приходит в упадок. Но с другой —это способствовало распространению народных физических упражнений и игр среди жителей городов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *