В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Зачетный Опарыш
1 В чём выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного строя до 17 века 2 Назовите особенности развития физической культуры в России в XVIII XIX век 3 когда был создан российский олимпийский комитет и Какая организация представляет сегодня Россию в МОК
Лучший ответ:
Зачетный Опарыш
Раздел II. Средние века, новое время
15. Какое место занимала физическая культура в средние века?
а) существовал культ атлетизма, олимпийские игры продолжались;
б) палестры и гимнасии были центрами физического воспитания; в) существовал культ аскетизма, олимпийские игры были преданы забвению.
16. Какие наиболее популярные виды физических упражнений существовали в средние века?
а) рыцарские турниры, разнообразные игры крестьян и горожан;
б) гладиаторские бои, скачки колесниц; в) спортивные соревнования по
программе античных олимпийских игр.
17. Ян Амос Коменский – это:
а) чешский педагог, сделавший физическое воспитание частью школьной программы обучения; б) немецкий рыцарь, слывший непобедимы
Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси
ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Кафедра ТиМФК и педагогики
История ФК и С
Лекция №5
«ФКиС в России с древнейших времён до второй половины 19 века»
1. Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси.
2. Физическая подготовка в княжеских и боярских дружинах.
3. Создание основ военно-физической подготовки в русской армии и военно-морском флоте (Петр 1, Румянцев П.А., А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков).
4. Вопросы ФВ в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма (Авиценна).
5. Введение ФВ в учебные заведения.
Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси
Древние славяне. Физическое воспитание у древних славян отличалось своеобразием. В своем развитии восточные славяне, жившие на территории европейской части нашей страны, прошли присущий всем другим народам путь от первобытного состояния до разложения родового строя и разделения его на классы. Однако рабовладельческие отношения у восточных славян не получили полного развития, как это было в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI—VII вв. восточные славяне еще жили родовым строем. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой, бортничеством. Жили в городищах, укрепленных поселках.
Говоря о физическом и нравственном характере древних славян, Н.М.Карамзин в «Историй государства российского» писал: «Думая без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движениях, славяне мало пеклися о своей наружности». И далее: «Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами и непримиримыми врагами тех людей, которые оскорбили ее ближних, ибо славяне, подобно другим народам языческим, стыдились забывать обиду». «Народные игры и потехи, доныне единообразные в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски, — остались также памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и силы».
Восточные славяне были искусными пловцами и гребцами. На своих лодках-однодеревках они пускались в плавание по Днепру в Черное море. В VII в. славянский флот доходил до Крита и южных берегов Италии, осаждал Царьград.
Очень популярными у славян были отряды легко вооруженной молодежи, которые умело наступали на врага врассыпную из засад, вооруженные легкими копьями и луками с острыми стрелами. Современники высоко оценивали военное искусство, физическую подготовку славян. Византийский император Маврикий (VI в.) так оценивал воинское умение славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью, и днем и ночью изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом всех людей».
В связи с разложением родового общества у древних славян создались необходимые предпосылки к возникновению древнерусской государственности. В 862 г., как сообщает летопись «Повести временных лет», и образовалось древнерусское государство, что определило дальнейшее развитие русской культуры и ее составной части — культуры физической.
Самобытная народная система физического воспитания на Руси. На русских землях народ бережно сохранял и продолжал развивать самобытные формы физического воспитания, которые служили ему средством подготовки сильных, выносливых воинов — чудо-богатырей.
Народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин. Эти упражнения часто сопровождались состязаниями в силе, ловкости, в воинском умении. В древнерусской литературе («Слово о полку Игореве»), в летописях и былинах отражены многие подвиги воинов-богатырей. Ипатьевская летопись упоминает, что в 962 г. из осажденного печенегами Киева вышел русский воин, переплыл Днепр и призвал на помощь дружины князя Святослава, стоявшие на другом берегу. Летопись «Повести временных лет» сообщает, что в 992 г. русский богатырь победил в борьбе печенежского, чем и решил исход сражения в пользу дружины князя Владимира.
Среди народов Руси популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней и многочисленные игры, связанные с трудовой и военной деятельностью. Повсеместное распространение получили кулачные бои — групповые (стенка на стенку) и одиночные (один на один). В групповых кулачных боях сходились улица на улицу, слобода на слободу, деревня на деревню с соблюдением возрастного деления участников. Бои устраивались обычно по праздникам — летом на площадках, а зимой на льду замерзших прудов, озер, рек. Во время боя участники должны были придерживаться неписанных, но выработанных народом правил: лежачего не бить, заначку в рукавицу не класть, биться лицом к лицу, грудь с грудью, подножек не ставить и др. Одиночные бои нередко применялись как способ решения спорных вопросов, конфликтов. Классический пример такого боя описан М.Ю.Лермонтовым в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
К другим видам упражнений, распространенным среди нашего народа, относятся плавание, гребля, передвижение на лыжах. Народы, жившие по берегам водоемов, использовали плавание как средство личной гигиены. Гребля, как способ передвижения по воде, широко применялась в военной и трудовой жизни многих народов России. Так, в войске Степана Разина хорошо была поставлена предварительная подготовка гребцов. Об этом пишет С.Злобин в своем историческом романе «Степан Разин». Разинцев «учили грести веслами, когда судно идет «снаветру» — на откос и «сподветру» — в кручу волны. В каждом струге разделяли гребцов на загребных, рядовых и крючных, учили владеть кормовым веслом, травить и вытаскивать якоря, латать паруса и накидывать свальные крючья, цепляясь в бою за края вражеских кораблей». Сам Степан Разин неплохо плавал саженками.
Народы Сибири, Урала, Средней России с давних времен применяли лыжи. В процессе труда (охоты) использовались охотничьи лыжи, подбитые мехом. Они хорошо скользили и при подъеме не откатывались назад. В бытовой жизни применялись лыжи, по своей конструкции близкие к современным гоночным лыжам. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода, при которых были обнаружены экземпляры таких лыж. С середины XV в. лыжи начали применять в военном деле. Никоновская летопись сообщает, что в 1444 г. лыжная рать русских воинов была направлена против татар под Рязань. Лыжные рати сражались и в отрядах Ермака. В начале XVII в. русский полководец М.В.Скопин-Шуйский успешно применял лыжные отряды в войне против поляков.
2. Физическая подготовка в княжеских и боярских дружинах
Начиная с X в. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были, главным образом, выходцы из народа, владеющие воспитательным мастерством. Воспитывая и обучая детей, они использовали народные формы физического воспитания. В юном и зрелом возрасте молодежь совершенствовала свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшой боярской дружине, а также и в быту, на охоте, конных ристаниях (турнирах, состязаниях), военных играх и потехах (развлечениях).
Тяжелая конница, которую составляли князья и наиболее подготовленная часть их дружины, как правило, была одета в полированные доспехи, латы, поножи, или кольчужные панталоны, наручи. На голове — шлем с флажком — принадлежность к княжеству. На плечи всадника спускалась металлическая бармица, лицо предохраняла металлическая маска. Всадник был вооружен палицей — боевым молотом, пользоваться которым можно было лишь обладая недюжинной физической силой.
В быту значительное место занимали игры с мячом, катание на качелях и с гор на санях, игры в шахматы и в шашки. Нередко в целях развлечения царей, князей, бояр и дворян устраивались потехи, на которых выступали скоморохи, борцы с медведями, акробаты, кулачные бойцы, фехтовальщики.
Презентация по физической культуре «Физическая культура и олимпийское движение в России»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Физическая культура и олимпийское движение в России Выполнил учитель физической культуры МБОУ «ООШ с.Дубовка» Голоднов Алексей Владимирович
Возникновение физических упражнений и игр у народов России относится к первобытному строю. Они отражали бытовую и военную деятельность древнего человека. Самобытная народная система физического воспитания сложилась на Руси в IX –XVII вв. Среди народов Руси популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, кулачный бой.
Реформы в России в XVII – XVIII вв. способствовала значительному улучшению физического воспитания. Оно было введено в качестве обязательного предмета во многие учебные заведения.. Была создана система военно-физической подготовки русской армии, в развитие которой большой вклад внесли Пётр I, А.В.Суворов, М.И.Кутузов, П.И.Багратион.
После А.В. Суворова его направление военно-физической подготовки войск развивали М.И. Кутузов, П.И. Багратион и другие прогрессивные офицеры, и генералы, прославившиеся в Отечественной войне 1812г. Однако с окончанием этой войны и созданием «Священного союза» (1815) в русской армии снова наступает полоса реакции. Суворовские методы военно-физического воспитания солдат и офицеров предаются забвению. Царское правительство насаждает в армии муштру, шагистику, изучение бессмысленных артикулов (приемов), палочную дисциплину. Все это ослабляло боеспособность армии.
В 1894 г. В Париже на первом Международном атлетическом конгрессе генерал А.Д.Бутовский был избран первым членом МОК для России. В 1908 г. Первая группа русских спортсменов участвовала в Олимпийских играх, хотя на тот период в России ещё не было Олимпийского комитета. Первым олимпийским чемпионом среди россиян стал Н.Панин-Коломенкин в фигурном катании на коньках. В 1911 г. был создан Российский олимпийский комитет. Первое официальное участие России состоялось в Олимпийских играх 1912 г. в Стокгольме. Абсолютно все спортсмены были мужского пола, большое количество были уроженцами прибалтийских губерний: Эстляндской и Лифляндской, а также Санкт-Петербурга.Выступление сборной нельзя назвать успешным, так как было выиграно только 5 наград и среди них ни одной золотой. Во многом такой результат был связан со слабой подготовкой российских спортсменов. Но вместе с тем за сборную выступал прославленный фигурист, чемпион Олимпиады 1908 по фигурному катанию Николай (в стрельбе), лучший российский теннисист начала XX века Сумароков-Эльсон, борец Мартин (проведший почти 12-часовую схватку с фином Альфредом Асикайненом, великий князь Дмитрий Павлович и другие выдающиеся спортсмены.
В 1913г. производится учет всех спортивных организаций России, ведь их было около 360 и об их деятельности систематизированных и четких сведений не было. Практическим шагом к более успешной подготовке к участию в международных соревнованиях было принятие решения о проведении до 1916г. двух крупных комплексных соревнований по типу Олимпийских игр — Российских олимпиад. Итак, I Российская олимпиада состоялась в 1913 г. в Киеве, а II — в 1914 г. в Риге. Планировалось провести и III Олимпиаду — в Петербурге, и IV — в Москве. Однако начавшаяся Первая мировая война не позволила осуществить эти намерения.
Самобытная народная система физического воспитания
Многие виды народных физических упражнений и игр, возникнув в условиях первобытнообщинного строя, претерпевают существенные изменения в рабовладельческих государствах Закавказья, Средней Азии, у сарматских и скифских племен.
У древних народов Армении и Грузии (И—I вв. до н. э.) были распространены такие виды физических упражнений, как бег, метание копья, игры, отражающие процессы трудовой деятельности. Широкой популярностью у армян пользовалась борьба «кох». У грузинского народа были распространены игра с мячом «лело», борьба «чидаоба», конные скачки, джигитовка, конное поло, фехтование на палках, кулачные бои. Обычно игры проводились по праздникам. Например, в Древней Армении наиболее значительными праздниками были «Навасард» и «Вардавар». Они посвящались языческим обрядам, а после принятия христианства (IV в.)—христианским церковным праздникам. Праздники сопровождались национальной борьбой, играми, прыжками через костер, танцами,’ скачками на лошадях. 1 ^
т ‘Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних славян. В своем развитии восточные слав.яне, жившие на территории европейской части СССР, прошли присущий всем другим народам путь от первобытного состояния до разложения родового строя и разделения его на классы. Однако рабовладельческие отношения у восточных славян не получили полного развития, как это было в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI—VIII вв. восточные славяне жили еще родовым строем. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой.
Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. Мальчиков и юношей воспитывали мужчины, а девочек и девушек —женщины. По некоторым данным, у славян, как и у других народов, существовали «дома молодежи», проводились инициации, в которых основное внимание уделялось физической подготовке молодых людей. По мере распада родовой общины воспитательные функции все больше переходят к семье. Родители, воспитывая и обучая своих детей, передавали им навыки и умения в охоте, верховой езде, стрель-
бе из лука, метании корья, плавании. Дети обычно наследовали занятия своих родителей. %-
Славянам часто приходилось вести войны, отражать набеги кочевых племен (аваров, хазаров и др.). Это заставляло уделять много времени военному воспитанию молодежи и взрослых. По свидетельству современников, славяне отличались смелостью и храбростью, силой и выносливостью. Византийский император Маврикий (VI в.) так оценивал воинское умение славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью и днем и ночью, изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом всех людей».
В связи с разложением рабовладельческих отношений в Средней Азии, Закавказье и в Крыму и родового строя в древнеславярском обществе создались необходимые предпосылки для возникновения феодальной общественно-экономической формации.
В Киевском государстве (VIII—XI вв.) в период феодальной раздробленности на Руси (XI-I—XIV вв.) и в эпоху русского централизованного государства (XV—XVIIвв.) народы бережно сохраняли и развивали самобытную систему физического воспитания, которая служила им средством подготовки сильных, выносливых воинов — чудо-богатырей, отстаивавших в тяжелых боях с чужеземными захватчиками свободу и независимость своей Родины. Только за XIII, XIV и первую половину XV в. русский народ вь!держал более 160 войн с татарами и монголами, литовцами и немецкими рыцарями, шведами, поляками и др. В этих сражениях русский народ показал стойкость и мужество, глубокий патриотизм, высокие физические и моральные качества. Самобытные народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин. В «Слове о полку Игореве», в былинах об Илье Муромце, Добрыне Никитиче говорится о любимых упражнениях и играх народа: боях с палицами и копьями, борьбе, разных потехах, рубке саблями, стрельбе из лука. Эти упражнения часто сопровождались состязаниями в силе, ловкости, воинском умении. В летописях и былинах отражены многие подвиги воинов-богатырей. Так, Ипатьевская летопись упоминает, как в 972 г. из осажденного печенегами Киева вышел русский воин, переплыл Днепр, сообщив князю Святославу об опасности, грозящей Киеву.
Лыжи на Руси (XVI в.) |
В эпоху феодализма среди народных масс широкой популярностью пользовались многочисленные физические упражнения и игры, связанные с трудовой и военной деятельностью. Повсеместное распространение получили кулачные бои: групповые (стенка на стенку) и одиночные (один на один). Эта народная забава отражена в древних пословицах: «Кулачный боец — добрый молодец», «Без борца да бойца нет венца». Групповые кулачные бои проводились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу с соблюдением возрастного деления участников. Бои устраивались обычно по праздникам, летом — на площадях, а зимой — на замерзших прудах, озерах, реках. С утра бой начинали подростки, затем выходили юноши и заканчивали бой зрелые, наиболее искусные в этом виде бойцы. Во время такого боя участники должны были придерживаться неписанных, но выработанных народом правил: «лежачего не бьют», «заначку в рукавицу не класть», «биться лицом к лицу, грудь с грудью», «подножек не ставить» и других.
Одиночные бои применялись как способ решения спорных вопросов, конфликтов. При Иване IV Грозном они принимают форму судебных поединков. Классический пример такого боя описан М. Ю. Лермонтовым в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Широко распространены были та«же плавание, гребля, ходьба на лыжах. Народы, жившие по берегам водоемов, использовали плавание как гигиеническое средство. Гребля как способ передвижения по воде широко применялась в военной и трудовой жизни многих народов России. Так, в войске Степана Разина хорошо была поставлена предварительная подготовка гребцов. Об этом пишет Степан Злобин в своем историческом романе «Степан Разин». Разинцев «учили грести веслами, когда судно идет «снаветру» —на откос и «споветру» — в кручу волны. В каждом случае разделяли гребцов на загребных, рядовых и крючных, учили владеть кормовым веслом, править и вытаскивать якоря, латать паруса и накидывать. крючья, цепляясь в бою за края вражеских кораблей». Сам Степан Разин был неплохим пловцом «саженками».
Значительную роль играли народные виды упражнений в системе военно-физической подготовки украинского казачества в Запорож-
Народы Сибири, Урала, средней полосы России с давних времен применяли лыжи. В процессе труда (охоты) использовались охотничьи лыжи, подбитые мехом. Они хорошо скользили и не давали отдачи. В быту применяли лыжи, по своей конструкции близкие к современным гоночным лыжам. Об этом свидетельствуют археологические раскопки в древнем Новгороде. С середины XV в. лыжи начинают применяться в военном деле. Никоновская летопись сообщает, что в 1444 г. лыжная рать русских воинов была отправлена против татар под Рязань. Лыжные рати сражались в отрядах Ермака. В начале XVII в. русский полководец М. В. Скопин-Шуйский успешно применял лыжные отряды в войне против поляков.
Продолжали развиваться и совершенствоваться самобытные формы физического воспитания в период феодализма у народов Закавказья. Так, в сельской общине у армян существовала групповая форма обучения и воспитания молодежи. В некоторых местах создавались «общества холостых» или «дома молодежи». Основное внимание в них уделялось военно-физическому воспитанию, средствами которого являлись военные, трудовые, атлетические упражнения, игры и танцы. По праздникам устраивались соревнования по многим видам спорта (бег, поднятие тяжестей, борьба «кох», преодоление ирепятетвий и др.).
Свои самобытные физические упражнения и игры имели народы Урала, Поволжья, Кубани, Прибалтики. В Белоруссии широкое распространение получил «игрышчы» «купальские» и «калядные», составными елементами которых были бег наперегонки, борьба, кулачные бои, прыжки, танцы, песни, хороводы. Они способствовали развитию ловкости и силы, мужества и выносливости.
Таким образом, каждый народ нашей страны в далеком прошлом имел свои самобытные формы физического воспитания, обусловленные особенностями экономического и культурного развития, географическими условиями, традициями и бытом.
Процессу развития народных фи- ■ зических упражнений и игр, особенно в условиях феодального общества, во многом препятствовала религия. Русская православная церковь выступала против народных игрищ и других физических упражнений. Христианская религия, борясь с языческими традициями, объявляла греховным участие в «еллинских беснованиях». Свод церковных положений «Стоглав» (1551 г.) и книга житейских и моральных правил «Домострой» (1580 г.) были направлены против народных игр, забав и развлечений. Большим тормо- Юноша играющий в свайку (на-зом в развитии физического воспи-тания среди народов Средней Азии выступал ислам. Мусульманская религия, являясь орудием угнетения народных масс, проповедовала аскетизм, призывала к смирению, отказу от всех забав, объявляла игры и физические упражнения греховным делом.
Против народных форм физического воспитания вела борьбу не только церковная, но и светская власть. В 1648 г. царь Алексей Михайлович при содействии духовенства издал указ о запрещении народных игр и забав. В указе говорилось, что тех людей, которые будут играть в «богомерзкие игры», «надлежит «бить батогами», а «ослушников. велено ссылать в украйные города в опалу». Но ни царские указы, ни церковные запреты не в силах были остановить объективные процессы развития физических упражнений и игр в народном быту. В народе продолжали сохраняться и передаваться из поколения в поколение наиболее прогрессивные формы физического воспитания.
В играх и забавах русского народа, по словам В. Г. Белинского, со всей силой проявляются простодушная суровость его нравов, богатырская сила и широкий размах его чувств.
В XVIII и первой половине XIX в. игры и физические упражнения народов нашей страны по-прежнему отражали производственную деятельность людей (охоту, земледелие, скотоводство, рыболовство), военный и семейный быт народа. Особой популярностью в народе стали пользоваться физические упражнения и игры, имевшие спортивную, направленность. К ним относились игры и упражнения без
предметов (борьба, бег наперегонки, прыжки, «горелки», «гуси-лебеди» и др.) и с предметами (городки, бабки, чижик, лапта, свайка, игры с мячом, шаром, жгутом). Весь этот комплекс игр и упражнений составлял самобытную народную систему физического воспитания, дополнявшуюся народными средствами закаливания: горячей баней и купанием в холодной воде, обтиранием снегом.
Парень, играющий в бабки (начало XIX в.) |
В процессе игр и физических упражнений воспитывались сила и ловкость, быстрота и выносливость, меткость и сообразительность, догадливость, мужество и храбрость. Высокие моральна-волевые и физические качества народные массы показывали в борьбе за социальную справедливость в отрядах Болотникова и Пугачева, в борьбе за независимость нашей Родины в Отечественной войне 1812 г.
Многие народные физические упражнения и игры нашли свое отражение в художественной литературе, поэзии, скульптуре, изобразительном искусстве. А. С. Пушкин посвятил поэтические строки скульптуре «Парень, играющий в свайку» русского ваятеля А. В.Ла-гоновского (1836 г.):
Юноша, полный красы, напряжений и усилия чуждый, Строен, легок и могуч —тешится быстрой игрой, Вот и товарищ тебе, дискобол, он достоин, клянуся, Дружно обнявшись с тобой, после игры отдохнуть.
Великий русский поэт написал стихотворение, посвященное и другой скульптуре — «Парень, играющий в бабки» Н. С. Пименова (1836 г.):
Скульптура А. А. Иванова «Юноша, играющий в городки» (1834 г.) посвящена одной из самых любимых игр русского народа.
Писатель С. Т. Аксаков, наблюдая в 1806 г. кулачные бои, так описал их в «Рассказе из студенческой жизни»: «Тогда ‘ в Казани происходили по зимам, на льду большого озера Кабана, знаменитые кулачные бои между татарскими слободами и русскими суконными слободами, состоявшими из крепостных крестьян помещика Осоки-на. Бои эти доходили иногда до ожесточения и, конечно, к обыкновенной горячности бойцов примешивалось чувство национальности». Писатель подчеркивает характерную сторону царской политики —
натравливание одной нации на другую даже при проведении народных забав.
С развитием капиталистических отношений в стране усиливается эксплуатация народных масс, их обнищание. Рост промышленного производства и торговли требовали притока рабочей силы. Происходит сильная миграция сельского населения в город на заработки. В этих условиях, с одной стороны, самобытная система физического воспитания народа постепенно приходит в упадок. Но с другой —это способствовало распространению народных физических упражнений и игр среди жителей городов.