В чем выражается неуспешность на уроках изобразительного искусства
Повышение уровня изобразительных умений учащихся, имеющих трудности в обучении
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Повышение уровня изобразительных умений учащихся, имеющих трудности в обучении
Педагогу необходимо воспитывать в детях человеческие чувства, способные воспринимать прекрасное и наслаждаться им. Интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства развиваются у человека как общественного существа, созданного и воспитанного обществом. Отражение ребенком, его психикой и сознанием всего многообразия предметов и явлений окружающего мира представляют собой познание объективной действительности.
Урок ИЗО позволяет детям узнать различные свойства окружающих предметов и явлений: их форме, величине, пространственном расположении, цветовой гамме, фактуре и т.д. В результате постоянного отражения объективного мира у детей развиваются мышление, память, внимание, у него формируются потребности, стремления, чувства, интересы, характер.
Урок ИЗО по своей природе, специфике представляет собой эстетическое освоение действительности, то есть отражение прекрасного, безобразного, низменного и комического.
Наблюдения на уроке ИЗО
Для детей активную, преобразующую роль перевода жизненных наблюдений, впечатлений, творческих «задумок» в художественные образы играет воображение, вместе с воображением в творческом процессе участвует зрительная память.
Задача педагога развить у детей навыки наблюдения, чтобы они могли сочетать их со своим воображением и использовать на уроке ИЗО.
Воспитание на уроке ИЗО
Урок ИЗО и деятельность педагога сопряжена с проблемой эстетического воспитания. Эстетическое восприятие направлено на формирование вкусов и идеалов личности, развитие эстетического восприятия явлений действительности и произведений искусства, художественно-творческих способностей.
Важнейшими задачами эстетического воспитания учащихся на уроке ИЗО являются:
Задачи урока ИЗО
Урок ИЗО подразумевает выполнение следующих задач:
Если детей еще в школьном возрасте не учить грамоте ИЗО, то, становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы, и многие учащиеся совсем отказываются рисовать.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Распространенные трудности, возникающие на занятиях по изобразительному искусству
Психологические особенности развития интереса к изобразительной деятельности
Каждый человек занимается творчеством всю свою жизнь. Люди пытаются не просто выполнить какую-либо работу, а внести в неё что-то от себя. Мастером своего дела человек становится, внося в работу вкус, эстетику, ощущая вдохновение, делая с любовью.
Рисование в детском саду отражает впечатления о явлениях и предметах окружающего мира. Это, стоит отметить, справедливо как для детей, так и для взрослых. Также интересным является то, что через детское рисование психологи ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Изобразительная деятельность ребенка рассматривается как возрастная эволюция, также рассматривается связь детских рисунков с эмоциональным состоянием, с умственным развитием и развитием личности ребенка.
Так, Карл Лампрех подчеркивал значение детского рисунка как объективного материала для изучения психологии детства, дающего возможность исследовать общие и индивидуальные психологические особенности ребенка, переход от одного периода детства к другому. [2. C.62]
По мнению Л.С. Выгодского, деятельность человека может быть разделена на два вида:
Л.С. Выготский подчеркивает, что наряду с образами, которые строятся в процессе непосредственного познания действительности, человек строит образы, которые осознаются как область, построенная воображением.
Одна из особенностей и основная проблема детского творчества связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться для него как учебная, а лишь как деятельность, направленная на создание продукта, который должен произвести воздействие на кого-либо.
Необходимо научиться управлять особенностями проявления детского творчества, разрабатывать методы, развивающие его. Большое влияние на творчество и на общее развитие ребенка оказывают мероприятия, направленные на развитие восприятия красоты в окружающем мире и в произведениях искусства. В дошкольном возрасте дети проходят социализацию, обучение, подготовку в дошкольных учреждениях, где педагоги и воспитатели используют разные техники и приемы для развития ребенка. Основной задачей психологии и педагогики является воспитание ребенка активной и творческой личностью.
Для ребенка свойственно интересоваться миром, новыми объектами, экспериментировать. Взрослый человек, в чьих интересах организовать условия для развития личности ребенка, ставит для ребенка практические задачи, условия при которых уровень интереса к функциям и качествам предмета определяется взрослым. В таком случае познавательная активность ребенка подчинена практической целью.
Познавательная активность ребенка может направляться определенной целью – достижение результата. В свою очередь, цель педагогов дошкольного образования – развитие творческой активности. Это связано с тем, что творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности.
Потребности детей в обучении, деятельности, игре, общении, отдыхе, творческая потребность, потребность в самореализации являются источником развития творческой активности.
2. предметно-пространственная среда, позволяющая детям выбрать какой-либо вид художественной практики, развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер
3. тактика и характер руководства педагога, его соучастие, действия, проявляющиеся в выражении своего отношения к художественной деятельности, создающих благоприятную атмосферу в поощрительных замечаниях
4. детские художественные интересы, их устойчивость, избирательность;
5. побуждения, вызывающие у детей их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся или усовершенствовать художественный опыт, включиться в детские взаимоотношения
Произвольные движения во время рисования от непроизвольных отличает устное, словестное воздействие педагога. Навыки и движения приобретают могут приобрести преднамеренный и сознательный характер. Так называемая инструкция действия приобретает смысл лишь в том случае, если её слова понятны детям.
Педагогические условия развития интереса к изобразительной деятельности и творческой направленности у детей младшего дошкольного возраста в центрах дополнительного и дошкольного образования
В занятиях творчеством непременно важно сохранять индивидуальность. Для занятий с детьми это также справедливо. Ребенок может выражать позицию в решении творческих задач, педагог не должен препятствовать ребенку естественных его проявлениях. Важно обеспечивать условия для творческой самореализации, насыщение навыками и обеспечить правильное знакомство с художественно-выразительными средствами. Искаженные умения и навыки, полученные ребенком самостоятельно при знакомстве с художественными материалами, в дальнейшем намного тяжелее исправить педагогом.
Отметим, что детьми младшего дошкольного возраста информация усваивается наиболее успешно с использованием игры, через сказку, с участием различных персонажей, для того, чтобы дети эмоционально переживали ситуацию, участвовали в диалогах, выражали образы в движениях. Также помочь ребенку понять образ помогает сравнение его с чем-либо уже изученным. Каждый ребенок для себя находит сходства, но и педагог должен принимать активное эмоциональное участие в процессе, направлять мысль ребенка, помогать в ассоциациях, и при этом, механически изображая что-либо на бумаге, дети усваивают информацию доступным для них способом.
В творчестве важны разнообразность и уникальность. Нужно основываться на том принципе, что ребенок может сам выбрать способ изображения. Педагог демонстрирует несколько вариантов, оставляя за ребенком право выбора. Такой принцип работы педагога осуществляет важную стратегию сохранения уникальности каждой отдельной работы. Каждый ребенок создает свой неповторимый образ, что делает результаты занятий наиболее эмоциональными, увлекательными для учеников.
Соблюдение вышеперечисленного также используется для обобщения итогов занятия в конце работы. Педагог диктует обязательные рабочие моменты, среди которых – выставка рисунков в конце каждого занятия. Если учитывать, что рисунки разнообразны, отличаются друг от друга, каждый ребенок может наблюдать разные способы, варианты решения задачи по передачи образа. Наблюдая многообразие, сравнивая, фантазируя и изучая работы сверстников, дети приобретают опыт, равноценный наблюдению известных произведений искусства. Только в данном случае, наблюдаемые им работы наиболее понятны и близки. Педагог, также, выступает в роли провокатора на обсуждение, способствуя активной беседе о проделанной работе. Удачным решение в работе будет предложить детям сравнить одинаковые сюжеты, но выполненные по-разому. Например, задать вопрос: «у кого дерево самое большое? У кого зеленые яблочки, а у кого красные?» Дети 3-4лет, в связи с разным уровнем речевого развития, могут участвовать в беседах с разным уровнем вовлеченности, ответной реакции, качеством выводов и сложностью ответов. Не смотря на это, момент беседы должен присутствовать. Педагог, словно актер, может подыгрывать или подстраиваться под ситуацию и уровень развития группы или отдельных учеников.
Разнообразить нужно также и обстановку проводимых занятий. Особенно ярко дети младшего дошкольного возраста реагируют на сказки. У каждого ребенка есть свой любимый сказочный герой, своя любимая сказка. У детей задания в изобразительной деятельности, связанные со сказочными героями вызывают много положительных эмоций. Стоит отметить, что к новым и незнакомым сказкам дети относятся так же с интересом, этот нюанс можно использовать для оглашения каких-либо правил работы с материалами или этическими нормами, поучительными моментами. Информация излагается на доступном для детей языке, через образы и ассоциации, тем самым легко усваивается.
Распространенные трудности, возникающие на занятиях по изобразительному искусству
В практике обучения детей изобразительному искусству педагог сталкивается с тем, что бывает трудно скомпоновать, придумать новое интересное занятие по какой-либо теме. Как известно, занятия для детей младшего дошкольного возраста должны проходить увлекательно, разнообразно. В условиях ограниченного времени и нехватки идей может возникнуть ситуация стереотипности на занятиях. Педагог устанавливает слишком жесткие рамки для детей в изображении сюжетов и образов. Правила сковывают инициативу, лишают детей проявлять творческие способности и в конечном итоге дети теряют мотивацию в рисовании.
Распространенной трудностью в обучении детей рисованию является боязнь педагога оставить детей наедине с поставленной задачей. Элементарно это выражается в таком обычном действии, как подготовка к занятию. Если педаог не уверен в своих учениках, то перед началом занятия на столе у детей уже лежит лист бумаги нужной ориентации, все краски подготовлены, вода в баночках и так далее. Возьмем во внимание тот факт, что когда дети выполняю подготовительные к работе действия, они настраиваются на саму работу. Даже если этот прцесс занимает значительное время, которого на занятии может быть в дефиците, этим «ритуалом» не стоит пренебрегать. Нужно предоставлять детям возможность самим создать для себя творческую рабочую атмосферу через подготовку к рисованию. пусть ребенок сам возьмет лист и расположит его так, как ему кажется наиболее удачным – горизонтально или вертикально. Взять этот отдельны момент, например, педагог может поправить ребенка или похвалить его за верное решение. Это приведет к наиболее эффективному самостоятельному приобретению навыков. Целесообразно показать детям варианты решения задачи на каком-либо примере.
Большой ошибкой в работе педагога является негативная оценка детских работ, высмеивание композиционных или цветовых решений. Рассматривая свои и чужие рисунки, дети должны получить удовольствие от них. В зависимости от того, как проходит анализ рисунков, будет зависеть дальнейшая творческая направленность. При возникновении положительных эмоций от просмотра возникает положительная мотивация к творческой деятельности. Если ребенок не получит удовлетворения от рисования в связи с плохими оценками его работ, возникает негативный опыт, препятствующий возникновению дальнейшего желания проявлять творческую активность.
О проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе
Дата публикации: 10.04.2017 2017-04-10
Статья просмотрена: 4116 раз
Библиографическое описание:
Раджабов, И. М. О проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе / И. М. Раджабов, А. М. Нурудинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 647-649. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41908/ (дата обращения: 29.12.2021).
Статья посвящена о проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе. Поэтому одной из главных задач преподавания изобразительного искусства является задача планомерного, систематического развития художественного, творческого, образного мышления учащихся школ, восприятия изо не только как школьного предмета, но и феномена общечеловеческой культуры.
Ключевые слова: изобразительное искусство, образное мышление, художественное творчество, культура, общеобразовательная школа
The article is devoted to problems of teaching fine arts in secondary school. Therefore, one of the main objectives of teaching art is the task of the orderly, systematic development of artistic, creative, imaginative thinking among school students in the perception of every not only as a school subject, but also of the phenomenon of human culture.
Keywords: fine arts, creative thinking, artistic creativity, culture, secondary school
Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования. Ее изучают много веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобразительного искусства и ее места в системе образования. По нашему мнению, ИЗО в школе — это не только основная художественная дисциплина, но и один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, недостатки в освоении которого ведут к серьезному ущербу миропониманию, как материальному, так и духовной культуре. Поэтому воспитание художественного мышления должно выходить за временные рамки курса изо как школьного предмета и продолжаться во все времена пребывания учащегося в школе.
Творчество по природе эстетично, оно предполагает активизацию человеческих чувств, без чего не совершается активно и поисковая работа интеллекта. Если эмоции вяло участвуют в познании, то ученик не относит к себе полученную информацию, остается к ней равнодушным.
Между тем педагогическая наука и практика очень медленно и нерешительно уходят от привычного утилитарного понимания эстетического, отводя ему прикладную роль. Блок «Искусство» должен стать ведущим в образовании, влиять на методы и приемы работы учителя, помогать раскрывать эстетические аспекты разных учебных предметов.
Эйнштейн признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве и имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое.
Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства.
Художественные знания помогают людям с древнейших времен в решении многих практических задач. Осознанное овладение художественным творчеством, как и теоретическим, так и практическим, развивает у детей творческих способностей, мировоззрение, смекалку и логику мышления как никакой другой.
Методика преподавания ИЗО в школе всегда была объектом повышенного внимания учителей, ученых методистов всех стран и народов. Это обусловлено многими причинами.
«Изобразительное искусство в школе выступает не целью, а средством подготовки творческой личности. Изобразительное искусство должно помочь учащимся найти ответы на волнующие сегодня вопросы: Каким должен быть современный человек? Какими художественными эстетическими ценностями живет современное общество? Нередко подход к эстетическому воспитанию средствами искусств носит созерцательный, а не активно-деятельный характер. Современные школьные программы в большей степени ориентированы на искусство как основные средство эстетического воспитания, не учитывая воспитательные возможности традиционной культуры, орнаментального творчества народов РФ». Сегодня очень важно увеличения часов по ИЗО в школах.
Как обучать ИЗО учащихся, чтобы добиться осознанного и глубокого усвоения художественного образования, и эстетического воспитания, предусмотренного программой общеобразовательных школ, лицеев, гимназий?
Этой проблеме посвящено много серьезных исследований — кандидатских и докторских диссертаций, монография книг. Эта тема многогранно и неисчерпаема. В рамках одной статьи, даже достаточно емкой, форме невозможно осветить эту проблему всесторонне.
Следующим аспектом обучения является проблема учебника по ИЗО. Частая смена учебников, особенно их необдуманная критика в 1990-х гг. привела к понижению авторитета школьного учебника — главного источника знаний учащихся.
Естественно, разноуровневые программы должны быть подкреплены различными учебниками по ИЗО. В разных учебниках имеются свои педагогические достоинства, свои системы задач, специфические методы доказательств, методические находки. Ныне учитель волен выбирать тот учебник, который представляется ему наиболее целесообразным. Сейчас имеется много учебников по изо для общеобразовательной школы.
Выскажем несколько пожеланий по поводу методического построения учебника ИЗО для общеобразовательных школ.
Итак, одной из основных фигур школьного образования является учитель. Учитель должен быть творческой личностью, четко понимать цели преподавания ИЗО в школе, обладать знаниями, адекватными этим целям. В связи с этим необходима значительная модернизация художественных программ, изучаемых будущим учителем в пединституте и на художественных училищах и в общеобразовательных школах. Современные педвузовские и школьные программы по ИЗО, включающие в себя углубленное изучение таких ее разделов, как содержание ИЗО которые входит четыре вида занятий (рисование с натуры, тематические рисование, декоративное рисование и беседы об искусстве), позволяют в полной мере сформулировать у будущего учителя то багаж знаний, конкретных приемов и методов, которые необходимы в его практической деятельности.
Итак, к чему же сводятся наши суждения о проблеме обучения ИЗО? Ныне как никогда школе нужна взвешенная, хорошо продуманная современная система художественного образования. Мы не сомневаемся, что такие разные экспериментальные и типовые программы уже созданы в масштабе РФ и РД. Основываясь на опыте многих учителей — практиков и методистов, и мы считаем, что при создании этой системы целесообразно учесть еще один аспект.
Анализ результатов использования информационных технологий при изучении ИЗО позволяет говорить о том, что учащиеся более осознанно относятся к учебному процессу, повышается их интеллектуальный и творческий логический уровень; подход учащихся к учебному процессу становится более деятельным; стимулируется активность учащихся; ярче проявляется индивидуализация учебного процесса; появляется возможность систематизировать контроль учебного процесса на всех этапах урока; появляется возможность увеличить объем учебной информации за счет экономии учебного времени. При этом вырабатываются такие основные общеучебные навыки, как умение воспринимать и воспроизводить полученные знания; планирование и постановка целей; повторение и подготовка к проверочным и контрольным работам; ведение записей; самопознание и формирование мотива достижения цели; самооценка собственной работы.
Система развития учащихся на уроках ИЗО
Автор статьи: Лещёва Ирина Анатольевна, учитель ИЗО, высшая квалификационная категория МБОУ «Лицей №48» г.Калуги.
В данной статье рассматривается «Система развития учащихся» в предметной области «Искусство», которая может быть применена любым учителем в своей работе, так как данная «Система» нацеливает учащихся на ситуацию успеха, развивает творческие способности учащихся, играет важную роль в духовном становлении личности, закладывает правильное отношение к себе, учит самоодобрению, способствует адаптации и социализации детей.
Главная роль в этой «Системе развития» отводится учителю, который, используя разные методики, должен: вселить в ребенка уверенность; помочь осознать себя состоятельным в деятельности учения, как ведущей деятельности школьников; помочь направить и начать; помочь раскрыться; найти свой стиль; фокусировать внимание на успехе; поднять самооценку ученика, что является одним из условий успешного ученичества; научить самоодобрению – радоваться тому, что цель ставится, достигается и ребенок сам может говорить о своем достижении; уменьшить риск разочарования и апатии; развить творческую дисциплину.
— установление контакта с ребенком: проводить индивидуальные беседы и диагностические методы исследования совместно с психологической службой образовательного учреждения. Необходимо искать индивидуальный подход к таким детям, как дополнительный метод обучения.
— коррекция требований заключается в стратегии педагогического воздействия, помогает чувствовать себя состоятельным в обучении; в обучении и отработке практических навыков, для достижения определенного мастерства, чтобы потом испытывать радость от выполненной работы; в обучении в один момент только чему-то одному; в психологической поддержке по устранению комплекса страхов; в формировании веры в успех.
— поддержка ребенка должна проводиться в определенных техниках, уместных и эффективных в работе с детьми, избегающими неудач в обучении. Поддержка универсальна потому, что все ученики нуждаются в поддержке как мотивирующей к учебе силе, в распознании сильных сторон ученика в учебной деятельности – это мощное орудие в руках учителя, которое помогает поднять самоуважение, мотивирует на учебную деятельность – рисование. Чтобы составить план действий на ученика, относящегося к разряду избегающих неудач, необходимо учитывать возраст учащегося, его индивидуальные особенности, свои индивидуальные особенности (что больше всего подходит стилю преподавания и собственной личности учителя).
— устранение «комплекса страхов»: самое сложное в любом деле – это именно начать, дети часто боялся приступить к работе, так как боятся испортить будущий рисунок. Это абсолютно нормальное явление. Здесь необходимо объяснять: «как можно испортить то, что еще не нарисовал?», «если испортишь, что будет?», «в любом случае это будет опыт». Людям свойственно ошибаться, и все мы учимся на ошибках. Даже художники профессионалы не делают все свои работы сразу и до конца. Необходимо вселить уверенность, поднять самооценку, подтолкнуть, помочь начать, настраивать ученика на положительный лад. Предлагать работать на его восприятием: рисовать так, как видишь сам. А если не начать, шедевр не получится. Дети в своей работе боятся ошибиться. Но если не ошибаться, невозможно двигаться вперед. Необходимо предлагать пробовать, не бояться испортить, может быть, не один лист. Убедить ребенка в том, что он рисует не ответственную картину. Можно даже сразу не оценивать данную работу. Психологически это проще, даже если в рисунке допускаются ошибки.
Учащиеся боятся разочароваться. Любой человек заранее представляет, как будет выглядеть рисунок (работа). Если он добивается успеха в желаемом, то у него наступает момент радости и эйфории: его тянет рисовать, что-либо еще и еще, особенно если человеку нравится рисовать. Ну а если не получается, наступает момент разочарования и опускаются руки. Уменьшить риск разочарования и апатии можно следующим образом: успокоить ученика, предложить выполнить работу дома, либо отложить на время. Ведь рисование во многом зависит от вдохновения и настроя на сам процесс. Когда мысли, психика встанут на место, видны ошибки, их можно исправить и добиться желаемого результата. Ошибки – это ступени, шагая по которым, мы идем вперед. Необходимо следовать совету: поднимайся выше и выше, даже если испортишь много листов.
Когда задается тема рисунка для ученика важно: вдохновение, настрой, «поймать сюжет», продумать с чего начать – это уже гарантия того, что работа получится на 60%, остальное – это предварительный опыт, навык, умения. Поэтому очень важно создать психологический настрой на учебную деятельность и на самого ученика. Это имеет важное значение, так как от рисования нужно получать удовольствие. Для этого ребенку нужно помочь раскрыться. В рисовании каждый ищет свой стиль, выражает свою душу. В рисовании нельзя навредить ученику: направить, не критиковать, не навязывать свое мнение, необходимо сохранить детскую непосредственность восприятия мира. В результате такого воздействия, ученик (учащиеся) постепенно научатся самостоятельно решать поставленные задачи, постепенно подойдут к правильному пониманию формы, сюжета, у них будет формироваться круг познавательных интересов в изобразительном искусстве. И самый первый шаг, который должен сделать учитель для ученика (учащихся) в этом направлении, помочь осознать себя состоятельным в предметной области «Искусство». Ощущение успеха должно быть не только формальным по оценкам, но и эмоциональным.
Для подчеркивания личного роста любого ученика учитель может лучшие или удачные, по его мнению, работы размещать на организованных школьных выставках, выставлять в кабинете, размещать работы в школьной картинной галерее.
— научить умению признавать трудности и ошибки: страх совершить ошибку «заталкивает» иногда учеников в рамки поведения, избегающего неудач. Поэтому необходимым условием для учителя является формирование у учащихся отношения к ошибкам как к нормальным явлениям. Учащиеся зачастую интерпретируют каждую ошибку как доказательство того, что все равно не получится, будет неправильно. Необходимо учить рассматривать ошибки как необходимую часть процесса обучения: знакомить с возможными типичными ошибками, показывать ценность ошибки, как попытку выполнить задание (отрицательный результат – тоже результат), дать понять, что в рисовании это не самое страшное. Даже из ошибок можно извлекать выгоду: на одном рисунке одно получилось хорошо, на другом – другое, а если совместить результаты, получится отличная работа. Минимизировать последствия допущенных ошибок. Тут можно использовать прием «анализ прошлого успеха», найти такой пример необходимо, так как воспоминание о своем переживании опыта успеха, может стать фундаментом для ребенка в достижениях в его изобразительной деятельности.
—признание достижений: поддерживать и принимать любые работы учащихся, подталкивать их к улучшению результата. Работая в этом направлении, учитель может применять приемы признания достижений любого ученика. Говорить им: «Здорово! Вы это смогли нарисовать, сделать!», «Твоя работа великолепна! Изыскана!» Для ученика это как аплодисменты. Можно проводить индивидуальные беседы на тему успехов и достижений, давать консультации. Необходимо учить детей самоодобрению – радоваться тому, что цель ставится, достигается и человек сам вправе говорить о своих достижениях. Как правило, ученики ждут, что их успехи признают окружающие, вместо того, чтобы самим посмотреть на себя и принять собственное решение о своих достижениях. Признание достижения заставляет любого ученика по-другому думать о себе и своих способностях.
— выставка достижений: лучшие творческие работы учащихся направлять на различные конкурсы.
Конечно, нельзя сказать о том, что в любой работе могут быть риски. Я бы хотела представить процедуры и методы по снижению отрицательных последствий рисковых ситуаций:
— возможность выхода отрицательной энергии обучающегося во время урока: здесь можно провести индивидуальную беседу, дать индивидуальное задание, не ставить оценку сразу, а просто оценить работу учащегося;
— боязнь ошибиться в выборе художественного материала, цветовой гаммы, персонажа, сюжета, композиции и др.: предложить пробовать рисовать, даже допуская ошибки, оценка действий обучающегося без отметок, не критиковать, нельзя говорить о том, что именно неправильно нарисовал обучающийся, не навязывать свои взгляды, вкусы к искусству, предоставить самостоятельный выбор, пусть обучающийся самовыражается, найдет свой стиль, настроить и мотивировать на ситуацию успеха, настроить на получение наслаждения от процесса рисования, помочь раскрыться, давать восторженные комментарии, не бояться быть оцененным;
— боязнь разочарования, пропадает желание посещать уроки: уменьшить риск разочарования и апатии, успокоить обучающегося, предложить выполнить работу дома, либо отложить на время, сфокусировать внимание на успех в конкретной работе, не сравнивать результаты с нормами и требованиями, ни с чьими-то ни было, не выставлять работу обучающегося на всеобщее обозрение, объяснить, к чему надо стремиться, настроить на получение наслаждения от процесса рисования, помочь раскрыться, давать восторженные комментарии, не бояться быть оцененным, отмечать продвижение обучающегося, раскрывать сильные стороны обучающегося, искать хорошее в каждом рисунке обучающегося и ценное в самом ученике, демонстрировать веру в своих учеников;
— нет вдохновения и желания рисовать: выяснить причину, индивидуальная беседа, иметь дар объяснить и заразить желанием рисовать, показать на своем примере, предложить выполнить работу дома, либо отложить на время, либо нарисовать то, к чему лежит душа, настроить на ситуацию успеха, желание хотеть, поддерживать ученика, заставить поверить в себя, свои способности, признавать достижения обучающегося;
— боязнь выполнения рисунка на сложную тему: признать трудность задания, вселить уверенность, настроить на успех, поднять самооценку, дифференцировать задание, не ограничивать время выполнения задания, предложить доделать дома.