В чем видели локаятики смысл жизни тест

Локаята

Локаята (также чарвака, санскр. चार्वाक ) — материалистическое учение Древней Индии. Школу локаята считают атеистической.

Локаятиками в начальный период индийской философии называли профессиональных спорщиков, многие из которых были собеседниками Будды Гаутамы. [1] Искусство локаяты было одной из дисциплин, которым обучали в брахманских школах 5 в. до н. э. и позднее. Локаятики брались доказывать, что всё существует и ничего не существует, что всё едино и всё множественно, что ворона белая потому, что у неё кости белые, а журавль красный потому, что у него кости красные. В классический период индийской философии локаяту стали отождествлять с чарвакой.

Второе название школы связывают либо со словами чару и вака, сочетание которых буквально означает «красивая речь», либо с именем философа Чарвака, который, как полагают, был скептиком и материалистом, автором «Брихаспати-сутр» (ок. 600 г. до н. э.). [2] Другие считают основателем учения полулегендарного мудреца по имени Брихаспати. Существует ещё одна этимологическая версия, согласно которой материалисты издавна именовались словом «чарвака» потому, что они проповедовали доктрину «ешь, пей, веселись» («чарв» — есть, жевать).

Локаята относится к разряду настика, то есть учения, отрицающего авторитет Вед.

Предшественником чарваков был Аджита Кесакамбали — индийский философ-материалист 6-5 вв. до н. э., один из старших мыслителей группы шести «диссидентствующих» учителей, воззрения которых излагаются в «Самана-пхала-сутте» Палийского канона (Дигха-никая I. 55). Он считал единственным источником достоверных знаний о мире чувственный опыт и иронизировал над любым внечувственным умозрением. [3]

Чарвака исчезла ещё в древности, не оказав какого-либо существенного влияния на индийскую мысль. Существует даже предположение, что такой школы и вовсе никогда не существовало: она была придумана брахманами, объединившими под этим названием сочинения достаточно разнородных мыслителей, которых оказалось сложно отнести к какой-то определённой школе. [4] Вместе с материалистами в неё попали все, кто не разделял существующих в Индии религиозных ценностей — натурфилософы, скептики и нигилисты. Эта точка зрения подтверждается тем фактом, что единственный сохранившийся до нашего времени трактат школы чарвака принадлежит диалектику Джаярашибхатте, который был не материалистом, а крайним скептиком. В этом трактате («Таттвапаплавасимха» — «Потопление философских категорий») он отрицает достоверность любого познания и отвергает даже возможность корректного определения чувственного восприятия.

Основные источники по чарваке — обзорные произведения, рассматривавшие все системы своего времени: джайнская «Шаддаршана-самуччая» (гл. 7), ведантийские «Сарвадаршанасиддхантасанграха» (гл. 1) и «Сарвадаршанасанграха» (гл. 1). [5]

По учению локаяты, вселенная и всё сущее произошло естественным путем, без вмешательства потусторонних сил. Есть четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух. Они вечны и являются первоосновой всего сущего.

Локаята считает истинным постигаемое лишь непосредственным восприятием, существующим — только этот мир (лока); единственной реальностью — материю; целью человеческого существования — достижение наслаждения. Взгляды представителей этой школы иногда сопоставляют со взглядами древнекитайского мудреца Ян Чжу и древнегреческим эпикуреизмом.

В брахманских писаниях чарвака рассматривается как самое низкое воззрение. Её называют также асурическим (демоническим) учением, поскольку в Чхандогья упанишаде рассказывается, как асуры поверили богу Индре, убедившему их, что физическое тело есть атман, и тем самым обеспечившему победы богов над асурами.

Источник

Философия. Лд философ. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

29. Переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому в Древней Индии происходит»>Философия Древней Индии и Древнего Китая

б) ведический период, эпический период, период сутр и комментариев к ним;

в) период сутр и комментариев к ним, эпический период, ведический период;

г) ведический период, период сутр и комментариев к ним, эпический период;

д) эпический период, период сутр и комментариев к ним, ведический период.

б) упанишады, брахманы, джайны и ракшасы;

в) брахманы, араньяки, вайшьи и асуры;

г) брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры;

д) Брахман, Индра, Агни и Шива.

б) XIX – XI вв. до н.э.;

в) XV – VII вв. до н.э.;

д) II в. до н.э. – VII в. н.э.

в) Рамаяна и Махабхарата;

б) имя одного из авторов ведических текстов;

в) цепь перерождений каждого существа в мире;

г) образ жизни праведного человека;

д) древнеиндийский бог огня.

б) высшая объективная реальность и субъективное, индивидуальное начало;

в) ступени познания социальных законов; г) праведный и неправедный образы жизни;

д) воплощения бога Шивы, разрушающего и воссоздающего мир.

в) Махавира Вардхамана;

д) Сиддхартха Гаутама.

б) человеком и космосом;

в) воплощениями души в сансаре;

г) материальной и духовной сущностью человека;

д) Брахманом и Атманом.

в) борьба с «неверными»;

г) совершение благих деяний;

д) принесение в жертву богам животных.

б) символы власти в джайнской общине;

в) испытания, через которые должен пройти человек, решивший вступить в общину;

г) три важнейших текста джайнского канона;

д) три сына основателя джайнизма;

е) восприятие Будды как учителя, его дхармы как закона и сандхи как сообщества единомышленников.

б) Сиддхартха Гаутама;

в) четыре благородные истины;

г) благой четверичный путь;

б) социальная несправедливость;

в) неизбежность смерти;

г) несовершенство человека по сравнению с богом;

д) желание, стремление.

б) ламаизм и ваджраяна;

в) хинаяна и махаяна;

г) миманса и вайшьешика;

б) иной мир, в котором, в зависимости от земной жизни, душа человека подвергается мучениям или обретает «жизнь вечную»;

в) «угасание», «остывание» души, избавившейся от желаний и стремлений;

г) воплощение души в высшем существе;

д) переход души из мира вещей в мир идей.

в) в эпосах Рамаяна и Махабхарата;

г) в сутрах I тысячелетия н.э.;

д) в комментариях к сутрам.

б) от закона кармы и сансары нельзя освободиться никаким образом;

в) ни загробной жизни, ни закона кармы, ни сансары не существует;

г) душа человека после его смерти переходит в лучший мир;

д) душа человека после его смерти подвергается вечным мучениям в ином мире.

б) в поиске пути освобождения от сансары;

г) в постижении учения Будды;

д) в познании законов материального мира.

б) большое значение этико-психологических проблем;

в) существенная связь с научной мыслью;

г) невнимание к проблемам космологии;

д) признание несовершенства окружающего мира как мира страдания, от которого можно и должно освободиться.

г) буддийский канон;

б) VII – III в. до н.э.;

в) VIII – VI в. до н.э.;

е) Книга весны и осени;

ж) натурфилософская школа (инь-ян цзя).

б) даосизм Цзоу Янь

в) конфуцианство Лао-цзы

б) совершенный, благородный человек;

г) гуманность, милосердие, человечность;

д) всеобщий космический закон, естественный ход вещей.

б) гуманность, милосердие, человечность;

в) совершенный, благородный человек;

г) ритуал, церемония, этикет;

д) мудрость, знание, ум.

б) изучение природы;

в) искусство управления государством;

г) разработка методов научного познания.

б) разработка принципов управления государством;

в) переименование населенных пунктов;

г) элемент военной тактики.

б) воздержание от злых поступков;

в) следование естественным законам и ненарушение их своей волей.

б) воспитания человека;

в) любви к ближнему;

б) жестоких законов и наказаний;

г) недеяния.
Античная философия

2) Парменид; б) атомистическое учение;

3) Сократ; в) учение о бытии;

4) Демокрит; г) учение о мире людей;

5) Платон. д) этический рационализм.

4) Анаксимен; г) вода;

5) Анаксимандр; д) огонь;

6) Демокрит. е) апейрон.

б) учение о первооснове мироздания.

в) последователей Платона

г) всех древнегреческих философов.

б) идеи являются сущностью вещей;

в) есть бытие, небытия нет;

г) управлять обществом должны философы;

д) мировая душа – источник движения космоса.

б) Бог – конечная форма всех форм;

в) материя есть действительность.

б) основал формальную логику (силлогистику);

в) основал психологию;

г) заложил основы синергетики;

д) очертил предметные поля всего комплекса научного античного знания;

е) обозначил специфику этики, эстетики.

2) Правильная жизнь.

4) Чувственное наслаждение.

б) «служанка богословия»;

г) Квинт Тертуллиан.

б) Квинт Тертуллиан;

б) построении учения о душе;

в) защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога.

в) Иоанну Росцелину;

б) Ансельм Кентерберийский;

б) Григорий Богослов;

б) неизменности общественного бытия;

в) цикличности исторического процесса;

г) целенаправленности истории;

д) эсхатологической устремленности истории.

в) связано с пространством;

г) существует в нашем уме.

2) Человек – ничто: его свобода всецело поглощается снизу или сверху, вся уходит в грех или в благодать.

2) Субъективный внутренний мир человеческого сознания, воли и чувства.

3) Одинокая отдельная личность.

2) Субстанция неподвижная и природная.

3) Субстанция, которая всегда движет, или действует.

4) Субстанция, которая всегда актуальна.
Философия эпохи Возрождения

е) антисхоластическая направленность;

в) Эразма Роттердамского;

г) Николай Кузанский;

д) Франческо Петрарка.

б) Николо Макиавелли;

в) Томмазо Кампанелла;

б) преклонение перед красотой человеческого тела;

в) принятие радостей земного существования;

г) культ наслаждения и пользы;

д) искупление грехов.

б) Николай Кузанский;

д) Эразма Роттердамского.

б) частной собственности;

г) философию и религию;

д) человека и природу.

г) социальной принадлежностью.

2) Вселенная никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична.

3) Вселенная не движется в пространстве, ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем.

4) Вселенная изменяется в другое расположение, благодаря внешнему, она приходит в возбужденное состояние.

2) Уточнение сочетаний в материальных предметах и точное применение известного и неизвестного настолько выше человеческого разумения, что мы ничего не знаем, кроме своего незнания.

3) Все вещи трудно постижимы, и язык не может их объяснить.

3) Опыт ошибается, также ошибаются и наши суждения.
Основные проблемы философии Нового времени

г) XVII – перв. пол. XIX вв.;

г) эмпиризм и рационализм;

д) диалектический стиль мышления;

б) отношение человека к Богу;

в) природное окружение

г) познание человеком окружающего мира;

д) социальная реальность. человека;

г) XVII – перв. пол. XIX вв.;

д) диалектический стиль мышления.

б) право на образование;

в) право на свободу;

г) право на собственность.

2) Знание причины какой-либо природы (как, например, белизны или теплоты) только в некоторых предметах, несовершенно.

3) Исследование самого факта, или истинного положения вещей, не менее, чем познание причин и соответствий, зависит от тех первичных и всеобщих аксиом о простых природах, таких, как природа самопроизвольного вращения, притяжения или магнетической способности, или многих других явлений, которые более общи, чем сами небесные явления

2) Второе: делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, на сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

3) Третье: руководить ходом своих мыслей, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном порядке вещей не предшествуют друг другу.

4) И последнее: делать всюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

2) «Невозможно, чтобы одна и та же вещь была и не была».

3) «Одно либо истинно, либо ложно, а третье не дано».

Классическая немецкая философия

б) вторая пол. XVIII в.;

г) середина XVIII в. – середина XIX в.;

д) XVII в. – середина XVIII в.

в) вопросы социального познания.

г) познавательные способности человека;

б) проблемы социального бытия;

г) философия природы.

е) категорический императив;

б) скрытый смысл вещи;

в) закрытую для других личность;

г) эстетическое восприятие мира.

б) метафизический материализм;

в) объективно-идеалистическая диалектика;

в) категорический императив;

б) диалектика истории;

в) диалектика мыслительного процесса;

г) диалектика ощущений.

б) закон перехода количественных изменений в качественные;

в) закон трех стадий интеллектуального развития человечества;

г) закон отрицания отрицания;

д) закон единства противоположностей;

е) закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил.

б) биологический индивид;

в) конкретно-исторический субъект;

г) абстрактно-исторический субъект.

2) Абсолютная необходимость «слепа» в том смысле, что она есть абсолютное превращение всех различий в их возможность и их возможности в действительность

3) Истинный генезис познания предполагает возвышение над необходимостью и переход из сферы необходимости в сферу свободы, т. е., по Гегелю, в сферу понятия.

2) Да. Природа, чувственное начало, тело – вещи необходимые. Необходимость природы проистекает из целеустремленности абсолютной идеи, которая имеет целью познать самое себя.

2) Субъективного идеализма.

2) «Всякое золото желто».

3) «Все мои представления объединены в «Я».

Источник

Чарвака-локаята

Причина такого отношения вполне понятна: чарваки-локаятики были последовательными материалистами, атеистами, врагами религии и мистики. А ведь именно с мистицизмом, с уходом от реального мира в потусторонний, ассоциируется у большинства людей «мудрость Индии» или вообще «мудрость Востока». Понятия «нирвана» и «карма», различные буддистские фенечки прочно вошли в сознание и жизнь широкого круга интеллигентных обывателей. Но слова «чарваки-локаятики» ничего не вызовут у них, кроме недоумевающей улыбки. Про этих философов, которые подвергли уничтожающей критике и индуизм, и буддизм, вряд ли кто-то знает, кроме узких специалистов. Историк философии А.Н. Чанышев так пишет о значении этой философской школы: «Словно как бы единственные трезвые среди пьяных, чарваки-локаятики говорили о реальности и единственности нашего мира, в котором мы живём как деятельные и разумные существа, обеспечивающие материальное существование представителям грезящего сознания».

Чарваки утверждали, что существует только «этот мир» («лока»). Он состоит из четырёх материальных элементов — первоначал («махабхута»): земля, вода, огонь и воздух. Отсюда ещё одна трактовка термина «чарвака» — «четыре слова», от «чара» (четыре) и «вак» (слово). Из этих же элементов состоит и человек. Сознание представляет собой свойство высокоорганизованной материи. Как объясняли чарваки, отдельно рис и патока не обладают опьяняющими свойствами, но из их смеси получается вино. Так же и материальные элементы, не обладающие сознанием, при определённой комбинации, сложившись в человеческое тело, порождают разум.

Исходя из этих представлений, чарваки отрицали существование бессмертной души, богов и потустороннего мира. Религия — это выдумка богатых людей для обмана бедных, а создатели священных книг (Вед) — лицемеры и мошенники. Они придумали обряды для того, чтобы кормиться за счёт народа. После смерти от человека ничего не остаётся, так как все материальные элементы, из которых он состоит, распадаются. Вместе с идеей о переселении душ чарваки отвергали и закон кармы, что резко отличало их от всех прочих направлений философской мысли Древней Индии.

Чарваков, как и других материалистов древности, обвиняли в пропаганде грубых чувственных наслаждений. Но на самом деле этическое учение локаяты было намного глубже. Чарваки утверждали, что существование нашего тела неразрывно связано как с наслаждениями, так и со страданиями, причём одно невозможно без другого. Когда двое влюблённых встречаются после долгой разлуки, они испытывают такую радость, о которой не имеет понятия пара, никогда не расстававшаяся. Отдых может быть полностью оценён лишь после тяжелого труда, еда и питьё — лишь после жажды и голода. Мы видим, что чарваки прекрасно владели искусством диалектики и имели представление о единстве и борьбе противоположностей.

Признавая, как и буддисты, что земная жизнь невозможна без страданий, чарваки делали из этого факта прямо противоположный вывод. Ни один разумный человек, писали они, не отка­жется от зерна только потому, что оно в шелухе и не перестанет есть рыбу из–за того, что в ней кости. Нет никакого смысла отказываться от радостей земной жизни из-за пустой надежды на райское блаженство, ибо «лучше настоящая раковина, чем поддельная монета». Полное освобождение от страданий возможно лишь со смертью, но ни один разумный человек не станет к ней стремиться. Цель жизни заключается в том, чтобы по возможности умножать наслаждения и избегать страданий: «Пока жизнь ещё ваша, живите радостно».

Чарваки выступали против кастовой организации общества, которую освящала своим авторитетом религия индуизма. Они утверждали, что все люди равны от природы. С особым уважением они относились к тем видам деятельности, которые приносят непосредственную материальную пользу — земледелию и скотоводству. Крайне отрицательно отзывались о брахманах, которые живут за чужой счёт и пользуются незаслуженными привилегиями, за что и заслужили их ненависть.

В учении чарваков-локаятиков, безусловно, можно увидеть один из ранних вариантов мировоззрения, называемого нами Красной Идеей. В самом названии «локаята» отражается близость этой философии к здравому смыслу простого народа, стихийному материализму, который с древнейших времён противостоял религиозным предрассудкам и несправедливому общественному устройству.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

7 буддизм джайнизм локаятики

Джайнизм появился в VI в. до н.э. Критикуя брахманизм за ритуализм и отвлеченную умозрительность, он тем не менее сохранил такие его элементы, как вера в перевоплощение душ, учение о карме. В основе же мировоззрения джайнов лежало представление о жизни как о страдании, которое связывалось с законом воздаяния. Но, с их точки зрения, этот закон можно было победить на пути благих дел и строгого соблюдения аскезы (ограничения). Основоположник джайнизма Махавир Вардхаман проповедовал пять истин: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным благам, будь целомудрен. Большое внимание джайнизм уделял этике, говоря о «трех жемчужинах»: о правильной вере, правильном познании и правильном поведении. Джайны отстаивали принципы непричинения зла живому, отстранения от мирского богатства и верили, что человек с помощью своей духовности может контролировать материальную суть (тело) и управлять ею.

Буддизм зародился в Бенгалии, и его основоположником был принц Сиддхартх Гаутама. Богатый, заботливо оберегаемый от жестокостей внешнего мира, находившегося за стенами царского дворца, он все-таки однажды покинул его и столкнулся с нищетой, болезнями, тяготами жизни, со смертью. Сиддхартх решил найти ответ на вопрос, почему мир таков?

После долгих странствий и размышлений на него снизошло озарение, и открылась истина. Он стал называться Буддой, что означало «просветленный», «пробужденный», и сложилось его учение о смысле человеческой жизни, давшее начало новому мировоззрению, религии и философии.

В отличие от брахманизма, учившего, что страдание есть наказание за грехи прошлых перевоплощений, а избавлением и достижением счастья является благочестие, Будда пришел к другому выводу: страдание – такая же сторона бытия, как и освобождение от него. Всякая жизнь – это страдание, и кем бы ни был человек, он обречен на страдание: в рождении, в болезни, в старости, в смерти. Перед страданием все равны.

Буддизм оказался пессимистичнее брахманизма и даже джайнизма, считая, что страдание не может быть преодолено в сансаре и в ней не может быть счастливой жизни. Единственное средство избавления от страдания – выход из круга перевоплощения и освобождение от угнетающей власти внешнего мира.

Открытие Будды легло в основу его учения о «четырех благородных истинах». Первая из них гласит, что жизнь есть страдание. Вторая – утверждает, что причина страдания скрыта в жажде жизни, в стремлении к наслаждениям. Третья – полагает, что избавление от страдания лежит в уничтожении жажды жизни, угашении страстей. Четвертая истина устанавливает восьмеричный путь избавления от страдания: правильное суждение и правильное решение, правильная речь, правильное стремление и правильная жизнь, правильное внимание, правильное сосредоточение и правильный путь жизни.

Эти шаги ведут человека к окончательному освобождению – Нирване, достижение которой и есть спасение от перевоплощения, выход из круга сансары. Нирвана – состояние сверхчеловеческого блаженства и не только человеческого, но и того мира, куда входит человек.

Таким образом, существует только реальный мир, реальная жизнь и нет ничего потустороннего, и нет никаких Богов. Человек должен заниматься действительными делами (отсюда второе название – школа локаята – учение, «направленное на этот мир») и искать счастье в земной жизни.

Чарваки-локаятики видели смысл жизни в счастье, а счастье – в достижении наслаждения. И хотя, признавали они, наслаждение всегда связано со страданием, это вовсе не значит, что от него надо отказываться.

Несмотря на широкую популярность неортодоксальных концепций, они постепенно были вытеснены обновленной ортодоксией – индуизмом, такими его школами, как: веданта, миманса, санхья, йога, ньяя, вайшешика.

В целом же переход от мифологии к философии в Индии происходил на основе сильного укоренения в культуре ритуала, отсюда – слабая связь с научной мыслью. Предметом же философских размышлений, по преимуществу, становятся: мир человека, его отношение к безличностно-духовному началу и к другим людям. На первый план выступают этико-психологические проблемы.

Источник

Чарвака-Локаята – исторически первая философская материалистическая школа

Вы будете перенаправлены на Автор24

Материализм – это философское учение, согласно которому все бытие состоит исключительно из материи и ее элементов, видов, функций и не содержит никаких идеальных структур.

Специфика философии древней Индии и школы чарвака

Древнеиндийская философия является достаточно специфической, особенно для восприятия западными исследователями. Ее трактаты написаны поэтическим языком и по своей форме напоминают притчи, диалоги, рассказы, гимны, в которых философские размышления переплетаются с мифами и религиозно-мистическими откровениями.

Источниками индийской философской мысли выступает мифо-религиозный эпос – Веды. Четыре священных книги Вед были написаны приблизительно в третьем тысячелетии до н.э. после чего к ним создавались многочисленные книги-комментарии – брахманы, араньяки, упанишады, сутры. По своей сути все философские школы Индии строятся на комментировании Вед, а также более ранних комментариев к Ведам.

Брахманы и араньяки представляют собой предфилософские тексты. В первых преобладают практические рекомендации и социально-этические нормы, которые были обязательны для изучения и соблюдения всеми членами древнеиндийского общества. Араньяки же представляют собой более умозрительные произведения, предназначенные для мудрецов-отшельников и являются переходным мостиком от практических Вед к собственно философским Упанишадам.

Упанишады создаются на протяжении более чем двух тысяч лет, с восьмого века до н.э., вплоть до пятнадцатого века н.э. – это весьма обширная группа философских текстов, в которых религиозные представления Вед и брахманов существенно переоцениваются. В Упанишадах окончательно выкристаллизовываются такие основные понятия индийской философии как колесо сансары – т.е. путь перерождений души из тела в тело, дхарма и карма – божественные законы справедливости и воздаяния, в соответствии с которыми движение души осуществляется вверх или вниз, брахман – как состояние просветленности, объединение души человека с божеством-брахманом как конечная цель сансары и окончание перерождений.

Готовые работы на аналогичную тему

Параллельно с созданием Упанишад происходит формирование классических школ индийской философии, которые можно разделит на две группы:

Ортодоксальные школы признают авторитет Вед и в различной степени поддерживают выстраиваемое в них учение. Неортодоксальные строятся на критике ведического учения, однако в действительности за исключением школы чарвака, все они носят такой-же мистико-религиозный характер и разделяют те же идеи и нормы духовного перерождения, соблюдения строгих законов и аскетического образа жизни ради достижения просветления и слияния с неким всевышним идеалом, хотя отрицают конкретно ведических или брахманских богов.

Происхождение названия школы чарвака-локаяты

Чарвака-локаята является уникальной школой в истории индийской философии, в которой не просто критиковались авторитеты или конкретные положения Вед, но отрицалось все мистико-религиозное учение и философская традиция. С этой позиции школа чарвака просуществовала относительно недолго и не оказала значительного влияния на становление индийской философии, с другой стороны, она рассматривается исследователями как пример возникновения основных философских идей и концепций в самых разных культурах.

Название школы имеет несколько трактовок. Само слово локаята используется в Ведах и Упанишадах и обозначает искусство диалога, посредством которого можно доказать абсолютно любое утверждение. С этой позиции локаята аналогична софистике в древней Греции и расшифровывается как народное или обыденное мнение. А чарвака как искусство красиво говорить.

Наконец, есть теория согласно которой Чарвака это имя легендарного философа, автора Брихаспати-сутр, в которых содержались основы материалистического учения. По другим версиям основателем школы чарвака был сам Брихаспати.

Основные положения чарваки-локаяты

Школа чарвака отрицала все традиционные представления индийской философии о существовании идеального мире, душе и ее переселении, божественных законах и самих божествах, а также необходимости достижения состояния просветления через аскезу и возможные ограничения. Мудрецы школы отрицали авторитет брахманов и всех религиозных ритуалов, призывая отказаться от их исполнения, так как последние нужны лишь для того, чтобы кормить армию «шарлатанов и обманщиков».

Философы чарваки полагали что мир состоит из четырех махабхут или стихий:

Соединяясь в нужных пропорциях махабхуты образуют все возможные предметы и объекты мира, в том числе живые. Источником жизни чарваки считали не душу (которой нет), но особые свойства которые образуют появляются в теле при соединении махабхут в определенных пропорциях и которых выходят за рамки свойств самих стихий.

В качестве замены души чарваки выделяли восприятие, чувства и мышление, имеющие исключительно материальный источник – тело человека. После смерти тела умирает и его «душа», т.е. мыслительные процессы.

Чарваки придерживались сенсуалистской традиции полагая что единственное истинное знание человек получает через органы чувств, в то время как любые умозрительные выводы ненадежны и не обоснованы.

Этическая концепция чарваков противостоит всей индийской философии. Они полагают что в мире реальны лишь ощущения удовольствия и неудовольствия, в связи с чем страдания сами по себе не имеют никакого сакрального смысла, и нет причин чтобы добавлять их в свою жизнь посредством правил и ритуалов. Разумный человек должен стремиться к наслаждениям – эстетическим или физическим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *