В больнице потеряли амбулаторную карту что делать
Что делать, если в поликлинике потеряли амбулаторную карту. Можно ли восстановить данные
– Здравствуйте. При последнем посещении поликлиники выяснилось, что моя карта утеряна. Ни в кабинете врача, которого я посещал неделю назад, ни в регистратуре моей медицинской карты нет. Я точно знаю, что на прошлой неделе карта была у специалиста, и он вносил туда мои жалобы. Что делать в таком случае? Куда можно пожаловаться? Заводить новую карту? Но ведь в старой карте была история болезни и предыдущие анализы. Я потратил на них немало денег.
Что делать, если медицинская карта была утрачена
Пациент вправе по запросу, направленному в том числе в электронном виде, получать сведения по состоянию своего здоровья, медицинскую документацию и копии такой документации, выписки из медицинской карты, в том числе оформленные в электронном виде (на основании ч. 5 ст. 22 Закона от 2011 года №323-ФЗ).
Поэтому первое, что необходимо сделать пациенту, это направить в медицинскую организацию официальное письмо с требованием предоставить выписку из истории болезни. По понятной причине медицинская организация не сможет предоставить официальный ответ на поступивший запрос.
Также нужно написать жалобу на имя главного врача медицинской организации: согласно разъясняющему письму Министерства здравоохранения и социального развития от 2005 года №734/М3-14, выдача медицинской карты на руки пациентам допустима только по решению главного врача учреждения.
Стоит отметить, что формально выдавать медицинскую карту для хранения дома пациенту не должны. Она является собственностью не пациента, а медицинского учреждения, и является также утвержденным учетно-отчетным документом. Таким образом, хранить дома медицинскую карту нельзя.
Но если в выдаче самой медицинской карты пациенту могут отказать, то выписку из нее обязаны предоставить в обязательном порядке. Поэтому пациенту следует обратиться к администрации поликлиники с требованием восстановить документ. За последние 5-10 лет сведения можно легко восстановить: дело в том, что врачей обязали вести в электронном виде всю историю пациентов и вносить в электронную базу результаты анализов.
Если карта была утрачена, но вся необходимая информация была сохранена врачами в электронном виде, то восстановление карты пациента не принесет серьезных проблем. Будет заведена новая карта, и она будет содержать результаты предыдущих обследований.
Куда жаловаться
Утрата медицинской карты – крайнее неприятное происшествие с учетом высокой важности информации, которая в ней содержится. Так, это препятствует соблюдению принципа преемственности данных для повышения качества оказания медицинской помощи, не позволяет поставить точный диагноз специалистам с учетом предыдущих обследований и пр.
Отказ выдать выписку из амбулаторной карты можно обжаловать, в том числе через орган управления субъекта РФ или в суде по месту проживания пациента либо по местонахождению лечебного учреждения. Это право гарантировано ст. 89 Закона от 2011 года №323-ФЗ.
В суде можно истребовать компенсацию причиненного морального вреда с медицинского учреждения, а также потребовать компенсации убытков: например, стоимости проезда для повторной сдачи анализов, стоимости прохождения обследований, стоимости аренды помещения для прохождения обследований и пр.
Как обезопасить себя от утраты
Чтобы обезопасить себя от риска утраты медицинской карты, можно получить доступ к электронной версии карты. Так, с января 2020 года пациенты московских клиник могут в тестовом режиме оформить доступ к электронной карте. Решение открыть доступ к электронной карте было принято Московским правительством по результатам общественной инициативы. Чтобы получить сведения о состоянии здоровья, нет необходимости лишний раз обращаться в поликлинику: сведения о здоровье доступны в любое время, их невозможно потерять. В электронной карте будет информация о записи к врачу, результатах диспансеризации, прохождении осмотра у частных специалистов, вакцинации и пр.
Оформить доступ к электронной медкарте вправе пациенты в возрасте старше 15 лет, у которых имеется полис ОМС. Для этого нужно на портале mos.ru заполнить данные паспорта, серию и номер полиса ОМС, номер телефона, прикрепить фотографию с паспортом.
Выводы
Таким образом, пациенту следует предпринять следующие действия в случае утраты его карты в регистратуре или отсутствия ее на приеме у врача:
Чтобы обезопасить себя от рисков утраты медицинской карты, можно оформить ее электронную версию.
Законом не предусмотрена обязанность медорганизации выдавать медицинскую карту пациенту
vectorikart / Depositphotos.com |
В ситуации, когда нужно получить необходимые результаты анализов и обследований, например, для посещения врача-специалиста в другом городе или лечебном учреждении, а амбулаторная карта находится в регистратуре поликлиники, ее администрация может предоставить не саму карту, а только те сведения, которые запрашивает пациент. И будет права, поскольку нарушений в таких действиях медорганизации не усматривается.
К такому мнению пришли эксперты службы Правового консалтинга компании «Гарант», проанализировав нормативные правовые акты, касающиеся порядка учета медицинских документов, который коррелирует с законным правом каждого гражданина получить в доступной для него форме (в том числе в виде электронных документов) имеющуюся в медорганизации информацию о состоянии своего здоровья (ч. 1, ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», далее – Закон № 323-ФЗ). Порядок и сроки выдачи таких медицинских документов утверждены приказом Минздрава России от 2 мая 2012 г. № 441н (далее – Порядок).
Кроме того, в письме Минздравсоцразвития России от 4 апреля 2005 г. № 734/МЗ-14 разъяснено, что амбулаторные карты хранятся в регистратурах: поликлиник – по участкам и в пределах участков – по улицам, домам, квартирам; центральных районных больниц и сельских амбулаторий – по населенным пунктам и алфавиту. Выдача медкарты на руки пациенту возможна только с разрешения главного врача учреждения. Обязанность по хранению и учету медицинской документации возложена на медорганизацию в соответствии с п. 11, п. 12 ч. 1 ст. 79 Закона № 323-ФЗ и п. 30 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006, согласно установленным срокам хранения.
В этой связи медорганизация может выдать амбулаторную карту на руки пациенту, но делать этого не обязана, поскольку несет ответственность за хранение документов. При этом право гражданина получать исчерпывающую информацию о своем здоровье должно соблюдаться путем выдачи необходимых сведений в установленный законом срок.
Прокурор разъясняет
Вопрос: В поликлинике потеряли мою медицинскую карту. Что мне делать?
Отвечает прокурор Кореневского района Валентина Воропаева: В соответствии с п. 12 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязанность по ведению, учету и хранению медицинской документации возложена на медицинское учреждение.
Срок хранения амбулаторной медицинской карты составляет 5 лет (п. 7.1 Перечня типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утвержденного 15.08.1988 начальником Главного архивного управления при Совете Министров СССР).
При утрате медицинской карты медицинским учреждением заводится ее дубликат, в котором на основании архивных данных восстанавливаются утраченные записи.
По вопросу выдачи дубликата медицинской карты Вам следует обратиться к главному врачу поликлиники.
Прокуратура
Курской области
Прокуратура Курской области
При утрате медкарты поликлиника выдаст дубликат
Вопрос: В поликлинике потеряли мою медицинскую карту. Что мне делать?
Отвечает прокурор Кореневского района Валентина Воропаева: В соответствии с п. 12 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязанность по ведению, учету и хранению медицинской документации возложена на медицинское учреждение.
Срок хранения амбулаторной медицинской карты составляет 5 лет (п. 7.1 Перечня типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утвержденного 15.08.1988 начальником Главного архивного управления при Совете Министров СССР).
При утрате медицинской карты медицинским учреждением заводится ее дубликат, в котором на основании архивных данных восстанавливаются утраченные записи.
По вопросу выдачи дубликата медицинской карты Вам следует обратиться к главному врачу поликлиники.
Поликлиники теряют медкарты – почему это опасно для пациентов и что делать?
Пациенты часто хотят забрать медкарту из поликлиники, но многие сталкиваются с отказом медучреждения в выдаче документа. И если копнуть поглубже, то нередко причина такого отказа простая – поликлиника просто не может выдать документ, т.к. потеряла его.
Поликлиники с недавних пор стали считать медкарты пациента своей собственностью, при этом нередко теряют медкарты, лишая пациентов возможности получить информацию о состоянии своего здоровья.
Но является ли поликлиника собственником медкарты пациента?
Чтобы ответить на этот вопрос, для начала надо понять – а кто купил эту медкарту? Кто оплатил покупку тетради или журнала, которые стали медкартой пациента? Да, врач поликлиники делает записи в медкарте, но это не означает, что автоматически медкарта пациента становится собственностью поликлиники. Из практики знаю, что именно пациенты сами «заводят» медкарту – покупают её, подписывают, при необходимости вклеивают в неё чистые листы, чтобы врачи могли делать свои записи – так уж повелось еще со времен СССР. Но если раньше пациенты спокойно брали медкарты на руки, а многие даже просто постоянно хранили их дома, то сейчас местами возникают серьезные проблемы.
Может, появился какой-то новый закон, в котором четко прописано, что медкарты являются собственность поликлиники? Нет, никакого нового закона не появилось.
Тогда почему кто-то в поликлиниках решил, что нельзя давать пациентам на руки документы, в которых содержится информация об их здоровье?
Медики пытают подвести свои аргументы под два тезиса:
1. В медкарте информация, которая составляет врачебную тайну. Из этого, по мнению врачей, следует вывод, что медкарта должна храниться в медицинском учреждении.
Весьма странное объяснение, если учесть, что медкарту желает на руки получить пациент, а не какой-то дядя с улицы, а значит – какая может быть тайна от пациента? Может, в медкарте есть приписки и тайна лишь в этом? Этот вопрос – опять же из практики обращений граждан, которые на приеме у врача случайно обнаруживали в медкартах ложные записи о приемах.
Поэтому аргумент о желании поликлиники сохранить врачебную тайну не состоятелен – если я пациент, то никакой тайны от меня самого в моей медкарте быть не должно, а значит, я вправе её получить на руки.
2. Карта должна храниться в регистратуре.
Об этом мне рассказывают пациенты и родители детей, уже столкнувшиеся с такой проблемой получения медкарты на руки.
Ко мне часто обращаются пациенты, которые хотят хранить медкарту у себя дома. Причины для этого у них разные:
— пациенты регулярно обращаются к различным врачам в разные медицинские организации, поэтому им постоянно нужны документы на руках – история их здоровья, результаты обследования, сведения о назначенном лечении, чтобы врачи могли в динамике наблюдать ситуацию. И вся эта информация есть в медкарте. Удобно, когда у пациента все это хранится в одном месте – ведь это касается его здоровья;
— пациенты переезжают из одного города в другой, а значит, вполне логично, что они хотят, чтобы в поликлинике по новому месту жительства была информация о них;
— пациенты просто не доверяют поликлинике, т.к. уже имели опыт потери медкарты в поликлинике. И лично я разделяю опасения таких пациентов, поскольку имею и личный опыт в этом вопросе – в поликлинике отсутствует моя медкарта, т.к. там её просто потеряли.
Каждая из этих причин, по которой мы, пациенты, хотим на руках иметь медкарту, является заслуживающей уважения и понимания. И не важно, касается это лично нас или наших детей.
Но кроме того, что пациенты оказываются лишенными информации об их состоянии здоровья, у этой проблемы есть еще одна сторона, о которой узнать можно, столкнувшись с совершенно иной ситуацией, на первый взгляд не имеющей никакого отношения к медицине.
С какими проблемами может столкнуться человек, если поликлиника потеряет его медкарту?
На днях ко мне обратилась женщина – она всю жизнь с рождения до 2015 года проживала в Новомосковске Тульской области, но почти 15 лет числилась у работодателя в Москве – временами ездила в Москву каждый день, кроме выходных, а временами вообще работала дистанционно – обязанности позволяли. И она не могла предположить, что эта формальность (наличие московского работодателя) может лишить её возможности пораньше уйти на пенсию.
Но именно из-за этого обстоятельства Пенсионный фонд отказал её в досрочном выходе на пенсию в 52 года. ПФР решил, что если женщина в чернобыльской зоне не работала, то она здесь и не жила.
Итак, женщине надо доказать, что она проживала в чернобыльской зоне. Обычно в качестве одного из важнейших доказательств факта проживания на льготной территории чернобыльской зоны я рекомендую использовать сведения об обращении по месту жительства за медпомощью.
Поэтому я советую клиентам получить на руки медкарту (или хотя бы заверенную поликлиникой копию), чтобы доказать, что они здесь реально проживали, обращались за медпомощью, обследовались и лечились. При наличии таких доказательств и предоставления медкарты суды решают споры в пользу граждан – это касается и пенсий, и других льгот.
Но в данном случае у этой женщины возникла проблема – поликлиники по месту жительства отказали ей в выдаче медкарты или её копии, поскольку, по словам представителей этих медучреждений, у них там нет медкарт.
Куда пропали медкарты пациента? На этот вопрос никто не дал моей клиентке вразумительного ответа. А вместе с этим теперь у неё нет необходимых доказательств проживания на льготной территории чернобыльской зоны.
Как видите, потеря поликлиникой медкарты таит в себе опасность не только по разглашению сведений, составляющих врачебную тайну, но и риск не получить меры социальной поддержки, гарантированный в определенных законом случаях.
Как предотвратить такую ситуацию?
1. Если у вас медкарта давно хранится дома, то я не рекомендую передавать её в поликлинику, т.к. в будущем вы её можете просто больше никогда не увидеть.
Лучше сделайте с неё копию, которую при необходимости можно носить с собой во время визита к врачам. А подлинник храните у себя.
2. Если у вас на руках нет медкарты, и в поликлинике её категорически не выдают пациентам, то срочно запросите надлежащим образом заверенную копию этой медкарты, а при всех визитах к врачу, когда записи делаются в медкарте, или прохождении обследований, анализов, требуйте, чтобы вам выдавали копии появляющихся в медкарте документов (новых страниц с записями).
3. Аналогичные рекомендации и по платным медицинским учреждениям – по итогам каждого визита к врачу требуйте выдачи медицинского заключения. Так у вас сформируется своя медкарта – комплект документах о посещении врачей и результатах обследования с информацией о состоянии вашего здоровья. Это надо делать даже по той простой причине, что платные клиники не хранят постоянно документы пациентов – некоторые их уничтожают каждый год, поэтому если вы заинтересованы не потерять важную информацию, то лучше позаботиться об этом заранее.
Все эти рекомендации касаются как самих пациентов, так и родителей детей-пациентов.
Положение о выдаче амбулаторных карт
Положение о выдаче амбулаторных карт пациента и их законным представителям!
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ АМБУЛАТОРНЫХ КАРТ (МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЫ АМБУЛАТОРНОГО БОЛЬНОГО) И ИНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙ ИНФОРМАЦИЮ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ПАЦИЕНТОВ (ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ).
На основании Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации» ст. 4 «Основные принципы охраны здоровья»,ст.13 «Соблюдение врачебной тайны» ст.22 «Информация о состоянии здоровья»ст.54 «Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья», Письма МЗСР РФ № 734/МЗ-14от 4 апреля 2005 г. «О порядке хранения амбулаторной карты», Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 №255 «О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг», Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152- ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями).
1. «Карта амбулаторного пациента» является медицинским документом лечебного учреждения и содержит информацию, которая составляет врачебную тайну (ст. 4 «Основные принципы охраны здоровья», ст.13 «Соблюдение врачебной тайны» Федерального закона российской Федерации от 21.11.2011. № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации»).
2. «Карта амбулаторного пациента» хранится в регистратуре поликлиники согласно ст.22 «Информация о состоянии здоровья», ст.13 «Соблюдение врачебной тайны» Основ законодательства РФ.
3. «Карта амбулаторного пациента» предоставляется лично пациенту или его законному представителю (при наличии установленных законом документов. подтверждающих его законное представительство) и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям. предусмотренными законодательств РФ, третьим лицам в установленном законодательством порядке (ст. 13 «Соблюдение врачебной тайны»). Пациент лично, либо его законный представитель (ст.54 «Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья») имеют право через лечащего врача знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента.
4. Факт выдачи «Карты амбулаторного пациента» регистрируется медицинским регистратором поликлиники в специальном журнале установленной формы на основании личного заявления пациента(законного представителя) с разрешения руководителя лечебного учреждения или заведующего отделением.
ПОРЯДОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ АМБУЛАТОРНОЙ КАРТЫ:
1.Пациент или его законный представитель (при наличии установленных законом документов, подтверждающих его законное представительство имеют право обратиться к своему лечащему участковому терапевту или врачу его заменяющему, либо к лечащему врачу-специалисту в часы его работы для ознакомления с амбулаторной картой (медицинской картой амбулаторного больного) и иной медицинской документацией, содержащей данные о состоянии здоровья пациента (персональные данные).
2. Выдача амбулаторной карты на руки пациенту (законному представителю) возможна в исключительных случаях при его направлении лечащим врачом поликлиники на консультацию в другую Медицинскую организацию или на лечение по решению Врачебной Комиссии, после письменного заявления гражданина (законного представителя) с полным указанием ФИО, адреса. паспорта, телефонов и с указанием обязательства возврат, т.е. срока возврата медицинской карты.
3. Лечащий врач фиксирует Факт выдачи карты в регистратуре в соответствующем журнале с указанием причины выдачи и сроков возврата документации.
4. Пациент имеет право обратиться к лечащему врачу. либо к заведующему отделением, либо к председателю Врачебной Комиссии, либо к начальнику поликлиники с посменным заявлением для предоставления в течении 7 рабочих дней копии медицинской документации или выписки из амбулаторной карты для обследования и лечения по имеющемуся заболеванию в другой медицинской организации.
5. Хранение амбулаторной карты вне медицинского учреждения, в котором была оформлена, недопустимо!