В берестов чему первым
Кто чему научится
Чему первым делом
Научится кошка?
— Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
— Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
— Читать!
Котёнок вырастет кошкой,
Такой же, как все на свете.
Птенец превратится в птицу,
Такую ж, как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают,
И даже их мамы и папы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
4. Внимательно прочитайте стихотворение и выполни-
Кто чему научится Чему первым делом Научится кошка?
Чему первым делом Научится птица?
Котёнок вырастет кошкой,
Такой же, как все на свете.
И даже их мамы и папы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети.
Чему первым делом Научится школьник?
Котёнок вырастет кошкой, Такой же, как все на свете. Птенец превратится в птицу. Такую ж, как все на свете, А дети читают, А дети мечтают, и даже их мамы и папы не знают, Кем станут, кем вырастут дети.
1) Какова основная мысль автора этих строк? 2) Согласны ли вы с главной идеей стихотворения? Аргумен-
тируйте письменно свою точку зрения.
Думаю можем, но как правило чем лучше образование, тем выше доход
В современном мире люди не могут обходиться без общения, человек большинство своего времени проводит в обществе: на работе в офисе, в семье, с друзьями. И для эффективного и насыщенного общения существует речь. Любая общественная деятельность не обходится без нее, также существует множество профессий, где необходимы навыки общения с людьми: учителя, юристы, журналисты и политики и т.п.
В разговоре участвуют два человека: тот, кто слушает, и тот, кто говорит. Причем особенность общения такова, что люди постоянно меняются ролями для более эффективного разговора. Для удачного разговора всегда необходима тема и знание языка.
Личность человека формируется за счет общения. Через других людей, развитых, образованных эрудированных и эмоционально созревших, мы получаем важную информацию об окружающем мире, которая формирует наше мировоззрение и помогает нам стать культурными, воспитанными, нравственно развитыми и цивилизованными людьми. Уже с рождения мы развиваем наши познавательные навыки. Существует множество примеров, когда человек воспитывается не в обществе людей. Дети, попавшие в волчьи стаи и воспитывавшиеся там в течение долгого времени, уже не смогут адаптироваться к человеческому обществу. Внешне они, конечно, похожи на человека, но внутренне они больше похожи на животное, они психически неразвиты и перевоспитать их уже невозможно. Успешная социализация – еще одна неоценимая функция общения.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Если общение человека полноценно, то он чувствует себя удовлетворенным и счастливым, это способствует развитию его возможностей, самореализации и успеху. Если же человек напротив, мало общается, замыкается в себе, то он развивает в себе комплекс неполноценности, лишает себя полезной информации и новых возможностей, общее психическое состояние человека ухудшается. Таким образом, значение общения в жизни человека очень велико.
Валентин Дмитриевич Берестов
Фото Все
Видео Все
Валентин Берестов | Литературный клуб «Классики XXI века»
Валентин Берестов — биография
Валентин Берестов – известный писатель, переводчик, поэт-лирик, пушкинист, мемуарист, исследователь. Создавал свои произведения, как для детей, так и для взрослых. Состоял в Союзе писателей СССР.
Советская поэзия для детей – явление уникальное, а поэт Валентин Берестов самый яркий из ее создателей. В своих произведениях он «проповедовал» нравственность и доброту, любовь к человеку и животному, в них торжествовала правда и красота. Так он понимал главную ценность и поэзии и самой жизни. То же самое прослеживается и в его прозаических сказках, которые звучат, как стихотворные строчки. Известная поэтесса прошлого века Новелла Матвеева как-то сказала, что считает Берестова человеком столетия, потому что в таких людях 20-й век нуждался больше всего.
Детство
Родился Валентин Берестов в старинном городе Мещовске Калужской губернии 1 апреля 1928 года. Городок был совсем маленький, но подарил стране еще одну знаменитость – государственного деятеля Вячеслава Плеве. Но мальчик Валя, родившийся спустя 82 года после этого, прославил городок, сохранив его имя в истории, как родину известного литератора.
О себе Валентин говорил, что он социальный полукровка. Дело в том, что его отец Дмитрий Берестов был выходцем из крестьянской семьи, мама Зинаида – потомственная дворянка. Родители серьезно увлекались музыкой и театром. Папа, обычный учитель истории в школе, обладал прекрасными вокальными данными, часто пел сыну, а потом и двум младшим отпрыскам колыбельные на музыку Моцарта и Чайковского. Мама участвовала в постановках любительского театра.
Валентин Берестов в детстве
Валентин рано начал читать, ему исполнилось только четыре года. Большую лепту в это внесла прабабушка, практически слепая старушка, которая все равно выписывала газеты и просила внука пересказать, что нарисовано в карикатурах. Она с легкостью угадывала, что написано под этими рисунками, и правнук с лету схватывал первые буквы. В первый класс Берестов отправился в 14-ю Калужскую школу, носившую название Железнодорожной.
В самом начале войны отца призвали в армию, а семья оказалась в эвакуации в Ташкенте. Вопреки досужему выражению, что это город хлебный, хлеба как раз и не хватало, слишком много туда приехало эвакуированных. Зато в достатке оказалось поэзии, в Ташкент тогда отправили в эвакуацию многих поэтов и литературных деятелей. «Звание» старшего мужчины в семье накладывало отпечаток на Валентина. Тринадцатилетний подросток беспокоился за отца, и это волнение выливалось в первые стихотворные строчки. Тетрадей не было, мама сама склеивала их для сына из обрывков упаковочной бумаги, которые приносила с работы. Зинаида трудилась на эвакуированной в Ташкент фабрике Гознак, в качестве вахтерши. Женщина охраняла тюки, в которых находились отпечатанные деньги. Во время погрузки плотная оберточная бумага иногда рвалась, и именно эти обрывки служили юному поэту вместо тетрадей.
Валентин читал свои стихи друзьям, они бережно передавали их своим товарищам и родителям. Таким образом, произведения начинающего поэта однажды попали к Корнею Чуковскому, тоже эвакуированному в Ташкент.
Валентин Берестов в юности
Прошло немного времени, и в его биографии случился крутой поворот. Мальчика представили Корнею Чуковскому, а тот в свою очередь привел его к Анне Ахматовой и Надежде Мандельштам, вдове известного поэта Осипа Мандельштама. Женщины жили вместе в небольшой комнатушке. Известным литераторам удалось разглядеть в этом нескладном пареньке большой потенциал, они прочили ему успех на литературном поприще. Вооружившись рекомендательными письмами маститых литераторов, Берестов без труда прошел отбор в подмосковную школу при интернате для талантливых детей в 1944 году. Через два года его произведения уже были опубликованы.
Но литература оказалась не единственной страстью Валентина Берестова. Кроме этого он увлекался историей и археологией. Корней Чуковский еще несколько лет тому назад заметил, что Валентин начнет свою творческую биографию с лирической поэзии, потом станет писать для детей, а в более взрослом возрасте переключится на серьезные научные исследования. Так и случилось. Берестов получил диплом исторического факультета МГУ, потом учился в аспирантуре этнографического института, в студенческие годы не раз участвовал в археологических экспедициях.
Творчество
Валентина Берестова знают, прежде всего, как детского литератора, он писал сказки, стихи и рассказы. Во всех его произведениях – мягкий юмор, игра слов. К примеру, стих «Картинки в лужах» — поэтический рассказ о том, что ребенок увидел в первой, второй и третьей луже, а вот четвертая прославилась тем, что он промочил в ней ножки.
Валентин Берестов в молодости
Берестов стал автором двух стихотворных букварей – «Веселой азбуки» и «Цирковой азбуки». Во втором с определенной буквы начиналась не одна строка, а несколько строк четверостишия.
Валентин Берестов в творческом процессе
Прославился Валентин Берестов и своими «взрослыми» произведениями. Культурное наследие литератора состоит из эпиграмм, Лирических стихов, научно-популярной литературы в области истории и археологии, мемуаров. Огромный вклад внес Берестов в изучение творчества Александра Пушкина и Владимира Высоцкого.
Последние десять лет своей жизни Берестов посвятил музыке. Он стал исполнителем городских романсов, которые звучали в эфире радиопрограмм Эдуарда Успенского.
Личная жизнь
Известный литератор долго пытался устроить свою личную жизнь, он женился три раза. Его первой супругой стала девушка Лариса в 1952 году. В 1954 году супруга подарила Берестову дочку Марину. Именно с рождением дочери поэт вдохновился на создание произведений для детей. Это его малышка однажды произнесла: «Как хорошо уметь читать!», и Валентин начал с этой строчки свое самое известное стихотворение, кстати, под аналогичным названием. Стих «Про девочку Марину и ее машину» поэт тоже посвятил своей любимой доченьке.
Но семейная жизнь пары как-то не сложилась. Мать и брат поэта так и не приняли Ларису, они считали, что она совсем не заботится о муже. Да и сам Берестов критически относился к жене, особенно после того, как познакомился с супругами своих коллег – Чуковского и Маршака. Лариса «не дотягивала» до их уровня. Супруги разошлись в 1968-м.
Валентин Берестов со второй женой Татьяной Александровой
Второй раз литератор женился на «лучшей из женщин» — Татьяне Александровой, известной художнице и писательнице, авторе сказки о домовенке Кузе. Они были знакомы очень давно, еще со времен фольклорных экспедиций. Этот брак длился на протяжении пятнадцати лет, причем десять из них Татьяна боролась с онкологией. Они были не просто супругами, но и творческим дуэтом. Результатом их сотрудничества стали детские сказки и сборник, в основе которого мотивы главного издания Владимира Даля.
После того, как Татьяны не стало, Валентин понял, что вместе с ней ушла и частичка его души. Он не хотел состариться в одиночестве, поэтому в 1986 году женился на Наталье Александровой, сестре-близнеце его покойной жены.
Валентин Берестов с женой и ребенком
Близкие знакомые литератора отмечали, что он исключительно порядочный человек, способный протянуть руку помощи нуждающимся, даже, несмотря на то, чем эта помощь может обернуться для него самого. В 1966-м Валентин Берестов подписался под письмом, которое составили в защиту Даниэля и Синявского, не задумываясь о том, какие последствия последуют за этим благородным поступком.
Смерть
Снимки Берестова последних лет жизни подтверждают, что он был серьезно болен. Вместо худощавого бодрого литератора появился седовласый пожилой человек, страдающий гипертонией. Чтобы болезнь не застала его врасплох, он не расставался с нитроглицерином.
1 апреля 1998-го литератор отметил славный юбилей – семидесятилетие. Этот день он провел со своей любимой дочерью Мариной, которая уже давно жила в Соединенных Штатах Америки. Девушка вышла замуж за гражданина Доминиканы и уехала вместе с ним. Берестов прочел лекцию в университете Нью-Йорка, познакомил слушателей с неизвестным стихотворением Александра Пушкина. Ничего не предвещало беды. Вернувшись в Москву, Берестов свалился с инфарктом, в результате которого и умер 15 апреля 1998 года.
Могила Валентина Берестова
Местом его упокоения стало столичное Хованское кладбище, его похорони рядом со второй женой, Татьяной Александровой.
Произведения
Ссылки
Берестов Валентин Дмитриевич
01.04.1928, г. Мещовск, Калужская обл. — 15.04.1998, Москва
русский поэт, прозаик, переводчик
Все исследователи обязательно сообщают, что Валя Берестов научился читать в четыре года. Но почему-то никто не рассказывает, каким необыкновенным способом это произошло. Дело в том, что первым буквам (во всяком случае — двум первым буквам) мальчика научила слепая прабабушка. Она выписывала газету «Известия» и, не имея возможности читать, просила правнука пересказывать словами карикатуры, которые в газете помещались. «На иных карикатурах, какие я ей рассказывал, — вспоминал Валентин Дмитриевич — средь бурного моря высился гордый утёс с четырьмя буквами по крутому обрыву. «Три одинаковых буквы рядом? — спросила прабабушка. — Не иначе СССР!» Это и было первое слово, прочитанное будущим поэтом.
Он родился в маленьком городе Мещовске, а на исходе жизни написал книгу, которая так и называлась — «Детство в маленьком городе». Там есть и замечательный папа — учитель истории, и совсем молодая мама, и бабушка, тайком от всех окрестившая внука, и единственная городская библиотека, где Валя Берестов, научившись читать, хохотал над книжками так громко, что его уводили на крыльцо под навес… Но мемуарный том кончается ранним детством, в нём нет рассказа про войну, которая забросила семью Берестовых в Ташкент и, в конечном счете, указала вдохновенному читателю путь в писатели. Потому что именно в Ташкенте, в эвакуации, жили тогда люди, с которыми мальчик из города Мещовска при других обстоятельствах вряд ли бы познакомился.
В местном Дворце пионеров преподавала английский язык женщина по имени Надежда Яковлевна. Она заметила способного ребёнка, давно писавшего стихи, и отвела его к своей знакомой — Анне Андреевне… Так Валентин Берестов увидел Надежду Мандельштам и Анну Ахматову. А потом он познакомился с Чуковским, и это была уже не просто встреча, это была судьба. Сначала Чуковский буквально спас серьёзно заболевшего подростка, а уже после войны, на долгие годы остался верным старшим другом и коллегой по литературному цеху.
Правда, от писательских дел Валентин Берестов отвлёкся на десять с лишним лет, чтобы закончить истфак МГУ, аспирантуру Института этнографии, поработать на археологических раскопках в Новгороде и Хорезме… Но от судьбы не уйдёшь, и поиски слов для выражения чувств пересилили всё остальное. Берестов даже спросил как-то Чуковского: «…чем же мне заниматься в литературе, на чём одном сосредоточиться?»
«Вы всегда будете переходить от науки к детстихам, от детстихов к лирике, от лирики к художественной прозе, — ответил Корней Иванович. — Такова особенность вашей психики». Многоопытный мастер оказался абсолютно прав, предсказывая начинающему автору такую непростую, зато совсем нескучную творческую судьбу. Однако жизнь оказалась значительно богаче предсказания, ибо к перечисленным жанрам добавились ещё публицистика, переводы, литературоведение, мемуары и даже настоящие, по выражению Новеллы Матвеевой, трубадурские песни, которые Валентин Дмитриевич стал исполнять для широкой публики уже в очень зрелом возрасте.
Такое размашистое разнообразие могло бы показаться удивительным и даже странным, если бы не одна черта, одно-единственное свойство, которое собирает в дружную семью все книги, все строчки, все слова и даже самые маленькие запятые, оставленные на бумаге Валентином Берестовым. Научного названия нет. А «своими словами», по-человечески, волшебное это свойство называется, наверное, так: умная простота. Причём от полноты жизни, от уверенности в том, что эта жизнь, несмотря ни на что, прекрасна, добрый писатель Берестов почти всё время улыбается. И, совершенно не стесняясь, пишет буквально так:
Конечно, его изыскания в области пушкиноведения или шекспироведения — серьёзный труд. Однако, выступая по радио, Берестов вдруг берёт и «пересказывает» каждую главу «Евгения Онегина» одним четверостишием собственного сочинения. Например:
Конечно, лирические произведения поэта у одних читателей вызывают светлую грусть, у других — умиление, задумчивость и даже философский настрой, но между плавно текущих ямбов то и дело блеснёт пара строк, после которых всё равно улыбнёшься:
Что же говорить о «детстихах», которые предсказывал Чуковский. Разумеется, человек такого настроя, такого склада, как Валентин Берестов, стал одним из самых любимых детских поэтов второй половины минувшего века. Обаяние его весёлых «стишков» было настолько велико, что долгое время Валентин Дмитриевич считался поэтом исключительно для малышей и малюток.
На самом деле и взрослые и дети начали радоваться с 1957 года, когда на свет появилась тонюсенькая книжечка для дошкольников «Про машину» — первое детское издание Берестова. Потом стали выходить сборники стихов и сказок: «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка»… Сказки были и поэтические, и прозаические, иногда написанные вместе с горячо любимой женой — художницей и писательницей Татьяной Александровой. В шестидесятых годах появились исторические повести «Меч в золотых ножнах» и «Два огня» — отголоски научной юности Валентина Дмитриевича. Солидный двухтомник избранных произведений вышел в год смерти писателя, и по мере движения дальнейшей жизни всё больше серьёзных взрослых людей стали говорить о творчестве Валентина Берестова всё больше серьёзных взрослых слов. Они безусловно правы. Только не надо забывать, что именно этот человек очень хорошо знал или хотя бы догадывался, как решить самую важную проблему на свете:
Ирина Линкова
ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.Д.БЕРЕСТОВА
ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: В 2 т. — М.: Изд-во Сабашниковых: Вагриус, 1998.
В два солидных тома избранных сочинений Валентина Берестова вошли его «детские» и «взрослые» стихи, фантастические произведения, а еще повести, рассказы и очерки по археологии.
ВЕСЕЛОЕ ЛЕТО / Рис. В.Сутеева. — М.: РОСМЭН: Лига, 1996. — 17 с.: ил.
Маленькие стишки для самых маленьких детей.
ЖАВОРОНОК: Стихи и сказки / Рис. Л.Токмакова. — М.: Дет. лит., 1988. — 144 с.: ил.
Художник Лев Токмаков часто иллюстрировал книги Валентина Берестова. И что удивительно, ему удается «сделать» очередную книжку вовсе не похожей на все предыдущие. Не потому ли одни и те же стихи поэта каждый раз звучат чуть по-новому.
БЕРЕСТОВ В. ЗАСТЕНЧИВЫЙ ТРУБАЧ / Ил. Г. и Н.Александровых, И.Билибина. — М.: Вагант, 2001. — 487 с.: ил.
Удивительный сборник. Он составлен с любовью и нежностью близкими поэта уже после его смерти. В него включены воспоминания Валентина Берестова, стихи и переводы разных лет и даже… «настоящие трубадурские песни со своими собственными оригинальными мелодиями» (Новелла Матвеева).
КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ…: Стихи / Рис. О.Горбушина и др. — М.: Самовар, 2002. — 112 с.: ил.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
На самом деле — как это хорошо!
КАРТИНКИ В ЛУЖАХ: Стихи / Рис. Л.Токмакова. — М.: РОСМЭН, 1996. — 112 с.: ил.
Кто сказал, что по лужам можно только бегать? Ничего подобного. Их можно разглядывать, как самые настоящие картины.
ЛЮБИМЫЕ СТИХИ / Худож. Т.Галанова, Е.Запесочная, Н.Кудрявцева и др. — М.: АСТ-Пресс, 1997. — 287 с.: ил.
Ну, что тут скажешь, любимые стихи — они и есть любимые стихи!
ПЕРВЫЙ ЛИСТОПАД: Стихи / Послесл. Л.Звонаревой; Рис. Т.Александровой. — М.: Дет. лит., 1990. — 94 с.: ил.
Какая солнечная книжка… В ней так много света — и от стихов Валентина Берестова, и от рисунков Татьяны Александровой.
ПО ДОРОЖКЕ В ПЕРВЫЙ КЛАСС: Стихи / Худож. С.Остров. — М.: Малыш, 1990. — 24 с.: ил.
Стихи можно написать… Но, оказывается, что стихи можно еще и нарисовать.
СТИХИ О ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ / Худож. А.Денисов. — М.: Сов. Россия, 1981. — 112 с.: ил.
УДИВЛЕНИЕ: Стихи. — Калининград: Янтарный сказ, 2002. — 176 с.: ил.
Недаром говорят, что все хорошее — от удивления.
ШКОЛЬНАЯ ЛИРИКА: Стихи / Худож. А.Ременник. — М.: Дет. лит., 1981. — 110 с.: ил.
Многие знатоки детской психологии до сих пор утверждают, что подростки не понимают и не любят стихов. Как же они, знатоки эти, ошибаются!
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА / Худож. В.Канивец. — СПб.: Мир ребенка, 1997. — 94 с.: ил.
Старая сказка, рассказанная по-новому.
ЮНОСТЬ ДАВИДА; ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ ИОНА: Библейские предания / Пересказал В.Берестов // Вавилонская башня и другие древние легенды. — М.: РОСМЭН, 2001. — С. 109-128; с. 185-193.
В середине 1960-х годов К.И.Чуковский задумал удивительное по тем временам издание. Под его редакцией должен был выйти сборник пересказов библейских мифов. Адресован он был дошкольникам и первоклассникам. А над пересказами трудились самые талантливые детские писатели, среди которых был и Валентин Берестов. К сожалению, тогда сборник не увидел свет по «идеологическим» соображениям. И только в начале 90-х эта книга наконец-то была издана.
Кстати, пересказы двух библейских легенд, выполненных для этого сборника Валентином Берестовым, можно найти и в других изданиях. Например: Александрова Т., Берестов В. Застенчивый трубач. — М.: Дрофа, 2001.
АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. ЗАСТЕНЧИВЫЙ ТРУБАЧ: Стихи, повесть, фантастика, библейские предания / Сост. Р.Н.Ефремова; Худож. Л.А.Токмаков. — М.: Дрофа, 2001. — 476 с.: ил.
АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. КАРУСЕЛЬ: Стихи и сказки / Сост. Р.Н.Ефремова; Худож. Г.В.Александрова. — М.: Дрофа, 2001. — 443 с.: ил.
АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. КУЗЬКА: Сказки / Сост. Р.Н.Ефремова; Худож. Г.В.Александрова. — М.: Дрофа, 2001. — 348 с.: ил.
АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. КАТЯ В ИГРУШЕЧНОМ ГОРОДЕ: Повесть-сказка / Худож. Л.Токмаков. — М.: Дет. лит., 1990. — 127 с.: ил.
Что вы любили больше всего на свете, когда вам было пять? Сказки и игрушки! В этой книге есть и то, и другое.
ВАНГЕЛИ С.С. ГУГУЦЕ — КАПИТАН КОРАБЛЯ / Пер. с молд. В.Берестова. — М.: Дет. лит., 1980. — 175 с.: ил.
ВИЕРУ Г.П. ВЕСЕЛАЯ АЗБУКА: Сказки / Пересказал с молд. В.Берестов. — М.: Дет. лит., 1979. — 69 с.: ил.
ГРУБИН Ф. ЦЫПЛЕНОК И ПОЛЕ: Стихи / Пересказ с чеш. В.Берестова. — М.: Дет. лит., 1977. — 12 с.: ил — (Для маленьких).
ДАНИЛОВ С.П. КРУГЛЫЙ ДОМ / Вольный пересказ с якут. — М.: Малыш, 1970. — 16 с.: ил.
КАРЕМ М. ПЕСЕНКА ВОЛЫНКИ: Стихи / Пер. с фр. В.Берестова, М.Яснова. — Л.: Дет. лит., 1986. — 36 с.: ил.
ПЕРРО Ш. КОТ В САПОГАХ: Сказка / Пер. с фр. В.Берестова. — М.: Дет. лит., 1970. — 32 с.: ил.
ЮСУПОВ Н.А. КТО КОГО ЛЮБИТ: Стихи / Пер. с лакск. В.Берестова. — М.: Дет. лит., 1984. — 126 с.: ил.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО: Сб. / Сост. В.Берестов — М.: Дет. лит., 1978. — 317 с.: ил.
В какой-то степени этот сборник — одно из лучших произведений Валентина Берестова. Его поклон своему Учителю — Корнею Ивановичу Чуковскому. А статья Валентина Дмитриевича «Пища богов» — украшение сборника.
Надежда Ильчук, Ирина Казюлькина
ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ В.Д.БЕРЕСТОВА
Берестов В. [О себе] // Ку-ка-ре-ку. — М.: СП «Слово»; [Сыктывкар]: Коми кн. изд-во, [1990]. — С. 109.
Берестов В. Светлые силы: Из книги воспоминаний // Берестов В. Избр. произв.: В 2 т.: Т. 1. — М.: Вагриус, 1998. — С. 509-601.
Ампилов А. «Вот так и идти бы сквозь сумрак и свет…» // Ампилов А. Домашние тапочки: Стихи. — СПб.: Вита Нова, 2002. — С. 156-157.
Бегак Б. Доброе утро // Бегак Б. Сложная простота. — М.: Сов. писатель, 1980. — С. 179-193.
[Воспоминания Ф.Г.Раневской о встрече с В.Берестовым в 1946 году] // Щеглов А. Раневская: Фрагменты жизни. — М.: Захаров, 1998. — С. 94.
Звонарева Л. «Художник, что живет в любом из нас…» // Берестов В. Первый листопад. — М.: Дет. лит., 1990. — С. 86-89.
Колотов Б. Воспоминания о Валентине Берестове. — М.: Макс-Пресс, 2002. — 40 с.: ил.
Кузнецова Н.И. Мещерякова М.И. Берестов Валентин Дмитриевич // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиогр. словарь. — М.: Флинта: Наука, 1998. — С. 54-56.
Михалков С. Стихи Валентина Берестова // Михалков С. Чувство локтя. — М.: Сов. писатель, 1971. — С. 254-257.
Падерина Е.Г. Берестов Валентин Дмитриевич // Русские писатели 20 века: Биогр. словарь. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000. — С. 90-91.
Турков А. На солнечной опушке // Берестов В. Улыбка. — М.: Дет. лит., 1986. — С. 5-8.
Чернов А.Ю. Прогулка по Невскому с Валентином Берестовым; Руны брату: Стихи // Чернов А.Ю. Нежилой фонд. — М.; СПб.: Изограф, 2000. — С. 97, с. 105.
Н.И., И.К.
ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.Д.БЕРЕСТОВА
Как нашли друга. Мультфильм. Реж. Л.Домнин. СССР, 1981.
Александрова Т., Берестов В. Катя в игрушечном городе: Подснежник
Мишка очень обрадовался, когда Катя согласилась пойти к нему в гости. Он взял ее в лапы и понес.
— Быть медвежонком, Катюша, не так-то просто, — втолковывал он девочке по дороге. — Для этого нужно любить мед.
— Я его люблю! — ответила Катя.
— Молодец! — похвалил Мишка. — А малину?
— И малину, — сказала Катя. — Она сладкая.
— Умница! — одобрил Мишка.
Дальше выяснилось, что медвежонку надо уметь ходить на задних лапах, кувыркаться, баловаться, лазать по деревьям, плескаться в ручье и, конечно, спать.
Катя все это умела.
— Ты даже не подозреваешь, дочка, — гудел довольный Мишка, — до чего славный медвежонок из тебя получается! Только когда плещешься и вообще когда приятно, всегда делай «фрр», когда спишь — «хрр», а когда сердишься, делай как можно громче «гррр!».
(Повторяем медвежьи звуки, сопровождая их движениями)
— Кстати, ты знаешь, что такое подберезовик? — спросил Мишка. Мордочка у него была хитрая.
— Это такой гриб — ответила Катя.
— Фрр! Вот и не угадала! — обрадовался Мишка.— Это медведь, который спит под березой. А что такое подосиновик?
— Медведь, который спит под осиной? — предположила Катя.
— Фрр! Вот чудачка! — развеселился Мишка. — Это такой гриб с красной шляпкой. А что такое подснежник?
— Весенний цветок — ответила Катя.
— Ничего себе цветок! — удивился Мишка.— Подснежник — это медведь, который всю зиму спал под снегом, а весной вылез на солнышко. Не смейся, пожалуйста, это тебе не шутка — проспать всю зиму. А вот и берлога.
Это была круглая корзинка, а в ней мягкая перина, теплое одеяло, пуховая подушка и книжка с картинками.
Мишка уложил Катю в берлогу и спросил:
— Кстати, какая лапа у тебя самая вкусная? Не знаешь? Надо знать! У меня, например, левая. Поэтому ползимы я сосу правую лапу, а левую, самую вкусную, берегу на закуску. Ну, теперь спи, тренируйся. Сон для нас, медведей, очень важное дело.
И Мишка начал покачивать корзинку, напевая песенку:
Тук-тук-тук! стучат капели,
Гонят Мишку из постели.
И поскорее выбралась наружу, довольная, что из нее получился такой веселый подснежник.
Но Мишка только вздохнул и решил сам показать девочке, как надо учиться спать, залез в берлогу, взбил подушку, подоткнул одеяло, взял книжку, сделал «хррр!», и книжка накрыла его с головой.
— Как у него здорово получается! — позавидовала Катя.
Она тихо постояла рядом с берлогой, потом побегала вокруг корзинки, потом заглянула в щелку: Мишка во сне вынимал из пасти правую лапу, чтобы приняться за левую.
«Значит, ползимы прошло, — решила девочка. — Новый год уже позади!» И тут она придумала песенку:
Мишка, Мишка, лежебока,
Спал он крепко и глубоко,
Зиму целую проспал,
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы Мишеньке храпеть.
Эх ты, Мишенька-медведь!
— Тсс, — делала Катя, прикладывая палец ко рту. — Не мешайте ему, пожалуйста! Он тренируется. Он — Подснежник!
Берестов В.Д. Стихи
Стихи, пронизанные солнцем
Стихотворная миниатюра для малышей — одна из наиболее сложных и капризных поэтических форм. Каждое слово здесь на виду и на слуху.
В «крошечных» стихах Валентина Берестова тусклых, скучных, фальшивых слов никогда не бывает. Их мелодия удивительно чиста и бравурна. Потому, наверно, и кажется, что стихи эти насквозь пронизаны солнцем и смехом.
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
Ключик, ключик, родничок,
Чистая волна!
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьёт со дна.
Дружно Тучка с солнышком опять |