Творожковский свято троицкий монастырь псковская область
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Какое хорошее название – Творожково! Как сыр в масле…
Дорога к деревне идёт с горки на горку.
Иногда по ней возят танки.
В самом Творожково асфальт. Прямо рядом с дорогой стоит монастырь.
Стена монастыря состоит из валунов. Прямо настоящая крепостная монастырская стена.
Слева от собора кладбище.
Перед входом в собор под сенью деревьев стоят скамеечки, два бака с питьевой водой.
Собор стоит на возвышении. Рядом, в низине, монастырские корпуса.
Крепкие, бревенчатые. Зимой в них, наверное, тепло.
Создавался он в 1862 году как женская община благочестивой дворянкой, выпускницей Смольного института благородных девиц Александрой Филипповной Шмаковой, в замужестве фон Розе. Эта удивительная женщина потратила многие годы и большие финансовые средства, чтобы построить Свято-Троицкий Творожковский монастырь. В 1858 г. супруги фон Розе купили имение Творожково в Гдовском уезде Санкт-Петербургской губернии, находившееся рядом с деревнями Гаврилова Гора (где располагался Никольский Быстреевский погост) и Барский Дубок, и потратили многие годы и большие средства на строительство. Богатый дворянин Карл Андреевич фон Розе был немцем, лютеранином. После ранней смерти их дочери Марии под влиянием благочестивой жизни супруги Карл Андреевич принял православие с наречением именем Николай. После смерти мужа Александра Филипповна начала создавать здесь женскую общину. Строительство Свято-Троицкого Творожковского монастыря потребовало больших денежных усилий. Они увенчались успехом. Под руководством своего духовного отца – настоятеля Череменецкого монастыря (неподалеку от Луги) игумена Антония (Бочкова), друга святителя Игнатия (Брянчанинова), Александра Филипповна добилась основания общины-монастыря. 16 августа 1862 г. Святейший Синод выпустил Указ об учреждении женской обители и приюта для девиц духовного звания в Творожково.
Все имущество вдовы было передано в собственность общины, в том числе имение Творожково и участок земли в 619 десятин (566 га) со всеми угодьями, скотом, озерами, рыбной ловлей и постройками. Вдова стала матушкой под именем Ангелины.
В 1875 году стали строить каменный Свято-Троицкий храм. Освятили его 5 сентября 1882 года.
Монастырь имел два подворья в С.-Петербурге в Старой Деревне и на Роменской ул.
В 1929 году монастырь был закрыт, а монахини на машинах увезены в неизвестном направлении. Свято-Троицкий храм обители был сильно разрушен, церковь «Всех скорбящих Радость», домовая церковь матери настоятельницы Ангелины (фон Розе), разрушена до основания.
4 августа 1994 г. вновь установлены кресты на могилах матушки Ангелины, основательницы монастыря, блаженной матушки Ольги и настоятельницы Георгии.
В 1995 г. с благословения старца Николая (Гурьянова) Талабского начались первые работы по восстановлению обители.
В 2005 г. освящен храм во имя иконы Божий Матери «Всех скорбящих Радость», а 5 августа 2007 г. владыка Евсевий (Саввин) освятил восстановленный Свято-Троицкий храм.
При монастыре открыта воскресная школа.
Расстояние от Струг Красных до Творожковского женского монастыря 35 км. Доехать можно автобусом Струги – Творожково.
Адрес: 181138, Псковская область, Стругокрасненский район, д. Творожково, Свято – Троицкий Творожковский монастырь, тел. (233) 5-41-54;
81132-5-61-60 (нуждаются в проверке).
Рядом с монастырём есть автобусная остановка. Есть магазин. Сам монастырь находится прямо у въезда в деревню. Весь белый, сияющий, он виден сразу же.
Обратная дорога через Струги Красные, Новоселье, Цапельку до Пскова заняла где-то примерно час, полтора. Доехали быстро. Устали. Но до сих пор нет-нет, да и вспомнится Творожково с красивым светлым монастырём…
В этой обители до сих пор происходят всевозможные чудеса
Православные тропы» – очередной проект «Псковской правды». Вместе с вами Мы побываем в монастырях Псковской области – от известных сегодня всей стране до совсем крохотных, только недавно восстановленных. Вы узнаете о главных святынях каждой обители, памятниках архитектуры, преданиях и чудесных исцелениях. Итак, в путь. Сегодня наша дорога ведет к границе Островского и Порховского районов в Свято-Введенский женский монастырь.
Если вы думаете, что мобильная связь и интернет давно проникли во все уголки нашей Псковской области, то глубоко заблуждаетесь. Стоило редакционному автомобилю свернуть в Стругах Красных в сторону Творожково, как сначала закончился асфальт, чуть позже – интернет и мобильная связь. А вот дождя досталось с избытком. Мы медленно ехали по грунтовке за грейдером и обсуждали, доберемся ли до пункта назначения и как вообще можно жить в такой глуши без ставших привычными благ цивилизации…
Спасибо указателям вдоль дороги: не дали заблудиться! Но все равно Творожково показалось из-за леса и пелены дождя неожиданно. 110 километров пути из Пскова остались позади.
Перед нами – деревенские домики, на фоне которых удивительно нарядно и празднично смотрятся белоснежные монастырские врата, храм и колокольня. Изредка сквозь плотные тучи пробиваются солнечные лучики, и тогда золотые кресты на маковках собора начинают «гореть» ярким пламенем.
Служба сегодня началась раньше обычного, поэтому сейчас все прихожане уже разошлись по домам. Пройти на территорию монастыря можно в любое время, даже если огромные металлические ворота окажутся закрытыми. С нехитрой задвижкой справится любой…
Врата оказались незапертыми, а за ними нас ждало новое открытие. К белоснежной красоте каменного собора присоединились кружева двухэтажного деревянного храма, многообразие красок живых цветов и удивительной красоты лесное озеро.
По-другому и быть не может
Нашим гидом по Свято-Троицкому Творожковскому женскому монастырю стала инокиня Феона. Монастырские правила запрещают фотографировать ее, поэтому придется поверить на слово, что это молодая женщина с удивительно добрым лицом и… привыкшими к физическому труду руками. Слушать ее можно часами. Кажется, что ни один вопрос по истории обители не может застать Феону врасплох.
– Наша главная святыня – это, конечно, каменный Троицкий собор, его восстановление было закончено в 2007 году, – показывает наш гид. – А это – деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Он построен примерно на том месте, где в XIX веке был возведен первый храм. Единственное – по площади стал немного меньше. Сейчас на первом этаже находится ризница, на втором – только храм. На острове Молитв возведен храм-часовня в честь святителя Николая Чудотворца.
Показала нам инокиня и деревянный одноэтажный домик, где живет игуменья монастыря. В двухэтажном кирпичном здании располагается сестринский корпус. Отдельно стоит трапезный корпус, в нем находятся кухня с трапезной. Специально для владыки в обители построен отдельный дом.
В Творожковском монастыре особенно рады гостям, которые хотят потрудиться во славу Божию. Строительные работы в обители еще не закончены.
Немного поодаль размещаются склады и прочие хозяйственные постройки.
А еще в обители свой плодовый сад и много-много-много цветов.
– Плодовые деревья и кустарники посадили в прошлом году, – рассказывает Феона. – Почему везде много цветов? Так по-другому в монастыре и быть не может!
К слову, желающие могут приехать в Творожковский монастырь на несколько часов, как мы, а могут и остаться на несколько дней. Специально для паломников и гостей на берегу озера построена двухэтажная гостиница.
Надо лишь созвониться с настоятельницей (т. (81132) 56-107) и предупредить о своем желании посетить обитель. Например, в день нашего посещения монастыря здесь ждали приезда группы из Эстонии.
Престольные праздники
Живая вера
После окончания Смольного института благородных девиц Александра вышла замуж за богатого дворянина Карла Андреевича фон Розе, немца, лютеранина по вероисповеданию.
Александра Филипповна долго убеждала мужа принять православие, но тот оставался непреклонен.
– Мать учила Александру живой вере: в любой ситуации, с любой проблемой нужно обращаться с молитвой к Богу, – рассказывает Феона. – Так поступила и Александра. Она много молилась и взяла на себя сугубый подвиг, ела только овсяную кашу. Над ней смеялась вся прислуга: барыня, мол, от роскошной жизни с ума сошла. Заняться ей нечем, поэтому кушает «собачью» еду и спит на полу….
Но Александра не отступила и продолжала молиться.
Такие долго не живут
Супруга Александры в православии крестили в честь Николая Чудотворца. Карл очень почитал этого святого угодника, хорошо знал его житие, обращался за помощью, даже будучи лютеранином.
Вскоре после этого Александра забеременела и в положенный срок родила девочку. Ребенок был удивительной красоты. Многие сравнивали Машу с ангелом. Но народная молва о таких детях говорит, что они долго не живут.
Так и вышло. Машенька умерла через год с небольшим. Горю родителей не было предела, пока они не поняли, что поступают неправильно. Нельзя гневить Бога! Так супруги фон Розе занялись благотворительностью. Помогали сиротам, вдовам, калекам, неимущим.
«Все есть, а на душе – тоска»
Самой заветной мечтой с детства у Александры была постройка домовой церкви.
«Бывало, – рассказывала она своим близким, – я, грешница, окруженная роскошью и богатством, поеду кататься в своем щегольском экипаже на дорогих рысаках, а сама все время углубляюсь в свои мысли: О! когда бы Господь послал мне счастье выстроить храм! Непременно он будет воздвигнут во имя Пресвятой Троицы! И как тогда я буду радоваться!»
Частицы мощей святых угодников Божиих: святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, святителя Спиридона Тримифунтского, старцев Глинской пустыни, святой мученицы Татианы, Карфагенских мучеников, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святой блаженной Матроны Московской, преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, апостола Фомы, святой равноапостольной Марии Магдалины, святого великомученика Георгия Победоносца, псковских святых и многих других угодников Божиих.
Там – чудеса
Связаны с Творожковским монастырем и свои чудеса, чудесные явления.
– Было это еще до основания монастыря, сразу после войны с Наполеоном, – рассказывает инокиня Феона. – Служил неподалеку, на Гавриловой горе, один батюшка. Звали его Иоанном. Очень благочестивый был при жизни священник. Все прихожане его любили. Однажды выходит батюшка из дома, чтобы пойти в храм для богослужения, и видит огненный столп от неба до земли. И движется тот столп в сторону Творожкова. Стал Иоанн читать заклинательные молитвы, вдруг это бесовское наваждение. Но огненный столп не исчез. Тогда батюшка попросил Бога, чтобы тот открыл ему, что значит увиденное. И Господь открыл, что будет здесь святое место, святая обитель… Такое вот предзнаменование было еще задолго даже до того, как у основателя – Карла Андреевича фон Розе – появилась мысль купить здесь землю.
Еще одно чудо произошло уже в наши годы, точнее – в 2000 году, когда монастырь начали восстанавливать.
– Первый дом, который был приобретен для постоянного проживания сестер, находился примерно в полутора километрах от Творожкова (сохранился до настоящего времени. – Прим. авт.), – продолжает рассказ Феона. – Матушки работали там, и вдруг одна из них говорит: «Смотрите!». Они поднимают головы и видят, что в стороне монастыря, прямо над руинами Троицкого собора – три луча света. Небо было в этот день затянуто тучами, но три луча с неба четко указывали вниз, прямо как в Житии про княгиню Ольгу.
Две копейки блаженного Терентия
На монастырском кладбище мы обратили внимание на две могилы, на которых, наряду с могилами настоятельниц, было особенно много цветов. Как пояснила инокиня, не случайно. На монастырском кладбище похоронен юродивый Терентий Иванович.
– Жил он в XIX веке во времена матушки Ангелины, – рассказывает Феона. – Ходил босой и почти нагой в любое время года. В своих речах, многим людям непонятных, открывал какие-то согрешения, указывал на грядущие события. Сейчас, наверное, сказали бы, что он обладал даром предвидения. Ходил Терентий по окрестным деревням, заходил в том числе и к Ангелине. Как раз у нее кончились средства. Терентий приходит и спрашивает, почему она церковь-то не строит. На что настоятельница ответила, что деньги закончились и откуда ж их взять… Терентий удивился, протянул ей две копейки и сказал: «У Матери Божией денег мешками. Только строй да строй!» Чудесным образом проблема разрешилась, а Ангелина позже заложила эти копейки в основание Троицкого собора…
Интересно, что Терентий всегда приходил к основательнице обители, когда на стройке возникали какие-то трудности. По существу он вроде ничего конкретного не говорил, но после его молитв решались все проблемы.
– Уже после постройки Богородичного храма Ангелина решила строить храм в честь Пресвятой Троицы, – продолжает повествование Феона. – Долго выбирала место. Терентий указал ей на самую высокую в монастыре точку. Ангелина хотела в другом месте. Терентий настаивал на своем и даже вбил колышки. Когда дело дошло до строительства (блаженный к этому времени скончался. – Прим. авт.), то приехали архитекторы. Ангелина показала им «свое» место, но архитекторы отвергли его, пояснив, что для строительства большого каменного собора оно не подойдет.
Оказалось, что слишком близко находятся грунтовые воды. Для строительства каменного собора в монастыре архитекторы нашли только одно подходящее место, которое как раз и указал ранее блаженный. Когда начали рыть котлован под фундамент, то даже наткнулись на колышки, которые вбил сам Терентий…
– Как-то пришел к ней (Ангелине. – Прим. авт.) Терентий в минуты скорби и спрашивает: «Ну что ты, матушка, скорбишь? Не скорби!» – рассказывает инокиня. – И начал рисовать на скатерти: «Вот большой храм, а вот маленький. Тут сударушки стоят, да тут сударушки стоят и поют». Так он предсказал, что со временем на этом месте будет монастырь. А самой Ангелине предсказывал монашество: «На тебя шапочку наденут да платочек повяжут. Дадут тебе книжечку, и будешь «Богородицу Деву» читать…»
Предсказания Ольги
Еще одна удивительная женщина, которая покоится сегодня на монастырском кладбище в Творожкове, это блаженная Ольга. Так называли одну из старушек, которая жила в монастырской богадельне перед революцией.
– Ольга вела необычный образ жизни: заботилась только о душе, – рассказывает Феона. – Подвиг у нее был постнический, молитвенный. Ольга очень многим людям помогала. Даже сестры к ней обращались за помощью. Говорят, что родом Ольга была из Лужского уезда, но доподлинно ее личность установить невозможно.
До настоящего времени дошло немало пророчеств, связанных с Ольгой.
– Однажды Ольга пришла к одной сестре, было это незадолго до закрытия монастыря, – рассказывает Феона. – Пришла, скинула с кровати ее постель, легла на доски, полежала, встала и сказала: «Ну, ничего. Жестковато, но жить можно!», после чего ушла. Оказалось, что после закрытия монастыря, когда всех сестер выгнали, Ольге пришлось вернуться в свою деревню. Приютил ее родной брат. Жить Ольге пришлось в баньке, а спать на полках.
Вот еще несколько историй, связанных с блаженной Ольгой. В них она предсказывала осквернение Троицкого собора и закрытие обители.
– Пришла она в храм во время богослужения и раскидала навоз со скотного двора, – продолжает рассказ инокиня. – Тогда никто не понял, что это значит. В другой раз Ольга принесла муравьев в храм. Высыпала из подола. Муравьи и побежали в разные стороны. На нее все накинулись: «Что ты делаешь?» А она в ответ: «Вот видите, как они все побежали, так и вы скоро отсюда разбежитесь!»
По словам Феоны, точное место захоронения блаженной Ольги сегодня неизвестно. Современное надгробие установили люди, предкам которых она очень помогла. В первые годы советской власти они долго не могли приехать на могилу Ольги, а когда выбрались, то увидели только разграбленное кладбище.
– Единственное, что было известно – Ольгу похоронили под большим дубом на кладбище, а этот дуб единственный, который сейчас там стоит, – уточняет Феона. – Под ним и поставили надгробие. А слова о том, что не скорбите, мол, что я умираю, а приходите к могиле моей, помогу и вашим пращурам, блаженная Ольга произнесла незадолго перед смертью.
Это то, что надо
С этой целью Николай фон Розе начал подыскивать уединенное место. Его выбор пал на имение ТворОжково, что в Гдовском уезде Санкт-Петербургской губернии. В 1858 году в собственность супругов фон Розе перешли имение с крестьянами и две деревни: Гаврилова Гора и Барский дубок (в настоящее время – Красный дубок. – Прим. авт.).
– Имение находилось в запущенном состоянии: не было ни жилых строений, ни хозяйственных построек, – уточняет инокиня Феона. – Зато имению принадлежало много земли: пашни, леса, несколько озер и пастбища.
Когда Александра впервые приехала в Творожково, то сильно расстроилась. Увиденную картину усугубила долгая и утомительная дорога из Санкт-Петербурга. Поезд ходил только до Луги, откуда женщине пришлось ехать на лошадях по ужасным дорогам. Причем летом путь был еще длиннее, поскольку приходилось объезжать многочисленные болота и болотца.
Но Николай стоял на своем: «Это то, что надо! Уединенное место. А главное – здесь как раз и нужно просвещать людей. В глубинке – простые крестьяне, которые мало понимают, что такое Троица и Пресвятая Богородица».
Александра согласилась с супругом, и в Творожкове началась подготовка к строительству. Александра и Николай поселились в очень стареньком доме, в котором также жила прислуга.
Николай фон Розе лично следил за поставками леса и в один из дней сильно простудился. Александра повезла мужа на лечение в Санкт-Петербург, но врачи, заподозрив воспаление легких, посоветовали немедленно вернуться в Творожково, где чистый лесной воздух. Александра проводила Николая до Луги, а сама вернулась домой, чтобы сделать последние распоряжения.
Однако Николаю фон Розе было не суждено дождаться приезда жены. Он умер в Творожкове в июне 1858 года, перед смертью повторив свое духовное завещание: после устройства в Творожкове православной общины организовать здесь женский монастырь.
Александра похоронила супруга в Санкт-Петербурге на семейном кладбище.
Необыкновенная барыня
Когда первый шок прошел, то Александра решила взяться за исполнение духовного завещания супруга. Распустила крепостных, предварительно наделив их землей. Продала имущество в Петербурге и вложила все средства в строительство в Творожкове. Первой решила строить домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где должны были разместиться и кельи, и кухня, и трапезная…
Однако правящий архиерей разрешения на устройство в Творожкове христианской общины не дал. Отчаянию женщины не было предела, ведь строительство деревянного храма уже шло. Снова были бессонные ночи и долгие молитвы…
Разрешение удалось получить только в 1865 году.
– В этом же году было завершено строительство деревянной церкви, которая до сегодняшних дней не сохранилась, – поясняет Феона. – Вместе с разрешением на открытие монастыря прислали благословение постричь Александру в монашество с именем Ангелина. Монахинями стали также почти двадцать сестер. В большинстве это были крестьянки, которые пришли, прослышав про необыкновенную барыню, которая продала все и посвятила себя Богу!
С Александрой остались только ее верная ключница и мужчина-инвалид.
А ведь эта женщина никогда не знала тяжелого физического труда и даже за собой не ухаживала! Для того времени поступок потомственной дворянки был удивителен.
Александру назначили старшей сестрой православной общины. Она получила также разрешение на открытие приюта для девочек-сирот и престарелых женщин. Так в Творожкове зародилась монашеская жизнь.
Никто не уходил неутешенным
Затем по проекту петебургского архитектора – академика Михаила Арефьевича Щурупова – было начато строительство белокаменного пятиглавого собора в честь Святой Живоначальной Троицы. Однако дожить до его освящения матушке Ангелине было не суждено. Как и муж, она заболела воспалением легких. Скончалась 17 марта 1880 года.
Как сказано о матушке Ангелине в ранее названной книге, никто не уходил от нее неутешенным. Она смогла сплотить притекающих в общину сестер. Ее любили и простые крестьяне из окрестных селений. Всю пенсию матушка Ангелина тратила на помощь нуждающимся. Больным сама промывала раны и накладывала повязки. Заболевшим крестьянам она посылала масло от своей лампадки перед образом Тихвинской Божией Матери (после ее смерти он почитался как чудотворный, а после закрытия обители таинственным образом исчез. – Прим. авт.), и те непременно поправлялись. Излечивало это масло и заболевшую скотину.
— Она большой молитвенницей была, человек большой, живой веры! – подводит итог инокиня Феона. – Похоронили основательницу Творожковской общины около Троицкого собора.
Со своим уставом…
После Ангелины старшей сестрой общины была назначена монахиня Агриппина, но по состоянию здоровья она попросила отпустить ее на покой.
Вскоре после этого Творожковской общине был присвоен статус монастыря. Первой игуменьей его была назначена игуменья Арсения из Новодевичьего женского монастыря в Петербурге.
Как пояснила инокиня, в каждом монастыре есть общие правила, нарушать которые нельзя ни в коем случае, а также свой устав, который зависит уже от уклада жизни конкретногомонастыря. Отсюда идет поговорка: в чужой монастырь со своим уставом не лезут…
Раньше в Творожковском монастыре женщины жили по 15-20-25 лет послушницами и не получали пострига. Потом их постригали, причем сразу в монашество. Как правило, это были женщины уже за 45-50 лет.
Сейчас градация в каждом монастыре своя.
После смерти Арсению похоронили в монастыре рядом с матушкой Ангелиной. Сменившая Арсению игуменья Валерия управляла монастырем вплоть до 1917 года. При ней Творожковский монастырь достиг максимального расцвета. Как удалось установить по архивным данным, только постриженных сестер было почти 120, а помимо них еще несколько десятков сестер, которые только готовились к послушничеству.
Сестры сами преподавали в воскресной школе для девочек. На земле тоже все работы выполняли сами: заготавливали лес, пахали, сеяли, жали и молили муку. Ткали, пряли, шили одежду. Были в монастыре свои кожевенная, обувная, золотошвейная и иконописная мастерские. Сестры сами золотили кресты и купола…
Продуктами питания монастырь тоже обеспечивал себя сам. Были в монастырском хозяйстве и лошади, и коровы, и даже свое рыбное хозяйство.
Творожковский монастырь имел три подворья в Санкт-Петербурге.
«Пробуждение»
После Октябрьского переворота большевики организовали из местных крестьян колхоз и назвали его «Пробуждение». На первом же собрании было решено часть земель у монастыря отобрать. Монастырю стало сложнее себя содержать, и сестры начали уходить. Потом еще раз постановили часть земель отрезать. Еще часть сестер ушла.
В конце концов оставили только участок земли, находящийся внутри каменной ограды монастыря.
Богородичный храм был раскатан по бревнам, которые большевики использовали для строительства других зданий. На его месте после войны был деревенский клуб. Там проходили танцы, показывали фильмы. Клуб неоднократно горел.
В 1929 году было принято решение закрыть монастырь, а спустя два года подобная участь постигла и Троицкий собор. Купола и кресты с него сразу посрывали. Колокольню наполовину разрушили.
До сих пор существует легенда, что вскоре после революции монахини Творожковского монастыря собрали все ценное и где-то спрятали. Желающих найти клад было очень много. Особо рьяные перерыли все монастырское кладбище, но ничего так и не нашли. В гневе они вывезли все кресты и надгробные плиты на свалку.
Возрождение
Нынешние монахини здесь с 2000 года. Первыми стали три монахини, приехавшие сюда из украинского монастыря. Когда они пришли к владыке Евсевию, то он направил украинских монахинь в Творожково, напутствовав: «Если придется по сердцу, то беритесь. Значит, ваше!» И они начали здесь восстанавливать монастырь.
Вскоре у обители появился благодетель Николай. Он из Москвы, помогает со строительством. Поначалу, когда было много тяжелого физического труда, то при первой возможности приезжал и трудился сам. Сейчас, по словам Феоны, приезжает в основном на праздники…
В 2005 году был освящен храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а 5 августа 2007 года владыка Евсевий освятил восстановленный Свято-Троицкий храм.
С 2011 года настоятельницей монастыря, после смерти монахини Иоанны, стала монахиня Анна.
Что можно посмотреть
Сегодня в монастыре уже почти ничего не напоминает о тех страшных днях.
В прежнем виде внутреннее убранство храма еще не восстановлено. Но уже есть удивительной красоты керамический иконостас, а также две напольные иконы.
Одной из самых почитаемых в обители является икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками). О ней – отдельная история.
В пяти километрах от обители в деревне Симанский Лог находится очень древний источник в честь пророка Божия Илии. Несколько ключей бьют из-под земли, потом сливаются в небольшой ручеек, который по желобу стекает вниз. Верующие встают на специальный деревянный мост и омывают себя.
Еще одно удивительное место в здешних краях – храм-часовня в честь святителя Николая Чудотворца, которая стоит посреди озера на острове Молитв. Сейчас там устраивают небольшую келью для тех, кто захочет приплыть и в одиночестве помолиться.
С октября 2011 года обителью руководит монахиня Анна (Ткач). Она очень любезно встретила «Псковскую правду». Сама показала главные святыни Троицкого собора и рассказала о современной жизни в монастыре.