творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения

Статья «Методы педагогического обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения

Методы обучения в педагогике предназначены для передачи знаний от учителя к ученику. Для достижения наилучших результатов в процессе воспитания и обучения необходимым условием является сочетание основных методов с нетрадиционными.

Методы обучения представляют собой процесс взаимодействия учителя с учениками, результатом чего является передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые был предусмотрены содержанием обучения.

Объекты, выполняющие функцию обучения, делятся на материальные (учебники, таблицы, иллюстрации) и идеальные (знания и умения учителя и учеников).

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения

Методы обучения в педагогике

Современная педагогика предполагает классификацию методик обучения, исходя из источника получения знаний. Основными являются:

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения словесный;

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения практический;

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения наглядный.

Весьма популярными стали и нетрадиционные способы обучения, предполагающие внесение в процесс значительной доли творчества.

Словесный метод обучения включает: рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию, а также самостоятельную работу с учебником. В отличие от рассказа и лекции (монологические методы), беседа и дискуссия (активные методы) подразумевают включение учащихся в обсуждение материала, что развивает их интерес к познавательному процессу.

Кроме того, дискуссия учит прислушиваться к чужому мнению и объективно оценивать значение различных точек зрения.

Работа с печатными материалами нацелена на развитие у учащихся внимания, памяти и логического мышления. Также работа с учебником помогает лучше запомнить пройденный материал.

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обученияупражнений (выполнения учащимися умственных, либо практических действий, целью которых является овладение определенным навыком в совершенстве);

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучениядидактических игр – моделирования изучаемых процессов или явлений.

Наглядные средства тесно связаны с чувственным восприятием материала, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти учащихся.

Наглядные методы можно разделить на две группы:

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обученияИллюстрации (рисунков, таблиц, карт);

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обученияДемонстрации (к нему относится просмотр кинофильмов и проведение опытов).

Последний считается наиболее эффективным, т. к. имеет более широкие возможности воздействия на сознание человека. Использование компьютера и современных технологий позволяет внедрять все новые средства в систему наглядных методов.

Эвристический или частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку учителем какого-либо вопроса и поиск учащимися ответа на него. Таким образом, учащиеся не получают «готовых» знаний, но активно участвуют в поиске решения, тем самым развивая свои способности к мышлению.

Благодаря активной деятельности мозга и увлеченности поставленной задачей учащиеся получают более осознанные и прочные знания.

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения Под проблемным понимают обучение, протекающее в форме разрешения поставленных проблемных ситуаций. Проблема должна активировать мыслительные процессы учащихся и побудить их к активному поиску решения. Помимо усвоения знаний, метод проблемного обучения позволяет учащимся овладеть способами их получения:

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обученияпоисковой практикой;

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучениянавыками анализа;

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучениясамостоятельной исследовательской деятельностью;

Проблемное обучение предполагает использование нестандартных способов решения поставленных задач, следовательно, развивает творческие способности учащихся, требует от них проявления интеллектуальной, а также личностной и социальной активности.

Учитель формирует проблему, а учащиеся ее самостоятельно осознают, выдвигают гипотезу, составляют план по ее проверке и делают выводы.

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обученияВ итоге полученные в ходе поиска знания отличаются своей глубиной, учебный процесс проходит интенсивно, а учащиеся проявляют заинтересованность к поставленной проблеме.

К сожалению, из-за больших затрат времени исследовательский метод не может применяться на уроках часто и должен сочетаться с другими методами обучения.

Согласно этому методу, знания ученикам сообщаются уже в «готовом» виде, учитель также их поясняет. Для усвоения знаний учитель дает задания, которые учащиеся выполняют по рассмотренному ранее образцу. Критерий усвоения знаний – способность их правильно воспроизвести. Многократное повторение материала позволяет учащимся усвоить и запомнить его.

Главным преимуществом репродуктивного метода является его практичность, но процесс обучения не должен основываться исключительно на нем.

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения

Данный метод является одним из самых экономных методов обучения, а его эффективность проверена многовековой практикой. Суть метода в том, что учитель преподносит информацию при помощи комбинированных средств: устного и печатного слова, наглядных и практических материалов.

Учащиеся воспринимают информацию и выполняют действия, необходимые для ее усвоения – слушают, смотрят, читают, сравнивают с ранее пройденным материалом и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод широко используется в дошкольной системе образования.

Закрепление изучаемого материала

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения Беседа включает воспроизведение (повторение) полученной информации.

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения Воспроизведение может быть простым, резюмирующим и систематизирующим. Последние два вида имеют большое значение для развития мышления и умения вникать в суть материала.

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения Работа с учебником позволяет учащимся остановить свое внимание на тех пунктах, которые показались особенно сложными.

Кроме репродуктивного закрепления очень эффективен творческий метод. Он может включать различные практические задания, такие как поиск примеров для подтверждения какой-либо теории в литературе и жизни.

Игровые методы в педагогике также служат отличной платформой для закрепления материала: интеллектуальные или ролевые игры с большим успехом применяются в учебных заведениях.

Самостоятельная работа учащихся по усвоению пройденного.

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения

Опытные педагоги считают, что только самостоятельная работа учащихся способствует глубокому овладению знаниями и развитию мышления. Для самостоятельной работы учитель дает задание, но сам не принимает активного участия в процессе усвоения учащимися материала.

Основные методы самостоятельного усвоения материала:

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения работа с учебником (вдумчивое изучение и осмысление материала);

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения тренировочные упражнения (например, решение математических задач или запоминание исторических данных);

Обязательным условием подготовки учащихся к работе по самостоятельному усвоению материала является проведение учителем обстоятельного разъяснения. Учителю необходимо убедиться в том, что материал всем понятен и не вызывает особых трудностей.

Также задания не должны быть слишком сложными, чтобы у учащихся не появилось чувство, что они не способны справиться с поставленной задачей.

Проверка и оценка знаний

Важным компонентом обучения является регулярная проверка и оценка знаний на протяжении всего учебного года. Так учитель может оценить степень усвоения материала учащимися, и в случае необходимости скорректировать ход учебного процесса.

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения

Основные методы проверки и оценки:

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения текущая (в ходе учебных занятий);

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения четвертная (по итогам учебной четверти);

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения годовая (по итогам года);

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Методы, средства обучения. Классификация методов обучения

творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Смотреть картинку творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Картинка про творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения. Фото творческое усвоение обучающимися знаний предусматривает метод обучения Лилия Ханова
Методы, средства обучения. Классификация методов обучения

Классификация методов обучения

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.

Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Рассмотрим три наиболее распространенные классификации методов обучения.

1. Классификация методов обучения по дидактической цели (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

формирования умений и навыков;

закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).

2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Перовский). Это более распространенная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово, наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.

Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику, групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).

В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся,места бесед в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные.

Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.

Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Работа с книгой (учебником) также является одним из важнейших словесных методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации.Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

конспектирование – краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица. Предпочтительнее конспектирование от первого лица, т. к. в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления;

тезирование – краткое изложение основных идей в определенной последовательности;

реферирование – обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы;

составление плана текста – разбивка текста на части и озаглавливание каждой из них; план может быть простой и сложный;

цитирование – дословная выдержка из текста.При таком приеме работы необходимо соблюдать следующие условия: цитировать корректно, не искажая смысла; приводить точную запись выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

рецензирование – написание рецензии, т. е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему;

составление справки. Справка – сведения о чем- либо, полученные в результате поисков. Справки бывают биографические, статистические, географические, терминологические и др. ;

составление формально-логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного;

составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу или всей дисциплине;

составление матрицы идей (решетки идей, репертуарной решетки) – составление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;

пиктографическая запись – бессловесное изображение.

Мы рассмотрели словесные методы обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы.

К наглядным методам обучения относятся такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т. п.).

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.

Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.

К письменным тесно примыкают графические упражнения Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т д.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой, развивают конструкторско-технические умения.

Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий используются комментированные упражнения. Сущность их состоит в том, что учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.

Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т. е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.

Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.

Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.

К особому виду относятся практические занятия, которые проводятся с использованием тренажеров, обучающих и контролирующих машин.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемых по источникам знаний. Эту классификацию неоднократно и достаточно обоснованно в педагогической литературе подвергали критике, так как она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, степень их самостоятельности в учебной работе.

3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (ИЛ. Лернер, М. Н. Скаткин).

Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т. е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, – экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Такая цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.

Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных временных затрат. Существуют и другие классификации методов обучения.

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В. В. Петрусинский)обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне; фармакопедия – обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. сети.

Методы и средства обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Методы и средства обучения дошкольников Методы и средства обучения дошкольников Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит.

Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика Процесс обучения – это соц. процесс, кот. зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Методы, средства обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.

Классификация методов и средств обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *