творческий склад ума это
Все о складе ума человека: 14 разновидностей
Склад ума человека определяет многое в его жизни. Прежде всего выбор профессии и его успешность. Еще в XIX веке ученые осознали, что разные полушария мозга отвечают за разные способности человека. Оказывается, тех, у кого больше развито левое полушарие, можно назвать технарем. А тех, у кого более развито правое полушарие – гуманитарием.
Какие бывают виды склада ума
Современные ученые утверждают, что существуют разные виды склада ума. Причем одни считают, что всех людей можно разделить на два типа:
Другие исследователи находят правильным деление на 4 вида:
В отдельных случаях рассматриваются аналитический и синтетический склады ума.
Совсем уж глубоко изучающие эту тему различают:
Психологи в результате многочисленных опытов пришли к выводу, что на тип мышления серьезно влияет опыт общения с родителями.
Аналитический (математический, технический)
Ученики с аналитическим видом мышления запросто разбираются в арифметике, алгебре. Геометрия им дается чуть сложнее. Аналитики терпят поражение в ситуациях, где необходимо включить воображение. Взрослые аналитики кажутся холодными, не романтичными и не чуткими натурами.
Человек с аналитическим складом ума сначала подумает, потом сделает. Какой бывает аналитик в обычной жизни? Он надежный и собранный, на него всегда можно положиться, из него получится отличный экономист. Окружающим они могут показаться не деликатными, по причине своей безапелляционности.
На самом деле людям с математическим стилем мышления ничто земное не чуждо. Просто они любят действовать согласно логике и разума, опираясь на факты. Аналитику легче запомнить что-то, поняв закономерность события, включив его в понятную схему мира.
Серьезные компании охотятся за аналитиками и готовы платить им большие гонорары.
Гуманитарный (эмоциональный)
Человек с эмоциональным способом мышления обладает лучшим восприятием. Ему в отличие от аналитика не нужно копаться в явлении, разбирая его по частям и потом складывая в очевидное целое. Гуманитарий способен сразу прочувствовать и понять ситуацию, проникнуть в самую суть события.
Люди с эмоциональным стилем ума действительно переживают все, что происходит вокруг них в мире. Они могут по-разному переживать мир и выражать эмоции, по-разному вести себя.
Ученики с гуманитарным складом ума способны запоминать много информации, ярких образов, фактов, ничем не связанных между собой. Поэтому им легче даются «гуманитарные» предметы, история, литература и другие, где не надо понимать закономерности, а надо помнить множество фактов и информации.
Синтетический
Специалисты, отличающиеся синтетическим способом мышления, умеют не только анализировать происходящее, но и синтезировать новые знания, принципы, правила.
К выработке таких результатов они приходят, основываясь на свои индивидуальные сведения, знания и природные способности. Вырабатываемые новые правила поведения претворяются в жизнь на основе новых законов, теорий, моральных устоев, идей.
Такой человек отличается прекрасными организаторскими способностями, умением прогнозировать грядущие события. Он умеет правильно построить свое поведение в личной жизни, принимает верные долгосрочные решения.
В политике люди синтетического ума воспринимают явления в целом, чаще они становятся художниками, писателями, творческими личностями.
Аутический
Аутический склад мышления проявляется тремя характерными манерами поведения:
Человек с аутическим расстройством отстранен от внешней жизни, углублен в свой внутренний мир, у него слабо выражаются эмоции и чувства. В обычной жизни это выражается в отсутствии контакта с окружающими людьми. В следствие чего, человек плохо говорит или совсем не разговаривает, часто полностью игнорирует людей. Такой человек может не откликаться на собственное имя, не смотреть в глаза окружающим.
Аутический склад ума отличается погружением в мир своих мыслей и переживаний, ослабленным контактом с реальным миром. При этом отдельные личности обладают уникальными и замечательными способностями. Если грамотно использовать эти возможности, можно стать успешным профессионалом в определенной специальности.
В жизни редко встречаются люди, у которых лишь один склад мышления. Есть уникумы, которые отлично успевают в математике, литературе, истории, пишут стихи, любят музыку. Обычно такие люди талантливы во всех делах, за которые берутся.
У людей с философским образом мышления великолепно развита интуиция, способность к глубоким размышлениям. Эти люди замечают то, чего не видят другие. Они хотят узнать ответы на вопросы, от которых у других идет кругом голова.
Человек с музыкальным стилем мышления неразрывно связан с музыкой. Она постоянно звучит у него в голове. У таких людей подвижный ум, они легко понимают мысли и чувства других.
Люди с логическим складом ума терпеливы, рациональны. Их интересуют логические задачки, игры-стратегии, ребусы и головоломки.
Личность с эмоциональным образом мыслей легко веселится и расстраивается. Эмоции управляют его жизнью. У такого человека прекрасно развито воображение, он быстро погружается в сюжет кинофильма и книги.
Индивидуальность с мозгом творца постоянно решает по-новому свои проблемы, мечтая, создавая шедевры, картины, стихи, увлекательные истории.
Чтобы стать успешным и достойным человеком, важно правильно понять свои наклонности и склад ума. Развивать положительные качества характера и направлять их на добро.
Креативное мышление: что это такое, как измерить и повысить свой потенциал
Часть 1. Что такое креативное мышление и как его измерить
Креативное мышление считается одним из ключевых навыков XXI века. О важности его развития говорят все просвещённые люди. Увы, они не говорят о том, как оценить свою креативность и можно ли её повысить. Мой пост — попытка дать ответы на эти вопросы, используя достижения современной науки.
Для начала нужно понять, а что такое креативное мышление. Мне понравилось следующее определение: креативное мышление — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы. Это определение разбивает процесс креативного мышления на два этапа:
По такому принципу выделяют два типа креативного мышления:
Основной способ измерить работу дивергентного мышления: дать задачу на придумывание способов применения предметов. Например, “придумайте как можно больше способов использования кирпича”. Если вы читали книгу Гарри Поттер и методы рационального мышления, то можете вспомнить следующий эпизод. В главе 16 “Нестандартное мышление” профессор Квиррел просит Гарри придумать десять необычных способов применения предметов в учебной комнате для ведения боя. Это стандартное задание на проверку работы дивергентного мышления, которое предложил известный психолог Джой Пол Гилфорд, создатель модели структуры интеллекта.
Результаты оцениваются по следующим 4-м критериям:
Работу конвергентного мышления проверяют с помощью теста вербальной креативности Медника (RAT test). Вам предлагается тройка слов. Задача: подобрать четвёртое слово, которое будет объединять остальные три. Например, слова “гражданская”, “великая” и “мировая” объединяет слово “война”. В оригинальном тестировании часто используются слова разных частей речи: прилагательное, существительное, наречие и т.д.
Другой способ — решение визуальных инсайт-пазлов. Классическая задача: соединить девять точек, используя 4-е прямых линии, не отрывая карандаш от бумаги. Попробуйте решить эту задачу самостоятельно. Чтобы не обламывать кайфа тем, кто сначала скроллит всю статью перед прочтением, я не буду давать правильный ответ на задачу. Его довольно легко найти в Интернете.
Часть 2. Как повысить свой креативный потенциал
У каждого из нас разная способность придумывать креативные решения. К счастью, эту способность можно улучшить. Существуют два основных пути:
Я поделюсь несколькими принципами по работе со средой, которые использую сам и имеют научное подтверждение. На тему специальных техник написано несколько толковых книжек. Поделюсь списком в конце статьи.
Что может повысить креативный потенциал:
1. Переключения между задачами
Вы наверняка слышали историю про Архимеда, который придумал решение задачи, сидя в ванной. Про Ньютона, который сделал своё открытие, сидя в саду под яблоней. Про Эйнштейна, любившего играть на скрипке в перерывах между размышлениями. Все эти личности занимались процессом, который в науке принято называть mind wandering — блужданием ума.
Блуждание ума считается важным процессом в креативном мышлении. Этот процесс позволяет найти нетривиальные связи между идеями. Противоположным ему считают cognitive fixation — процесс, когда вы буквально зациклились на выбранном решении проблемы, не видите альтернативных подходов.
Само креативное мышление принято разделять на два вида: дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление — способность найти несколько решений для одной и той же задачи. Конвергентное мышление — выбрать из этих решений самое эффективное.
Исследование 2017 года показало, что переключения между задачами способны снизить cognitive fixations и повысить эффективность обоих типов креативного мышления. Причём для конвергентного мышления эффект был сильнее.
Испытуемых разбили на три группы. У каждой из групп было по 12 минут на выполнение задания. Первая группа должна была переключаться между задачами каждые 30 секунд. Вторая работала в комфортном ей режиме. Третья должна была работать 6 минут без переключений над первой задачей, затем 6 минут над второй задачей.
Первая группа справилась с заданием значительно лучше двух других. Что интересно, вторая группа показала такой же результат, как и третья. То есть инстинктивно мы выбираем неэффективную стратегию работы над креативными задачами.
2. Придумывать идеи в одиночестве, обсуждать коллективно
При работе над новым продуктом приходится устраивать коллективные мозговые штурмы. Увы, эти встречи не всегда заканчиваются результативно.
Мне сразу вспоминается мультик про Винни-Пуха, где Винни говорит: «Это какие-то неправильные пчёлы, и они делают неправильный мёд». Так и с мозговым штурмом: он какой-то неправильный. Остаётся осадок после встречи, что ничего нового ты не узнал и потратил время впустую.
Наука и здесь подсказала способ решить проблему. Эффективность мозгового штурма можно повысить, если попросить каждого из участников придумать несколько вариантов решения проблемы в одиночестве. А совместную встречу использовать не для генерации вариантов, а для выбора самых лучших из общего списка. Такое простое решение повысило «новизну» предлагаемых решений.
Почему это сработало: групповая работа склоняет человека к принятию конформных решений и возникновению cognitive fixation. Это тенденция излишне фокусироваться на одном единственном решении. Во время групповой работы участники начинали раскручивать уже имеющиеся идеи, вместо поиска принципиально новых решений.
3. Музыка
Исследователи решили посмотреть, как музыка разных типов будет влиять на креативное мышление. Они подобрали четыре режима музыки: спокойную, счастливую, печальную и тревожную. Контрольная группа работала в тишине.
Работу дивергентного мышления тестировали с помощью задания «придумайте как можно больше способов использования кирпича». А работу конвергентного мышления — через тест вербальной креативности на поиск связующего слова для трёх других.
Оказалось, что счастливая музыка повышала эффективность дивергентного мышления и почти никак не влияла на конвергентное. Увы, по остальным типам музыки не нашёл результаты влияния на креативность. Если найдёте, буду очень рад и добавлю в статью.
Здесь можете найти оригинальные композиции из исследования.
4. Юмор
Дивергентный тип мышления напрямую зависит от текущего эмоционального состояния. Первый способ поднять настроение — послушать счастливую музыку. Второй способ — юмор.
Спонтанные шутки расслабляют человека и включают рассеянное внимание вместо сфокусированного. Это способствует возникновению неочевидных связей между разными идеями. Получившиеся решения отличаются новизной и оригинальностью.
Юмор положительно влияет не только на качество самих решений, но и на их количество. В исследовании MIT импровизационные комики придумали на 20% больше идей и на 25% более креативные решения, чем профессиональные продуктовые дизайнеры.
У профессиональных импровизаторов можно многому научиться. Так и вышло с участниками эксперимента в MIT. Испытуемые, которые прошли специальный воркшоп, на 37% лучше справились с заданием, чем до прохождения тренинга.
Один из самых эффективных приёмов в импровизационной комедии — “Да, и”. Задача: продолжить историю за партнёром так, чтобы она не потеряла интерес. Вы должны одновременно соглашаться с предыдущим партнёром и давать зацепку для следующего, чтобы он тоже мог интересно продолжить историю.
5. Воспроизведение идей (recall)
За воспроизведение информации и создание новых идей отвечает одна и та же зона мозга. Одна из выгод воспроизведения: создание ассоциативных связей с другими идеями. Воспроизведение информации создаёт больший потенциал для рождения новых идей.
По своей сути креативное мышление — это соединение двух обычных объектов необычным способом. Воспроизведение помещает информацию из долговременной в рабочую и позволяет производить активные мыслительные операции. Так вы можете соединить старую информацию с только что изученной и получить новое решение.
Я активно использую эту методику с помощью личного дневника. Выписываю на бумагу любую мысль, которая пришла в голову. За полтора месяца активного использования техники придумал идеи для 15-ти проектов, которые хочу реализовать в будущем. Я положительно оцениваю полезность этих идей.
Часть 3. Какие книги почитать
Тут буду краток. В сети полно отзывов и обзоров на эти книги. Некоторые я уже прочитал и активно внедряю техники оттуда, другие ждут своей очереди.
Василий Лебедев. CRAFT
Майкл Микалко. Рисовый штурм
Майкл Микалко. Взлом креатива
Эдвард де Боно. Гениально
Генрих Альтшуллер. Найти идею
Марк Леви. Гениальность на заказ
Дейв Грей. Лиминальное мышление
Джулия Кэмерон. Путь художника
Гарет Мур. Латеральная логика
Читайте книги, применяйте техники на практике и используйте их для создания креативных решений.
Надеюсь, эта статья приоткрыла завесу тайны над понятием “креативное мышление”. В своём канале в телеграм я пишу про обучение, развитие когнитивных функций и работу с информацией. Буду рад видеть всех заинтересованных людей.
Как развивать креативность и творческое мышление
Содержание
Креативный склад ума — это один из важнейших soft skills, который помогает нам как в работе, так и в личных делах. Навык развивается на протяжении всей жизни, поэтому никогда не поздно начать его тренировать.
Что такое креативное мышление
Креативное мышление помогает находить нестандартные пути решения задачи.
Этот soft skill применяется во всех сферах: логисты, например, придумывают новые оптимальные маршруты, чтобы доставлять грузы быстрее. Графические дизайнеры создают качественные рекламные материалы. И даже бухгалтеры, которые работают по стандартному алгоритму, пользуются креативным учетом при составлении финансовой отчетности.
Чтобы оставаться востребованным специалистом на рынке и сохранять актуальность профессиональных навыков, следует тренировать умение творчески подходить к задачам.
На что влияет креативное мышление
Подходя к работе креативно, можно повысить эффективность в несколько раз. К примеру, тестировщик может потратить 30 минут на проверку приложения или придумать новый способ, чтобы тест проходил за 30 секунд. Как результат — задача будет выполнена быстрее, а сотрудник успеет уделить больше времени на изучение чего-то нового.
Кроме того, этот навык открывает перед нами новые горизонты — мы быстрее развиваемся и в профессиональной сфере, и вне рабочих будней. Творческое мышление = саморазвитие.
Как проверить уровень креативного мышления
Этот тип мышления делится на два типа: дивергентное и конвергентное. Мыслить дивергентно — уметь придумывать несколько решений для одной и той же задачи. Мыслить конвергентно — выбирать лучший вариант из уже имеющихся. Чтобы проверить уровень креативности, существует несколько специальных тестов.
Тест вербальной креативности Медника
Придумайте три слова и подберите к ним четвертое, которое сочетается с каждым из них. Например: «громкий», «медленно», «шепот». В качестве ответа подойдет слово «говорить» — «громко говорить», «говорить медленно», «говорить шепотом». Старайтесь подбирать оригинальные словосочетания и называть как можно больше слов.
Тест Гилфорда на использование предмета
Посмотрите на какой-нибудь предмет и придумайте новые способы его использования. Например, коробки из под обуви можно превратить в органайзеры для мелочей, стеклянные бутылки — в подсвечники, а старый свитер — в удобный лежак для питомца.
Результаты тестов оцениваются по следующим критериям:
Гибкость. Сколько уникальных способов применения удалось придумать.
Оригинальность. Определить уникальность идеи можно субъективным методом — пройти тест в компании, проанализировать ответы и попросить каждого участника высказать свое мнение. Или объективным — посчитать, как часто тот или иной способ был назван всеми участниками теста.
Применимость. Подумайте, насколько новая идея полезна в реальной жизни, и какова вероятность, что вы бы ее использовали.
Беглость. Посчитайте общее количество уникальных неповторяющихся вариантов. Каждый предложенный ответ должен иметь цель, непохожую на все остальные
Методики для развития креативного мышления
Творческий потенциал есть практически у каждого человека, но тренировать его все равно необходимо. Чтобы генерировать идеи легко и быстро, существует несколько полезных упражнений.
Назовите слово и подберите к нему метафоры, неожиданные эпитеты и интересные сравнения. Чтобы научиться видеть необычное в обычном, можно читать художественную литературу. Например, Чехов описывал настроение как «мармеладное», а Цветаева создавала поэтический образ ивам, называя их «льстивыми». Смотрите на мир как поэт или писатель — это раскроет ваш творческий потенциал.
Тренироваться можно и на случайных ассоциациях. Откройте книгу и, не глядя, укажите пальцем на слово и запишите его. Затем таким же образом выберите второе. Свяжите оба слова между собой, придумав историю.
Этот метод позволяет рассмотреть любую ситуацию с шести разных сторон. Каждая шляпа символизирует определенный тип мышления. Использовать этот метод можно как в обычной жизни, так и на работе, чтобы представить новый проект коллегам, объяснив идею с шести точек зрения.
В зависимости от того, правша вы или левша, начните выполнять привычные бытовые действия другой рукой. Таким образом улучшится работа обоих полушарий мозга.
Перед тем как взяться за важную задачу, сделайте пальчиковую гимнастику, которая настроит вас на продуктивную работу.
Свободное рисование — еще одно упражнение для синхронизации полушарий мозга. Для начала нарисуйте необычный, но простой пейзаж. Затем попробуйте нарисовать такую же картинку другой рукой.
Рисовать можно и обеими руками, создавая зеркальное изображение. Главное, чтобы руки двигались одновременно.
Смена привычной обстановки
Работая на одном месте, внимание человека рассеивается, отчего он становится невнимательным, и начинает допускать много ошибок. Попробуйте убрать все лишнее с рабочего стола, поменять канцелярские принадлежности или обновить лампу.
Если хочется кардинально сменить обстановку, попробуйте провести рабочий день в коворкинге или в любимом кафе. Опубликованное в Journal of Consumer Research исследование показало, что фоновый шум в кафе способствует зарождению новых идей.
Преодолевать трудности помогает положительный психологический настрой. Кроме того, он стимулирует мозговую активность и помогает постичь «дзена». ☺
Чтобы настроить себя на позитив перед важной задачей, берите чистый лист и делите его пополам. На одной стороне перечисляйте все страхи и сомнения, а на другой описывайте подробный план действий, как преодолеть все трудности. Регулярно выполняя это упражнение, вы привыкните заменять негативные мысли позитивными.
Мозг человека нехотя принимает изменения, но они приносят пользу. Вначале может быть сложно постоянно придумывать нестандартные пути решения задач, но систематические тренировки дадут свои плоды — повседневная рутина превратится в интересное занятие.
Творческое мышление: взгляд на него со всех сторон
Наше мышление – это удивительное и многогранное явление. В нём есть ряд аспектов, которые отличают человеческое мышление от мышления всех животных. Одним из таких аспектов можно смело назвать творческое мышление.
Куда ни посмотришь, везде пишут и говорят о творческом мышлении. Оно часто появляется в объявлениях о наборе сотрудников как требование к кандидату на любую должность. Даже если это сторож. Что имеют в виду работодатели под требованием таким, мы разберём в как-нибудь в другой раз. Сейчас же тема о самом творческом мышлении. Что это? Зачем оно нам нужно? Как развить? Как применять? И где? Всем ли оно доступно? Вопросов много, будем искать и освещать ответы на них постепенно, статья за статьёй.
Дарья Беляева – психолог и тренер личностного роста
Как появилось творческое мышление?
Очень долгое время (непростительно долгое) высшей формой мыслительной деятельности считалось абстрактно-логическое мышление. Люди мыслили линейно. Я бы даже сказала топорно. А тех, кто отличался, считали не от мира сего. Гениев в них признавали далеко не сразу. Оно и понятно, ведь однонаправленный процесс абстрактно-логического мышления преподавался в школе в виде строгих философских законов, проводились тесты на логику. Вплоть до середины ХХ века дела обстояли так, что логика и прямолинейность мыслительного процесса означали «нормальность» человека. Даже тесты на уровень интеллекта (да, те самые IQ тесты) были нацелены на отражение уровня логики. У логики есть свои законы. Это не о той логике речь, когда «синий журавль – это к рождению нового слонёнка. И без разницы, что мы в Сибири». Это о той целой науке, которая до сих пор преподаётся в ВУЗах. В ней нет ничего плохого, но она шаблонна, поддаётся конкретным правилам и далеко не всегда применима в жизни. Жизнь сложнее.
Так вот, в момент появления и укрепления в жизни тестов на уровень интеллекта, проявилось нечто удивительное: люди с высоки уровнем интеллекта (от 135 % и больше) не могут решить нестандартные задачи! Они не могут придумать кардинально нового решения. Они в принципе не создают ничего нового и не могут создать. Они привыкли жить по шаблону. Именно поэтому людей с высоким процентом уровня интеллекта почти нет среди выдающихся учёных, известных культурных деятелей, гениев всех мастей и сфер. Также людей с подобными результатами тестирования не встретить и в бизнесе. Даже среди самых успешных! Почему так? Неужели они глупые? Учёные-психологи решили покопаться в этом феномене. И они поняли, что уровень владения логикой, уровень абстрактно-логического мышления не говорит об уме. И не является гарантом успешности тем более. Всех выдающихся учёных, политиков, бизнесменов, художников, композиторов и так далее объединяли следующие факторы: весьма средний уровень IQ и умение стремительно порождать не шаблонные, принципиально новые идеи, а также отсутствие страха перед реализацией своих идей. Так учёные дошли до того, что выше всё-таки творческое мышление, которое они и открыли как раз в тот момент. И в тот же момент решили, что дано оно не всем. Но об этом чуть ниже поговорим.
Что же такое творческое мышление?
Чтобы понять, что такое творческое мышление, его нужно изучить. Одно из самых лаконичных определений, но при этом максимально раскрывающих суть данного явления, дал известный психолог Олег Константинович Тихомиров. Звучит оно так:
Творческое мышление – это один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.
Из данного определения понятно, что суть и итог данного вида мыслительной деятельности – это некий новый продукт, некий результат. Но здесь люди начинают путаться, ведь существует столько различных методик для управления своим мышлением, чтобы в итоге получить результат. Причём поддаваясь устаканенным нормам и правилам логики, рациональности и так далее. Творческое же мышление – это конкретный способ мыслить, определённый такой процесс, ведущий к созданию нового и не поддающийся правилам линейного мышления. Творческое мышление всегда было и будет мышлением созидающим, которое даёт принципиально новое решение какой-либо проблеме, именно творческое мышление приводит к новым открытиям, идеям. При решении проблемы через линейный способ мышления, человек будет пользоваться старыми идеями. При творческом мышлении же добьётся лучших результатов через качественно новые идеи, замыслы.
Новая идея – это совершенно новый взгляд на различные (в том числе и давно привычные) взаимосвязи явлений. Конечно, часто бывает, что эта новая идея возникла на базе объединения старых взглядов. Но способность увидеть и соединить старое, чтобы получить абсолютно новое – это такое же проявление творческого мышления, как и создание нового буквально из ничего. Есть большое количество поистине великих учёных, которые не проводили сами экспериментов, опытов по созданию, открытию чего-то нового. Эти учёные занимались переосмыслением уже имеющихся знаний, помогая систематизировать их. Так, например, Дмитрий Иванович Менделеев не придумал и не открыл ни одного химического элемента, но смог их оформить в исчерпывающую и абсолютно верную таблицу.
Так уж повелось, что старые идеи имеют определённый вес в сознании общественности. Они заведомо признаны, являясь некой истиной. И это очень мешает создавать новые взгляды. Творческое мышление – это та самая способность уйти от имеющих власть и господство идей. Способность, основанная на смелости отойти от общепринятых норм, на нестандартности взглядов. Это определённый склад ума, даже характера. Эдакий интеллектуальный авантюрист. При таком подходе база из уже имеющихся старых знаний идёт только в плюс. Пытливый ум может узреть в старом нечто новое, используя старое во благо. И эта особенность проявляется во всех видах деятельности. Если у человека развито творческое мышление, то оно будет с ним везде и всегда.
В основе творческого мышления лежит воображение. Потому что чтобы создать что-то, нужно иметь в голове чёткую картинку того, что хочешь получить. Илон Маск создал ракету не потому, что шёл по протоптанным дорожкам. Нет, он знал, чего хочет и видел чёткую итоговую картинку в голове. Образное мышление (оно же воображение по сути) используется в методе мысленного эксперимента, который необходим для полноценной картинки в голове и для создания последующего плана реализации идеи.
В творческой деятельности одним из главных условий будет свободный ум. Это нужно для свободной игры разума, в процессе которой могут приходить озарения. Так проявляется созидательная интуиция человека.
Интуиция – это такая способность находить ответы на различные вопросы, не прибегая к развёрнутым рассуждениям. Человек постигает истину через догадки об этом. Но эти догадки являются как бы внутренним знанием. Интуиция – это такой рывок сознания. Случается он у личностей, имеющих способность к экстраполяции, переносу старых знаний в новые ситуации. Чем пластичней интеллект, чем выше уровень профессиональности знаний и обобщённости опыта, тем ярче проявляется созидательная интуиция. Она похожа на некую вспышку в сознании, без всяких строгих рассуждений. Созидательная интуиция может быть и узкопрофессиональной, проявляясь исключительно в одной сфере (рабочей), и не выходящая за её рамки.
Творческое же мышление может позволить выйти профессиональной интуиции на жизненный уровень, так как творческая деятельность базируется на неких не особо осознанных процессах, к коим и относится это мгновенное объединение разрозненных знаний и признаков в нечто единое (интуиция).
Когда происходит интуитивная вспышка, озарение, происходит и творческое открытие. Оно первично. Затем уже начинается поиск правильного пути к этому открытию. Здесь люди сталкиваются с мнимым ощущением абсурдности своего открытия, так называемым «шоком новизны». Всё дело в том, что в момент озарения у человека был максимально свободный разум, без ограничительных рамок из старых идей. В этот момент разуму не было нужды классифицировать всё, объяснять и так далее. Разум просто резко осознал нечто. Для этого полёта мысли не должно быть преград.
Также важно понимать, что творческое мышление – это способ познавать мир. Но при этом сохраняя умение принимать требования мира, окружающей среды ровно в той степени, в которой эти требования совпадают с внутренними убеждениями. У человека с развитым творческим мышлением внутри себя уже есть огромный богатый мир. И творческие личности понимают, что окружающий мир не обязан считаться с их внутренним миром, но именно это необходимо креативным людям для качественной внутренней работы. И творческие личности создают для этого все условия благодаря своему отношению к миру. Да, они мыслят нестандартно, они не живут в оковах из устоявшихся идей. Для них всё в этом мире гипотеза, а не аксиома. Творческие личности очень чувствительны ко всему необычному, новому. Их интеллект синтетичен, а мышление несколько дивергентно, потому как такие люди находятся в постоянном поиске самых разных взаимосвязей различных явлений, докапываясь до того, как же могут разными способами зависеть друг от друга одни и те же явления.
Несмотря на общие сравнения человека с неким живым роботом, нельзя считать мышление человека определённым механическим процессом. Да, есть некоторые моменты в психике человека, где важны вложенные «разработчиком»-родителем установки, где отыгрывается определённый сценарий в поведении. Но само по себе мышление – это нечто иное. Мышление человека отлично от роботизированного «ума», где настроены алгоритмы. Больше вам скажу, человеческое мышление отличается и от искусственного интеллекта, где происходит самостоятельное настраивание алгоритмов «мышления»! То есть даже логическое мышление не совсем корректно подводить под механические рамки и шаблоны. Тем более, что люди, имеющие реальные качества в духе высокого IQ, эрудированность, ответственность не могли выйти за рамки жизненных шаблонов для решения конкретных задач, что и мешает им пробиться в жизни. А это значит, что логическое мышление не является панацеей от всех бед. Это не палочка-выручалочка и не высшая способность человека. Между тем обычные люди с меньшими показателями интеллекта (уверенные середнячки такие) достигали огромных высот. Почему? Потому что, как уже писалось выше, обладали развитым творческим мышлением. Именно оно оказалось более эффективным и продуктивным, что и помогло добиваться в жизни высоких результатов. Почему так происходит? Потому что развитое творческое мышление это:
Особенности творческого мышления
По версии Гилфорда (это исследователь интеллекта и создатель IQ тестов), в основе творческого мышления лежит особое мышление. Он его отрыл, когда понял, что многие жизненные задачи решаются не благодаря логике, а вопреки. Также совершаются прорывы в науке и технике. Всё самое важное, оригинальное и значимое создавалось, открывалось вне логики. Классическое же мышление (куда входят и дедукция, и индукция, и всё, что базируется на логическом мышлении) просто не в силах справиться с теми задачами, где нет конкретного правильного ответа. Мышление же, которое позволяет справиться с этими задачами, виделось исследователю как «мышление в разные стороны». Именно поэтому Гилфорд назвал его дивергентным. То есть разнонаправленным, которое подобно лучам расходится в разные стороны. Этим оно и отличается от привычного логического мышления, которое направлено в одну сторону. Логическое мышление направлено на поиск единственно верного, правильного, приемлемого решения, ответа. Дивергентное мышление помогает найти сразу несколько оптимальных решений одновременно, каждое из которых может лежать в разных областях. Так постепенно люди, обладающие креативными способностями и творческим мышлением перестали считаться чудаками, коими были до середины ХХ века. Ведь если бы не креативные люди, то цивилизация не двигалась бы вперёд. Мы бы остались там, где и были много тысячелетий назад.
Конечно, сейчас уже к людям с творческим мышлением отношение благодушное, что не может не радовать. А какие ещё особенности есть у этого мышления?
Что может мешать творческому мышлению?
Творческое мышление безгранично. Естественно, если ему не мешать. Так какие же барьеры есть на пути к развитию творческого мышления, креативности?
Ригидность. В школе нас учат, что для каждой задачи есть вот такое решение. Оно приведёт вас к заветной пятёрке. Вспомните, не каждый учитель поощряет, когда ученик вместо решения по теме урока вдруг находит совершенно другое, неизвестное и непонятное решение. И несмотря на правильный ответ, ученик не получит пятёрки. Ни за ответ ни за находчивость. Более того, типичные и привычные нам школьные методы обучения закрепляют в головах знания, которые приняты на сегодняшний день как истинные. Но в школе не учат улучшать и видоизменять решения. Не учат создавать и творить своё. Нельзя и ставить под сомнение то, что преподаётся и как преподаётся. Так мы и получаем на выходе из школы линейное мышление.
Конформизм. Стремление быть, как все. Быть похожим на других. Оно зарождается обычно в детстве. Когда, к примеру, в семье ребёнок не находил понимания у родителей. Его детские работы, поделки могли засмеять («Ну и кто рисует подсолнухи фиолетовыми? Это же смешно и глупо!»). Далее следуют детский сад и школа, где у учителей не сильно в почёте явное отличие от всех. Да и сами дети могут не принять «чужака». Не имея поддержки в семье ребёнок учится быть как все. Что мешает творческому началу в любых его проявлениях.
Немедленность ответа. Бывает так, что человек яро желает найти решение здесь и сейчас, сию секунду. Тогда появляется риск принятия необдуманных решений и совершения таких же необдуманных поступков. Естественно, есть огромный риск, что это приведёт к провалу. Часто бывает так, что у человека, который загружен повседневными делами, нет сил и желания искать решение задачи, вот тогда он и желает получить решение сей момент. Для творческого мышления важно, чтобы человек имел возможность отключиться от повседневности, от срочности каждого из сотни ежедневных дел.
Цензура. Вредна внешняя цензура, но куда опасней внутренняя. От внешней цензуры легче избавиться, потому что она более осознаваемая: мы же видим, что есть, например, мама, для которой вы всё делаете не так. И думаете в том числе. Есть сестричка, которая не принимает ваш ход мысли, даже если он сто тысяч раз себя оправдал за счёт верных решений и потрясающих результатов. Но есть внутренний цензор, который намного страшнее для нас. Он как серый кардинал, его трудно осознать, но влияние его поистине огромно. Именно внутренняя цензура заставляет нас бояться собственных идей. Тогда мы перестаём пытаться решать жизненные ситуации. И затем скатываемся в пассивное наблюдение за жизнью. Более того, со временем наш внутренний цензор может привести к тому, что нежелательные (в данном случае это креативные) идеи просто перестанут быть осознаваемыми!
Страх потратить лишнее количество внутренних ресурсов. Может получиться так, что из сотен, а то и тысяч ваших идей «выстрелит» только одна. Именно эта идея окажется самым лучшим решением. И тогда начинает казаться, что эта идея и это решение не стоили тех затрат (время, силы и так далее). Так порождается страх: «А вдруг я это зря? Вдруг всё зря?». Вот это-то и будет мешать самому процессу. А в творческом мышлении важен процесс. Эти идеи могут не пригодиться здесь и сегодня, но понадобятся в решении другой проблемы.
Творческое и критическое мышление
Творческое мышление – это важная особенность человеческого мышления. Но для лучшей работы и лучших результатов нужен тандем из творческого и критического мышления. Где каждый вид мышления идёт в порядке своей очереди и выполняет свои функции. Творческое мышление рождает идеи, благодаря нему создаётся нечто новое. А критическое мышление является проверкой для идей, оно же позволяет определить области применения новых идей. Также критическое мышление выявляет недостатки и дефекты у созданных творческим мышлением идей, тем самым позволяя доводить идею до совершенства. Важно только помнить, что использовать оба вида мышления нужно раздельно и последовательно, иначе они будут друг друг мешать! Также важно не путать критическое мышление и критическую установку. Критическое мышление помогает нам, ведь хоть оно и бракует некоторые идеи, итоговая цель у критического мышления конструктивная. А у критической установки идёт сплошная деструктивность. Это всё-таки больше эмоциональный порыв, нежели когнитивная функция, так как в стремлении критиковать ради критики больше главенствуют эмоции, нежели разум.
Стоит ещё отметить, что уходя в развитие одного из видов мышления нельзя оставлять в стороне другой. Это может привести к ряду проблем, причём весьма жёстких. При переразвитом творческом мышлении и недоразвитом критическом может наблюдаться, к примеру, оторванность от жизни, неумение жить совсем. При переразвитом критическом мышлении же человек может скатиться в сверхценность собственных идей, а то и в агрессию. То есть человек будет агрессивно реагировать буквально на всё новое, а свои идеи считать единственно идеальными. И, как следствие, таким образом ещё больше будет блокировать своё недоразвитое творческое мышление.
Умение же дистанцироваться от своей идеи, осмотреть её не как создатель, а со стороны, позволяет держать в балансе критическое и творческое мышление. Важно уметь быть объективным даже к себе и собственным интеллектуальным «детищам».
Несколько советов по мозговому штурму
Научиться мыслить творчески хочется многим. Для этого есть масса методик. Наиболее простая и доступная в рабочей сфере – это мозговой штурм. Когда я участвую в общественной деятельности, часто вижу, как именно мозговой штурм позволяет найти активистам нестандартное, но наиболее корректное решение для поставленных задач. В жизни к мозговому штурму можно подключить друзей, родственников и всех тех, кому вы доверяете. В современных крупных компаниях уже давно используют практику мозгового штурма. У этой практики есть ряд правил и особенностей. Например, нужно позволить участникам свободно ассоциировать. Не следует пытаться направить ход мысли каждого в удобное вам русло. Не надо отметать идеи, которые кажутся вам «не по теме». Цель – получить в итоге как можно большее количество идей. И только после окончания мозгового штурма критически их осмысливать. Но в процессе штурма критическое мышление следует выключить.
Групповое творческое мышление базируется на нескольких принципах:
Заключение
В этой статье я намеренно не пишу о разных способах развития творческого мышления, потому что это тема для отдельной статьи. А чтобы собрать все способы – это целый сборник книг получится! Однако понимание самого процесса поможет вам понять, что это за явление. И, быть может, ваше желание развить в себе творческое мышление станет тем самым стимулом, и вы даже придумаете свой собственный способ. А то и не один. Главное помните, что творческое мышление – это не некий талант или дар, это та способность, которой все мы обладаем по рождению. Которая толкает нас на развитие с самого детства. Творчество доступно каждому. Даже приготовление завтрака несёт в себе момент творчества, ведь из сырых продуктов вы создаёте нечто новое. Пусть пока и по рецепту.
Так что отбросьте стереотипы, деструктивные и устаревшие установки, начните двигаться вперёд! К своим личным высотам и собственным успехам! И пусть ваше врождённое творческое начало помогает вам в этом.