творческий подход в обучении это

Десять плюсов творческого подхода в обучении детей

Мы давным-давно привыкли к тому, что такие предметы, как рисование, музыка, актерское мастерство, сценография, керамика, танец и другие творческие дисциплины называются в наших российских реалиях «дополнительными». Но правильно ли мы поступаем, убирая искусство из обязательного образовательного процесса? Ведь занятия искусством помогают не только развивать определенные артистические способности, но и напрямую влияют на академическую успеваемость, социальные навыки и способность находить нестандартные решения в сложных ситуациях.

Командой творческих языковых лагерей в Швейцарии fRilingue мы выделили десять основных качеств, в развитии которых занятие искусством играет важнейшую роль. Мы уверены, что искусство остается одним из главных компонентов в общем образовательном процессе.

Уверенность в себе

Это качество в основном приобретается за счет занятий театральным искусством, ребятам предоставляется возможность выйти из зоны комфорта, чтобы выступать на импровизированной сцене, совершать ошибки и исправлять их путем репетиций.

творческий подход в обучении это. Смотреть фото творческий подход в обучении это. Смотреть картинку творческий подход в обучении это. Картинка про творческий подход в обучении это. Фото творческий подход в обучении это

Креативность

Во время занятий искусством детей просят создавать сценарии к короткометражным фильмам, писать картины, которые отражают время, воспоминания, абстрактные сюжеты, читать монологи в пяти различных интерпретациях. Таким образом, формируется нестандартное мышление, которое в будущем станет неоспоримым преимуществом в карьере вашего ребенка.

Лучшая академическая успеваемость

Согласно ряду исследований, студенты, которые участвуют в занятиях и событиях, посвященных искусству, показывают более сильные академические результаты, побеждают на конкурсах и олимпиадах, пишут эссе и стихи в четыре раза чаще, чем те, кто фокусируются лишь на общей образовательной программе.

творческий подход в обучении это. Смотреть фото творческий подход в обучении это. Смотреть картинку творческий подход в обучении это. Картинка про творческий подход в обучении это. Фото творческий подход в обучении это

Способность принимать решения и решать проблемы

Как показать определенные эмоции через танец или красками на холсте? Как создать скульптуру из куска глины? Как сыграть тот или иной персонаж? Так, изучая, как делать правильный выбор, и принимать те или иные решения, дети естественным образом готовятся к взрослой жизни, получая удовольствие от процесса.

творческий подход в обучении это. Смотреть фото творческий подход в обучении это. Смотреть картинку творческий подход в обучении это. Картинка про творческий подход в обучении это. Фото творческий подход в обучении это

Усидчивость

Из своего собственного опыта занятий в художественной школе, я знаю, что искусство может быть очень трудоемким процессом. Так, оттачивая навыки рисунка, живописи, керамики и многого другого, я осознала, что лучший результат требует времени, сил и дает наслаждение процессом. В мире, который каждый день становится все более и более конкурентным, такое качество, как усидчивость, никогда не помешает.

творческий подход в обучении это. Смотреть фото творческий подход в обучении это. Смотреть картинку творческий подход в обучении это. Картинка про творческий подход в обучении это. Фото творческий подход в обучении это

Способность воспринимать конструктивную критику

Во время занятий искусством ребята всегда получают обратную связь от преподавателей и понимают, что это не повод для обид или то, что нужно принимать на личный счет. Ведь конечная цель – это совершенствование навыков, и оно на каждом этапе уже заложено в сам процесс обучения.

творческий подход в обучении это. Смотреть фото творческий подход в обучении это. Смотреть картинку творческий подход в обучении это. Картинка про творческий подход в обучении это. Фото творческий подход в обучении этотворческий подход в обучении это. Смотреть фото творческий подход в обучении это. Смотреть картинку творческий подход в обучении это. Картинка про творческий подход в обучении это. Фото творческий подход в обучении это

Сотрудничество

Большинство видов искусства по умолчанию коллективные. Во время таких занятий, как пение в хоре, постановка представления, коллективная картина на огромном холсте или роспись стены, ребята узнают, что такое компромисс, разделение обязанностей, и то, как важен вклад каждого в общее дело. И совсем не обязательно играть главную роль или петь соло. Также дети разных возрастов и культур учатся друг у друга толерантности, открытости и эмпатии.

Фокус

Способность фокусироваться – одно из важнейших качеств в коллективной работе. Поддержание баланса между умением слушать и вовлекаться в процесс самым положительным образом влияет на концентрацию. Ребята думают не только о том, как выстроить собственную роль в работе над тем или иным проектом, но и о том, как эта роль может повлиять на общую картину. Последние исследования доказали, что дети, которые занимаются искусством, имеют более высокие способности к концентрации.

творческий подход в обучении это. Смотреть фото творческий подход в обучении это. Смотреть картинку творческий подход в обучении это. Картинка про творческий подход в обучении это. Фото творческий подход в обучении это

Надежность

Работая над коллективным проектом, дети, как правило, быстро понимают, что их действия могут повлиять на других людей. Они знают, что если они недостаточно подготовлены или не пришли вовремя, остальные будут страдать в той или иной степени. Занятия искусством помогают понять, насколько важно уметь осознавать собственные ошибки и нести за них ответственность. Так как ошибки являются неотъемлемой частью любой творческой работы, дети видят, что ошибаться – это нормально, главное – уметь извлекать из этого уроки и двигаться дальше.

Грамотность

Творческие занятия развивают у детей способность понимать, интерпретировать, создавать и вычислять причинно-следственные связи, используя печатные и письменные материалы, связанные с различными контекстами. Грамотность – это непрерывный процесс обучения, позволяющий ребятам достигать свои цели, развивать свои знания и потенциал, жить полной жизнью и активно участвовать в жизни общества.

творческий подход в обучении это. Смотреть фото творческий подход в обучении это. Смотреть картинку творческий подход в обучении это. Картинка про творческий подход в обучении это. Фото творческий подход в обучении это

Во fRilingue мы понимаем, как важно гармоничное развитие детей, и ставим своей целью создать комплексную программу обучения, которая б затрагивала все возможные аспекты успешного развития ребенка.

Источник

Творчество в обучении

Развитие творческой потенции ученика можно только при непосредственном включении его в творческую деятельность. Никакой рассказ о творческой деятельности других людей и даже показ её не может научить творчеству. Согласимся с русским классиком Л.Н. Толстым, который считал: “Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать, копировать”. Быстрота мысли, сообразительность, способность с ходу схватывать основное, сокращать рассуждения, последовательность соответствующих действий, раскрывать связи и отношения между различными математическими понятиями, характеризуют ученика с богатым опытом творческой деятельности. Такие учащиеся проявляют творческую самостоятельность, они выполняют задания не только по готовым образцам, по аналогии, а вносят в этот процесс что-то новое. Пользуются более совершенными методами решения поставленных вопросов, высказывают новые стороны изучаемых явлений и т. д.

Каким же образом возможно обучение творчеству? Как можно развивать творческое воображение в рамках целостного педагогического процесса, в частности на уроках математики?

Реальная творческая деятельность и творчество учащихся в учебном процессе – несколько разные вещи, поскольку последних творчеству всё-таки обучают. Поэтому в процессе творческой деятельности учащемуся может оказываться определенная помощь, например, через предъявление ему определённых эвристических предписаний. Осуществление таких предписаний может быть реализовано через творческие задания на уроках математики, через совместную деятельность педагога и учащихся. С дидактической точки зрения творческие задания представляют собой логически взаимосвязанные с друг другом задания, которые предлагаются учащимся в определенной последовательности, от простого к сложному. Творческие задания должны включать обязательный элемент тренинга и элемент новизны.

Среди регулярно применяемых нами заданий выделим следующие:

Основную часть творческих заданий предлагается классу для домашнего выполнения, причём в подавляющем числе случаев по желанию. После чего результаты творческих заданий просматриваются учителем, анализируются школьниками, из них отбираются лучшие, которые в дальнейшем предлагаются учащимся параллельных классов.

Следует отметить, что если в начале нашей работы творческие задания выполнялись около трети учащихся класса, то в дальнейшем это число возрастает почти вдвое, причём активное участие в такой творческой работе принимают и слабоуспевающие ученики. Как видим, резко повышается мотивация творческой познавательной деятельности. На заключительных этапах работы почти все учащиеся класса активно подключаются к творческой деятельности.

Рассмотрим виды творческих заданий:

Проводить весь учебный процесс, на уроке только используя задания творческого характера невозможно, необходимо чередовать творческую деятельность с деятельностью алгоритмической, стереотипной.

На наш взгляд, творческие задания могут с успехом использоваться для решения целой группы задач в педагогическом процессе: образовательных, развивающих, воспитывающих. Таких как развитие познавательных процессов личности школьника; развитие эмоционально – волевой сферы учащихся; воспитание интереса; развитие мотивационной сферы учащихся; развитие коммуникативных умений и др. Более подробно остановимся на заданиях, в которых требуется создать нечто новое. В нашем случае это составление задач. Составление задач учащимися имеет большое значение не только для проверки усвоенных ими знаний, но также способствует развитию творческой активности учащихся.

Вначале учащиеся выполняют на уроках серию задач по определённой теме, причём с нарастанием сложности (8–10 мин.). Также предусмотрены задачи с разнообразным интересным и занимательным содержанием, чтобы стимулировать более разнообразный выбор темы при составлении новой задачи.

Составление задач возможно:

Приведем примеры задач, которые придумали учащиеся 6 классов.

Таким образом, применение творческих заданий в целостном педагогическом процессе реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной творческой работы, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности.

Литература:

Источник

Какую роль играет творчество в образовании ребенка?

Образование – комплексный процесс культивирования природных способностей и умственной восприимчивости детей, т.е. развитие качеств, которые помогут создать желанное будущее и реализовать потенциал личности. В XXI веке с быстрой сменой экономической, политической и социальной ситуаций, а также обилием профессий, требующих креативных способностей, творчество занимает существенное место в процессе обучения новых поколений.

творческий подход в обучении это. Смотреть фото творческий подход в обучении это. Смотреть картинку творческий подход в обучении это. Картинка про творческий подход в обучении это. Фото творческий подход в обучении это

Творчество и его роль в образовании ребенка

Творчество задействует все сферы человеческого сознания, на формирование которого влияют не только знания и практические умения, но и чувства, интуиция, воображение и ощущения. Занятия креативом пробуждают психологические функции, нерегулируемые сознанием. Всем известно, что гениальные идеи не торопятся посещать людей, когда они намеренно над ними размышляют. Если человек сталкивается с проблемой, лучшим решением станет отпустить ситуацию, спрятать ее в глубины подсознания и подождать – выход придет сам собой, сформированный бессознательным мышлением.

Любая творческая работа, которая в современных реалиях выходит за рамки сферы искусства и охватывает все отрасли, напрямую зависит от подсознательного восприятия, интуиции, чувства прекрасного, эмоций и предчувствий. Важную роль также играют эстетика и ощущение гармонии.

Древнегреческий философ Плутарх стал автором тезиса важного для современной системы образования: «Ученик – не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Дело в том, что у каждого ребенка собственные интересы и способы запоминания информации и опыта. Учебные заведения обязаны учитывать этот момент и практиковать комплексные образовательные методики, которые не только позволят усвоить материал, но и пробудят воображение, инициативу и желание познавать новое, т.е. креативный подход ко всем аспектам жизни.

Частные школы за рубежом отлично понимают, как творчество влияет на ребенка. Более того осознают, что мировая экономика нуждается в профессионалах, способных реализовывать потенциал в секторе интеллектуальной собственности – креативной индустрии, которая включает рекламу, архитектуру, музыку, кинематограф, театр, программирование, компьютерные игры и многое другое. Творчество выступает движущей силой, которая формирует современный мир и позволяет жить достойно.

Процесс обучения в частных школах строится таким образом, чтобы дети сохраняли и приумножали креативные способности, а не мыслили шаблонно. Культивирование творческого развития помогает ученикам эффективно решать проблемы, ставить амбициозные цели, расширять кругозор, углублять понимание мира и самих себя. Для достижения успеха в жизни необходимо правильно относиться к своим способностям и использовать их с максимальной отдачей. Именно поэтому частные школы-пансионы за границей применяют образовательные методики, которые позволяют детям развить творческое начало для понимания масштаба и разнообразия собственных талантов, а также их реализации.

Как школы-пансионы за рубежом внедряют творчество в образовательные программы?

Бординговые школы активно способствуют развитию творческих талантов детей и креативного подхода к решению вопросов. Внеклассная деятельность включает занятия живописью, скульптурой, танцами, музыкой, драматургией и другими видами искусств. Мальчики и девочки посвящают любимым занятиям несколько часов в день, раскрывая потенциал по максимуму. Огромный выбор клубов по интересам расширяет границы интересов. Если ученика не привлекают танцы или рисование, он может вступить в общество любителей чтения или кулинарный кружок, увлечься фотографией или графикой.

Система обучения в школах-пансионах значительно отличается от методов, применяемых в государственных учебных заведениях. Учителя активно применяют творческие подходы для ведения занятий, а также уделяют индивидуальное внимание каждому ребенку. В результате, уроки и внеклассные мероприятия дают не только знания и навыки, но также:

Как мы видим, творчество играет важную роль в образовании детей, а частные учебные заведения позволяют ученикам стать самими собой и по максимуму реализовать потенциал в любой из сфер жизни.

Если вы рассматриваете для ребенка возможность получения среднего образования за границей и подбираете для обучения подходящую бординговую школу, обращайтесь за бесплатной помощью к экспертам STUDIES&CAREERS.

Источник

Понятие «творчество» в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – показать преимущество и эффективность творческого подхода в обучении на данном этапе развития образовательной системы.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1) Определить сущность и основы педагогического творчества.
2) Определить факторы, влияющие на становление творческой личности педагога, а также компоненты педагогического творчества.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретические аспекты творчества в педагогической деятельности. 5
1. Трактовка понятия «творчество»…………………………………. ……5
2. Психологические основы творчества и творческие способности……..8
3. Понятие «творчество» в педагогике……………………………………13
3.1. Типология преподавателей……………………………………………14
3.2. Факторы готовности личности преподавателя к педагогическому творчеству и уровни педагогического творчества………………………………16
3.3. Общение как неотъемлемая часть педагогического творчества…….18
4. Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов…………………………………………………………………………. 20
Глава 2. Практический аспект педагогического творчества……………………28
1. Опыт учителей иностранных языков…………………………. ……. 28
2. Анализ собственного участия в творческой деятельности на уроках иностранного языка………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

0260895_638A9_tvorchestvo_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti.doc

Глава 1. Теоретические аспекты творчества в педагогической деятельности. 5

1. Трактовка понятия «творчество»…………………………………. …… 5

2. Психологические основы творчества и творческие способности……..8

3. Понятие «творчество» в педагогике……………………………………13

3.1. Типология преподавателей……………… ……………………………14

3.2. Факторы готовности личности преподавателя к педагогическому творчеству и уровни педагогического творчества………………………………16

3.3. Общение как неотъемлемая часть педагогического творчества…….18

4. Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов……………………………………………………… …………………. 20

Глава 2. Практический аспект педагогического творчества………… …………28

1. Опыт учителей иностранных языков…………………………. ……. 28

2. Анализ собственного участия в творческой деятельности на уроках иностранного языка…………… …………………………………………………37

Творчество в профессии учителя занимает очень важное, если не ведущее место. Творчество является неотъемлемым компонентом взаимодействия учителя и ученика, начиная от непосредственного процесса обучения на уроке, заканчивая внеклассным общением. Педагогическое творчество содействует созданию атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества между учеником и преподавателем. Замечено, что отношения учащихся к творчески работающему педагогу положительно эмоционально окрашены. Кроме того, творческий подход в обучении плодотворно влияет на личность ученика, предоставляя ему возможность для всестороннего личностного, а в дальнейшем и профессионального развития.

Но встает один немаловажный вопрос, что именно подразумевает под собой педагогическое творчество и каким методам организации творческого подхода в обучении стоит отдать предпочтение?

Объектом данной работы является деятельность преподавателя в целостном педагогическом процессе.

Предмет нашего исследования – творчество в педагогической деятельности, его компоненты и способы их реализации на примере практического опыта преподавателей иностранных языков.

Цель исследования – показать преимущество и эффективность творческого подхода в обучении на данном этапе развития образовательной системы.

Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

1) Определить сущность и основы педагогического творчества.

2) Определить факторы, влияющие на становление творческой личности педагога, а также компоненты педагогического творчества.

3) Вычленить примеры успешного и эффективного применения педагогического творчества.

Для реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

1) Изучение психолого- педагогической литературы по теме исследования.

2) Анализ передового педагогического опыта преподавателей иностранных языков.

3) Анализ собственной творческой деятельности на уроках иностранного языка.

Практическая ценность данной курсовой работы заключается в том, что она может быть использована для изучения теоретической базы педагогического творчества, так как в ней представлен анализ современной литературы по данному вопросу. Кроме того, данная курсовая работа представляет ценность для практической деятельности учителя, так как содержит в себе анализ творческих методов обучения и примеры плодотворной творческой деятельности педагога на уроке иностранного языка.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретический аспект творчества в педагогической деятельности.

1. Трактовка понятия «творчество».

Феномен творчества с давних пор интересовал людей. Во все времена человечество стремилось к созданию чего – то прекрасного, прежде не существовавшего, шаг за шагом совершенствуя себя и общество округ. Но к созданию неповторимых предметов искусства, произведений литературного творчества, к достижению высот в изобретательстве способны были лишь некоторые члены общества. Данный факт вызывал недоумение и интерес людей, толкая их на все новые открытия в этой области.

Так в античности большое внимание творческому началу в человеке уделял Платон. В эпоху Возрождения ярко заявили о себе такие ученые – исследователи творчества как итальянский философ Дж. Вико, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм. В 19 – 20 вв. данной проблемой занимались А. Бергс, А. Клагес, В. Дильтей, А. Бердяев и многие другие. [1, 977-979; 6,484].

Что же такое творчество с точки зрения современных исследователей этого феномена? Для того чтобы дать ответ на данный вопрос обратимся к современным словарям.

Для начала рассмотрим определения, которые даны толковыми словарями. Данные определения носят достаточно общий характер, акцентируя свое внимание лишь на новизне создаваемых ценностей.

Так, к примеру, Современный Толковый Словарь Русского Языка под редакцией С.А. Кузнецова трактует понятие «творчество» как «то, что создано в результате деятельности, совокупности сделанного, сотворенного кем-либо». [2, 756]

Сходное по смыслу определение творчеству дает Толковый Словарь Русского Языка под редакцией С.И. Ожегова. «Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей». [3,791]

Несколько отличающееся понятие, подчеркивающее важность человека как субъекта творческой деятельности предлагает Советский Энциклопедический Словарь: «творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, а не творчества». [4, 1306]

С другой точки зрения на процесс и результат творчества смотрят составители культурологических словарей. Основное внимание обращается ими на общественную значимость ценностей, полученных в результате творчества, то какой вклад они делают в культурное развитие общества. «Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественной истинной уникальностью ». [5, 476]

Творчество как проявление человеческой индивидуальности, имеющее определенные психологические основы – вот что такое творчество с точки зрения психологии. «Творчество – психические процесс создания новых ценностей, как бы продолжение детской игры. Будучи культурно – историческим явлением, имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагает наличие у индивида способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью» [6,484]. Кроме этого, в психологии творчество тесно связано с понятием «креативность». Данное понятие трактуется, как «способность порождать идеи, отклоняться от традиционной схемы мышления, быстро решать проблемные ситуации» [6,285]. Данное определение дает нам право сделать вывод о том, что в психологии творчество мыслится не только как способность человека к созданию каких бы то ни было культурных ценностей, это еще и его личностное качество, помогающее неординарно смотреть на действительность и находить выходы из сложных ситуации.

Своеобразный синтез вышеперечисленных определений представляет собой взгляд В.И. Андреева на данную проблему. Вот его определение: «творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личностной и социальной значимостью, а также прогрессивностью». [7, 49]. Как мы видим, в данном определении находит свое отражение психологический, культурологический и общенаучный аспект понимания феномена творчества.

Как мы смогли убедиться понятие « творчество» многоаспектно и изучается в пределах разных наук. Но, подводя черту под всеми приведенными определениями можно сделать вывод, что основополагающими компонентами, составляющими обобщенное определение творчества можно считать три.

1. Творчество – это деятельность или компонент деятельности.

2. Источник творчества – человек (а именно его мыслительная деятельность), наделенный определенными творческими способностями, обладающий необходимыми умениями и навыками.

3. Результат творчества – качественно новый продукт материальной и духовной культуры, не существовавший ранее и характеризующийся социальной и культурной значимостью.

2. Психологические основы творчества и творческие способности.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла. [9, 6-36]

Перечисляя основные черты творческой личности, В.И. Андреев выделяет 9 основных блоков:

2.Интеллектуально – логические способности личности (способность анализировать, сравнивать; способность выбирать главное, отбрасывать второстепенное; способность давать определения; способность к систематике и классификации).

3.Интеллектуально – эвристические способности личности (способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы; способность к фантазии; ассоциативное мышление; независимость суждений; критичность мышления, способность оценочного суждения).

4.Мировоззренческие свойства личности (убежденность личности; система личностных свойств, особо высоко ценимых личностью).

5.Нравственные свойства личности (честность, скромность, принципиальность, смелость, решительность).

6.Способность к самоуправлению личности в учебно-творческой деятельности (целеполагание и целеустремленность, способность к планированию, к самоорганизации, к самоконтролю).

7.Коммуникативно-творческие способности (способность аккумулировать и использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству, способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других).

8.Эстетические качества личности (способность достигать гармонии, простоты и красоты человеческих отношений; способности руководствоваться эстетическими принципами).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *