трезвый ум и здравый рассудок
Рассудок
Рассу́док — 1) способность рассуждать, осмыслять действительность; способность логически мыслить; 2) ум, здравый смысл, определяющий поведение человека.
Ум (nous) отнюдь не адекватен рассудку, ибо значение его может быть передано такими понятиями, как «сущностное ядро», «личность» или библейский «внутренний человек».
Познанием вещей видимых и осязаемых занимается рассудок, стоящий в услужении собственно души, забота которой вся направлена на устроение быта земного. Материал же для рассудка собирают низшие силы познавательной способности, которые так или иначе, связаны с телесными органами. Это такие силы как ощущение, воображение, память и другие. Рассудок неспособен к созерцаниям мира духовного ( 2Кор.12:4 ).
Что значит иметь трезвый рассудок?
Духовное трезвение — одно из важнейших понятий христианской аскетики. С этим понятием близко соотносится другое — «бодрствование». Оба эти понятия связаны с обозначением верующих как сынов света и дня, в противовес сынам ночи и тьмы ( 1Сол.5:5 ).
Как в обыденной жизни днём не принято ни спать, ни упиваться ( 1Сол.5:7 ), так и в жизни духовной ходящим во Свете принято бодрствовать и не упиваться соблазнами грехов.
По аналогии с физической трезвостью, подразумевающей свободу душевных и телесных сил от помрачения дурманом вина, духовное трезвение подразумевает свободу духовно-нравственных качеств от влияний греха и воздействий со стороны демонических сил (состояние обльщения, прелести также сопоставляется с опьянением; см. подробнее: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?).
Как в рамках обыденной, обывательской жизни не затуманенный алкоголем, способный к правильному осмыслению действительности рассудок именуется трезвым, так и в рамках духовной жизни трезвым может быть назван рассудок, способный к здравому осмыслению и оценкам в духовно-нравственном отношении.
Стало быть, трезвый рассудок подразумевает трезвенный контроль разума как над внешними факторами, так над внутренними движениями душевных и плотских начал (контроль над помыслами, мыслями, чувствами, движением воли, побуждениями плоти).
Духовное трезвение требует наличия таких христианских добродетелей как вера, надежда, любовь ( 1Фес.5:8 ). Оно осуществимо лишь при содействии благодати Христовой ( Ин.15:5 ).
Здравый рассудок, какой же он и в чем его особенность?
Про человека, мыслящего трезво, логично, говорят, что у него здравый рассудок и что он адекватно оценивает ситуацию.
Такие люди всегда сохраняют спокойствие и не поддаются на панические провокации.
Попробуем разобрать, что представляет собой человек, у которого обнаружился здравый рассудок, и чем он отличается от обычных людей.
Всегда нужно искать смысл в самих словах. Рассудок обозначает человеческую способность логически мыслить, строить умозаключения, осмыслять действительность, рассуждать ; ум, разум, сознание.
Слово «здравый», хотя и обозначает «здоровый», но в данном случае описывает характеристику рассуждения – трезвое мышление, адекватное понимание сути вещей, правильное восприятие окружающего, верные умозаключения и т.д.
Иными словами, здравый рассудок – это не что иное, как правильное мышление.
Получается, чтобы рассуждать здраво необходимо логически мыслить, правильно рассуждать, всегда делать выводы на основе достоверных фактов, а не догадок и домыслов, и не поддаваться влиянию эмоций.
Потому что последние способны сильно затуманить сознание и повести человека по ложному следу.
Рассудок как мыслительная способность (умение представлять себе что-либо посредством определенных понятий, а не образов) именуется также высшей познавательной способностью человека (в отличие от низших проявлений – чувств и эмоций).
Правильный же рассудок — это тот, который изобилует (богат) не только большим количеством различных понятий, но и их соответствием с познанием самого предмета, вследствие чего, обладает способностью, навыком к схватыванию (быстрому пониманию) сути, истины.
Некоторые люди руководствуются в мыслительном процессе большим числом понятий, но при этом они не пытаются точно определять те или иные предметы, явления, а выражают лишь общее мнение по этому поводу либо рассуждают, исходя из своих ощущений, прогнозов, предположений.
Так, например, поступают сплетники, когда разносят по округе «достоверную информацию» из первых уст, приукрашивая события и дополняя собственными доработками. У таких людей даже и мысли не закрадывается, что они распространяют заведомо ложные сведения.
Тот же, у кого имеется здравый рассудок, не станет в угоду большинству подменять понятия и будет рассуждать адекватно реальной сути вещей и не начнет передавать непроверенную, неподтвержденную информацию.
А тем более, не станет делать каких-либо поспешных выводов на основе таких сведений.