тренировка голоса для озвучки
Влюбить в себя голосом: 35 упражнений для постановки речи от радиоведущей
Почему эйчары не приглашают на собеседование соискателей после первого разговора по телефону? Иногда людям отказывают потому, что они говорят медленно, невнятно, неуверенно. Или, например, публичное выступление. Даже самая интересная лекция не привлекает, если ее ведет хватающий ртом воздух спикер. Слушатели отвлекаются, обращая внимание на его неидеальное «р», постоянное аканье, проблемы с дыханием – информация отходит на второй план.
Чтобы вы зазвучали на полную мощность и были на высоте в любой ситуации, где нужно говорить и располагать к себе голосом, мы обратились за рекомендациями к Светлане Василенко, эксперту-консультанту по технике речи и риторике, автору и ведущей talk-проектов радио «Київ 98 ФМ».
Светлана уже 20 лет работает голосом и уверена, что говорить красиво и внятно – не дар, а всего лишь умение, как и навык подавать правильно информацию. Так у нее появилась своя методика преподавания техники речи, основанная на личном опыте и тех приемах, которые она опробовала в процессе составления авторской программы.
Почему мы неправильно звучим: три ключевых причины
Неправильное положение речевого аппарата. Работать с речью нужно почти 90% людей. Взрослые люди зачастую не обращают внимания на произношение своих некоторых звуков. Неидеальное звучание возникает из-за физических нюансов – язык стоит не так, как надо, губы не расслаблены в нужный момент и т.д.
Лень. Одна из распространенных причин неправильного звучания – обычная лень. Мы ленимся открывать рот, поэтому не пользуемся челюстью – она неподвижна во время говорения, двигаются только губы. Образно говоря, звуки выходят с помощью воздуха, и их качество зависит от того, насколько широко мы открываем рот
Использование только голосовых связок. Чтобы получить глубокий и приятный звук, и при этом не уставать, нужно научиться говорить, используя резонаторы, особенно грудной (трахея и бронхи).
Как рождается звук
Звук появляется, когда воздух проходит между голосовыми связками. Когда мы произосим звонкие звуки и гласные образованная связками голосовая щель смыкается, при глухих звуках – расходится. Частое говорение, т.е. постоянное напряжение голосовых связок, приводит к тому, что изначально тонкие связки утолщаются, становятся менее гибкими, и голос «обрастает» хрипотой, теряет высоту звука и полетность.
Вы замечали, как преподаватели уже через 45 минут лекции теряют голос и переходят на хриплый шепот? Обычно учителя говорят в три раза выше обычного, а это означает, что они используют связки на пределе своих возможностей. Большая нагрузка на эти мышцы приводит к тому, что на них появляются узлы или, как говорят певцы, мозоли, от которых голос может пропасть. Эти узлы можно убрать только хирургическим путем, но не факт, что вы зазвучите также хорошо, как и до операции.
Поэтому профессиональные лекторы, тренеры, консультанты, преподаватели, чтобы дольше сохранить голос и связки, учатся говорить с использованием грудного резонатора, максимально «выключая» из процесса связки. Грубо говоря, говорят «грудью», а не горлом.
Десять упражнений для улучшения техники речи
1. Полюбите себя
Зачастую те, кто имеет проблемы с артикуляцией, уверены, что они себя любят. Но на самом деле, у человека, который себя любит, звук рождается глубоко внутри, и человеку хочется, чтобы его услышали. Поэтому он говорит громче и яснее. Чтобы родилось чувство любви к себе, хвалите себя по утрам перед зеркалом в течение 5 минут, постоянно благодарите за то, что вы такой молодец, уделяйте себе время в течение дня.
2. Открывайте рот
Проговаривая слова, физически шире открывайте рот, работайте челюстью. Если человек переживает, нервничает, боится быть неудобным, то он не открывает рот во время говорения, двигая только губами. Поэтому речь его тихая, мало внятная, будто себе под нос. Вряд ли это оценит работодатель, коллега, слушатель и т.д.
3. Зевайте и потягивайтесь
Утром вместо вскакивания с криком «Я опоздал!/ Проспала!» потянитесь и хорошенько зевните. Большинство проблем в технике речи еще и в том, что зажаты все мышцы: они затекают утром после сна, а после в офисе мы сидим, ссутулясь и не разминась.
Потягиваясь, вы отпускаете все мышцы шеи, которые позволяют лучше «отдавать» звуки. Зевая, мы «будим» суставы челюсти, расслабляем губы и дыхательное горло с его маленьким подвижным язычком. Он-то и влияет на то, как мы говорим – «выпуская» звуки через рот или через нос. Многие говорят гнусаво именно потому, что направляют воздух и звук через нос, не тренируя зеванием-расслаблением эту часть артикуляционного аппарата.
4. Держите спину ровно
В появлении звука огромную роль играет диафрагма, мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной (условно ее границу можно провести по нижнему краю ребер). Ссутулившись, напрягаясь, мы зажимаем диафрагму, препятствуя ее естественному движению.
У хорошего спикера диафрагма «закачана», т.е. очень подвижна, поэтому она может быстро менять свое положение. С ровной спиной у нас не зажаты мышцы живота, а значит можно набрать столько воздуха для говорения, сколько необходимо.
Проверьте, правильно ли вы сидите – сведите лопатки, опустите их до того уровня, когда спина станет ровной. Поначалу будет небольшой дискомфорт от непривычки, главное, чтобы вы спокойно смогли стоять или сидеть в таком положении. К слову, выпрямившись, вы выглядите более уверенным в себе.
5. Ставьте подбородок перпендикулярно шее
Одна девушка определяла свой голос в обычной жизни как «скрип несмазанной двери», но на встречах с друзьями после бокала вина все восхищались ее потрясающим грудным голосом. И на вопрос «А что не так с моим голосом?» нашелся очень простой ответ – она поднимала высоко подбородок, натягивая мышцы шеи, у горла, и звук не мог нормально выходить. А в расслабленном состоянии ее подбородок становился на место, появляелся воздух – и голос звучал так, как нужно. Если же подбородок опустить ниже, чем 90 градусов, то перетягиваются задние мышцы шеи и звук не получает достаточно воздуха для появления.
6. «Будите» резонаторы
Занимаясь утренними делами, мычите – тяните с закрытым ртом свою любимую песню, случайную мелодию, пытайтесь прочесть с закрытым ртом пару абзацев из книги или, что проще всего, произносите звук «ммммм».
7. Всегда пейте мелкими глотками
Гастроэнтерологи советуют пить теплую воду с лимоном для того, чтобы разбудить организм. Эта же вода помогает разбудить речевые органы. Утром выпивая мелкими глоточками стакан воды, вы тренируете маленький язычок. Подымаясь, он «работает» на полную, и ваша гнусавость исчезает сама собой.
8. Делайте вибрационный массаж
Как мы уже сказали, звуки создаются не одними голосовыми связками. Наш голос становится особенным, получая красивую вибрацию, благодаря внутренним резонаторам. Базовые приемы вибрационного массажа делаются на фронтальных пазухах (это пустоты в центре лба, в точке схождения бровей), гайморовых пазухах, верхней и нижней губе, а также верхней части грудной клетки. Упражнения ниже раскроют вам тонкости этого массажа в указанных точках.
Фронтальные пазухи. Массируя точку на фронтальных пазухах, произносите звук «м» и отправляйте его вверх. Представьте, будто звук уходит куда-то вверх, над макушкой, становясь тоньше. В том месте, где кончается небо и начинается язычок, появляется вибрация. Физически ничего не вибрирует, но само ощущение вибрации будет. Массаж помогает проснуться резонаторам – и организм в целом привыкает к правильному звучанию всех звуков.
Гайморовые пазухи. Массажируя гайморовые пазухи, «опускайте» звук «м» полностью в нос. Закрывайте одну ноздрю и произносите звук «м», при этом понижая тон, выпуская через открытую ноздрю. Если вы правильно выполняете упражнение, крыло открытой ноздри немножко вибрирует. Контролируйте выполнение – важно чтобы вибрация оставалась в области носа, а не уходила на зубы или язык. Это получится не сразу, но с этим заданием легко справятся те, кто привык говорить в нос.
Выпуская звуки поочередно через разные ноздри, можно массировать точки у крыльев носа. Вы наверняка знакомы с эффектом такого массажа. Часто, когда нужно говорить с заложенным носом, мы интуитивно трем точки у гайморовых пазух, уменьшая отек, прочищая дыхательные пути, и соответственно звучим более внятно, особенно произнося сонорные звуки, среди которых «м» и «н».
Верхняя губа. Вибрационный массаж направлен на то, чтобы научить резонировать верхнюю губу – она должна расслабиться для правильного произношения всех звуков. Для этого произносите звук «в», стараясь ощутить, как работает середина верхней губы. Правильный звук «в» рождается именно в этой точке: воздух, выходя изо рта, под углом в 45 градусом попадает на середину губы и немного вибрирует. Делая это упражнение, вы почувствуете, как чешется это место. Добавьте массаж точки над верхней губой.
Нижняя губа. Для нижней губы применяйте тот же принцип, что и для верхней губы, только используя звук «з». Звук «з» рождается точно так же как и «в», только воздух направлен на середину нижней губы. Массаж делается на точке ниже середины нижней губы. Из-за зажатости середины нижней губы могут возникать проблемы с произношением «ш», «щ», «ж». Если вам кажется, что губы не участвуют в появлении «в» и «з», начните массировать указанные точки и физически ощутите вибрацию.
Грудной резонатор. Для вибромассажа грудного резонатора произносите звук «ж» и на выдохе отправляйте его максимально вниз по грудной клетке. Так вы понижаете свой голос настолько, насколько возможно. При этом голосовые связки не принимают участия в появлении звука, т.к.они полностью расслаблены, хотя физически вы можете ощущать их небольшие колебания.
Проверьте правильность выполнения так – положите руку на грудь, ниже шеи. И именно в этом месте вы ощущаете вибрирование, но не на шее, где связки. Голос при этом становится ниже.
9. Всегда тренируйте грудной резонатор
Положите руку на грудь и на выдохе произносите «чух-чух-чух», будто вы маленький паровозик. В идеале вы должны услышать, как в ладонь звук бьется изнутри грудной клетки на каждое «чух». Сложно заговорить «грудью» сразу, но со временем это станет нормой.
10. Открывайте дыхательное горло (трахею)
Откройте рот и на выдохе протяните звук «а». При этом постарайтесь максимально расслабить горло. К тому же, этим вы разминаете челюсти и губы – дополнительный полезный эффект.
Человек в стрессе весь сжимается и звуки с трудом продираются сквозь его горло наружу. Попробуйте напрячь горло, сразу поймете о чем речь. Поэтому каждый раз, когда нужно расслабить горло перед публичным выступлением, презентацией, собеседованием, уделите пару минут для этого упражнения.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы внятно и быстро говорить, уверенно аргументировать – вам нужно быстро и четко работать мышцами губ, челюсти и языка. Упражнения ниже вам пригодятся, чтобы развивать мышцы речевого аппарата. Кроме того, эта простая гимнастика решит проблему большинства звуков раз и навсегда.
Каждая группа мышц прорабатывается отдельно, но обязательно в комплексе. Даже если вам кажется, что вы не можете сделать какое-то упражнение, просто выполняйте его – вам нужно натренировать мышцы, которые вы ранее не использовали. Выполняйте каждое упражнение по 3-5 раз. Также прорабатывая одну конкретную группу мышц, максимально расслабляйте остальные мышцы.
Губы
«Уточка». Стяните губы вместе, будто говорите букву «у», а потом растяните губы, максимально открывая верхние и нижние зубы. Усилить эффект можно, делая круговые движения губами-«уточками» в разные стороны.
«Маска». Откройте широко рот и втяните губы внутрь рта как можно больше. Это хороший массаж для губ и для челюсти. Закончите упражнение широкой улыбкой. «Маска» хороша, если нет времени на полную артикуляционную гимнастику.
«Банка с вареньем». Вспомните, как вы слизываете варенье языком с своих губ. Вытяните язык, и напрягая мышцы, не спеша, проведите им по губам. Здесь одновременно включаются мышцы языка и губ. Усилить эффект можно, проводя языком за губами.
«Кролик». Без помощи рук подымите вверх верхнюю губу, т.е. тяните ее к носу. Постарайтесь при этом не морщить лоб и расслабить лицо.
Язык
«Лошадка». Цокайте языком, как в детстве. Это особенно хорошо для тех, у кого проблемы со звуком «р» и «л». При правильном выполнении у вас должна появиться вибрация между небом и средней частью языка. Это упражнение приучает среднюю часть языка работать.
«Художник». Упражнение особенно подходит для исправления звуков «р» и «л» у обладателей короткой подязыковой уздечки. Представьте, что ваш язык – кисть, которой вы проводите прямую от зубов по всему верхнему небу до подвижного язычка, плотно прижимая язык к «полотну».
«Шпага». Для проработки щек и губ изнутри. Напрягите язык, будто мини-шпажку, и оближите губы изнутри – медленно проведя языком по верхней и нижней челюсти. Напряжение «включает» в работу кончик и основу языка.
«Лодочка». Помогает исправить произношения звука «ч». Боковые мышцы языка подымаются, и язык высовывается изо рта. Звук при этом произносить не нужно – так вы заставляете подскакивать «ленивые» мышцы языка, ранее не участвовавшие в говорении. Замечено, 90% людей не умеющих говорить «ч» – не умеют делать лодочку.
Челюсти
«Щелкунчик». Откройте рот настолько широко, насколько это возможно. Делайте очень медленно. Затем медленно закройте рот.
«Сдвижки». Выдвигайте челюсть вперед, при этом не напрягая губы. Затем отдельно вправо и отдельно влево. Высший пилотаж – сделать выдвижное круговое движение челюстью по часовой и против часовой стрелки. Для начала попытайтесь сделать движение по квадрату, постепенно превращая его в небольшой овал.
Чтобы свести к минимуму все травмы, т.к. ваша челюсть не привыкла к нагрузкам, все упражнения выполняйте с открытым или приоткрытым ртом.
Когда нет времени
Если необходимо поработать над артикуляцией при отсутствии времени, утром перед важной встречей, то выполняйте следующие упражнения.
1. Напишите все согласные буквы алфавита подряд и выберите любое слово на букву «б» (или сложное в произношении для вас слово). Например, «баррель». Затем произнесите это слово, меняя первую букву: «баррель, варрель, гаррель…».
А если хотите дополнительно попрощаться и с гнусавостью, то закройте ноздри пальцами, вдохните через рот, и максимально открывая рот, проговаривайте тоже самое. Так весь воздух будет выходить исключительно через рот.
Пройдитесь по алфавиту туда и обратно. Вы сразу же зазвучите иначе и лучше – вы разбудите речевой аппарат, зазвучат правильно практически все звуки.
2. Подставьте по очереди все согласные к гласным «и», «э», «а,» «о», «у», «ы». «Пробегите» по алфавиту и вы будете гораздо убедительнее звучать на утренней встрече.
Техника дыхания
Умение правильно дышать – это самое важное в технике речи и ораторском искусстве. Постановкой дыхания занимаются параллельно с постановкой звуков и прокачкой мышц губ, языка и челюсти.
Как дышать правильно
Вдыхать нужно только через нос, выдыхать – только через рот. Идеально, если вместе с выдохом рождаются звуки.
Делая вдох, полностью расслабляйте мышцы живота и диафрагму. Помните, как дышат дети, выпячивая живот? Делайте то же без напряжения – и расслабленный живот станет вместилищем для воздуха, который так необходим в процессе говорения. В таком животе мышцы диафрагмы легко прогибаются и впускают воздух.
Выдыхая, втягивайте живот, выгибая таким образом диафрагму в другую сторону и тем самым выпуская воздух. В противном случае вы набираете воздух, напрягаетесь, быстро проговариваете нужное и только потом выдыхаете – что совершенно неправильно.
Всегда помните: вдох – на расслабленном животе, выдох с подтягиванием живота.
Проработка вдоха и выдоха
Существует огромное количество техник дыхания, и все они основаны на проработке диафрагмы. И их общий ключевой момент – сделав любое упражнение на вдох, вы обязаны сделать упражнение и на выдох.
Только начиная заниматься дыхательными техниками, всегда берите с собой воду, чтобы предупредить гипервентиляцию. Если вы чувствуете себя не совсем комфортно, кружится голова – просто выпейте воды и подышите спокойно.
Вдох. Представьте, что перед вами лежат три мешочка с кофе. Вам разрешили понюхать их все и выбрать один. Вам нужно понять, какой именно кофе вам нравится больше всего и полностью насытиться его ароматом. Сделайте один форсированный выдох, а затем трижды резко вдохните так, чтобы потянуло в груди. Живот при этом расслаблен, помните! Затем подтягивая живот, спокойно выдохните.
Выдох. Для начала подготовьтесь к выполнению – чтобы избавиться от излишков воздуха на предыдущем вдохе, т.е. гипервентиляции, нужно делать форсированный выдох. Резкими движениями, будто насосом, выдыхайте воздух вместе со звуком «ф», резко втягивая живот на каждом движении.
А теперь можно выполнять упражнение: сделайте носом глубокий вдох и на выдохе, разделенном на три, подтягивая живот, резко задуйте на воображаемом торте три свечки. Каждую свечу отдельной порцией воздуха. Хитрость в том, чтобы оставить в легких еще немножко воздуха, чтобы вы смогли сделать аккуратный вдох, а не хватали воздух ртом. Некоторые могут разделить один выдох на 12 частей.
Общий релакс. Если вы нервничаете, глубоко вдохните, вбирая маленькими порциями воздух на 4 счета, и плавно, одним движением, выпустите воздух. Затем вдохните глубоко одним движением, затем, разбивая уже выдох на 4 счета, вытолкните воздух маленькими толчками.
Общие рекомендации
1) Не спешите сделать все быстро, чтобы не навредить себе же.
2) Смотрите на себя в зеркало, выполняя упражнения. Контролируйте правильность выполнения до тех пор, пока не доведете до автоматизма. Мозг всегда рисует собственные алгоритмы выполнения того или иного задания, поэтому вы можете делать его неправильно, сами того не зная.
3) Изучайте звучание своего голоса, записывая его на диктофон, например, во время работы над техникой произношения. Так вы можете услышать много «интересного» в своем звучании.
4) Не бойтесь артикулировать. Гласные звуки начинают звучать не только громче, но и набирают силу, если вы широко раскрываете рот.
5) Регулярно проговаривайте скороговки на разные звуки. Или, например, соберите свои любимые скороговорки в одну многоговорку и выучите ее. Проговаривайте ее, не спеша – так вы сделаете лучше своему речевому аппарату, научитесь четко произносить слова.
6) Не стремитесь получить результат за один день. Мышцы нужно приучить, а для этого понадобится минимум 21 день.
Дикторская подготовка. Часть 1
Я заметил, что многие парни и девушки хотят заниматься говорильней в микрофон, и не важно что это будет, блог, рэп, озвучивание фильмов или основная работа как у меня, и при этом совсем не знают за что хвататься. В общем, я хотел бы вам помочь.
Самое важно, это работа над собственным голосом. Изучайте его. Записывайте и слушайте, но не перетруждайте голосовые связки.
По какой причине бывает трудно говорить? Причин много, но основные это:
6. Напряжение и как следствие зажатость мускулатуры
Чтобы эти проблемы не доставляли вам неудобства, старайтесь развивать полётность речи. Стоит не путать полётность речи и полётность голоса.
Полётность речи – это лёгкость произнесения текста без зажимов, проглатывания окончаний и необходимости выговаривания слов с усилием. Всё должно быть легко, а речь – литься как ручеёк.
Как же можно придать речи полётность? Вот несколько действенных упражнений:
1. Сомкните плотно губы и попытайтесь произнести с закрытым ртом какую-нибудь скороговорку с выражением и эмоцией. После этого упражнения речь буквально льётся.
2. Расслабьте по-максимуму речевой аппарат
Напрягите скулы, челюсть, нёбо, язык. Задержитесь в таком положении пару минут, затем расслабьтесь.
Заставьте губы на выдохе вибрировать. Это похоже на действие, которое иногда совершают лошади.
Сделайте упражнения на развитие подвижности губ.
Выпейте слегка остывший кипяток. Не добавляйте кофе или чай, вам нужна только кипячёная вода.
Положите на кончик языка маленькую щепотку соли и подержите её немного во рту периодически сглатывая растворённую соль. Это очень хорошо и быстро приводит голос в норму. Все оперные певцы используют этот маленький секрет перед концертами.
Сделайте глубокий вдох, затем выставьте правую ногу вперёд, слегка согнитесь и резким движением рук к грудной клетке выпустите воздух с произнесением «ХА». Обратите внимание: это нужно сделать ОЧЕНЬ ГРОМКО.
5. Опустите нижнюю челюсть, почувствуйте, что она ватная и абсолютно не может участвовать в речеобразовании. После этого сомкните губы и произнесите звук, схожий с мычанием, которое издаёт человек, если испытывает ноющую боль.
6. Кроме этого, старайтесь высыпаться, следить за своим здоровьем, не запускать насморк и не забывать о правильном питании. Поверьте, недостаток йода может очень сильно сказаться на состоянии полётности вашей речи.
Казалось бы, что ещё можно придумать в технике речи: упражнения, скороговорки, дыхательные практики – всё это старо как мир, и новое – лишь хорошо забытое старое. Но нееееет! Креативных людей на свете много, и ораторы среди них тоже есть. В общем, скороговорки, монофоны – всё это вчерашний день, сегодня развивают речь при помощи невнятных звуковых сочетаний. Если у в вас получится произнести быстро и членораздельно бессмысленный набор букв, который придумали специалисты, то, поверьте мне, скороговорка вылетит из ваших уст, даже не заметите. Ну, что? Готовы? Тогда поехали! (Произносите быстро и разборчиво)
Кигр-кигги, гигр-гикки Си-зр-ми, зи-зр-ли
Тытыры-тытты, дыдыры-дытты Чичири-чиччи, щичири-шиччи
Дапыдыбыры – дупыдыбыры Рфски-рфскэ-рфска-рфско-рфску–рфскэ
Дрдрар-дрдряр, дрдрор-дрдрёр, дрдрур-дрдрюр, дрдрэр-дрдрер, дрдрыр-дрдрир
Ничего случайного в технике речи нет!
Что правда, то правда. С неба упражнения по типу ДРДРАР, ЛБЛБАЛЬ никто не берет. И если кажется, что, отрабатывая непонятные звукосочетания, из студентов театральных вузов пытаются сделать ораторов 50-ого уровня, способных произнести все, даже в бессознательном состоянии, это только кажется. Смотрите сами. В жизни такие сочетания встречаются сплошь и рядом.
КСТСК: текст скороговорки
СТСТР: мост строителей
СКСПР: треск справа
СТВСТР: горазд встречаться
4 ступени постижения языколомок
Составьте список из слов, которые трудно произносить из-за большого средоточия в них согласных звуков. Вот небольшой примерный список. Вам нужно составить свой)
марРШРутка, яСТРЖембский, МКРТЧан, выкристаллизоваВШийся, неистоваВШая, безмолствоваВШий, агеНТСТВо, адъюНКТСТВо, бургомиСТРСТВо, коНТРСТРатегия, ротмиСТРСТВо, моНСТРСКий, беРНШТейниаНСТВо, поСТПРЕеДСТВо, рекоРДСМеНСТВо, штрейКБРЕХеРСТВо, АРМСТРонг, клиППШПРингер, муДРСТВование, огосудаРСТВЛение, коНТРСТРатегия, преДПРаЗДНСТВо
Из слов составляем фразы, а потом пишем тексты, которые читаем обязательно вслух!
Произносим трудные звуковые сочетаний, тем самым:
отрабатывая чистоту и четкость произношения
вырабатывая артикуляционную выносливость
развивая подвижность речевого аппарата
освобождая нижнюю челюсть от зажимов
Ниже приведенные языколомки принадлежат авторству Марины Смирновой
ЧТКЛУСТ – ВЗВЗВУК – ЧПТУЧПТ
ЧТРСТРУМ – ЗЖДРУВЛ – ВРЛУЗЖДРУ
Желающим еще большей трудностей в своей радийной жизни советую почитать статью «Мим-бр-ми» в день, и ваша речь станет лучше.
Перед тем как приступить к практике запомните несколько правил:
1. В скороговорке главное не скорость, а чёткость. Вы должны говорить быстро, но внятно. Никакой каши и налипших друг на друга слов.
2. Вначале прочитайте скороговорку про себя, потом вслух медленно, затем прибавляйте темп, не забывая при этом следить за членораздельностью слов.
3. Если находитесь дома, можете почитать скороговорку с каштанами за щеками, а потом без них – лёгкость звукоизвлечения вам гарантирована.
4. Ещё один технический приём: читаете скороговорку вслух следующим образом: согласные произносите звонко, гласные – шёпотом, помогает избавиться от речевой зажатости.
Теперь список самых действенных скороговорок, которые выручали меня в самых экстренных ситуациях:
• На мели мы налима лениво ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы, Мила, молили и в туманы лимана манили меня
• Король – орёл (повторять многократно)
• Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла (повторять многократно)
• Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся и акклиматизировавшимся в Константинополе
• Купи кипу пик, пик кипу купи
• Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь
• Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу
• Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет
• Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать
• А мне не до недомогания (повторять многократно)
• Курфюрст скомпрометировал ландскнехта
1. Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.
2. Высшие эшелоны шествовали подшофе.
3. Шёл Шишига по шоссе, шёл шурша штанами. Шаг шагнет, шепнёт: «Ошибка». Шевельнёт ушами.
4. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
5. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
6. Мама шьет сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растет дочка, как росточек.
7. Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть
8. Сетчатый сачок зацепился за сучок
9. Со сцены цапля сцапала сценарий.
10. Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
12. У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.
13. Глазастые газели
Газеты, что с прогнозами,
Грозят газелям грозами.
15. Клава клала клад в колоду.
Клад уплыл от Клавы в воду.
Не плыла за кладом Клава,
16. Купил салоп слонихе слон.
Для слонов есть свой салон.
И солопом тем слоновым
Заслонил слон полсалона.
17. Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
По щеглиному пищат.
18. Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.
19. Сорока за строчкою строчка
Строчит сорочатам сорочки.
20. Тысяча шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из-под простокваши.
21. В парус бриг впряг бриз близ брега.
22. Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.
23. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.
24. Везет Сенька Соньку с Санькой на сaнкaх. Сaнки скок! Сеньку – с ног, Сaньку – в бок, Соньку – в лоб. Все в сугpоб!
25. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
26. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши
27. Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
28. За щекой у щуки щетки.
Щетки у щуки за щекою.
Щука глаза прищуривает,
Да не прищуриваются.
29. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
Моя любимая разминка:
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.
И потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: «Не кури, турка трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл вырыл и подрыл.
Но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех – не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей.
Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола, два дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Цыплёнок же цапли цепко цеплялся за цепь.