тренировка диафрагмы для пения

Сила голоса и речи — да пребудет с вами сила!

тренировка диафрагмы для пения. Смотреть фото тренировка диафрагмы для пения. Смотреть картинку тренировка диафрагмы для пения. Картинка про тренировка диафрагмы для пения. Фото тренировка диафрагмы для пения

Сила голоса и речи. Говоря о голосе, мы часто употребляем слова сильный или же слабый. У одних людей голос сильный, выносливый, способный справляться с большими речевыми нагрузками. У других — голос слабый, тихий. Если вы всегда говорите тихо, и не можете говорить громче, то у окружающих создается впечатление, что и сами вы человек слабый и безвольный. От каких факторов зависит громкость нашего голоса и почему она так важна? Какие упражнения помогут в укреплении силы голоса и речи?

Понятия «громкость» и «сила» голоса — это одно и то же?

Понятие «сила», я бы сказала, относится не только к самому звуку голоса. Оно часто зависит от того, насколько обладатель голоса здоровый, крепкий, энергичный человек. Ведь голос закладывается природой, и у людей, как и в остальном животном мире, он служит способом передавать своё состояние и отстаивать свои права. Нетрудно представить себе, как в первобытные времена происходила иерархия в племени, и кто становился лидером. Естественно, те, кто обладал хорошим здоровьем, физической силой и силой «убеждения», по тем временам громким, зычным голосом. И эта сила имеет значение в наше время немногим меньшее, чем в те далёкие времена.

В понятие «сила» мы вкладываем также и крепость, надёжность, выносливость, уверенность не так ли? Вот так и с голосом — сильный голос не только громкий, он ещё надёжный, выносливый и уверенный. Поскольку звучание голоса в первую очередь зависит от дыхания, то определяющим является насколько развиты наши дыхательные органы, в первую очередь диафрагма.

Что касается понятия «громкость», то в современной физике это субъективное восприятие силы, интенсивности звука. Уровень громкости звука — относительная величина, которая зависит от звукового давления и частоты звуковых колебаний. К примеру, звуковая волна частотой 100 Гц создаёт звуковое давление уровнем 60 дБ. Громкость звучания человеческого голоса в разговоре находится примерно посередине между нулевой слышимостью и болевым порогом для барабанных перепонок в ушах. Вот сравнительная таблица, чтобы было понятнее, как мы воспринимаем ту или иную громкость.

ЗвукУровень громкости (дБ)
Порог слышимости0
Шелест листьев10
Шепот20
Тиканье часов30
Тихая комната40
Тихая улица50
Разговор60
Шумная улица70
Опасный для здоровья уровень75
Пневматический молоток90
Поезд метро100
Громкая музыка110
Болевой порог120
Сирена130

Как тренировать силу голоса?

Ещё на заре возникновения вокальных школ, где занимались развитием голосовых характеристик, считалось, что для силы голоса необходимо хорошо питаться и много спать. Только тот, кто никогда не занимался совершенствованием голоса, не знает, что звукоизвлечение – это энергозатратный процесс. Чтобы голос звучал мощно, был полётным и гибко передвигался из регистра в регистр необходимо задействовать почти всё тело. Совершенно не даром мастера бельканто всегда стоят на сцене крепко упираясь ногами в пол, расставив их на ширину плеч. Нездоровый и нетренированный человек выходит с полноценного занятия по развитию голоса уставшим, и чувствует себя, как выжатый лимон.

Начать тренировки надо с упражнений для диафрагмы, которая обеспечивает силу и выразительность голосу. Только тренированная диафрагма и эластичные капилляры способны заставить работать грудную клетку: расширяться и растягивать в полную силу легкие, доносить кислород и жизненную энергию до всех органов и клеточек.

Физические упражнения для развития диафрагмы

Упражнения стоя:

В исходном положении ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. Сделать выдох, при наклоне вперёд – вдохнуть носом. Повторять в умеренном темпе 6-8 раз.

Верхняя часть корпуса фиксирована, руки за головой, ноги вместе, колени прямые. Вращение бедрами осуществляется по максимальной траектории в сторону, назад, в сторону, вперед. Делать по часовой и против часовой стрелки.

«Выталкивание воздуха прессом»

На счет «раз» сделайте короткий и сильный диафрагмальный вдох через нос, предельно «раздувая» при этом живот. Приоткройте рот и на счет «два, три, четыре» сделайте сокращения прессом. Воздух должен выходить через рот. Ваш выдох должен напоминать звук «х».

Положите одну руку на вверху живота, там, где находится диафрагма, а другую на верхнюю часть грудной клетки. Сделайте медленный выдох через сомкнутые губы, втягивая живот внутрь. Кашляйте несколько раз без голоса.

Упражнения лёжа из гимнастики йога:

Поза «Освобождения ветра»

тренировка диафрагмы для пения. Смотреть фото тренировка диафрагмы для пения. Смотреть картинку тренировка диафрагмы для пения. Картинка про тренировка диафрагмы для пения. Фото тренировка диафрагмы для пения

Примите позу лежа на спине и расслабьтесь.

Согните ноги в коленях.

На вдохе вытяните руки вперед и возьмитесь ими за колени.

На выдохе обнимите свои колени, прижав их к животу.

Дышите глубоко, концентрируясь на работе диафрагмы. На вдохе ноги отводятся от туловища, а на выдохе приближаются к нему. Задержитесь в этом положении на 5-10 вдохов.

Поза «Лодка» или половинчатая поза лодки

тренировка диафрагмы для пения. Смотреть фото тренировка диафрагмы для пения. Смотреть картинку тренировка диафрагмы для пения. Картинка про тренировка диафрагмы для пения. Фото тренировка диафрагмы для пения

Примите позу лежа на спине и расслабьтесь.

Далее нужно сначала вытянуть руки перед собой, а затем поднять руки и ноги.

Спину следует держать прямо и следить, чтобы шея не была напряжена.

Дыхание не задерживать, назад сильно не отклоняться.

Оптимальное время выполнения 20-30 секунд.

Упражнение нужно начинать выполнять один раз в день, увеличивая количество постепенно, довести до десяти. Главная задача — не перенапрягаться.

Половинчатая поза Лодки не требует достаточно большого напряжения, а ее эффективность практически такая же. Существуют противопоказания для выполнения этих упражнений: беременность, повышенное кровяное давление, острые поясничные боли и другие серьезные заболевания.

Эти физические упражнения позволят диафрагме обрести тонус для полноценного дыхания, которое как известно, необходимо для овладения возможностями голоса. Кроме того, очень полезна дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, а также упражнения «Аромат цветка» и «Аэрозоль«.

Источник

Певческое дыхание: что это, почему правильно дышать при пении так важно + упражнения на постановку опоры

Итак, вы собрались научиться петь. С чего же начать? У нас уже была статья, посвященная этому вопросу. В этот раз мы решили обратиться к наиболее распространенной проблеме, возникающей у начинающих вокалистов: проблема правильного дыхания при пении.

Как правило, это один из первых вопросов, который появляется у новичков: почему дыхание так быстро заканчивается? Что вообще значит — правильно дышать при пении? Для того, чтобы перестать быть новичком в мире вокала, необходимо овладеть базовой информацией: что такое певческое дыхание? Чем оно отличается от обычного? Как, в целом, распознать, правильно ли вы дышите во время пения? Что такое опора и почему так важно уметь ее “сбрасывать”? А также быть в курсе некоторых техник безопасности, которые помогут вам продуктивно заниматься, не срывая свои голосовые связки : )

тренировка диафрагмы для пения. Смотреть фото тренировка диафрагмы для пения. Смотреть картинку тренировка диафрагмы для пения. Картинка про тренировка диафрагмы для пения. Фото тренировка диафрагмы для пения

Содержание

Чек-лист по вокалу для новичков

Существует множество способов проанализировать свое дыхание. Мы подготовили небольшой чек-лист для новичков. Попробуйте спеть прямо сейчас, а следом ответить себе на эти вопросы:

Если на все или некоторые вопросы вы ответили однозначным “нет”, то, скорее всего, ваша проблема — как раз в неправильном дыхании. Прежде чем приступить к проработке этой проблемы, давайте разберем, какие типы дыхания вообще существуют.

Типы дыхания

Итак, дыхание условно подразделяется на следующие типы:

тренировка диафрагмы для пения. Смотреть фото тренировка диафрагмы для пения. Смотреть картинку тренировка диафрагмы для пения. Картинка про тренировка диафрагмы для пения. Фото тренировка диафрагмы для пения

Певческое дыхание: почему так важно?

Итак, певческое дыхание — это именно брюшное, или диафрагменное дыхание. Способ “брать воздух” является главным фактором, определяющим качественные характеристики получаемого звука. Поэтому постановка дыхания при пении является одной из наиболее важных задач для того, чтобы научиться красиво петь. Именно “певческая опора” (субъективное переживание в области торса во время пения, по сути — поставленное дыхание), создаваемая правильно удерживаемым дыханием, ведет к стабильности вашего вокала, то есть выдерживанию стабильного ровного звука.

По факту, умение дышать во время пения определяет силу и продолжительность вашего звучания. Воздуха, который в нас есть — с учетом его правильного расходования при звукоизвлечении — хватит на несколько криков в длину, но проблема заключается в том, что нам не хватает кислорода: поэтому нам необходимо “найти опору”, а также научиться ее “сбрасывать” после каждой пропетой фразы. Давайте разберемся.

Опора в вокале: подробный разбор

Как писал в своих воспоминаниях Федор Иванович Шаляпин, известный русский оперный певец, его учитель, тенор Дмитрий Усатов, подходил к своим ученикам, бил их в грудь и восклицал: “Опирайте, черт вас возьми! Опирайте!”. Певческая опора — одно из самых загадочных понятий в вокале. Все описывают ее по-разному. Как мы уже сказали, опора — это субъективное ощущение в области торса, возникающее при правильном диафрагменном дыхании во время пения. Простыми словами, это ощущение внутреннего давления. Например, вы чувствуете “опору” в тот момент, когда кашляете (в утрированной форме) или, предположим, фыркаете на кошку.

Наша вокальная мышца — диафрагма — находится в согнутом положении. Когда мы берем воздух именно в нижнюю часть легких, они тут же надавливают на диафрагму, и диафрагма расправляется. Наша главная задача при пении — сохранять воздух внутри как можно дольше и аккуратно подавать его на голосовые связи: небольшими порциями и равномерно. Именно в этом заключается секрет равномерного, мягкого голосообразования: через косвенное управление диафрагмой мы препятствуем сплошному скоростному выходу воздуха, который препятствует нам тянуть ноту.

тренировка диафрагмы для пения. Смотреть фото тренировка диафрагмы для пения. Смотреть картинку тренировка диафрагмы для пения. Картинка про тренировка диафрагмы для пения. Фото тренировка диафрагмы для пения

Самое нужное ощущение, которое поможет вам взять воздух именно диафрагмой и расширить ваши ребра — это испуг. Попробуйте испугаться! Вы сразу почувствуете, как ваши ребра расширились. Зафиксируйте это ощущение. Когда мы собираемся в эту позицию (как бы “группируемся”, создаем “воздушную точку” внутри), мы работаем с нашим внутренним давлением: это давление, эту “опору” нам и нужно удержать.

Также важно не забыть о там называемом “сбросе опоры”. Сброс опоры необходим для того, чтобы перед каждой новой фразой, после того как вы вдохнете, у вас был стабильный, “ваш” стандартный набор воздуха и “ваше” определенное давление, с которого вам легче всего начинать. Поэтому выдыхайте после завершения фразы резко: так вы сбрасываете оставшийся после пропетой фразы воздух. Выбрасывая воздух, вы почувствуете как бы “толчок” диафрагмой вперед. Теперь, когда мы разобрались, что такое опора, перейдем непосредственно к упражнениям.

Упражнения постановку правильного дыхания

Упражнение №1

Начнем с самого простого упражнения: это упражнение на каждый день:

Первое, с чего вам нужно начать, приступив к следующим упражнениям — это поза, в которой вы поете. Помните, что правильное певческое дыхание у нас одно — диафрагменное или брюшное. Когда занимаетесь — стойте или сидите на стуле. Отлично подойдет высокий стул. Не забывайте, что ваша грудная клетка должна быть ровной, она не должна подниматься и опускаться, а плечи не должны скакать — все это говорит о том, что вы плохо контролируете диафрагму и пытаетесь давить на воздух сверху. Еще один секрет: если живот уходит при вдохе внутрь, то вы все равно захватываете воздух грудной клеткой. Следите за своей брюшной полостью: она должна быть как бы “надута” во время пения. Удерживайте себя в таком состоянии во время ваших занятий.

Упражнение №2

Во время пения диафрагму нужно “выдавливать” из себя, чтобы воздух медленно без усилий выходил через голосовую щель.

Упражнение №3

Попробуйте взять этот звук — прерывистое “а” или “с” с предыханием, как будто небольшой воздушный шар спускает свой воздух (также этот звук похож на тот, который вы производите при испуге), и попытайтесь как бы “написать” им ровную линию, удерживая звук в его длительности. Зафиксируйте, как аккуратно вы выпускаете воздух. Почувствуйте внутреннее давление: оно стабильное, небыстро расходуется и его надолго хватает. Это упражнение научит вас расходовать воздух в минимальным количествах.

Упражнение №4

Вдохните в живот и задержите дыхание. Начните считать: раз, два, три, четыре, пять… Медленно, в полный голос и сколько получится. Обыкновенно получается около пятнадцати раз. Главное — между цифрами не выдыхать и оставаться на задержанном дыхании. Если вы каждый день будете выполнять это простое упражнение, то дыхание постепенно удлинится.

Еще упражнения:

Удачи! И напоследок поговорим о техниках безопасности.

тренировка диафрагмы для пения. Смотреть фото тренировка диафрагмы для пения. Смотреть картинку тренировка диафрагмы для пения. Картинка про тренировка диафрагмы для пения. Фото тренировка диафрагмы для пения

Техника безопасности при пении

Соблюдать технику безопасности при пении крайне важно. это поможет избежать таких проблем, как, например, срыв связок. Во время самостоятельных занятий соблюдайте несколько простых правил:

И помните: заниматься исключительно самообучением, без участия преподавателя — достаточно бесполезная штука, и вы все же рискуете сорвать связки. Если вы действительно хотите научиться петь, то первым шагом к этому является постановка правильного дыхания при пении.

Источник

Певческое дыхание – типы и способы развития

тренировка диафрагмы для пения. Смотреть фото тренировка диафрагмы для пения. Смотреть картинку тренировка диафрагмы для пения. Картинка про тренировка диафрагмы для пения. Фото тренировка диафрагмы для пения

Каждому любителю пения, чьи вокальные практики никогда не поднимались выше уровня караоке, хотя бы раз в жизни приходилось чувствовать полную беспомощность своего голоса перед голосом профессионального вокалиста. И, вроде бы, нет ничего странного в том, что любитель уступает профессионалу, но для многих этот факт становится неожиданным и сильным ударом, от чего бывает грустно. Голос певца-профессионала громче, сильнее, шире по диапазону. Даже при одинаково хорошем слухе любитель выглядит жалкой пародией на вокал в 9 случаях из 10. Мало кто знает, что главная причина столь существенной разницы – правильно поставленное певческое дыхание.

Дыхание певца – это инструмент, позволяющий сделать поток выдыхаемого воздуха основой звука. Вокалист добивается громкости и объема звучания за счет воздушного потока, а не напряжения связок, как это делают дилетанты.

Обычное «разговорное» дыхание приводит к изначально неверному извлечению звука. Дилетант добивается громкости напряжением связок, что приводит к трем негативным последствиям:

Техника певческого дыхания решает все три проблемы сразу. Т. к. связки уже не источник громкости, им достаточно подавать звук, что само по себе не требует больших усилий, а значит, не от чего уставать и срывать голос. Дыхание в роли проводника усиливает голос, делает его объемнее независимо от напряжения в горле. Чтобы поставить дыхание для вокала, рекомендуется брать уроки у профессионального педагога, который будет следить за процессом и поможет избежать распространенных ошибок.

При желании, заниматься самостоятельно тоже можно, но на свой страх и риск. Т. к. без специалиста оценивать нагрузки и их последствия затруднительно, рекомендуем дозировать упражнения, хорошо отдыхать между занятиями, отказаться от вредных привычек, меньше пить холодные и горячие напитки. Заниматься желательно как минимум через полчаса после еды. Если связки сильно устают, прекратите занятие. Следующее же посвятите отработке фаз дыхания и положения горла. Обязательно распевайтесь и разогревайте лицевые мышцы.

Как правильно дышать при пении

В пении никогда не применяется какой-либо отдельный тип дыхания в изолированном виде, чаще встречается смешанный или комбинированный вариант. Это значит, что эталонный вокалист должен уметь дышать так, как ему нужно здесь и сейчас, обладать свободой дыхания так же, как танцор обладает свободой движения. Важное отличие певческого дыхания от речевого в длине выдоха: вокалисту необходим мощный поток воздуха, а это налагает определенные требования и на качество вдоха.

Свобода дыхания в данном случае не означает произвола, это тот тип свободы, который достигается упорными наработками.

тренировка диафрагмы для пения. Смотреть фото тренировка диафрагмы для пения. Смотреть картинку тренировка диафрагмы для пения. Картинка про тренировка диафрагмы для пения. Фото тренировка диафрагмы для пения

Типы певческого дыхания

Основных типов дыхания в вокале три: грудное, смешанное и диафрагмальное (брюшное). Отдельно эти типы могли встречаться разве что в различных певческих школах прошлого, однако сегодня разделение на типы носит сугубо формальный характер. С таким же успехом можно разделить бег на типы постановки стопы, хотя в действительности характер бега на 100 % будет зависеть от ландшафта. В аналогичной зависимости от типа исполняемой вокальной партии находится и дыхание вокалиста.

Любопытно, что грудное и смешанное дыхание свойственно в основном женщинам, диафрагмальное – мужчинам и младенцам. Ключичное же дыхание считается самым вредным: оно неглубокое, задействует только верхние отделы легких, препятствует нормальному насыщению крови кислородом и способствует развитию хронических заболеваний.

Упражнения на дыхание для вокалистов

Повторимся, цель упражнений – не отработать определенный тип дыхания, а научиться выдыхать объемный звук с необходимой длительностью. Большинство из них связаны с тренировкой диафрагмы, т. к. диафрагмальное дыхание – единственный тип, с которым обычно возникают проблемы у неподготовленного вокалиста. Грудью мы дышим чаще, т. к. современный стиль жизни учит нас дышать неправильно или вполсилы. Сказывается недостаток физической активности, сидячий рабочий режим, стрессы, комплексы, избыточный вес и многое другое.

Ладошки

Положение стоя, спина ровная, руки согнуты в локтях, раскрыты ладонями вперед. Ритмично и интенсивно вдыхайте и выдыхайте носом, сжимая и разжимая кулаки в ритм дыханию. Выполняется 24 раза циклами по 4 вдоха. Между циклами паузы по 3–5 секунд, руки в паузах опущены. Во время вдохов плечи должны оставаться неподвижными.

Погончики

Положение стоя, руки сжаты в кулаки на уровне живота, вдох выполняется с напряжением рук и плеч. Руки выполняют толкающее движение кулаками вниз, тянутся к земле, затем возвращаются в исходную. Выдох – при расслабленных плечах. Повторяется 12 раз циклами по 8 вдохов, между циклами паузы по 3–5 секунд.

Насос

Положение стоя, ноги расставлены, руки по швам. Наклоняйтесь вперед, округляя спину. Под конец наклона делайте вдох. Разгибайтесь не до конца, выдох во время разгиба, затем снова наклон и вдох. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов, между циклами отдых 3–5 секунд.

Кошка

Поставьте ноги на ширину плеч и выполняйте полуприседания с поворотом корпуса. Вдох приходится на момент поворота, выдох – на момент возвращения в исходную позицию. Контролировать выдох не нужно, он должен получаться сам собой. Повороты чередуются – право, лево. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов, между циклами отдых 3–5 секунд.

Обними плечи

Разведите руки в стороны и согните их в локтях так, чтобы образовались два прямых или тупых угла. Сводите руки так, чтобы кулак касался противоположного плеча, получится объятие. В момент объятия делайте вдох, на разводе рук – выдох. Не меняйте руки местами: та рука, что была сверху в первый раз, должна быть сверху до конца упражнения. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов с коротким отдыхом между циклами.

Поворот головы

Поворачивайте голову из стороны в сторону, выполняя вдох на повороте, а выдох – во время движения головы. Упражнение следует выполнять осторожно, чтобы избежать головокружения. Старайтесь не останавливать голову в дальней точке поворота. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов с коротким отдыхом между циклами.

То же самое, что и предыдущее, только вместо поворотов наклоны головы к правому и левому плечу последовательно. Вдох в момент наклона, выдох между наклонами, смотрите перед собой, старайтесь не останавливать голову.

Маятник

То же самое, что и предыдущие два, только движения головой выполняются вперед и назад с вдохом на конечных точках. Голова опускается вниз подбородком к ключице и задирается под прямым углом к позвоночнику. Выполняйте медленно, чтобы не повредить шею, выдох – во время движения головы, произвольный.

Перекаты

Одна нога выставлена вперед, другая отведена назад, вес на передней ноге. Выполняйте неглубокое приседание на передней ноге с наклоном вперед, вдох должен соответствовать приседанию. Затем резко выпрямляйте и меняйте опорную ногу, получится движение маятника. Выполняйте приседание с вдохом уже на задней ноге, затем снова перенесите вес на переднюю. В конце поменяйте ноги и повторите.

Приведенные упражнения на развитие правильного дыхания помогают не только поставить дыхание для вокала, но и способствуют приобретению более объемного, приятного, сильного голоса, но и преодолению ряда проблем из разряда психологии, связанных с личными недостатками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *