согласно учению какого средневекового философа бог рассматривается как форма всех форм
Какую именно идею Платон поместил на вершину иерархической структуры своего «мира идей»?
( & )V( & & )V
Что, согласно Аристотелю, не является существенной особенностью «перводвигателя»?
подвижность
Материальность
Помимо выделяемых Демокритом существенных свойств, по которым различаются атомы между собой, Эпикур вводит новое, имманентно присущее им, свойство. Укажите его.
V
Какая философская школа рассматривала возникновение мира как процесс эманации божественного первоначала?
Стоики, согласно Диогену Лаэртскому, выделяют два начала сущего. Укажите их в перечисленном ниже.
страдательное
Деятельное
Этот философ писал: «Мы говорим о Богах как о существующих и даже поклоняемся Богам, но при этом не выражаем никакой веры и избегаем опрометчивости догматиков». К какой школе он принадлежал?
скептики
Укажите, что из перечисленного ниже Аристотель считал основополагающей категорией.
сущность
Укажите, что называл Аристотель термином «энтелехия».
состояние полной завершенности (осуществленности)
Что из перечисленного ниже не является фундаментальными принципами средневековой европейской философии:
агностицизм
Детерминизм
Что из перечисленного ниже в средневековой схоластической философии провозглашается «истинно сущим»?
бог
В учении какого из перечисленных ниже средневековых мыслителей бог рассматривается как «форма всех форм»?
Фома Аквинский
Бог, согласно Августину, творит мир:
непрерывно
Согласно средневековому реализму подлинно сущим считается только:
единое и общее
Согласно средневековому номинализму подлинно сущим объявляется только:
многое и единичное
Как назвается философское направление, представители которого считали, что общее существует только как имя, которое присваивается вещи познающим субъектом, как термин, с помощью которого обозначаются вещи?
номинализм
Укажите основную проблему в споре номиналистов и реалистов Средневековья.
проблема универсалий
Что среди следующих терминов не выражает собой характерных для средневековой философии особенностей?
эстетизм
Панлогизм
Укажите, как называют философское направление, противоположное средневековому «реализму».
В начале 16 в. в Европе развернулась ожесточенная борьба против католицизма. Она получила название Реформации. Кто был инициатором движения Реформации в Германии и одним из основных идеологов этого движения?
V( & )
Укажите, кто из перечисленных ниже философов не относится к представителям средневековой патристики.
Ансельм Кентерберийский
Фома Аквинский
Рене Декарт
Кому из мыслителей эпохи Возрождения принадлежат слова: «Бог есть окружность и центр, так как он везде и нигде»?
( & )V V( & )
Назовите философа эпохи Возрождения, согласно учению которого природа рассматривается как «божественное бытие в вещах».
( & )V V( & )
Основной догмат христианского вероучения, относительно Бога гласит:
Бог, будучи единым по своей природе, существует в трех ипостасях
Укажите, что из перечисленного ниже является принципиальными характеристиками средневековой философии?
различие между верой и разумом
Различие между Творцом и тварью
Укажите, кто традиционно считается «Первым итальянским гуманистом» или «отцом гуманизма» в Италии.
Франческо Петрарка
Укажите, что из перечисленного являлось главной задачей философии с точки зрения схоластов.
отыскание рациональной интерпретации религиозных догматов
Кому из мыслителей эпохи Возрождения принадлежит следующее высказывание о Боге, характеризующее этого философа, как представителя натуралистического пантеизма: «Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем повсюду, не вне и над, но в качестве наиприсутствующего»?
Дж. Бруно
Кто из философов Нового времени разработал концепцию субстанционального плюрализма?
V( & & )
Назовите философа Нового времени, который трактовал субстанцию как «causa sui» («причину самой себя»).
V( & )
Кто из философов Нового времени выдвинул и пытался обосновать тезис: «Я мыслю, следовательно, я существую»?
V( & )
Что не является, согласно Лейбницу, особенностью «монады»?
вечность
Телесность
Кто или что, согласно Лейбницу, предустанавливает царящую в мире гармонию?
бог
Согласно субстанциональной концепции пространства и времени они объявляются:
отдельными (самостоятельными) сущностями, существующими независимо как друг от друга, так и от самих материальных вещей
Укажите, в творчестве, какого из перечисленных мыслителей (ученых) Нового времени, субстанциональная концепция пространства и времени получила свое полное развитие и обоснование.
И. Ньютон
Согласно реляционной концепции пространства и времени они объявляются:
формами (порядками) бытия самих материальных вещей и мира в целом
Кто в новоевропейской философии первым разработал целостную реляционную концепцию пространства и времени?
V( & & )
Укажите конкретные атрибуты, которыми наделяет Спиноза субстанцию?
( & )V( & )
Кто из философов Нового времени первым выразил положение о свободе как осознанной необходимости?
V( & )
Укажите, кто первым из философов Нового времени выдвинул субъективистскую концепцию причинности, понимая причину как простую связь ощущений.
V( & )
Укажите, как называется познавательная парадигма 17-18 вв., объясняющее мир с точки зрения законов механики, как универсальных законов бытия.
механицизм
Какие взгляды на причинность выразил неизвестный английский поэт ХVIII века? «Все в мире связано вокруг, Примеры мы не будем множить, Цветка ты не заденешь вдруг, Чтобы звезды не потревожить».
детерминизм
Укажите, кто, из перечисленных ниже философов Нового времени, первым стал объяснять мир в целом не внешними, а внутренними причинами?
Спиноза
Кантианское понятие «вещь-в-себе» обозначает:
трансцендентную реальность, аффецирующую (возбуждающую) чувства человека, но остающуюся непознаваемой им
Укажите, что из перечисленного не является исходными принципами абсолютного идеализма Гегеля.
концепция детерминизма
Антропоморфизм
Какие стадии проходит, согласно Гегелю, мировой дух на первой (логической) ступени своего саморазвития (самоопределения)?
бытие
Сущность
Понятие
Что является, согласно Гегелю, инобытием мирового духа (абсолютной идеи).
природа
Что из перечисленного не является, согласно Гегелю, самоопределением мирового духа (абсолютной идеи) в сфере объективного духа.
религия
Любое ли количественное изменение приводит к изменениям качественным?
то, которое переходит границу меры
Укажите, кто, из перечисленных немецких философов, утверждал тождество мысли и бытия.
Г.-В.-Ф. Гегель
Чем являются пространство и время согласно Канту?
& &
Может ли одна и та же форма выражать различные содержания?
да
Какие из перечисленных ниже качеств являются согласно И. Канту существенными характеристиками априорных синтетических суждений?
необходимость
Всеобщность
Независимость от опыта
Что из перечисленного ниже соответствует общему названию философии И. Канта?
трансцендентальная философия
Укажите, что из перечисленного ниже Гегель считал лежащим в основе реальности.
Абсолютную идею
Выберите из предложенного ниже перечня философов тот ряд, где прослеживается влияние творчества предшественников на их последователей.
Кант, Шопенгауэр, Ницше
Укажите термин, обозначающий отношение Ф. Ницше к жизни.
игра (танец)
К какому направлению принадлежит философ, утверждающий, что мир есть «воля и представление»?
волюнтаризм
В марксистской философии движение трактуется как философская категория, обозначающая:
атрибут материи
Средневековая философия
Ф. Аквинский отдавал приоритет истине веры, он считал, что противоречия между истинной веры и истиной разума должны решаться в пользу веры. Это связано с тем, что единственным способом познать Бога было священное писание, но для осознания священного писания нужна вера, его невозможно постичь разумом.
Фома Аквинский знаменит тем, что придумал космологическое доказательство бытия бога. Он считал, что доказать существование Бога можно путем последовательного движения от причины к следствию. Он выдвинул пять доказательств бытия Бога:
Космологические доказательства бытия Бога, выдвинутые Фомой Аквинским, до сих пор популярны и используются в современных религиозных течениях. Однако, с точки зрения современной доказательной науки они не убедительны и нелогичны. Многие из этих доказательств сами нуждаются в доказательстве, например идея Бога- перводвигателя. Однако, во времена Ф.Аквинского эти доказательства предполагалось принять на веру.
Ф. Аквинский выделил три ступени познания
Этика. Этическим идеалом Ф.Аквинского является монах. Счастье Ф. Аквинский видит в познании Бога.
Ф. Аквинский постулирует свободу воли человека в отличие от других теологов. Это был своеобразный прорыв в этике. Христианское учение исходит из детерминизма, который предполагал, что Бог создал мир и постоянно за ним надзирает. Августин считал, что все исходит из воли божьей. Однако, такая позиция снимала ответственность с человека. Чтобы этого избежать Ф. Аквинский считал, что человеческая жизнь является испытанием божьим. Человеку дана свобода воли, но душа человека будет нести ответственность за свои поступки перед Богом.
Вопрос о взаимосвязи единичного и общего решался в средневековой философии в споре номиналистов и реалистов. Возникновение этого вопроса можно отнести к философии Платона и Аристотеля. Платон, как известно, считал, что общее предшествует вещам и пребывает в особом мире- мире идей, а реальные единичные вещи производны от этих общих сущностей. Согласно Аристотелю идеи не предшествуют единичным чувственно воспринимаемым предметам, не являются причинами вещей, а, наоборот, зависят от вещей. Идеи- это понятия, возникающие в человеческом познании, а не общие сущности единичных вещей, отделенные от материального мира.
Номиналистическое учение было основой критики схоластики и вообще христианской теологии, так как предполагало реальность чувственно воспринимаемого мира.
Пьер Абеляр пытался превознести диалектику в спор реалистов и номиналистов. Он был представителем умеренного номинализма. Он признавал мысли, понятия, имена которые могут иметь большое значение в познании, но он считал, что общего нет вне вещей.
Оккам выделил два уровня знания:
Терминизм.У. Оккам разработал концепцию о терминах ( терминизм Оккама ). Терминами Оккам считал простейшие единицы всякого знания. Термины выражаются словесно. Источником термина является единичная вещь. Но в мышлении человека термины становятся причастны к универсалиям. В процессе познания термины замещают отдельные предметы познания в сознании человека. Термины классифицировались на термины первичной и вторичной интенции. Первые ориентированы на вещи, т.е. сам предмет познания, вторые описывают термины первичной интенции.
На основе этой классификации Оккам определил два вида наук:
В Эпоху средневековья было создано очень много определений и понятий. Это было связано с тем, что основным способом познания была герменевтика, которая предполагала определенную интерпретацию текстов, а интерпретация порождала определения неизбежно. Эта громоздкая система терминов тормозила процесс познания. Для того чтобы это преодолеть, Оккам выдвинул принцип, который называется бритвой Оккама: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего». Немного перефразируя, это звучит так: » Сущности не следует преумножать без необходимости «.
Таким образом, можно выделить следующие черты средневековой философии.
Глава III Части первой. «Средневековая философия: теоцентризм»
Содержание главы III:
• Природа и человек как творение Бога
• Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии
• Сущность и существование
• Полемика реализма и номинализма
• Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом
• Специфика средневековой схоластики
• Отношение к природе в средние века
• Проблема души и тела
• Проблема разума и воли. Свобода воли
• Память и история. Сакральность исторического бытия
• Философия в Византии (IV-XV века)
Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV века). Однако неверно было бы представлять себе дело так, что переход от одного к другому общественному укладу произошел, так сказать, внезапно: на самом деле период формирования нового типа общества оказывается очень продолжительным. И хотя чаще всего начало средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.), такая датировка весьма условна. Завоевание Рима не могло в одночасье изменить ни социальных и экономических отношений, ни жизненного уклада, ни религиозных убеждений и философских учений рассматриваемой эпохи. Период становления средневековой культуры, нового типа религиозной веры и философского мышления справедливо было бы датировать I-IV веками. В эти несколько столетий соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, выросшие на старой, языческой почве, и формирующиеся очаги новой веры и новой мысли, составившие впоследствии основу средневековой теологии и философии. При этом христианская мысль нередко пыталась ассимилировать достижения античной философии, особенно неоплатонизма и стоицизма, включая их в новый, чуждый им контекст.
Греческая философия, как мы видели, была связана с языческим многобожием (политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический характер, ибо тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и человек, была природа.
Что же касается философской мысли средних веков, то она уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцен-трично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог.
1. Природа и человек как творение Бога
Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были как бы родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом, подобно единому Платона и неоплатоников. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому уже не есть самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.
Строго говоря, подлинным бытием обладает только Бог, ему приписываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождествен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего. Христианский философ IV-V веков Августин Блаженный (354-430) говорит поэтому, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо. Отождествляя Бога с бытием, Августин следует Священному Писанию. В Ветхом Завете Бог сообщает о себе человеку: «Я есмь Сущий». В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует благодаря не себе, а Другому; отсюда происходят непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире. Христианский Бог, хотя сам по себе не доступен для познания, тем не менее открывает себя человеку, и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания.
2. Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии
Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Однако по мере того как христианство приобретало все более широкое влияние и распространение, а потому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, появляются попытки использовать для этой цели учения античных философов. Разумеется, при этом им давалось новое истолкование.
Если представители одной традиции склонны были видеть в Боге прежде всего высший разум (и поэтому сближались с античными платониками), то представители другой подчеркивали как раз волю Бога, которая сродни Его могуществу, и видели в воле главную характеристику божественной личности.
3. Сущность и существование
Сущность вещи выражается в ее определении, в понятии этой вещи, которое мы постигаем разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта, то есть из прямого контакта с нею, так как существование возникает не из разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и не входит в понятие вещи. Таким образом, понятие существования как не принадлежащего к самой сущности вещи вводится для осмысления догмата творения.
4. Полемика реализма и номинализма
Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Реализм в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире (на латинском языке, которым пользовались представители схоластики, эта мысль выражалась в формуле: universalia sunt realia). Нетрудно видеть, что средневековый реализм сближается с платонизмом, для которого тоже реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые чувственные вещи. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей (ante rem), представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Ясно, что для реалистов, например для Ансельма Кентерберийского (1033-1109), познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.
Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, как она ставилась еще Аристотелем, различавшим первичные и вторичные сущности и затруднявшимся в определении онтологического статуса тех и других.
6. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом
7. Специфика средневековой схоластики
Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии».
8. Отношение к природе в средние века
В средние века формируется новое воззрение на природу. Последняя не есть теперь нечто самостоятельное, как это по большей части было в античности. Учение о божественном всемогуществе лишает природу самостоятельности, поскольку Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей, то есть творить чудеса.
Символизм и аллегоризм средневекового мышления, воспитанный в первую очередь на Священном Писании и его толкованиях, был в высшей степени изощренным и разработанным до тонкостей. Понятно, что такого рода символическое истолкование природы мало способствовало ее научному познанию, и только в эпоху позднего средневековья усиливается интерес к природе как таковой, что и дает толчок развитию таких наук, как астрономия, физика, биология.
10. Проблема души и тела
11. Проблема разума и воли. Свобода воли
Наше знание о собственном существовании, то есть наше самосознание, по убеждению Августина, обладает абсолютной достоверностью, в нем невозможно усомниться. Именно через «внутреннего человека» в себе мы получаем знание о собственном существовании; для этого знания мы не нуждаемся во внешних чувствах и в каких бы то ни было объективных свидетельствах, которые подтверждали бы свидетельство самосознания. Так в средние века начался процесс формирования понятия Я, ставшего отправным пунктом в рационализме Нового времени.
12. Память и история. Сакральность исторического бытия
Человек, понятый сквозь призму внутреннего времени, предстает не просто как природное, но прежде всего как историческое существо. Однако в средние века возможность такого понимания еще не реализуется полностью, поскольку сама история здесь включена в рамки «священных событий» и потому предстает как отражение некоторых сверхвременных, надысторических реальностей. И только в эпоху Возрождения появляются попытки освободить «мирскую» историю от ее «священной» оболочки, рассмотреть ее как реальность самостоятельную.
Подводя итог нашего рассмотрения, можно сказать, что средневековая философия в целом должна быть охарактеризована как теоцентризм: все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него.
Философская мысль в средние века развивалась, однако, не только в Западной Европе, но и на Востоке, в Византии; если религиозным и культурным центром Запада был Рим, то центром восточно-христианского мира был Константинополь. Хотя средневековая философия Византии имеет много общего с западноевропейской, однако у нее есть также и ряд особенностей, отличающих ее от средневековой мысли Запада.
13. Философия в Византии (IV-XV века)
Синергетика
Назовите методологический принцип, абсолютизирующий роль случайности.
индетерминизм
Укажите, какое познание, вплетенное в ткань жизнедеятельности субъекта, не обладает достаточной доказательной силой?
обыденное
Укажите, что лежит в основе догматизма.
слепая вера в авторитет
Укажите, среди перечисленного название философской доктрины, абсолютизирующей момент случайности.
индетерминизм
Укажите, как называется исторический тип мировоззрения, который пытается объяснить мир на основе разума и знаний?
Философия
Укажите, с какой философской методологией связано следующее утверждение: «Все, что движется, движется чем-то другим.»
метафизика
Укажите философа милетской школы, который считал воду основой всего сущего?
Укажите качества, которыми обладает «Апейрон» как первооснова всего существующего, согласно учению Анаксимандра.
беспредельное и неопределенное
Кто из античных философов выдвинул и сформировал идею становления?
Согласно учению элейской школы истинным бытием провозглашается:
единое, вечное и неподвижное
Укажите, какой тезис пытался доказать своими «апориями» Зенон Элейский?
( V )&( V V )
Согласно античной атомистической концепции существует:
как бытие, так и небытие
Назовите философа, которому, согласно Платону, принадлежит высказывание: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют»?
Укажите, что означает понятие «Логос» в учении Гераклита?
слово
Укажите античного философа, абсолютизировавшего роль числа и признававшего числа сущностью вещей?
Пифагор
Назовите античного философа (известного софиста), который доказывал, что не существуют как бытие, так и небытие?
В античной философии были выдвинуты идеи всеобщего движения и развития. Назовите мыслителя, которому приписывают следующие высказывания, выражавшие эти идеи: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды», «Все течет».
Какие из приведенных ниже разделов философского знания фактически не разрабатывались Сократом:
онтология
Философия природы
Выберите из списка правильный ответ на вопрос: «Является ли бытие в своей исходной основе, согласно Эмпедоклу и Анаксагору, монистичным или же плюралистичным?»
Оба мыслителя полагали бытие плюралистичным
Установите соответствие между ранними греческими натурфилософами и тем, что принималось ими в качестве первоначала всего сущего.
Фалес-вода
Гераклит-огонь
Пифагор-число
Анаксимандр-апейрон
Анаксимен-воздух
Установите соответствие между греческими терминами и их смыслом.
Демиург-создатель, творец
Логос-слово, наука
Антропос-человек
Хронос-время, порядок
Полис-город
Космос-
Выберите из перечисленного ниже положения, характеризующие философию элейской школы.
Принцип тождества бытия и мышления
Невозможность движения
Закон непротиворечия
Укажите, что из перечисленного Платон понимал под небытием?
материя
Укажите, что из перечисленного ниже не относится к главным характеристикам «мира идей» в философии Платона:
иррациональность
Изменчивость
Кто выдвинул против «теории идей» Платона следующее возражение: «Следует по-видимому, считать невозможным, чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть; как могут поэтому идеи, если они сущность вещей, существовать отдельно от них»?
Какую именно идею Платон поместил на вершину иерархической структуры своего «мира идей»?
( & )V( & & )V
Что, согласно Аристотелю, не является существенной особенностью «перводвигателя»?
подвижность
Материальность
Помимо выделяемых Демокритом существенных свойств, по которым различаются атомы между собой, Эпикур вводит новое, имманентно присущее им, свойство. Укажите его.
V
Какая философская школа рассматривала возникновение мира как процесс эманации божественного первоначала?
Стоики, согласно Диогену Лаэртскому, выделяют два начала сущего. Укажите их в перечисленном ниже.
страдательное
Деятельное
Этот философ писал: «Мы говорим о Богах как о существующих и даже поклоняемся Богам, но при этом не выражаем никакой веры и избегаем опрометчивости догматиков». К какой школе он принадлежал?
скептики
Укажите, что из перечисленного ниже Аристотель считал основополагающей категорией.
сущность
Укажите, что называл Аристотель термином «энтелехия».
состояние полной завершенности (осуществленности)
Что из перечисленного ниже не является фундаментальными принципами средневековой европейской философии:
агностицизм
Детерминизм
Что из перечисленного ниже в средневековой схоластической философии провозглашается «истинно сущим»?
бог
В учении какого из перечисленных ниже средневековых мыслителей бог рассматривается как «форма всех форм»?
Фома Аквинский
Бог, согласно Августину, творит мир:
непрерывно
Согласно средневековому реализму подлинно сущим считается только:
единое и общее
Согласно средневековому номинализму подлинно сущим объявляется только:
многое и единичное
Как назвается философское направление, представители которого считали, что общее существует только как имя, которое присваивается вещи познающим субъектом, как термин, с помощью которого обозначаются вещи?
номинализм
Укажите основную проблему в споре номиналистов и реалистов Средневековья.
проблема универсалий
Что среди следующих терминов не выражает собой характерных для средневековой философии особенностей?
эстетизм
Панлогизм
Укажите, как называют философское направление, противоположное средневековому «реализму».
В начале 16 в. в Европе развернулась ожесточенная борьба против католицизма. Она получила название Реформации. Кто был инициатором движения Реформации в Германии и одним из основных идеологов этого движения?
V( & )
Укажите, кто из перечисленных ниже философов не относится к представителям средневековой патристики.
Ансельм Кентерберийский
Фома Аквинский
Рене Декарт
Кому из мыслителей эпохи Возрождения принадлежат слова: «Бог есть окружность и центр, так как он везде и нигде»?
( & )V V( & )
Назовите философа эпохи Возрождения, согласно учению которого природа рассматривается как «божественное бытие в вещах».
( & )V V( & )
Основной догмат христианского вероучения, относительно Бога гласит:
Бог, будучи единым по своей природе, существует в трех ипостасях
Укажите, что из перечисленного ниже является принципиальными характеристиками средневековой философии?
различие между верой и разумом
Телесность
Кто или что, согласно Лейбницу, предустанавливает царящую в мире гармонию?
бог
Согласно субстанциональной концепции пространства и времени они объявляются:
отдельными (самостоятельными) сущностями, существующими независимо как друг от друга, так и от самих материальных вещей
Укажите, в творчестве, какого из перечисленных мыслителей (ученых) Нового времени, субстанциональная концепция пространства и времени получила свое полное развитие и обоснование.
И. Ньютон
Согласно реляционной концепции пространства и времени они объявляются:
формами (порядками) бытия самих материальных вещей и мира в целом
Кто в новоевропейской философии первым разработал целостную реляционную концепцию пространства и времени?
V( & & )
Укажите конкретные атрибуты, которыми наделяет Спиноза субстанцию?
( & )V( & )
Кто из философов Нового времени первым выразил положение о свободе как осознанной необходимости?
V( & )
Укажите, кто первым из философов Нового времени выдвинул субъективистскую концепцию причинности, понимая причину как простую связь ощущений.
V( & )
Укажите, как называется познавательная парадигма 17-18 вв., объясняющее мир с точки зрения законов механики, как универсальных законов бытия.
механицизм
Какие взгляды на причинность выразил неизвестный английский поэт ХVIII века? «Все в мире связано вокруг, Примеры мы не будем множить, Цветка ты не заденешь вдруг, Чтобы звезды не потревожить».
детерминизм
Укажите, кто, из перечисленных ниже философов Нового времени, первым стал объяснять мир в целом не внешними, а внутренними причинами?
Спиноза
Кантианское понятие «вещь-в-себе» обозначает:
трансцендентную реальность, аффецирующую (возбуждающую) чувства человека, но остающуюся непознаваемой им
Укажите, что из перечисленного не является исходными принципами абсолютного идеализма Гегеля.
концепция детерминизма
Антропоморфизм
Какие стадии проходит, согласно Гегелю, мировой дух на первой (логической) ступени своего саморазвития (самоопределения)?
бытие
Сущность
Понятие
Что является, согласно Гегелю, инобытием мирового духа (абсолютной идеи).
природа
Что из перечисленного не является, согласно Гегелю, самоопределением мирового духа (абсолютной идеи) в сфере объективного духа.
религия
Любое ли количественное изменение приводит к изменениям качественным?
то, которое переходит границу меры
Укажите, кто, из перечисленных немецких философов, утверждал тождество мысли и бытия.
Г.-В.-Ф. Гегель
Чем являются пространство и время согласно Канту?
& &
Может ли одна и та же форма выражать различные содержания?
да
Какие из перечисленных ниже качеств являются согласно И. Канту существенными характеристиками априорных синтетических суждений?
необходимость
Всеобщность
Независимость от опыта
Что из перечисленного ниже соответствует общему названию философии И. Канта?
трансцендентальная философия
Укажите, что из перечисленного ниже Гегель считал лежащим в основе реальности.
Абсолютную идею
Выберите из предложенного ниже перечня философов тот ряд, где прослеживается влияние творчества предшественников на их последователей.
Кант, Шопенгауэр, Ницше
Укажите термин, обозначающий отношение Ф. Ницше к жизни.
игра (танец)
К какому направлению принадлежит философ, утверждающий, что мир есть «воля и представление»?
волюнтаризм
В марксистской философии движение трактуется как философская категория, обозначающая:
атрибут материи
Причинная обусловленность
Что, из перечисленного ниже, не относится к основополагающим идеям философии Ф.Ницше?
тождество бытия и мышления
Единство мировой воли
Кому из философов 19в. принадлежит высказывание: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»?
( & )V
Выберите из перечисленного понятие, основополагающее в философии Вл.Соловьева, через которое он пытался раскрывать и обосновать надмировую основу сущего.
всеединство
Укажите, какое из перечисленных ниже философских направлений является этапом в развитии позитивизма.
эмпириокритицизм
Укажите, чем, из перечисленного ниже, непосредственно обусловлено, согласно А. Шопенгауэру, множество вещей.
представлением
Укажите, чем, из перечисленного ниже, может быть охарактеризована направленность природных процессов, согласно взглядам А. Шопенгауэра.
Все природные процессы являются объективизациями неразумной воли.
Укажите, что означает «жизненный мир» (или «мир жизни»), согласно терминологии Э.Гуссерля.
мир, взятый в его соотнесенности с человеком, т.е. в его значимости для человека
Укажите, что, согласно экзистенциализму, является первичным и определяющим.
существование
Укажите, что понимает М.Хайдеггер под термином «Dasein».
бытие здесь и сейчас
Кто из философов-экзистенциалистов понимал экзистенцию как свободу, связывая ее с трансцендентным.
V( & )
Укажите, что из перечисленного ниже является «Бытием-в-себе», согласно Ж.-П.Сартру.
существующий независимо от человека неоформленный вещественный мир лишенный внутренней закономерности и порядка
Укажите, какие из перечисленных ниже ситуаций К.Ясперс называет «Пограничными».
ситуации, в которых человеческая экзистенция познает себя как нечто безусловное
Лейбниц
Укажите, как называется сознательное применение в споре или доказательстве неправильных доводов, замаскированных внешней, формальной правильностью.
софизм
Укажите, что из перечисленного ниже является путем, с помощью которого согласно Сократу можно достичь истинного знания?
использование искусства майевтики
Какая из перечисленных ниже групп философов объединяет представителей одной гносеологической концепции, базирующейся на принципе тождества мышления и бытия?
Парменид, Зенон Элейский, Гегель
Укажите, что из перечисленного ниже определяет способ мышления (познания), характерный для античных натурфилософов, пытавшихся найти «первоматерию» или «праматерию».
метафизика
Укажите, кто из перечисленных ниже философов считал своей задачей помочь другим отыскивать истину, скрытую внутри каждого человека.
Сократ
Укажите, какое из перечисленных философских направлений античности отрицало объективность истины.
софисты
Укажите, кто из перечисленных ниже мыслителей первым отметил, что все относительно.
Гераклит
Как Сократ называл свой метод рассуждения, при помощи которого рождается новое знание?
Укажите, какой из принципов (законов) был основополагающим при доказательстве Парменидом в поэме «О природе» положения о неизменности и единстве бытия.
закон, запрещающий противоречие в мышлении
Укажите, кто из античных философов является основателем науки логики.
Аристотель
Укажите в каких из перечисленных ниже философских школ античности особое внимание уделялось исследованиям вопросов логики.
Школа стоиков
Школа Аристотеля
Стоики сравнивали философию с яйцом, в котором этика, физика и логика, соответственно:
желток, белок, скорлупа
Укажите из перечисленного, что должна, по мнению Аристотеля, изучать первая философия (метафизика).
первые сверхчувственные начала и принципы бытия
Выберите из перечисленного ниже, что рекомендовали античные скептики для достижения благой жизни (атараксии).
воздержание от суждений о вещах
Укажите, что, по мнению И. Канта, является предпосылкой процесса познавательной деятельности людей?
априорное знание
Укажите, каким термином именуется направление в немецкой классической философии, которое разработало диалектическую систему, ее основные принципы и законы.
идеализм
Кант утверждал, что рассудку принадлежит только форма, а не содержание знания. Откуда, по его мнению, берется содержание знания? (Выберите из перечисленного)
из опыта
Кого из перечисленных ниже мыслителей следует отнести к представителям средневековой схоластики?
Ф. Аквинский
П. Абеляр
Укажите, кто из перечисленных ниже представителей философской мысли эпохи Возрождения, считается отцом «количественного эмпирического естествознания».
Галилей
Что означает термин ревеляционизм?
откровение
Среди перечисленных ниже философов и ученых эпохи Возрождения укажите лишнего.
Тертуллиан
Укажите, какая из ниже перечисленных формулировок наиболее точно характеризует решение Ансельмом Кентерберийским проблемы соотнесения разума и веры.
Вера ищет разум
Среди перечисленных ниже характеристик философии эпохи Возрождения укажите лишнее.
аскетизм
Технократизм
Укажите польского ученого математика и астронома, жившего в 15-16 вв, первым в христианской Европе выдвинувшем идею гелиоцентрической системы мироздания.
( & )V
Философ и теолог позднего средневековья. Он подытожил споры о знании и вере, соединил учение Аристотеля с христианской теологией. Его называли «ангельским доктором». Он изображен рядом с Мадонной на одной из картин в Эрмитаже, в разделе раннего Возрождения. Укажите его в представленном ниже списке.
Фома Аквинский
Эта доктрина появилась в средневековой Европе, благодаря знакомству европейцев с трудами Ибн-Рушда и вызвала многочисленные дискуссии. Католическая церковь осудила эту доктрину. Однако она стала весьма популярной и во многом способствовала зарождению новоевропейского естествознания. Укажите ее в представленном ниже списке.
учение о двойственной истине
Укажите, кто из представленных ниже философов эпохи Возрождения применил математику и геометрию к богословию.
Н.Кузанский
Укажите, какая из представленных ниже областей знания считалась идеалом науки в 17 веке.
механика
Укажите на основе какого, из перечисленных методов, в западноевропейской философии преимущественно развивался рационализм.
дедукция
В приведенном списке указан мыслитель 17 в., основоположник эмпиризма и индукции. Кто это?
Ф. Бэкон
Укажите в представленном ниже списке отличительные черты гносеологии 17 века.
поиск достоверных оснований знания
Укажите в представленном ниже списке страну, ставшую центром просвещения в 18 веке.
Франция
Что, из перечисленного ниже, является моделью философии, создаваемой Декартом?
универсальная математика
Выражение «causa sui» употреблялось Б.Спинозой для характеристики важного понятия его философской системы. Выберите из перечисленного правильный (в контексте философии Спинозы) перевод этого термина.
причина самой себя
Английский философ Нового времени назвал человеческое сознание «tabula rasa» т.е. чистая доска. Укажите этого философа.
V( & )V( & )
«Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в ощущениях». Укажите, кто из перечисленных философов Нового времени пытался обосновать это положение.
Локк
Что, из перечисленного ниже, не входит в четыре основных методологических правила Р. Декарта?
правило верификации гипотез
Правило сравнения
Закон отрицания отрицания
Укажите, что из перечисленного Р. Декарт считал основной причиной заблуждений человека.
свобода воли
Укажите, что из перечисленного согласно Ф. Бэкону должно являться источником научного знания.
целенаправленно организованный опыт
Укажите, основателем, какого из перечисленных ниже методов, является Ф. Бэкон.
индуктивный метод
Укажите, что из перечисленного является существенными свойствами рационалистического метода.
Отождествление причинно-следственных связей с отношением логической выводимости.
Одиночество
Укажите, какие из перечисленных методов позволяют дать описание сложных систем?
Статистические
Укажите, в какой из представленных групп, содержатся понятия тождественные по смыслу.
рациональное познание, мышление, логическое познание
Укажите, что какое знание является достоверным с точки зрения философии экзистенциализма.
Экзистенциалисты считают достоверным то, что переживает отдельный индивид.
Укажите, какие из перечисленных ниже философов отрицали возможность научного или рационального доказательства бытия Бога?
К. Ясперс
И. Кант
Укажите, как современная гносеология рассматривает объект познания?
Объект, в своем определении, зависит от концептуальной системы познания.
Синергетическая
Укажите, что из перечисленного не является формой практики.
Воздействие предметов и явлений на органы чувств человека.
Укажите, кто из представителей философии 19 века утверждал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
К. Маркс
Укажите из перечисленного, содержанием чьего сознания является «Мир как воля и представление» согласно А. Шопенгауэру.
сознания индивидуального субъекта
Укажите в перечисленном ниже основные составляющие человеческого бытия согласно экзистенциалистам.
страх
Тревога
Забота
Среди перечисленных философов укажите представителя направления именуемого «Философия жизни».
Ф. Ницше
Укажите, представитель какого философского направления может утверждать следующую мысль: «Объектами нашего знания являются идеи, а они суть ощущения».
представитель субъективного идеализма
Укажите, как называется вид эмпирического познания, представляющий исследование явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования или через изменение течения процесса в нужном направлении?
эксперимент
Какую методологическую ошибку содержит следующее высказывание: «Какая-нибудь вещь, какое-нибудь отношение, какой-нибудь процесс, либо необходимы, либо случайны, но не могут быть тем и другим».
нарушен диалектический принцип взаимопроникновения противоположностей
Синергетика
Назовите методологический принцип, абсолютизирующий роль случайности.
индетерминизм
Укажите, какое познание, вплетенное в ткань жизнедеятельности субъекта, не обладает достаточной доказательной силой?
обыденное
Укажите, что лежит в основе догматизма.
слепая вера в авторитет
Укажите, среди перечисленного название философской доктрины, абсолютизирующей момент случайности.
индетерминизм
Укажите, как называется исторический тип мировоззрения, который пытается объяснить мир на основе разума и знаний?
Философия
Укажите, с какой философской методологией связано следующее утверждение: «Все, что движется, движется чем-то другим.»
метафизика
Укажите философа милетской школы, который считал воду основой всего сущего?
Укажите качества, которыми обладает «Апейрон» как первооснова всего существующего, согласно учению Анаксимандра.
беспредельное и неопределенное
Кто из античных философов выдвинул и сформировал идею становления?