тренинг как форма активного обучения
Тренинг как форма активного обучения
Тренинг (англ. training – обучение, тренировка, подготовка) – форма активного обучения, основу которой составляет выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие умений и социальных установок. Конечно, в ходе тренинга участники приобретают и новые знания, но это не теоретические знания в «чистом» виде, они обязательно связаны с практикой их использования.
Тренинг как особая форма обучения сформировался в начале XX в. В частности в 1912 году в США автор популярных книг по психологии Дейл Карнеги организовал свой тренинговый центр «Dale Carnegie Training», в котором стали проводиться тренинги по развитию уверенности в себе, формированию навыков общения, делового взаимодействия с людьми, публичного выступления. Выдающийся психолог Курт Левин установил, что общение, организованное в ходе совместного выполнения специально подобранных упражнений, становится наиболее эффективным при анализе участниками собственных переживаний в группе. Вместе со своими коллегами во второй половине 1940-х гг. он стал использовать занятия с тренинговыми группами (Т-группами) для развития у участников навыков общения. Успешный опыт К. Левина и его учеников способствовал открытию в США Национальной лаборатории тренинга.
В 1950-е – 1970-е гг. тренинг развивается как форма развития социально-психологических умений, способности личности взаимодействовать с окружающими людьми. Контингент участников тренинга состоял из представителей тех профессий, которые ориентированы на работу с людьми: педагогов, менеджеров, консультантов и т.п. В настоящее время тренинг получил широкое распространение, выйдя за рамки практической психологии и подготовки специалистов. Он используется педагогами и психологами в работе с детьми и подростками, находит применение в общем и профессиональном образовании, в воспитании и развитии личности, в коррекционно-педагогической работе.
Виды тренинга
Сегодня среди видов тренинга выделяются…
Социально-психологический тренинг – вид тренинга, который был разработан в 1970-е гг. под руководством немецкого психолога М. Форверга и явился логическим продолжением исследований тренинговых групп К. Левина и К. Роджерса. Цель социально-психологического тренинга состоит в развитии умений и навыков социального взаимодействия.
Психотерапевтический тренинг – тренинг, проводимый для изменения в сознании участников, для коррекции их поведения, для улучшения отношений в группе.
Обучающий («навыковый») тренинг, направленный на выработку навыков: учебных и профессиональных; физических (силовых) и умственных; социальных; специальных (например: навыков закаливания организма; психологической саморегуляции; выживания в сложной ситуации и т.д.).
Бизнес-тренинг, проводимый для повышения эффективности управления и производственной деятельности.
Аутотренинг – тренинг, который человек «проводит сам с собой», выполняя определённые упражнения, помогающие расслабиться или сосредоточиться, преодолеть усталость и болезненные ощущения, избавиться от негативного отношения к другому человеку, развить в себе полезные качества.
Тренинг личностного роста, направленный на личностное развитие. Выполняемые упражнения помогают человеку избавиться от недостатков и развить в себе полезные качества личности. Может проводиться как с группой, так и индивидуально, как под руководством тренера, так и самостоятельно.
Методическая разработка на тему:»Тренинг как активная форма обучения».
«Тренинг как активная форма обучения
Преподаватель: Червоняк Н.Н.
Тренинг как активная форма обучения.
Понятие и значение тренинга как интерактивного метода обучения.
Структура и содержание тренинговых занятий.
Сценарии тренинговых занятий.
Поиск новых путей организации позитивного взаимодействия между
преподавателями и студентами в образовательном процессе способствует использованию активных методов обучения.
Предпочтение все больше отдается тренингу.
В последнее время появились исследования, авторы которых предлагают разнообразные тренинги, в том числе и профессионально-педагогические (В.Ю. Васкаков, С.В. Кривцова, Г.И. Марасанов, Б.Д. Парыгин, А.М. Прихожан, А.С. Прутченков, Е.В. Руденский, В.В. Харин).
Анализ теоретико-практических разработок показа: тренинг не только развивает социальные навыки и навыки общения, но и совершенствует профессионально-психологическую компетенцию субъектов общения.
При организации тренинговых занятий в курсах таких дисциплин, как «Основы педагогического мастерства», «Тренинг педагогического общения», «Педагогическая технология», «Дошкольная педагогика»; в ходе которых осуществляется подготовка будущих специалистов педагогического колледжа, мы исходим из того, что тренинг – это прежде всего способ программирования модели управления своим поведением и деятельностью. Цель тренинговых занятий заключается в расширении социально-психологической компетентности специалистов, в повышении уровня их взаимодействия с дошкольниками и студентами колледжа, в формировании позитивной направленности их личности, эмпатийности, рефлексии. В организации тренинговых занятий мы опирались на положение о единстве теоретических знаний и практических действий, исходили из того, что тренинг как совокупность продуманных психолого-педагогических действий и шагов, осуществляемых в определенной последовательности, дает знания и возможность их использовать; способствует приобретению или коррекции уже сформированных умений; любое тренинговое занятие – это осознание целей, мотивов, содержания общения, личностной или профессиональной позиции будущего профессионала.
Тренинг – это, прежде всего познание через переживание, на тренинге человек, испытывая сильные положительные эмоции, сам находит эффективные способы общения, на практике закрепляет необходимые навыки.
познание себя и окружающего мира;
изменение собственного «Я» через общение;
общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке;
эффективная форма работы в группе для усвоения знаний;
метод, инструмент для формирования умений и навыков
В чем назначение правил общения в группе?
Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Правила – это законы группы, по которым она живет во время тренинга. Они необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог:
получить информацию сам и не мешал получить ее другим;
открыто высказывать свое мнение, выражать свои чувства и взгляды;
быть уверенным в том, что все личное, что обсуждается на занятиях, не выйдет за пределы группы и др.
Существует несколько основных правил, которые помогают обеспечить атмосферу доверия:
Задача тренера – объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. При этом важно получить согласие на введение этих правил у самой группы. Так с самого начала будет закладываться доверие и понимание в отношениях тренера и участников тренинга.
В ходе проведения тренингов используются следующие методы групповой работы:
Мозговой штурм – это хорошо известный и широко используемый интерактивный метод. Он побуждает участников тренинга использовать свое воображение и творчество, помогает находить несколько решений какой-то конкретной задачи. Например: «Что мне делать в этой ситуации?», «Как Я, мы можем преодолеть это препятствие?». Во время процесса «выдвижения идей» одним участником тренинга не допускаются никакие оценочные суждения со стороны других участников. Если вы будете судить об идеях и оценивать их во время их высказывания, слушатели сосредоточат больше внимания на отстаивании своих идей, чем на попытках предложить новые и более совершенные. Оценка должна быть исключена.
Мини-лекция – краткое изложение определенной темы, после которого полезно провести ее неформальное обсуждение для разъяснения тех или иных вопросов, содействия переносу идей и понятий в практическую плоскость.
Такое обсуждение проводится ведущим тренинга, который должен стремиться вовлечь в обсуждение всех слушателей. Желательно, чтобы проводящие занятия, заранее подготовили вопросы для начала обсуждения. После представления материала и его обсуждения ведущий тренинга должен подвести итог или дать резюме. Рекомендуются дополнять мини-лекцию заранее подготовленными наглядными пособиями или учебными материалами, которые нужно раздать всем участника перед занятием.
Энерджайзер – это упражнение, направленное на разминку или привлечение внимания участников тренинга. Разминкой может служить любая игра или упражнение. Энерджайзер можно проводить как в начале тренинга, так и в середине или в конце, в любой момент, когда это необходимо.
Работа в команде (микрогруппе) – позволяет участникам приобрести навыки сотрудничества, межличностного и делового общения. Кроме того, использование данного метода помогает участникам научиться разрешать возникающие между ними разногласия.
владеет необходимой информацией;
знает основы возрастной психологии и физиологии;
умеет работать с аудиторией и знает, как ее заинтересовать;
обладает навыками ведения группы;
имеет в запасе дополнительные упражнения, игры и др.
Какие методы работы в группе наиболее эффективны?
Дай сделать – и я пойму!»
Средний процент усвоения информации при помощи методов:
Тренинг как метод активного обучения
Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии и не сводится только к социально-психологическому.
Область его применения значительно шире, чем у последнего, и отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности.
Групповой психологический тренинг используется:
В этих рамках существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому ряду признаков. Особенно большой разброс имеется во времени работы групп: от двух дней до пяти и более лет с еженедельными встречами (например, в групп-анализе).
Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия.
Таких парадигм можно выделить несколько:
Парадигмы расположены в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы. Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалиста, проводящего тренинг: ведущий, руководитель, директор группы, тренер, эксперт, фасилитатор и др.
«Ведущий» берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможен старт самоизменений.
Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений.
Кроме того, в литературе не раз подчеркивалась значительная роль личности ведущего тренинг-группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с парадигмой того психологического направления, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы.
Упражнения и приемы, характерные для той или иной психологической школы тренинга, являются не более чем инструментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего. Вследствие этого мы считаем, что даже внешне жестко манипулятивные приемы нейролингвистического программирования могут быть использованы не в целях манипуляции, а для облегчения процессов самораскрытия и самоактуализации участников группы.
На основании большой экспериментально-исследовательской работы Форверг сделал вывод об эффективном влиянии социально-психологического тренинга на повышение межличностной компетентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность.
Тренинг как форма интерактивного обучения
Елена Потехина
Тренинг как форма интерактивного обучения
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (inter- «взаимный», act-«действовать»). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей стоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Тренинг как форма интерактивного обучения рассматривается исследователями и как форма, и как метод интерактивного обучения.
Он является формой, потому что в него могут входить другие методы: дискуссии, элементы мозгового штурма, решение педагогических ситуаций и элементы педагогических игр.
Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.
Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:
• тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;
• тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
• тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Скорее всего, ни одно учебное заведение, будь то вуз или колледж, во всем мире, наверное, не дает необходимого уровня практических знаний, учебных достижений и их оценки, которого требует реальная практика. А тренинг как форма интерактивного обучения дает сотрудничество, дает возможность пережить ту или иную часть возникающих в работе ситуаций на практике. При этом подбирает материалы для тренинга, и весь процесс контролирует тренер, организатор помогает человеку зафиксировать полезную модель поведения [4, с. 122].
Кроме того, эта модель полезна тем, что это сжатая по срокам форма обучения.
Тренинг как форма интерактивного обучения:
основные виды и задачи
Существуют разнообразные тренинги личностного роста, психологические тренинги. Мы часто сталкиваемся с тем, использование тренинга в интерактивном обучении развивает индивидуальные личностные качества, зачастую в соответствии с персональными задачами.
Например, планирование собственного времени, установка приоритетов для решения задач, мотивация сотрудников, методов разрешения конфликтов и т. д. Существуют профессиональные тренинги, сюда можно отнести тренинги по технике продаж, по проведению переговоров и презентации, промоушн компаний и прочее.
В образовательном процессе говоря о тренинге, как элементе учебного занятия, где наши задачи в первую очередь чему-то научить, однако и в этом процессе будет наблюдаться множество психологических «побочных эффектов», так как обучение происходит во взаимодействии.
Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например, тренинг переговоров, самопрезентации, и др.
Навыковый тренинг может включать в себя следующие тренировки.
• уличная (Street Workout);
Социально-психологический тренинг занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.
Использование тренинга в интерактивном обучении: задачи
Есть разнообразные способы, позволяющие сделать это оптимальным образом, в первую очередь, цель должна описывать общий результат программы тренинга.
Задачи должны быть узконаправленными, измеримыми, достижимыми, реалистичными, рассчитанными по времени. Формулирование задач в данном случае лучше начать с глагола, желательно избегать слова «понять», так как оно звучит слишком расплывчато и не отдается измерению.
Используются следующие формулировки, слова: «после завершения тренинга ее участники будут способны описывать, определять, измерять, применять, разрабатывать».
Методы и технологии интерактивного обучения требуют, чтобы тренер остерегался ставить недостижимые цели. Иногда чересчур амбициозная задача, поставленная нами, становится серьезной помехой в работе [8, с. 72].
Использование тренинга в интерактивном обучении:
Для эффективного обучения в современных условиях необходимо сочетать активное включение участников с дозированным поднесением информации, правильно использовать методы и технологии интерактивного обучения. Членам группы очень важно чувствовать, что тренер, организатор дал им лично нечто очень ценное.
Это может быть модель, процесс или информация.
Участники не хотят приходить к выводу, что тренер не открыл для них ничего нового.
Что же необходимо соблюдать организатору такого метода обучения, как тренинг, для реализации всех возможностей интерактивного метода? В первую очередь, тренер должен не только знать методы и технологии интерактивного обучения, но сам должен быть любопытным человеком, он должен стремиться развиваться, следовать изменениям. Тренер должен быть уверенным человеком, он должен уметь руководить другими и в тоже время должен быть способным исполнять роль фасилитатора, помогать людям приходить к собственным решениям и выводам. Человек должен чувствовать и адекватно реагировать на насущные потребности профессиональной деятельности.
Он должен быть направлен непосредственно на профессиональную работу, на практическую работу. Тренер-организатор должен быть активным и доступным, он должен быть наставником в передаче опыта. Эта способность определяет наиболее эффективный стиль организации тренинга, обуславливает специфику использования тренинга в интерактивном обучении [4, с. 57].
Методы, приемы и техники тренинга достаточно разнообразны. К ним относятся:
В числе специфических методов, используемых в тренинге, рассматриваются следующие:
• Стратегические креативные сессии.
Выбор оптимальных методических и практических, социально-психологических приёмов и методик в тренинге зависит от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера. Существует огромное количество разнообразнейших видов обучения, и выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи тренинга, и в течение какого периода времени эффекты тренинга будут сохраняться после его завершения.
Важно понимать, что в распоряжении тренера имеется множество способов подачи материала. Использование различных методов не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения.
Эффективность выполнения тренинговых упражнений и игр зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию [3, с. 228].
Интерактивный подход в обучении часто понимается начинающими тренерами просто как использование так называемых активных методов обучения, в которых высока вовлеченность участников (групповые дискуссии, игры и т. д.). Такое формальное понимание приводит к выхолащиванию самой сути интерактивного подхода, а также существенному снижению эффективности тренингов в целом и использования активных методов обучения в частности.
Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной технологии в виде тренинга таковы:
Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.
Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте.
Индивидуальная ответственность – каждый обучающийся должен овладеть предложенным материалом, и каждый несет ответственность за помощь другим.
Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.
Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.
1. Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. – М. : Школа-Пресс, 2015. – 132 с.
2. Бугримов, И. В. Использование интерактивных технологий на занятиях / И. В. Бугримов // Школьное воспитание. – 2015. – № 4. – 63 с.
3. Еделева, Е. И. Интерактивные техники групповой работы / Е. И. Еделева // Школьный психолог. – 2014. – № 15 – 54 с.
4. Ивашова, А. Я. Сотрудничество / А. Я. Ивашова. – М. : Академия, 2014. – 215 с.
5. Кашлев, С. С. Современные технологии педагогического процесса / С. С. Кашлев. – М. : Смысл, 2010. – 197 с.
6. Стебенева, Н. Л. Путь к успеху / Н. Л. Стебенева, Н. Ф. Королёва. – М. : Школа-Пресс, 2013. – 125 с.
8. Царапкина, Е. А. Искусство жить в ладу с собой и миром / Е. А. Царапкина. – М. : Академия, 2013. – 312 с.
9. Коротаева, Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева. – М. : Сентябрь, 2013. – 235 с.
10. Щуркова, Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков и др. – М. : Академия, 2003. – 261 с.
Аквааэробика как форма развития детского организма «Аквааэробика как форма развития детского организма» Инструктор – методист д/с «Радуга» п. Тазовский Бережнова Е. Н. «Вода, у тебя.
Супервизия, как форма работы Для повышения качества образования специалисты нашего учреждения используют в своей работе различные педагогические технологии. Мы бы хотели.
Характеристика интерактивного обучения в работе с детьми 6–7 лет Интерактивные методы и технологии находят все более широкое применение в системе дошкольного образования. Интерактивность (от англ. interaction.
Лэпбукинг как форма проектной деятельности Человек создан для того, чтобы созидать. И творческие задатки, бесспорно, есть у каждого ребенка. Очень важно, чтобы это естественное влечение.
Майнд-карты как форма речевого развития Майнд (ментальные) – карты (дословно означает «карта мысли). Изначально были разработаны психологом Тони Бьюзеном. Он работал над созданием.
Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника» Данная методическая разработка дидактического пособия «Обучение с развлечением» представляет собой игровой блокнот формата А6, включающий.
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителями В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной.
Семейные традиции как форма семейного досуга. Создание семейных традиций как форма семейного досуга. Важное место в организации отдыха семьи занимают традиции и связанные с ними совместные.
Школа интерактивного обучения ШКОЛА Интерактивного обучения Цель: содействие повышению профессионального мастерства начинающего педагога в работе с интерактивными средствами.