трапезная иверского монастыря валдай
Трапезная иверского монастыря валдай
Написать заявку на проживание или трудничество
Паломникам
Как доехать до монастыря
Требы
Крещение, записки, поминания
Новости Иверского Валдайского мужского монастыря
Монастырь закрыт на карантин
В связи с эпидемиологической ситуацией Валдайский Иверский монастырь закрыт для посещений, предварительно до 22 ноября 2021 года. Читать далее
Митрополит Лев совершил Литургию в день Иверской иконы Богородицы
26 октября 2021 года митрополит Лев совершил Божественную литургию в Иверском монастыре на Валдае. В этот день Церковь вспоминает. Читать далее
Митрополит Лев совершил Литургию в Иверском монастыре
20 октября 2021 года митрополит Лев совершил Божественную литургию в Иверском монастыре. После Литургии была совершена панихида по приснопамятным. Читать далее
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
14 октября Русская Православная Церковь празднуют праздник Покрова Божией Матери. В этот день, иеромонах Антоний в сослужении братии монастыря. Читать далее
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
В Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, наместник монастыря иеромонах Антоний (Битьмаев) совершил Божественную Литургию в Иверском соборе. Читать далее
Неделя 14-я по Пятидесятнице
В воскресный день, наместник Иверского монастыря иеромонах Антоний, совершил Божественную Литургию в Иверском соборе монастыря. Накануне вечером было совершено. Читать далее
Рождество Девы Марии
21 сентября православные празднуют Рождение Пресвятой Богородицы от святых праведных Иоакима и Анны — один из 12 главных, или. Читать далее
Неделя 13-я по Пятидесятнице
В воскресный день, наместник Иверского монастыря иеромонах Антоний, совершил Божественную Литургию в Иверском соборе монастыря. Накануне вечером было совершено. Читать далее
Проект реставрации монастыря
Чертежи: планы, фасады и разрезы Валдайского Иверского монастыря
Паломничество в Валдайский Иверский монастырь
В мае 2016 г мы с замечательным петербуржским композитором Михаилом Малевичем поехали на Валдай с Пасхальным концертом, который состоялся в детской музыкальной школе этого славного города. До этого на Валдае я ни разу не была, но конечно, была наслышана о его красотах, Троицком соборе, знаменитом на всю Россию музее колоколов и о главной достопримечательности – Валдайском Иверском Богородицком Святоозерском мужском монастыре.
Экскурсию в монастырь организаторы концерта пообещали нам на второй день пребывания на Валдае. Наша команда состояла в основном из людей православных и поэтому мы договорились выехать пораньше, чтобы успеть на Литургию и по возможности причаститься. Так и получилось. Солнечным весенним утром нас привезли к воротам монастыря. Наверное, каждому известно, что в Иверский монастырь находится на острове, и еще совсем недавно до него можно было добраться только на катере. Но в наше время уже построен мост, поэтому паломники имеют возможность посетить это святое место на автомобиле.
Монастырь открыт для посещения с 7.00 до 21.00. Я не уверена, можно ли добраться до святого места на общественном транспорте. По крайней мере, я не замечала автобусов и маршрутных такси около входа, за исключением большого экскурсионного автобуса. Мне кажется, удобнее всего добираться с помощью такси, благо, цены довольно демократичные, особенно если вызвать машину по телефону.
Мы добрались до монастыря на двух машинах такси. Еще в дороге выяснилось, что местные жители очень гордятся своей близостью к святому месту, почитают монастырь, знают его историю и словоохотливо готовы поделиться информацией с туристами. Так мы узнали, что при монастыре функционирует гостиница для паломников и тех, кто хочет пожить какое-то время и потрудиться на благо обители. Для того, чтобы иметь возможность посетить монастырь паломнику или паломническим группам, необходимо заполнить специальную анкету на официальном сайте монастыря, а перед этим взять благословление на поездку и указать в анкете, кто именно его дал. Конечно же, необходимо взять с собой документы: паспорт или свидетельство о рождении, если речь идет о ребенке.
Местные жители стараются приложиться сами и привести своих детей к главной иконе Храма – Иверской Божьей Матери перед каждым учебным годом, а также в тех ситуациях, когда учеба дается тяжело по каким-то причинам.
Считается, что по молитвам Божьей Матери детям или взрослым, приложившимся к иконе и попросившим помощи, учение дается гораздо легче, решаются сами собой те вопросы, которые до этого казались трудновыполнимыми. Не чуждаются иконы и сами валдайские педагоги, прося у Богородицы вразумления, сил и терпения на свой нелегкий труд.
А вот и сам Храм. Купола нестандартного для этих мест золотого цвета. Должны были быть голубого, но в то время пожертвования монастырю были обильными, и в результате приняли решение сделать купола золотыми.
Итак, мы оказались у ворот монастыря, спеша на Литургию. В самом Храме, вопреки нашим ожиданиям, людей оказалось не так уж много. Помолившись, те из нас, кто готовились к Причастию, причастились, остальные стали обходить Храм, прикладываться к иконам. Вот дошли мы и до главной святыни – Иверской иконы Божьей Матери, и о Ней хочется поговорить отдельно.
Я напомню историю обретения Святыни. Еще при своей земной жизни Богоматерь благословила Святого апостола Луку написать Ее Божественный образ. В дальнейшем во время гонений христиан одна благочестивая вдова, страшась смерти, опустила икону в реку, моля Пресвятую Деву о прощении и помощи. Икона не легла на воду, а встала вертикально, лицом к берегу и плавно стала удаляться, пока совсем не исчезла. И однажды, уже на стыке 9–10 вв икона явила себя на берегу Афона и стала достоянием Иверской обители. Находящаяся в настоящее время в монастыре икона Иверской Божьей Матери была написана в 1854г как благословение Валдайскому ополчению, шедшему на Крымскую войну. Утверждают, что ни от одной Святыни не бывает столько чудесных исцелений, как от образа Иверской Божьей Матери. И в самом деле, икона, словно живая, не отпускала нас от себя. Все мы с надеждой и упоением приложились к образу Владычицы, прося каждый о своем. Невозможно было расстаться с чудесным образом и казалось, что рядом с ним не страшны никакие беды, и все наши земные страхи и тревоги не больше чем суета. Несмотря на то, что икону Иверской Божьей Матери можно приобрести сейчас в любом Храме, я все равно сфотографировала для себя эту главную гордость Валдайского монастыря, чтобы время от времени смотреть на Нее и вспоминать то состояние покоя и благодати, которое посетило меня в тот момент, когда я находилась рядом с иконой.
Изображения на воротах,описывающие часть истории монастыря, в том числе явление иконы Иверской Божьей Матери.
Как и большинство православных паломников, мы набрали с собой святой воды из обители. И вот еще что удивительно: на вкус она оказалась сладкой! Как будто добавили в нее сахара, хотя, конечно, это невозможно.
Несмотря на то, что службы в монастыре длинные, время для нас пролетело быстро, вот уже настал обеденный час, и мы поспешили в трапезную. Сказалась усталость и духовные и душевные переживания, мы радовались возможности подкрепиться и предвкушали вкусный обед, после которого нам предстояло знакомство с нашим экскурсоводом и собственно, сама экскурсия по монастырю. И вот тут-то нам и выпала возможность смирить свои плотские желания, так как обед наш (несмотря на празднование Пасхи) был довольно скуден: постный жидкий суп и каша на второе, чай без сахара. Мы, живущие в миру, паломники расслабились было и приготовились к душевному разговору, нам очень хотелось поделиться друг с другом своими радостями от посещения обители и впечатлениями от службы.
Монастырская трапезная
Гостиница для паломников
Например, указав на огромный старый дуб, растущий на территории обители, сказал, что великану порядка 300 лет. И дерево чем-то так приглянулось разного рода колдунам, экстрасенсам и горе-целителям, что последние толпами приходят приложиться к дереву, а то и унести с собой часть его коры. На что догадливые монахи придумали повесить на дубе икону. На наш вопрос, прекратилось ли после этого нашествие данного рода посетителей к дереву, батюшка ответил просто:” Нет, я бы не сказал, что меньше стали подходить. Ну да и пусть целуют, жалко, что ли?”
Затем наш замечательный экскурсовод, к которому мы потянулись сердцем, как дети, продолжал водить нас по территории монастыря, показывая его красоты и рассказывая историю. Что нас всех поразило, так это идеальная чистота и порядок обители. Молодая зеленая трава аккуратно подстрижена, дорожки выметены, здания отремонтированы, вокруг все сверкает и радует глаз. С гордостью батюшка сообщил нам, что такой идеальный порядок поддерживается силами всего десяти монахов и нескольких паломников. В этот же момент сказал и о том, что на территории существует гостиница для паломников и почти в любое время можно приехать в монастырь, пожить и потрудиться на славу! На мой вопрос как мамы двоих маленьких детей, можно ли приехать вместе с ними, возможно ли будет для меня какое-то послушание, батюшка со свойственной ему радостью ответил: “Конечно! И не только для Вас! Я и малышам найду дело, дам шланг и пусть траву поливают!” Вообще атмосфера в монастыре очень радостная, покойная. Чувствуется, что люди живут там мирно и тихо, и поэтому так хорошо чувствуют себя и гости обители и хочется посетить ее снова.
Далее батюшка продемонстрировал нам отремонтированную огромную трапезную, которая на тот момент не функционировала, но для нас сделали исключение и разрешили войти и даже сфотографировать зал. Показал братский корпус и конечно, повел нас снова в Храм, откуда мы направились на, так называемый, задний двор монастыря, где расположено несколько могил. Меня удивило, что там захоронены совсем разные люди: и священнослужители, и миряне. Среди них погибший в аварии 16-летний подросток, на котором батюшка заострил наше внимание, призывая всегда бодрствовать, так как никогда не известно, когда придет последний час. После посещения могил, как это часто бывает, мы находились в тихом настроении, заметили, что даже разговаривать друг с другом начали шепотом и мало, не пускаясь в пустые беседы. А между тем наш улыбающийся экскурсовод пожелал нам всем здоровья, благополучия, творческих успехов и выразил пожелание видеть нас в стенах обители еще не раз. Я успела сфотографировать его в стенах Храма и буду надеяться на чудо, что батюшка сам прочтет мою статью или кто-то ему об этом скажет, и он снова почувствует нашу благодарность за его безграничную любовь к людям и высокую эрудицию, благодаря которым время, проведенное в его обществе, было очень полезно для нас и оставило хороший след в наших душах. А также простит меня, грешную, за забывчивость его имени.
Убранство храма, наш экскурсовод и Иверская икона Божией Матери
Возвращались мы из монастыря утомленные и умиротворенные, гораздо ближе друг другу стали за эту поездку. И мне пришла в голову мысль, как хорошо было бы ввести такую традицию посещения святых мест руководителям организаций. Вместо шумных и выматывающих “корпоративов”, после которых некоторых сотрудников мучает стыд и даже, я знаю, распадаются семьи, вот так вот вместе посещать новые обители. Люди за время этой поездки действительно сближаются, становятся даже как-то роднее друг к другу, на душе воцаряется мир и хоть ненадолго возникает ощущение радости и полной уверенности в том, что Господь рядом и что Он нас любит, и это знание дает чувство полноты и счастья! А разве не к этому мы все и стремимся?
Иверский Валдайский монастырь | Иверская икона
БОГОСЛУЖЕНИЕ (всегда в одно время)
Будни: в 9-00 и 18-00
Выходные: в 9-00 и 18-00
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ
Показать полностью.
Каждый день в 13-00, оформление в церковной лавке собора
ПРОЖИВАНИЕ В ГОСТИНИЦЕ
Анкета обязательно как для групп, так и для семей.
www.iveron.ru/anketa1/
ПРИНЯТИЕ В МОНАСТЫРЬ
Анкета для трудника www.iveron.ru/anketa2/
Экскурсии по сб. вс. с 12-00 до 16-00 тел. 89524850085
Иверский Валдайский монастырь | Иверская икона запись закреплена
В связи с эпидемиологической ситуацией Валдайский Иверский монастырь закрыт для посещений, очередное продление предварительно до 22 ноября 2021 года.
Иверский Валдайский монастырь | Иверская икона запись закреплена
«Сейчас грех стал модным. Абсолютное большинство современных людей увлечены грехом, и видя, что кто-нибудь «не идет в ногу со временем», не живет в грехе и имеет хоть немного благочестия, они называют его отсталым и старомодным. Им не дает покоя, что кто-то не грешит. Но хуже всего то, что они считают грех признаком прогресса.
Если бы нынешние люди, живя нечисто, хотя бы считали себя грешниками, то Господь помиловал бы их, но они оправдывают то, что оправдать нельзя, и превозносят грех.
А считать грех прогрессивным и утверждать, что нравственность устарела, это самая ужасная хула на Духа Святого».
Преподобный Паисий Святогорец
Иверский Валдайский монастырь | Иверская икона запись закреплена
Что такое сорокоуст и когда его нужно заказывать?
Вне всяких сомнений, сорокоуст является одним из главных молитвенных поминовений в Православной Церкви.
В чем его суть? Сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой),
Показать полностью. и в конце Литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных литургий.
Откуда взялось число «сорок»? Данная цифра довольно часто встречается в Священном Писании: сорок лет святой пророк Моисей водил евреев по пустыне; сорок дней постился Спаситель в пустыне перед Своим общественным служением; сорок дней являлся Христос апостолам после Воскресения. Святые апостолы узаконили обычай поминать усопших в течение сорока дней. Отсюда и «сорокоуст».
Профессор Московской духовной академии Евгений Евсигнеевич Голубинский выдвигает несколько иную версию. В своей книге «История Русской Церкви» (т. 2) он пишет, что в древней Руси в больших городах церковные приходы делились на «сороки» – похожие на современные благочинные округа. В каждом «сороке» было сорок храмов. Обыкновенно поминовения заказывали во всем «сороке», отсюда и название «сорокоуст».
Но как бы то ни было, нужно сказать, что сорокоуст является важнейшим поминанием Православной Церкви, как живых, так и умерших. Ведь самой большой нашей святыней является Тело и Кровь Христовы, Которые по неизреченному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой страшной и могущественной святыней является спасительным для души человеческой.
И вследствие этого сорокоуст, пожалуй, можно назвать главным поминанием для человека – как живого, так и умершего. Ведь недаром священнослужитель молится, высыпая частички, вынутые из просфор, с поминанием имени, чтобы Господь ради Пречистых Тела и Крови Своих омыл, то есть простил грехи поминаемых здесь людей. И мы – православные христиане – верим, что так оно и происходит.
Потому, конечно же, хочется от всего сердца посоветовать всем: заказывайте друг за друга сорокоусты и тем самым спасайте с Божьей помощью души близких. Ведь в Чаше Господней происходит великая тайна Божественного милосердия, любви и всепрощения. И там душа человеческая соединяется со Христом.
Сорокоуст заказывают не обязательно на сорок дней. Можно и на более длительный период времени: полгода, год. За умерших нельзя заказывать, если человек был некрещен, перешел в иную христианскую или нехристианскую религиозную организацию и также за самоубийц. За здравие запрещается заказывать также за некрещеных (они не являются членами Церкви), за хулителей веры (воинствующих безбожников), перешедших в другую религиозную организацию и тем самым добровольно отлучивших себя от Матери-Церкви.
Часто задают вопрос: «Можно ли заказывать сорокоуст за человека, который крещен, но ведет не вполне благочестивую жизнь: мало ходит в храм и прочее. » Ответ: «Даже нужно!» Может быть, именно ваш сорокоуст пробьется в его сердце и послужит благодатным открытием во спасение его души.
Также не следует к чтению молитв, в том числе и к сорокоусту, относиться как товарно-денежным отношениям или с определенной долей магического восприятия. Сто рублей заплатил, в трех храмах поставил тридцать три свечи, заказал в семи храмах семь сорокоустов – и все. Религиозную норму выполнил. Нет. В Церкви отсутствует механистически-формальный подход. В вере все нужно пропускать через душу. Господь от нас требует изменения себя.
Он говорит каждому из нас: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои…» (Притч. 23:26).
Иерей Андрей Чиженко
Иверский Валдайский монастырь | Иверская икона запись закреплена
Послание апостола Павла к Римлянам 8 глава 38-39 стих
Иверский Валдайский монастырь | Иверская икона запись закреплена
«О, чудо! По виду хлеб, а по сущности и по действию — Тело Христово! Само не движется, не ходит и на вид признаков жизни не являет, а принятое внутрь чистым сердцем — оживляет мою душу, могущественно и свободно движет ее ко всяким благим помыслам, делает меня кротким, смиренным, любящим, производит чувства радости и умиления, чудно покоит и услаждает».
Праведный Иоанн Кронштадтский
Иверский Валдайский монастырь | Иверская икона запись закреплена
В истории человечества не было никого, кто бы использовал жанр притчи так же широко, как Иисус Христос.
Он довел этот жанр до совершенства, так что впоследствии никто из Его учеников (и из христиан позднейших поколений) уже не прибегал к этой форме наставления.
Притчи часто звучат как загадки, которые заставляли слушателей Христа остановиться и задуматься. Каждая притча основана на простых, бытовых, понятных каждому человеку образах, но в сердцевине притчи сокрыта духовная тайна, для постижения которой требуется усилие. Как же добраться до этой тайны?
Иверский Валдайский монастырь | Иверская икона запись закреплена
Трапезная с церковью Богоявления Господня
Против северо-западного угла соборного храма, находится теплый монастырский храм во имя Богоявления Господня, построенный по благословению и плану святейшего патриарха Никона в 1657-1658 г.
Церковь Сошествия Св. Духа на Апостолов.
Церковь эта находится над церковью Богоявления Господня. Построена в 1747 году. В иконостасе этой церкви были замечательны царские двери с сенью и столбцами, обитая серебряно вызолоченною басмою. Двери эти, в 1653 году, были присланы патриархом Никоном для первой деревянной монастырской, церкви в честь иконы Иверской Божией Матери и составляют замечательный памятник древнего русского самобытного художества ХVII века. Храмы эти находились в одной связи с братскою трапезою и кельями.
Иверский Валдайский монастырь | Иверская икона запись закреплена
Иверский Валдайский монастырь | Иверская икона запись закреплена
Вера или дела закона? Толкование на Послание к Галатам 2: 16-20.
«Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Показать полностью. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.»
Данный отрывок очень важен для христианского мировоззрения и сложен для понимания. Само «Послание к Галатам» часто называют посланием свободы. Здесь наиболее рельефно выразилась та новизна, которую принес Новый Завет в область взаимоотношений человека и Бога.
Повторим главную мысль отрывка «оправдаться верою, а не делами закона». Рассмотрим два главных термина «вера» и «дела закона». «Дела закона» можно понимать в буквальном, узком смысле и более широко. Буквально это – исполнение уставных требований, обрядовых предписаний Моисеева законодательства, строгое следование иудейскому закону, Торе. И такое понимание смысла отрывка будет совершенно верным. Апостол Павел имел своей ближайшей целью возвестить свободу верующего во Христа от этих ветхозаветных предписаний.
Но мы можем понимать дела закона и более широко, как вообще уставные требования внешнего благочестия не только иудейской синагоги, но и христианской Церкви. И при таком подходе мы тоже будем правы. Тогда призыв этого отрывка будет обращен непосредственно к нам: никакие религиозные обряды и правила взятые отдельно от веры не гарантируют нам спасения.
Действительно, весь строй христианской жизни учит тому, что главное дело личного спасения заключается не во внешних признаках благочестия, а внутри нашего сердца. Но здесь есть одна большая трудность. Этот отрывок часто используется протестантским богословием для обоснования своего принципиального расхождения с Православием. Речь идет об исходных предпосылках сотериологии (учения о спасении).
В двух словах – протестантская сотериология исходит из того, что мы спасаемся только верою и никакие дела нам не помогут в этом деле спасения. Православие в течение почти двух тысячелетий говорит иначе. Для спасения необходима не только вера, но и личное усилие, т.н. «добрые дела». Даже поверхностному взгляду очевидна важность этого расхождения, этой проблемы. Ведь не только протестантское богословие, но и вообще современное, наиболее распространенное, религиозное самоопределение человека выглядит именно так: я верю, но Бог у меня в душе, зачем мне ходить в храм, каяться, поститься, я могу помолиться внутренне, и Бог меня услышит. Вроде бы полностью соответствует только что слышанным словам апостола Павла. Но только вроде бы. Присмотримся внимательнее, что означает подобная вера, и может ли она вообще называться верой. Или это только декларация веры. Как выглядит типичный протестантский призыв: я верую, и тем самым я уже спасен! Здесь очевидно, что сама вера заменяется только манифестацией «я верую», т.е. фактически мы имеем дело не с верой, а со словами о вере.
Подведем итог наших размышлений. Из сегодняшнего чтения мы должны уяснить для себя, по крайней мере, два важных положения: первое – никакие формальные ритуалы сами по себе, без личной веры сердца не открывают нам путь к Царству; второе – вера, не проявляемая в жизни, вера без реального соединения со Христом в таинствах, без следования за ним по Его заповедям, является не верой, а пустозвонством о вере. Итак, дела без веры – ничто и вера без дел – мертва. Вот два полюса человеческих заблуждений, между которыми лежит Царский путь христианской свободы.