Trail велосипед что это
В чем разница между трейловым велосипедом и обычным MTB?
Модное слово «трейлрайдинг» слышал? Многие принимают это за спортивную дисциплину, а кто-то вообще не имеет понятия что это такое.
Заметили, что еще есть ребята, которые не в теме, поэтому решили исправить это недоразумение и написать обзорный пост про ТРЕЙЛ-Байки: чем они отличаются от своих собратьев, для кого подойдут, а также, в чем их плюсы и минусы.
Итак, давайте разберемся, для чего созданы трейловые велосипеды??
Начнем с того, что они тоже делятся на хардтейлы и двухподвесы.
Трейловые обычно легче эндуриков и отлично катят как вниз, так и наверх. Естественно, прыгать на них десятиметровые дропы и пролетки не комильфо, будет жестковато, да и под большие прыжки они не особо предназначались.
В общем, если для вас главное не результат на гонке, а удовольствие от катания, то, скорее всего, трейловые велосипеды придутся вам по душе.
Как отличить трейловый велосипед?
Различия в диаметре колес
27,5: Стандартный размер колес, из плюсов по сравнению с следующими размерами можно назвать меньший вес и “компактность” (имеется ввиду что с 29-ыми влезть в лифт немного сложнее)
27.5+: Увеличенная ширина протектора при том же диаметре колеса. Еще больше сцепления, мягче приземления. Если уменьшить давление в шинах – получим еще больше площадь контакта с трассой. Лучше гасят неровности и удары, отлично едут по сыпучей поверхности.
Минусы: Накат хуже. По липкой грязи могут превратиться в десятитонный каток.
29: Еще больше накат и преодоление неровностей за счет большого диаметра.
Минусы: принято считать, что 29-е дают меньше управляемости на сложных спусках за счет более высокого центра тяжести, но как ни странно, тенденция последних лет доказывает обратное: вся элита кубков мира в даунхиле выступает сейчас именно на 29-ых колесах и показывает ошеломительные результаты.
Примеры трейловых моделей:
Дружок! Теперь ты знаешь, как выглядят трейловые байки и для чего они нужны. Надеемся, что теперь ты с легкостью отличишь ТРЕЙЛ от других велов!
Если статья была для тебя полезна – репостни другу, пусть тоже будет в курсе!
А теперь ответь для себя на 7 вопросов:
Если на большинство вопросов ты ответил ДА, то обрати внимание на трейловые байки!
Трейлрайдинг – что это такое?
Дословно трейлрайдинг – это самое обычное катание на горном велосипеде по тропинкам и дорожкам в лесу с легким добавлением экстрима. Такая тропа с легкой подготовкой носит название трейл. Дорожки могут содержать вылеты, корешки и секции камней. Нужно уметь спускаться по довольно жестким съезжалкам и уметь контролировать байк на тропинке (читай как на трейле). В отличие от другие дисциплин, она не загоняет спортсмена в какие-то особенно ощутимые рамки. Фактически — это катание в своё удовольствие по природным ландшафтам. Соответственно, это в некоторой степени, аналог фрирайда, однако в отличие от него не предусматривается жестких спусков или длинных пролетов. Зато есть секции, где нужно хорошенько поработать педалями. От кросскантри же этот стиль отличает отсутствием спортивной составляющей. Спортсмен не старается уложиться в обозначенные рамки и не пытается усердно гнаться за результатом. Кроме того, даже в кросскантри от райдера требуется именно проехать трассу. В этом же стиле можно просто выбрать другой маршрут, если уровень не позволяет сделать большего. Однако, рассматриваемый стиль всё равно принято считать более агрессивным, чем кросскантри или эндуро.
Что такое трейл?
Трейл – это самая обычная тропинка в лесу или в горах, где можно проехать. Трейлы бывают совсем разные с разной степенью экстремальности. Не нужно думать, что эта тропинка будет слишком легкая. Некоторые трейлы могут быть близки по сложности к части трассы для даунхилла.
Не обошлось и без пресловутого маркетинга. Если раньше этот стиль назывался обычным катанием, то сейчас это громкое слово трейлрайдинг. Это, конечно же неплохо, но на этой волне байки для трейла подпрыгнули в цене раза в два! В итоге, от простого любителя лесных тропинок с легким экстремальным уклоном, который катается на своем ашанобайке по тропинкам, трейлрайдера отличает дорогущий велосипед с мега-крутой спортивной одеждой. Нет ничего плохого в самом трейлрайдинге, но в том, как он преподносится, нужно фильтровать рекламную составляющую. Часто для новичка, который плохо разбирается в стилях и ещё не сформировался в веломире, это красивое слово становится решающим при выборе и он почти в два раза переплачивает магазину за излишне крутое оборудование. Потому что он купил не просто горный велосипед, он купил крутой горный велосипед для модного стиля катания!
Байк для трейла
Несмотря на присутствие понятия «мода» в этом вопросе, есть некоторые определяющие показатели того, какой байк лучше подходит для данного стиля.
Нужен легкий велосипед. Желательно использовать двухподвес, хотя часто используют и хардтейлы. Ход вилки и заднего амортизатора должен составлять около 120 — 130 мм. Преимущественно выбираются дисковые тормоза. Резина нужна накатистая и не слишком «злая». Сидушка должна быть удобной, но с закосом под спортивной использование. Посадка выбирается произвольно. Чаще она заниженная. Ведь встречаются на пути и серьезные съезжалки. Руль выбирается широкий V-образный с подъемом. Необходим весь диапазон скоростей, т.е. классические три звезды спереди и семь или девять звездочек сзади.
Защита и экипировка
В отличие от экстремальных дисциплин, трейлрайдинг не предусматривает обязательного наличия полного набора защиты. Достаточно использовать обычный шлем-котелок или классический велосипедный шлем (он же улей). Можно надеть защиту коленей. В остальном всё определяется принципом чем легче, тем лучше! С собой можно взять рюкзак с запасом воды и самыми необходимыми инструментами. Ведь стиль предусматривает длительные и затяжные поездки. Одежда выбирается универсальная в зависимости от сезона. Необходимо помнить и про такие аксессуары, как крылья и источники света. Можно использовать велокомпьютер.
Что такое велосипед для трейла?
Что представляет собой сам трейл как вид спорта и какими конструкционными особенностями отличаются его байки? Подойдут ли велосипеды для трейла для других дисциплин велосипедного спорта, или его специализация – очень узкая и специфичная? Попробуем с этим разобраться в данной статье.
Для начала разберем, что собой представляет трейл (trail) как вид спорта. Это такой вид езды, при котором вы можете преодолевать различные препятствия на велосипеде по пересеченной местности, в том числе горки и овраги, каменные насыпи и тому подобное, но уровень сложности такой езды гораздо более низкий, чем при классическом «диком» велосипедном фрирайде или эндуро. По стилю катания трейл ближе к упрощенному кросс кантри, поэтому их и называют промежуточным между этими дисциплинами. В то же время, конструкция трейл байка позволяет преодолевать на нем достаточно большие расстояния, чего не скажешь о байках фрирайд или эндуро, сама посадка на которых не дает водителю долго сидеть в седле. Словом, это достаточно прочный, но не слишком тяжелый велосипед с высокой проходимостью и комфортностью езды. Трейл идеально подойдет для любителей «щадящего» катания по бездорожью без излишнего экстрима.
Соответственно, такая модель велосипеда отличается некоторыми особенностями конструкции. Рассмотрим их поподробнее.
Регулируемый искривленный руль обеспечивает максимально удобный хват для езды в любом положении. Вы можете самостоятельно менять градус угла от рулевой колонки, перемещая его вперед или назад. Размах труб у такого руля заметно шире, что, в общем-то, типично для всех велосипедов этой категории: и фрирайдного, и кросс кантри, и эндуро. Это нужно для того, чтобы стабилизировать положение переднего колеса, которое скачет по кочкам при быстрой езде по неровностям, соответственно, улучшается управляемость байком и повышается безопасность. Кроме того, при таком положении руля кисти рук ездока располагаются на более высоком уровне – это важно для тех случаев, когда на велосипеде приходится преодолевать длительные расстояния. Благодаря этому снижается нагрузка на руки, а также такое положение позволяет гораздо сильнее отклониться назад при езде по крутым спускам, снижая риск перелететь через руль и получить травму. Конструкция руля этого вела отличается еще и укороченным выносом, длина которого обычно на сантиметр меньше, чем у байка для кросс кантри, например. Это в большей степени влияет на езду по крутым спускам и всё ту же возможность отклониться как можно больше назад и предотвратить падение.
Седло
Горный велосипед, предназначенный для трейла, отличается седлом, которое легко регулируется по высоте, ведь очень важно иметь возможность оперативно опустить его перед экстремальной ездой и поднять при движении по дорогам. Центр тяжести велосипедиста во время спусков должен находиться максимально низко – именно поэтому многие любители крутых горок в стиле трейл, эндуро или фрирайд опускают сидение байка максимально низко до упора в раму.
Учитывая тот факт, что вел для трейла может играть роль дорожного для длительный перемещений на большие дистанции, конструкция его седла должна быть такой, чтобы не травмировать промежность велосипедиста. То есть узкой, относительно жесткой и, конечно же, удобной по личным ощущениям.
Тормоза
Как и любой другой горный или экстремальный байк, будь то фрирайдный, эндуро или кросс кантри, вел для трейла обязательно должен быть оснащен хорошей и надежной тормозной системой, на которую можно положиться. Как правило, на заводе на них ставят тормоза от таких именитых брендов как Sram или Shimano высшей категории, которые уже зарекомендовали себя на рынке велозапчастей. Оборудование должно обеспечивать стабильное, мощное или постепенное, постоянное или быстрое торможение на обоих колесах, и объективно лучше на таком велосипеде использовать дисковые тормоза, лучше всего – на восемь дюймов. Такое оборудование точно не подведет вас даже в самых экстремальных условиях. Но, конечно, эти системы стоят недешево и требуют тщательного ухода для долгого и надежного срока службы.
Вилка
Байк для трейла оснащен передним амортизатором с достаточно большим ходом, позволяющим смягчать резкие падения и прыжки. Это полезно и для водителя, и для самого велосипеда. Ход амортизационной вилки ни в коем случае не должен быть менее ста миллиметров, в идеале – 130-140. Чем выше это число, тем комфортнее будет двигаться по пересеченной местности. Тем же, кто много времени проводит в езде по асфальту, можно использовать амортизационную вилку с большим ходом, но с блокировкой. Когда вилка заблокирована, ехать по дороге становится легче, так как она перестает поглощать вибрацию и не «отбирает» наращиваемых скоростей. Блокировка также очень уместна при крутых подъемах. Для удобства можно приобрести вилку, рычаг блокировки которой выносится прямо на руль.
Рога на руль
Этот аксессуар – сугубо индивидуальный. Вообще, он чаще всего используется на дорожных и шоссейных байках – словом, там, где нужно долго ехать в одном положении, и руки устают от постоянного одинакового хвата. Однако многие любители горного велоспорта отмечают, что при преодолении некоторых препятствий стоя гораздо удобнее держаться именно за рога для повышения маневренности. С другой стороны, если вы плохо затянете крепления рогов, то при резком движении можно упасть и получить серьезную травму. Размер рог тоже подбирается индивидуально.
Задний амортизатор
Байки для трейла, эндуро и фрирайдные отличаются тем, что оснащаются двумя амортизаторами. По-другому их называют двухподвесы. Байки для кросс кантри такого оборудования не имеют. Для чего оно нужно, в общем-то, ясно – смягчать удары при езде по неровностям на большой скорости и крутым спускам. У некоторых велосипедов есть блокировка заднего амортизатора, и смысл ее абсолютно такой же, как и у переднего. Размер хода пружины в данном случае не особо важен – он может быть любым. Это основные особенности.
Покрышки
Резина – очень важная деталь конструкции велосипеда, которую тоже нельзя оставить без внимания. Как правило, все горные велосипеды оборудованы колесами с достаточно жестким и грубым протектором: это позволяет им легче «цепляться» за препятствия, преодолевать любой грунт: грязь, крупные и мелкие камни, песок. Словом, чем грубее протектор, тем лучше сцепление. Однако мы помним, что трейл – это не только бездорожье, но еще и кросс кантри, поэтому при выборе шин важно достичь баланса между сцеплением и хорошим накатом в случае езды по ровной дороге и асфальту. Опирайтесь на то, при каких условиях проходит большая часть вашей поездки: если вы едете 50 километров по шоссе, чтобы добраться до отличного леса для катания, то имеет смысл отдать предпочтение более жестким и узким покрышкам. А если вы крепите байк к фаркопу и едете до места катания на автомобиле, а после катаетесь только по бездорожью, то тогда, конечно, стоит выбрать мягкую резину с хорошим зацепом грунта, которая отлично ведет себя в экстремальных условиях на скорости, но при этом быстро стирается об асфальт. Если же маршруты передвижения каждый раз разные, то неплохой вариант просто купить два комплекта покрышек и ставить нужный по необходимости – благо, что менять их совсем просто.
Трейловый велосипед – что это, особенности и отличия
Велосипед – это не просто двухколесное транспортное средство. В кругу его поклонников есть масса специфических понятий, которые дают широкое представление о мире двухколесного транспорта. Одним из них является «трейловый велосипед». Что это за разновидность байка и почему у него появляется все больше поклонников? По сути, это подтип горного велосипеда, имеющий свои особенности и отличительные черты.
Особенности трейловых велосипедов
В первую очередь, стоит отметить, что велосипеды для трейла делятся на две категории:
В велосипедной классификации «трейлом» называют специфический способ катания, сочетающий в себе преодоление препятствий по пересеченной местности, покорение средних вершин, дорогу по камням и свободное катание по ровной дороге. Говоря простым языком, трейловый велосипед создан для куража и легкой езды как по накатанному асфальту, так и по не очень ровной дороге. Он сочетает в себе черты спортивного велосипеда-внедорожника и байка, предназначенного для комфортных поездок на дальние расстояния.
Соответственно, у трейл-велосипеда есть некоторые конструктивные особенности: он прочнее, чем кросс-кантри, но не настолько тяжелый, как, например, байк для фрирайда. Философию трейлового велосипеда можно определить емким выражением: расширяя возможности. А теперь разберем конструктивные особенности.
Слегка искривленный, с небольшим подъемом. Положение руля можно регулировать, опуская назад или выдвигая вперед, чтобы обеспечить удобный хват. Руль у трейловых велосипедов заметно шире, что улучшает управляемость байком.
Слегка искривленная форма руля позволяет держать кисти более высоко, что важно для поездок на дальние расстояния. Высокая посадка не так сильно нагружает плечевой аппарат, а при спусках отклонение центра тяжести назад предохраняет от кувырка через голову.
Вынос руля чуть больше, чем у кросс-кантри (приблизительно на 1 см). Для управления трейловым велосипедом нужно четко смещать центр тяжести на заднее колесо при быстрых спусках и езде по пересеченной местности.
Седло
Данный элемент трейл-велосипеда должен регулироваться быстро и практично. Если вы являетесь счастливым обладателем подобной модели, то перед тем, как лихо спуститься с небольшой горки, не поленитесь и немного опустите седло. Помните о простой закономерности: чем ниже центр тяжести на крутом спуске, тем больше будет благодарность от вашего позвоночника.
Форма сиденья у трейлового велосипеда должна быть эргономичной, чтобы его можно было удерживать бедрами при спуске и случайно не травмировать промежность во время езды.
Тормоза
Разумеется, в любом транспортном средстве они должны работать безупречно и постоянно находиться под контролем. Трейловый велосипед в данном случае – не исключение. Судите сами, специфика езды заключается и в неспешной езде по ровной дороге, и в преодолении пересеченной местности, и в стремительных спусках, и в прыжках, если того потребуют обстоятельства. Поэтому оптимальным вариантом для трейл-байка является 8-дюймовая дисковая тормозная система, которая соответствует требованиям даже самых взыскательных велосипедистов.
Передняя вилка
Одна из особенностей трейл-велосипедов – это большой ход амортизаторов передней вилки. Идеальный вариант – 130-140 мм, но не меньше 100 мм. Большинство велосипедистов, стремительно съезжающих с асфальта, почему-то недооценивают смысл большого хода и его значения для комфортной и безопасной езды.
Этот момент следует решать сугубо в индивидуальном порядке. Если «родной» руль трейл-байка имеет слегка искривленную форму, то рога поставить параллельно не получится. Кроме того, при сильном ударе ладонью во время резкого «клевка» вилки крепление рожков точно ослабнет, в результате чего можно получить серьезные повреждения, потеряв управление.
Задняя подвеска
Владельцы должны обращать внимание на размер хода. Передняя и задняя подвеска должны быть сбалансированы между собой. Если у вас стоит блокиратор, то он должен проявлять свою мощь на подъемах, но при этом смягчать спуски.
Покрышки
Что касается выбора шин, то здесь совершать необдуманные поступки не стоит. Покрышки должны обеспечивать хороший накат и сцепление с поверхностью. Если преимущество находится на стороне дальнобоя, то оптимальным вариантом станет жесткая резина с узким профилем, которая экономит силы райдера. Если вас ждет мокрая лесная тропа, то предпочтение стоит отдавать мягким покрышкам с грунтозацепами и агрессивным узором протектора. Недостаток: на твердом покрытии они быстро стираются.
Отличия трейл-велосипедов от обычных байков
Как уже было сказано, трейловый велосипед – это разновидность горной модели. Но, как известно, и горы бывают разными: крутые и пологие, с каменистой поверхностью и гладкие. Поэтому и конструкции велосипедов отличаются в зависимости от стилей катания. Одни велосипедисты предпочитают вальяжную езду по ровной дороге, другие жаждут адреналина, третьи любят ездить на дальние расстояния.
Как показывает жизненная практика, приобретая велосипед, мы рассчитываем на то, что с ним можно ездить и по городу, и по горам, и по лесным тропам. А если понадобится, то и на дачу можно выехать в ближайшие выходные. Собственно говоря, для последней категории велосипедистов и предназначен трейловый велосипед, конструкция которого выдерживает нагрузки при стремительных спусках и езде по пересеченной местности. Это велосипед, с которым и в огонь, и в воду, и через медные трубы.
Отличительная черта – дроппер – подседельный штырь с регулируемой высотой. Он позволяет комфортно ехать как в гору, так и лихо спускаться со склона.
Велосипеды для трейла
Лучшее – понятие относительное. Кто-то не видит разницы между эндуро и хардтейлом, а кто-то очень тонко замечает любые нюансы, поэтому предпочитает выбирать лучшую модель из самых лучших. Расскажем о том, какие велосипеды в большей степени подходят для трейла:
Разумеется, это далеко не полный перечень. По сути, для трейла подходят двухподвесные модели с эргономическим седлом, прочной рамой и широким рулем, обеспечивающим лучшую управляемость.
Заключение
Трейловый велосипед может показаться «сборной солянкой», которая собрала в себя качества конкретных горных велосипедов, предназначенных для специфической езды. Трейл-байки подходят как для дальних поездок по ровной дороге, так и для езды по лесным тропам и горным склонам. Тем не менее, отличительные особенности есть и у данной категории велосипедов. Впрочем, как и у их владельцев.
Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.
Трейл, кантри, эндуро, ДХ, оллмаунтин — в чем же разница?
Эта статья в категории База знаний
написана при поддержке Veliki.com.ua
К подготовке этого материала я подходил несколько раз. С классификацией дорожных велосипедов было значительно проще. Слишком уж много на начало 2018 года маркетологи и инженеры (но в основном таки маркетологи) наплодили различных велосипедов, которые входят в категорию МТБ или «горного велосипеда». Я попытаюсь сделать максимально комплексный материал и с радостью выслушаю корректировки и замечания.
Перво-наперво нужно разобраться с этимологией слова МТБ, он же маунтенбайк, он же горный велосипед. Если говорить очень обобщенно, то это велосипед з более широкими покрышками чем дорожные велосипеды и основное его предназначение — езда по пересеченной местности. Львиная часть выпускаемых горных велосипедов за всю свою жизнь гор то как раз и не видит.
Начать рассказ о МТБ стоит с того, что велосипедом по сути не является, но укоренилось в сознании многих именно как «крутой горняк». Речь, конечно же, об ашан-байках. Интересно то, что эта напасть, зародившись в мтб-сегменте, постепенно начинает распространятся на другие категории, например уже существуют ашан-шоссеры. Но все ашаны объединяет одно — максимальная дешевизна комплектующих, низкий уровень качества, общая несуразность исполнения и копирование велорам 10-20 летней давности. Кстати, на фото мой первый велосипед, только в другой расцветке:
Скрупулезно нужно подойти к выбору критериев классификации МТБ-братии. Побочными критериями разделения будет стандарт колес и конструкция. Основным — предназначение велосипеда для конкретных дисциплин и стилей катания.
Размер колес
О различиях колесных стандартов написана тьма разного, к тому же у нас в блогах есть материал. На данный момент в МТБ-сегменте доминируют две размерности — 29″ и 27,5″(650b). Найнеры превалируют в скоростных дисциплинах где большую часть времени нужно крутить педали и ехать вверх, а 27,5 завоевали себе место под солнцем в гравити-сегменте. Но это не значит, что 650b нельзя встретить в кросс-кантри, а многие производители с 2017 года начали активно продвигать 29 покрышки даже в даунхилл. Так что это очень условное разделение. Фановым трендом последних лет стали так званые плюсовые покрышки — 27,5+, про них тоже есть статья. Используются на трейловых байках и при постройке электробайков.
24″ колеса можно увидеть только на очень старых даунхильных и фрирайд велосипедах, 26″ тоже постепенно уходит с рынка, новые модели на этом стандарте встречаются все реже и реже.
Размер влияет на такие характеристики колес как накат, способность перекатываться через препятствия (угол атаки), вес, неубиваемость, удобство руления. Колесо большого диаметра сложнее сделать одновременно крепким, легким и приемлемым по стоимости, но оно лучше едет по корням и каменистым участкам, при этом чуть менее маневренное. В связи с этим некорректно ставить знак равно между понятиями найнер—хардтейл или найнер—кантрийник, размер колес сейчас существует в отрыве от дисциплины, конструкции подвески и стиля катания.
Конструкция
Велосипеды с амортизационной вилкой и жесткой рамой называются хартдейлы. Самая распространенная категория велосипедов — от макетов до топовых самолетов за много тысяч уе.
Есть еще специфичный вид, который носит название софттейл. Конструктивно у подобных велосипедов сильно играют задние перья, между ними нет линка и присутствует механизм (демпфер), который смягчает удары колеса о неровности. Но полноценной подвеской такая конструкция не является. Вот вам пример софттейловой рамы — Litespeed Unicoi.
Подвесы — велосипеды, которые имеют подвижный задний треугольник с амортизатором (с металлической или воздушной пружиной). Такая конструкция позволяет заднему колесу постоянно иметь контакт с неровной поверхностью во время езды и, как побочный эффект, делает езду значительно мягче. Именно подвесы, в идеале, и являются нормальными «горными велосипедами». Но не будем спешить с выводами и запутывать вас.
Геометрия
О геометрии в мтб можно написать книгу и не одну. Главные показатели — это:
1 рич (обозначает длину переднего треугольника, влияет на вытянутость посадки)
2 длина задних перьев (считается, что чем короче, тем велосипед резче, чем длиннее — тем стабильнее на скорости)
3 угол рулевой (от 70 до 60 и чем этот угол меньше, тем велосипед более предназначен для езды вниз и адского валева)
4 угол подседельной трубы
5 стендовер (чем ниже верхняя труба, тем больше свободы для райдера, но сильно низко опускать тоже нельзя)
6 трейл (сложнопонимаемый новичками параметр, скажем грубо — вынос оси крепления переднего колеса за ось рулевой, влияет на управляемость)
7 колесная база
8 длинна выноса (чем короче, тем легче велосипед дергается вверх, но тем тяжелее на нем ехать вверх)
А еще нужно вспомнить о ходах вилки и подвески, ведь это тоже влияет на поведение и предназначение велосипеда.
МТБ по типу использования и назначению
Кросс-кантри, кантре, ХС, cross-country
Самый распространенный вид велосипедов в наших краях. Кросскантри, в быту, это катание по пересеченной местности. Например выезд в соседний парк уже фактически можно признать кантри, с натяжкой. Но если смотреть более узко, то XC — спортивная дисциплина, в которой гонщики преодолевают трассу, состоящую в равной степени из спусков, затяжных подъемов и торчей с небольшим количеством техничных секций. Если обобщать, то главная цель ХС состоит в страдании и езде вверх. В зависимости от формата и длительности, различают XCO, XCM и XCE. XCO, она же олимпийка, отличается длинной трека в 2-4 км и наматыванию кругов по этой трассе. Быстрый и изматывающий вид спорта. XCM подразумевает длительные дистанции, на то он и марафон. Часто проходят несколько дней, с радиальными или последовательными маршрутами.
Велосипеды для кантри должны быть максимально легкими, жесткими и быстрыми. Для XCO преимущественно выбирают хардтейлы, для марафонов — подвесы. Но это весьма условно, ведь и Нино Шуртер (Чемпион мира по XCO), и Ярослав Кульхави (звезда мирового кантри) ездят на подвесах.
Стандартом для кантри принято считать ход вилки и подвески в 100мм, с небольшими частными отклонениями. Такой себе баланс между хоть какой-то амортизацией и эффективностью педалирования. При этом производители вилок и аммортов постоянно ищут решения по обеспечению максимальной жесткости подвески и работе только на неровностях. Так появились системы Brain от Specialized и Terralogic от FOX.
Выноса на кантрийники ставят различной длинны, но опускают руль как можно ниже, это упрощает карабканье в совсем уж отвесные торчки. Вот как на BMC Teamelite.
С этой же целью все бьются над уменьшением веса. Хороший топовый хардтейл весит около 8 кг, подвес обычно на килограмм тяжелее. По геометрии за последние пару лет изменилось многое. Перья становятся все короче, углы уходят все дальше от общепринятых 69-70, это обусловлено постоянным усложнением ХС-трасс.
Касательно стандартов, то категория XC полностью отдана на съедение найнерам. 27,5″ можно найти только у низкорослых спортсменов или у больших оригиналов. Найнеры пришли надолго.
А вот дальше тенденция простая — хода больше, руль выше, вынос короче, угол позаваленней, колеса и рама помясистее, колесная база длиннее.
Трейл, Trail
Понятие трейлового катания и, соответственно трейлового велосипеда, возникло в мозгах у маркетологов. Причем его начали со всех сил пичкать эпитетами «фан», «веселье», «радость» и «свобода». Такие себе Свидетели Трейлового Иеговы. Но пользователи попробовали и им действительно понравилось. Трейловый велосипед будет занимать место между кантрийником и эндуриком. Такой себе XC-переросток. Хода вилки и подвески у трейловых велосипедов обычно 120-130мм. Углы совсем немного более пологие чем у кантри-велосипедов. Фактически это среднестатистический «велосипед для всего». И в горку приятно едет, и вниз можно получить удовольствие. Размер колес, по сути, для трейла не сильно важен. Много найнеров, много 650b. В этом сегменте точно максимально прижились плюсовые покрышки — 27,5+. Потому что цепкие, в меру тяжелые, прощающие ошибки. И можно я не буду еще раз упоминать «фановость»?
Большинство трейловых велосипедов — подвесы, но существует и очень занимательный сегмент трейловых хардтейлов, с ходами вилки 130-150мм и углами рулевой от 68 до 65 градусов.
Отличительной чертой трейлового велосипеда выступает так званый дроппер — подседел с дистанционно регулируемой высотой. Он позволяет в нижнем положении комфортно ехать вниз, а в верхнем эффективно педалировать в гору. Используется активно в эндурных велосипедах и начал постепенно завоевывать любовь кантрийной тусовки.
Lapierre Zesty — типичный представитель трейловых байков
Скажем так, если мне приспичит поменять на что-то свой кантрийный найнер, то это будет трейловый велосипед.
Эндуро, Enduro
Берем трейловый велосипед, обязательно подвес. Делаем ему более жесткую раму. Разгоняем хода до 150мм и еще сильнее заваливаем рулевую.
Вуаля, у нас вышел эндуро — велосипед для техничного агрессивного катания с преимущественной ездой вниз по довольно сложных участках. Но по специфике конструкции, напрягшись, на эндуро велосипеде можно ехать и вверх. Именно так проходят гонки мировой эндуро-серии EWS.
Оллмаунтин, Allmountain, AM
Все, можете забыть, нет больше вашего оллмаунтин. Точнее, маркетологи решили разделить эту категорию на трейл и эндуро, в зависимости от ходов и предназначения. Выгоднее. А так AM был в глазах пользователя универсальным гравити-велосипедом с ходами от 120 до 160мм. Сейчас АМ сместился в сторону трейла, если смотреть очень грубо, то заканчивается он на 150мм хода подвески.
Очень характерным представителем этой уходящей категории является Specialized Stumpjumper FSR. По концепции, АМ-байк предназначался для «заезда на вершину горы и быстром спуске с нее», что сейчас вкладывается в понятие эндурика.
FreeRide
Это очень крепкие, тяжелые велосипеды, предназначенные для спусков по неподготовленным трассам и горным склонам.
Могут похвастаться двухкоронными и однокоронными вилками с ходами в 180-200 мм, специфической геометрией, мясными пружинами, и тотальной неубиваемостью. Коротко — тебя забрасывают на вершину вертолетом, одного, голодного. Ты должен быстро спуститься вниз. Если по дороге замочишь велосипедом лося или медведя — то красавчик и будешь иметь ужин. Велосипед при этом никак не страдает. Самое жуткое и отбитое велосостязание в мире RedBull Rampage изначально было фестивалем фрирайдных велосипедов.
Даунхил, скоростной спуск, ДХ, DH, downhill
Это конечная ступень развития подвесов — максимальный ход в 200мм, только двухкоронки, нулевые выноса, широченные рули, максимально острый угол рулевой, длинная база, солидный вес, широкие втулки, тяжелые цепкие крепкие колеса.
Все направлено на максимально быстрый спуск по подготовленному треку. Скорости под 60-70 км/ч и специализированные соревнования. Даунхил для сильных духом и владельцев стальных яиц. И, как и XC, это соревновательная дисциплина.
Экзотика
Фэтбайки, Fatbike, Fat, фэт
Фэтбайки выделяются во всем. И внешним видом, и ощущениями от езды, и весом, и проходимостью. Они разработаны для езды по рыхлым и сыпучим поверхностям, таким как снег и песок. Но при должной сноровке для фета не будет помехой даже молодая лесная поросль. Такие показатели достигаются путем установки широченной резины от 4 дюймов. При этом давление выбирается минимальное, до 1 атмосферы.
Очень нишевые но веселые коляски. Выпускаются, в основном, в ригидном исполнении, ведь объемные колеса отлично перебирают на себя роль подвески. Между тем некоторые производители выпускают и фет-вилки и фетовые подвесы, но это уже кажется сильно лишним. Кстати, учитывайте, что по жидкой грязи фетбайки ездят скверно, так как не могут достать шипами до твердой поверхности. Для таких условий намного лучше подходят узкие покрышки, как у циклокросса.
Электровелосипеды
Ниша электроМТБ растет как на дрожжах! Найти велосипед с электроприводом можно практически в любой категории — от кантри до ДХ. Но самые интересные екземпляры встречаются в категории электро-AM и электро-Эндуро. Мощные движки с pedal assist, нормальные хода и цепкие покрышки. Они созданы для веселья, но пока цена на них выходит за понятие «средняя». У нас как раз сейчас на обзоре три таких монстра от немецкого производителя Haibike.
Дерт, DJ, Dirt Jump
Короткие велосипеды, с максимально заниженным седлом и низкой рамой. Предназначены для памптреков, прыжков, и трюков.
Синглспиды, вилка или ригидная, или аммортизационная с жесткой пружиной и настройками.
Слоупстайл, Slope style bikes
Обычно это короткоходные 100мм подвесы и низкой крепкой рамой.
Стихия — огромные пролеты с исполнениями трюков, фокроса или парного слалома. Не знаю, зачем я их сюда включил, это не МТБ вообще.
Триал
В комментариях к статье на Facebook спросили, почему не написано про триал. Хороший вопрос. Я думаю, что триал, при всей своей сложности, требовательности к райдеру и всей специфике вообще отдельное явление. Это трюковая дисциплина, в которой велосипедист должен пройти полосу препятствий используя все навыки отрицания гравитации. Зрелищно, но уже сродни высокому искусству.
Велосипеды для триала крайне специфичны. Низкая рама, отсутствие седла, високий руль с длинным выносом — все направлено на максимальный контроль велосипеда. Кстати, как оказалось — в Киеве существует довольно плотное комъюнити велотриалистов, надо будет подготовить о них материал.
Модельные ряды производителей МТБ
Specialized
Самый полная коллекция МТБ традиционно у Спеша. При этом практически все модели чем-то примечательны.
Подвес Epic — легенда в сегменте кантри. К тому же в 2017 году он получил совершенно новую систему подвески, инженеры отказались от FSR. Плюс спеши создали хардтейл версию.
Не меньше внимания в этом сезоне получила обновленная Endura — новый дроппер, подтянутая геометрия и очень агрессивное поведение на трейле.
За сегмент Трейл, оллмаунтин и даунхил отвечают уже солидный по возрасту Camber, зажигательный Stumpjumper FSR и Demo8, которую хотят все, но никому не говорят об этом.
Cannondale
Каннондейл не сильно балует любителей даунхила, максимум, что они могут предложить сорвиголовам это Jekyll и Trigger.
Зато американцы хорошо наполнили сегмент трейловых байков — Habbit и Bad Habbit приятны по цене и отлично веселят райдера.
О кантри нужно сказать одно — новый Scalpel Si. Технологически близок к совершенству и основной конкурент спешового Епика.
Giant
А вот Джаянты на гребне волны. АМ-сегмент они закрыли трейловым Trance и эндурным Reign.
Ну и признанный многими райдерами даунхильный Glory тоже на месте, не дождетесь.
Много интересного вы сможете найти в инфо-разделе Veliki.com.ua
Фелт в принципе больше заточен под шоссе и триатлон, но завоевывать МТБ рынок нужно.
Самыми яркими, на мой взгляд, у них вышли трейловые велосипеды на «плюсовых» колесах — Surplus и Compulsion.
Если в двух словах, то это все, что можно на скорую руку рассказать о МТБ велосипедах. Все возникшие вопросы задавайте в комментариях и на фейсбуке.
Подборка видео по теме
Эта статья в категории База знаний
написана при поддержке Veliki.com.ua
Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.