традиционные и инновационные средства обучения

Эссе: «Традиционные и инновационные методы обучения: замещение, дополнение или интеграция?»

традиционные и инновационные средства обучения. Смотреть фото традиционные и инновационные средства обучения. Смотреть картинку традиционные и инновационные средства обучения. Картинка про традиционные и инновационные средства обучения. Фото традиционные и инновационные средства обучения

Эссе на тему: «Традиционные и инновационные методы обучения: замещение, дополнение или интеграция?»

Буханова Елена Германовна

Преподаватель ГАПОУ ПСК

Образовательные процессы очень воспринимают инновации. Традиционные методики обучения не выжили себя вовсе. Каждый может выбрать модель образования в современном обществе: очно, заочно, дистанционно, онлайн, онлайн и оффлайн.

Да, конечно, современные студенты являются «сетевым поколением», они ближе к электронному способу получения информации, а ИКТ являются их инструментом работы. С каждым годом востребованы интерактивные методы, которые позволяют обучающимся выбрать саму траекторию образования и темпы изучения и уровень обучения.

Во все времена важна индивидуализация образования, инновация позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся. Каждый обучающийся обладает определенными способностями, которые нужно совершенствовать. Для того чтобы отдельный обучающийся лучше воспринимал информацию, осознал и запоминал ее, нужно учитывать, к примеру, вид ведущей образовательной системы кинестетического, аудиовизуального, визуального, логического.

Если обучающийся имеет ведущую репрезентативную систему кинестетического происхождения, ему будет легче воспринять информацию, используя в процессе подготовки модели, макеты, бумажные материалы и так далее, которые ему можно будет подробно изучать. Для кисти важно использовать жесты.

Если у обучающегося есть ведущая аудиальная репрезентативная система, наиболее эффективны будут методики обучения, предусматривающие аудио, видео и мультимедийные материалы, которые будет больше восприниматься на слухе.

Соответственно, для зрителей предпочтительнее будут все методы, представляющие зрительные изображения, которые наглядно показывают те или другие явления, явления. Такие методы относятся к методам, предполагающим применение презентаций и бумаги, видео и мультимедийных материалов, электронной почты и библиотеки, Интернета, CDROM.

Для студентов с логической, мыслительной формой ведущей системы репрезентации желательно представить информацию таким образом, чтобы они могли самостоятельно перерабатывать информацию, анализировать, информацию можно не так ярко выразить в визуальной форме, но ее должно быть логичным. Поэтому вообще в данном случае можно использовать все методы, главное содержание информации.

В настоящее время во всей стране происходит важнейшее событие – нашествие коронавируса, требующее коррекции в преподавании, внедрения инноваций и теперь востребованы нетрадиционные методы, не сочетающие или дополняющие уже разработанные методики организации учебных процессов, а замещающие.

Основные понятия e-Lenging включают:

· использование персональных компьютеров обучающихся для самостоятельной работы с электронным материалом;

· получение консультаций, советов и оценок от удаленного эксперта в области территориальной экспертизы преподавателя, возможность дистанционного сотрудничества; создание распределенного пользовательского сообщества, ведущего общую образовательную деятельность;

· овладение инновационными педагогическими технологиями, передачу их учителям;

· также термин e-learning называется самим контентом: электронными учебниками, образовательными услугами, технологиями.

Источник

«Сочетание традиционных и инновационных средств обучения на современном уроке.»

традиционные и инновационные средства обучения. Смотреть фото традиционные и инновационные средства обучения. Смотреть картинку традиционные и инновационные средства обучения. Картинка про традиционные и инновационные средства обучения. Фото традиционные и инновационные средства обучения

на научно – практической конференции

по теме: «Сочетание традиционных и инновационных

средств обучения на современном уроке»

Выполнила работу: учитель

начальных классов ГБОУ СОШ №2

п. г. т. Суходол Сергиевского района

Кашина Таисия Васильевна

Сочетание традиционных и инновационных средств обучения на современном уроке.

С вводом стандартов 2 – го поколелия меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

От меня, как от современных учителя, реализующего стандарты требуется формировать не только предметные, метапредметные, личностные результаты, но и воспитывать личность.

Целью моей работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Традиционные средства обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей УУД, способствующих успешности учеников в современном обществе.

Анализ анкетирования учащихся 4 классов показал, что учащимся на уроке больше всего нравится:

— слушать рассказ учителя- 40 %;

— работать в паре (группе)- 35%;

— делать опыты, проводить эксперименты – 36 %;

— смотреть учебные фильмы – 25%.;

— выполнять работу при помощи ИКТ – 35 %;

— читать дополнительную литературу – 26 %;

— выполнять проекты на уроке – 33 %;

— другое (отвечать у доски, выполнять творческие работы, выполнять задания на смекалку, совершать экскурсии, работать с интерактивной доской, решать познавательные задачи, играть в логические игры).

С одной стороны не может не радовать тот факт, что учащиеся отдали предпочтение такому виду деятельности как слушание рассказа учителя. Это предполагает, что рассказ учителя интересен, познавателен и выходит за рамки школьного учебника. Но с другой стороны этот же самый факт не может не вызывать обеспокоенности, поскольку все мы понимаем, что ребенку как пассивному слушателю монологической речи учителя сложно стать активным и творческим.

А именно этому способствуют традиционные и современные средства обучения, которыми располагает школа сейчас.

Именно средства обучения призваны обеспечить создание информационно-образовательной среды, содействующей:

достижению планируемых результатов освоения предмета всеми обучающимися;

выявлению и развитию индивидуальных способностей обучающихся;

работе с талантливыми и одаренными детьми

В настоящее время мы не ограничены в выборе средств обучения, а веление времени требует сделать обучение практико-ориентированным. В своей работе я использую, как традиционные средства обучения так и инновационные.

Инновационными по отношению к традиционной системе средств обучения становятся все средства, функционирующие на базе электронных (компьютерных) технологий.

Инновационные средства обучения содержат:

аппаратную часть, включающую: компьютер, интерактивная доска, медиапроектор, МФУ; документ-камеру, модульную систему экспериментов и цифровой микроскоп, систему контроля и мониторинга качества знаний;

программную часть, включающую предустановленную многопользовательскую операционную систему и прикладное программное обеспечение;

электронные образовательные ресурсы по различным предметным областям.

Таким образом, современная система средств обучения – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих традиционных и инновационных средств обучения, которая интегрирует и функционально обеспечивает все уровни информационно-образовательной среды и обеспечивает выполнение требований ФГОС.

Использование инновационных средств обучения выступает симбиозом инновационного и традиционного обучения и значительно экономит время на уроке, поддерживает дисциплину, активизирует учащихся, формирует интерес к предмету, способствует развитию коммуникативных умений и навыков, то есть повышает эффективность образовательного процесса, делает его современным.

Практически каждый день применяется мультимедийное сопровождение уроков. К учебникам даны электронные приложения с изложением программного материала и задания.

На уроках чтения прослушиваются аудиозаписи произведений писателей и поэтов. Также используются презентации из ресурсов Интернета.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, и их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности цифровой фотографии, документ камера, мультипликации.

Созданы флипчаты для работы на уроках математики и русского языка: «Словарные слова», «Решение задач на умножение», «Краткие записи задач разных видов», которые можно использовать и для устных вычислений, и для

самостоятельной работы. На уроках русского языка дети пишут на интерактивной доске предложения, используя линейку, подчёркивают грамматическую основу предложений, выполняют словарную работу, «работают учителями», исправляют ошибки красным цветом.

Применение на уроке компьютерных тестов (типа «Образовательные тесты», « nachalka.com›Тест,) проверочных игровых работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать

Использование проектора, интерактивной доски и электронно – образовательных ресурсов значительно повышает качество обучения школьников, расширяет их кругозор.

Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.

В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.

Чтобы сделать каждый урок более интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся, познавательный интерес, необходимо использование интерактивных форм и методов обучении.

К наиболее эффективным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Презентации – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроку логично, научно, с использованием видеофрагментов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. На своих уроках использую презентации, которые разрабатываю сама, беру у коллег или из Интернета. Очень часто стали использовать презентации, разработанные учениками (заранее приготовленные детьми для изучения нового материала, при выполнении творческих работ, домашних заданий)

Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”.

Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.

Результатом использования современных образовательных технологий считаю:

— Стабильно качество знаний по предметам (66-80%), которые я преподаю, 100%-ный уровень обученности учащихся в классе, где работаю.

В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные средства обучения.

Нужно, чтобы традиционные и инновационные средства обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга.

Источник

Статья на тему: Традиционные и инновационные образовательные технологии

традиционные и инновационные средства обучения. Смотреть фото традиционные и инновационные средства обучения. Смотреть картинку традиционные и инновационные средства обучения. Картинка про традиционные и инновационные средства обучения. Фото традиционные и инновационные средства обучения

Традиционные и инновационные образовательные технологии

Учитель английского языка

МБОУ гимназия с Карабудахкент

Все мы знаем из своего педагогического опыта, что урок – это не только «основная форма организации учебного процесса». Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе. Однако проблема состоит не в новизне требований, а в новизне их понимания.

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. По своему характеру цели традиционного обучения представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности.

Процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда.

Если в традиционном обучении внимание акцентировалось на запоминании и воспроизведении информации, то в новых условиях возникла необходимость развития творческого (продуктивного) мышления учащихся, формирование его коммуникативных умений и практической подготовки к активной жизнедеятельности в постоянно меняющейся социальной среде. Итак, возникает потребность широкого внедрения инноваций в учебный процесс. Характерной чертой инновационных педагогических и, в частности, дидактических технологий является личностно-ориентированное образование.

Использование современных педагогических технологий в учебном процессе школы создает совершенно новые возможности реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, положительно влияет на развитие познавательной деятельности учащихся, их творческой активности, сознательности, реализует условия перехода от обучения к самообразованию. Развитие школы может осуществляться лишь посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

Интерактивные технологии обучения.

Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способ усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.

Все технологии интерактивного обучения делятся на не имитационные и имитационные. В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.

Не имитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационной технологии лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения.

Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия проблемной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Семинар – диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар – диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре – диспуте могут быть различными.

Учебная дискуссия – один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предлагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели.

Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:

— формирование малых групп (микро групп по 5 – 7 человек), распределение ролей в них, пояснение преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;

— обсуждение проблемы в микро группах;

— представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;

— продолжение обсуждения и подведение итогов.

Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов.

Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии.

Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающие реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знания технологии процесса проектирования, а с другой – умение вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.

Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия или в учебно-производственные мастерские. Например, работа по заказу предприятия, работа в конструкторских ученических бюро, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональной деятельности обучаемых. Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется в три этапа.

Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого изделия (услуги). В пояснительной записке должны быть отражены:

— выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование и развитие идей, построение опорных схем размышления;

— описание этапов конструирования объекта;

— выбор материала для объекта, дизайн-анализ;

— технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы;

— подбор инструментов, оборудования и организации рабочего места;

— охрана труда и техника безопасности при выполнении работ;

— экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама;

— приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).

К проектному изделию предъявляются такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эстетичность и др.

Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.

4.3. Компьютерные технологии.

Компьютерные технологии обучения – это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:

— средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;

— средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;

— средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;

— универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;

— средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;

— одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.

На современном этапе во многих профессиональных учебных заведениях разрабатываются и используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные системы по различным учебным дисциплинам. Автоматизированная обучающая система включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих), компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.

С появлением операционной системы Windows в сфере профессионального обучения открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. Современное профессиональное обучение уже трудно представить без этих технологий, которые позволяют расширить области применения компьютеров в учебном процессе.

Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей:

— развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;

— реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;

— интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.

Для того, чтобы получить высокооплачиваемую работу, необходимо иметь соответствующий «багаж» знаний и интерес. Развивающее обучение позволяет подготовить учащихся к рабочей деятельности вне зависимости от умственного развития, так как даже дети с умственными отклонениями в состоянии освоить необходимый минимум знаний, умений и навыков. Кроме того, этот подход помогает в формировании личности учащегося. Таким образом, происходит отказ от обучения, ориентированного на «среднего» учащегося, что в свою очередь предполагает индивидуализацию деятельности преподавателя по отношению к учащемуся.

Развитие у учащихся умения планировать и организовывать свою учебную и трудовую деятельность способствует формированию новых взглядов по отношению к себе, то есть в этом случае можно говорить о переходе подростков на новый уровень развития.

Данная технология обучения позволяет планировать учебный процесс, решать поставленные цели, строить учебно-познавательную деятельность учащихся, а также контролировать профессиональный и личностный рост учащихся.

В современном процессе обучения используются как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперед инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.

А.Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».

Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне

1. Профессиональное образование № 1/2006: Периодическое издание/В.Г.Казаков – Новое время – новые технологии профессиональной подготовки.

2. Профессиональное образование № 7/2006: Периодическое издание/В.Д.Ларина – Модель инновационной деятельности учреждения профобразования.

3. Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. – Минск: Современное слово, 2005.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.; Изд. «Народное образование», 1998.

5. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 2000.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *