трабзон собор святой софии
Как найти христианскую Византию в мусульманской Турции
Протоиерей Владимир Долгих
Турция. По этой земле ходили многие и многие святые, которых мы ныне почитаем и имена которых носим. Многие события из житий святых происходили именно здесь. Фото: tourstanok.ua
9 сентября традиционно считается Днем памяти русских воинов, павших при обороне Севастополя и в Крымской (Восточной) войне 1853-1856 гг. О причинах начала этой войны написано уже немало различных исследований и монографий, как публицистами, так и профессиональными историками. Углубляться в эти исследования мы не будем, поговорим о другом.
Мне хотелось бы напомнить, что среди причин (пусть, возможно, и не решающих) спровоцировавших объявление войны России со стороны Англии, Франции и Османской империи, было ее стремление поддержать христианские народы в освободительной борьбе против турецкого ига, а также желание получить право покровительства над османскими христианами и святынями, находящимися на территории мусульманского государства. В полной мере реализовать эти цели тогда не удалось. Сегодня же мы видим совершенно иную картину мира: балканские народы свободны, имеют возможность беспрепятственно исповедовать православную веру, но значительная часть древних христианских святынь все еще остается во владении мусульман. Именно поэтому предлагаю отправиться на поиски христианской Византии на территории современной Турции.
Святая София
Своды храма Святой Софии, Стамбул. Фото: kozbey.com
Естественно, что на ум сразу приходит, недавно снова превращенный в мечеть, величественный Софийский собор Константинополя – главная и самая узнаваемая святыня древней столицы.
Ввиду известности храма, подробно останавливаться на нем я не стану, только, в контексте послужившего к написанию этой статьи повода, хотелось бы отметить, что знаменитая Голубая мечеть, построенная в XVII веке, была практически скопирована с Айя-Софии. Дабы это понять, не нужно быть экспертом в архитектуре, достаточно просто взглянуть на фотографии: такой себе «китайский» аналог христианского храма.
Не зря святитель Николай Сербский как-то сказал, что турки уничтожили не одну культуру, при том не создали своей собственной. Возможно, христианского святого кто-то обвинит в предвзятости, но ведь даже у арабов есть поговорка: «Скорее курица взлетит, чем турок научится любить».
Храм святой Ирины
Церковь святой Ирины. Фото: weatlas.com
Но оставим турок в покое. Лучше давайте пройдем метров 50 к северу от Айя-Софии и мы увидим храм святой Ирины – место проведения Второго Вселенского собора. Это один из шедевров византийской архитектуры IV столетия, представлявший новый для своего времени тип базилики – крестообразный.
Примечательно, что храм святой Ирины – одна из немногих христианских церквей, которую османы не превратили в мечеть после завоевания Константинополя. Долгое время там располагался оружейный склад. Сегодня – это концертный зал. Если мы посмотрим на интерьер храма, то к сожалению, не обнаружим там каких-либо иконографических росписей или мозаик, а только лишь изображение четырехконечного креста в центральной апсиде. Все это дело рук не турецких, но иконоборческих. Храм святой Ирины на века сохранил в себе следы временного торжества иконоборческой ереси.
Монастырь Хора – жемчужина христианского искусства
Монастырь Хора. Свод южного купола нартекса. Фото: ru.wikipedia.org
Если переместиться на 4-5 км вдоль берега залива Золотой Рог, то среди городских кварталов Стамбула можно отыскать монастырь Хора и его центральный храм Христа Спасителя, в котором лучше, чем где-либо еще в своем первозданном виде сохранились древние фрески. Возведен он был между 1077 и 1081 годами, стараниями тещи императора Алексия Комнина.
Впоследствии, в начале XIV столетия, храм был перестроен, а созданные в этот период фрески и мозаики представляют собой непревзойденный художественный шедевр эпохи династии Палеологов.
Сегодня власти Турции и эту церковь снова превратили в мечеть, а потому будем надеяться и молить милосердного Бога, чтобы ревностные мусульмане не уничтожили между делом эти уникальные древние христианские иконографические образы.
Монастырь Пантократора
Ведя повествование о святынях Константинополя нельзя не вспомнить о монастыре Пантократора – второй по величине, после Софийского собора, памятник византийской архитектуры.
Начало строительству монастыря было положено в XII веке стараниями императрицы Ирины Комниной. После ее смерти строительство было закончено благодаря попечению императора Иоанна II. Кафаликон, или главный храм монастыря посвящен Софии, Премудрости Божией. В монастырской часовне в честь Архистратига Михаила погребены оба ктитора, а также император Иоанн V Палеолог.
В связи с тем, что здания монастыря к концу ХХ века пришли в сильнейшее запустение и упадок, ЮНЕСКО внесло их в список Всемирного наследия, которым угрожает уничтожение. Этот фактор сыграл положительную роль и с 2009 по 2019 гг. власти Турции провели в монастыре масштабные реставрационные работы.
Церковь Сергия и Вакха
Церковь Святых Сергия и Вакха. Фото: Андрей Шабаев-Маркин, 2014
Любимым храмом императорской четы Юстиниана и Феодоры была церковь святых Сергия и Вакха или, так называемая, «малая Айя-София», построенная в 527-529 гг., возле дома, где будущий император провел свое детство.
В мечеть храм был превращен в 1506 году, однако богатые мозаики и фрески в нем уничтожили еще иконоборцы. Сегодня функционирование рядом с храмом железной дороги провоцирует постепенное, но постоянное разрушение этой древней христианской святыни. Турецкие власти пока не предпринимают никаких действий для ее сохранения.
Церковь Богородицы Паммакаристы
Церковь Богородицы Паммакаристы. Фото: TripAdvisor
Третий (после Айя-Софии и монастыря Хора) по площади сохранившихся фресок византийский храм – церковь Богородицы Паммакаристы. Возведен он был в XI веке, однако одна из версий говорит о том, что нынешнее здание храма было построено уже после владычества в Константинополе крестоносцев, т.е. после 1261 года.
После падения Византии некоторое время именно здесь размещалась кафедра Константинопольского патриарха. Но 1590 году, в ознаменования завоевания Закавказья, султан Мурад III и этот храм превратил в мечеть. Сегодня он функционирует как музей.
Студийский монастырь
Студийский монастырь. Фото: media.elitsy.ru
На юге Стамбула, на берегу Мраморного моря, можно отыскать обросшие кустарниками стены знаменитого Студийского монастыря. Основанный еще в далеком V столетии, он был самым значительным монастырем средневековой Византийской столицы. Среди имен его настоятелей звучат имена таких святые как: Феодор Студит, Климент Песнописец, Николай Студийский, Навкратий, Платон, Еварест, Фаддей, Иаков Катанский, Тит Чудотворец, Иосиф Солунский.
В X-XI веках в Студийском монастыре также подвизались преподобные Симеон Благоговейный, Симеон Новый Богослов и его ученик Никита Стифат. Уже после падения Византии, в результате двух пожаров, землетрясения и демонтажа построек монастыря местным населением для ремонта своих домов, остались лишь четыре стены соборного храма Иоанна Предтечи, которые мы и имеем возможность наблюдать сегодня.
Древний Константинополь наполнен большим количеством святынь, однако хочется также сказать несколько слов и о тех выдающихся местах христианской истории, которые можно отыскать в других регионах Турции.
Никея – место проведения Вселенских Соборов
На берегу озера Изник находится одноименный городок. Сегодня это небольшой районный центр. А в древности это был достаточно большой город Никея – место поведения Первого и Седьмого Вселенских соборов.
Из следов бывшего величия здесь можно найти стены церкви святой Софии, которые все еще помнят императрицу Ирину и святителя Тарасия, созвавших собор для противодействия иконоборческой ереси. В мечеть храм был превращен сразу после захвата города османами, т.е. в 1331 году. В ХХ веке здесь проводились археологические раскопки, затем был устроен музей, а с 2011 года – снова мечеть.
Эфес – место упокоения Иоанна Богослова
Место погребения апостола Иоанна Богослова в Эфесе (ныне город Сельчук). Фото: metaloleg.livejournal.com
Коль уж мы заговорили о Вселенских соборах, то нельзя не упомянуть о древнем Эфесе (современный городок Сельчук). Хотя, конечно же, мы все помним, что именно здесь жил апостол Иоанн Богослов вместе с Божией Матерью.
Сегодня не составит труда отыскать гробницу апостола, домик Богородицы и руины собора эфесских епископов – первого в мире храма в честь Девы Марии, специально воздвигнутого в связи с проведением Третьего Вселенского собора.
Тут же мы можем посетить и грот святых мучеников Семи эфесских отроков, заживо замурованных в пещере и проспавших там несколько веков.
Трапезунд
Храм святой Софии в Трапезунде (ныне Трабзон). Фото: za7gorami.ru
Перенесемся теперь на северо-восток Турции, где на побережье Черного моря можно отыскать довольно большой город Трабзон, бывший Трапезунд. На его территории в 1238-1263 годах был возведен еще один Софийский собор – выдающийся памятник поздневизантийской архитектуры, и крупнейший храм одной из древнейших митрополий Константинопольской Церкви.
Султан Мехмед II, захвативший и столицу Византии, сразу после овладения Трапезундом в 1461 году, превратил его в мечеть. В 50-60-х гг. ХХ столетия специалисты Эдинбургского университета провели в соборе реставрационный работы, после чего он был превращен в музей, а в апреле 2013 года – снова в мечеть.
Недоступная Панагия Сумела
Панагия Сумела. Фото: ru.wikipedia.org
Чуть южнее Трабзона, находится один из наиболее труднодоступных монастырей мира – Панагия Сумела, основанный неким монахом Варнавой еще в IV-V веках. Здесь хранилась чудотворная икона Божией Матери, согласно преданию, написанная самим апостолом Лукой. В VI столетии, после набега арабов, восстановлением монастыря занимался святитель Софроний Иерусалимский. Все привилегии, которыми наделили эту обитель византийские правители, подтвердил и султан Селим I – внук Мехмеда Завоевателя, в результате чего наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках.
Монашеская жизнь здесь прекратилась в 1922 году из-за греко-турецкого обмена населением. Современные турецкие власти крайне враждебно относились к паломничеству сюда православных христиан, которое стало возможным лишь в 2007 году, а в 2010-м в монастыре Панагия Сумела, впервые за практически сто лет, была отслужена литургия.
В 2015 году обитель закрыли для проведения реставрационных работ, однако же, как мы знаем, в это время какие-то вандалы изуродовали драгоценнейшие фрески, выцарапав лики святых.
О христианских святынях современной Турции можно писать бесконечно долго. Я специально не затронул такие известные места как Каппадокия, которые заслуживают отдельной публикации. Мне просто хотелось напомнить, что по этой земле ходили многие и многие святые, которых мы ныне почитаем и имена которых носим. Многие события из житий святых происходили именно здесь.
Здесь родились святитель Николай Чудотворец и апостол Павел, писавший позже послания к Колоссянам и к Галатам, которые тоже проживали в пределах нынешней Турции. Здесь жили и проповедовали великие каппадокийцы Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов. Тимофей Эфесский, которому апостол Павел адресовал два Послания к Тимофею, тоже жил и проповедовал здесь.
Эта земля много ближе и роднее нам, чем может показаться на первый взгляд. И дело совсем не в теплом море и ласковом солнце. Мне очень хочется, чтобы наши соотечественники, довольно часто прилетающие в приветливую Турцию, знали и посещали дорогие христианской душе места, могущие напитать душу историей и поведать о былом величии некогда существовшей христианской империи – Византии.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Город Трабзон и страсти вокруг трабзонского храма святой Софии
Святая София в Трабзоне— бывший кафедральный собор Трапезунсдкой митрополии Константинопольской православной церкви, с 2013 года — мечеть.
Выдающийся памятник поздневизантийского зодчества, крупнейший храм Трапезундской империи, известный своими фресками XIII века.
Собор был построен в 1238—1263 годах Мануилом I. В 1461 году Мехмед II захватил Трапезунд и превратил собор в мечеть. Здание собора использовалось как военный госпиталь и склад во время Первой мировой войны, когда город был занят русскими войсками. Далее он снова использовался как мечеть до 1964 года, когда он стал музеем после реставрации, проведённой в 1958—1964 с помощью Эдинбургского университета.
В июле 2012 года вице-премьер правительства Турции Бюлент Арынч заявил о намерении правительства разрешить передачу храма мусульманской общине для обращения в мечеть. В апреле 2013 года храм был превращен в мечеть.
Далеко не все жители Трабзона были согласны, чтобы этот исторический памятник 12 века был бы вновь только культовым строением, часть населения хотела в соборе видеть музей и даже собирали подписи для правительства. Но правительство берёт курс на исламизацию Турции и уже до собора в Трабзоне мусульманам для молитвы были переданы исторические христианские памятники Никеи, а теперь открыто уже говорят о передаче мусульманам для молитвы некогда главной христианской святыни Византии собора святой Софии в Стамбуле.
Исламисты выиграли дело, получив право собственности на здание бывшей церкви. С 5 июля 2013 года бывшая церковь была частично перестроена в архитектуре на некоторое время в мечеть в соответствии с местным постановлением правительства Трабзона. Были начаты работы по реконструкции старинного строения под мечеть. Некоторые христианские древние фрески были скрыты и пол покрыт ковром.
Исламское духовенство Трабзона даже властям города обещало бунтом мусульман, если город не передаст им это здание 13 века и власти города видимо пошли на уступки своих духовных лидеров.
В Защиту христианской древней святыни стал Константинопольский Патриарх Варфоломей, он лично прибыл в Трабзон чтобы встретиться с руководством города.
Патриарх Варфоломей в частности сказал, что нет ни какой необходимости отдавать древнюю христианскую церковь под мечеть и выразил мнение, что было бы лучше, чтобы церковь осталась музеем под открытым небом для всех религиозных конфессий города.
Эта жемчужина древней архитектуры свидетельствует о древнем присутствии христиан Понта на берегу Черного моря, уничтоженых в результате различных геноцидов и чисток вначале османами, а затем месхетинцами.
Интересный факт, что Всесвятейшего Патриарха Варфоломея поддержали турецкие журналисты, напомнив слова правительства Турции, что оно обязано удовлетворять потребности турецкого меньшинства, всех тех граждан страны, которые в древности жили и правили на этой территории и в древности имели тоже своё присутствие в этой стране.
Многие жители Трабзона выразили поддержку Патриарху и письменно обратились к правительству Турции со словами, что турецкая политика правительства по отношению к меньшинствам «один шаг вперед, один шаг назад», в зависимости от обстоятельств и от политической конъюнктуры.
В Трабзоне живёт одна из самых больших диаспор христиан в Турции, но Патриарха поддерживают и большое количество мусульман города. Не стоит забывать, что Турция светская страна и там достаточно в том числе и турецких местных атеистов.
Возможна такая христианская сильная позиция не всем нравиться в Трабзоне и потому в городе время от времени возникает всплеск исламского фанатизма направленного против инакомыслящих. Так 5 февраля 2006 года итальянского священника Андреа Санторо на паперти католического храма Трабзона выстрелами в упор расстрелял молодой исламский фанатик.
Путешествуя в 2014 году по Кавказу, я оказался в Аджарском городе Батуми и узнав, что буквально каких-то 15 км. до границы Турции, то конечно захотелось заехать в эту страну, посмотреть как люди живут. Для этого конечно был выбран не курорт, а один из немаленьких и не туристических городов, чтобы не очень далеко от Грузии и выбор пал на совсем ранее мне не знакомый портовый город Трабзон.
Восток, ислам, немного другой мир. Хорошая страна, красивый город, приветливые люди.
Население 427.000 человек. Трабзон расположенный на берегу Чёрного моря, у устья реки Мучки, у подножия покрытого лесами Колат-Дага. В городе сохранился ряд памятников византийской архитектуры, включая бывший собор Св. Софии, Панагия Хризокефалос (теперь мечеть Фатиха), церкви Св. Анны и Св. Евгения (теперь мечеть Йени Джума), а также городские стены.
Согласно Евсевию, город под названием Трапезус (др.-греч. Τραπεζοῦς) был основан на территории Колхиды выходцами из Синопа в 756 году до н. э. А потому у него за столь веков история очень богатая, входил в различные государственные территории.
Портовый город являлся самой восточной греческой колонией на черноморском берегу Малой Азии и играл важную роль в торговле с анатолийскими государствами.
Город был и в составе Понтийского Царства и в составе Малой Армении, и свободным городом и частью Римской Империи. Мусульманские авторы Х века отмечают, что Трапезунд (современный Трабзон) часто посещали мусульманские купцы, в качестве основного источника византийского шелка.
С 1204 году Трапезунд (старинное название Трабзона) стал столицей небольшого греческого государства Великих Комнинов, известного как Трапезундская империя. Государство поочерёдно было данником турок и монголов в XIV—XV веках, а в 1461 году пало под натиском турок-османов. Трапезундская империя была последним осколком Византии. После сдачи города туркам большая часть домов была передана турецким солдатам, городская знать и значительное число греков переселено в Константинополь, куда первоначально был выселен и последний император Давид. Но через два года в 1463 году император и вся его семья были умерщвлены 1500 трапезундских юношей были забраны в янычары.
В Трапезунде до кровавых событий 1896 года было от 35 до 45 тысяч жителей, в том числе до 8000 греков и 6000 армян, остальные — мусульмане, преимущественно турки, немало персов, но после побоищ и вызванных ими выселений число жителей значительно сократилось. Трапезунд — резиденция греческого митрополита, армянского архиепископа, армяно-униатского епископа. Более 20 христианских церквей, около 40 мусульманских мечетей и школ.
В 1912 году в городе и районе проживали: мусульмане — 89 225 чел., греки — 38 625 чел., армяне — 11 915 чел. В начале ХХ века в Трабзоне и его близлежащих сёлах насчитывалось 89 действующих армянских церквей. Все они были разрушены на протяжении ХХ века.
С началом Первой мировой войны греческое и армянское население подверглось гонениям — геноциду.
В результате Трапезундской операции город был занят русской армией с апреля 1916 года по март 1918 года, Митрополит Хрисанф возглавил временное греческое правительство. Греческие отряды самообороны продолжили борьбу и с уходом русской армии вплоть до 1923 года, когда большая часть коренного православного греческого населения была переселена в Грецию. Осталось население, принявшее ислам. Часть сегодняшнего населения, будучи мусульманским (есть предположение: и криптохристианским) является носителем греческого языка (т. н. румча).
Как бы вот такая история этого города. Есть и другая современная история, в которой говорится о захвате террористическими группами парома и расстреле католического священника на паперти католического храма. А так же то, что власти города не желают допускать Вселенского Патриарха до местного исторического монастыря, чтобы там хотя бы раз в год совершалось христианское богослужение..
Да и самих храмов ни православных, ни католических на пути по городу за два дня не попалось, чтобы увидеть их невооружённым глазом, зато вот мечетей в каждом квартале города по две и больше.
Собор Святой Софии (Трапезунд)
Содержание
сказка
Трапезундская империя пережила Византийскую империю (восстановленную в 1261 году) всего на восемь лет, потому что 26 октября 1461 года турки-османы при султане Мехмете II захватили Трапезунд, последнее оставшееся греческое государство в Анатолии. В течение десятилетий после завоевания мусульмане не строили мечетей в городе, вместо этого превратив большинство церквей в мечети. Это может быть связано с тем, что несколько тысяч православных греков были изгнаны из города. Çarşı Камия с 1839 была первой мечетью будет построен в старом рынке районе. С середины 19 века снова строились новые церкви, ни одна из которых не имела особого архитектурного значения, некоторые были построены на снесенных старых церковных постройках. Не поклонитесь там до изгнания из понтийских греков 1,923th
Надписи относятся к реставрации церкви в 1486 и 1547 годах. Считается, что собор Святой Софии был преобразован в мечеть в 15 веке. В 1609 году он служил мечетью, а в 1850 году в здании молились и христиане. Британский историк Джордж Финлей дал краткое описание в своем путевом дневнике 1850 года. В 1864 году был произведен ремонт. В том же году французский археолог Шарль Тексье опубликовал более подробное описание церкви, которую он посетил в 1830-х годах. По велению правоверного мусульманина в 1880 году настенные росписи были покрыты гипсом. Чтобы улучшить адгезию штукатурки, были проделаны дыры, и многие фрески были уничтожены. В 19 веке и в начале 20 века здание временно использовалось как складское помещение и жилье для больных холерой.
«Собор Святой Софии в черноморском городе Трабзон был вновь открыт как мечеть в 2013 году, также по настоянию Бюлента Аринча и несмотря на резкую критику со стороны архитекторов и ученых».
архитектура
Три входа находятся на длинных сторонах с севера и юга и в западной стене нартекса. Подобно большим грузинским монастырским церквям (например, Öşk Vank ), три обширных крыльца были построены одновременно с главным зданием, которые значительно формируют крестообразный комплекс снаружи. Общие размеры в продлении с севера на юг составляют около 25 метров, такой же размер относится к продольному направлению без восточных апсид (около 6,5 метров). Все здание стоит на подиуме высотой 1,4 метра, чего нет в сопоставимых церквях. Когда-то саркофаги стояли в нишах северной и южной стен подиума.
Колокольня ( колокольня ) стоит в 24 метрах к западу от церкви, не полностью совпадая с осью. Почти квадратная башня четырехэтажная, ее архитектура отсылает к итальянским образцам. Выше первого этажа находится часовня с остатками росписи на стенах, круглая апсида которой выступает из восточной стены. Башня заперта и недоступна для посетителей.
Фрески
Сохранившиеся 55 фрагментов фресок в основном относятся к периоду строительства, за счет чего отверстия, сделанные во время реставрации, были компенсированы, они являются одними из самых важных из поздневизантийского периода. Библейские сцены с реалистичным изображением анатомии человека и эмпатии, необычные для средневековья, выходят за рамки строгого формализма раннего византийского искусства. Движение, однако, не показано напрямую, а выражается в обычных позах соответствующими складками одежды. Разные оттенки цвета использовались только для изображения кожи, иначе каждый предмет одежды окрашен только в один оттенок. Время создания фресок попадает в фазу культурного расцвета после завоевания Константинополя Никаей ( палеологический ренессанс ).
купол
Апсиды
Считается, что четыре святых отшельника в тимпане над дверью датируются 15 веком, когда был добавлен этот компонент. Картина низкого качества, как и более поздние пристройки двух колонн Симеона Сталита Старшего и Младшего внизу в арочном поле. Это единственные картины, которые были добавлены позже.
Нартекс
Сводчатый потолок нартекса очень ярко расписан. В динамично движущемся центре можно увидеть руку Бога в окружении четырех апокалиптических фигур, которыми символизируются евангелисты : ангела, быка, льва и орла. Узорные шторы натягиваются на поперечные гряды на фоне темного ночного неба.
На северной внутренней стене (восточной стене) нартекса кормление 5000 показано выше. Очень подробно показано умножение хлеба и рыбы. Иисус дает право на хлеб любимым, которые передают его. Хлебы движутся по человеческой цепочке вверх над Иисусом и снова вниз по левой стороне. Произошло чудо умножения, так что все примерно 100 человек получили хлеб. Их единство очевидно в схожих темных тонах, только Иисус посередине и несколько других светлых поверхностей выделяются из гармоничной композиции.
История продолжается на северной стене, куда издали приносят корзины с лишним хлебом и ставят посередине рядом с Иисусом. Сцена переживает разнообразные движения актеров. Ниже представлен фрагмент Деисиса с Марией и Иоанном рядом с Иисусом, сидящим на суде. Первоначально с обеих сторон был архангел, хорошо сохранились только Иоанн Креститель и архангел с правой стороны. Две разные сцены на восточной стороне показывают Иисуса, идущего по воде и сдерживающего ветер. Слева Иисус восхищается двумя маленькими апостолами, сидящими в лодке. Справа Иисус стоит в большей лодке, над ним летят два олицетворения ветра, снабженные крыльями, руками и ногами. На правом конце той же лодки спит Иисус. На картинке ниже изображено исцеление свекрови Петра: Иисус в центре держит руку женщины, сидящей справа в красном кресле. Саймон положил руки ей на голову.
Западное и северное крыльцо
Благовещение можно увидеть в арочной части над входом в нартекс в западном вестибюле. Небольшие остатки Страшного Суда остались на западной стене, Творец на восточной стене, Мария справа от него и Иоанн Креститель слева. Чуть ниже справа от окна находится человек в белом, справа от него дьявол весь в красном.На внутренней стене изображено воскрешение мертвых, воскресших из могил. Утопленников в нижнем левом углу выпускают из пасти рыб.
колокольня
Живописное оформление происходило в 1442/43 и 1444 годах. Сохранились только фрагменты изображений, большая часть лиц уничтожена. На первом этаже можно увидеть три фигуры: Мария с младенцем Иисусом, справа от ее императора Алексиоса IV (правил в 1417–1429 гг.) И слева его сына и преемника Иоанна IV (правил в 1429–1459 гг.).
На левой северной стене Иисус распят, посередине скорбят Мария и другие. В воскресении справа Иисус поднимается по ступенькам, Адам становится на колени перед ним в круглой пещере и протягивает руки, Иисус берет одну руку. Еще дальше Ева и Давид тоже протягивают руки из пещер к Иисусу.
Остатки картины в нижней части южной стены включают голову и плечо Святого Василия слева от входа и Евгения (мученика в Трабзоне в конце III века) слева от входа. Святые на других стенах также плохо сохранились. В своде апсиды находится Деэзис : Иисус сидит на троне в пурпурной одежде, его ноги находятся на стуле, украшенном жемчугом. Мария и Иоанн Креститель протягивают к нему руки. Стены апсиды были расписаны причастием апостолов и Иисусом, раздающим хлеб и вино.
Рельефы
Одноголовый орел, распространенный в византийской архитектуре, смотрит вниз из середины внешнего арочного каркаса. Такую птицу также можно найти в рельефе на центральной апсиде и на фреске как символ евангелиста Марка (неверно отнесенного к надписи, фактически символ Иоанна). Рельефный фриз имеет свое оформление в армянских и грузинских традициях, имеет тесную связь с сирийскими рукописями XIII века. В частности, геометрические формы (квадраты, круги) демонстрируют сельджукско- исламское влияние. Предположительно были наняты мастера, которые раньше работали над сельджукскими постройками.