Touhou project что это
Touhou: Scarlet Curiosity
Touhou Project — это мегапопулярная аниме-франшиза, целое явление в современной додзин-культуре, выросшее из даммаку-шутеров, которые были созданы одним человеком в рамках «Комикетов».
Так, это было вступление для тех, кто в теме. Все остальные могут выдохнуть — сейчас будет то же самое, но по-русски. В Японии регулярно проводятся «Комикеты» — фестивали независимых, любительских (и очень часто — порнографических) комиксов, игр и музыки. В конце 90-х студент-программист с ником ZUN (настоящее имя — Дзюнъя Ота [Jun’ya Ota]) начал показывать там свои игры, сделанные в жанре top-down-шутеров с огромным количеством пуль на экране. Действие их разворачивалось в оригинальной и весьма необычной вселенной Touhou.
Очень быстро эти игры стали популярными, и в итоге всё это превратилось в настоящий культурный феномен — с огромной армией «тохофанов», тоннами мемов, шуточками для своих, любительскими мангами, фан-артом, вирусными роликами и музыкой по мотивам. На сегодня в рамках Touhou Project создано 26 официальных игр, включая несколько файтингов, выпущено несколько каноничных книг и комиксов. Причём всё официальное, кроме файтингов, создал сам ZUN в гордом одиночестве.
Сырно — гений!
Причин популярности Touhou Project несколько. Первое и самое главное, все героини тут — это милые девушки в ажурных нарядах и шляпках, которые сражаются с такими же няшками и феями. При этом вчерашняя вражеская няшка в следующей серии вполне может оказаться главной героиней, и наоборот — количество играбельных вайфу в этой вселенной достигает двух десятков.
Все девушки — очень яркие, харизматичные, со своим характером и уникальными способностями вроде управления временем, судьбой или даже Луной. Некоторые из них, например знаменитая Сырно (ледяная феечка, которая вечно делает всё не так, как надо), прочно вошли в современную интернет-культуру.
Пиво для фанатов
Автор культовой франшизы ведёт затворнический образ жизни, и это только подогревает интерес к его работам. Известно, что он — не только программист, дизайнер, сценарист, очень талантливый композитор и чуть менее талантливый художник (его по-детски наивный стиль регулярно становится объектом мемов), но ещё и пивной алкоголик со стажем. Именно поэтому его героини тоже любят «хряпнуть», а некоторые из персонажей вселенной вообще никогда не бывают трезвыми.
Но самое главное, ZUN никогда ничего не запрещает делать фанатам и не требует авторских отчислений. Он до сих пор верен идеалам свободного независимого творчества и участвует в «Комикетах» наравне со всеми. Поэтому помимо официальной продукции регулярно выходят сотни фанатских игр, комиксов, роликов и песен по вселенной Touhou Project, что и обеспечивает такой высокий градус любви в народе. Фанаты настолько активны, что даже сделали свои версии Team Fortress 2 и Castelvania.
Touhou: Scarlet Curiosity — как раз одна из таких фанатских работ по мотивам. Но при этом она очень амбициозная — это была первая «тохо»-игра, показанная на Е3. Оригинальная версия под названием Touhou Koukishin: Adventures of Scarlet Curiosity вышла в 2014 году, два года назад она добралась до PlayStation 4, а теперь вот в обновлённом варианте появилась и в Steam.
Вампир и немного скучно
Главная героиня Touhou: Scarlet Curiosity — маленькая няшная вампирша Ремилия Скарлет, которая была главным врагом и финальным «боссом» в Embodiment of Scarlet Devil, шестой по счёту (и первой для Windows) игре серии, которая сделала всю эту франшизу популярной и за пределами Японии.
По сюжету Ремилия вместе со своей преданной горничной Сакуей Идзаёй изнывает от скуки в собственном поместье, когда узнаёт из местных газет, что в округе был замечен некий огромный монстр. Чувствуя, что на этот раз ей удастся славно повеселиться и встретиться с кем-то, кто сможет оказать хоть какое-то сопротивление, Ремилия отправляется на поиски чудовища.
Но в ходе первой вылазки она его так и не встречает, а когда возвращается, узнаёт, что на поместье напали — естественно, симпатичные феечки. Более того, люди считают виновницей всех бед и тем самым монстром саму Ремилию. Теперь маленькой (по размерам, а не по возрасту) вампирше с крылышками и её горничной нужно во всём этом разобраться, для чего придётся не только сражаться, но и общаться с журналистами, распространяющими про Ремилию грязные слухи.
«Тохо» в стиле RPG
Touhou: Scarlet Curiosity — едва ли не первая «тохо» с таким серьёзным фокусом на RPG-элементах и с очевидным влиянием серии Ys. Фактически из top-down-шутера тут она превратилась в достаточно типичную японскую ролевую игру. С той лишь разницей, что вместо участия в пошаговых сражениях мы в реальном времени очень эффектно и динамично мутузим врагов обычными и специальными атаками. И периодически используем какое-нибудь «имба»-заклинание, уничтожающее всё вокруг.
Кроме того, тактика прохождения в некоторой степени разнится в зависимости от того, за кого вы играете — за Ремилию или за её горничную. В бою переключаться между ними нельзя — для каждой предусмотрен свой файл сохранения и своя сюжетная линия. Ничего кардинального в плане контента там не меняется — лишь диалоги и содержание некоторых сцен. А вот боевые стили у них разные: вампирша особенно сильна в ближнем бою, а Сакуя делает ставку на дальнобойные атаки. Впрочем, вопреки заявлениям авторов, совсем уж критической разницы нет — горничная также может лихо избивать няшных феечек своими ножками в ближнем бою.
Прыгай, пока молодой
По уровню сложности Touhou: Scarlet Curiosity, конечно, не сравнится с оригинальными играми. Если не включать придуманный специально для Steam-версии режим Bullet Hell, то реальную (и то не всегда) опасность будут представлять только «боссы», которые, как и в оригинальных вертикальных шутерах, застилают экран градом пуль и снарядов — между ними нужно лавировать, одновременно выгадывая момент для атаки.
Да, «крафта» и улучшения экипировки нет, прокачка идёт, повторю, автоматом, а мы на происходящее фактически влияем выбором экипировки и активных атак для каждой клавиши. Но в любом случае примитивной игру назвать нельзя — особенно когда периодически она включает платформер, предлагая прыгать по порталам и трамплинам.
В итоге происходящее затягивает — даже если вы на дух не переносите аниме. Динамичные сражения, прокачка, поиск сундуков и подбор экипировки, грамотная смена геймплейных механик, разнообразные локации (от стен огромной библиотеки до магического леса с огромными грибами), симпатичная картинка, которая в Steam-версии действительно стала лучше и сочнее, атмосферная музыка — что ещё нужно для того, чтобы увлекательно провести за игрой пару вечеров?
А главное, тут есть необычная вселенная, харизматичные персонажи и тот градус ироничного абсурда, который так выгодно отличает все «тохо»-игры. Мальчики-жуки, феи-журналистки, а посреди всего этого — дуэт главных героинь, которые смачно избивают симпатичных фей. В общем, вполне возможно, что после знакомства с Touhou: Scarlet Curiosity вы, как и я, заинтересуетесь этим уникальным феноменом под названием «тохомания».
Плюсы: тут есть маленькая вампирша с крыльями, которая избивает фей; увлекательный геймплей на стыке экшена, ролевой игры и платформера; сочная, улучшенная для Steam-версии графика; есть очень красивые локации; шикарный саундтрек.
Минусы: иногда игра кажется слишком лёгкой; примитивная ролевая система.
Заглавная
Некоторая информация
Игры породили огромную волну фанарта и крупное фанатское сообщество по всему миру (разумеется, бо́льшая его часть принадлежит Японии).
Список игр
Избранная статья
Юккури (от яп. ゆっくりしていってね, Юккури ситэйтэ нэ/Yukkuri shiteitte ne!) — мем 2ch.net, появившийся в начале 2008 года и породивший огромную волну фанарта и додзинси. Определённую известность он приобрёл и в заграничных Тохо-сообществах (в частности, посредством 4chan.org/jp/).
История возникновения
Всё началось с того, что один из пользователей 2ch.net предпринял попытку изобразить Марису и Рейму посредством ASCII. Несмотря на то, что попытка была провальной, другой пользователь нарисовал картинку по мотивам данного ASCII-арта. Именно она и вошла в историю.
Получившиеся образы, которые выглядели как две круглые головы Марисы и Рейму без туловища, были классифицированы как отдельный класс существ, которые соотносятся с «настоящими» персонажами лишь косвенно. Они получили название «юккури» по первому слову их знаменитой фразы (которую можно видеть над их изображениями).
Как сообщает английская Touhou Wiki, ZUN осведомлён о данном феномене и даже имеется некое подобие его упоминания в Silent Sinner in Blue
(Не)много о Touhou Project (части 0-1)
Часть 0. О серии игр в целом.
Пожалуй, будет уместно рассказать о мире этой серии игр.
Основные события игр происходят в Генсокё, месте, когда-то бывшем частью Японии, но отделённом от неё в 1885 г. магическим барьером, чтобы изолировать воевавших между собой ёкаев (оккультных «монстров», хотя в Тохо они похожи на людей) и людей, живущих поблизости. Единственной возможностью контакта между двумя «мирами» остаётся Хакурейское святилище, находящееся на востоке барьера. Тем не менее, в Генсокё проживает также довольно много людей, а их культура напоминает таковую в феодальной Японии.
Любопытно, что фанатов серии интересуют разные её стороны: кто-то играет в игры определённого типа (данмаку / файтинги / всё вместе), кто-то увлекается вселенной и читает множество материалов по ней, кого-то заинтересовала музыка (а она здесь бывает довольно необычной) и т.д. Для всех игр есть фанатские английские и русские переводы.
Часть 0.5. Основные персонажи.
В Тохо насчитывается 160 персонажей, но лишь около десяти из них появляются в играх достаточно часто. Тем не менее, рассказ даже исключительно о них занял бы слишком много места. Поэтому остановимся на двух основных персонажах (они появлялись во всех главных играх, начиная со второй части).
Часть 1. Основные игры.
В плане геймплея все основные игры отличаются лишь отдельными механиками (жизни могут даваться за очки, отдельными фрагментами или же целиком; бомбы (специальные атаки) могут расходовать как отдельный счётчик, так и силу основной атаки и т.д.). В некоторых играх есть дополнительные шкалы, отвечающие за умножение очков или получение иных бонусов.
В целом же, игровой процесс в этих играх одинаков и предполагает больше уклонение от вражеских атак (что далеко не всегда оказывается просто сделать), чем непосредственно уничтожение врагов (с боссами это получается почти автоматически; или это я в последнее время слишком много играл за Рейму?). В качестве примера пусть будет идеальное (без потери жизней и использования бомб) прохождение Фантазм сложности из седьмой части (начало атаки со скриншота на 11 мин 35 с).
Теперь понемногу о каждой Windows-игре с целым номером (6-15) в отдельности (в английском варианте названия мне нравятся больше).
Додзин-музыка Touhou Project для нормальных людей
Перевод блогпоста kbnet, раннее публиковавшийся мною же на 4otaku. Поскольку текст предназначен для более широкой аудитории (и когда я это делал, я не знал про ДТФ), считаю своим долгом опубликовать его здесь.
Нормальных людей как ты.
Как ты, целевая аудитория.
Итак, я попытаюсь тебе кое-что продать, и надеюсь, что не буду слишком навязчивым. Ты быстро разберёшься, подходит оно тебе или нет.
Однако, тебе нравится музыка.
Нравится. Насколько ты увлекаешься музыкой?
Ну, у меня нет подписки на Pitchfork или вроде того, но у меня есть определённые вкусы, и я в них разбираюсь в них довольно хорошо.
Вот и отлично, поскольку в этом случае в твоей жизни (и на твоём жёстком диске) возможно найдётся место для Touhou додзин-музыки!
Так, тебя стоит остановить здесь и сейчас. Что за Touhou и что такое додзин-музыка?
Всё, что тебе нужно знать об этом это то, что Touhou — японская аркадная игра с отличной музыкой и культовым статусом в Японии. Это не столь важно, не беспокойся.
Сцена Touhou додзин-музыки это инди-сцена, где разные исполнители — преимущественно японцы — записывают аранжировки музыки из игр. Слово «додзин» в конкретном случае можно перевести как «инди».
Лол, и с чего бы тебе не назвать это просто «Тохо инди-музыкой»? Это вообще легально? В смысле, создатель должен получать какие-то отчисления?
Да, ты можешь называть это «Тохо инди-музыкой», но слово «инди» имеет некоторые жанровые коннотации. К тому же определённые фанаты не любят переводить японские слова на отлично соответствующие им английские, но мы сейчас не об этом.
Всё это легально по японским законам, и с одобрения создателя. Уверен, он всё же не получает отчислений, иначе он был бы сказочно богат. Довольно уныло, правда?
Лол да, мне было бы уныло, будь я им. Но с чего мне об этом вообще беспокоиться?
Дело в том, что сцена додзин-музыки Touhou Project уникальна среди всех иных сцен. Для любого жанра, о котором ты бы не мог подумать, существует Тохо-кружок [circle, додзин-группа — пр. пер.], записывающий в нём аранжировки, и записывающий их так, как не делает никто иной в мире.
Правда? Если это лишь аранжировки, то какие тут могут быть инновации? Звучит удушающе. Почему это я должен обратить внимание именно на это?
Ну, эта сцена находится на весьма определенном пересечении художественных влияний. Взять например ShibayanRecords. Ты можешь сравнить его с многими исполнителями nu-disco или French house, но он не относится ни к одним, ни к другим. Он — всё сразу, если смотреть через линзы японского EDM, музыку Touhou-игр и восприятие конкретного гика, который бы всем этим увлекался.Это звучит довольно странно, поскольку это действительно странно.
Хорошо, что ты тот человек, которому нравится несколько странная музыка, так?
В любом случае, похоже это личное предпочтение, нравится ли тебе слышать одну и ту же тему каждый раз, но это не столь важно, как ты бы мог подумать. В Touhou так много композиций, и они преисполнены такой сложности, что это рождает богатую почву, над которой можно работать. Зачастую нельзя даже понять, на каком треке была основана та или иная композиция. Но это тебе судить.
Ну ладно. И откуда мне начать вливаться во всё это? Bandcamp? Soundcloud? Покажи мне правильное направление.
Ну, чтобы прочувствовать почву, ты можешь попробовать послушать некоторые треки на Youtube. Какие конкретно? Это уже зависит от твоих предпочтений. Тебе нравится французский хаус? Отлично. ShibayanRecords. Гранж? ButaOtome. Прогрессивный рок? Diao ye Zong, а может быть Tsugumi/Sally/AdamKadmon/какой-либо ещё очередной идентичный проект, который WANI и NSY начали на этой неделе. Прогрессивный/техничный метал? Demetori. Сладж-метал? UI-70 (пока они всё ещё были круты). Брейкбит и странные атмосферные электронные штуки? AramiTama. Я могу продолжить, но-
О-ох, подожди-ка секунду. Что это за дела с анимешными девочками?
Это персонажи из игры. Если ты не фанат, то придётся смириться с этим. Они же обычно на обложках альбомов. В играх они, как правило, выглядят совершенно не так, что довольно забавно само по себе.
Ну хорошо, я смирюсь. Хреновы анимешники. Ну ладно, это всё круто и вообще, но есть ли у тебя что-нибудь… я не знаю… более нормальное?
Конечно, дружище. Если у меня была возможность поставить hatsunetsumiko на радио, я бы сделал это незамедлительно. EastNewSound сейчас довольно круто отжигают поп-транс поздних 90-х. Тем временем Zytokine последнее время делали действительно чудовищное количество неплохого данс-попа. Как у них вообще остаётся время но сон?
Здесь очень широкий выбор, вот что я хочу сказать.
В любом случае, если ты находишь исполнителя, что тебе нравится, проверь его страницу на touhouwiki [или vgmdb — пр. пер.], дабы найти его дискографию. Эти страницы могут быть не всегда обновлены до актуального состояния, но их обычно обновляют, и это очень полезно для того чтобы поискать поглубже.
Надо же, мне практически не стыдно это слушать! Но скажи, как сильно ты здесь занимаешься черрипикингом? Сколько плохих яблок в корзине?
Ну, линкрилейтед начали скатываться вниз довольно быстро около двух лет назад [публикация 2015 г. — пр. пер.]. Я бы сказал, что сейчас есть около 30 кружков, за которыми стоит следить, и большое число средненьких. Никто не может согласиться какие есть какие, конечно.
И действительно, далеко не все вещи одинаково хорошо представлены на этой сцене. Больше всего в целом электронной музыки и метала, поскольку именно с этими жанрами саундтреки Touhou сочетаются особенно хорошо. С другими жанрами иначе — например с джазом. Есть серия «ревущего джаза» Tokyo Active NEETs, Unlucky Morpheus выпустили один действительно классный джаз-фьюжн альбом, а за пределами этого? По сути — лёгкая музыка.
Ну ладно, по крайней мере я не буду сжигать уж слишком много денег на это.
На самом деле довольно сложно сжечь хоть немного денег на это. Создатель Touhou хочет, чтобы это оставалось японской темой, и потому он не одобряет прямые зарубежные продажи исполнителей.
Подожди, что? Ну и чепуха.
Да, дружище. Импортировать можно, но обычно это довольно затруднительно, особенно если ты не читаешь по-японски. Эти альбомы обычно продаются на больших мероприятиях, таких как Comiket и Reitaisai, которые по сути являют собой большие рынки для фанатских работ всех сортов. Поэтому многие вещи что ты видишь онлайн находятся в консигнационных магазинах, которые не отправляют товары за границу всё равно.
Иногда этого можно избегать, но большую часть своего времени тебе придётся доставать музыку
и н ы м и м е т о д а м и
Чтобы я? Скачивал музыку нелегально?
Как я и говорил, иногда ты можешь импортировать кое-что, и исполнители часто делают всё, чтобы нам помочь, ну знаешь, дать им наши деньги. Не то, чтобы ты вот совсем не можешь эти альбомы купить.
Так что не говори, что я тебя к этому побудил, но если ты не чувствуешь, что готов импортировать, тогда просто жди, когда будет проводиться Комикет или Рейтайсай и проверь DoujinStyle и доску /jp/ на 4chan’е. DoujinStyle обычно более организован (и значительно менее сварлив). Там будет тред, где люди постят рипы новых релизов.
Более старые вещи? Обычно в Google можно найти ссылки на загрузки. Предположительно на DoujinStyle есть архив старой музыки, но половина ссылок сломана, потому что >mediafire.
Это не так. Вот последний тред загрузок с Комикета. Видишь какой он классный и организованный?
Ты можешь иметь некоторое представление о исполнителях, которые тебе нравятся, по Ютубу, но обычно исполнители постят crossfade-превью (xfds) своих альбомов на собственных сайтах незадолго до релиза, чтобы ты мог узнать, что тебя ожидает. Обычно на это даются ссылки. Если не в треде загрузок, то в треде превью.
Ха-ха, ладно, ты прав. Но когда происходят эти мероприятия? Я должен читать эти форумы, пока что-нибудь не произойдёт?
Ну, Комикет проходит два раза в год: обычно в выходной день 15 августа, затем в выходной 1 января. Рейтайсай более случаен, но обычно его ожидают с середины до конца мая.
Это большие, но иногда исполнители релизят свои альбомы и на других мероприятиях, о которых ты уже можешь узнать сам.
Здорово. И ты не шутил, многие из этих людей действительно серьёзные музыканты. Как много из них делают собственную оригинальную музыку?
Обычно у них один-два оригинальных альбома. Я не хочу тебя нагружать списком имён, но помнишь ButaOtome? Они выпускают оригинальные работы.
Но, чтобы я мои слова не наводили на неверные мысли, в Тохо додзин-сцене потенциально столько же денег, сколько и где либо ещё, так что это привлекает людей, которые воспринимают её серьёзно. Не то чтобы (обычно) эти люди не могли бы преуспеть где-либо ещё. Это просто то, чем им нравится заниматься.
Я не стал бы предполагать, что деньги имеют какое-то отношение к серьёзности подхода. И ещё меньше к тому, что они просто хорошо играют.
Ну а что насчёт западных кружков? Такие существуют?
Ну да, поскольку такая значительная часть рынка привязана к японским продажам, их не так много. Обычно их постят в тредах DoujinStyle с ссылками на их bandcamp, иногда самими же исполнителями. cYsmix, к примеру.
Класс. Так ты заканчиваешь?
Да. Больше говорить об этом будет уже пустой болтовнёй, поверь мне.
Будто бы ты этим сейчас не занимался.
Просто пойди и послушай музыку. Потом всё разложится по полочкам само. Хорошо? Хорошо.
Теперь остаётся надеятся что меня не забанят за двойной репост, потому что рерайтингом заниматься я не люблю, а лучше этого бы уже никто не написал. :^)
Конечно, пиратство может быть оправдано в том случае, когда самодовольные японцы не желают так вот просто продавать свой контент за границу, но существуют даже отечественные исполнители, и конечно, в таком нишевом жанре очень важно показывать, что кому-то такое интересно.
Тут и отечественный пост-рок https://akanethetengu.bandcamp.com/
И психоделик-рок https://ghouliodeficiente.bandcamp.com/
И евробит https://zetoban.bandcamp.com/
И это только то что я могу навскидку отыскать. Как и в любом андерграунде, тут полно международной кооперации и коллабов, где японцы и западные исполнители записывают совместные альбомы, или когда немцы отправляют свою музыку на Комикет. Взять даже Akane из ссылки выше, который собирался ехать в Японию продавать свои альбомы на ярмарке этим августом.
- Touhou project с чего начать
- Touhou с чего начать