тотемы с острова пасхи
То там, то тут
Какие загадки хранит в себе остров Пасхи?
Одной из важных архитектурных ценностей являются огромные тотемы на острове Пасхи. Это не просто памятники, а высеченные настоящие лица людей из разных пород. Начали свое существование тотемы в наше время около 1300 году. Сотворили это художественное искусство самые древние жители острова. Исследователи с уверенностью заявили, что создатели стремились олицетворять богов и умерших предков таким образом.
Из материалов создатели скульптур использовали туф, вулканические породы, которых много на территории острова. Первоначально мастера создали 887 тотемов, но из-за постоянных непрекращающихся войн было разрушено больше половины скульптур. На сегодняшний день нас могут порадовать 394 оставшиеся в живых произведения искусства. Самый крупный тотем весит более 70 000 килограмм.
Остров Пасхи считается одним из слишком ограниченных по сотрудничеству островов в мире, это происходит после того, как более века назад на остров высадились мореплаватели и заселили территорию. Через некоторое продолжительное время у этого народа сложилась своя культура и невозможно объяснить их деятельность — вырезание гигантских тотемов из вулканических пород. Памятники назвали Моаи. Население острова именовало себя как Рапа Нуи, но они исчезли также стремительно, как и появились. Исследователи выдвинули немало различных доводов в пользу каждой теории, но правда остается неизвестной.
Какую тайну скрывает в себе остров Пасхи?
Исследователи выяснили зачем устанавливались тотемы, но как именно создатели их сделали остается загадкой до сих пор. Средняя скульптура весом в несколько тонн каким-то образом транспортировалась через весь остров обыкновенными людьми. Последнее время популярностью пользуется такая мысль — а может быть жители острова использовали в качестве транспортировки тотемов сани из дерева?
Тайны острова Пасхи: кто и зачем построил там сотни каменных истуканов
Гипотеза Хейердала
Впервые теорию о том, что много веков назад остров Пасхи заселили инки, озвучил норвежский ученый и мореплаватель Тур Хейердал. Он обратил внимание, что аборигены полинезийского острова вяжут лодки, очень похожие на тростниковые плоты южноамериканских индейцев. Норвежец уверял: тростник сюда не могли принести ни ветры и ни морские течения, растение на остров завезли переселенцы из озера Титикака.
Доказать свою гипотезу исследователь решил на практике. Он собрал команду, чтобы повторить путешествие вождя Контики. На лодке из тростника и бальзового дерева он прошел 5 тысяч километров, переплыв Тихий океан. Тур Хейердал доказал: плот вождя инков действительно мог достичь берегов острова Пасхи.
Загадка острова Пасхи
По мнению ученых, рапануйцы возводили статуи в честь умерших вождей или для ритуалов. Профессор Клаудио Кристино много лет изучает историю острова Пасхи. Самым загадочным он считает не само создание статуи, а их таинственное перемещение по острову.
Как статуи перемещали по острову?
С помощью экспериментов исследователи доказали, что статуи можно перемещать в раскачку, используя канаты. Впрочем, это не единственный возможный способ транспортировки изваяний.
Ученые провели геологический анализ и установили, что раньше весь остров Пасхи покрывали леса и пальмовые заросли. Именно с помощью деревьев жители острова передвигали статуи. Из бревен они делали катки и волоком на деревьях тащили многотонные изваяния.
Куда пропали рапануйцы с острова?
Культ каменных истуканов привел к тому, что лес на острове полностью вырубили, из-за чего наступил голод. Начались кровавые междоусобицы и каннибализм. Когда в 1774 году на остров высадился капитан Джеймс Кук, он насчитал всего 4 тысячи жителей вместо 20 тысяч, о которых докладывал первооткрыватель Якоб Роггевен. А к 1877 году на острове Пасхи осталось всего 111 человек.
Разрушители культуры
В начале марта 2020 года в одну из статуй врезался пикап, уничтожив национальной памятник. А в 2008 году турист из Финляндии умудрился сломать ухо древнему истукану. Но отказаться от путешественников на острове Пасхи не могут. Туризм остается основным источником дохода для населения.
Недалеко от острова Пасхи находится крошечный необитаемый остров Моту-Нуи. На нем археологи нашли платформу, на которой раньше стояли истуканы. Как рапануйцы могли туда их доставить, ученые не могут объяснить до сих пор.
Самые загадочные и интересные места нашей планеты, поразительные обычаи народов, невероятные истории и многое другое – в программе «НИИ РЕН ТВ».
Загадка Острова Пасхи: Что известно археологам о гигантских истуканах
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ученые предполагают, что коренные народы, проживавшие на острове, создавали каменные статуи моаи в память о предках. Новая скульптура появлялась в честь каждого усопшего вождя племени или другой важной особы.
Островитяне вырезали статуи из вулканической породы. Чтобы осуществить задуманное, скульпторы разработали специальную технологию. Вначале они обильно смачивали породу, дожидаясь ее размягчения, и только после этого начинали работать с ней. Над одной статуей обычно работала команда из 5-6 скульпторов, на создание моаи требовался примерно год. Процесс изготовления проходил на каменоломне, расположенной в центре острова в кратере потухшего вулкана. Многие статуи до сих пор остаются там. Главная загадка связана с теми моаи, которые установлены на побережье. Понять, как островитяне доставляли каменных исполинов к нужному месту, пока не представляется возможным. Вес одной статуи – около 20 тонн, но есть и такие, которые достигают 75-90 тонн, работа была проделана колоссальная.
Европейцы впервые побывали на острове в 1722 году, здесь высадилась экспедиция голландского мореплавателя Якоба Роггевена. Записи путешественника свидетельствуют, что статуи поразили его воображение, и он не мог понять, как удалось туземцам соорудить и водрузить такие скульптуры. За последние триста лет ученые не теряют надежды разгадать тайну острова Пасхи.
Во время одной из первых серьезных исследовательских экспедиций в 1914 году было установлено, что статуи, которые выглядели, как гигантские головы, на самом деле прикреплены к торсу. Это было обнаружено в процессе раскопок. То, что скульптуры частично ушли под землю, спровоцировано естественными процессами эрозии.
Несмотря на то, что это археологическое открытие было сделано еще в начале ХХ века, информация не получила широкой огласки, и на протяжении десятилетий люди продолжали верить в загадочные головы с далекого тихоокеанского острова.
Исследованию статуй посвятила свою жизнь археолог Джо Анна Ван Тилбург, она стала инициатором проекта, в рамках которого при помощи новейшей техники были описаны все статуи острова (всего их более 1000).
Когда археолог опубликовала фотографии статуй на своем сайте, то была шокирована количеством откликов. Пользователи удивлялись тому, что на самом деле большая часть статуй скрыта под землей. Для большинства людей в мире эта информация оказалась неизвестной, ведь обычно познания об острове Пасхи ограничиваются рекламными буклетами.
Во время раскопок ученым удалось найти базальтовые камни с нанесенными на них изображениями в форме полумесяца. Предположительно, это может быть каноэ. Мотив повторяющийся, возможно, так островитяне хотели увековечить память о собственной культуре. Рисунки и статуи могли быть одним из способов самоидентификации, поскольку община постепенно утрачивала эти сведения.
Основной вопрос, которые не дает покоя ученым: как статуи перемещались по острову? Согласно легендам, исполины шли самостоятельно. Ученые выдвигают различные теории, наиболее правдоподобно выглядит предположение об использовании веревок-канатов и Y-образных деревянных салазок. В 1998 году под руководством Анны Тилбург был проведен эксперимент: при помощи деревянных салазок одну из статуй попытались переместить. Для этого понадобилась команда из 60 человек. Общими усилиями глыбу переместили на 100 метров.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Остров Пасхи – удивительное место, попасть куда стремятся тысячи туристов со всего мира. Мы уже многое с вами обсуждали про остров Пасхи. Анализировали и последний пальмовый побег и искали НОГИ У ГОЛОВ на острове и даже я вам показывал подводные статуи Пасхи.
Но во всех этих обсуждениях я как то мало обращал внимания на то, где и как возникали эти огромные головы и статуи. Это место находится на нижних склонах Теревака — самого большого и самого молодого из трех потухших вулканов, которые собственно и образуют Рапа-Нуи (более известного как остров Пасхи).
Давайте посмотрим внимательней на это …
Среди огромного количества достопримечательностей есть на этом острове место особое – вулканический кратер «Рано Рараку» из спрессованного вулканического пепла или туфа. Этот кратер таит интереснейшие загадки.
Рано-Рараку — потухший вулкан высотой около 150-ти метров, находящийся в восточной части острова посреди поросшей травой равнины, в 20 километрах от города Ханга-Роа и в 1 километре от побережья. Юго-восточный склон вулкана частично обрушился и обнажил породу — жёлто-коричневый туф с многочисленными включениями. Именно этой породе и обязан вулкан своей популярности – он стал местом рождения знаменитых каменных истуканов Моаи.
В овальном же кратере размером 350 на 280 метров лежит пресноводное озеро, берега которого густо заросли камышом тотора. Вплоть до недавнего времени это озеро служило местному населению источником пресной воды.
Вулкан образовался в период голоцена. Он является вторичным вулканом Маунга Теревака, самой крупной возвышенности острова. Когда произошло его последнее извержение, неизвестно.
Рано Рараку по форме представляет собой пирокластический конус. Высота его вершины составляет пятьсот одиннадцать метров. Склоны вулкана покрыты мягким травяным ковром, напоминающим альпийские луга, юго-восточный склон частично обрушен.
В течение почти пяти столетий, Рано Рараку использовался для разработки карьеров. Именно здесь добывали камень для большинства известных монолитных скульптур острова Пасхи, известных как моаи. Сегодня можно увидеть, как остатки целых 387 моаи разной степени завершенности буквально опоясывают кратер. Рано Рараку сегодня является частью Всемирного наследия национального парка Рапа Нуи.
Фото 3.
Почти все статуи на острове Пасхи (95%) были вырезаны в каменоломнях этого кратера, а затем каким-то образом перемещены на многие километры в различные места по всему острову. Никто не знает, как это делали. На склоне видны моаи, которые по какой-то причине либо не были завершены, либо их не переместили куда нужно
В этом месте есть много интересных вещей. К примеру, такие уникальные растения, как камыш «тотора», которым заросли берега озера в кратере, некоторые люди считают первыми свидетельствами контакта с южноамериканским материком. Тотора росли в этом месте, по крайней мере, в течение 30 000 лет, задолго до того, как на Рапа-Нуи поселились люди. Южный склон Рано Рараку на острове Пасхи буквально усеян большим количеством моаи.
Некоторые из них наполовину погребены в земле, а другие не завершены.А самым увлекательным зрелищем на Рано Рараку являются моаи в карьере. Некоторые из них являются незавершенными, а до других сегодня невозможно добраться, поскольку они расположены очень высоко на внешней стороне кратера. Здесь можно увидеть один из крупнейших образцов моаи, высота которого составляет 21,6 метра. Он почти в два раза больше своих «собратьев», которыми прославилось побережье острова Пасхи.
Вес моаи оценивается в 270 тонн и во много раз превышает вес любого моаи, которые можно встретить в других местах на острове. Ученые считают, что некоторые из незавершенных моаи были заброшены после того, как их создатели в конце концов наткнулись на очень твердую породу при разработке карьера. А другие скульптуры якобы даже не собирались отделять от породы, в которой они были вырезаны. Кроме того, некоторые моаи за пределами карьера частично вкопаны по плечи в землю. Что интересно, именно у этих моаи нет выдолбленных глаз.
Кроме того, у них нету «пукао» на верхушке — шляпообразной структуры, вырезанной из светло-красного вулканического камня, который добывали в другом месте, Пуна Пау. Тем не менее, именно эти моаи стали настоящей «визитной карточкой» острова.
В кратере вулкана Рано Рараку находится большое пресноводное озеро с чистой водой. В этом озере раз в год жители острова в наше время проводят соревнование по плаванию. Один из склонов утыкан истуканами. Средний размер статуй немного меньше, чем на внешней стороне кратера и сделаны они намного грубее. До сих пор неизвестно, зачем было делать статуи внутри кратера, ведь вытащить оттуда многотонную монолитную скульптуру без повреждений даже в наше время с применением техники — весьма сложная задача. Есть гипотеза — это ни что иное как учебная площадка древнего ПТУ №1 острова Рапа Нуи для подготовки квалифицированных каменотёсов и статуи не были предназначены для вывоза.
В кратере живёт табун диких лошадей. Лошадей, диких и домашних, на острове огромное количество, людей не боятся и их можно встретить в самых неожиданных местах. Будь у древних рапануйцев лошади, они бы обстругали всю эту гору до основания.
Моаи — каменные статуи из спрессованного вулканического пепла на острове Пасхи. Все моаи монолитны, то есть вырезаны из единого куска камня, а не склеены или скреплены. Вес иногда достигает более 20 тонн, а высота — более 6 метров. Была найдена неоконченная скульптура ростом около 20 метров и весом в 270 тонн. Всего на острове Пасхи имеется 997 моаи. Все моаи, вопреки распространённому мнению, «смотрят» вглубь острова, а не в сторону океана.
Чуть меньше пятой части моаи были передвинуты на площадки для церемоний (аху) и установлены с каменным цилиндром красного цвета на голове (пукау). Около 95% вырезаны из спрессованного вулканического пепла Рано Рараку, где сейчас осталось стоять 394 моаи. Работы в каменоломне у подножия вулкана Рано Рараку были неожиданно прерваны, и там осталось много неоконченных моаи. Практически все завершённые моаи были перемещены из Рано Рараку на церемониальные платформы.
В последнее время удалось доказать, что глубокие отверстия для глаз некогда были заполнены кораллами, некоторые из которых теперь реконструированы.
В середине XIX века все моаи за пределами Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты. Сейчас около 50 моаи восстановлены на церемониальных площадках.
Было очевидно, что изготовление и установка моаи требовала огромных затрат средств и труда, и европейцы долго не могли понять кто изготавливал статуи, каким инструментом и как они перемещались.
Легенды острова говорят о господствующем клане Хоту Мату’а, который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестью его сыновьями, а затем — между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана). Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.
Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим лидерам, а также быть символами кланов.
Тайна создания, перемещения и установки статуй была раскрыта в 1956 году известным норвежским путешественником Туром Хейрдалом. Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих», которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова — племени «короткоухих». В результате этой секретности, короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждние.
По просьбе Тура Хейрдала, группа из последних живущих на острове «длинноухих» воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытесывая их каменными молотками), переместили готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установили на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание и трех бревен, используемых как рычаги. На вопрос почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал МЕНЯ»[1]. Туземцы — участники эксперимента ‘ ‘сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая как это делать и заставля повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили все.
Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй, одновременно идет изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы, частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.
Оставалась загадка, почему «короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. Чешский исследователь Павел Павел выдвинул гипотезу, что моаи «ходили», перекантовываясь и, в 1986 году совместно с Туром Хейрдалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 20-тонную статую в вертикальном положении.
Из всех археологических чудес на Рано Рараку есть одно, о котором знает довольно мало туристов, и которое, пожалуй, самое необычное из всех.
Это бородатый Тукутури, который является единственным в своем роде моаи — он стоит на коленях. Поза Тукутури впоследствии была использована женщинами и мужчинами, которые участвовали в хоре во время фестивалей, известных как «Риу». В частности, певцы становятся на колени, немного наклоняют туловище назад и приподнимают голову. Также при этом исполнители, как правило, носят бороды (несложно заметить, что Тукутури бородатый).
Тукутури сделан из красного вулканического шлака, который можно найти, как уже упоминалось ранее, только в Пуна Пау. Тем не менее, он «сидит» на Рано Рараку, представляющий собой туфовый карьер. Некоторые сохранившиеся записи позволяют предположить, что эта фигура, возможно, связана с культом «тангата ману» — особым ритуалом-состязанием, в котором ежегодно соревновались поселенцы.
Косвенные намеки заставляют предположить, что это был последний моаи, которого сделали уже после того, как прекратили делать классические статуи моаи.
Остров Пасхи
Знаменитые статуи острова Пасхи принесли ему всемирную известность. Много веков эти гигантские статуи – моаи на местном наречии, бесстрастно взирают на людей. Никому ещё не удалось полностью разгадать их тайну.
Первоначально остров был заселён полинезийскими переселенцами в V в. По некоторым сведениям, в XV в. на Rapa Nui побывали инки. До появления европейцев местное население делилось на две касты – привилегированную и подчинённую. Знаменитые моаи строили люди высшей касты.
С какой целью сооружались статуи, кого они изображают, как перемещались на большие расстояния, остаётся тайной острова Пасхи.
Статуи Моаи и их строители
Пик сооружений моаи пришёлся на XIII-XV вв. Первые скульптуры величиной с человека изготовлялись из базальта. Затем местные мастера перешли на вулканический туф, который был в изобилии в кратере потухшего вулкана Rano Raraku. Постепенно росли их размеры и вес – до 10 метров и 20 тонн.
Изготовление статуй начиналось прямо в породе каменоломни. Мастера обозначали контуры туловища без ног и высекали угловатые черты лица. По гипотезам, в стилизованной форме изображались вожди островных кланов или умершие родственники. Неудачные заготовки бросались, и мастера принимались за новые. В конце работы статую отделяли от породы, и она скатывалась вниз. У подножия каменоломни её устанавливали вертикально, и дорабатывали заднюю часть головы, спину и туловище.
Различают два вида моаи. Старшие по возрасту скульптуры – больших размеров и с узкими лицами, находятся на склонах кратера Rano Raraku по грудь в породе. Статуи меньших размеров расположены по побережью. Они имеют каменные шапки и более широкий овал лица.
Следующий этап – транспортировка на место установки. В некоторых случаях оно находилось более чем в 20 км от кратера. Местная легенда гласит, что моаи сами шли к нужным местам. По исследованиям учёных, статуи действительно передвигались в вертикальном положении.
Считается, что при этом использовались деревянные сани, на которые моаи водружались с помощью просунутых под них брёвен-рычагов. По другой гипотезе, использовались тросы, что, при удалённом наблюдении, могло создать иллюзию самостоятельного передвижения. Повреждённые при транспортировке статуи можно видеть на старинных дорогах острова.
На месте назначения моаи с шапками устанавливались на большие платформы – ahu, сооружаемые из идеально подогнанных друг к другу камней. Подготовка оснований по сложности и трудоёмкости немногим уступает изготовлению собственно скульптур. Завершающий этап – закрепление глаз из вулканического стекла.
Со временем местные кланы втянулись в своеобразное соревнование по установке статуй. Их количество достигло тысячи, и они выстроились в сплошную линию вдоль побережья. Увеличивались и их размеры. В карьере Rano Raraku можно видеть незавершённую гигантскую статую высотой 20 метров и весом 270 тонн.
Первые высадившиеся на Rapa Nui европейцы увидели перед собой пустынный остров. Научные исследования достоверно доказали, что к моменту заселения он утопал в тропической зелени. Что же случилось с островом? Первым поселенцам природные ресурсы казались неисчерпаемыми. В разразившейся спустя несколько веков экологической катастрофе определяющую роль сыграл будущий туристический феномен острова Пасхи. Леса нещадно вырубались не только для изготовления деревянных саней и рычагов, но и для подготовки всё новых мест установки статуй.
Природа не прощает пренебрежения её законами. Вырубка лесов повлекла за собой эрозию и истощение почвы. Урожаи резко упали. На острове начались вооружённые конфликты между кланами за контроль над оскудевшими ресурсами. Изображения копий и кинжалов на камнях острова подтверждают этот вывод. Противоборствующие кланы опрокидывали моаи соперников и разрушали их. Напоминавший рай Rapa Nui превратился в сущий ад: дело дошло до каннибализма.
Невозмутимыми остались только истуканы острова Пасхи, в жертву которым было принесено его благополучие. Но местным жителям было уже не до них. Такова единственная разгаданная тайна Rapa Nui.
На острове почти не осталось деревьев. Из них едва можно было построить небольшие лодки для рыболовства, но не корабли. Немногочисленным оставшимся в живых островитянам осталось провожать завистливым взглядом парящих в небе птиц.
История острова Пасхи
На этом фоне в рамках поклонения полинезийскому богу Макемаке на острове возник культ человека-птицы. Каждый год самые подготовленные воины кланов проводили опасные соревнования. Им нужно было доплыть до островка Motu Nui, найти яйцо птицы чёрной крачки, и доставить его на Rapa Nui. В прибрежных водах обитало множество акул. Вождь клана победителя объявлялся человеком-птицей года, и земным воплощением бога Макемаке. Сам победитель награждался. Его клан в течение этого года занимал привилегированное положение.
В церемониальной деревне Orongo, близ которой проводились соревнования, найдены около полутысячи петроглифов. Считается, что их авторы – человеко-птицы.
Драматические события развернулись на острове в 1862 г. На нём высадились перуанские работорговцы, и увезли с собой всё работоспособное население. Большая их часть погибла от болезней и тяжёлых условий труда. Благодаря вмешательству Франции оставшихся в живых людей удалось вернуть. Они принесли с собой новые болезни, которые ещё более сократили численность островитян. К моменту чилийской аннексии Rapa Nui в 1888 г. здесь проживало менее двух сотен людей.
Чилийские миссионеры отобрали у местных жителей большую часть земель. В рамках рьяного насаждения христианства они уничтожили уникальные артефакты, включая относящиеся к имевшейся у аборигенов собственной системы письменности ронго-ронго. До наших дней дошли лишь несколько табличек, ключ к письменам которых пытаются разгадать учёные.
Строительство таинственных скульптур навлекло на остров много несчастий. Но они же в настоящее время стали раскрученным туристическим брендом. Остров включён в перечень ЮНЕСКО и привлекает множество состоятельных путешественников (цены здесь очень высокие). Среди них наиболее популярны кратеры Rano Raraku и Rano Kau. Добравшись до них такси, пешком, лошадях или велосипедах, туристы видят фрагменты незавершённых статуй. По ним можно получить чёткое впечатление об этапах изготовления. Большинство моаи острова Пасхи находится именно в окрестностях Rano Raraku.
Но не скульптурами едиными жив турист на острове Пасхи. На нём есть два песчаных пляжа. Главным считается пляж Anakena с белым песком и пальмами. Он удобен не только для купания, но и для сёрфинга. Неподалеку находятся моаи. Другой пляж – Playa Ovahe, с розоватым оттенком песка, окаймлён живописными скалами.
Малоизвестная достопримечательность Rapa Nui – множество интересных пещер. Из официально причисленных к рангу туристических, наиболее посещаемы Ana Kakenga и Ana Te Pahu.
Путешествие на остров Пасхи
Экстремальная географическая удалённость острова Пасхи не мешает регулярным авиарейсам чилийской компании LAN Airlines. Внутренний перелёт продолжительностью 5 часов производится из Сантъяго. Ориентировочная стоимость билета – 650 EUR. В аэропорту Rapa Nui производит промежуточную посадку авиарейс Сантьяго – Таити. Есть также прямой рейс из столицы Перу Лимы. Для россиян предпочтителен первый вариант. Посещение Чили и, естественно, острова Пасхи, у них безвизовое.
Самый подходящий период для посещения – с октября по апрель, когда океанская вода прогревается до 20–23 0 C. В остальные месяцы часто идут дожди. В конце января на острове проходит яркий танцевальный фестиваль. В нём, кроме местных фольклорных ансамблей, участвуют и таитянские. Одновременно происходит оригинальный конкурс красоты, в котором вместе с девушками участвуют и их родственники. Красота девушки обязательно должна быть дополнена мастерством родственников в рыбной ловле и ткачестве.
Не менее оригинальна на острове система оплаты за посещение его достопримечательностей. По прибытии в местный аэропорт Mataveri следует приобрести надеваемый на руку браслет. Его стоимость для иностранцев – 50 USD, а срок действия – 5 дней. Браслет даёт право на многократное посещение всех объектов, за исключением церемониального центра Orongo и бывшего вулкана Rano Raraku, которые можно осмотреть один раз. До внедрения браслетов значительное количество состоятельных (других здесь не бывает) туристов норовило уклониться от оплаты.