тотемское барокко список храмов

Тотемское барокко

тотемское барокко список храмов. Смотреть фото тотемское барокко список храмов. Смотреть картинку тотемское барокко список храмов. Картинка про тотемское барокко список храмов. Фото тотемское барокко список храмов

тотемское барокко список храмов. Смотреть фото тотемское барокко список храмов. Смотреть картинку тотемское барокко список храмов. Картинка про тотемское барокко список храмов. Фото тотемское барокко список храмов

Стиль тотемского барокко – «русский стиль морских открытий».

Тотьма – город мореходов. Музейный список тотемских купцов-мореплавателей состоит более чем из 30 имен. Всего же в 1740-х – 1780-х годах компаниями тотьмичей (из которых наиболее знаменитыми были компании Холодиловых и Пановых) было снаряжено 20 экспедиций в Тихий океан: больше, чем отправили купцы Вологды и Москвы, вместе взятые. Это пятая часть всех известных частных русских экспедиций, результатом которых вслед за правительственными походами Гвоздева-Федорова, Беринга-Чирикова явился такой феномен, как Русская Америка. А мореходные карты XVIII века по традиции украшались рисованными свитками-картушами. По мнению тотемского краеведа С.М.Зайцева, тотемское барокко есть каменная летопись русского «открытия Америки», «русско-американское барокко».

Храмы-парусники – это своеобразные памятники русским Колумбам, совершившим русское открытие Америки, памятники путешественникам и промышленникам, русским, камчадалам, алеутам, эскимосам, индейцам, кровью которых создавались «избытки капитала», всем жертвам, погребенным в Новом Свете. Среди них есть и тотемские моряки.

Вершина тотемского барокко – это Никольская церковь, построенная Пановыми, – так именуется в «Известиях Императорской Археологической комиссии» храм Входа Господня в Иерусалим (1789 г.). На одной этой церкви девять разновидностей клейм, а пышность 20-метрового иконостаса храма потрясала очевидцев.

тотемское барокко список храмов. Смотреть фото тотемское барокко список храмов. Смотреть картинку тотемское барокко список храмов. Картинка про тотемское барокко список храмов. Фото тотемское барокко список храмов

Источник

Тотьма — город солеваров и мореходов

Этот рассказ — второй из нашей трилогии о городах «Северного речного пути», а первым был уже опубликованный рассказ про Вологду (Вологда — несостоявшаяся столица Ивана Грозного), где во введении объясняется, что такое этот речной путь (его маршрут воспроизведён на карте 1 ниже). Заключительным повествованием трилогии является рассказ о Великом Устюге, который можно почитать здесь: Великий Устюг — город храмов и иконостасов. Часть 1

Итак, переходим к Тотьме.

тотемское барокко список храмов. Смотреть фото тотемское барокко список храмов. Смотреть картинку тотемское барокко список храмов. Картинка про тотемское барокко список храмов. Фото тотемское барокко список храмов

Историческая справка

Тотьма — совсем небольшой город (сейчас — около 10 тыс. жителей), но с поразительно интересной историей и сохранивший значительную часть старинной застройки. Формально датой основания города считается 1137 год, когда в одной новгородской летописи упоминается «погост Тошма». Но это было другое поселение, ниже по течению Сухоны, и оно было разорено в результате набега казанских татар в 1539 г. Жители перебрались на высокий холм в месте впадения речки Песья Деньга («песчаная речка» в переводе со старославянского и угро-финского) в Сухону и построили там деревянную крепость, вокруг которой и возник со временем нынешний город. Ещё в 15-м веке в этих местах были обнаружены соляные источники, и добыча соли на многие годы стала одним из главных занятий местных жителей, а сам город назывался Соль Тотемская (по аналогии с другими местами добычи соли — Солью Вычегодской, Солью Камской и др.). На берегах небольших местных речушек были устроены варницы — предприятия по производству соли. 5–6% процентный соляной раствор бадьями поднимали из глубоких шахт на поверхность и затем выпаривали соль в огромных сковородках (цренах) над круглосуточно горящими печами. Добыча соли продолжалась в Тотьме вплоть до начала 19-го века, когда было начато её промышленное производство на озёрах Эльтон и Баскунчак на юге России, с которыми Тотьма уже не смогла конкурировать.

В 17-м веке Тотьме повезло ещё раз: она оказалась на Северном речном пути из Вологды в Архангельск, по которому осуществлялась вся внешняя торговля России в то время (см. введение к рассказу про Вологду). Каждый год через город проходило от 500 до 1000 судов, в нем возникли дворы русских и иностранных купцов, а также представительства иностранных торговых миссий. Торговля и соледобыча привели к процветанию Тотьмы, сделав её одним из наиболее богатых российских городов. Когда после падения Казанского ханства началось активное освоение Урала и Сибири, Тотьма снова не оказалась в стороне — через неё проходил торговый путь на восток по рекам Сухоне, Вычегде и далее волоком до Камы. Поэтому, когда в начале 18-го века Пётр I закрыл торговлю через Архангельск, тотемские купцы не растерялись и полностью переключились на освоение сибирского и дальневосточного направлений, добившись поистине феноменальных финансовых результатов.

С середины 18-го века начинается поистине фантастический период в истории Тотьмы, когда местные купцы приступили к организации и финансированию экспедиций на Дальний Восток, Аляску и Алеутские острова. Началось всё в 1747 году, когда купцы братья Холодиловы снарядили на Камчатке судно «Св. Иоанн» для плаванья к Командорским островам. Далее к организации промысловой деятельности присоединяются купцы Пановы, Черепановы и другие, которые в общей сложности снарядили около 20 экспедиций на Тихом океане. Целью всех этих экспедиций была добыча пушнины на Алеутских островах, и между делом — освоение новых территорий и открытие новых земель. Добывались шкурки калана («морской бобёр»), песца и чернобурой лисицы, которые в изобилии водились на этих островах. Русские первыми из европейцев туда добрались, и в течение примерно 30 лет хищнически истребляли местных пушных зверей, периодически вступая в кровопролитные конфликты с местными алеутами. Затем пушной промысел взяли под контроль российские власти (организовавшие впоследствии Русско-Американскую компанию), и частная инициатива в добыче пушнины была прикрыта. Тотьмичи, тем не менее, успели за это время очень хорошо заработать, вывезя порядка 20 процентов всей пушнины, добытой на Алеутских островах.

тотемское барокко список храмов. Смотреть фото тотемское барокко список храмов. Смотреть картинку тотемское барокко список храмов. Картинка про тотемское барокко список храмов. Фото тотемское барокко список храмов

Трудно сказать, в силу каких причин, но особенно преуспели тотемские купцы в добыче шкур чёрнобурой лисы. Часть островов Алеутской гряды, где этих лис ловили, даже назвали «Лисьими островами» (сейчас, естественно, Fox Islands). Именно поэтому лиса фигурирует на гербе Тотьмы (см. выше), утвержденном Екатериной II в 1785 году, якобы с комментарием, что «жители сего города в ловле сих зверей упражняются». Неудивительно поэтому, что в городе есть аж два памятника озолотившей его лисе: один на высоком берегу Сухоны (фото 1), а другой — в самом центре (фото 2). Кроме того, в центре Тотьмы в 2005 г. установили также памятник российским мореходам и землепроходцам (фото 3). Он представляет собой ладью, на парусе которой заметны очертания тотемских храмов.

Источник

ПО СЛЕДАМ ТОТЕМСКОГО БАРОККО

На создание проекта «По следам тотемского барокко» авторов вдохновила яркая и узнаваемая деталь архитектурного облика Тотьмы – картуши на стенах тотемских храмов. Они представляют собой часть стены, выступающую на треть кирпича и обрамленную валиком кирпичного набора. Внутри контура картушей можно встретить звезды, кресты, трилистники, раковины. Зародилась эта традиция в середине XVIII века: предполагается, что старейшие из сохранившихся картушей украшают тотемскую Успенскую церковь. Картуши – визитная карточка Тотьмы: эмблемы многих предприятий и учреждений города выполнены в стиле этих архитектурных орнаментов.

За последние несколько лет картуши стали не только своеобразным символом города, но и средоточием общественной активности тотьмичей. Предысторией проекта стал проходивший в 2013 году конкурс «Россия – 10», организованный Русским географическим обществом и телеканалом «Россия – 1». Одним из номинантов от Вологодской области были тотемские картуши. Конкурс имел большой общероссийский резонанс, но для нас настоящим открытием оказалось то, как тотьмичи сплотились вокруг этой идеи. Мы все поверили, что живем в уникальном городе, историей которого можем гордиться. В итоге тотемские картуши оказались самой популярной вологодской достопримечательностью, вышли в третий тур конкурса и заняли 20-е место среди 800 объектов со всей страны.

Этот успех сподвиг на дальнейшие размышления о феномене тотемских картушей, и осенью 2013 года родилась идея подготовить посвященное им издание. Характерный элемент тотемской барочной архитектуры, картуши, тем не менее, недостаточно изучены, не было и серьезного обобщающего труда о храмах Тотьмы. Работу по сбору материала начали краевед Александр Кузнецов, директор ТМО Алексей Новосёлов и сотрудник ТМО, фотограф Александра Гросс. В ходе работы команда проекта совершила ряд экспедиций по Тотьме, ее окрестностям, а также в Костромскую область, где также существуют церкви с картушами.

В ходе проекта к авторам подключились юные краеведы из секции туризма и краеведения Тотемского центра дополнительного образования и начинающие художники из Петровской школы изучили историю десяти храмов, построенных в стиле «тотемского барокко», попутно собирая воспоминания старожилов, и зарисовали все храмы вместе с разновидностями картушей на их стенах. Лучшие работы и рисунки вошли в подарочный альбом «По следам тотемского барокко», который вышел в декабре 2016 года.

Книга не претендует на научную полноту и всеохватность – не случайно авторы обозначили ее жанр именно как альбом-путеводитель. По их замыслу, издание должно подтолкнуть ученых к дальнейшему, более глубокому изучению темы тотемских картушей, а широкому кругу читателей дать возможность заинтересоваться Тотьмой и, возможно, побывать в этом замечательном городе.

В июне 2017 года авторы книги Александр Кузнецов и Алексей Новосёлов выиграли тревел-грант на путешествие в Бурятию и Иркутскую область для знакомства с сохранившимися на территории Прибайкалья памятниками тотемского стиля. В ходе поездки были выявлены новые памятники, ранее не отмеченные на страницах издания.

В октябре 2017 года альбом «По следам тотемского барокко» стал «Вологодской книгой года-2017», выиграв в номинации «Книга книг» конкурса, проводимого областной универсальной научной библиотекой имени Бабушкина.

В 2018 году выпущено второе издание альбома, исправленное и дополненное.

Источник

Забытые храмы тотемского барокко

тотемское барокко список храмов. Смотреть фото тотемское барокко список храмов. Смотреть картинку тотемское барокко список храмов. Картинка про тотемское барокко список храмов. Фото тотемское барокко список храмов

Удивительно, но друзья в ЖЖ не забыли поздравить меня с днём рождения (я увидел эти поздравления только сейчас, спустя 2 недели). Среди поздравлений вклинилось пожелание писать в ЖЖ почаще.

Погрустил немного над этой фразой. Прошли те времена, когда в ЖЖ можно было так просто написать свои мысли. Плюс дел много, времени, как обычно, нет. Какие-то отдельные размышленизмы вклиниваются в стену ВК. А написать, действительно, есть о чём.

тотемское барокко список храмов. Смотреть фото тотемское барокко список храмов. Смотреть картинку тотемское барокко список храмов. Картинка про тотемское барокко список храмов. Фото тотемское барокко список храмов

Зашугомье и интересно тем, что оно далеко и в глуши. У прекраснодушных материалистов ХХ столетия просто не дошли сюда руки. Церковь целёхонькая. Даже шпиль колокольни ещё не упал.

тотемское барокко список храмов. Смотреть фото тотемское барокко список храмов. Смотреть картинку тотемское барокко список храмов. Картинка про тотемское барокко список храмов. Фото тотемское барокко список храмов

Внутри было что-то, что не нанесло церкви существенный урон. При желании, даже если собраться инициативной группой, не имея больших денег, можно внутри храма собрать печурку да молельную комнату устроить. Видимо, инициативы среди зашугомцев нет. Но даже без инициативы храм простоит еще долго.

Самое интересное в нём не внутри, а снаружи. Великолепные картуши! Те самые, тотемские. Притом картуши, каких даже нет в Тотьме: с киотами для икон. Интересно, какие иконы могли в них находиться?

тотемское барокко список храмов. Смотреть фото тотемское барокко список храмов. Смотреть картинку тотемское барокко список храмов. Картинка про тотемское барокко список храмов. Фото тотемское барокко список храмов

А вот это уже Чалово.

тотемское барокко список храмов. Смотреть фото тотемское барокко список храмов. Смотреть картинку тотемское барокко список храмов. Картинка про тотемское барокко список храмов. Фото тотемское барокко список храмов

тотемское барокко список храмов. Смотреть фото тотемское барокко список храмов. Смотреть картинку тотемское барокко список храмов. Картинка про тотемское барокко список храмов. Фото тотемское барокко список храмов

тотемское барокко список храмов. Смотреть фото тотемское барокко список храмов. Смотреть картинку тотемское барокко список храмов. Картинка про тотемское барокко список храмов. Фото тотемское барокко список храмов

тотемское барокко список храмов. Смотреть фото тотемское барокко список храмов. Смотреть картинку тотемское барокко список храмов. Картинка про тотемское барокко список храмов. Фото тотемское барокко список храмов

По соседству с Чаловской церковью только родник. Святой, разумеется. Говорят, из Солигалича сюда ездят, во всяком случае, в летнее время. В зимнее мы ехали сюда на снегоходе местного предпринимателя, который зажигал нас мыслью восстановления сельской жизни на севере Солигаличского района. Зажёг. Порадовались за энтузиастов родного края.

Источник

Тотемское барокко

Тотьма – один из старейших городов Вологодской области, город неповторимой, особенной архитектуры, своеобразной визитной карточкой которой являются изысканные орнаменты, украшающие фасады тотемских храмов – картуши.

Картуш – элемент декора стиля барокко. Выглядит он как свиток с завитками, на котором помещают гербы, иконы, сюжеты настенной живописи, надписи. В отличие от обычных – лепных, резных или рисованных – тотемские картуши представляют собой часть кладки стены (что объясняет их долговечность). Их поля покрыты цветами и раковинами, крестами и звездами или оставлены совершенно чистыми.
В 1962 году доктор архитектуры П. Тельтевский изучил пять тотемских храмов и первым сделал вывод, что все они представляют собой собственную архитектурную школу барокко XVIII века. Заметим, что иметь свою школу – это привилегия столиц и крупных центров культуры.

Стиль тотемского барокко – «русский стиль морских открытий». Тотьма – город мореходов. Музейный список тотемских купцов-мореплавателей состоит более чем из 30 имен. Всего же в 1740-х – 1780-х годах компаниями тотьмичей (из которых наиболее знаменитыми были компании Холодиловых и Пановых) было снаряжено 20 экспедиций в Тихий океан: больше, чем отправили купцы Вологды и Москвы, вместе взятые. Это пятая часть всех известных частных русских экспедиций, результатом которых вслед за правительственными походами Гвоздева-Федорова, Беринга-Чирикова явился такой феномен, как Русская Америка. А мореходные карты XVIII века по традиции украшались рисованными свитками-картушами. По мнению тотемского краеведа С.М.Зайцева, тотемское барокко есть каменная летопись русского «открытия Америки», «русско-американское барокко».

Воздвигая храмы как памятники своим успехам и престижу (от «избытка капитала»), тотемские купцы вели своеобразное соревнование, в результате которого шло развитие тотемского барокко, эволюция картушей. «А между верхними и нижними окнами клейма сделать как наилутче возможно», – оговорено в контракте купца Степана Яковлевича Черепанова на строительство Троицкой церкви. Здесь же открылись и первые имена зодчих тотемского стиля – Федор Иванов Титов и его сын Максим. Клейма – вот оригинальное название картушей.

Храмы-парусники – это своеобразные памятники русским Колумбам, совершившим русское открытие Америки, памятники путешественникам и промышленникам, русским, камчадалам, алеутам, эскимосам, индейцам, кровью которых создавались «избытки капитала», всем жертвам, погребенным в Новом Свете. Среди них есть и тотемские моряки.
Вершина тотемского барокко – это Никольская церковь, построенная Пановыми, – так именуется в «Известиях Императорской Археологической комиссии» храм Входа Господня в Иерусалим (1789 г.). На одной этой церкви девять разновидностей клейм, а пышность 20-метрового иконостаса храма потрясала очевидцев.

Известно около пятидесяти видов тотемских картушей. Число памятников тотемского стиля приближается к тридцати. Две трети – в рамках бывшего Тотемского уезда, часть – в Солигаличском районе Костромской области, Котласском районе Архангельской области, в Забайкалье. Все это говорит о том, что тотемское барокко – не узкая местная школа. Как ему и подобает, русско-американское барокко разметнулось на полсвета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *